Что такое школьная зрелость
Школьная зрелость: уровни школьной готовности
Что такое школьная готовность?
Очень часто родители сосредотачиваются именно на предметной (педагогической) готовности и учат будущего первоклассника чтению, письму, счету, забывая о том, что куда лучше отдать это в руки специалистов, работающим по проверенным методикам и обладающим необходимой квалификацией для того, чтобы сделать образовательный процесс эффективным и комфортным для первоклассника. Так, система обучения «Начальная школа XXI века» не предполагает у вчерашнего дошкольника знаний по тем предметам, с которыми ребенок познакомится в первом классе. Плюс обучение выстроено так, что учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, степень его готовности к школе – все детки в первом классе очень разные, но процесс обучения будет комфортным для всех.
Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.
Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению?
К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:
Уровни школьной готовности
Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.
Высокий уровень школьной готовности
Средний уровень школьной готовности
Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.
Уровень школьной готовности ниже среднего
Самое главное – это то, что желание учиться в школе у такого ребенка весьма неустойчиво: сегодня он хочет играть, завтра горит желанием получать новые знания. У него не очень развитая речь, и это сразу заметно в общении. Но не только в разговорах важна речь: одна из функций речи – регулятивная. Малыш должен уметь сам себя «уговаривать» на выполнение задач – «Нет, я не пойду гулять, пока не допишу эту строчку красивым почерком». Поэтому неразвитая речь сказывается и логике, и на воле малыша. Можно часто заметить, что при выполнении заданий он «путается в показаниях»: не умеет устанавливать очевидные сходства или различия в понятиях, не всегда способен обобщать предметы по ключевому признаку. При этом физическое развитие обычно хорошее или удовлетворительное. Когда у ребенка уровень школьной готовности ниже среднего, взрослым приходится не только помогать, но и буквально «сидеть над душой», направляя ребенка шаг за шагом в выполнении его действий. Взрослым стоит понимать, что при таком уровне готовности учиться ребенку будет трудно. Если есть возможность, момент поступления в школу лучше отложить на год
Низкий уровень школьной готовности
При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.
Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.
Студентам
Программы второго диплома
Абитуриентам
Школам
Сотрудникам
Научная публикация — это реально!
Выпускникам
Партнерам
Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!
Работодателям
Прессе
Девиз пресс-службы —
«оперативно и достоверно».
Определение школьной зрелости
Школьная зрелость — достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, а именно: овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
Готовность ребенка к школьному обучению — это сложное системное образование, которое включает в себя помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность:
При определении личностной и социальной зрелости учитываются следующие показатели:
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:
Методические материалы, применяемые в определении школьной зрелости детей подготовительной к школе группы:
*Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./ Под общей редакцией М.М. Семаго.; библиотека психолога-практика/. ISBN 5-89415-038-8.
Программа по определению школьной зрелости детей 6,5- 7 лет
Диагностическая программа состоит в основном из игр и игровых заданий с правилами, подобранных таким образом, что хорошего результата в них можно добиться при условии, что ребенок имеет достаточный опыт участия в подобных играх, что свидетельствует о достаточной сформированности исследуемых психических процессов внутри игровой деятельности и позволяет определить возникновение учебной мотивации. Набор игр позволяет ребенку проявить такой уровень мотивационного, интеллектуального и речевого развития, который необходим для начала обучения в школе.
Аффективно-потребностная сфера (эмоционально-волевая готовность):
Произвольная сфера (личностная и социальная готовность):
Интеллектуальная и речевая сферы (интеллектуальная готовность к обучению в школе):
Процедура определения психологической готовности к школе.
Обследование проводится в апреле-мае.
При определении школьной зрелости ребенку предъявляются задания с целью:
Дополнительно используются метод наблюдения и метод независимых экспертных оценок.
Данные результатов определения школьной зрелости не подлежат разглашению. По просьбе родителей в процессе индивидуальной консультации психолог консультирует родителей ребенка и отвечает на все вопросы родителей. В медицинской карте ребенка ставится штамп и делается запись о готовности к обучению в школе и соответствии уровня психологического развития возрастной норме.
