Что такое шагающий бас
Шагающий бас на акустической гитаре
Освоив шагающий бас на акустической гитаре, вы сможете эффектно аккомпанировать не только самому себе, но и солисту. Техника часто встречается в блюзе и джазе, но умение применять ее пригодится любому гитаристу, вне зависимости от любимого жанра музыки.
Шагающий бас (walking bass) — это непрерывное, ритмически равномерное ведение линии баса, преимущественно по секундовым интервалам, с использованием аккордовых и проходящих звуков. Впервые данная техника была применена в 1930-е годы Уолтером Пэйджем — контрабасистом оркестра Count Basie.
Когда вы играете шагающий бас на акустической гитаре, то создается впечатление, что одновременно звучит два инструмента — бас и гитара. Среди настоящих мастеров данной техники стоит выделить Мартина Тейлора, Пата Метини и Така Андреса.
На первую долю такта всегда играется тоника аккорда. Если же на один такт приходится сразу 2 аккорда, то тоника играется на первую и третью долю. На вторую и четвертую, то есть на слабые доли, играется нота, отличающаяся от тоники следующего аккорда на полтона.
Параллельно линии баса добавляйте терции, кварты и септимы. Как правило, они приходятся на первую и третью доли, а также на восьмые доли первой и третьей четверти.
Советуем начинающим гитаристам потренироваться на нашем примере, после чего вы сможете самостоятельно играть шагающий бас на акустической гитаре.
Как сделать шагающий бас
Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы разберём некоторые принципы, опираясь на которые можно сделать шагающий бас.
Итак, нам нужно чтобы звучало нормально. И как этого вообще добиться?
рис. 1
То есть к тонике до (если мы хотим перейти в до мажорный аккорд) мы можем перейти как раз через ноту си.
рис. 2
Иначе может звучать не очень хорошо и более опытные музыканты (а может и простые слушатели) это услышат.
Нужно очень осторожно использовать третью и седьмую ступени. Что это собственно за ступени?
Поэтому если у нас звучит До мэйдж к примеру, то лучше не играть в басовой линии си бемоль иначе будет звучать нехорошо.
рис. 3
Аналогично в аккорде Bbm7.
Это же касается и третьей ступени, лучше не делать акцент на минорной 3-ей ступени когда звучит мажор, а если и играть её, то очень осторожно как проходящую (типа как когда играем хроматическую гамму в нашем басу (об этом поговорим в самом конце статьи)).
Также помните: хотя по-идее нам и можно использовать арпеджио аккордов, на которые мы играем бас лучше на сильную долю каждого нового аккорда играть именно его первую ступень (тонику). Вначале это также лучше себе взять за правило.
Ну и напоследок, в шагающем басу хорошо использовать хроматическую гамму. Например, в этом переходе сыграть так:
рис. 4
На рисунке 4 мы показали как использовать хроматизм. Ещё мы отметили важность перехода именно в тонику нового аккорда.
Кстати, хроматическая гамма у нас написана по определённым правилам, читайте о них здесь: https://gorstorehov.com/page/chto-takoe-ladovaya-alteraciya.
Ну и попробуем сделать шагающий бас, руководствуясь описанными выше принципами. Поиграем его на темку Just Friends.
Jim Stinnett. Шагающий бас в Ре-миноре
Джим Стинет рассказывает как обыграть на бас гитаре статическую гармонию (когда один аккорд звучит более четырех тактов). Он показывает насколько важно мыслить мелодически при игре шагающего баса и как при этом развить фразировку в ваших линиях. Основа его упражнений — запоминание маленьких мелодий внутренним слухом.
В этом уроке я хотел бы поговорить об одной достаточно сложной для понимания концепции. Многие студенты спрашивают: «Как обыграть на бас гитаре один аккорд, например ре минор?» И очень часто слышат один и тот же неправильный ответ: просто импровизируй по ре дорийскому ладу!. Это очень плохое описание для хорошей модальной игры.
Играйте мелодии! Короткие однотактовые фразы, которые станут кирпичиками для построения хорошей линии являются ключом в данной ситуации. Вам не нужен для этого огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Очень важно затем транспонировать их в другие тональности и с практикой это даст вам больше свободы при игре по любой гармонии.
Часть 1. Простые мелодии.
Вот несколько типичных однотактовых мелодий. Играйте их вместе с аккомпанементом т.к. важно чтобы вы научились слышать их в контексте.
Пример 1. Однотактовые мелодии.
Часть 2. Еще примеры однотактных мелодий.
Используйте тот же метод, что и в первой части для изучения следующих примеров.
Пример 2. Новые мелодии.
Пример 3. Новые мелодии.
Пример 4. Новые мелодии.
Очевидно, вы можете создать огромное количество 2-х, 4-х и 8-ми тактных мелодий используя различные комбинации однотактных фраз. Сфокусировав свои занятия на этих фразах вы быстро будете запоминать их звучание и аппликатуру. Ваша цель — выработать мышечную память в связке со слуховой памятью, что в дальнейшем поможет вам чувствовать себя более свободно. Вы просто будете использовать свою слуховую память для построения мелодичных длинных линий.
Еще раз повторюсь: вам не нужен огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Остальное за вас сделают ваши уши!
UPDATE: Все упражнения и фразы Джим Стиннет показывает на своем YouTube канале Real Bass Lessons и я рекомендую на него подписаться, так как там публикуется очень полезный материал на мой взгляд. Данный урок освещен в двух частях, которые я публикую здесь.
Урок 4. Бас-гитара в аранжировке
На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.
Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.
Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.
Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.
Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.
Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.
Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.
На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.
Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.
Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции
Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)
В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.
Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:
Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.
В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:
Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:
Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)
Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)
Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)
2. Риффовый бас.
Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса
Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)
Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)
3. Рок-бас
Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:
4. Латиноамериканский стиль
Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)
5. Фанк и диско
Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)
Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.
6. Дублирование гитары
Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»
Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.
Шагающий бас
День добрый! 🙂 Сегодня я бы хотел поговорить про шагающий бас.
В простом варианте шагающего баса используются четвертные ноты, которые обыгрывают гармонию пьесы. Чтобы грамотно прописать шагающий бас на аккордовую сетку пьесы, надо в первую очередь знать, как строятся аккорды и какими они бывают.
Вот основные аккорды, которые используют в эстрадной музыке взятые от звука до (эти же аккорды могут быть взяты и от других звуков):
Это основные аккорды, но есть и другие. Вы познакомитесь с ними ближе, когда будете изучать джазовую музыку.
Чтобы написать простой вариант шагающего баса на эти аккорды, для начала напишите под каждым аккордом, появляющемся в гармонии, его тонику. В основном остальные четвертные ноты надо будет записать, используя аккордовые звуки гармонии.
Скажем, если аккорд до мажор, то используйте ноты — до, ми, соль. Поэкспериментируйте с этими нотами и слушайте больше джаза, чтобы запомнить на слух стандартные басовые ходы.
Для более развернутого баса можно использовать вводные, проходящие и вспомогательные ноты. Но только для начала научитесь их использовать так, чтобы на первую долю такта всё равно приходилась тоника аккорда, а на третью долю чтобы обязательно был аккордовый звук (желательно терция или септима).
Вводные звуки — это хроматические ноты, которые не входят в диатоническую гамму, соответствующую данному аккорду. Для аккорда до мажор вводными звуками в тонику будут — си и ре бемоль. Вводный звук при этом надо разрешать в аккордовый, чтобы не нарушать гармонию пьесы.
Вспомогательные ноты — это ноты из гаммы, соответствующей данному аккорду. Вот эти гаммы и аккорды:
При использовании вспомогательных нот, будьте уверены, что они все равно приводят к аккордовым звукам. По началу старайтесь использовать меньше вспомогательных нот и еще меньше вводных. Делайте упор на аккордовые звуки. Играйте больше джаза и снимайте на слух шагающий бас. Это научит вас тому, как это звучит у профессионалов. Успехов! 🙂