Что такое шариатский патруль
«Стоять, мусульманский патруль!» Как насаждали шариат на улицах Запада
Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc// Wikimedia Commons
Появившееся в Москве движение «Стоп харам», пресекающее распитие алкоголя и курение табака, не изобретение столичных приверженцев ислама. «Шариатскиме патрули» активно действовали в последние годы в Западной Европе. Позже выяснилось, что создатели вызвавших огромный резонанс «патрулей» были тесно связаны с ИГИЛ* и другими террористическими группировками.
Первый такой «патруль» появился в декабре 2012 года в районе Бетнал Грин (восточный Лондон). По улицам ездила машина, из которой молодые бородатые люди — принявшие ислам британцы Джордан Хорнер и Рикардо Макфарлейн — выкрикивали в мегафон требования соблюдения законов шариата так, как они действуют в странах Персидского залива.
— Перестаньте держаться за руки! Это мусульманский район! — обратились «патрульные» к гулявшим по улице Анне Реддифорд и Джошуа Билтону, а когда те не подчинились, перегородили им своим автомобилем дорогу для подтверждения того, что это вовсе не шутки.
13 января 2013 года Хорнер вместе с ещё одним молодым «патрульным» пристали в районе Степни (восточный Лондон) к прогуливавшейся парочке, назвав девушку из-за её одежды шлюхой. Когда же Клара Койл заявила «Это Великобритания! Я одеваюсь как хочу!», Хорнер ответил ей: «Убирайся отсюда прямо сейчас. Мы — мусульманский патруль, а рядом мечеть».
За этим последовали рейды против употреблявших алкоголь на улице, видео убеждения которых выкладывалось в Интернет, и расклейка соответствующе информирующих стикеров. Впрочем, без насилия участники «мусульманского патруля» не обошлись.
Реакция Скотленд-Ярда оказалась достаточно быстрой. Троица «патрульных» была задержана и 6 декабря 2013 года осуждена на длительные тюремные сроки: Хорнер получил 17 месяцев тюрьмы, Макфарлейн — 14 месяцев, их третий коллега, прошедший в СМИ неназванным, — 6 месяцев.
— Эти люди были членами самозваного мусульманского патруля, они угрожали, запугивали и даже нападали на людей, которых считали ведущими себя не по-исламски, — отметил перед судом прокурор. — Мужчины приставали к людям в районах восточного Лондона, которые, как они утверждали, являются мусульманскими и где, по их мнению, действуют иные законы.
Немаловажная деталь, позволяющая понять, что всё описанное было не просто выходкой юнцов. Хорнер, принявший ислам под именем Джамаль Уддин, входил в окружение Анджема Чаудари, ещё в 1990-е годы бывшего одним из лидеров действовавшей в Лондоне радикальной исламистской организации «Аль-Мухаджирун», после запрета воссозданной под названием Islam4UK.
Чаудари открыто призывал к введению в Британии законов шариата, устраивая марши против продажи алкоголя в магазинах, а попутно вербуя молодых людей (в том числе из обращённых им в радикальный ислам британцев) в ряды террористов как за рубежом, так и в самой Британии. Отправить его за решётку удалось лишь 17 августа 2016 года, когда суд смог доказать, что проповедник и его сын к тому времени присягнули на верность ИГИЛ* и проповедовали идеи этой организации. Ранее, когда в 1999 году Чаудари открыто вербовал боевиков на войну в Чечне, британские власти не проявляли к нему особого интереса.
Фото © Truth Uncensored
— Считается, что он (Анджем Чаудари. — Прим. Лайфа) вдохновил по крайней мере 110 британцев на совершение террористических актов, — отметила тогда британская газета The Daily Mail. — П олиция также полагает, что он помог вдохновить до 850 фанатиков ехать в Сирию, чтобы воевать в рядах «Исламского государства». Его запрещённая ныне радикальная группировка имела связи с организаторами 15 терактов, в том числе убийства Ли Ригби (барабанщик британской армии, зарезанный двумя исламистами средь бела дня на улице Лондона 22 мая 2013 года.— Прим. Лайфа) и терактов 7/7 (взрывы в лондонском метро 7 июля 2005 года. — Прим. Лайфа).
