Что такое шежере краткое
Шежире
Шежире
Содержание
Шежире
Шежире (каз. шежіре ) — генеалогическая таблица у казахов и кипчакских народов. Как правило представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. Также распространен синонимический вариант шежире — Жети-Ата (букв. перевод с казахского — семь дедов). Считается, что знание шежире (или своих предков до седьмого колена) является обязательным для каждого казаха. Это позволяет избежать близкородственных браков.
Казахи и Шежире
Отношение казахов к шежире является сакральным. Многие современные казахи пытаются восстановить свои корни и очень серьёзно изучают свою родословную. Согласно древним традициям, род у казахов передается через мужскую линию. Но иногда в эти записи включают и наиболее выдающихся женщин. Кроме имён эти записи содержат биографии, историю и географию наиболее значимых событий, легенды.
Современные Шежире
Массовое увлечение казахами шежире выражается в издании многотомников с перечислением всех членов определенного рода. Например, такие большие роды как Найманы, Дулаты, Байулы или Алимулы могут насчитывать до одного миллиона человек. Книги с перечислением шежире могут составлять 3 и более томов. Большинство казахов осуждают чрезмерное увлечение и бахвальство своей родословной и родовой принадлежностью, так как нередко это приводит к трайбализму.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Шежире» в других словарях:
Казахское шежире — Шежире (каз. шежіре) генеалогическая таблица у казахов и кипчакских народов. Как правило представляет собой письменное или устное перечисление предков по прямой мужской линии. Та … Википедия
Шомекей — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Шомекей казахский род (ру, тайпа, туккум), входит в состав Младшего жуза (Алшын). В некоторых источника … Википедия
Коныраты — Конырат (кунрат, кунград, конрат, конгырат) племя, ныне являющееся одним из шести племён Аргын, Кыпшак, Найман, Конырат, Керей и Уак, составляющих так называемую Среднюю Орду казахов (см. казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки). Племя народ… … Википедия
Ходжа (род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа (значения). Ходжа, Кожа (каз. қожа,узб. Xojalar), в Средней Азии человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич Алла! Содержание 1 Исх … Википедия
Конырат (племя) — Конырат племя, ныне являющееся одним из шести племён (конырат (хунгират), уаки, кирей, аргын, кипчак и найманы), составляющих так называемую Среднюю Орду казахов (см. казахи, киргизы, узбеки, каракалпаки). Содержание 1 Шежире 2 Места обитания … Википедия
Кожа (казахский род) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кожа (значения). Кожа (каз. қожа) человек, ведущий свое происхождение от арабских миссионеров ислама. Не относятся ни к одному из жузов и считаются духовной… … Википедия
Шежере — (шэжэрэ, шежире) название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, казахов и киргизов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни… … Википедия
Казахи — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Найманы — Современный ареал расселения и численность … Википедия
Алимулы — Алимулы одно из племён, составляющих казахский народ. Согласно шежире (генеалогическому древу) входит в состав Младшего Жуза. Тамга выглядит сдвоенной тамгой алшынов. Имеет шесть ветвей, поэтому в народе именуется и «Алты алим». Согласно… … Википедия
Шежере
Шежере́ (шэжэрэ, шежире) — название родословной у некоторых тюркских народов. Наибольшее распространение шежере имеет среди башкир, казахов и киргизов. Помимо самой родословной шежере включает в себя изложение наиболее выдающихся событий из жизни того или иного рода или племени, то есть является своеобразной летописью. Изначально шежере существовали в устной форме и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде. Шежере служат источником исторической информации.
См. также
Ссылки
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Шежере» в других словарях:
шежере — шажере Словарь русских синонимов. шежере сущ., кол во синонимов: 1 • шажере (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Башкирское шежере — Шежере башкир из племени Кыпсак Шежере (также шэжэрэ; башк. шәжәрә, араб … Википедия
Майкы-бий — … Википедия
Сибирскотатарская литература — Сибирскотатарская литература литературные произведения сибирскотатарского этноса, уроженцев Сибири, тематически связанные с сибирскими татарами на сибирскотатарском, русском, татарском языках. Литературовед Ф. З. Яхин пишет:… … Википедия
Исторический Башкортостан — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения… … Википедия
Мечетлинский район Башкортостана — Мечетлинский район Мәсетле районы Герб Флаг ( … Википедия
Мечетлинский район — Мәсетле районы Герб … Википедия
Историческая Башкирея — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
Историческая Башкирия — Исторический Башкортостан, Историческая Башкирия (башк. Тарихи Башҡортостан) историческая область,территория исторического расселения башкирского народа. Термин Исторический Башкортостан в настоящее время применяется для обозначения территории… … Википедия
Башкортостан (исторический) — У этого термина существуют и другие значения, см. Башкортостан (значения). Историческая область • Южный Урал Исторический Башкортостан башк. Тарихи Башҡортостан Период IX век настоящее время … Википедия
Шежере
Изначально шежере существовали в устной форме, и их знание было обязательным. Со временем они стали появляться в письменной форме, в том числе и в стихотворном виде.
Шежере служат источником исторической, этнографической и антропологической информации.
Связанные понятия
Традиционно считается, что существует 92 рода и племени узбеков кочевого Дешт-и-Кипчакского происхождения, вошедших в состав будущей узбекской нации. Как установил современный историк Т.Султанов — эти 92 «рода» включают в себя «названия большинства тюркских и некоторых нетюркских этносов, населявших Среднюю Азию в то время».Существует легенда, о том что 92 человека отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были обращены в ислам святым Шах-и Марданом. Из.
У кыргызов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских кыргызов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние кыргызы— «ичкилики»).
Шаңышқылы — древнее кочевое племя в составе Старшего жуза казахов. В литературе может упоминаться как «шанышклы», «шанышкылы», «шаншыклы», реже — «чанышкылы», «чанышклы», «санчкылы» и «чаншклы».
Устно-поэтическая традиция известна среди тюркоязычных племен уже в 6-8 веках: её элементы отмечены в орхонских памятниках. Искусство слова занимало почётное место в жизни кочевников-скотоводов. Безымянные акыны создавали народную поэзию, тесно связанную с обрядовым фольклором. Песни подразделяются на следующие жанры: той бастар (песня, предназначенная для начала свадьбы), сынсу (песня невесты при отъезде из родного аула), жар-жар (свадебная песня — состязание между джигитами и девушками), бет-ашар.
Султан (каз. Сұлтан, от араб. سلطان) — ненаследственное звание знати в Казахском ханстве. Приблизительно соответствует русскому «князь». Султаны избирались племенами, племенными подразделениями из числа торе. Из среды султанов выбирали хана.
Родословная башкир — шежере
Дата публикации: 15.08.2016 2016-08-15
Статья просмотрена: 2976 раз
Библиографическое описание:
Хафизова, А. И. Родословная башкир — шежере / А. И. Хафизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33213/ (дата обращения: 12.12.2021).
Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача — раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.
В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы — башкирские шежере.
Шежере — башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе — «родословие». Известный этнограф Р. Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере — это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].
Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы рода. В целях охранения памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов башкиры излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде, ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.
Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально — этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более. Из исследований шежере можно почерпнуть факты об устройстве общества того времени, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях.
В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере — байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.
Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А. З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [3, с. 101].
В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р. М. Булгаков и М. Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [4, с. 245]
Северо — запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример — история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.
Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима — Гэрэ, или Гирей [5, с. 34].
Согласно одной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.
Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в., став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию — Ислам.
Первоначально Гирейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV веке их, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно–ириктинцами, кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [5, с. 156].
В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно — политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо — западную часть Башкортостана.
Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо — западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа.
В 1991 году была опубликована книга «Шежіре (;аза;ты; ру-тайпалы; ;;рылымы)», т.е. «Родословная (родо-племенные образования казахов)», составленная на основе летописных исследований Шакарима Кудайбердиева и Мухамеджана Тынышбаева. В книге последовательно приведены родословные Старшего жуза («;лы ж;з»), Среднего жуза («Орта ж;з») и Младшего жуза («Кіші ж;з»). В данном случае понятие «ж;з» означает «разновидность» и призвано отразить тот исторический факт, что три казахских жуза – это потомки трех различных союзов племен. В Старший жуз вошли племена, которые Чингисхан ввел в состав Серой орды («Боз орда – Болат орда»), в Средний жуз – племена, введенные каганом в состав Синей орды («К;к орда – К;міс орда»), и, наконец, Младший жуз состоит из племен, которые при жизни Чингисхана были введены в состав Белой орды («А; орда – Алтын орда»).
Чингисхан не случайно называл Серую орду «А; ар ісі» (звучит как «А;арыс»), Синюю орду – «Жан ар ісі» («Жанарыс»), а Золотую орду – «Бек ар ісі» («Бегарыс»). Для него понятие «ар ісі», как отмечалось выше, было жизненное кредо. Эренжен Хара-Даван подчеркивал, что Чингисхан ценил людей, которые «дорожили честью и достоинством своим более, чем достатком, общественным положением или самой жизнью». Эту яркую особенность Чингисхана замечательно сформулировали российские авторы Юлия и Юрий Мизун в книге «Ханы и князья. Золотая орда и русские княжества»: «Чингисхан был великим, мудрым организатором. Чингисхан умел находить исполнителей своих замыслов и идей. К ним он предъявлял четкие требования. Больше всего он ценил и поощрял верность, преданность и стойкость. Больше всего он презирал измену, предательство и трусость. Всех людей Чингисхан делил на две категории. Для людей одного типа материальное благополучие и безопасность выше их личного достоинства. Эти люди способны на измену. По сути своей они были трусами. Такие люди подчиняются своим начальникам (господам) только потому, что боятся начальника. Они знают, что он способен лишить их благополучия или даже жизни. Такие люди трепещут перед силой своих начальников. За своим начальником (господином) они ничего не видят. Они, по сути, подчиняются не своему начальнику, а своему страху. Поэтому неудивительно, что такие люди легко предают своего господина. Предавая своего начальника (господина), такие люди думают об освобождении от того, кто над ними властвует. Предают они из страха или материальной выгоды. Такие люди всегда остаются рабами своего страха, своей привязанности к материальному благополучию. Это натуры низменные, подлые, по существу рабские. Таких людей Чингисхан не только презирал, но и беспощадно уничтожал.
Чингисхан за свою жизнь низложил немало людей, князей и правителей. Практически всегда в окружении этих правителей были (в немалом количестве) изменники и предатели. Они предавали своего господина, думая при этом получить личную выгоду. Но ни одного из этих предателей Чингисхан не вознаградил, хотя они и способствовали его победе. Более того, каждый раз после победы над тем или другим правителем Чингисхан отдавал распоряжение казнить всех тех вельмож и приближенных, которые предали своего господина. Такие пособники с рабской психологией были не нужны Чингисхану.
В то же время, после завоевания каждого нового царства или княжества, Чингисхан награждал и приближал к себе тех, кто оставался верным своему бывшему правителю и оказывал достойное сопротивление Чингисхану. Эти люди доказывали, что они принадлежат к тому типу людей, на которых Чингисхан и строил свою государственную систему. Эти люди на деле доказывали свою верность и стойкость. Такие люди ставят свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия. Эти люди боятся не человека (начальника), который может отнять их жизнь или материальные блага. Больше всего они боятся совершить поступок, который может их обесчестить и умалить их достоинство. Они боятся умалить свое достоинство прежде всего в своих собственных глазах. А это для них страшнее смерти. Чингисхан страхом и материальным благополучием держал в руках людей первого типа, людей рабской психологии к управлению государством не подпускал.
Правили страной люди второго психологического типа. Они были организованы в стройную иерархическую систему, на высшей ступени которой находился сам Чингисхан. Они преклонялись перед ним не из-за страха, а из-за понимания того, что он воплощал их собственный идеал. Чингисхан считал, что только среди кочевников больше всего людей, на которых он мог положиться. Жизнь в городах способствует размыванию человеческих идеалов, и большая часть горожан относится к первому типу. Собственно, это в полной мере справедливо и сейчас. Люди от сохи, от земли чаще остаются честными, чистыми, жертвенными и даже более талантливыми. У кочевнической аристократии времен Чингисхана положительные качества (верность, храбрость, честность) усиливались родовыми традициями, живым чувством не только личной, но и фамильной чести, сознанием ответственности перед предками и потомками. Поэтому Чингисхан создавал свою военно-административную систему именно из кочевников…
Сословная принадлежность не была решающим фактором при подборе исполнителей. На высокие посты военачальников Чингисхан нередко назначал представителей самых захудалых родов. Среди них были и прежние пастухи. Для Чингисхана, для дела важно было одно — профессиональная пригодность и принадлежность ко второму психологическому типу, типу верных, способных и честных людей. Чингисхан понимал, как города портят людей, их психологию. Он заповедовал своим потомкам оставаться кочевниками, чтобы не стать людьми низменными, людьми рабской психологии. Но история распорядилась по-иному — империя Чингисхана развалилась именно потому, что все большее и большее число граждан становились рабами богатства и власти. Они и погубили детище великого Чингисхана.
Таким образом, Чингисхан считал, что власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не на какую-либо определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей. На практике это значило, что высшие посты занимали не только аристократы, но и выходцы из низших слоев народа. Правители принадлежали не к одному народу, а к разным монгольским и тюрко-татарским племенам. Они исповедовали разные религии. Важно было только одно — чтобы они были государственниками, а не заботились лишь о собственном благополучии».
Лучше не скажешь! В приведенном выше отрывке из книги супругов Мизун прекрасно изложена древняя идеология «ар-ісі» (дело чести, благордная сущность, арийство), которую исповедовал Чингисхан. А поскольку у тюрко-монголов белый цвет символизировал чистоту помыслов, праведность и справедливость, то понятие «а;» в приставке к «ар-іс» означало приверженность истине-справедливости, истине-праведности. «Жан ар іс» подразумевало приоритет духовного творческого начала, прежде всего – музыки и поэзии, углубляющих «сезім» (чувственное познание мира). Золотой (Белой) орде Чингисхан завещал всегда сохранять верность принципу «Бек ар іс» («Прочное дело чести»), который провозглашал приверженность героическому духу предков, военному делу, военному искусству, военному братству (62).
Характерно, что казахи Старшего жуза до сих пор называют себя собирательным именем «;йсін», а казахи Младшего жуза – собирательным именем «Алшын», а порой – «Адай». Только лишь казахи Среднего жуза не сохранили собирательное название «;;нан» и собирательный призывный клич «;о;ырат». На это были свои причины, которые будут указаны ниже.
С 1206 года все племена (тайпы или уты) и родовые общины (ру) должны были носить имена ноянов и «;ор-жиюши» (хорунжих) Чингисхана. Понятие «;ор-жиюши» в содержательном смысле переводится как «собиратель и смотритель за богатствами, казначей».
У Уйсын-Тобе;бия, как отмечалось в предисловии, было четыре сына, и вся родословная Старшего жуза казахов, по существу, является родословной их прямых потомков по мужской линии. О его сыне по имени «Май;ы», ставшего великим бием, философом и языкотворцем, писалось выше, в предисловии. Сын Уйсына «М;крейіл» был назначен Чингисханом старшиной племени «Жалайыр» и прозван «Екінші Жалайыр». В родословную казахов он вошел под именем «Жалайыр». Командуя группой монгольских войск в Китае, он получил от Чингисхана китайское звание «го-ван» (63) и вошел в мировую историю под именем «Мухали-Гован». «Сокровенное сказание» было переведено с китайского языка, на котором невозможно написать точно имя «М;крейіл», поэтому историки, по ставшей уже традиционной китайской транскрипции, говорят и пишут «Мухали». Третьим прославленным сыном Уйсын-Тобе;бия был «;ойілдір». Он был назначен старшиной рода «Ма;;ыт» и командовал тысячным ополчением («мы; ;ол») мангытовцев. В «Сокровенном сказании» его имя переведено как «***лдар» в списке 95 ноянов Чингисхана. В этом же списке указан и его сын «;ата;ан» («Хадаан»). Еще один сын Уйсына – «;о;ам» также пользуется большой славой в памяти казахского народа. Но его имя не вошло в «Сокровенное сказание», поскольку он не был боевым командиром, а отвечал за богатство и процветание всей Булатной орды. Он имел звание «;ор-жиюши», т.е. казначея и, одновременно, начальника тылового обеспечения в войске Мухали-Гована.
Пример того, как современные казахи должны пользоваться «Шежіре», чтобы узнать имена своих предков до момента создания казахами своей государственности в 1467-1468 гг., подал Динмухаммед Кунаев в своей книге «А;и;аттан аттау;а болмайды» («Недопустимо искажать истину»). Свою родословную он начинает с Байдибек;бия, потомка Майкы;бия. Сыном Майкы был Бактияр, сыном Бактияра – Уйсын Второй, сыном Уйсына Второго – Аксакал, сыном Аксакала – Караша;бий. Старшим сыном Караша;бия был Байдибек;бий, один из основоположников идеи возрождения казахской государственности «Алаш».
Как подчеркивалось выше, в отличие от Старшего и Младшего жузов Средний жуз не сохранил в своем названии имя «;;нан», которым Чингисхан называл весь эль Синей орды. Причиной этого обстоятельства послужило решение тайпа-аксакала (старшины) племени «;ыпша;» (Кипчак), легендарного полководца батыра «;обыланды». Он отказался принять для всего Среднего жуза собирательное название «;;нан» на курултае тайпа-аксакалов, состоявшемся в середине 15 века и посвященном проблеме единства Среднего жуза. Кобланды-батыр обосновывал свой отказ тем, что выдающимися ноянами Чингисхана были не только аргыны, в лице Кунана и его братьев («Аты;ай», «;оргасын», «Ж;ніс», «Бала», «;рі-Нартай», «Марал»), но также и кипчаки – «;ара-шора», «;ытай», «;;лан», «Торы-бу;а», «;;рша;;с», «Кейкі» (64).
В 1227 году на горе «Шы;;ыстау» Чингисхан распорядился, чтобы все кипчаки отныне были разделены на 4 ветви («ба;») и носили имена ноянов: «;ара-шора», «;ытай», «;;лан», и «Торы-бу;а». С того времени кипчаки ведут свою родословную от этих ноянов Чингисхана и их рода («ру») именуются «;ара-;ыпша;», «;ытай-;ыпша;», «;;лан-;ыпша;» и «Торы-;ыпша;». Сам «;обыланды» принадлежал к ветви «;ара-;ыпша;», но, в связи со своими полководческими заслугами, был признан тайпа-аксакалом (старшиной племени) всех кипчаков. Поэтому он горячо отстаивал свое мнение о том, что для Среднего жуза название «;ыпша;» столь же правомерно, как и «;;нан». Ему удалось убедить старшин племен «Керей», «Уа;», «Найман» и «;о;ырат» в том, что за Средним жузом следует оставить одно название «Жанарыс».
Собрание тайпа-аксакалов пришло к единому мнению: принятие решений о самоназвании племени целиком находится в компетенции курултаев (собраний) ру-аксакалов (старшин родовых общин). Поэтому не все казахские тайпы (крупные племенные объединения) начинают свою родословную именно с ноянов Чингисхана. К примеру, родословная племени «Ар;ын» начинается с тайпа-аксакала по имени «Дайыр-;ожа», получившего сперва лакаб «А;-жол би» (Бий «Праведный путь»), а позднее – «Ар;ын би». Но это было только прозванием. На самом деле «Дайыр-;ожа» являлся пятым по счету потомком Аргына. Сыном Аргына был «А;-;ожа», внуком – «Болат-;ожа», правнуком – «;ара-;ожа», праправнуком – «;одан-тайшы». Сыном «;одан-тайшы» и был «Дайыр-;ожа». «Шежіре» современных аргынов – это «древо» его прямых потомков по мужской линии. Если начинать отсчет со времен Чингисхана, то родословную аргынов следовало бы начать с Кадай-нояна. Поскольку Кадай-ноян приходился зятем Чингисхану, то его еще называли «;адай-к;реген» («Кадай – зять кагана»). Сына Кадая звали «Ар;ын», а внука – «А;-;ожа». Оба они были ноянами хана «;;ла;ы» (Хулагу), внука Чингисхана по линии его младшего сына «Т;ле» (Тулуя). Правнук Аргына по имени «;ара-;ожа», и праправнук «;одан-тайшы» – оба были ноянами Тамерлана.
В «Сокровенном сказании» в списке 95 ноянов Чингисхана указаны и имена ноянов Коко, Коко-цос, Кете, Довун. На языке Майкы;бия эти имена звучат, соответственно, как «К;ке», «К;ке-жас», «Кете» и «Табын». По преданиям Жазы;бия, Чингисхан называл старшего брата своей Борте «К;ке», а ее младшего брата – «К;ке-жас». Оба они были сыновьями «;дай-шешена», которого при жизни прозвали «Кейінгі ;о;ырат» в честь его десятого великого предка. Казахское племя «;онырат» начинает свою родословную с седьмого по счету потомка «;дай-шешена», которого звали «На;анай». Что касается ноянов «Кете» и «Табын», то их считают своими родоначальниками одноименные «ру» (родовые общины) Младшего жуза.
Народ «Алаш» не забыл своих великих предков арийской, скифской, гуннской и тюркской эпох. Тысячи лет передаются из уст в уста, из поколения в поколение предания, кюи, дастаны об их истории и великих деяниях; тысячи лет в их честь называют степняки своих детей. Но свою родословную – «Шежіре» – казахи сохранили именно в том виде, которая соответствует заветам Чингисхана. В этом смысле эра Чингисхана у казахов до сих пор не прерывалась и продолжается. Это касается не только родов, начавших генеалогию с чингисхановских «арысовцев»-ноянов. Прямых чингизидов – «Т;ре» – среди казахов насчитывается почти полмиллиона человек, и многие из них прекрасно знают свою родословную, начиная от самого Чингисхана.
«Степная революция» Чингисхана привела к новой эре в этнологии и генеалогии всех народов Великой Степи. «Батюшка наш Чингисхан» – так именовали «Потрясателя Вселенной» основатели «Евразийской идеи» князь Трубецкой, академик Вернадский, историк;философ Лев Гумилев. Не случайно все народы бывшего СССР испытывают друг к другу на подсознательном уровне некое приязненное взаимопонимание, исходящее из общности исторических судеб – то, что Л. Гумилев назвал «межэтнической комплиментарностью».
Но не только в этом заключается суть чингисхановской «новой эры» в истории народов евразийского суперэтноса, в частности – казахской нации. Революционный характер имели и реформы Чингисхана, произведенные им с помощью Майкы;бия в лингвистике, философии, морали и праве кочевников Великой Степи. И не только кочевников: знаментитый чингисхановский принцип «убийство посла равносильно объявлению войны» стал нормой современного международного права. Новое звучание, новый смысл получили такие понятия, как «іс», «;;т», «ар» и другие, бывшие в то время формальными, утратившими глубину смысла, осколками ностратических языков Турана, но возрожденные и обогатившие категориально-понятийный аппарат казахов благодаря Чингисхану и Майкы;бию.
Был возрожден и экстраполирован с узкоплеменного на общенародный уровень древний императив: «Хан служит народу, народ подчиняется хану», означавший, что демократически избранный правитель посвящает всю свою жизнь делу служения народу, а народ, его избравший, обязан беспрекословно подиняться приказам, закону и порядку. При этом были диалектически «сняты» противоречия между властью ханов, властью родоплеменных старшин и властью биев (65), тем самым – заложены основы будущего государственного устройства казахской нации. И многое, многое другое… Но подробнее об этом – в следующей книге, во второй части «степной дилогии».