Что такое школа будущего

Какой будет школа будущего

Какой будет школа через несколько десятилетий, что станет с предметами и учебниками, как технологии помогут учителям и на что будут смотреть работодатели? Своими представлениями о школе и школьниках будущего с Indicator.Ru поделился первый вице-президент Управляющей компании «Просвещение» Михаил Кожевников.

— Нужно ли будет детям будущего ходить в школу или все уроки можно будет проводить в виртуальной реальности?

— Уроки в виртуальной реальности можно организовать уже сейчас. Другой вопрос, что это довольно дорогое удовольствие и не всегда обоснованное. Функция школы, среди прочего, — это социальный сейф, место, в котором ребенок может не только получить знания, но и провести время. Об этом не стоит забывать.

Физически школа, на мой взгляд, будет существовать и дальше. Куда деться ребенку, когда работают родители? Не бегать же по улицам. Виртуальная реальность станет хорошим дополнением, элементом многогранной образовательной среды, основным показателем эффективности которой станет то, что школьники будут лучше усваивать и отрабатывать на практике все необходимые знания и умения.

— Сохранится ли традиционное деление на предметы или их объединят в какие-то смешанные дисциплины? Какие новые предметы должны появиться в программе?

— Новое содержание предметов, на мой взгляд, будет появляться, и происходить это будет динамично. Уже сейчас важный акцент в образовательных программах — это метапредметность. Но и от фундаментальных знаний мы никуда не уйдем. Русский язык, литература, история, иностранные языки, физика и химия останутся, но появятся и модификации этих предметов. Например, я бы уделил особое внимание «истории науки», расширению содержания предмета «технология» и возможному соединению биологии, химии и физики в общий научный блок. Вместе с изменениями в экономической и производственной отраслях будет меняться и спрос на специфические навыки и персональные качества, которые необходимо закладывать с детства.

— Что изменится в плане учебников и методических пособий? Как они будут изменяться? Появятся ли новые форматы?

— Учебники в существующем виде постепенно будут уступать связанному комплексу материалов в печатном и цифровом форматах. Это скажется на форме и организации самого процесса обучения. Для чего вообще нужна цифровизация любой отрасли? Она снижает издержки и может создавать дополнительные ценности. Появятся способы, с помощью которых можно будет существенно снижать издержки на административное управление и контроль качества обучения через правильную организацию образовательного процесса. Что точно останется, так это утвержденное государством содержание школьных учебных материалов. Образование — это часть госполитики, потому что это воспитание будущих граждан страны, и утверждение государством содержания образования, конечно, никуда не исчезнет. Будут ли учебные материалы выполнены в форме пособий, будут ли называться учебниками и как будут утверждаться, уже не столь важно.

В рамках пилотного проекта «Цифровая школа» в Калининградской области уже проводились занятия, во время которых дети пользовались планшетами с загруженным в них полным комплектом электронных учебников

— Как изменится учитель в школе будущего, какие новые навыки и знания ему понадобятся?

— Учитель будущего станет своего рода наставником, проводником. Безусловно, учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества.

Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом и, как следствие, более высоким уровнем дохода. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.

Учителя развиваются не тогда, когда они чему-то учатся (куда-то приехали, и им там читают лекцию), а в процессе работы. Развитие учителя, его собственное обучение происходит во время преподавания, работы с детьми, родителями, коллегами. И одна из основных целей цифровизации — предоставить учителям больше времени для работы с детьми. Как уже показал опыт работы Москвы в цифровом образовании, при наличии нормальной системы управления образовательным процессом никаких отчетов учителя не пишут, все отчеты формируются автоматически, исходя из тех данных, которые есть в системе. Это уже экономит учителям время и дает много дополнительных возможностей.

Источник

Школа будущего: как изменится среднее образование

Разрыв между школой и реальной жизнью наметился уже давно. И он продолжает расти. Большинство выпускников забывают почти всю школьную программу уже через пару лет, обучение ведется по устаревшим материалам. Вчерашние школьники умеют зубрить, но не знают, как осмысливать информацию, работать в команде, выдвигать и проверять теории, как ошибаться и что с этим делать. Чтобы соответствовать современным реалиям, школа должна измениться. Какие тренды будут определять развитие среднего образования в ближайшие годы?

Разный подход к разным поколениям

Все крупные корпорации, представляя свой продукт, изучают разницу между поколениями, чтобы предложить миллениалам и зумерам именно то, что им требуется.

Например, миллениалам важно выбирать удобный график и поддерживать баланс личной жизни и работы. Тем, кто постарше, важны социальные гарантии. А что важно поколению Z, появившемуся на свет после 2000 года? Какие ценности будут у поколения Alpha – малышей, которые сейчас ходят в садик? Школа должна адаптироваться постоянно, давая всем поколениям возможность для самореализации.

Учеба не должна быть скучной, можно обучаться, играя и увлекаясь этой игрой. Этой идеей сейчас занимается, в частности, International Society for Technology in Education – некоммерческая организация, которая продвигает технологии в образовании.

На недавней выставке этой организации NASA устроили целую игровую секцию с мастер-классами. Microsoft, Minecraft и Google разрабатывают проекты, которые можно использовать на уроках в школе и самостоятельных занятиях дома. Наборы для экспериментов не менее популярны, чем конструкторы и трансформеры. А Science Journal при поддержке Google рассказывает, как проводить несложные опыты, используя подручные средства.

Если NASA считает, что в науке есть место игре, то почему школа все еще стремится к академизму? Даже взрослые учатся быстрее, если в обучении используется элемент игры, что уж говорить о детях.

В Москве три четверти всех старшеклассников учатся в профильных классах. Специализированные программы есть почти во всех школах в крупных городах.

Это отличный тренд, но профильные классы – только один из вариантов индивидуализации обучения.

Адаптировать стандартную программу под интересы, склонности и планы ребенка можно и иначе. Например, можно ввести многоуровневую подготовку, когда школьник сам выбирает базовый или продвинутый курс предмета. Ученик сможет изучать все по чуть-чуть, чтобы осознать свои интересы, или отказаться от части необязательных предметов и сконцентрироваться на том, что ему важно – например, на английском и математике.

Многие направления возникают на стыке дисциплин, и профили не позволяют детям подготовиться к работе на таком поле. Например, направление «компьютерная лингвистика» требует углубленного изучения языков, математики и информатики. Будущим IT-медикам нужно изучать биологию и программирование, а архитекторам виртуальности – ИЗО и математику.

Персонализация обучения — это не тренд, это уже абсолютная необходимость. Классно-урочная система была создана в XVI веке. Сегодняшняя программа – продукт ранней индустриальной эпохи, когда школе нужно было учить детей быстро и одинаково. Школа готовила фабричных рабочих, приученных вставать по звонку и работать по инструкции.

Но за последние 150 лет ситуация изменилась. Никому больше не нужны люди, которые знают по верхам все и ни в чем не разбираются глубоко. А ведь большинство выпускников – середнячки. Выучить все и хорошо трудно, иначе все были бы отличниками.

Школа будущего – это не как можно больше информации обо всем на свете. Это самая важная информация об основных явлениях – то, что обязательно пригодится в жизни, вне зависимости от будущей профессии.

Это не одна программа для всех, а персональные траектории, индивидуальные планы и адаптация материалов и подхода под каждого ученика.

Для школы будущего ребенок – не пассивный контейнер для знаний, а полноценный участник образовательного процесса с правом голоса. Такая школа будет развивать сильные стороны и учить, как компенсировать слабые, подстраивать под ученика скорость освоения и стиль подачи материала. Учебный процесс будет базироваться на том, что каждый отдельный ребенок может и хочет, а не на общих для всех нормативах.

Кстати, интересны тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал Образование, которое мы заслужили.
Там я для вас всё это бережно собираю.
Ну и пед.дизайн в цифре и цифра в образовании.

Развитие навыков для взрослой жизни

Задача школы – развивать навыки командной работы, поиска информации, креативность и критическое мышление. Иными словами, школа должна учить учиться, сотрудничать с другими и самостоятельно развивать свой потенциал, потому что строгий учитель с указкой не будет стоять над человеком всю жизнь. Но сейчас этому уделяется очень мало времени – его просто нет.

Хотя можно изменить классную работу так, чтобы высвободить время для принципиально иного взаимодействия между учителем и учеником.

Уже сейчас в школах проводят проектную работу – дети выбирают тему, собирают команду, распределяют роли, сами координируют сотрудничество, самоорганизуются. Словом, делают именно то, что им придется делать на работе, во взрослой жизни.

Заходите ко мне в Telegram канал Образование, которое мы заслужили.
Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Веб дизайн в цифре и цифра в образовании.

Связь мира школы с миром работы

Как дети выбирают будущую профессию? По совету родителей, по результатам профориентации, иногда – под влиянием СМИ. Но беда в том, что школьники ничего не знают о том, какие специальности будут пользоваться спросом через 5-10 лет. Они не представляют себе ни рынок труда, ни особенности той или иной профессии.

Родители, кстати, этого тоже не знают и продолжают отправлять детей учиться на бухгалтеров и юристов, хотя по прогнозам экспертов уже через несколько лет эти профессии практически исчезнут. Зато спрос на экспертов по кибер-безопасности будет очень высоким. Но об этой работе мама с папой не слышали и потому они ничего не могут посоветовать ребенку.

Именно поэтому важно, чтобы работодатели и школа поддерживали контакт и помогали детям сориентироваться в разнообразии профессий, расширить кругозор и освоить основные знания и навыки, которые потребуются им в работе. Это сведет несоответствие между желаниями школьников и требованиями рынка труда.

Сейчас школа почти не работает с запросом учеников на внешкольные навыки, но ситуация будет меняться. Есть большая вероятность миграции к формату профессионального обучения в рамках среднего образования, когда ученики уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от парты. Например, они будут учиться программировать, проводить анализ медиарынка, вести блоги на коммерческой основе, монтировать видео и снимать его.

Уже существуют детские предпринимательские школы, ученики которых запускают свои стартапы – не игрушечные, а вполне рабочие. Дети в таких секциях учатся думать и прогнозировать, просчитывать риски, составлять бизнес-планы, развивать неординарные идеи. Это не «игра в предпринимателя» – вспомните все истории о 14-летних подростках, которые разрабатывали приложения, гаджеты и бизнес-модели, привлекали инвестиции и продавали свои разработки гигантским корпорациям за миллионы долларов.

Пока что школы к такому не готовы и эту нишу занимают EdTech компании и частные образовательные учреждения.

Оригинал статьи живет в моем блоге на Snob

Источник

Школа будущего: как технологии влияют на учебный процесс

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Робототехника, монтаж видео, запись треков — предметы, которые пока не связаны с классическим образованием. При этом в шведской школе уже вводят уроки по игре в Minecraft, а в Калифорнии преподают геометрию в виртуальной реальности в игре Half-Life. Как технологии меняют учебный процесс — на этот вопрос ответил ведущий YouTube-канала «Индустрия 4.0» Николай Дубинин.

Традиционное обучение по книгам в момент его создания было самым дешевым и доступным способом передачи информации. О звуках и видео тогда не могло быть и речи. Школа XX века отвечала на запросы людей своего времени. Но XXI век — это уже про креативные технологии, которые не могут не влиять на процесс обучения.

Школа будущего

Образовательный центр Tumo располагается недалеко от «Москва-Сити».

Первое, что бросается в глаза, когда заходишь в эту школу — отсутствие парт. По словам центр-менеджера Tumo Александра, это принципиальное решение. Парты ассоциируются со строем, который убивает образное мышление.

Второе, что не может не удивить человека, учившегося в классической школе, — ту-мобиль. Его разработали в главной школе в Ереване, где все занимаются на стационарных компьютерах. Технология позволяет студентам подъезжать друг к другу и работать вместе.

В школе есть большая зона для самообучения — так называемый атриум. Здесь каждый получает необходимые теоретические знания в комфортном для себя темпе. После студент отправляется работать в ВоркШоп над групповым проектом. Туда его уже сопровождают кураторы.

Вообще, слова «ВоркШоп», «куратор», «коуч» можно заменить привычными всем «класс» и «учитель». Однако от этих терминов отказываются специально. Это должно сломать в голове подростков установку, что они в школе. По той же причине все общаются на «ты».

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

В аудиториях все модифицировано. Сначала в нем может проходить мастер-класс по кинопроизводству, а потом по 3D-моделированию или программированию. У робототехников студия отдельная. В ней установлен огромный стол, за которым и создают больших роботов.

Устройство учебного процесса

Основная миссия — познакомиться со студентами, дать им возможность попробовать себя в разных проектах, после которых они смогут понять, чем именно хотят заниматься. В школе всего восемь основных направлений:

Учащимся нужно выбрать четыре из них. Но перед этим они выполняют восемь заданий — по одному на каждое направление, чтобы попробовать себя во всем.

Сначала удивляет отсутствие таких направлений, как VR, AR, беспилотники. Но это легко объясняется. Если человек решил, что хочет заниматься исключительно созданием роботов, он идет получать соответствующее образование.

Стоимость обучения и поиск заинтересованных студентов

Есть три разных направления. Первый вариант — очное обучение. Он стоит 30 тыс. руб. Второй — смешанный стоит 15 тыс. руб. Третий, позволяющий учиться только онлайн — 5 тыс. руб.

При этом регулярно разыгрывается 100 грантов. С их помощью ищут молодых и талантливых людей. Сейчас в соцсетях проходит конкурс. Задача — снять мотивационное видео и рассказать, как студент хочет развиваться, почему и как ему в этом поможет школа.

Центр цифрового лидерства SAP

Tumo — не единственное место, побывав в котором, человек сталкивается с будущим. Компания SAP объединяет студентов со всего мира и дает им возможность проявить себя и развиваться, создавая новые технологии и интересные проекты.

Региональный директор Университетского Альянса SAP в Кремневой долине Виктор Таратухин преподает в Стэнфордском университете с 2015 года. Каждый год он участвует в реализации новых идей со студентами Стэнфорда и ребятами из других стран. Вместе они создают проект по дизайн-мышлению на протяжении девяти месяцев. Раньше они могли встречаться вживую, теперь — нет. Из-за этого участники лишились возможности привыкнуть друг к другу. Это, бесспорно, сделало их работу сложнее.

Перед компанией стоит задача позволить студентам раскрыть себя. Важен не только результат, но и процесс работы, образное мышление. Конечно, если какой-то проект получится создать, SAP найдет возможность поддержать студентов.

Так, например, три студентки базовой кафедры SAP НИУ ВШЭ Эльвира Козлова, Валерия Юдина и Юлия Скрупская работают над созданием платформы для дистанционного обучения. Студенты учатся онлайн уже почти год, и все сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами: не удается войти в программу — это приводит к потере времени. Девушки решили провести кастинг ИТ-специалистов, которые смогут создать платформу, с помощью которой учиться будет удобно. Этого приложения сейчас не хватает многим студентам.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Дистанционное обучение и новые технологии

Школьники опять учатся дома. Все снова стали обсуждать внедрение технологий виртуальной реальности в процесс обучения. Но как? Новый шлем, который выпустил в этом году Facebook, стоит около 50 тыс. руб. Вряд ли это подойдет школьникам. Но интересно то, что существуют обучающие курсы по VR, которые можно заказать на дом. Занимается этим Московский городской университет правительства Москвы.

Виртуальная реальность меняет отношения, снимает барьеры и какие-либо ограничения. В VR человек полностью включен в процесс. Это нельзя сравнить с нахождением у монитора компьютера. В виртуальной реальности мы начинаем верить миру и тому, что нарисовано вокруг. Подключаются также чувства и эмоции.

Именно поэтому все тренажеры, которые компания создала при помощи виртуальной реальности, действительно помогают. Человек включается в игру, и мозг реагирует так, как будто ситуация настоящая.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Тренажеры VR

В VR-центре есть много обучающих программ. Например, существует тренажер для сотрудников Государственной инспекции по недвижимости. Тренирует он, так сказать, умение отказываться от взяток. Как это работает?

Процесс похож на искушение в виртуальной реальности. Сотрудник смотрит, где находится самострой, а где нет. Сначала ему необходимо сфотографировать объект и описать все. После к ним подходит собственник жилья и пытается предложить взятку.

Другая обучающая программа связана с практикой публичного выступления. Она оценивает всего два параметра: молчит человек или говорит, а также куда направлен твой взгляд. Ну точнее, шлем. Зрителями становятся боты.

Еще один тренинг построен на отснятых заранее видео с актерами. Человек от первого лица ведет диалог с разными людьми и пытается выбрать варианты, которые подходят для общения с собеседниками разных характеров, или старается распознать эмоции.

Но сказать, что все скоро будут учиться в VR, и что про поездки на лекции можно будет забыть, — сложно. Да и долгие лекции в виртуальной реальности пока ставятся под сомнение. Ведь больше 40 минут сложно находиться в пространстве.

Получается, что технологии, которые используются в процессе учебы, дают нам больше практики. Ты получаешь знания и дальше применяешь их. Профессиональные же курсы за полгода будут стоит дешевле обучения в университете. Классическое образование останется фундаментом, а новые навыки станут на нем этажами.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Какой будет школа будущего?

Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.

Проблемы современной школы

Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.

Все предметы равны

В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.

Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Рейтинг школы

Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям. Ученикам и их родителям довольно сложно ориентироваться в абстрактных баллах полученных на экзаменах, благо сегодня существуют сервисы, которые помогают, например, переводить баллы ЕГЭ по математике в 2021 году.

Бюрократия

Как и во многих других сферах, в образовании есть существенная проблема – бюрократия. С первого класса от ребенка требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки» и т.д. Учителя сталкиваются с подобными требованиями при заполнении журналов, планов и прочей документации.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.

Лидеры и отстающие

В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

‍Недостаточная продолжительность уроков

За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.

‍Слишком объемные домашние задания

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

‍Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.

Устаревшие методики

Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.

Школьные здания

Дети, обучающиеся в ровных, симметричных и неуникальных школьных зданиях, буквально вынуждены чувствовать себя не полноценными и индивидуальными людьми, а «фабричными заготовками», которые обрабатываются взрослыми. Такие школы не позволяют детям развивать выдающиеся особенности своей личности и таланты.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.

Психологические особенности современного школьника

Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.

Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.

Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.

Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.

Концепция школы будущего

После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.

Здание школы

Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.

В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.

Задачи учителей

Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.

Очень важно постоянно взаимодействовать с детьми, общаться с ними, просить высказать свое мнение. Педагог должен как можно чаще задавать вопрос на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?».

Образовательная среда

Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:

Важнейшим условием образования в современной школе должен стать переход от парадигмы обучения к парадигме самореализации и самоопределения. При этом учитель должен выступать не в роли «родителя», а в роли социального и творческого партнера

Методы обучения

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.

Для повышения квалификации учителей и специалистов любых других профессий, существуют центры повышения квалификации. Такие центры помогают поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми умениями, а так же осваивать новые профессии. Расписание семинаров одного их таких центров: https://edualt.ru/raspisanie-seminarov

Интерактивные тренажеры

В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.

Будут применяться современные пособия, которые помогают ученикам освоить сложные предметы или понятия. Например, для наглядного изучения простых математических действий или решения равенств отлично подойдут учебные весы, а для лучшего запоминания географических названий и их расположения — интерактивный глобус.

Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.

Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.

Дистанционное обучение

Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.

«Во всем мире лишь половина учителей уверенно используют современные технологии в обучении. В России же почти две трети педагогов уверенно применяют на уроках информационно-компьютерные технологии. По итогам пандемии Россия входит в число 6 лучших стран по качеству проектной работы на уроках, использованию информационных технологий в школе и по взаимодействию в этих вопросах педагогов и учеников».

Андреас Шляйхер, глава Директората по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.

Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.

Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.

Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.

Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.

Школа будущего: реальность или утопия?

Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В школе ребенку должно быть комфортно, уютно, здесь он должен чувствовать себя успешным и независимым.

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Что такое школа будущего. Смотреть фото Что такое школа будущего. Смотреть картинку Что такое школа будущего. Картинка про Что такое школа будущего. Фото Что такое школа будущего

В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» введено новое звено – «компьютер», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, школу будущего. Глупо бояться и избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования.

Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *