Что такое шариатское право

Шариат и его место в исламе

Шариат является основным сводом правил, норм и воззрений, регулирующим жизнедеятельность мусульман. В переводе с арабского понятие «шариат» означает «верный путь».

Шариат, как уже было сказано, представляет из себя свод законов, которым верующие руководствуются в повседневной жизни. Эта категория включает в себя как божественные откровения, так и мнение авторитетных по данному вопросу лиц. Однако ряд норм и правил имеет некоторые расхождения, так как в исламе существует множество различных течений и направлений, трактующих те или иные божественные откровения и хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.), опираясь на мнение собственных авторитетных богословов.

Шариат как свод определенных норм и правил опирается на ряд источников, из которых исламское вероучение и черпает те или иные предписания по определенным вопросам.

Основные источники Шариата

1. Священный Коран

Базовым источником Шариата служит Священное Писание, которое является наставлением Всевышнего. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам.

2. Сунна

Она служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование сунне также является необходимым для верующих.

3. Иджма

Следующим источником в большинстве течений ислама является иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.

4. Кияс

Этим термином называют суждение по аналогии, то есть извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.

Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой школы.

Категории Шариата

Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:

1. Обязательные (фард)

К первой категории относятся те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.

2. Необходимые (ваджиб)

Вторая категория включает в себя действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.

3. Желательные (суннат)

Сюда относят желательные действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.

4. Дозволенные (мубах)

Действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.

5. Нежелательные (макрух)

К этой категории относятся действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.

6. Запретные (харам)

Заключительную группу составляют деяния, совершение которых запрещено исламским вероучением. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.

В целом, основной функцией Шариата является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Особо ретивые так и делают но это все таки крайность. в целом мусульмане адекватные и не ходят с калькулятором в голове подсчитывая харамность или халяльность:

Вот это макрух, харам. одни говорят, что всего лишь макрух, типа не харам же. И курят, и еще что-нибудь творят. Другие типа конина макрух и так отварачивают носы, будто свинину на стол положили. Был такой случай, когда гостей из Турции принимали. Даже не ели ничего, когда узнали, что колбаса из конины. Неприятная ситуация вышла.

Источник

Законы шариата и нормы исламского права – основа жизни правоверных мусульман

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и Корана. Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Что такое шариатское право. Смотреть фото Что такое шариатское право. Смотреть картинку Что такое шариатское право. Картинка про Что такое шариатское право. Фото Что такое шариатское право

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в исламе, часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

Что такое шариатское право. Смотреть фото Что такое шариатское право. Смотреть картинку Что такое шариатское право. Картинка про Что такое шариатское право. Фото Что такое шариатское право

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен адату, который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законам решаются споры о земле, а согласно адату – об умыкании невесты, либо о кровной мести.

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Что такое шариатское право. Смотреть фото Что такое шариатское право. Смотреть картинку Что такое шариатское право. Картинка про Что такое шариатское право. Фото Что такое шариатское право

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Источник

Где и как действует шариатское право

О.БЫЧКОВА: Здравствуйте, это программа «Обложка-2». Мы обсуждаем темы, которые подсказывают нам еженедельные иностранные журналы. О движении «Талибан*», о том, что от него осталось и что это было вспоминали в России на этих днях — а все потому что поднялась снова тема шариатского права и судов шариата. Один адвокат сказал, что в России это тоже должно быть, что такое «шариатское право», где и как оно действует и чем отличается от того, к чему привыкли в значительной части России – эта тема подробно обсуждалась на этой неделе, много было высказываний и разных комментариев, и мы решили сегодня поговорить об этом. Мои гости — политолог, востоковед Георгий Мирский, корреспондент телеканала «Аль-Арабия» в Москве Мазен Аббас, и московский корреспондент турецкой «Хюрриэт» Нордун Хаджиоглу.

Но вначале нам нужна общая справка о том, что такое «шариатское право», чтобы избежать общепринятых ошибок и банальностей.

Г.МИРСКИЙ: Большинство людей у нас вообще не знают, что такое шариат. Если спросить, то в лучшем случае скажут, что это мусульманское законодательство. Но это не так. Буквально по-арабски «шариа» значит «прямой путь», «правильный». Это не законодательство как таковое, а комплекс установлений, определяющих идеологию мусульманина, нравственные ценности, религиозную совесть. Это целый свод предписаний, которые дают человеку, руководствующемуся шариатом, ориентацию на всю жизнь, от колыбели до могилы. Это отношение к людям, семье, к богу – ко всему. Вот, что такое шариат.

Шариат основан на двух священных книгах – Коране и Сунне. У нас тоже этого не знают в большинстве случаев и говорят, что Коран это вроде Евангелия мусульманского Нового Завета. Это неверно. Потому что если сравнивать с Новым Заветом, где описываются жизнь и взгляды Иисуса Христа, то это скорее будет Сунна, вторая священная книга. А Коран это нерукотворная книга, Коран считается словами самого Аллаха. Аллах послал ангела Гавриила, и он в течение 23 лет вкладывал в уши пророка Мухаммеда все 114 глав, или сур Корана. Мохаммед был неграмотным, все это он запомнил наизусть, все рассказал соратникам и после его смерти была уже рукописная версия классическая Корана.

На основе Корана и Сунны и возник шариат, а уже от шариата пошло законодательство, что по-арабски называется «фигв» — это законодательство, оно основано целиком на шариате.

О.БЫЧКОВА: Но законодательство не во всех мусульманских странах фигурирует в таком виде?

Г.МИРСКИЙ: Нет, конечно. Вообще, когда говорят о шариатском праве, шариатском законе, это понятие неоднородное, неоднозначное и расплывчатое от страны к стране. Одно дело шариат, который ввели талибы* в Афганистане – это жуткая, мракобесная, невероятная вещь – это забивание женщин камнями за прелюбодеяние. Кстати, большинство людей у нас считают, что так по Корану и положено – но это ни в коем случае. В Коране — 40 ударов плетью мужчине и женщине. А побивание камнями уже потом было введено.

Точно так же большинство людей считают, что паранджа предписана в Коране. Ничего подобного. Там хеджаб, то есть, голову надо закрывать и тело, оставляя только кисти рук и ноги, но лицо закрывать вовсе необязательно – это уже позднейшие вещи.

О.БЫЧКОВА: Существует мнение, что шариатский суд является частью представления о радикальном исламе и если в какой-то стране воцаряется радикальный ислам, то там обязательно должен быть и шариатский суд.

Г.МИРСКИЙ: Строго говоря, шариат везде, мусульманское сообщество немыслимо без шариата. Тот, кто отрицает шариат как таковой, не может считаться мусульманином. Шариатский суд действует по-разному и в разных странах. В одних странах он действует наряду с обычными судами, а там, где приходят к власти такие, как талибы* экстремисты, поскольку там абсолютно никакой разницы нет между светским и религиозным началами, то там действует только это.

Но есть некоторые общие вещи – многоженство разрешено. Но когда говорят о шариатском суде, говорят не только об этом, а то, что конфликты, различного рода споры должны решаться на основе тех установлений, которые ведут свое начало от Корана и Сунны, хотя времена изменились и есть много, о чем пророк Мохаммед не подозревал, — это ясно. Значит, надо приспосабливать к современности.

Но дело в том, что когда вводят шариатский закон, или говорят о том, что нужно судить мусульман за разные дела только по шариатскому праву, то тут сразу могут возникнуть большие противоречия. Согласно мусульманскому праву, голос одного мужчины приравнивается к голосам двух женщин. Ну и целый ряд других вещей. Шариат определяет все на свете, начиная с проблем многоженства. Так вот экстремисты, радикальные исламисты, особенно джахадисты, салафиты – вот эти люди, — они настаивают на буквальном введении шариата. И те салафиты, которые сейчас заняли второе место на выборах в Египте, они, например, выступают за то, чтобы категорически запретить пляжную одежду на курортах, например.

О.БЫЧКОВА: Этот номер у них пока не прошел. Приток средств оказался важнее.

Г.МИРСКИЙ: Тот салафитский кандидат, который выступал в предвыборной кампании, потребовал, чтобы его отгородили от женщины, которая вела передачу, загородкой.

О.БЫЧКОВА: Он не ручался за себя.

Г.МИРСКИЙ: И множество таких вещей. Самые оголтелые и мракобесные – например. В Сомали сей1час действует организация, она преследует и бьет кнутами женщин, которые носят бюстгальтеры, например.

О.БЫЧКОВА: А в каких-то странах еще ходят на улицах и проверяют – надет он или не надет.

Г.МИРСКИЙ: Так вот когда устанавливается шариатский закон – как этот тип у нас объявил, что хорошо бы ввести шариатский суд. Несколько лет тому назад это было в Англии – часть мусульманского духовенства требовала ввести мусульманский суд. И даже архиепископ Кентерберийский выступил за это, за что его критиковал. На что было сказано – либо вы граждане Великобритании, сюда приехали и живете, — подчиняйтесь закону. Если хотите жить по вашим порядкам – возвращайтесь обратно.

О.БЫЧКОВА: Логично. Мазен, как вы думаете, предложение про шариатский суд – это шаг вперед, назад, или в какую-то другую сторону?

М.АББАС: Во-первых, для исламских стран шариат до сих пор источник законов. И во время Мубарака. Насера, в Сирии, Алжире, в Марокко – это все есть в их конституциях. Шариат до сих пор является источником законов, по которым судят все суды Второй момент — шариат не только для поведения женщин и то, в чем они одеты. Почему шариаты появились — Египет уже прошел этот этап, когда в 19 веке уменьшали роль шариатских судов, а в прошлом веке Насер вообще аннулировал эти суды. Но шариат организует гражданское состояние общества – вопросы наследства, брака, рождаемости, уголовный кодекс. Это система жизни. Нравится нам, или не нравится – это другой вопрос. Но главное, что шариат пытается организовать жизнь общества еще 14 веков назад.

О.БЫЧКОВА: Но прошло 14 веков и ситуация более сложная.

М.АББАС: Ситуация изменилась в 19 веке в Египте, в 20 веке в Сирии, население уже миллионное. Раньше, когда женились, достаточно было четырех свидетелей, люди говорили, что это муж и жена, и все. Теперь так делать нельзя, надо фиксировать, целый процесс.

О.БЫЧКОВА: Можете привести пример из жизни известных людей, что было бы примером действия шариатского суда.

М.АББАС: Например, сейчас в Египте два вида брака. Брак через нотариуса, обычный и брак по старой схеме — никаких печатей. И то и другое принимается. Но почему государство не одобряет такой вариант? Потому что, если регистрацию не прошли, значит, государство не отвечает за такой договор или контракт, который заключен, и в этом случае дети от этого страдают, становятся жертвами. Хотя официальный закон не сильно отличается — идите и женитесь, регистрируйтесь. Но тут закон облегчает процесс многоженства. Хотя в России, например, мы замечаем, что человек с Северного Кавказа может один раз сходить в ЗАГС жениться. А второй, а третий? Он заключает такой контракт – перед богом он сделал все верно, но перед государством, если от таких браков будут дети, как можно доказывать их права? – это остается вопросом и проблемой. Вот такие расхождения бывают.

О.БЫЧКОВА: То есть, двойное право у нас тоже существует?

М.АББАС: Совершенно верно. Мы с вами знаем, что на Северном Кавказе бывает несколько жен. Ну а дальше что, когда будут дети? Как можно регулировать их жизнь в этом обществе, право наследования?

О.БЫЧКОВА: То есть, все-таки шариатский закон у нас не работает?