Второй патруль появился в начале сентября 2014 года в немецком городе Вуппертале (земля Северный Рейн — Вестфалия). Здесь число участников его было большим (11 человек), и они действовали в ярко-оранжевых светоотражающих накидках с надписью Shariah Police на спине. Лица свои «патрульные», запрещавшие на улицах местным жителям употребление алкоголя, азартные игры и музыку, скрывали, кроме их вождя — 33-летнего немца Свена Лау, принявшего в 1999 году ислам в салафитской (нетрадиционной) версии.
От насилия «шариатские полицейские» воздерживались, и, скорее всего, обдуманно, так как целью акции было подчеркнуть амбиции местных салафитов. Лау параллельно проводил один за другим митинги, где со своими сторонниками привлекал новых членов в ряды салафитов.
— Сообщество исламистов в Германии растёт без остановки. Всё это делает почву для джихада более благодатной. Салафиты хотят создать в Германии исламское государство, — заявил весной 2015 года руководитель Федерального ведомства по защите конституции Ханс-Георг Маасен (подробнее о деятельности салафитов в Германии рассказывается в другой статье Лайфа).
— Салафитские проповедники, такие как Лау, создают благодатную почву для радикализации молодых людей. Они призывают молодёжь присоединиться к джихадистским террористическим группировкам в Сирии и Ираке, — отметил по поводу его ареста министр внутренних дел земли Северный Рейн — Вестфалия Ральф Йегер.
* Организации запрещены в России Верховным судом РФ.
Кто такие шариатские патрули и что они делают в центре России?
Группы рядовых хулиганов, прикрывающиеся исламом, или ваххабиты, которые обнаглели уже настолько, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях? Действительно ли Татарстану грозит превратиться в Дагестан на Волге? Какое отношение ко всему этому имеет Сирия? И что здесь все-таки происходит на самом деле?
«Я русский патриот, но это не мешает мне оставаться татарином. И я не хочу, чтобы мой родной Татарстан превращался в Дагестан на Волге», — считает очевидец событий, молодой человек по имени Рамиль, живущий в селе Базарные Матаки, что в 137 километрах от Казани. До Москвы от этого села всего несколько часов езды. До Сирии намного дальше, но Сирия в этой истории, оказывается, намного ближе, чем может показаться на первый взгляд.
Мой друг и коллега, татарин, являющимся активным членом Общества русской культуры Республики Татарстан, исламовед — Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований исследованием проблем отнюдь не оптимистично смотрит на процессы, происходящие сегодня в Татарстане. Удивительно, но прокуратура Татарстана весьма своеобразно реагирует на сигналы об опасности, официально поступающие от исследователя. Так, в прошлом сентябре этим ведомством Сулейманову было вынесено предостережение «О недопустимости экстремистской деятельности» со ссылкой на результаты прокурорской проверки, которая не выявила никаких оснований для тревоги. То есть, получается, вместо борьбы с экстремизмом прокуратура Татарстана борется с теми, кто об этом пишет?
Нужно отметить, что первоначально поджоги церквей, которые в другом регионе России сразу стали бы темой номер один, в Татарстане всячески скрывали. Информации о них не было никакой, сообщать священникам в СМИ запрещалось категорически. Тем не менее, долго скрывать информацию на фоне продолжающихся поджогов стало невозможно.
Исламовед Сулейманов считает, что ваххабиты начинают себя вести все наглее, чиновники на местах при этом бездействуют, да и руководство республики предпочитает не замечать существующей проблемы. Между тем, на днях российские и казахстанские СМИ сообщили, что в один из праздничных дней после Нового года в райцентре Базарные Матаки (Алькеевский район Республики Татарстан) произошли стычки между представителями местного «шариатского патруля», среди которых немало гастарбайтеров, и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни».
Самое время предоставить слово Раису:
«В некоторых районах Татарстана появились „шариатские патрули“.
В социальных сетях информация об этом появилась раньше, чем в официальных СМИ. Так, 4 января 2014 года эту новость опубликовало интернет-сообщество «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки». «Три новости из райцентра Базарные Матаки – две хорошие и одна плохая», – так интригующе начинается новостное сообщение на стене данного интернет-сообщества. В качестве «хорошей новости» администраторы сообщества расценили то, что «в райцентре Базарные Матаки возобновилась активная деятельность движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни». «Но есть и дурная новость из Базарных Матак», сообщается в этой интернет-публикации. «Дурной новостью» активисты «Русских пробежек» посчитали то что «в райцентре перед Новым годом активизировались шариатские патрули ваххабитов». Однако в этой же публикации была ещё одна новость, которая вызывала несказанную радость участников интернет-сообщества (судя по комментариям на «стене»). «Вторая хорошая новость: ваххабитов в Базарных Матаках побили» – сообщалось на «стене» данного интернет-сообщества со ссылкой на активистов движения «Русские пробежки» из Татарии.
Практически одновременно новость об этом была опубликована в интернет-сообществе татарских национал-сепаратистов «Правые татары» в соцсети «Фэйсбук». Сепаратисты выражали солидарность с «несправедливо пострадавшими» (по их мнению) участниками ваххабитского «шариатского патруля», а активистов движения «Русские пробежки» назвали «русскими фашистами». Через некоторое время новость о стычке в Базарных Матаках (также с осуждением активистов русского движения) опубликовали сообщества татарских сепаратистов в соцсети «В контакте»: «Татарский общественный центр», «Азатлык», «Алтын Урда». Позже на странице «Правые татары» данная новость была опубликована повторно уже со ссылкой на одно из официальных информагентств, и проиллюстрирована русофобской картинкой, на которой участники движения «Русские пробежки» были изображены в виде свиней.
Пользователи соцсетей и блогов обратили внимание на тот факт, что на стороне ваххабитов в данном конфликте участвовали некие «гастарбайтеры из Средней Азии».
В этой связи ряд блоггеров вспомнил о том, что не так давно прокурор Татарстана Илдус Нафиков в одном из своих выступлений коснулся плачевной ситуации в Базарных Матаках, отметив как неудовлетворительную работу местных правоохранителей, так и тот факт, что местное предприятие ЖКХ активно использует
труд гастарбайтеров.
Следует напомнить, что о «шариатских патрулях» ваххабитов в райцентре Базарные Матаки ранее сообщали газета «Комсомольская правда» и информационное агентство «REGNUM». Нашему корреспонденту источник в мусульманском сообществе Татарстана рассказал о том, что «шариатские патрули» в Базарных Матаках действуют с 2010 года, и организованы они активистами ваххабитского сообщества «Ат-Такфир ва аль-Хиджра». В этих «патрулях» молодые татары ставшие приверженцами ваххабизма отрабатывают приёмы восточных единоборств на пьяных запоздалых прохожих, одновременно разъясняя им, что «Аллах запрещает употреблять алкоголь» и что «нужно пять раз в день читать намаз». Попутно у пьяных односельчан участники «шариатских патрулей» отнимают деньги и сотовые телефоны.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что подобную бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
В недавнем заявлении Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) отмечалось, что 3 года назад «члены террористической организации «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» в райцентре Базарные Матаки неоднократно угрожали местному священнику Андрею Зинькову и пытались поджечь его дом».
Для выяснения всех обстоятельств недавней стычки ваххабитов с представителями движения «Русские пробежки» корреспондент «Русской народной линии» отправился в село Базарные Матаки – административный центр Алькеевского района Татарстана (137 км от Казани).
В первых публикациях на некоторых интернет-ресурсах сообщалось, что столкновение в Базарных Матаках носит межнациональный, межэтнический характер, представляя собой «конфликт между русскими и татарами», либо (в другой версии)
Анзорейские патрули: от шариата до экстремизма
Дело о «патрулях» дошло до суда
По информации одного из адвокатов, Рамзана Узуева, задержанные по подозрению в экстремизме жители Лескенского района полностью признали свою вину. Он назвал это признание «компромиссным решением». Жалоб от подзащитных на условия содержания под стражей не поступало. Дело направлено в суд. На 18 августа в Урванском районном суде назначены предварительные слушания.
Следствие уверено в экстремизме
Термин «джамаат» образован от арабского «джамаа» – общество, коллектив, община. В традиционном исламе он обозначает религиозное объединение мусульман. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама, говорится в справке, опубликованной на «Кавказском узле».
Нальчикский горсуд решением от 22 июня 2021 года суд вновь продлил срок ареста обвиняемым. 22 марта суд продлевал срок ареста на три месяца. Защита обжаловала это решение, тем не менее 23 апреля Верховный суд Кабардино-Балкарии оставил решение нижестоящего суда без изменения.
Угрозы и избиения
В постановлении приводятся конкретные преступления членов группы. В частности, там указано, что с июня по ноябрь 2016 года (точная дата не установлена), участвуя в деятельности патруля, за несоблюдение норм ислама обвиняемые угрожали местной жительнице 1996 года рождения. В сентябре 2016 года за несоблюдение норм ислама один из обвиняемых, как указано в постановлении, нанес телесные повреждения жителю поселка 1993 года рождения.
Мать одного из арестованных Ислама Безрокова, Мария Апекова рассказала, что после того, как ее сына задержали, она пошла к человеку, который написал на него заявление. «Я ему сказала, что не собираюсь на него как-то давить, но мне хочется знать, что сделал мой сын. Он мне рассказал, что в 2016 году, когда он сидел в машине с девушкой, к нему подошел мой сын и сделал ему замечание, что это не соответствует нашим обычаям. При этом он сказал, что Ислам не трогал его даже пальцем, но другой парень, который был с Исламом, дал ему легкий подзатыльник. Вот и все, в чем виноват мой сын», – поделилась женщина.
В постановлении говорится, что в сентябре 2017 года за несоблюдение норм ислама телесные повреждения получил еще один житель поселка 1993 года рождения. Через год еще три человека – парень и две девушки, которые вечером находились на берегу речки, – получили в свой адрес угрозы от членов джамаата, утверждает следствие. Как рассказала одна из этих девушек в своих показаниях, угрозы они получили за прорези на джинсах и за позднюю прогулку.
В постановлении также упомянуты угрозы в адрес местных жителей «за несоблюдение норм ислама», озвученные одним из обвиняемых, который якобы выполнял прямое указание лидера сообщества, в феврале 2018 года, в июне 2019 года и в июне 2020 года.
Защита назвала бытовыми конфликты в Анзорее
Шариат – это комплекс обязательных предписаний, закрепленных в Коране и Сунне и являющихся религиозно-этической основой для мусульманского права и нравственности. Иначе шариат можно определить как общее учение об исламском образе жизни, сказано в опубликованном на «Кавказском узле» справочном материале.
Защитники указывали, что все фигуранты дела ранее не судимы, имеют постоянное место жительства и положительные характеристики, почти у всех есть работа, некоторые воспитывают детей и занимаются благотворительностью.
Адвокат Алима Губашиева Аральбек Думанишев предоставил суду ходатайство об освобождении своего подзащитного с подписями 300 жителей Анзорея. Он также представил несколько характеристик, в том числе от участкового, в которых отмечалась, что Губашиев занимался благотворительностью, помогал нуждающимся. Сам Губашиев, по словам Думанишева, заявил суду, что никаких преступлений не совершал. Обвиняемый рассказал, что у него трое детей, больная мать, он является индивидуальным предпринимателем.
Власти молчат, местные жители силовикам не верят
Глава администрации селения отказывается от каких-либо комментариев. Другие сотрудники администрации отвечают уклончиво и нехотя, отмечая, что ничего не слышали о шариатских патрулях. Алкоголем в магазинах Анзорея, по их словам, не торгуют, однако это связано не с деятельностью каких-либо патрулей, а с отсутствием у хозяев магазинов лицензии. За этим, по словам сотрудницы администрации, строго следит полиция.
Житель села Мартуз Азаматов рассказал, что знает всех арестованных почти с детства. «Они помогают людям. Мне они, например, помогли крышу накрыть. А вот соседу – дом построили. Они все хорошие ребята. Например, я занимаюсь скотоводством. В этом году засуха была. И один их задержанных, Абдулхаликов, мне просто так дал два гектара сенокосов, и этим я сейчас кормлю свой скот», – рассказал мужчина. На реплику о том, что в деле есть заявления от потерпевших, Азаматов ответил: «Мало ли кто что напишет… Надо разбираться. Пусть у нас спросят». Другой житель Мурат Гятов сообщил, что о шариатских патрулях узнал только после арестов.
Анзорей: история и современность
Сельское поселение Анзорей является административным центром Лексенского района Кабардино-Балкарии. Находится в 35 км к востоку от города Нальчик и в 25 км к юго-востоку от города Нарткала. Вдоль северной окраины села проходит федеральная автотрасса Кавказ М29.
Исламские патрули в Европе: правда или миф?
В 2014 году в западной Германии в городе Вупперталь семеро мусульман организовали «шариатский патруль» и стали требовать от местных жителей, чтобы те прекратили употреблять алкоголь и слушать громкую музыку, а также играть на деньги на игровых автоматах. «Патрульные» носили на себе оранжевые жилеты с надписью «Shariah Police». Организатор Свен Лау в 2017 году получил тюремный срок, остальные до сих пор находятся под судом.
Тенденция или фальсификация?
Чем уникально дело о патрулях в Анзорее?
Такая борьба за нравственность уже стала ширмой для шантажистов. В отношении жителя Карачаево-Черкесии в конце 2020 года было заведено 18 уголовных дел. По данным полиции, он вымогал деньги у девушек, угрожая распространить в соцсетях их интимные фотографии. Аналогичные дела расследуются и в других регионах Северного Кавказа.
Иногда поборники нравственности представляют часть общества, как в Дагестане. Так, в феврале 2015 года местные чиновники призывали бойкотировать показы фильма «50 оттенков серого». В июне 2016 года в Каспийске был размещен плакат о греховности прослушивания музыки, а в августе 2016 года в соцсетях появились угрозы убийством в адрес тех, кто собирался пойти на фестиваль красок Холи.
Об общественной агрессии во имя морали в Чечне и Дагестане «Кавказский узел писал в справках «»Карфаген»: традиции и травля в Чечне и Дагестане» и «Борцы за нравственность пришли в ночные клубы Дагестана». О том, как «нарушителей» заставляют извиняться можно прочитать в справке «Мода на извинения: от Чечни до самых окраин» и в «Хронике публичных извинений на Кавказе». Материалы о практике публичных покаяний «Кавказский узел» собирает на тематической странице «Кого Кавказ извиняться заставляет».
В этом смысле случай в Анзорее уникален: действия, которые остаются безнаказанными на Северном Кавказе в других случаях, повлекли за собой не просто уголовное преследование за хулиганство, но обернулись делом об экстремистском сообществе.
* Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ
Кто такие шариатские патрули и что они делают в центре России?
Группы рядовых хулиганов, прикрывающихся флагом ислама, или ваххабиты, которые обнаглели уже настолько, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях? Действительно ли Татарстану грозит превратиться в Дагестан на Волге? Какое отношение ко всему этому имеет Сирия? И что здесь все-таки происходит на самом деле?
«Я русский патриот, но это не мешает мне оставаться татарином. И я не хочу, чтобы мой родной Татарстан превращался в Дагестан на Волге», — считает очевидец событий, молодой человек по имени Рамиль, живущий в селе Базарные Матаки, что в 137 километрах от Казани. До Москвы отсюда всего несколько часов езды. До Сирии намного дальше, но Сирия в этой истории, оказывается, намного ближе, чем может показаться на первый взгляд.
У мусульманских священнослужителей вызывает удивление, что свою бандитскую деятельность местные ваххабиты-такфиристы называют «дагватом» («исламским призывом»).
Мой друг и коллега, татарин, исламовед — Раис Сулейманов, научный сотрудник Российского института стратегических исследований отнюдь не оптимистично смотрит на процессы, происходящие сегодня в Татарстане. Удивительно, но прокуратура Татарстана весьма своеобразно реагирует на сигналы об опасности, официально поступающие от исследователя. Так, в прошлом сентябре этим ведомством (тогда пост прокурора занимал Кафиль Амиров) Сулейманову было вынесено предостережение «О недопустимости экстремистской деятельности» со ссылкой на результаты прокурорской проверки, которая не выявила никаких оснований для тревоги. То есть, получается, вместо борьбы с экстремизмом прокуратура Татарстана борется с теми, кто об этом пишет?
Нужно отметить, что первоначально поджоги церквей, которые в другом регионе России сразу стали бы темой номер один, в Татарстане всячески скрывали. Информации о них не было никакой, сообщать священникам в СМИ запрещалось категорически. Тем не менее, долго скрывать информацию на фоне продолжающихся поджогов стало невозможно.
Исламовед Сулейманов считает, что ваххабиты начинают себя вести все наглее, а чиновники на местах при этом бездействуют, да и руководство республики предпочитает не замечать существующей проблемы. Между тем, на днях российские и казахстанские СМИ сообщили, что в один из праздничных дней после Нового года в райцентре Базарные Матаки (Алькеевский район Республики Татарстан) произошли стычки между представителями местного «шариатского патруля», среди которых немало гастарбайтеров, и активистами движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни».
Представляю вашему вниманию подробный репортаж о «шариатском патруле» в татарстанском селе Базарные Матаки:
«В некоторых районах Татарстана появились „шариатские патрули“.
В социальных сетях информация об этом появилась раньше, чем в официальных СМИ. Так, 4 января 2014 года эту новость опубликовало интернет-сообщество «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки». «Три новости из райцентра Базарные Матаки – две хорошие и одна плохая», – так интригующе начинается новостное сообщение на стене данного интернет-сообщества. В качестве «хорошей новости» администраторы сообщества расценили то, что «в райцентре Базарные Матаки возобновилась активная деятельность движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни». «Но есть и дурная новость из Базарных Матак», сообщается в этой интернет-публикации. «Дурной новостью» активисты «Русских пробежек» посчитали то что «в райцентре перед Новым годом активизировались шариатские патрули ваххабитов». Однако в этой же публикации была ещё одна новость, которая вызывала несказанную радость участников интернет-сообщества (судя по комментариям на «стене»). «Вторая хорошая новость: ваххабитов в Базарных Матаках побили» – сообщалось на «стене» данного интернет-сообщества со ссылкой на активистов движения «Русские пробежки» из Татарии.
Практически одновременно новость об этом была опубликована в интернет-сообществе татарских национал-сепаратистов «Правые татары» в соцсети «Фэйсбук». Сепаратисты выражали солидарность с «несправедливо пострадавшими» (по их мнению) участниками ваххабитского «шариатского патруля», а активистов движения «Русские пробежки» назвали «русскими фашистами». Через некоторое время новость о стычке в Базарных Матаках (также с осуждением активистов русского движения) опубликовали сообщества татарских сепаратистов в соцсети «В контакте»: «Татарский общественный центр», «Азатлык», «Алтын Урда». Позже на странице «Правые татары» данная новость была опубликована повторно уже со ссылкой на одно из официальных информагентств, и проиллюстрирована русофобской картинкой, на которой участники движения «Русские пробежки» были изображены в виде свиней.
Пользователи соцсетей и блогов обратили внимание на тот факт, что на стороне ваххабитов в данном конфликте участвовали некие «гастарбайтеры из Средней Азии».
В этой связи ряд блоггеров вспомнил о том, что не так давно прокурор Татарстана Илдус Нафиков в одном из своих выступлений коснулся плачевной ситуации в Базарных Матаках, отметив как неудовлетворительную работу местных правоохранителей, так и тот факт, что местное предприятие ЖКХ активно использует
Следует напомнить, что о «шариатских патрулях» ваххабитов в райцентре Базарные Матаки ранее сообщали газета «Комсомольская правда» и информационное агентство «REGNUM». Нашему корреспонденту источник в мусульманском сообществе Татарстана рассказал о том, что «шариатские патрули» в Базарных Матаках действуют с 2010 года, и организованы они активистами ваххабитского сообщества «Ат-Такфир ва аль-Хиджра». В этих «патрулях» молодые татары ставшие приверженцами ваххабизма отрабатывают приёмы восточных единоборств на пьяных запоздалых прохожих, одновременно разъясняя им, что «Аллах запрещает употреблять алкоголь» и что «нужно пять раз в день читать намаз». Попутно у пьяных односельчан участники «шариатских патрулей» отнимают деньги и сотовые телефоны.
В недавнем заявлении Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС) отмечалось, что 3 года назад «члены террористической организации «Ат-Такфир ва аль-Хиджра» в райцентре Базарные Матаки неоднократно угрожали местному священнику Андрею Зинькову и пытались поджечь его дом».
Для выяснения всех обстоятельств недавней стычки ваххабитов с представителями движения «Русские пробежки» корреспондент «Русской народной линии» отправился в село Базарные Матаки – административный центр Алькеевского района Татарстана (137 км от Казани).
В первых публикациях на некоторых интернет-ресурсах сообщалось, что столкновение в Базарных Матаках носит межнациональный, межэтнический характер, представляя собой «конфликт между русскими и татарами», либо (в другой версии) – «конфликт между местным коренным населением и гастарбайтерами».
Выяснилось, что это совсем не так. Драка в Базарных Матаках не носит межнациональный характер, это – конфликт между местными жителями (татарами), ставшими приверженцами ваххабизма, которые объединились с мигрантами из «южных краёв», и местными жителями (чувашами, русскими и татарами-мусульманами), которые являются противниками ваххабизма.
Как удалось выяснить корреспонденту «Русской народной линии», в селе Базарные Матаки костяк местной ячейки движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни» составляют молодые люди чувашской национальности, однако есть в движении и русские, и этнические татары, которые считают себя мусульманами, исповедуют традиционный ислам, но выступают против ваххабизма. Это отражает интернациональный характер данного спортивно-патриотического движения в Татарстане в целом. Так, в Казани около половины активистов «Русских пробежек» составляют этнические татары.
Вне зависимости от этнической принадлежности все участники движения «Русские пробежки» в селе Базарные Матаки называют себя русскими патриотами.
Как нам рассказал активист движения по имени Сергей, выпускник истфака пединститута, участники «Русских пробежек» в Базарных Матаках считают, что их ячейка имеет преемственность от действовавшего здесь до революции 1917 года отдела «Союза русского народа», в котором состояли как русские, так и чуваши.
И Сергей, и Рамиль считают, что власти Татарстана слишком увлеклись «исламизацией по арабскому образцу», забыв о традиционном татарском исламе, и это не замедлило привести к печальным последствиями в виде тех же «шариатских патрулей» на улицах райцентра. Однако на вопросы о попавшей на страницы интернет-СМИ недавней стычке местных патриотов с «шариатским патрулем» активисты «Русских пробежек» отказались отвечать.
Тем не менее, собеседники посчитали нужным рассказать корреспонденту «Русской народной линии» о некоторых мерах, которые они предприняли для борьбы с «шариатскими патрулями». Молодые патриоты из движения «Русские пробежки» организовали альтернативное патрулирование – для защиты односельчан от патрулей обнаглевших ваххабитов. Активисты русского движения считают, что этой своей деятельностью помогают местным блюстителям порядка. «Полиция только рада, что мы этим занимаемся – у них после медведевской реформы элементарно кадров не хватает», – говорит Рамиль.
Первым собеседником, который согласился рассказать о стычке «Русских пробежек» с шариатским патрулём, оказалась продавщица местного продуктового магазина.
По словам женщины-татарки, 3 января 2014 года вечером у местного кафе произошла драка между «спортсменами» (так она называет молодых патриотов) и ваххабитами, причём с каждой стороны в столкновении участвовало более 10 человек. Её слова подтверждают зашедшие через пару минут в магазин покупатели, двое из которых оказались непосредственными свидетелями драки.
По их словам, на стороне ваххабитов-татар в этой драке участвовали также два гастарбайтера из Средней Азии и некий «кавказец, который в наших деревнях картошку скупает, а потом в Казани перепродаёт».
По словам местных жителей, ваххабиты в этой стычке потерпели поражение и вынуждены были позорно бежать. Когда приехал полицейский экипаж, на месте драки уже никого не было.
Правда, как считают очевидцы, это бегство объясняется тем, что «спортсмены» всё же имели перед своими врагами численное преимущество. «К ним же их казанские друзья из «народной пробежки» приехали, чтобы поддержать», – поясняет одна из покупательниц, зашедших в магазин. Однако никто не смог объяснить, что же всё-таки послужило формальной причиной для конфликта.
Тем не менее, с десяток местных жителей собравшихся через 5 минут в магазине оказались солидарны в негативной оценке сторонников шариата. Симпатии у всех – на стороне «спортсменов».
«Поэтому наша районная газета никогда не напишет про их бандитизм», – говорит один из присутствующих.
Сельчане рассказывают о том, что на войну в Сирию местные ваххабиты командировали двух молодых жителей села, которых собравшиеся в магазине называют просто по фамилии – «братья Нигматуллины». Когда-то это были обычные уличные хулиганы, страдавшие пивным алкоголизмом, которые под влиянием проповедей арабского проповедника Камаля аль-Занта решили бросить пить и «обратиться к исламу». «Все в селе знают, что братья Нигматуллины в Сирии заходят в Интернет и рассказывают нашим местным охламонам, как они там солдат сирийских убивают», – говорит жительница райцентра. Сельчане рассказали любопытную подробность: в 2010 году один из активистов местного ваххабитского джамаата (тоже бывший хулиган) открыто всем рассказывал о том, что ездил на обучение «в военный лагерь истинных мусульман в Вазиристан». «Вазиристан – это между Афганистаном и Пакистаном, земля такая», – со знанием дела поясняет другая местная жительница.
В райцентре Базарные Матаки – три мечети. Как считают местные жители, наибольшая концентрация ваххабитов наблюдается во время пятничных намазов в мечети «Мидхат», которая построена главой Алькеевского района Фердинатом Давлетшиным в честь своего отца (которого звали Мидхат).
Слова простых односельчан корреспонденту «Русской народной линии» подтвердил один местный чиновник, просивший не называть его имени и должности. Действительно, ваххабиты уже настолько обнаглели, что открыто ходят с ножами на поясных ремнях.
28 июля 2013 года в соседнем Нурлатском районе Татарстана произошла массовая драка между местной «кавказской» группировкой и недовольными местными коренными жителями (татарами, чувашами и русскими), после которой в район на несколько недель были введены усиленные наряды полиции. На стороне «кавказской» группировки тогда выступили и представители татарского населения, подпавшие под влияние мигрантов из южных краёв. По словам чиновника, на подмогу «кавказской» группировке в Нурлат из Базарных Матак тогда выехала и «бригада», сформированная одним из лидеров местного ваххабитского джамаата неким Ленаром Ситдиковым.
По свидетельству районного чиновника, перед Новым годом «шариатские патрули» в райцентре активировались. Помимо обычного избиения, «дагвата» и отъёма денег и телефонов они уговаривали перепуганных выпивох: «Не празднуйте Новый год, потому что это – кяферский праздник».
После того, как 23 декабря 2013 года в Москве на заседании круглого стола Правозащитного центра Всемирного русского народного собора на тему «Откуда исходит угроза православию в Татарстане» заговорили о «шариатских патрулях» в Базарных Матаках, в райцентр срочно приехал из Казани чиновник из Аппарата президента Татарстана, который провёл экстренное совещание.
По словам чиновника районной администрации, глава местного муниципалитета Фердинат Давлетшин крайне нервно реагирует, если его подчинённые всё же решаются что-то сообщить о проделках местных ваххабитов. Местные чиновники склонны объяснять это следующим. Дело в том, что центром притяжения, своеобразным клубом для ваххабитов уже давно стала мечеть «Мидхат», построенная главой района в честь своего отца, и когда ему говорят о ваххабитах из этой мечети, он это расценивает как клевету и напраслину на себя самого.
Как рассказал корреспонденту «Русской народной линии» другой местный чиновник, в тот же день 3 января 2014 года произошла ещё одна стычка между ваххабитами и активистами «Русских пробежек», о которой вскоре узнало всё село. В районе 22 часов недалеко от местной больницы «шариатский патруль» попытался избить и ограбить пьяного прохожего. Однако, на счастье забулдыги, это увидел патруль «Русских пробежек». Ваххабиты вновь были вынуждены спастись бегством. Ночная стычка закончилась тем, что «пострадавшему оказали первую помощь и рекомендовали вести трезвый образ жизни» – так об этом инциденте написали в интернет-сообществе «Международное патриотическое движение за здоровый образ жизни «Русские пробежки».
Таким образом, «шариатские патрули» становятся уже нередким явлением для Татарстана…»
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»