Что такое шкоты на корабле

Значение слова «шкот»

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.

Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.

Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.

Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.

ШКОТ, а, м. [гол. schoot] (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. морск. часть такелажа, верёвка для управления парусами ◆ Я помнил, что это не такое уж сложное дело, и не слишком напрягался, обмотал шкот вокруг бруса и глазел по сторонам. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на кораблеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гипнотически — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое шкоты на корабле

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Шкот (нидерл. schoot ) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Каждый шкот получает дополнительное наименование по названию паруса, например: фока-шкоты, грота-шкоты (проходят назад и растягивают парус к подветренному борту). Марса-шкоты служат для управления марселей. Брам-шкоты при постановке брамселей растягивают шкотовые углы к нокам марселя. Бом-шкоты (бом-брам-шкоты) при постановке бом-брамселей растягивают нижнюю шкаторину по брам-рею. Фор-стень-стаксель-шкоты вытягивают назад шкотовый угол, когда стаксель поднят фалом. Бизань-шкоты, фор-трисель-шкоты и грот-трисель-шкоты служат для постановки триселей и бизаней. Лисель-шкоты — шкоты у лиселей.

Для облегчения выбирания шкотов их делают в виде талей.

Многошкивные тали для установки гика под нужным углом к ветру также называются шкотами, например: грота-гика-шкот, спинакер-гика-шкот.

Шкоты передних парусов на современных яхтах, как правило, выбирают с помощью многоскоростных лебёдок шпилевого типа.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Шкот» в других словарях:

шкот — шкот, а … Русское словесное ударение

шкот — шкот, а … Русский орфографический словарь

шкот — шкот/ … