Что такое шарманка в музыке
Шарманка
Шарманка – это своего рода миниорган или иначе — духовой инструмент без клавиш. Механизм работы шарманки довольно прост. Звук мелодии появляется при вращении ручки, которая прикреплена к валику. На нем в свою очередь имеются небольшие выступы – «кулачки», которые заставляют двигаться внутренние механизмы инструмента, состоящие из рычажков, мехов и звуковых трубочек. В среднем на шарманку можно записать 6-8 мелодий.
Благодаря одной из песен, исполненной впервые на этом механическом инструменте, шарманка и получила свое имя. А называлась та композиция – «Прекрасная Катрин». На французском языке это звучало как «Charmante Catherine». Ранее на Украине и в России шарманку иногда ласково называли «Катеринка».
История шарманки начинается достаточно давно. Об инструментах, имеющих схожее устройство было известно даже в первые века до н.э. Однако считается, что лишь в XVII столетии была изобретена та шарманка, какой ее узнали мы. Вначале это был инструмент, при помощи которого обучали певчих птиц. Так как шарманка была проста в работе и не требовала особого умения владеть техникой и правилами игры на данном музыкальном инструменте, то ее очень быстро оценили бродячие музыканты и стали использовать на улицах.
Первые модели шарманок обладали способностью к воспроизведению только одной мелодии, которая довольно быстро наскучивала. Со временем пришли к тому, что научившись разбираться в механизмах, музыканты самостоятельно могли поменять валик со шпильками для увеличения количества возможных песен на своем инструменте.
До сих пор неизвестно кто именно изобрел этот музыкальный инструмент. История шарманки имеет несколько легенд. Кто-то утверждает, что ее придумали в XVII столетии в Италии, другие говорят, что шарманку 500 лет назад изобрели голландцы. О подтверждении второй версии свидетельствует существование чертежей конца XV века. На них изображена схема устройства шарманки, но так как изображение сохранилось плохо, то и разобраться в нем было очень сложно, а поэтому как доказательство использовать его невозможно. Стоит заметить, что с XV века в Голландии были массивные стационарные инструменты, по принципу действия похожие на шарманку, но скорее всего это ее прародители или родственники, но не первые модели.
Первый экземпляр шарманки, сохранившийся и дошедший до нас — это французский образец, который был создан в начале XVII века. В России шарманка появилась только к началу XIX столетия. В XX веке инструмент модернизировали, было создано несколько ее видов. На смену металлическим и деревянным валикам пришли перфорированные ленты. Более того, появились шарманки, имеющие язычковые механизмы и элементы, способные издавать прерывистые и дрожащие звуки.
В наши дни шарманка – это уже экзотика, старинный музыкальный инструмент, который был вытеснен более современными устройствами, способными воспроизводить музыку. Большая редкость – увидеть шарманщика, который играет на улицах. Но зато шарманки стали изготавливать и использовать, как детские игрушки.
Шарманка (музыкальный инструмент)
Шарма́нка (от фр. Charmante Catherine — «Прекрасная Катрин», название одной из первых песен, исполненных на шарманке) — механический прибор для воспроизведения музыкальных произведений. Изобретена итальянцем Барбьери. В России её иногда называли «Катаринка». Представляет собой небольшой орган без клавиатуры — ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.
Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты.
В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18-19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы. Обычно шарманкой называют механический орган бродячих музыкантов, переносной инструмент, при вращении рукоятки исполняющий 6-8 мелодий.
Шарманка в культуре
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шарманка (музыкальный инструмент)» в других словарях:
Орган (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Орган. Консоль электрооргана «Rodgers Trillium organ» (Roland Corporation) в одной из американских церквей … Википедия
ШАРМАНКА — (вероятно, от начальной строки немецкой песенки Scharmante Katharine Прелестная Катарина ), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17… … Современная энциклопедия
ШАРМАНКА — (от начальной строки немецкой песенки Scharmante Katharine. Прелестная Катарина. ) механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент у бродячих музыкантов в кон. 17 в.,… … Большой Энциклопедический словарь
Шарманка — (вероятно, от начальной строки немецкой песенки “Scharmante Katharine” “Прелестная Катарина”), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
шарманка — и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Старинный небольшой переносный механический орган с ограниченным набором простых мелодий, без клавишного механизма (в виде надеваемого на плечо ящика на лямке), приводимый в действие вращением ручки. Ш. играет.… … Энциклопедический словарь
шарманка — и, ж. Механический духовой инструмент бродячих музыкантов, приводимый в действие вращением ручки. Петь под шарманку. В стук выколачиваемых ковров иногда вмешивалась шарманка, коричневая на бедных тележковых колесах, с круглым рисунком на стенке,… … Популярный словарь русского языка
шарманка — Немецкое – scharmante (красивая, прелестная). В русский язык слово «шарманка» попало в первые десятилетия XIX в. Шарманкой называют небольшой бесклавишный духовой инструмент. Его название происходит от первой строчки известной в XVII в. немецкой… … Этимологический словарь русского языка Семенова
шарманка — нигде в мире этот механический музыкальный инструмент, ящик с вращающейся ручкой, так не называется, хотя иностранное происхождение слова, появившегося в России в XVIII веке, очевидно сразу. По французски charmant прекрасно, прекрасный. Что ж в… … Занимательный этимологический словарь
ШАРМАНКА — механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры. В… … Энциклопедия Кольера
Что такое шарманка в музыке
Шарманка
Звук
Звук шарманки создается с помощью труб, размещающихся в акустическом корпусе. Очень важным элементом в инструменте является валик, со встроенными в него шпильками. Шпильки размещены в определенном порядке, соответствующем мелодии, которую мы хотим услышать. Если шпильки переставить, то музыка получается совсем иная. Инструмент начинает звучать при повороте ручки шарманки, которая приходит в движение довольно не простой механизм.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Конструкция шарманки не так проста, как может показаться. Она состоит из рукоятки, которая называется воротом, меховой камеры, штырька, звукового валика, шпилек, рычагов, тростей, клапанов и труб.
Рукоятка шарманки заставляет двигаться штырек и звуковой валик. При помощи штырька воздух закачивается в меховую камеру, находящуюся в нижней части инструмента. На звуковом валике находятся шпильки, при соприкосновении с которыми рычаги поднимаются и опускаются. Рычаги в свой черед заставляют двигаться трости, открывающие и закрывающие клапаны, контролирующие воздушный поток в трубы, воспроизводящие звук.
История
Шарманка в свое время была настолько популярна, что несколько государств Европы: Франция, Голландия, Швейцария и Италия до сих пор спорят и ищут доказательства того, в какой стране шарманка впервые появилась на свет. Однако история инструмента теряется в древних веках. О применении кулачковых устройств, которые служат для образования звука в шарманке, было известно еще с античных времен. Уже тогда их использовали в конструкциях различного рода развлекательных механизмах. Например, в Древней Греции были театры, представляющие самодвижущиеся фигурки, которые назывались андроидами и передвигались под сопровождение звуков, извлекаемых механическим способом. А известный китайский философ Конфуций, живший в VI столетии до нашей эры, целую неделю, не прерываясь, слушал звучание мелодий, извлекаемых из устройства, называемого «ребрами тигра» и состоящего из пластин, издающих звуки разной высоты. Возможно, этот музыкальный механизм и был прародителем шарманки. И даже пневматический орган, изобретенный в III веке до рождества Христова знаменитым древнегреческим изобретателем Ктезибием, имел косвенное отношение к появлению шарманки.
В эпоху Возрождения механизмы для извлечения звука продолжали совершенствоваться и для утехи знати уже создавались механические музыкальные инструменты, воспроизводящие мелодии: шарманки, музыкальные шкатулки и табакерки.
В России инструмент появился из Польши в конце XVIII века и в короткий срок был освоен странствующими музыкантами, а также артистами цирка шапито. Мелодией, впервые услышанной россиянами в исполнении шарманки была мелодия песенки, которая по-французски называлась «Сharmant Katarina». Существует версия, что именно от этого названия в нашей стране инструмент и получил такое необычное имя – шарманка, иногда его также называли «катаринка». Рассматривается и другой вариант происхождения наименования инструмента. Возможно, изначально его называли ширманка, от слова ширма, так как исполнители на инструменте во время своих выступлений часто объединялись с кукольниками, которые во время представлений работали за ширмой.
Шарманка, будучи очень востребованной, постоянно модифицировалась. На рубеже 19 и 20-х веков было создано несколько разных типов инструмента. Валики были заменены лентами с отверстиями, каждое из которых соответствовало определенному звуку. Это значительно увеличивало возможности инструмента и записи на нем не только популярных песен и танцев, но даже отрывков из опер. Такие инструменты получили название аристоны. Уже в таком в таком виде шарманки просуществовали до 30-х годов прошлого столетия, а после появления более совершенных средств воспроизведения звуков: патефонов, граммофонов, электропроигрывателей, магнитофонов, были совсем вытеснены и ушли в прошлое.
В нынешнее время шарманка является диковинкой, которую чаще можно увидеть в музее, чем услышать ее звучание на улице. Правда, жители Парижа, Вены, Берлина, Амстердама и некоторых других городов мира все еще помнят о ней, ведь там по-прежнему можно встретить одиноко играющих шарманщиков. И отдавая дань шарманке, которая прошла испытания временем, постоянно устраиваются различные праздники и фестивали с участием старинного инструмента, сегодня значительно усовершенствованного.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Шарманка
Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ
Шарманка
Дмитрий Шостакович. Шарманка;
Пётр Ильич Чайковский. Шарманщик поёт.
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей определять характер музыки (весёлый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).
П е д а г о г. Дети, вы уже немного знакомы с творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вспомните, какое произведение Д. Шостаковича вы слушали (исполняет фрагмент).
П е д а г о г. Какой характер этого марша? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Шутливый, весёлый, озорной.
П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой музыки?
Д е т и. Это музыкальный инструмент.
Д е т и. Весёлую, шутливую, задорную, забавную.
П е д а г о г. Правильно, музыка беззаботная, игривая, танцевальная. Она напоминает развесёлую, озорную частушку. Как в этой пьесе Д. Шостакович изобразил шарманку? В ней что-нибудь повторяется? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)
Д е т и. Да, повторяются одни и те же звуки.
П е д а г о г. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменений от начала до конца (исполняет фрагмент аккомпанемента). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2-е занятие
Программное содержание. Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (чёткая, отрывистая полька).
П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю вам отрывок из пьесы, которую вы уже слушали. Вспомните её название и автора (исполняет фрагмент).
Д е т и. «Шарманка» Д. Шостаковича.
П е д а г о г. Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Весёлая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная.
П е д а г о г. А какой танец играет шарманка?
П е д а г о г. Правильно. Почему вы определили, что это полька?
Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, подрыгивающая, весёлая.
Д е т и. Тихо, отрывисто, легко.
П е д а г о г. Правильно, мелодия звучит легко, вкрадчиво, но прерывается озорными, задиристыми акцентами (исполняет фрагмент). Отметьте их хлопками (исполняет повторно, дети выполняют задание). Мелодия и дальше изменяется, а аккомпанемент всё время повторяется (исполняет пьесу до конца). Первые два раза мелодия звучала по-разному – сначала достаточно громко, бодро, задорно, а потом тихо, робко, но всё равно с шутливыми, острыми акцентами. Как мелодия звучит дальше? (Исполняет вторую половину пьесы, начиная с 19-го такта.)
Д е т и. Сначала плавно, высоко, тихо, певуче, потом громко, весело, звонко.
П е д а г о г. В начале и конце мелодия звучит ярко (исполняет первое и последнее проведение темы), а в середине два раза тихо, но по-разному. Послушайте, какой характер темы во второй и третий раз (исполняет эти вариации).
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно. Несмотря на то, что последний раз мелодия звучала плавно, нежно, она всё равно не потеряла шутливого, задорного, озорного оттенка. Каждый раз начинается ласково, а заканчивается коротким, отрывистым звуком (исполняет 19-26-й такты). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
П е д а г о г. Дети, попробуйте узнать, что я вам играю (исполняет заключение).
Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича. Окончание пьесы.
П е д а г о г. Скажите, есть ли в пьесе вступление и заключение (исполняет её целиком).
П е д а г о г. Как звучит вступление? (Исполняет его.)
Д е т и. Слышны повторяющиеся звуки шарманки.
П е д а г о г. А заключение? (Исполняет его.)
Д е т и. Сначала плавно, тихо, а потом громко, весело.
П е д а г о г. И в конце пьесы музыка звучит шутливо, забавно. Начинается ласково, лукаво и вдруг прерывается громким аккордом, заканчивающим пьесу. Заключение похоже на плавное проведение мелодии, звучащей в высоком регистре (исполняет фрагмент). Мы говорили, что мелодия повторяется в пьесе по-разному. Она варьируется. Как она звучит в первый и последний раз? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Звонко, задорно, с ударениями.
П е д а г о г. Мы с вами отмечали акценты хлопками, а сегодня используем для этого бубен. Он подчеркнёт ударения и придаст звучанию звонкость. Давайте отметим акценты в музыке сначала хлопками, а потом ударами по бубнам (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сравните эту часть пьесы с последней (четвёртой). В ней так же много акцентов, как в первой, или нет? (Исполняет фрагменты.)
П е д а г о г. Сколько акцентов в этой мелодии? (Исполняет четвёртую часть.)
П е д а г о г. Давайте отметим их хлопками (исполняет вариацию, дети выполняют задание). А теперь будем ударять по бубну во время акцентов (два раза); это придаст музыке звонкость, яркость. Давайте эту часть исполним вместе (играет её вместе с детьми). А теперь подумаем, какие инструменты можно использовать во втором и третьем проведении мелодии (исполняет их). Как звучит музыка?
Д е т и. Тихо, нежно. Во второй части отрывисто, а в третьей плавно.
П е д а г о г. Музыка во второй части звучит тихо, прозрачно, легко. Можно использовать нежные колокольчики, а акценты по-прежнему будут подчёркивать бубны. Отметьте хлопками акценты в этой части пьесы (исполняет второе проведение темы, дети выполняют задание). Теперь давайте сыграем эту часть и на колокольчиках, и на бубнах (исполняет её повторно вместе с детьми). А в плавной части, когда музыка звучит очень высоко, какой инструмент можно использовать? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Треугольник.
П е д а г о г. Правильно. В этой части нет акцентов, а треугольник подчеркнет высокое, звонкое звучание музыки. Давайте исполним пьесу целиком (делит детей на группы, раздаёт музыкальные инструменты, исполняет пьесу вместе с ними).
4-е занятие
Программное содержание. Закреплять умение детей оркестровать музыку. Различать эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием.
Д е т и. Треугольник, а в конце бубен.
А сейчас я исполню вам другую пьесу с похожим названием «Шарманщик поёт». Её написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте пьесу и скажите, какие чувства, настроения передаёт музыка (исполняет её).
Д е т и. Музыка грустная, печальная.
П е д а г о г. Правильно, эта шарманка играет жалобную, певучую, грустную мелодию в отличие от знакомой нам пьесы. А как в новом произведении передается монотонное звучание шарманки? Есть ли повторяющиеся звуки, которые напоминают её игру? (Исполняет вторую часть.)
Д е т и. Есть. Звуки повторяются.
5-е занятие
Программное содержание. Передавать характер музыки в движении, определять различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс).
П е д а г о г. Дети, послушайте две знакомые вам пьесы и назовите их (исполняет произведения).
Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поёт» П. Чайковского.
П е д а г о г. Почему пьеса П. Чайковского называется «Шарманщик поёт»?
П е д а г о г. Правильно, в музыке П. Чайковского чувствуется песенность мелодии, плавность, неторопливость. А есть ли в этой музыке черты танца? (Исполняет начало пьесы.)
П е д а г о г. Правильно, шарманка в пьесе П. Чайковского наигрывает монотонный, жалобный вальс. А в пьесе Д. Шостаковича, какой танец играет шарманка? (Исполняет фрагмент.)
Презентация
Шарманщики и шарманки: родина шарманки, строение и механизмы
Где родина шарманки?
ШАРМАНКА, механический музыкальный инструмент, в котором вращающийся металлический валик с выступающими из него, как и в музыкальной шкатулке, шипами (штифтами) управляет многочисленными органными трубками, куда поступает воздух из воздушной камеры.
В Голландии 15 в. подобные инструменты представляли собой сложную стационарную конструкцию, действующую с помощью гидравлики, гирь или заводного механизма. В 18–19 вв. разнообразные шарманки часто использовались в английских церквах, где играли гимны и псалмы.
Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.
История шарманки причудлива и занятна. Как считают европейские мастера, началась она еще веков семь назад.
Разнообразны музыкальные ящички, дошедшие до наших дней из семнадцатого столетия, — шкатулки из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями. Шкатулка открывалась — и крошечная колибри, в сверкающем оперении, с дрожащим хвостиком и вертящейся головкой, щебетала песенку. Внутри шкатулки валики, зубцы, штифты в определенном порядке цеплялись друг за друга и воспроизводили незатейливое щебетание.
Лет пятьдесят назад вместо валиков стали использовать перфорированные ленты, на которые подается воздух. Каждому звуку соответствует определенное отверстие, пробитое в ленте. С появлением метода Хофбауэра лента смысл потеряла.
Не стоит думать, что мастера-исполнители, как и создатели шарманок, обязательно люди старшего поколения. Несколько лет назад на фестивале шарманок в городе Туне (Швейцария) собралось около двухсот мастеров-исполнителей. И среди них особое внимание заслужил Хольгер Буш из Гейдельберга, семнадцатилетний школьник. Свою шарманку он сам и изготовил. А началось это, когда двенадцатилетний Хольгер увидел в музее, как устроена шарманка. О том, чтобы купить старинный инструмент, и речи быть не могло, да и вновь выпускаемые, вроде тех, что делают органные фирмы, были не по карману.
В подвальчик-мастерскую к Хольгеру теперь стекаются инструменты-инвалиды. Так у него появился орган, в котором обнаружились детали возрастом более ста лет. Хольгер собирается почистить, перебрать орган, восстановить штифты и вернуть голос старинному инструменту.
И в каникулы он дома не усидел — собрался объехать на велосипеде городки, где есть церковные органы. Ведь он имеет дело с их братьями меньшими — шарманками, что стали главным делом для Хольгера Буша, парня из Гейдельберга.
Строение механизма
Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.
Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками.
Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.
Как работает шарманка?
Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.
Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.
Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.
Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов. И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.
В Россию шарманка попала в конце XVIII века из Польши. Свое название она получила от вошедшей тогда в моду песни «Прекрасная Катрин» (Charmante Katharine). А на Украине ее стали называть «катеринкой» — по имени героини той же песни. Размеры шарманок были разными — от небольших ящиков до объемистых шкафов, которые можно было перевозить только на телегах.
Первая шарманка
Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века. Изначально шарманку пытались использовать для обучения певчих птиц, но вскоре нашли ей применение в церкви — аккомпанирование пению псалмов.
И только к концу XVII века этот инструмент вышел на улицы: его стали использовать бродячие музыканты. Благодаря съемным звуковым валикам шарманка могла проигрывать любое количество мелодий. Правда, сами валики были далеко не дешевыми. В таком качестве она прослужила до конца 1930-х годов.
Шарманщики и шарманки
Шарманщик в Нью-Йорке, 1887 год
Картина «Шарманщик»
Московский шарманщик
Фотографии современного московского нео-шарманщика
Нео-шарманщик поднимает настроение в офисе! =)