Создано / Изменено: 18 апреля 2016 / 18 апреля 2016
Консультация «Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость»
Готовимся к школе. Что такое «школьная зрелость«
Чтобы справиться с новыми серьезными требованиями и обязанностями, ребенок должен обладать не только какими-либо знаниями и умениями, сколько более сложными формами умственной деятельности, более высоким уровнем нравственных качеств, способностью произвольно управлять своим поведением, большей работоспособностью, чем прежде.
В связи с происходящими в жизни ребенка, готовящегося к поступлению в школу, изменениями, педагоги, психологи и другие специалисты говорят о понятиях «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость». Понятие «школьная зрелость» получило широкое распространение в современной научной литературе. Большое количество исследований, посвященных готовности ребенка к школе, проводится в разных странах. Однако, понятия «готовность» и «зрелость» в зарубежной литературе часто путают (говоря о «зрелости», часто подразумевают «готовность»).
По мнению отечественных ученых, «психологическая готовность» является необходимой частью «школьной зрелости». В общем виде под школьной зрелостью воспринимается такой уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения. Выявляется школьная зрелость при помощи оценки состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка. Необходимый компонент школьной зрелости – развитие ряда физических функций или физическая готовность к школе.
Физическая готовность к обучению в школе включает в себя хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенную выносливость и работоспособность организма, высокую степень сопротивляемости заболеваниям. Гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям, высокий уровень развития моторики, овладение культурно-гигиеническими навыками, привычка к соблюдению правил личной гигиены также входят в структуру физической готовности.
Как считает А. В. Запорожец (1960, физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения, так как серьезный учебный труд требует от школьника значительного напряжения в физическом плане.
Понятие «психологическая готовность» является общепринятым, оно суммирует важнейшие с позиции успешного обучения в школе качественные показатели психического развития поступающего в первый класс ребенка. В настоящее время многие исследователи выделяют в психологической готовности личностный и интеллектуальный компоненты.
Значение интеллектуальной готовности к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащегося напряженного умственного труда, активизации умственных способностей.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, так как на их основе начинает строить свою работу учитель, они должны быть достаточно дифференцированными. Ребенок должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, мир вещей, различные сферы человеческой деятельности и отношений, так и остальные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми.Показателем качества знаний выступает прежде всего достаточная степень их осмысления: точность и дифференцированность представлений и полнота содержания и объема элементарных понятий, способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных практических и теоретических задач; системность, то есть способность ребенка отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственные, причинно-следственные и другие).
Компонентом интеллектуальной готовности является уровень развития познавательной деятельности. Особое значение приобретают:
1) произвольность познавательных процессов (способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала;
2) повышение качества познавательных процессов (точность ощущений, полнота восприятия, быстрота и точность запоминания и воспроизведения)
3) наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремление к получению знаний и к обучению в школе.
Как подчеркивают многие отечественные психологи, воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге является важной предпосылкой для создания у детей устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего ученика. У детей дошкольного возраста формируются также ценные черты мыслительной деятельности, как способность к достаточно полному анализу предметов, умение принять сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей и зависимостей в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущего школьникадолжна сформироваться элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее. Перечисленные черты познавательной деятельности в совокупности составляют важное условие для сознательного и активного усвоения учебного материала в школе.
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.
Таким образом, интеллектуальная готовность детей с ЗПР к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Необходимо особо отметить взаимосвязь нарушений речи, в частности общего ее недоразвития, с познавательной деятельностью. У детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность произвольности познавательных процессов, то есть способности к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, и качества познавательных процессов (недостаточной полноты восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения материала). Авторы подчеркивают, что от речевого нарушения зависит возникновение особенностей познавательной активности, являющейся основой интеллектуальной готовности к школе.
Единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности обеспечивает детям интеллектуальную готовность к усвоению учебного материала в первом классе.
Классный час в начальной школе «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: • Формирование нравственных качеств детей, раскрытие понятий «хорошо».
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.
Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Консультация для воспитателей «Готовимся к утренникам» Утренники – это итог работы всех специалистов, работающих с детьми каждой группы.
Консультация «Готовимся к новогодним утренникам» для воспитателей младшей группы Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поговорить с вами о подготовке к Новогодним утренникам для детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей «Мы готовимся к школе» Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, может быть поздно. Поэтому одной из важнейших.
Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.
Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.
Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.
Школьная зрелость ребёнка — что должен уметь ребёнок при поступлении в первый класс
Школьная зрелость ребёнка — это то, что должен уметь ребёнок, какими навыками обладать. И то, как должен быть развит для того, чтобы комфортно пойти в первый класс школы.
Школа — первое рабочее место каждого ребёнка. Хорошее начало в ней позволит ребёнку справиться с последующими трудностями. Это чрезвычайно важно для будущей взрослой жизни и карьеры ребёнка. А также влияет на формирование положительного отношения к школе, науке и учителям.
Готов ли каждый семилетний ребёнок к первому классу? Не всегда. Бывает, что дети с очень высоким уровнем интеллектуального развития не справляются с учебой.
Школьная зрелость ребёнка — как уровень развития ребёнка
Посещение школы часто означает изменение привычного образа жизни. Степень школьной зрелости, достигнутая ребёнком, определяет, соответствует ли ребёнок требованиям, установленным школой.
Школьная зрелость определяется как уровень развития ребёнка, необходимый для выполнения различных обязанностей, связанных со школьной жизнью. Именно достижение ребёнком такого уровня физического, социального и умственного развития позволяет ему легче адаптироваться к обучению и воспитанию в первом классе начальной школы.
В противном случае это балансировка между требованиями школы и способностями ребёнка к развитию.
Полная подготовка 7-летнего ребёнка к школе включает в себя следующие аспекты:
Физическая зрелость
Из чего состоит физическая зрелость ребёнка? Вот примерный перечень того, на что стоит обратить внимание родителям перед поступлением ребёнка в первый класс:
Умственная зрелость
Критерии умственной зрелости ребёнка:
Умственно зрелый ученик обладает способностью свободно и понятно выражать свои желания, суждения, вопросы, выводы и оценки. Ребёнок знает свое имя, сколько ему лет, где он живет, чем отличается лето от зимы. Ему не терпится рассказать о том, что он видит на картинке. Чтобы развивать мыслительные процессы ребёнка (например, визуальный анализ и синтез), необходимо предоставить ему соответствующий обучающий материал.
У шестилетних детей также преобладает мышление с конкретными образами. Для выполнения мысленных операций ребёнок должен иметь контакт с вещами, моделями и картинками.
Умственная зрелость — это еще и умение сосредоточить внимание на задачах. Наблюдая за детьми, когда они играют, мы видим, что некоторые из них могут сосредоточиться на выполняемых действиях, например, на тематической игре. И их трудно оторвать от занятий. Другие часто бросают свои игрушки без видимых причин, не в силах долго что-либо делать.
Зрелые дети доводят свою работу до конца, потому что заинтересованы в конечном результате.
Очень важным критерием готовности ребёнка к школе является эмоциональная зрелость ребёнка.
Об эмоциональной зрелости можно говорить, когда ребёнку присуще определенное душевное равновесие, когда сила его реакции адекватна действующему на него раздражителю.
Эмоционально неуравновешенный ребёнок взрывается, злится, плачет, часто бывает агрессивным, раздражительным, напуганным и напряженным.
Достижение эмоциональной зрелости позволяет ему испытывать положительные эмоции солидарности, доброты и дружбы и реагировать адекватно ситуации.
Зрелость чтения и письма
Школьная зрелость ребёнка не может быть полной без умения читать и писать. Как определить готов ли ребёнок к школе по этому показателю. Вам помогут в этом следующие критерии оценки.
Прежде чем начать учиться правильно читать, дети в детском саду проходят целую систему дидактических игр и занятий. Эти игры развивают когнитивные и перцептивно-моторные процессы, лежащие в основе чтения и письма. Программа детского сада не предусматривает обучение письму, но большое значение придается упражнениям, развивающим мануальную и графомоторную деятельность.
Школьная зрелость ребёнка по математике
Ребёнок понимает и умеет определять пространственные, временные и количественные отношения в практических действиях. То есть он знает времена года, дни недели, понимает календарь, время суток, понемногу разбирается во времени. Он может классифицировать предметы по их назначению, размеру, форме и цвету. Он может складывать и вычитать детали в диапазоне от 10.
Чему должен научиться ребёнок перед тем, как пойти в школу?
В последний год перед началом обучения в школе образовательное воздействие должно быть сосредоточено на различных областях, в зависимости от индивидуальных потребностей ребёнка. В помощь родителям приводим основные параметры, на которые следует обращать внимание.
Формирование независимости у ребёнка
Формирование независимости — это не только формирование навыков самообслуживания (одевание, стирка, чистка зубов, уход за эстетическим внешним видом). Но и навыков самостоятельного выполнения поставленных задач. Дети, которым родители систематически помогают и не дают свободы самовыражения, постоянно что-то теряют и не могут организоваться. Самостоятельный ребёнок обычно заботится о своих вещах, не теряет их и не ломает. Он помогает родителям по дому, имеет круг своих собственных домашних дел.
Формоустойчивость и регулярность
Формоустойчивость и регулярность — стоит обратить внимание на то, что начатое строительство блоков или рисунка завершено. Регулярность ребёнка можно формировать, поручив ему небольшие обязанности, которые необходимо выполнять постоянно. Например, мыть игрушки, поливать растения, выносить мусор, накрывать на стол и т.д.
Обогащение знаний об окружающем мире, жизненный опыт ребёнка, стимулирование к действию, развитие восприимчивости и мышления. Всё это не формируется одномоментно, задача родителей постепенно обучать ребёнка всем необходимым навыкам. И здесь самое важное, не считать ребёнка маленьким, а давать ему посильные для него задания.
Обогатить словарный запас дошкольника при помощи книг и постоянного общения. Дать ответы на все заданные вопросы, в которых проявляется мышление и познавательное любопытство ребёнка. Не отмахиваться от него, не ждать когда он пойдет в школу и всё узнает. Больше общайтесь с ребёнком, по возможности приобщайте его к любым делам, которыми сами занимаетесь. Обучение правильному произношению. Для этого нужно самим родителям правильно произносить все слова, не сюсюкать с малышом. Тогда и его речь будет правильной без дефектов.
Развития зрительной восприимчивости
Когда мы смотрим на картинки с буквами, ребёнок зрительно запоминает форму букв. Также нужно обращать внимание малыша на формы предметов. Например, мяч — круглый, хлеб — прямоугольный, пирамидка — это треугольник и т.д. Ребёнок должен понимать расположение отдельных предметов (выше, ниже, справа, слева). Организуем игры, состоящие в построении целого из нескольких элементов. Развиваем слуховую восприимчивость — учим ребёнка разделять слова на звуки и слоги, читаем сказки.
Развитие интереса к книге позволяет отличить добро от зла, влияет на формирование системы ценностей. Повторное чтение позволяет усвоить содержание наизусть, вместе испытать радость и горе и развить концентрацию внимания.
Учимся считать
Учимся считать — ребёнок, хорошо подготовленный к школьному образованию, считает до 20. Складывает и вычитает в пределах 10. Для развития этих навыков мы даем ребёнку различные предметы для преобразования.
Школьная зрелость ребёнка: совершенствование руки ребёнка
Совершенствование руки ребёнка — ребёнок должен много рисовать, раскрашивать, склеивать, резать, наклеивать, лепить пластилином, рвать и т.д. Так формируется мелкая моторика.
Приучить ребёнка к регулярному распорядку дня (графику сна, еды и игр).
Формирование у ребёнка положительной мотивации к обучению. Посещение школы следует воспринимать как должное. Помните об индивидуальных особенностях вашего ребёнка. Особенностях его развития, потребностях и предрасположенностях ребёнка. Не пугайте, а расскажите о приятных воспоминаниях из школы.
Самое важное для родителей понять, что основное воспитание происходит дома, в семье. Школа может дать хорошее образование, но всему остальному именно родители должны научить ребёнка.