Что такое ширина балластной призмы
Ширина плеча балластной призмы на участках бесстыкового пути должна быть не менее 40 см, вне зависимости от класса пути.
Конструкция балластной призмы (рисунки 1.8.1и 1.8.2) должна соответствовать техническим условиям и типовым поперечным профилям балластной призмы (табл. 1.8.1).
Табл. 1.8.1—Размеры балластной призмы и обочин земляного полотна в зависимости от класса пути.
Класс пути | Толщина балластного слоя под шпалой hщ (в кривых — под внутренней нитью), см | Толщина песчаной подушки hп, см | Ширина плеча призмы d, см | Крутизна откосов призмы |
1;2 | 35/40 | 40/45 | 1:1,5 | |
35/40 | 35/40 | 1:1,5 | ||
25/30 | 25/35 | 1:1,5 | ||
20/25 | 1:1,25/1:1,5 |
Примечание: в числителе — для деревянных шпал; в знаменателе — для железобетонных.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и находиться в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
На двух- и многопутных участках пути ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такие же очертания, как на насыпях.
Земляное полотно.
Земляное полотно железной дороги – комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения пути.
Земляное полотно представляет собой грунтовое сооружение, которое получается в результате обработки земной поверхности для приведения ее в состояние, допускающее укладку верхнего строения пути с требуемой пологостью уклонов и плавностью поворотов, для восприятия нагрузок от подвижного состава, передаваемых через элементы верхнего строения пути, и для обеспечения устойчивости пути.
Поперечным профилем называется поперечный разрез земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси, выполненный на всю ширину полосы отвода.
Виды земляного полотна
2. Выемка – это участок земляного полотна, на котором производилась вырезка грунта, а уровень основной площадки находится ниже уровня земли, при этом выемка имеет два откоса (рис. 1.9.2).
3. Полунасыпь– инженерное сооружение, основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи – один (рис. 1.9.3).
4. Полувыемка – инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки – один (рис. 1.9.4).
5. Полунасыпь – полувыемка –основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки (рис. 1.9.5).
6. Нулевое место –место перехода от насыпи к выемке.
Основные элементы земляного полотна на насыпи – основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, бермы, основание откоса, основание насыпи и водоотводные канавы, резервы.
Полоса земли, на которую опирается насыпь, называется основанием.
Площадку земляного полотна, на которую укладывают верхнее строение пути, называют основной площадкой.
Линию сопряжения основной площадки с откосом называют бровкой, а линию сопряжения откоса с основанием – подошвой откоса.
Поверхность между подошвой откоса и ближайшим водоотводным устройством, называют бермой.
Высотой насыпи считают расстояние от уровня ее бровок до основания по оси земляного полотна.
Основные элементы земляного полотна в выемке: основная площадка, сливная призма, бровка, откосы, кюветы, откосные бровки, банкет, забанкетная канава, кавальер и нагорная канава.
Грунт, вынутый при устройстве выемки, укладывают в ближайшие участки насыпи, а если в том нет необходимости, то отсыпают с обеих сторон выемки в правильные призмы, называемые кавальерами.
В выемках с каждой стороны основной площадки устраивают продольные канавы, называемые кюветами.
Кроме того, для перехвата и отвода в пониженное место притекающих к выемке поверхностных вод на верховой стороне вдоль ее откоса за кавальером прокладывают нагорную канаву.
Во избежание стока воды на откос выемки с полосы, расположенной между кавальером и откосной бровкой, устраивают банкет, с уклоном в сторону от откоса и выкапывают продольную забанкетную канаву, которая отводит стекающую по поверхности банкета воду вдоль пути.
Ширина земляного полотна поверху (ширина основной площадки) зависит от категории железной дороги, количества путей, радиуса кривой и от вида грунта.
Ширину земляного полотна на линиях всех категорий на участках, расположенных в кривых, увеличивают с наружной стороны кривой на величину, указанную в таблице 1.9.1, а также на величину уширения междупутий между осями путей.
Радиусы кривых, м | Уширение земляного полотна, м |
3000 и более | 0,20 |
2500- 1800 | 0,30 |
1500- 700 | 0,40 |
600 и менее | 0,50 |
Переход от нормальной ширины основной площадки к уширенной осуществляется в пределах переходной кривой.
Для предупреждения значительных и неравномерных остаточных деформаций под действием нагрузок, атмосферных и других факторов земляное полотно сооружают из малодеформирующихся грунтов. Надлежащим образом уплотняя их, и обеспечивают его необходимыми водоотводными устройствами.
Грунты, используемые при возведении земляного полотна:
— скальные (предварительно разрыхленные) и полускальные;
Наиболее распространенные песчаные, гравийные и глинистые грунты состоят обычно из смеси указанных грунтов. Кроме них, при сооружении и эксплуатации земляного полотна используются лёссовые, торфяные (кроме насыпей) и шлаковые грунты.
К скальным грунтамотносят изверженные, метаморфические и осадочные породы с жесткими связями между зернами (спаянные и сцементированные), залегающие в виде сплошного массива или трещиноватого слоя, образующего подобие сухой кладки. Перед разработкой и укладкой в насыпь такие грунты предварительно разрыхляются.
Песчаные грунтыпредставляют собой продукт физического выветривания горных пород. Эти грунты в сухом состоянии не обладают сцеплением. Такие грунты обладают хорошей дренирующей способностью и имеют высокий коэффициент фильтрации. В целом они представляют собой наилучший материал для основания и тела земляного полотна.
Глинистые грунтыпредставляют собой продукт химического выветривания горных пород.
Глинистые грунты подразделяются:
супеси – твердые, пластичные и текучие;
Если в основании насыпи находится слабый илистый грунт, что нередко бывает на поймах рек, то внизу делают уширение насыпи.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Основные размеры балластной призмы
Читинский техникум железнодорожного транспорта
(ЧТЖТ ЗабИЖТ ИрГУПС)
Лабораторная работа №7
Дисциплина: Железнодорожный путь.
Тема: Типовые поперечные профили балластной призмы.
Выполнил: Студент гр. СЖД-22 Утенков Станислав
Проверил преподаватель: Рябуха В.Г.
Согласно исходным данным вычертить схематический профиль балластной призмы, указать размеры, особенности устройства и применения, назначение балластных материалов и их применение, преимущества и недостатки. Сделать выводы о проделанной работе.
Исходные данные
№ варианта | Характеристика балластной призмы | Виды шпал |
Типовой поперечный профиль балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, особо тяжелый путь верхнего строения пути. | железобетонные |
1. Изучить конструкцию типовых поперечных профилей балластных призм.
2. Привести схему или рисунок.
3. Выполнить описание хода работы, т.е. характеристику балластной призмы.
4. Проанализировать преимущества и недостатки.
5. Вывод, использованная литература.
Балластная призма – элемент верхнего строения пути из балласта, укладываемого на земляное полотно для стабилизации положения путевой решетки.
Балластная призма содержится в соответствии с типовыми поперечными профилями.
Основные размеры балластной призмы
Класс пути | Толщина слоя в подрельсовой зоне (в кривых участках – по внутренней нити) без учета балластной подушки, см | Ширина плеча призмы, см | Толщина балластной подушки, см | Минимальная ширина обочины земляного полотна, см |
1 и 2 | 35/40 | 40/45 | 50(40) | |
35/40 | 35/40 | |||
25/30 | 25/40 | |||
20/20 | 20/40 |
1. В числителе значения для звеньевого пути при деревянных шпалах; в знаменателе – для бесстыкового пути на железобетонных шпалах.
2. Балластная призма состоит из очищенного или нового балласта.
3. Балластная призма с укладкой пенопласта или геотекстильных материалов может устраиваться без балластной подушки.
На путях 1-2-го классов под слоем нового или очищенного щебня нормируемой толщины устраивают: песчаную подушку, слой мелкого щебня или слой старого щебня. Эти слои при необходимости разделяют пенопластом или геотекстилем.
При их отсутствии и сложении основной площадки земляного полотна из недренирующих грунтов допускают увеличение слоя щебня на 10 см с отделением его основной площадки геотекстилем или пенопластом.
Крутизнаоткосов балластной призмы при всех видах балласта должна быть 1:1,5, на песчаной подушке 1:2. В скобках приведена ширина обочины на участках, где ее увеличение связано с работами по переустройству земляного полотна или изменением отметок пути более чем на 15 см.
Расстояние между заложением откоса призмы и балластной подушки на уровне основной площадки земляного полотна должно быть 15 см.
Поверхность балластной призмы должна быть на 3 см ниже верхней постели деревянных шпал и в одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал.
Толщина балластного слоя на стрелочных переводах должна быть такой же, как и для пути соответствующего класса.
Ширину балластной призмы определяет из условия сохранения устойчивого положения самой призмы и шпал в ней под воздействием поездной нагрузкой, а также соблюдения достаточной ширины обочин земляного полотна. Толщину
-толщина слоя щебня под шпалой
-толщина слоя песчаной подушки
d-плечо балластной призмы
балластного слоя под шпалой определяют из условий ограничения напряженного состояния, как самой призмы, так и основной площадки земляного полотна.
На двухпутных и многопутных линиях ширина балластной призмы поверху увеличивается на размеры уширения междупутий в кривых. В выемках поперечное сечение балластной призмы имеет такие же очертания, как и на насыпях.
Для обеспечения стока поверхностных вод поверхность балластной призмы на прямых однопутных участках пути должна быть спланирована с уклоном 7 – 8 ‰ от оси пути в стороны обочин; на двухпутных линиях такие уклоны устраиваются от оси междупутья.
На железных дорогах Российской Федерации в качестве основного материала для балластной призмы применяют щебеночный балласт, который изготавливается дроблением горных пород согласно ГОСТ 7392-2002.
Под балластом может устраиваться защитный слой из геотекстиля, пенополистирола, щебня мелких фракций или щебенисто-гравийно-песчаных смесей. Толщина защитного слоя из щебня мелких фракций принимается 10 см.
При переводе балластной призмы с асбестового балласта на щебеночный асбест должен быть полностью вырезан. Допускается оставление в нижних слоях призмы асбестового слоя не менее 15 см. При этом толщина слоя щебня под шпалой над оставшимся асбестовым балластом должна быть не менее 40 см на пути с железобетонными шпалами и не менее 35 см на пути с деревянными шпалами.
При понижении отметок пути за счет уменьшения толщины балластной призмы между уже отремонтированными и не подвергавшимися ремонту участками пути устраиваются постоянные и временные отводы. Временный отвод представляет собой плавный переход от пониженного участка пути, образовавшегося в ходе работ, к смежному участку, на котором работы будут продолжены в следующие «окна». Постоянный отвод устраивается между смежными участками пути, если работы на следующем участке будут продолжены после длительного перерыва или в следующих сезонах.
Крутизна временных или постоянных отводов обеих рельсовых нитей и длина отводов при подъемке и понижении пути должна быть плавной и не превышать:
· 1‰ при скорости движения поездов 101 – 120 км/ч;
· 2‰ при скорости движения поездов 81 – 100 км/ч;
· 3‰ при скорости движения поездов 61 – 80 км/ч;
· 4‰ при скорости движения поездов 41 – 60 км/ч;
· 5‰ при скорости движения поездов не более 40 км/ч. Крутизна отвода более 5‰ не допускается.
В очищенном щебне содержание частиц менее 20 мм не должно превышать 5‰ от массы пробы.
В ходе проделанной лабораторной работы мы изучили типовые поперечные профили балластной призмы. Вычертили схему типового поперечного профиля балластной призмы из щебня на песчаной подушке, на двухпутной линии в кривых участках, указали основные размеры, особенности устройства и применения, преимущества и недостатки.
З.Л. Крейнис, В.О. Певзнер – “Железнодорожный путь”, Москва – 2009 г.
База комплектации материалами
верхнего строения пути
Балластная призма
1 С 1993 г асбест стал называться “смесью песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути”.
При особо тяжелом типе верхнего строения пути для устройства балластного слоя применяется щебень на подушке из песка, а также асбест.
При тяжелом типе верхнего строения применяется щебень и асбест на подушке из песка.
При нормальном типе верхнего строения пути может применяться любой вид балластного материала.
Таблица 4. Основные размеры балластной призмы
Показатель | Типы верхнего строения пути | ||
Особо тяжелый | Тяжелый | Нормальный | |
Толщина балластного слоя под шпалой при двухслойной балластной призме и деревянных шпалах, см: | |||
щебеночный или асбестовый слой | 35 | 30 | 25 |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 |
То же при железобетонных шпалах: | |||
щебеночный или асбестовый слой | 40 | 35 | 30 |
подушка из песка | 20 | 20 | 20 |
Ширина плеча балластной призмы, см 1 | 45 | 35 | 25 * |
Крутизна откосов балластной призмы | 1:1,5 | 1:1,5 | 1:1,5 |
Рекомендуемая ширина земляного полотна на прямых участках пути, м: | |||
на однопутных линиях | 7,5 | 7,0 | 6,5 |
на двухпутных линиях | 11,6 | 11,1 | 10,6 |
1 Ширина плеча указана для случая применения шпал длиной 2,70 м; при шпалах другой длины (2,75 или 2,80 м) плечо уменьшается. | |||
* На кривых участках пути радиусом менее 600 м плечо балластной призмы с наружной стороны кривой принимается равным 35 см. | |||
Примечание. При подушке из гравия толщину слоя щебня или асбеста можно уменьшать на 5 см за счет увеличения на эту величину толщины подушки. |
Чертежи балластной призмы приведены с подушкой из песка. При подушке из гравия и других соответствующих ему материалов размеры балластной призмы должны быть изменены согласно табл. 4.
До 1964 г. в балластных призмах допускалась толщина щебеночного слоя до 25 см, а крутизна откосов до 1:1,25.
Черт. 3. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 4. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 5. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на однопутных участках:
Черт. 6. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для особо тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:
Черт. 7. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути на двухпутных участках:
Черт. 8. Поперечные профили балластной призмы из щебня на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути на двухпутных участках
Черт 9. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с покрывающим слоем из асбестового балласта на песчаной подушке для тяжелого типа верхнего строения пути:
Черт 10. Образец поперечного профиля балластной призмы из асбеста на песчаной подушке для нормального типа верхнего строения пути:
Черт 11. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня на земляном полотне из скальных грунтов, чистого крупно- и среднезернистого песка для тяжелого типа верхнего строения пути:
Черт 12. Образец поперечного профиля балластной призмы из щебня с выпуском гравийной подушки для тяжелого типа верхнего строения пути:
Основные требования к щебню из природного камня для балластного слоя железнодорожного пути по ГОСТ 7392-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7392-78)
1. Стандарт распространяется на щебень из природного камня, получаемый методом дробления горных пород и используемый в качестве балластного слоя железнодорожного пути.
Щебень должен применяться в соответствии со строительными нормами и правилами, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
2. В зависимости от вида исходной горной породы щебень изготавливают из скальных пород или валунов и гравия.
3. К щебню предъявляют требования по следующим показателям:
— содержанию частиц размером менее 0,16 мм;
— содержанию дробленых зерен (в щебне из валунов и гравия);
— содержанию зерен слабых пород;
— содержанию глины в комках;
Определение зернового состава щебня и содержание в нем частиц размером менее 0,16 мм. | Ежедневно |
Определение содержания дробных зерен в щебне из валунов и гравия. | Ежедневно |
Определение содержания в щебне глины в комках, почвы растительного слоя и других органических примесей. | Ежедневно |
Определение истираемости в полочном барабане или сопротивления удару на копре ПМ. | Один раз в квартал |
Определение содержания в щебне зерен слабых пород. | Ежедневно |
Определение морозостойкости. | Один раз в год |
Определение электроизоляционных свойств щебня. | При геологической разведке месторождений и один раз в год |
6. Каждую партию отгружаемого щебня сопровождают документом о качестве, в котором указывают:
— наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
— номер и дату выдачи документа;
— наименование получателя и его адрес;
— номер вагона, накладных и количество отгружаемого щебня;
— разновидность щебня (щебень из скальных пород или из валунов и гравия) и название исходной горной породы;
— показатели (фракция, прочность, морозостойкость и др.).
7. Щебень хранят и транспортируют раздельно по фракциям; при этом должно быть обеспечено предохранение его от загрязнения.
Основные требования к гравийному и гравийно-песчаному балласту для железнодорожного пути по ГОСТ 7394-85
(введен с 1 января 1986 г. взамен ГОСТ 7394-77)
1. Стандарт распространяется на гравийный и гравийно-песчаный балласт, который является природной песчано-гравийной смесью, образовавшейся в результате естественного разрушения горных пород, и используемой в качестве балластного слоя железнодорожного пути.
2. Гравийный и гравийно-песчаный балласт должен характеризоваться следующими показателями:
— содержанием кварцевых зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород;
— содержанием зерен слабых пород;
— содержанием пылевидных и глинистых частиц.
Определение зернового состава и содержания частиц размером менее 0,16 мм. | Ежедневно |
Определение содержания пылевидных и глинистых частиц отмучиванием. | Один раз в квартал и в каждом случае изменения геологических условий забоя |
Определение содержания зерен слабых пород в гравийной части балласта. | Один раз в год и в каждом случае изменения геологических условий забоя |
Определение содержания кварцевых зерен и зерен прочных изверженных и метаморфических горных пород в песчаной части балласта. | При геологической разведке |
4. Каждую партию отгружаемого балласта сопровождают документом о качестве, в котором указывают:
— наименование карьера-поставщика и его адрес;
— номер и дату выдачи паспорта;
— наименование получателя и его адрес;
— номера вагонов, накладных и количество отгружаемого балласта;
— вид балласта (гравийный или гравийно-песчаный);
— показатели (зерновой состав, содержание пылевидных частиц и др.).
5. Гравийный, и гравийно-песчаный балласт транспортируют и хранят в условиях, предохраняющих их от загрязнения.
Основные требования к песчано-щебеночной смеси из отсевов дробления серпентинитов для балластного слоя железнодорожного пути по ТУ 32 ЦП 782-92
(введены взамен ГОСТ 24580-84)
2. К смеси предъявляют требования по следующим показателям:
— истираемости в полочном барабане;
— содержанию почвы и глины в комках.
3. Приемочный контроль качества смеси на предприятии-изготовителе проводят в его лаборатории в сроки, указанные ниже:
Определение зернового состава смеси | Ежедневно |
Истираемость в полочном барабане | Один раз в год |
Морозостойкость. | Один раз в год |
Содержание почвы и глины в комках | Ежедневно при отгрузке из отвала |
4. Смесь к месту укладки в путь или к месту складирования доставляют в хоппер-дозаторах или в полувагонах. Перевозка смеси на платформах не допускается, так как при движении поезда смесь интенсивно выдувается ветровыми потоками.
5. Каждую партию отгружаемой смеси сопровождают документом о качестве в котором указывают:
— номер и дату выдачи документа;
— номера накладных и количество отгружаемой смеси;
— соответствие смеси нормам технических условий.
6. Смесь хранят на открытых площадках, обеспечивая предохранение ее от загрязнения.
// 09.11.21
// 21.09.21
Имеем опыт работы по Госконтрактам.
Открыт счет в Федеральном казначействе.
// 31.03.21
АО «РЕМСТРОЙПУТЬ» предлагает из новых поступлений:
На складе есть в наличии крановые рельсы КР70 и КР80. Скрепление для крановых рельсов (прижимные и упорные планка по ГОСТ 24741-2016, стыковые накладки). Цену рельсов можно узнать у менеджеров «Ремстройпуть».
// 15.02.21
— рельсы Р24 мерной длины (8,0 м):
// 17.04.20
Временно приостановлен выпуск журнала РСП «Эксперт».