Что такое шдк в авто
Бюджетный контроллер ШДК. Часть 1.
Люди, которые хотят настроить свою машину или занимаются настройками авто, понимают, что нормально отстроить прошивку без Широкополосного Датчика Кислорода не возможно, особенно если речь идёт о турбо.
Самый известный и распространенный производитель ШДК- это Innovate Motorsports. Именно их продукты используются большинством настройщиков и именно их протокол (LC-1) заложен в большинстве программ для онлайн настройки.
Но в связи с неадекватностью курса доллара в настоящее время комплект из контроллера, индикатора и сенсора стоит около 15 т.р. Б/у комплект можно найти за 8-10 т.р. Лично я не готов отдавать такие деньги.
Поэтому мой путь очевиден- бюджетный вариант или вообще самодельный. В интернете есть несколько проектов контроллеров ШДК, которые можно повторить, например наиболее популярный: Самодельный контроллер ШДК с протоколом ALC-1.
Я уже был готов собирать этот контроллер, но помешала проблема человечества- ВРЕМЯ, и еще этот контроллер выдает информацию в протоколе ALC-1, а его не поддерживают программы онлайн откатки.
Как-то случайно на ebay наткнулся на интересный контроллер APSX D1 Digital Wideband Controller
Работает он с сенсорами LSU 4.2, есть цифровой и аналоговый выходы, также есть эмуляция УДК (вывод NB на плате). Решил- беру. На момент покупки цена с доставкой была 1700р, сейчас доставка выросла, но можно заказать дешевле с сайта разработчика.
Правда у этого контроллера цифровой выход выдает информацию не по протоколу LC-1, решил что уже сам «допилю» до ума.
К контроллеру идет инструкция по подключению и настройке и магнит для входа в меню (вместо кнопки на плате стоит геркон).
Настройка ГБО по ШДК
Ещё давно посещала мысль купить ШДК, потому как по работе он часто необходим, приходится отстраивать нестандартные конфигурации и зачастую обращаются по настройке ГБО, тем более у самого тоже неплохо было бы проверить смесь, был уверен что тоже с ней не всё так идеально.
Комплект Innovate LC-2 заказывал с Челябинска, вышло около 220 у.е., по РБ к сожалению никто не хочет привозить, хоть и к многим приставал. Ну да ладно, пересыл довольно недорогой.
Про зонд расписывать смысла нет, информации в интернете море, а вот на самой настройке остановимся подробнее.
Вкратце остановимся «почему нужен широкополосный лямбда зонд», ШДК сокращённо. Дело в том, что по заводу у большинства автомобилей стоят узкополосные датчики кислорода, они настроены на стехиометрическую смесь в 14.7 под бензин(для пропан-бутана она же 15.5, для дизеля, метана и метанола она так же своя), т.е. зонд может видеть только бедную или богатую смесь относительно стехиометрии 14.7, поэтому мы и видим на показаниях диагностики постоянные колебания бедная-богатая, и чем быстрее обновляется зонд(частота обновления исправного зонда должна быть в районе 1.2Гц, почему и проверяются зонды полностью ТОЛЬКО на осцилографе), тем лучше он работает и смесь «правильная».
Стехиометрическая смесь, это когда максимально полностью сгорает топливо и является наиболее оптимальной смесью с точки зрения мощности\расхода, почему её же и всегда стараются придерживаться. При динамичном разгоне смесь же необходима более богатая(принято считать 12.6:1 для максимальной мощности, а 15.4 для максимальной экономичности, применительно для бензина, хотя для каждого типа двигателя и форсировки, оптимальные показатели будут сильно разниться), при максимальной экономичности наоборот чуть беднее стехиометрии, НО этого узкополосный зонд увы не может видеть.
Широкополосный датчик кислорода наоборот же видит точную смесь, во всём диапазоне, т.е. с помощью его мы можем точно настроить топливовоздушную смесь для каждого автомобиля и режима максимально точно.
Мне частенько приходится отстраивать клиентам смесь на пропане и каждый раз я удивлялся насколько основная масса газовщиков любят беднить смесь. Зачастую считают что забеднив смесь, машина будет более экономичная, на показания долговременной и кратковременной коррекции вообще всем плевать, да и показания даже штатного зонда(почти всегда стоят узкополосные, которые и так рассчитаны на смесь 14.7, а на пропане должно быть в районе 15.5 стехиометрия) никто не смотрит, а все настройки как правило сводятся к тому что клиент жалуется много жрёт — забедним, плохо едет — обогатим, когда реально нужно богатить или беднить, и насколько, они естественно понятия не имеют достоверно точно, а график бензина в гбо вообще далёк от реальности. По таким банальным «настройкам» и ездит основная масса машин. Я же во многих режимах смесь обогащаю, на мощностных относительно бензиновой карты даже до 30% порой доходило, при этом машина становилась намного динамичней и при этом экономичней, но с узкополосным зондом конечно абсолютно точную настройку сделать нельзя, поэтому без ШДК уже точно никуда. Для примера мои карты(причём это ещё во многих режим по rpm коррекции было обогащение, которые на 2D карте остаются невидимые)
Такие графики по «мурзилке» являются эталонными и все газовщики пытаются на 2D карте добиться максимально слитных графиков, но увы, всё далеко не так легко и просто, а смесь бензина и газа отличается существенно, тем более что одна лишь карта собранная блоком ГБО далека от реальности. Для примера сбрасываю RPM коррекцию, кроме холостого хода, подключаю ШДК и смотрим какую смесь при этом же графике мы видим(в верхнем правом углу показания с ШДК).
Осваиваем ШДК
Ну вот и настал тот момент, когда я стал обладателем незаменимого инструмента для настройки мотора — ШДК. А случилось это так неожиданно для меня. В самом начале этого жаркого сезона у себя на страничке вконтакте создал запись, в которой сказал, что собираю деньги на ШДК. Не прошло и два дня, как мне в личку постучалось два человека. Андрей из города Шарья и Алексей из Крыма. Оба подписаны на меня и тоже фанаты настройки моторов. В итоге Алексей отправляет мне свой ШДК инновейт lc-2, Андрей отправляет в г. Глазов (170км от Ижевска) свой ШДК инновейт mtx-l. Отправили безвозмездно, lc-2 у Алексея выдавал 8ю ошибку — перегрев сенсора, а mtx-l Андрея не видит смеси. Оба друга сказали мне, что я разберусь и у меня всё заработает! Так и случилось, ШДК Алексея уже настроил порядка 10-15 моторов. А ШДК Андрея у меня пока лежит на полочке и ждёт своего звёздного часа.
Начинаем разбираться, как с его помощью можно откатать смесь. ШДК — широкополосный датчик кислорода. С помощью данного датчика можно отстраивать топливно-воздушную смесь мотора. Незаменимый инструмент для настройки сложных моторов. ШДК видит смеси от 7/1 до 22/1. Идеальный состав смеси — 14.7/1. Это означает пропорцию 14.7 кг воздуха на 1 кг топлива. УДК — узкополосный датчик кислорода, видит смеси от 14.3 до 15.2. Далее если смеси выходят за этот диапазон, то датчик просто говорит — очень бедно или очень богато. Два года подряд я настраивал моторы по давлению, по дросселю, по ДМРВ на УДК. Всё проходило хорошо, ну моторы были все атмосферные. Катаю по логам, логи обрабатываю своей программой «Моторчик».
Ну вообщем ШДК пришёл, я радостно начал распаковывать фирменную коробку Innovate. Сенсор есть, кабель ком-порт для подключения к ноутбуку есть, кабель для соединения сенсора с контроллером есть, что еще надо? Правильно, нужен преобразователь ком-порт на юсб. Нашёл у себя такой, оказывается у меня он был! Что не могло порадовать. Осталось определиться что делать с кабелем питания ШДК. Решил что буду просто подавать плюс и минус на ШДК с автомобильного АКБ напрямую. Из витой пары (UTP-5е) сделал себе длинный кабель питания для работы ШДК. 4 жилы идут на плюс, 4 жилы пошли на минус.
Провода у нас готовы, вроде понятно что куда цеплять, инструкцию на английском читаем, смотрим картинки, вроде понятно. Ничего сложного в этом нет, на картинке нарисовано что куда подключать. А если не понятно, значит еще рано заниматься настройкой мотора. Теперь ставим драйвера сначала на наш преобразователь ком-порт на юсб, потом с сайта Innovate скачиваем и устанавливаем программу LogWorks для того, чтобы можно было работать с данными ШДК, которые будут приходить в ком-порт. Ком-порт для ШДК я выбрал номер 2, т.к. на первом порту у меня всегда висит диагностический кабель. Это важно!
Далее, перед тем как ехать настраиваться, нужно ШДК калибрануть. Делается это просто, но нужно быть аккуратным, чтобы лишний раз не пришлось перекалибровывать датчик. Порядок действий такой:
1) Отцепляем от контроллера кабель, соединяющий сенсор с контроллером.
2) Подаём питание на ШДК. ШДК начинает моргать красной лампочкой, сигнализируя что ошибка 2 (моргает по 2 коротких раза) — отсутствует сенсор. Ждём секунд 30 в таком положении.
3) Далее отсоединяем питание.
4) Соединяем сенсор с контроллером, подаём питание. Ждём когда лампочка станет гореть постоянно зелёным цветом. А перед тем как она станет так гореть, она быстро проморгается, что будет означать что датчик калибранулся.
5) Отцепляем питание.
6) Отцепляем сенсор от контроллера, вкручиваем сенсор в трубу.
7) Далее соединяем все кабели, подаём питание.
8) Втыкаем кабель ком-порт-юсб в ноутбук, в свой юсб порт, который настраивали ранее.
9) Открываем программу LogWorks, заводим мотор и любуемся фактическим составом смеси.
Отлично, программы установлены, ком-порт 2 готов, остаётся соединить все провода, воткнуть в ноутбук, подать питание на ШДК и открыть программу LogWorks, для того, чтобы посмотреть какая у нас смесь. Для этого нужно немного настроить программу, указать что ком-порт у нас 2, выбрать что хотим смотреть состояние смеси. Если всё успешно, то на показаниях показометра программы мы увидим состав воздуха — 22, если сенсор действительно на воздухе.
Теперь переходим к прошивке. Будем откатывать обычную атмосферу по ДМРВ, БЦН, ПЦН будут у нас от дросселя. В отличии от УДК, при откатке по ШДК нам нужно только задать желаемые составы смеси. Никаких лишних манипуляций по лямбдо-регулированию делать не надо. Стандартный датчик кислорода в прошивке отключаем. Помним, что 14.7 — идеальная смесь, сгорает без остатка и по сути является самой экономной, а смесь 12.5 — считается самой мощной для атмосферы, а смесь 11 — 11.5 для турбо. Вот и выбираем те смеси, которые будем выкатывать. Я обычно делаю компромисс — на низах экономлю, а на верхах делаю смеси пожирнее. Таким образом, в городе можно поэкономить, а при обгоне фуры на трассе очень быстро уйти в точку.
Прошивку приготовили, прошиваем блок. Заводим мотор. Втыкаем в первый ком-порт диагностический кабель, во второй ком-порт втыкаем кабель от ШДК. Советую начать с простого, а просто запустить программу Atomic Tune. Она поддерживает ШДК. Запускаем Atomic Tune, открываем прошивку, которую прошили в блок, нажимаем сохранить логи, нажимаем на кнопку включить ШДК. Всё, процесс записи пошёл. Смотрим какая смесь у нас по факту и какая желаемая. В правом нижнем углу программы замечательно видно разницу. Далее начинаем также, как на УДК заполнять рабочие точки, чем больше, тем точнее откатается смесь. Гоняем по дороге, откатываем точки. Точки откатали, сохраняем калибровки БЦН, ПЦН.
Теперь пожалуйста внимание! Вот тут есть ключевой момент! Нам надо определить, поедем ли мы на вторую откатку смеси или нет. А это зависит от КР (коэф. коррекции), в программе Atomic Tune переключаемся на таблицу коэф. коррекции и смотрим. Если много точек не попало в диапазон значений 0.95 — 1.05, то надо будет снова ехать на откатку, для этого БЦН и ПЦН вставляем в прошивку, на которой ездили первый раз, прошиваем блок и снова едем катать РТ (рабочие точки). Если смесь попала в диапазон, то можно смело вставлять новые БЦН и ПЦН в прошивку и считается, что смесь откатана и можно переходить к следующему этапу — настройке УОЗ.
Теперь пару слов по поводу сравнения работы УДК и ШДК. Я два последних года, если не больше, настраивал много различных моторов на УДК, перед настройкой проверял его работу. Если он работал, то мы отправляемся на трассу выводить КР в диапазон 0.95 — 1.05 на смеси 14.7/1. Далее, я богатил желаемый итоговый состав смеси до 13.5 и ниже. Моторы ездили хорошо, не было к ним претензий. Ну они можно сказать валили и доставляли много радости после откатки прошивки. А свою машину я откатывал наверно раз в месяц, если не чаще. Дак вот, когда я стал проверять свои фактические смеси по ШДК, то они почти очень точно совпадали с желаемой смесью. А смеси были откатаны по УДК, на прошивке по ДАД+ДТВ на таблице ПЦН 32×32 по давлению. Я сделал для себя вывод, что при желании и терпении можно настроить практически любую атмосферную конфигурацию при помощи УДК. С ШДК делается всё гораздо проще, вот и всё отличие. Но опять же есть свой небольшой минус — приходится ползать под машину, вкручивать, выкручивать датчик, прокладывать кабеля. Грубо говоря, приходится немного мараться. Когда на УДК достаточно было подцепиться к диагностическому разъёму и смотреть на КР. Но щас, когда есть ШДК, еще раз говорю большое спасибо своим друзьям за это, откатывать моторы стало гораздо быстрее. Не надо гадать какая там смесь в трубе и выводить этот КР в 1цу. По ШДК сразу видно какая смесь, очень всё просто и надёжно. На этом у меня все по теоретической и практической части.
Для тех, кто читает меня в первый раз, и кто хочет самостоятельно освоить настройку мотора, читаем мои первые статьи по чиповке. На моей главной странице я выложил основные ссылки. Возможно, статья получилась не очень подробная, поэтому буду отвечать на ваши вопросы в комментариях. Здесь будем вести обсуждение по поводу различных нюансов настройки по ШДК.
ШДК Innovate LC-1
Для чего нужен Широкополосный Датчик Кислорода? Дело в том, что состав смеси указанный в таблицах прошивки, никогда не соответствует реальному составу. Тут в дело вступает множество факторов: давление в топливной рампе, атмосферное давление, температуры воздуха, состояние форсунок, состояние ДМРВ и остальных датчиков.
В системах с Евро-2 и выше, есть узкополосный ДК, который поддерживает стабильный состав смеси на малых нагрузках, но на режиме максимальной мощности, он отключается, и состав смеси идет гулять.
Вот, наконец и получил я свой ШДК. Посылка шла со штатов, при этом до москвы она дошла за неделю, а потом в москве лежала больше месяца. И это называется «экспресс почта — емс».
Составные части комплекта:
— Широкополосный датчик кислорода
— Контроллер ШДК (отвечает за разогрев датчика и преобразует его показания)
— Показометр (цифровой индикатор с точностью 0,1)
— Штекер питания (в прикуриватель)
— Кнопка калибровки + светодиод индикации
— Провод подключения к ПК (только вот с СОМ-разъемом, в ноутах такой давно не используется, а всякие адаптеры USB-COM, как правило работают не стабильно).
Воспользоваться сразу, сиим чудом не получится. Присутствует разъем только между зондом и контроллером. Все остальное – просто пучки разноцветных проводов, которые желательно спаивать, чтобы не было погрешностей.
Так же, пришлось нарастить провод от зонда до контроллера, ибо 40см это уж как то совсем мало, контроллер в данном радиусе крепить реально не к чему.
Сделал простое и легкосъемное крепление показометра, т.к. он будет устанавливаться только временно, для настроек системы.
Пробный заезд.
На видео: Сначала разгон с педалью газа на 30%, затем разгон в режиме газ-впол, на 2 и на 3 передачах. Когда показывает 22,0 это отключение подачи топлива.
Как видим состав смеси на максимальной мощности не соответствует, заложенному в прошивке — 12,6
Лезем в прошивку и меняем коэффициенты в таблице «Поправка циклового наполнения», чтобы реальный состав смеси соответствовал указанному. Таблица трехмерная, используются зависимости от оборотов и положения дросселя.
Тоже самое необходимо проделать и с режимом частичных нагрузок, только добиваемся уже экономичного, обедненного состава смеси 15,4 (если в системе не установлен штатный ДК).
Но хочу сразу предупредить — к экономичному составу смеси, следует относиться более внимательно, ибо чрезмерное обеднение приведет к порче двигателя и вместо экономии, мы получим растраты.
Немного про ШДК (мои изыскания)
Часто люди спрашивают «Нет ли желания контроллер ШДК забацать? «
Рассказываю…
В процессе своего последнего увлечения электроникой и МК, еще весной в голову пришла «гениальная идея» — сделать свой собственный ШДК. Как заметил такие супер идеи много кому в голову приходит, но как бы до сих пор никто ничего достойного не сделал.
1. мои ШДК:. Сверху вниз : LC-1 здорового человека, LC-1 курильщика, ШДК Atomic’а, Показометр LC1 Atomic (цифровой аналог аналогового будильника инновейта+ переходник на комп ЮСБ)
2. Мои инновейты(вернее верхний симпотяжка это мой, нижний у друга год назад взял, но так и не отдал). Используются исключительно для сверки результатов и «побаловаться»
4,5 Колодки, если кто не в курсе. LSU 4.2 больше. LSU 4.9 меньше
Ну вот как то так.в общем show must go on…