Что такое широкая автономия

Понятие и виды автономии

Автономные образования могут существовать и в унитарных, и в федеративных государствах. В мире существуют различные виды автономий. Основными являются территориальная и культурно-национальная (персональная) автономии.

Территориальная автономия создается по национальному признаку (этнотерриториальная автономия) или с учетом особенностей быта, традиций, культуры населения конкретной территории в месте компактного проживания этнических или иных групп. В зависимости от объема полномочий выделяют политическую и административную автономии. В политических автономиях действует местный орган исполнительной власти; создается местный парламент, который принимает законы, не противоречащие законодательству государства. Законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию (Крым в Украине) или собственное гражданство (Аландские острова в Финляндии). В некоторых странах политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия встречается реже. В таких образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а лишь издает нормативные акты в пределах своей компетенции. От территориальных единиц, не имеющих статуса автономии, их отличает предоставление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет особенностей культурных и иных традиций населения.

В настоящее время в мире растет количество автономий (например, в 2000 г. административной автономией стал Уэльс в Великобритании).

Источник

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

Автономия – это что такое? Одной из основ этого слова является «авто», что сразу же наводит на мысль о самостоятельности. Данное понятие характерно для случаев, когда речь идет о людях, государствах, учебных заведениях, культуре, философии, и для некоторых других. Подробнее о том, что это – автономия, будет рассказано сегодня.

Обратимся к словарям

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

В словарях приводятся следующие значения слова «автономия»:

Синонимы и этимология

Перейдем к синонимам к слову «автономия» и его происхождению. Синонимами являются такие слова, как «суверенитет», «самоуправление», «суверенность».

О происхождении можно сказать следующее. Как считают ученые, это слово берет свое начало в очень далеком прошлом. Корнями оно уходит в праиндоевропейский язык, где оно имело основу nem и обозначало – «выделять, делить». Затем его путь прослеживается в древнегреческом языке, где существует слово νέμω, имеющее такие значения, как «выбирать, разделять, раздавать, пасти и выбирать». А уже от этого слова происходит термин αὐτονομία – «автономия, независимость», в основе которого лежат два слова αὐτός (сам, он) и νόμος (обычай, закон).

Далее рассмотрим подробнее, что это – автономия, в ее отдельных значениях, а также поговорим о ее видах.

Автономия в этнологии

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

Что касается автономии в этнологическом аспекте, то она представляет собой широкое внутреннее самоуправление, присущее региону государства, а также ряд особых прав в определенных сферах. К таким сферам, в частности, относятся: местное самоуправление, культура, которые предоставлены национальным меньшинствам (прочим этническим группам).

К видам такой автономии относятся:

Виды автономии этнических групп

Дадим определение каждому из видов:

Независимое пребывание в природе

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

Существует два вида независимого существования человека в природных условиях, это добровольное и вынужденное. Чем они отличаются друг от друга? Это отличие состоит в следующем:

Как представляется, данный случай рассматриваемого в нашей статье понятия является особенно интересным, поэтому поговорим о нем подробнее.

Что делать в вынужденной ситуации?

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

В условиях вынужденной автономии человеку будет необходимо заниматься добыванием питьевой воды, пищи, организовывать себе ночлег, укрываться от непогоды и диких зверей, суметь сориентироваться на местности, продвигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия.

В такой ситуации безопасность человека целиком зависит от его личных качеств – как физических, так и духовных. А также от имеющейся у него общей подготовки к условиям пребывания в природной среде и еще от способности к мобилизации накопленных знаний и умения добиваться цели.

Как показывает практика, люди, оказавшись в неблагоприятной природной среде наедине с природой, все же способны сохранять свои силы и защищаться от негативных факторов в продолжение длительного времени.

Полезные советы

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

В качестве советов в такой ситуации специалистами по выживанию предлагаются следующие:

На протяжении всего периода вынужденной автономии нужно стремиться не впасть в панику, а напротив, победить страх, установить контроль над эмоциями и действиями. Необходимо помнить, что у того человека, который может сохранить самообладание, больше шансов на успешный выход из экстремальной ситуации.

Университетская автономия

Что такое широкая автономия. Смотреть фото Что такое широкая автономия. Смотреть картинку Что такое широкая автономия. Картинка про Что такое широкая автономия. Фото Что такое широкая автономия

В заключение рассмотрения вопроса о том, что это – автономия, кратко остановимся на таком понятии, как «автономия высшего учебного заведения». Университетская автономия является одним из важнейших прав классических университетов. Период ее возникновения совпал со временем создания в XI-XII веках университетов в Европе.

Первоначально в это понятие входила неподсудность персонала любым другим судам, помимо университетского. А также к корпоративным правам относились: выборы декана и проректора, самостоятельное пополнение членства в корпорации путем выборов новых профессоров. В XIX почти все эти права были утрачены, но оставались права «автономной науки», свободы преподавания, научных исследований.

Источник

§ 3. автономия

§ 3. автономия

Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами, в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами, в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Именно в этом смысле конституция Японии 1946 г. говорит о «принципе местной автономии». Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие (как в Японии). В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта компактно проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц. Экстерриториальная культурно-национальная автономия — это также автономия другого рода, представленная по существу общественными объединениями разрозненно проживающих национальностей (о ней — ниже).

Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства (Испания и др.).

Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

Виды автономии. В зависимости от того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства. В отечественной литературе такую форму автономии называют культурно-национальной.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного этноса, живущего либо компактно, либо небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии. В отечественной литературе наиболее близким понятием к такой форме является «административная автономия».

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или, иначе говоря, этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Этнотерриториальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

Иногда одна и та же этническая группа одновременно может использовать разные формы автономии (например, саами в Швеции и Норвегии).

В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническим фактором. Первая создается в районах компактного проживания того или иного этноса (иногда — нескольких), характеризуется территориальным единством и элементами государственности. Вторая создается на началах объединения лиц, принадлежащих к одному этносу, проживающих разрозненно в разных частях государства (государстве в целом) и не обладает территориальным единством.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например, Украины в отношении Крыма, или определяется специальным законом: в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии). В политической автономии создается местный парламент, иногда двухпалатный. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Такие законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения: организация административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориальное деление автономии, местная полиция, рынки, санитария, ремесленное обучение, дорожная сеть, сельское хозяйство и др. Иногда такие полномочия шире. В Северной Ирландии (по закону 1999г.), Шотландии (закон вступил в силу в 2000 г.) они включают вопросы хозяйства региона, финансово-кредитную политику, общественную безопасность, культуру, образование, охрану окружающей среды. Еще шире полномочия у Азорских островов (Португалия), Гренландии (Дания). Они включают некоторые аспекты международных отношений. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии (например, Исполнительный совет по закону 1999 г. в Северной Ирландии или Совет Министров по Конституции Автономий Республики Крым), а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб (Корсика во Франции). В политической автономии почти всегда есть назначенный из центра губернатор но его полномочия невелики. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Свою конституцию имеет Автономная Республика Крым (Украина), но собственного гражданства она не имеет. Аландские острова в Финляндии, напротив, имеют свое гражданство, но не имеют конституции.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, почти тридцать лет в ней существовало прямое правление Лондона, а местный парламент был распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами, теперь он избран, но из-за сохраняющихся противоречий функционирует плохо), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании, Корсика во Франции, 20 автономных областей в Италии, 17 автономий в Испании и т.д. В автономных образованиях могут создаваться автономии боле низкого уровня (в Испании они характеризуются как неполная автономия), иногда они могут быть разделены на административно-территориальные единицы (крупные автономии в той же Испании включают несколько провинций, мелкие — одну). С 2000 г. политической автономией стала Шотландия в Великобритании (ее парламент уже избран в 1999 г.). Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По Конституции Азербайджана 1995 г. Нахичевань— это автономное государство.

Административная автономия не обладает правом издавать свои четные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах своих полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В КНР представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Административная автономия существует в меньшем числе стран, чем политическая. В Никарагуа есть два округа на Атлантическом побережье, населенных индейскими англоговорящими племенами, в Молдавии — два округа, где проживают гагаузы (с 1994 г.). С 2000 г. административной автономией (без права издания местных законов) стал Уэльс в Великобритании, первая Национальная ассамблея которого избрана в 1999 г. Административная автономия может создаваться и в субъектах федеративных государств. В Индии она существует для некоторых мелких народностей в отдельных штатах (например, в штате Ассам). Губернаторы тех штатов Индии, где есть автономные округа для этнических групп, вправе допускать изъятия из федеральных законов и законов штатов в пользу местных обычаев по вопросам рыбной ловли, лесопользования, сельского хозяйства и др. Автономный край Воеводина есть в Республике Сербии — субъекте югославской федерации. Административной автономией пользуется остров Тобаго в Республике Тринидад и Тобаго, как, впрочем, зачастую и многие другие острова в островных государствах. Больше всего административных автономных образований в КНР (значительно более сотни). В этой стране есть три ступени автономии: автономные районы, являющиеся наиболее крупными автономными образованиями (в том числе крупнейший по территории из них Тибет), автономные округа (среднее звено) и автономные уезды (низовое звено).

Наряду с формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей, в Венгрии в отношении представителей более 10 различных национальных групп, в Скандинавских странах (Финляндии, Швеции, Норвегии) в отношении прежде всего саамов. Саамы создают свои выборные советы, которые часто называют саамскими парламентами. Есть и межгосударственный совет саамов этих стран, но он не столько занимается вопросами языка и культуры, сколько регулирует оленеводство (определяет районы и периодичность выпасов и т.д.).

В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования (например, для народности марунов — потомков беглых рабов на Ямайке, которые пользуются некоторыми дополнительными правами). В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов — кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.

В целом возрастает богатство разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования. Конституция Болгарии 1991 г. запрещает создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.

Источник

Автономия

(от греческого autonomía — независимость)

право самостоятельного управления, решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закрепленное в общегосударственной конституции. А. означает определённую степень децентрализации, однако меньшую, чем в федеративном государстве (см. Федерация).

По советскому государственному праву А. — самостоятельное осуществление государственной власти советским социалистическим национальным государством (автономной республикой (См. Автономная республика)) или национальным государственным образованием (автономной областью (См. Автономная область), национальным округом (См. Национальный округ)), входящим в состав союзной республики, в пределах компетенции, устанавливаемой высшими органами государственной власти союзной республики при участии соответствующей автономной единицы.

Советская А., созданная в результате Великой Октябрьской социалистической революции, является одной из государственно-правовых форм разрешения национального вопроса (См. Национальный вопрос).

В. И. Ленин сформулировал следующие основные принципы советской А.:

Советская А. основана на базе Советов, социалистической собственности на орудия и средства производства; она является новым типом А., неизвестным ранее истории. В советской А. государственную власть осуществляют трудящиеся, она обеспечивает выражение их государственной воли и служит их интересам. Советская А. представляет собой государственную организацию советской социалистической нации, в рамках которой осуществляются её самоопределение и суверенитет.

Советская А. построена по национальному признаку; она создаётся на территории, характеризующейся известной экономической целостностью и отличающейся особенностями национального состава и быта, и означает самый тесный союз между трудящимися этой А. и союзной республики, в состав которой она входит.

В советской А. все органы государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры состоят преимущественно из лиц коренной национальности и действуют, как правило, на языке национальности, образующей А. Этот важнейший принцип советской А. создаёт необходимые условия для широкого развития национальной культуры, постановки образования на языке коренной национальности данной А. В некоторых А., где основную массу населения составляют несколько наций или народностей, государственные органы действуют на нескольких языках. Так, например, в Башкирской АССР законы, принятые Верховным Советом автономной республики, публикуются на башкирском, русском, татарском языках, а судопроизводство, кроме этих языков, ведётся также на марийском и чувашском языках в тех местностях, где данное население составляет большинство. Для лиц, не владеющих указанными языками, обеспечивается возможность полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке (Конституция Башкирской АССР, ст. ст. 24 и 78).

Советская А. существует в двух формах — политической и административной. политическая А., воплощаемая в национальном автономном государстве (автономной республике), характеризуется более значительным объёмом прав, наличием в автономной республике собственной конституции, высших органов государственной власти, законодательства, правительства, высших судебных органов, установлением гражданства республики. Административная А. (автономная область и национальный округ) распространяется лишь на сферу управления; её правовой статус определяется в специальном акте. Для автономной области это «Положение об автономной области», разрабатываемое ею и утверждаемое Верховным Советом той союзной республики, в состав которой она входит; для национального округа — «Положение о национальных округах», принимаемое Верховным Советом РСФСР (в других союзных республиках национальных округов нет). В СССР в пяти союзных республиках (РСФСР, Узбекской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Таджикской ССР) в 1969 имелось 38 автономных единиц — 20 автономных республик, 8 АО, 10 национальных округов.

Создание различных форм советских А. обусловлено определёнными, исторически сложившимися условиями и прежде всего степенью экономического, политического и культурного развития многочисленных наций и народностей Советского Союза. Строительство советских А. происходило в условиях, когда у ряда народов сохранился патриархально-родовой или полупатриархальный общественный строй (например, в Башкирии, у некоторых народов Северного Кавказа, в большей части Азербайджана, в Киргизии, в Казахстане). Ещё долгие годы после Октябрьской революции в стране сохранялись остатки феодально-родового уклада, наличие полуфеодальных элементов (см. «КПСС в резолюциях. », 7 изд., ч. 1, 1954, с. 559). В этих условиях советская А., как и советская федерация, выполнили важнейшую задачу ликвидации фактической отсталости ряда наций и народностей.

Существенная особенность советской А. — гибкость её форм, что позволяет решать национальный вопрос применительно к различным ступеням экономического, политического и культурного развития данной нации или народности в зависимости от её волеизъявления, а также объединять в её рамках нескольких наций или народностей. Так, в Чувашской АССР основную массу населения составляют чуваши, а в Якутской АССР — якуты, и, следовательно, каждая из этих А. является формой объединения одной нации. В то же время существует ряд автономных республик, объединяющих несколько наций или народностей (например, Дагестанской АССР).

Советская А. даёт возможность в её рамках создавать новые национальные государства — автономные республики, т. е. осуществлять переход от административной к более широкой, политической А., что характерно для всей истории развития советской А. Например, из 16 автономных республик, входящих в РСФСР, 11 были созданы в результате их преобразования из АО (Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская).

Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 314—322; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24, с. 113—150; его же, Проект закона о равноправии наций и о защите прав национальных меньшинств, там же, т. 25, с. 135—137; его же, О праве наций на самоопределение, там же, т. 25, с. 255—320; его же, Вариант статьи «Очередные задачи Советской власти», там же, т. 36, с. 151—152; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же, т. 45, с. 356—362; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6 декабря 1913, там же, т. 48, с. 233—236; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 19 мая 1914, там же, т. 48, с. 288—291; Шаумян С. Г., Национальный вопрос и социал-демократия, Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 132—161; 3латопольский Д. Л., Государственное устройство СССР, М., 1960, гл. V, с. 190— 243; его же, СССР — федеративное государство, М., 1967; Чистяков О. И., Становление Российской федерации (1917—1922), М., 1966.

Значения в других словарях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *