Что такое шелл в проигрывателе виниловых пластинок
Краткий виниловый словарь
Что такое антискейтинг, армборд, кантеливер, мат, ревайринг, тонарм, эффективная длина тонарм, шелл?
Кантеливер. Поводок, на котором установлена игла. Его резонансные характеристики имеют решающее значение. Он должен точно передавать в магнитную систему малейшие перемещения иглы. не внося при этом собственного вклада в звучание. Поэтому производители головок применяют для его изготовления самые современные материалы (титан, соединения бора и углерода, сплавы, используемые NASA) и экспериментируют с формой.
Ревайринг. Замена внутренней проводки тонарма, один из самых распространенных видов апгрейда. Дело в том, что при малых сигналах (а у МС-головок выходное напряжение измеряется микровольтами) характеристики проводника играют очень большую роль. Смена штатной проводки на Klotz или литцендрат может значительно улучшить звучание. Некоторые компании (Audio Note) предлагают варианты тонармов с различной проводкой, цена при этом может колебаться в очень больших пределах.
Эффективная длина тонарма Расстояние от вертикальной оси поворота до иглы. Стандартные значения 9, 10 и 12 дюймов, 12-дюймовые тонармы дают меньшую угловую погрешность, но их сложнее демпфировать, поскольку длинная трубка имеет склонность к повышенным резонансам.
Шелл. Площадка для крепления головки. Бывают съемные и несъемные. Первый вариант облегчает установку головки и ее замену, но увеличивает инерционность тонарма из-за дополнительного веса разъема и накидной гайки.
Выбираем звукосниматель для проигрывателя винила
Задачей картриджа проигрывателя винила является преобразование механических колебаний этой иглы в электрический сигнал. В дальнейшем, пройдя несколько стадий усиления и преобразования, именно он превратится в звук из колонок. Поэтому к выбору звукоснимателя нужно подойти очень внимательно.
Сохранить и прочитать потом —
Тип звукоснимателя
По принципу действия звукосниматели подразделяются на MM (с движущимся магнитом) и MC (с движущейся катушкой). Первые обеспечивают сигнал более высокого уровня, имеют сравнительно скромную стоимость и блок иглы в них, как правило, можно менять. Зато вторые в силу конструктивных особенностях лучше звучат, за что и ценятся аудиофилами. При выборе картриджа нужно учитывать, что MM и MC-модели требуют различных фонокорректоров по коэффициенту усиления и нагрузочным характеристикам. Поэтому нужно определить подходящий для вашей системы тип, в зависимости от имевшегося в системе фонокорректора. Можем сразу подсказать, что для проигрывателей винила начального и среднего уровня предпочтительными будут MM-звукосниматели. Так, одной из самых удачных моделей головок данного типа с очень выгодным соотношением качества и цены является Ortofon 2M-Red.
Отдельно стоит упомянуть звукосниматели MC-типа, которые в силу специальных конструктивных решений развивают выходной сигнал, близкий по уровню к ММ-головкам. Хорошим примером такой модели является картридж Sumiko Blue Point Special EVO III H. Однако надо учесть, что при формальной поддержке стандартного для ММ входного импеданса фонокорректора 47 кОм, электрические характеристики (внутренний импеданс и выходное напряжение) подобных моделей немного отличаются от MM-головок. Поэтому такие картриджи желательно использовать с фонокорректорами, позволяющими экспериментировать с настройками входного импеданса.
На игле
Следующей важной характеристикой, влияющей на выбор картриджа, является тип заточки иглы. Чем меньше ее радиус (и меньше соответствующее пятно контакта), тем точнее игла будет считывать звуковую дорожку виниловой пластинки. Однако и механическая нагрузка слишком «острой» иглы на канавку пластинки будет высокий, так что здесь необходимо соблюдать определенный компромисс. Самыми популярными на сегодня являются сферическая и эллиптическая заточки. Эллиптическая имеет меньшее пятно контакта со звуковой дорожкой при разумном давлении, поэтому считывает ее модуляции точнее, чем сферическая. Особенно это проявляется на высоких частотах, диапазон которых у звукоснимателей с эллиптическими иглами шире. Эллиптическую заточку, например, имеет игла в звукоснимателе Audio-Technica AT-F7.
Существуют и более экзотические типы заточки игл, встречающиеся в дорогих моделях звукоснимателей. Однако для большинства меломанов оптимальным выбором могут стать картриджи именно с эллиптическими иглами.
Удержать и направить
Алмазную иглу удерживает специальный миниатюрный рычажок, называемый кантилевером. Его задача – как можно точнее передать механические колебания с той стороны, где расположена игла, на противоположную, где находятся магниты (в MM-головках), или катушки (в MC). Отсюда следует, что кантилевер должен быть как можно более легким и в то же время жестким, чтобы работать точно, и в то же время не создавать паразитных вибраций. На это влияет материал, размер и форма данного элемента картриджа. Обычно в качественных головках кантилевер представляет собой алюминиевую трубочку, однако в моделях высокого класса он может быть изготовленным из бора, карбона или каких-нибудь металлических сплавов.
С иглой связана еще одна хитрость. Иногда в названии модели картриджа рядом с обозначением типа заточки может стоять еще одно слово – Nude. Оно означает, что игла полностью выполнена из цельного алмаза и закреплена на кончике кантилевера (на рисунке вариант a). Альтернативным решением является использование металлического стержня с алмазным наконечником (вариант b), что позволяет сэкономить на размерах последнего и сделать картридж дешевле. Однако с точки зрения качества звука иглы Nude предпочтительнее, так как менее склонны к возникновению паразитных резонансов. Игла такого типа установлена, например, в MC-звукоснимателе Ortofon Cadenza Red, который ценится среди меломанов за точный и сбалансированный звук.
Тонармы бывают разные
По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет полдюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.
Законы механики
Важным механическим параметром звукоснимателя, на который нужно обращать внимание – трекинг. Он показывает, с какой максимальной амплитудой может перемещаться игла в дорожке пластинки до того, как в звуке появятся искажения. Эта величина измеряется в микрометрах (мкм), и чем она больше, тем лучше.
Для определения совместимости картриджа и тонарма необходимо обратить внимание на два параметра. Первый называется податливость и измеряется как соотношение микрометр на микроньютон (мкм/мН) либо см/дин х 10-6. Оптимальная податливость картриджа для проигрывателя зависит от эффективной массы установленного на нем тонарма (см. таблицу).
Иными словами более жесткие (с малой податливостью) картриджи нуждаются в тяжелых тонармах и наоборот. При невыполнении этого требования в звуке появятся искажения, вызванные резонансами. Самые любознательные могут вычислить резонансную частоту своей системы:
F = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах (см. спецификацию производителя);
Mг — масса головки в граммах (см. спецификацию производителя);
Mк — масса крепежа, примерно 0,5 г, но можно взвесить самостоятельно;
С — податливость кантилевера в см/дин х 10-6 (см. спецификацию производителя).
Желательно, чтобы резонансная частота оказалась в области инфразвука, но не слишком низко, около 10 — 14 Гц, иначе у коробленых пластинок будет страдать устойчивость иглы в канавке. В то же время следует избегать резонанса системы на более высоких частотах, поскольку на 20 Гц официально начинается рабочая область фонограммы.
Вторым параметром, влияющим на совместимость картриджа с тонармом, является вес. Он должен попадать в диапазон регулировки противовеса, иначе тонарм не удастся сбалансировать. И, разумеется, при настройке проигрывателя необходимо убедиться в том, что установленная прижимная сила для головки совпадает с рекомендованной изготовителем.
Технические и физические особенности фонокартриджей
Существует два основных типа картриджей ММ и МС.
ММ картридж это головка с подвижным магнитом, средним выходом 5 милливольт. Магниты крепятся к кантиливеру и бывают разной конструкции в виде галочки как на фото, в виде кольца или цилиндра. Дополняет колебательный контур неподвижная катушка индуктивности. ММ иглы просты в изготовлении и относительно не дороги. На фотографии 1 хорошо видны магниты прикреплённые к кантиливеру.
фото 1
фото 2
Об этом написано очень много, а мы поговорим о технических и физических особенностях фонокартриджа.
Начнём с кантиливера.
Кантиливер картриджа как и сам стилус, является важной частью колебательного контура и необходим для точной передачи вибраций от пластинки к фонокартриджу.
Для изготовления кантиливеров используются различные материалы, такие как алмаз, алюминий, сапфир, цирконий, бор и др. Чем легче и жестче материал, тем лучше и точнее кантиливер будет передавать вибрацию.
В современных картриджах высокого класса точность также требуется при обработке и сборке деталей магнитной цепи, а также механизма подвески, соединенного с кантиливером.
Алюминий имеет низкую относительную плотность, а наконечник иглы запрессован, поэтому он улавливает вибрации канавки со стабильной и точной характеристикой трассировки.
Кантиливер из бора
Большой модуль упругости, высокая удельная жесткость и быстрая передача звука. Наконечник фиксируется клеем из-за хрупкости и ограниченной технологичности. Это самый хрупкий кантиливер.
Циркониевый кантиливер
Цирконий позволяет сделать кантиливер в форме трубы. Этот кантиливер издает очаровательный звук, отличный от других материалов.
Сапфировый и рубиновый кантиливер
Поскольку сапфировый кантиливер очень жесткий, он точнее передает вибрацию по сравнению с металлическими кантиливерами, поэтому получается более чистый звук.
Когда часть Al 3 + основного компонента сапфира, заменяется хромом драгоценный камень меняет цвет на красный, который делает его рубином. Рубин похож на сапфир с точки зрения физических характеристик, он также используется из-за его визуальной эстетики.
Алмазный кантиливер
Алмаз самый твердый материал на Земле и возможно лучший материал для изготовления кантиливера. Он слабо деформируется при приложении силы, а скорость передачи звука намного выше, чем у других материалов. При воспроизведении пластинки система состоящая из алмазного стилуса и алмазного кантилевера отслеживает канавку с наибольшей точностью.
Физические свойства материалов используемых при изготовлении кантиливеров.
Теперь разберём стилус – игла, алмаз на кончике кантиливера.
При воспроизведении записи с пластинки, наиболее важной частью картриджа является игла которая непосредственно контактирует с канавкой и улавливает её тончайшие вибрации. Задача иглы идеально отслеживать канавку пластинки и не стачивать её.
Игла MicroRidge имеет крохотный радиус закругления похожий на закрытый тор начерченный во фронт, который не будет менять форму при истирании и скалывании. Он способен намного точнее воспроизводить сигналы, поэтому высокочастотный звук и широкий динамический диапазон могут воспроизводиться без искажений. Это первоклассный стилус с высокими характеристиками, долгим сроком службы и точным воспроизведением звука. Увеличинная линия контакта между звуковой канавкой и наконечником помогает снизить давление иглы на единицу площади, продлевая срок службы как пластинки так и наконечника иглы. Пятно контакта равно 62.1 квадратных микрометра.
Тип Шибата, Shibata
Тип стилуса с линейным контактом разработаный для 4-канальных записей (формат CD-4). Его полоса воспроизводимых частот намного шире чем у эллиптического стилуса и он может намного лучше отслеживать высокочастотный и динамический диапазон. Увеличинная линия контакта между звуковой канавкой и наконечником помогает снизить давление иглы на единицу площади, продлевая срок службы как пластинки так и наконечника иглы. Пятно контакта равно 46.7 квадратных микрометра.
Тип Эллипс, Elliptical
При шлифовании эллиптической иглы с обеих сторон и затем скруглении углов радиусы становятся 0,3 х 0,7 микрометра. По сравнению со сферическим стилусом эллиптический стилус звучит с меньшими искажениями и хорошо воспроизводит высокие частоты, но оказывает большее давление на единицу площади, что сокращает срок службы пластинки и иглы, особенно если они сделаны из чёрного алмаза. Пятно контакта равно 20.6 квадратных микрометра.
Тип Сферический, Spherical
Это наиболее распространенная форма стилусов. Сферический наконечник иглы обычно используется в более дешевых моделях общего назначения. Басы воспроизводятся мощно и стабильно, но детализация звучания значительно упрощена. Радиусы бывают от 0,5 до 0,7 микрометра. Пятно контакта равно 30.5 квадратных микрометра.
Остановимся более подробно на стилусе в виде MicroRidge.
MicroRidge имеет крошечный радиус закругления чего нет у других стилусов. Он имеет ленточную форму (тор) шириной всего несколько микрон.
Микронный радиус позволяет воспроизводить звук без искажений в центре и на периферии пластинки.
Сравнение частотной характеристики MicroRidge и Line Contact
Немного философии – каждый выбирает идеал по своему.
ANALOG SOUND |
Винил начинающим, часть 1. |
Виниловый проигрыватель для начинающих
Вы купили проигрыватель винила или близки к такому решение и наверное обратили внимание,
что довольно много предложений выглядит так, как на картинке ниже:
В данном примере отчетливо видно, что проигрывателю не хватает шела. Т.е. продают аппарат без шела
и соответственно без картриджа. Но начнем по порядку.
Шел — это держатель картриджа, некая конструкция к которой прикручивается картридж.
Выглядит он примерно вот так:
Вот шел лежит с уже прикрученным к нему картриджем.
Шел в конечном итоге устанавливается на тонарм — такая длинная прямая или S-образная палка с
помощью специального удобного крепления находящегося на тонарме.
В данном разделе (Винил для начинающих) мы не станем вдаваться в подробности уровня шел,
используемых на нем проводовю Это уже для продвинутыж виниловодов и имеет такое же
Бывает проигрыватель с S-образным тонарм (соответственно со съёмным шел типа-sme)
С шел прикрученным
На данной модели нет шел, он является единым целым с тонарм и съемным является тонарм,
для удобства замены картриджа.
Так же есть аппараты с прямым тонарм и съемным шел, в таких моделях свой шел под
Ведется много споров, какой тонарм лучше? Прямой!? S-Образный!?
Да не важно это! В любом варианте мы имеем точку А-начало тонарм и Б-его окончание.
Он не изменяет свою форму при движении по пластинке! S-образный тонарм для увеличения эффективной
длинны, не увеличивая глубину аппарата, чтоб вместить прямой тонарм
Мы говорим о первом опыте использования винила, поэтому пропустим подробности.
Далее много споров какой?
поднимется и вернется на место, двигатель остановится)
и вот его представитель Victor QL-Y55F
полуавтомат? ( мы руками ставим тонарм на начало пластинки-нажимаем пуск-нажимает микролифт
опускание тонарм-отслушав пластинку, аппарат поднимет тонарм и остановит двигатель, далее руками
мы ставим тонарм на место)
Самая многочисленная категория, самая востребованная.
Полностью ручной ( все делаем руками, ни какой электроники)
Это уже легендарный Techncis SL-1200, есть несколько модификаций, их отличают мелочи!
по сути это все один аппарат! Сильно распиарен из за своей надежности, в быту это перебор,
-это возможно из за особенности его прямого привода.
Для домашнего использования любой из перечисленных надежен, красив, точен!
Здесь каждый выбирает для себя в силу удобства использования! Не что не повлияет на
работоспособность, звук!! Некоторые аппараты интересны и дорогие, скорее уже имея коллекционную ценность.
Настроить их и получить высого уровня звук сложнее и к этому необходимо пройти путь
либо это механические часы, но уже с автоподзаводом, либо кварц!
Это скорее идет от внутренних ощущений и желания!
Вот еще одна точка предкновения споров! Что взять? Что лучше?!
—прямой привод (Direct Drive, DD)??
— Пасиковый, как MICRO BL-серии или старый Thorens
Все это так же является внутренним ощущением! Не важно это! Кому что греет душу!
Удобство использования ( например пасик порвался! Это поиск, покупка!) Ролик-это более
частое обслуживание и тд!
При использовании аппаратов приличного класса можно и как первый купить в любом исполнении.
прямой привод (Direct Drive, DD) для начинающего проще удобней!
И так шел у вертушки есть, но многие предлагают вертушки без картриджа.
Что такое картридж?
Картридж, или головка звукоснимателя — это устройство преобразующее механическую энергию
(трение иглы о виниловый диск) в электрическую (звук).
Картриджи внутри бывают с подвижным магнитом (ММ, самые популярные и дешевые) и
с подвижной катушкой (МС).
Приведу выдержку с сайта audiomania.ru:
«Звукосниматель (картридж) MM-типа вырабатывает сигнал значительно большей амплитуды
, чем MC-головка. Но ввиду того, что игла в нем механически связана с более тяжелым магнитом,
ММ обладает худшими динамическими и частотными характеристиками.
По принципу действия звукосниматели делятся на головки с подвижным магнитом (MM)
и подвижной катушкой (MC).
Соответственно, в первом случае игла связана с магнитом, который перемещается внутри катушки
индуктивности, а во втором — с катушкой, которая движется в поле постоянного магнита.»
Картриджи MC стоят дороже, требуют сложный фонокорректор. Особенность их работы аналогично
я приведу с определения сайта audiomania.ru:
«MC-головки существенно сложнее в изготовлении. Кроме того, MM-звукосниматели обычно оснащаются
сменной иглой, что значительно удешевляет их обслуживание, в то время как иглу в звукоснимающих головках
типа MC из-за его конструкции самостоятельно заменить нельзя.»
В любом случае, если вы решили выбрать картридж МС высокого класса
(а дешевые МС врятли превзойдут хорошие картриджи типа ММ),
то должны озаботится тем фактом, что ваш усилитель должен обладать фонокорректором поддерживающим
MC-тип картриджей (стандартно массово поддерживается ММ тип
, хотя многие популярные усилители, например Pioneer A-717, поддерживают этот тип картриджей).
Другой вариант купить внешний фонокорректор с заведомо лучшим качеством.
Скорее всего ваш выбор будет в области картриджей ММ-типа.
таких картриджей довольно много — их выпускает или выпускали множество фирм.
Т.е. если вы купили винтажную вертушку с рук, то это не значит, что вам нужно искать именно старый картридж,
тем более там может оказаться задубевший амортизатор кантилевера.
Что такое кантилевер — по простому — это металическая палочка к которой приварен кончик иглы.
Кончик иглы может быть металлическим или алмазным.
Алмазный разумеется более долговечный. так же кончик иглы может быть в виде конуса
(самый плохой), в виде овала и шарообразный (лучшие варианты).
Кантилевер под микроскопом
Я так понимаю вам будет немного непонятно, поэтому приведу наглядные картинки:
Довольно популярны дешевые современные картриджи Audio-techinca AT-91
При цене около 2000 руб они успешно заменяют и звучат не хуже советских всем известных картриджей ГЗМ.
Более дорогие картриджи дают лучший звук, так как чем лучше работает магнит в таком картридже,
тем разнообразней по нюансам звучание вы получаете:
Один из самых интересных ММ в бюджете (не остаться без штанов) имеет отличное звучание это:
Картридж Audio Technics AT150mlx
Далее масса вариантов:
Вот так выглядят при желании разработчика картриджи МС:
В общем это отдельная темя для поиска размышления и выбора!
смысл вроде понятен.
Как уже отмечалось у картриджей ММ можно менять иглы.
Это важно, так как игла стирается со временем, и через некоторое время,
в зависимости от частоты использования ( в среднем год-два) вы отметите ухудшение звучания,
станет меньше высоких частот, звук будет более грязным и крикливым — причина этого
— сточившаяся игла. Вам нужно будет заменить иглу. Самое простое, как это сделать
— купить вставку именно для вашего картриджа. Эта вставка с иглой надевается просто на картридж.
Выглядит это вот так:
Сама вставка так же может быть прикрыта как съемным защитным колпачком, так и сдвигаемым вверх.
Думаю ясно, что каждому картриджу нужна его уникальная вставка с иглой.
Некоторые вставки подходят к разным картриджам.
Итак, у вас есть шел, у вас есть картридж со вставкой, нужно его закрепить на шел.
Это делается вот так:
Прежде чем закрепить картридж на шеле, нужно сперва правильно подключить 4 проводка.
Они подключаются, по крайней мере в тех моделях, что у меня были, следующим образом:
Т.е если смотреть на картридж сверху и держать его так, что игла от вас как можно дальше, то
справа сверху — синий (земля левого канала)
слева сверху — зеленый (земля правого канало)
Справа снизу — белый L-канал (левй)
Слева снизу — красный провод. R-канал (правый)
В любом случае это просто и на картридже есть либо метки цветов по проводам,
Постарайтесь как можно качественнее закрепить — контакт в этой области важен.
Или например вы купили проигрыватель с картриджем, а звук барахлит — очень возможно,
что именно плохой контакт в этой области — отсоедините, протрите контакты спиртом или
контакткленом и соедините назад. если картридж исправен, то проблемы пропадут.
Когда вы подключили проводки, вам нужно закрепить картридж на шеле.
Обычно от тонарма до кончика иглы должно быть расстояние 5 см.
Выставьте 5 см отмерив линейкой и закрутите болтики. Если у вас нет таких болтиков с гаечками,
то вы немного попали. Так как это не простые болтики, а изготовленные из немагнитных материалов,
чтобы они не мешали работе электромагнита внутри картриджа.
Вам нужно поискать немагнитные болтики и гаечки. Их продают на зарубежных аукционах
, но так же посмотрите в хозтоварах, есть такие планочки креплений для электропроводки,
на них могут быть немагнитные болтики с гаечками. Проверить это легко — поднеся магнит,
магнитится не должно.
Когда вы крепите картридж еще важно, чтобы игла была абсолютно перпендикулярна плоскости
(это называется установка азимута), смотрите картинку:
а данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным картриджем/шелом.
Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек, которые стоило провести на этой фазе,
но если это вам нужно, вы найдете информацию сами, моей информации вполне достаточно-Мы
рассматриваем НАЧАЛО, Первое преобретение ХОРОШЕГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ!
для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
На следующем шаге мы будем настраивать тонарм по высоте, противовесы и антискейтинг.
Следующим шагом станет выставление высоты тонарма.
При опущенной игле трубка тонарма должна принимать горизонтальное положение,
проходить точно параллельно виниловой пластинке. Настройку можно произвести на глаз,
а можно воспользоваться линейкой или транспортиром, поставив их для лучшей ориентировки на
неподвижный диск проигрывателя.
Для этого изначально ослабили зажимные шестигранники см фото
Подняв или наоборот опустив тонарм, обратно затягиваем!
в одну из сторон мы либо поднимаем или опускаем тонарм.
вот на фото под тонарм большой круг, который имеет резьбу и может соотвествено поднимать или
В общем варианты реализации разные, но суть понятна.
Регулировка прижимной силы – это самое простое: при помощи противовеса производится
балансировка тонарма с прикрепленным звукоснимателем (защитный колпачок с иглы предварительно снять).
Груз поворачивается до тех пор, пока трубка тонарма не придет в равновесное состояние.
Вот на фото видно, что тонарм находится в равновесии и не клонится ни в одну из сторон
относительно своего крепления. ( как механические весы)
Затем в соответствии со значениями, которые указывает производитель звукоснимателя,
выставляется прижимная сила. Для этого предусмотрена шкала точной настройки.
Которая на грузе противовеса. Рекомендованную силу прижима смотрим в инструкции к картриджу!
Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать
при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания).
Мы не станем так глубоко и рекомендация одна. anti-skate (система антискатывания)=прижимной силе!
Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки,
когда головка располагается под углом к трубке тонарма, сила скатывания постепенно меняется вдоль
поверхности записи, вот пружинка закрепленная к нашему регулятору так же постепенно все более
растягивается по мере перемещения тонарм к центру пластинки и все более компенсирует
На проигрывателях она может быть в виде регулятора со шкалой
Вот на Denon DP-55L справа от тонарм крутик со шкалой:
на Victor QL-A75 это черный круг со шкалой в районе основания тонарм:
Есть еще вариант борьбы со скатывающей силой.
Это грузик на леске закрепленный к тонарм, по мере движения тонарм, грузик поднимется, тем самым создавая
все большее сопротивление.
Такая реализация применяется на многих Mikro Seici, на Yamaha GT-750, вот пример фото.
На данный момент ваш проигрыватель уже должен быть с настроенным,
картриджем/шелом. Для садомазо и перфекционистов есть еще много настроек,
которые стоило провести на этой фазе, но если это вам нужно, вы найдете информацию сами,
моей информации вполне достаточно для стандартных любителей музыки не играющих со своим разумом.
- Что такое шелкотрафаретная печать
- Что такое шелл для проигрывателя винила