М.АББАС: Я затрудняюсь ответить на этот вопрос, но думаю, что когда у мужчины много жен, надо это все-таки организовывать.

О.БЫЧКОВА: А когда люди говорят, что нам шариат здесь тоже надо – они что имеют в виду, зачем им это? Я не про многоженство, а про все остальные вещи.

М.АББАС: Когда была серьезная волна в арабском мире и до сих пор в какой-то степени это есть – запретить многоженство, то в России Жириновский выступал за многоженство. То есть, опять, это вопрос выгоды страны – надо создавать семью, увеличивать рождаемость, и такой политик, как Жириновский, несмотря на нашу оценку его мнения, но когда он это говорит, думаю, что в вашем демографическом кризисе в России он думает об этом – об увеличении рождаемости.

О.БЫЧКОВА: Мы говорим сейчас не о рождаемости и даже не о многоженстве, как бы ни хотелось говорить на эту тему, мы говорим о том, что вообще это за явление. Всех удивляет что?: — люди приходят в какие-то СМИ и начинают говорить то, что раньше говорить не думали – зачем они это делают? Они хотят сделать из России шариатское государство и думают, что это возможно?

М.АББАС: Они не хотят сделать из России исламское государство, они хотят просто организации шариатских судов, потому что это организация гражданского состояния общества. Но не в том смысле, как должна женщина одеваться или как разделить наследство между детьми.

О.БЫЧКОВА: То есть, это слишком серьезно?

М.АББАС: Например, у нас закон и шариатский и французский, и это нас устраивает, мы живем вполне спокойно. Вы тоже должны решить – этот вопрос не связан с религией.

Н.ХАДЖИОГЛУ: У меня есть свое мнение по этому поводу. Я долгие годы работал в России, уже почти 22 года, все это начиналось в первые годы, когда еще был СССР, тогда еще ЦК КПСС начал потихоньку возвращать народу религию — напоминать христианам и православным, мусульман, что они такие. Конечно, на Кавказе, в Поволжье, где живут мусульмане, этот возврат к религии, к культурной составляющей этого понятия, тоже начался спонтанно в те времена. И каждое общество это воспринимало по-своему — чеченцы по-своему, татары по-своему. И у всех создалась новая основа, у каждого общества была свои исламская система. Отсюда, особенно в последние 15 лет, помимо возврата в умах к религии, начался еще и возврат к каким-то организующим звеньям этой религии. А именно, что имеют в виду, когда говорят о шариате? А так предполагаю, что когда говорят, что шариат актуален, видимо, он актуален на тех территориях, где проживает больше мусульман именно из-за нескоротечности правовых процессов. Потому что современное право в России во многом опаздывает, и не только в религиозной части, но и в светской. В последнее время очень много критикуется правовая система как запоздалое правосудие, волокита. И это порождает у населения других религий мысль – почему бы не принять шариат, когда приходит судья, и говорит – ты виноват, а ты нет. Определяет моментально, и не надо ждать процесса.

О.БЫЧКОВА: То есть, если бы всех устраивала существующая правовая система в России, то этих разговоров было бы меньше.

О.БЫЧКОВА: Хорошо. Прерываемся на краткие новости и возвращаемся к разговору.

О.БЫЧКОВА: Продолжаем программу. Наших слушателей интересует: «Как в странах с главенствующим мусульманским правом регулируются отношения внутри крупных других религиозных групп, например, христиане, иудеи, огнепоклонники в Иране, в Индии, где сложная этноконфессиональная структура.

Г.МИРСКИЙ: С тех пор, как был создан Халифат, когда арабы завоевали большую часть тогдашнего мира, вопреки мнению, которое у нас существует, никогда не было установки на то, чтобы все покоренные народы обратить в ислам, — этого не было. Конечно, предпочтительнее было, чтобы люди принимали ислам, но если не хотели – жили своими конфессиональными общинами, ходили в церкви, синагоги, платили дополнительный налог, но образовывали самостоятельные общности.

Как к ним относились? – как к людям второго сорта. И это естественно — в те времена всегда так было. А как относились к мусульманам в России? – тоже не заставляли обращаться в христиан, просто считали – ну, басурмане, бог им еще не открыл глаза, дети малые, неразумные.

Что касается нынешнего положения, то в большинстве мусульманских стран, если взять политику государства, конфессии имеют полное право жить в соответствии со своими законами и обычаями, со своими судами – ничего этого нет. Но практически иногда в последнее время все это выглядит иначе. Например, число христиан, которые живут в Ираке, уменьшилось на порядок за последние годы. Потому что экстремисты выдавливают их. В Египте положение христиан-коптов тоже стало хуже. Не потому, что их государство дискриминирует. Или общественность считает, что нужно их изгнать, а потому что укрепились позиции тех сил. Которые считают, что только ислам должен господствовать. Более того, в такой стране, где не было никакой «арабской весны», в Саудовской Аравии, один из руководителей выступил с тем, что вообще нужно ликвидировать все христианские церкви — не нужно это в этой стране.

Так что, если говорить о том, как живут и как себя чувствуют все общины религиозные, то тут большое разнообразие – начиная от Турции, где с давних времен все живут в мире и согласии, и, кончая Афганистаном, например, где не дай бог оказаться шиитом.

О.БЫЧКОВА: И не дай бог родиться женщиной.

Н.ХАДЖИОГЛУ: В Турции в этом плане есть феноменальность. Если раньше – по крайней мере, 10 лет назад, Турция считалась более светской.

О.БЫЧКОВА: И строилась Ататюрком как светское государство.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Да, с 1023 года. При тех обстоятельствах — будь то православная церковь, католики, Григорианская церковь, — они имели меньше прав, чем сегодня, когда вроде считается, что в Турции более религиозная власть. Получается так, что сегодня приоткрыта дверь к тому, что они потеряли сто лет назад. Скажем, на островах, в Стамбуле, в скором времени открывается церковь, которая была когда-то отнята у христиан. Так что говорить об увеличении мусульманства, что исламизация представляет собой угрозу для других, не всегда верно. Бывает и наоборот. И в Турции и раньше и сегодня шариат не главенствовал.

О.БЫЧКОВА: Но существует все-таки такая двойная бухгалтерия?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Только в плане бракосочетаний. Бывает, что в некоторых регионах страны мужчина выбирает себе жену, идет в мечеть, там венчается, и на этом все заканчивается. Конечно, во всех крупных городах как в России – сначала в ЗАГС, а потом в мечеть.

Г.МИРСКИЙ: Оба моих коллеги рассказали о шариате, исламе и положении в их странах. Но это не имеет прямого отношения к тому, что может быть у нас. Там речь идет о мусульманских странах с подавляющим числом мусульман. Там речь может идти о пропорции светского и религиозного, обычных судов и шариатских. У нас другое дело. Наша страна не мусульманская, не христианская или православная – это светское государство.

Но мы начали с того, что выдвигаются требования шариатских судов. Само по себе это может быть не так страшно — ну, есть мусульмане, живут в Москве, возникли семейные споры — почему бы им не пойти в шариатский суд — мулла быстро решит проблему. Само по себе это не страшно. Страшно другое, так же, как в Англии – если разрешить мусульманам решать свои внутрисемейные споры при помощи шариатского суда – пожалуйста. Имущественные споры уже сложнее. А дальше что может быть, какая тенденция, сигнализирует это о чем? Что, в конечном счете, крайние представители исламизма – не ислама именно, — представители радикальных течений в Англии, Европе и уже и у нас, начинают требовать себе особых прав. И конечный результат развития этой тенденции может быть такой, что образуются параллельные общества, что будет большая часть населения, которая живет по законам государства и есть меньшинство, которое выделилось в особую группу. Значит, уже нет единой нации, нет единого народа, а есть какая-то часть населения, которая живет по своим законам, имеет свои привилегии, и которая будет наращивать требования и все больше претендовать.

Несколько лет назад помните, хотели создать мусульманскую фракцию в Госдуме? Было такое предложение. В чем опасность? – если мусульманское население, благодаря введению таких норм, начнет ощущать себя особой частью всего народа, со своими особыми привилегиями, начиная с мелких вещей, — многоженство и прочее, и включая уже вопрос о том, чему они подчиняются, могу ли они подчиняться общему закону РФ, или же только потому, что они мусульмане, люди другой религии, должны жить по своим законам? Это начало разрушения государства – вот в чем дело.

О.БЫЧКОВА: Мазен, есть такая опасность?

М.АББАС: Не думаю. Мы живем так уже десятки лет в Египте. Христиане живут по своим законам.

Г.МИРСКИЙ: Христианам не до жиру – быть бы живу. Их сейчас преследуют.

М.АББАС: Когда-то они выдвигали требования о независимых государствах. Но дело не в этом. Египет всегда был религиозным государствам, поэтому христиане имеют право требовать особого положения. Поскольку второй пункт Конституции, что шариат это источник законодательства, то христиане вполне имеют право просить своего законодательства.

О.БЫЧКОВА: А как решаются конфликты между представителями разных конфессий?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Ситуация в России больше похожа на турецкую. То, что Мазан говорит о своеобразности правосудия меньшинств в Египте, в Турции это отсутствует напрочь. Все-таки в Турции основной закон не шариатский, а светский. Общины живут своей культурной жизнью, определяют свое вероисповедание, праздники, но если кто-то что-то у кого-то украл, то он судится по общим законам.

М.АББАС: Это по уголовному кодексу. А по гражданскому?

Н.ХАДЖИОГЛУ: То же самое.

М.АББАС: Христиане имеют право на развод у вас?

Н.ХАДЖИОГЛУ: Все через ЗАГС. Христианин или мусульманин – не имеет значения. Для государства важно, расписались люди в ЗАГСе, или нет.

М.АББАС: Но церковью многоженство запрещено. А у нас это не запрещено. Развод в церкви запрещен, а в главном законе Египта это не запрещено.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Я о другом. Я о самом принципе, на чем можно основываться и отталкиваться.

М.АББАС: Я не обсуждаю шариатские законы с точки зрения политического режима. Шариат просто организация определенных пунктов жизни общества. Они не регулируют международное право, вот почему в Египте появились французские законы – они регулируют экономическую жизнь. Но, по крайней мере, каждый верующий имеет представление об организации своей жизни.

Н.ХАДЖИОГЛУ: И как все это перенести на Россию?

Г.МИРСКИЙ: Вам гораздо легче. Ситуация и в Турции и в Египте легче, чем у нас — там не может быть речи о развитии такого опасного движения, такой тенденции. Опасность в чем? — постепенно дело может дойти до противопоставления двух культур и двух цивилизаций, что те крайние, экстермистски настроенные мусульмане, обсуждение некоторых высказываний которое мы сейчас ведем, они стремятся противопоставить свою мусульманскую культуру и свою цивилизации, заявить, что здесь мы не хотим жить по вашим законам, не хотим приобщаться к вашей культуре, принимайте нас такими, какие мы есть – мы мусульмане, часть единой мировой глобальной мусульманской общности, Омы.

О.БЫЧКОВА: А что на это реально можно ответить? Они здесь, это земля представителей мусульманской общины ровно так же, как земля представителей православной общины.

Г.МИРСКИЙ: В этом смысле это гораздо сложнее, чем в Англии. Там приехали пакистанцы – они иммигранты. Им можно сказать, в конце концов — кто вас сюда звал, езжайте обратно. А здесь люди жили с незапамятных времен. Поэтому все аналогии с арабскими странами, с Турцией и с Западной Европой у нас не годятся — у нас все по-другому, как всегда – Россия уникальная страна.

И чем больше таких разговоров и требований будет, тем хуже будет отношение русских к мусульманам. А на это, думаю, и рассчитано это. Не знаю, кто был организатором этой провокации, но точно знаю, что абсолютно так же как взрывы, которые производят люди, приехавшие с Кавказа, — на что это рассчитано в первую очередь? На то, чтобы вызвать ненависть русских к кавказцам, в первую очередь. Вот в чем опасность всего этого.

Поэтому если допустить развитие этой тенденции, то мы, в конце концов, увидим рост взаимной ненависти, противостояние двух культур.

О.БЫЧКОВА: Нардун, есть ответ на такую постановку вопроса: хотим жить по своим законам.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Думаю, что те, кто этого требуют этого и те, кто не требует этого, они все должны понять, что надо перестать узурпировать некоторые понятия, такие, как национальность, причастность к какому-то этносу или религии. Дам пример другой крайности, из ближайшей истории — в конце 90-х гг., когда СССР трещал по швам, тогда Ельцин сказал о создании Союза славянских народов почему-то — Россия, Белоруссия. Украина, — когда существовало множество среднеазиатских стран.

Г.МИРСКИЙ: Я в первый раз такое слышу. Как раз хотели Казахстан присоединить.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Казахстан уже потом был предложен. Но было такое дело. И если тогда, в начале новой России, кто-то подобное сказал, а сегодня мы видим, что радикалы пытаются навязать другое, получается, что есть двустороннее течение куда-то не туда.

М.АББАС: Я бы хотел привлечь внимание к обсуждениям, которые сейчас идут в Египте, они касаются новой конституции. Потому что как раз в Египте обсуждается этот вопрос, и это все связано с конституцией. Конституция – это социальный договор между всеми. Если мы все договоримся о Конституции, то гражданское право определяет, что должно быть. Мы договорились: так будем жить – значит, так и будем – будет шариат, или смешанное, — главное, что все разные нации и вероисповедания находились в договоре, который называется конституцией.

О.БЫЧКОВА: В Египте сложно сейчас с этим.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Мы уже сказали, что Египет не показатель.

М.АББАС: Уже все согласились со вторым пунктом Конституции, что шариат источник закона, а для других вероисповеданий есть право жить по своим решениям.

О.БЫЧКОВА: Развал страны.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Соглашусь с г-ном Мирским – ситуация с религией и понятия, которые приносит с собой религия, абсолютно различны. Конечно, Россия должна выработать, как многоконфессиональная страна, свои правила игры, — которые еще не выработаны, которые пока стоят на полочках по понятиям, не четко определено, как они будут между собой взаимодействовать. Это предстоит сделать, может быть, в ближайшее время это даже придется делать, поскольку тут вопрос не только шариата, но и связанного с этим и вопросов национальных.

О.БЫЧКОВА: Ну да, с одной стороны разговоры про шариат, а с другой стороны – радикально-псевдо-православного толка – это тоже существует. И одно другого не лучше.

Н.ХАДЖИОГЛУ: Да. И если констатировать — пока только нагнетается обстановка.

Г.МИРСКИЙ: Еще очень важная позиция мусульманского духовенства у нас.

О.БЫЧКОВА: И православного тоже.

О.БЫЧКОВА: А есть ощущение, что по серьезным поводам разговор избегается?

Г.МИРСКИЙ: Избегается абсолютно. Боятся затрагивать это.

Н.ХАДЖИОГЛУ: И еще один момент есть. Руководящая часть православия и мусульман России вроде бы заодно. Когда девушки из поп-группы пошли в церковь, то мусульманское духовенство высказалось примерно одинаково. А когда кто-то на днях пробормотал про шариат, то и церковь согласилась – почему бы нет?

О.БЫЧКОВА: А исламский лидер сказал, что этот человек, предложивший шариат, не дружит с головой, — что, в общем, было справедливо, наверное. Спасибо вам большое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *