Что такое шкафная стенка моста
Что такое шкафная стенка моста
Рисунок 2.1 Схема металлического двухпролетного моста со сквозными фермами: 1 – пролетное строение; 2 – устой; 3 – промежуточная опора (бык).
L – полная длина моста; l – расчетный пролет; h – высота фермы; с – строительная высота.
ПР – подошва рельсов; НК – низ конструкции; ГВВ – горизонт (уровень) высоких вод; ГМВ – горизонт (уровень) меженных вод.
Рисунок 2.1 Схема металлического двухпролетного моста со сквозными фермами:
1 – пролетное строение;
2 – устой;
3 – промежуточная опора (бык).
L – полная длина моста;
l – расчетный пролет;
h – высота фермы;
с – строительная высота.
ПР – подошва рельсов;
НК – низ конструкции;
ГВВ – горизонт (уровень) высоких вод;
ГМВ – горизонт (уровень) меженных вод.
На пролетные строения укладывается мостовое полотно, по которому осуществляется движение транспортных средств.
Промежуточные опоры, расположенные между устоями.
На быках различают:
Рисунок 2.2 Установка подферменника на подферменную площадку устоя:
1 – подферменная площадка;
2 – подферменный блок;
3 – опорная часть
Рисунок 2.2 Установка подферменника на подферменную площадку устоя:
1 – подферменная площадка;
2 – подферменный блок;
3 – опорная часть
Интерактивная схема 2.1 Основные элементы моста
Интерактивная схема 2.1 Основные элементы моста
Конструктивные элементы мостов
|
1- береговые или крайние опоры. Береговые опоры служат для обеспечения сопряжения моста с насыпью и передачи сосредоточенных усилий от опорных частей на грунтовое основание.
2- промежуточные опоры. Выполняют функцию только восприятия гориз усилий (силы торможения, ветровые воздействия…) и вертикального воздействия от пролетных строений.
3- шкафная стенка сопряжения моста с насыпью. Служит для прдотвращения обсыпки грунтом подходов, концевых участков пролетного строения. Выполняется из того же материала, что береговые опоры. Она бывает двух видов: шкафная стенка с прямыми или обратными открылками; откосная шкафная стенка.
4- переходная плита сопряжения моста с насыпью. Устанавливается для распределения сосредоточенных усилий от колес подвижной нагрузки в грунтовом массиве подошвы. Она опирается на шкафную стенку и на грунт. Перех плита устанавливается на всю ширину проезжей части сопряжения моста с насыпью. Ее устанавливают под углом α. Для дорожных одежд нежесткого типа и несвязных грунтов насыпи подходов α=8-100. Для жестких α=0-20
Длина плиты устанавливается расчетом в зависимости от грунтов насыпи подходов и грунтов основания.
5- грунтовый конус сопряжения моста с насыпью. Выполняется из дренирующего несвязного грунта. Длина конуса
6- пролетное строение. Выполняется по различным статическим схемам и из различных материалов. В зависимости от статической схемы мосты подразделяют на: балочные, рамные, арочные, висячие и комбинированные. В зависимости от материала: каменные, бетонные, деревянные, ж/б, металлические и комбинированные.
7- проезжая часть. Служит для обеспечения комфортабельного проезда транспорта, обеспечения водоотвода и предотвращения проникновения воды к элементам пролетного строения. Она выполняется как многослойная конструкция.
2-защит слой (бет 5-6 см)
3-слой гидроизоляции (1 см)
4- защит слой (бет 5-6 см)
5-двухслойное покрытие пр части (6-8 см)
8- ограждение проезжей части, тротуары и перильные ограждения. Ограждения проезжей части служат для обеспечения безопасного движения транспортных средств и предотвращения схода транспорта с сооружения. Выполняют в виде ж/б сплошного барьера или металлического упругого барьера. Высота не менее 1 м., но по согласованию 0,75 м.(I-III тех кат) и 0,6 м.(IV-V), а деревянные до 0,4 м.
Тротуары предназначены для возможного прохода пешеходов и обеспечения технического обслуживания. Минимальная ширина 0,75 м.
Перильные ограждения служат для обеспечения безопасности движения пешеходов и предотвращения падения пешеходов с моста. Высота 1,15 м.
9- деформационные швы. Предназначены для обеспечения комфортного прохода транспортных средств при продольных и угловых деформациях пролетных строений. (продольные- изменение температуры; угловые- проход транспортных средств).
10- подферменные площадки. Служат для передачи сосредоточенных давлений от опорных частей пролетных строений на тело опоры, т.е. превращают сосредоточенное давление в распределенное. Выполняют в виде ж/б или металлич тумб, мин высоты 10 см. и с расстоянием от опорной части до края площадки не менее 15 см. Могут иметь различную высоту для предания уклона проезжей части.
11- опорные части пролетных строений. Предназначены для обеспечения свободных продольных и угловых деформаций, и для передачи сосредоточенных вертикальных и горизонтальных усилий от пролетного строения к подферменным площадкам. По характеру работы они подразделяются на подвижные( в одном или двух направлениях) и неподвижные.
расчетный пролет соответствующего пролетного строения. Это расстояние м/д центрами опорных частей, установленных на смежных опорах.
длина пролетного строения.
длина моста. Это расстояние м/д внешними гранями шкафных стенок крайних или береговых опор.
отверстие моста, определяется как суммарная длина розлива воды при уровне высоких вод, без учета ширины промежуточных опор.
высота моста.
строительная высота моста
высота подмостового габарита.
Что такое шкафная стенка моста
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
СТРОИТЕЛЬСТВО АВТОДОРОЖНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО МОСТА
УСТРОЙСТВО МОНОЛИТНОЙ ШКАФНОЙ СТЕНКИ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ по сооружению монолитной шкафной стенки крайней опоры автодорожного моста.
1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и ИТР с правилами производства работ по устройству монолитной шкафной стенки.
1.3. Цель создания представленной ТТК дать рекомендуемую схему технологического процесса по сооружению монолитной шкафной стенки.
1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение отдельных видов работ по сооружению опор (устройство монолитной шкафной стенки, устройство открылков и т.д.).
При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование и т.п.
1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве данных работ.
1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001, ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых будет находиться эксплуатация данного железобетонного моста.
1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.
1.9. В состав работ, последовательно выполняемых при сооружении монолитной шкафной стенки, входят:
устройство арматурного каркаса;
бетонирование шкафной стенки и открылков.
1.10. Работы выполняются круглый год и ведутся в одну смену. Продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
1.11. В качестве ведущего механизма используется автомобильный кран Клинцы КС-45719-5А на шасси МАЗ-5337.
Рис.1. Автомобильный кран Клинцы КС-45719-5А, грузоподъемностью 20,0 т
Грузовая характеристика при работе крана с грузами в передней зоне «над кабиной»
Рис.2. График грузоподъемности крана в зависимости от высоты и вылета стрелы
1.12. Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1. В соответствии со СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», до начала выполнения строительно-монтажных (в том числе подготовительных) работ на объекте исполнитель работ (подрядчик) обязан получить от застройщика (заказчика) следующую проектную документацию:
— утверждаемую часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);
— рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ.
Проектная документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) подписью ответственного лица или путем простановки штампа.
Исполнитель работ (подрядчик) в соответствии с действующим законодательством выполняет входной контроль переданной ему для исполнения документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Срок выполнения входного контроля проектной документации устанавливается в договоре.
Застройщик (заказчик) должен подготовить для строительства территорию строительной площадки, обеспечив своевременное начало работы, в том числе передать в пользование исполнителю работ необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечить переселение лиц и организаций, размещенных в подлежащих сносу зданиях, обеспечить подводку инженерных сетей, транспортирование грузов.
По получении проектной документации исполнителю работ следует проверить наличие в применяемой им организационно-технологической документации документированных процедур на все виды производственного контроля качества, проверить их полноту и, при необходимости, откорректировать их, а также разработать недостающие.
Застройщик (заказчик) заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала работ на строительной площадке направляет в соответствующий орган госархстройнадзора извещение о начале строительных работ, представив одновременно:
— копию разрешения на строительство, выданного в установленном порядке;
— проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для выполнения заявленного этапа строительства;
— решения по технике безопасности;
— копию стройгенплана, согласованного в установленном порядке;
— приказы застройщика или заказчика и подрядчика (при подрядном способе строительства), а также проектировщика при наличии авторского надзора о назначении на строительство объекта ответственных должностных лиц;
— копию документа о вынесении в натуру линий регулирования застройки и геодезической разбивочной основы;
— прошнурованный общий и специальные журналы работ.
До начала любых работ строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами ограждают в соответствии с требованиями нормативных документов.
2.2. Основным работам по сооружению конструкций опор должно предшествовать выполнение следующих мероприятий и работ:
прием от заказчика строительной площадки, подготовленной к производству работ, в том числе подготовка монтажной площадки, устройство подъездов;
проверка наличия проектно-сметной документации и ознакомление ИТР и рабочих с рабочими чертежами и Проектом производства работ;
подготовка мест для складирования инвентаря, материалов;
доставка и складирование в штабеля на стройплощадке арматуры, составных деталей подмостей и опалубки;
проверка заводских паспортов на арматуру;
оборудование бытового городка для рабочих;
оборудование арматурного участка;
устройство рабочих площадок для работы автомобильного крана;
составление акта готовности объекта к производству работ.
2.3. До начала строительно-монтажных работ заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства моста и передать подрядчику техническую документацию на нее и закрепленные на местности знаками пункты этой основы.
Геодезическая разбивочная основа для строительства моста должна включать:
а) высотные реперы (марки);
б) пункты, закрепляющие продольную ось моста;
в) ось трассы на подходах к мосту.
В геодезическую разбивочную основу должны быть включены также пункты, с которых можно производить разбивку центров опор и контроль за их положением в процессе строительства.
Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).
Приемку геодезической разбивочной основы для строительства следует оформлять актом. К акту приемки геодезической разбивочной основы должен быть приложен схематический план мостового перехода с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.
2.4. Устройство монолитной шкафной стенки выполняется в следующей последовательности:
— устройство арматурного каркаса шкафной стенки и открылков;
— устройство опалубки шкафной стенки и открылков;
— бетонирование шкафной стенки и открылков.
2.5. Перед началом работ производится отсыпка грунта на рабочих площадках бульдозером с послойным уплотнением прицепным катком и последующей укладкой плит ПДН-14 автокраном КС-45719-5А на щебеночное основание толщиной 15 см и монтажный слой из ПЦС толщиной 10 см.
Рис.3. Схема укладки ж.б. плит ПДН-14 на рабочих площадках
Складирование плит ПДН-14
Строповка плиты ПДН-14
Рис.4. Складирование и строповка плит ПДН-14
2.6. После выполнения работ по устройству, приемке-сдаче площадки, приступают к устройству арматурного каркаса (рис.5).
Содержание материала
Глава 2
ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
§ 9. Мосты
Классификация мостов.
В местах пересечения крупных водотоков, а также водотоков с весенней подвижкой льда сооружают мосты.
Искусственные сооружения типа моста, построенные при пересечении железной дорогой большого оврага, долины, сухого лога, называются виадуком, а при пересечении одной железной дороги с другими в разных уровнях — путепроводом.
В городах, а также на подходах к мостам вместо насыпи возводят эстакады, у которых пролетное строение поддерживается рамными опорами.
Характеристики мостов.
Мост (рис. 27) состоит из пролетных строений и опор. Крайние (береговые) опоры называются устоями, промежуточные — быками. Опоры сооружают из камня, бетона, железобетона, металла и дерева. Береговые опоры поддерживают концы пролетных строений и соединяют мост с насыпью. По числу пролетов мосты бывают одно-, двух- и многопролетные.
Место пересечения водотока мостом называется мостовым переходом.
К мостовым переходам относят и прилегающие насыпи подходов, заканчивающиеся конусами у устоев.
Высотой моста называют вертикальное расстояние от верха фундамента устоя (обреза) до подошвы рельсов.
Рис. 27. Части и характеристики моста:
1 — конус; 2 — устой; 3, 4, 5 — пролетные строения; 6 — быки; 7 — опорные части пролетного строения
Основной характеристикой пролетного строения является его расчетный пролет lР, т. е. длина между центрами опорных частей пролетного строения. Схемы мостов обычно выражают числом и величиной расчетных пролетов. Например, мост, имеющий три расчетных пролета длиной 15, 20 и 50 м, будет иметь схему 15+20+50.
Основной характеристикой моста как водопропускного сооружения является величина его отверстия, т. е. сумма расстояний l0 между гранями опор в пролетах, которые пропускают воду при наивысшем уровне ее поднятия.
Полной длиной моста L называют длину между крайними гранями устоев, соприкасающихся с насыпью.
По протяженности мосты делят на малые длиной до 25 м, средние — от 25 до 100 м, большие — от 100 до 500 м и внеклассные — более 500 м.
В водотоке у моста различают два горизонта воды: горизонт высоких вод (Г.В.В.) с вероятностью появления один раз из 300 случаев, горизонт меженных вод (Г.М.В.) — установившийся после спада высоких вод горизонт.
На реках судоходных или сплавных железнодорожные мосты должны иметь такую высоту, чтобы между Г. М. В. и низом пролетного строения в судоходных или сплавных пролетах обеспечивался установленный подмостовой габарит. При недостаточных размерах подмостового габарита для пропуска судов устраивают разводные, вертикально-подъемные, раскрывающиеся или поворотные пролетные строения.
В зависимости от материала пролетного строения различают мосты металлические, бетонные, каменные, железобетонные и деревянные. При этом опоры моста могут быть из другого материала.
По конструкции пролетного строения мосты делят на балочные, арочные, висячие и комбинированные (рис. 28). В балочных мостах главные фермы (или балки) под действием вертикальных нагрузок передают на опоры только вертикальное давление (рис. 28, а); в арочных мостах (рис. 28,б) пролетные строения передают на опоры как вертикальное, так и горизонтальное усилия. Арочные системы применяются в каменных, бетонных и железобетонных мостах, а в металлических — при перекрытии ими больших пролетов.
В рамных мостах пролетное строение и опоры представляют нераздельную конструкцию в виде рам, состоящих из балок (ригелей) и опор (стоек) (рис. 28, в).
Рамные конструкции применяются в путепроводах при перекрытии небольших пролетов.
В висячих мостах на береговые опоры передается вертикальное и горизонтальное давление. Висячая система обладает большой гибкостью и применяется главным образом в автодорожных, городских и пешеходных мостах.
Рис. 28. Системы мостов:
а — балочный; б — арочный; в — рамный: г — висячий; д — арочный с ездой посередине
В комбинированных мостах используют комбинации разных систем. Кроме того, мосты могут быть с ездой понизу (рис. 28, г), поверху (см. рис. 28, а, б, в) и посередине (рис. 28, д). В мостах с ездой поверху рельсовый путь располагают сверху пролетного строения, в мостах с ездой понизу — в нижней его части. Проезжую часть в мостах с ездой посередине устраивают в пролетных строениях арочного типа, конструкция которых называется аркой с затяжкой (см. рис. 28, д).
Металлические мосты.
Пролетное строение металлических мостов состоит из главных ферм (или балок), связей между фермами (балками), проезжей части, мостового полотна и опорных частей.
Рис. 29. Металлическое пролетное строение со сквозными фермами:
1 — подферменники; 2 — опорная поперечная балка; 3 — опорный раскос; 4 —поперечная балка; 5 — верхняя распорка; 6 — верхние связи; 7 — верхний пояс; 8 — узел; 9 — мостовое полотно; 10 — нижний пояс; 11 — продольные балки; 12 — нижние связи; 13 — опорные части
Рис. 30. Опорные части:
а — неподвижная с шарниром; б — подвижная катковая; в — подвижная со срезанными катками; г — подвижная секторная; д — тангенциальная
В малых металлических мостах применяют пролетные строения с клепаными сплошными и сварными балками, а в мостах с большими пролетами — ферменного типа (рис. 29).
В пролетных строениях с ездой поверху мостовые брусья укладывают на верхние пояса балок. В пролетных строениях с ездой понизу мостовые брусья укладывают по балкам проезжей части, прикрепляемым к основным балкам, называемым главными балками, посредством поперечных балок проезжей части.
Пролетное строение опирается на опоры посредством специальных опорных частей (рис. 30). Под одним концом пролетного строения укладывают неподвижные опорные части, под другим — подвижные; неподвижные опорные части удерживают пролетное строение от угона, подвижные обеспечивают свободу перемещения фермам или балкам при прогибах их под подвижным составом, а также при изменении их по длине под влиянием температуры.
Устои бывают разных типов (рис. 31).
Углубление в верхней части устоя для установки пролетного строения называется шкафной частью. Стенка устоя, которая ограничивает шкафную часть, называется шкафной стенкой. Снизу шкафная часть ограничивается подферменной площадкой, на которой укладывают подферменные гранитные камни или железобетонные подферменники. Для отвода воды с подферменной площадки устраивают уклон к ее краям. Камни, уложенные сверху по краям устоя и поддерживающие балластный слой, называются кордонными камнями. Деревянные брусья, лежащие на кладке шкафной стенки устоя, называются мауэрлатными брусьями.
В промежуточных опорах (быках), как и в устоях, различают фундамент, тело опоры, подферменную площадку со сливом и подферменники (рис. 32).
Рис. 31. Типы устоев мостов:
а — с обратными стенками; б — массивный; в — таврового типа; г — с проемом; д — обсыпной; е — раздельный; 1 — шкафная стенка; 2 — подферменная площадка; 3 — подферменник; 4 — передняя стенка устоя; 5 — обратная стенка устоя; 6 — фундамент
Рис. 32. Промежуточные опоры моста: а — бык с водорезом; б — бык с ледорезом; 1 — фундамент; 2 — подферменники; 3 — подферменная площадка; 4 — кладка быка; 5 — ледорез; 6 — водорез
Рис. 33. Конструктивные части каменных и бетонных мостов:
1 — свод; 2 — щековые стены; 3 — заполнение пазух; 4 — пяты свода; 5 — изоляция;
6 — замок свода; 7 — деформационный шов; 8 — боковая стенка устоя; 9 — бетонный ростверк; 10 — сваи
Быкам, расположенным на сухом месте, в плане придают прямоугольную форму; русловым быкам придают обтекаемые формы полуциркульного, треугольного или заостренного очертания. На реках с ледоходом в зависимости от толщины льда и скорости течения воды быки устраивают с ледорезами, режущие ребра которых располагаются к горизонту с наклоном для разлома надвигающегося на них льда.
Каменные и бетонные мосты сооружают исключительно арочными (рис. 33). Они состоят из свода (арки), опор, надсводного заполнения, щековых стенок, изоляции и пути.
Аркой или сводом называют часть моста, которая воспринимает всю нагрузку и передает ее опорам. Часть арки, которой она опирается на опору, называется пятой свода (арки), а середина арки называется ключом или замком свода.
Щековые стенки опираются на свод и служат в качестве балластного корыта, нижнюю часть которого составляет забутка, т. е. заполнение из тощего бетона или безрастворной кладки.
Поверхность забутки планируют с продольными и поперечными уклонами не менее 0,03 к пониженным местам, в которых устанавливают водоспускные трубки, прикрытые со стороны балласта защитными колпаками. Вся поверхность забутки покрывается изоляцией, которая в местах водоспускных трубок заправляется под них.
Железобетонные мосты.
Железобетонные мосты при длине расчетного пролета до 4—5 м устраивают с плитными пролетными строениями, при длине свыше 5 м — с ребристыми пролетными строениями, при средней длине — арочного типа.
Плитное пролетное строение представляет собой сплошную железобетонную плиту с боковыми консолями и бортами для удержания балластной призмы (рис. 34).
Рис. 34. Плитное железобетонное пролетное строение: 1 — изоляция; 2 — балластное корыто; 3 — плита
Рис. 35. Ребристое пролетное строение:
1 — балки-ребра; 2 — диафрагмы; 3 — изоляция; 4 — борта балластного корыта
В ребристых пролетных строениях (рис. 35) основным несущим элементом являются продольные балки-ребра, соединенные одна с другой поперечными диафрагмами. В верхней части ребристое пролетное строение имеет консольное устройство для балластного слоя. Под балластным слоем укладывается изоляция.
На некоторых железобетонных мостах балластное корыто отсутствует и деревянные подрельсовые поперечины укладываются непосредственно на железобетонные балки. Такая конструкция уменьшает массу пролетного строения и расход бетона.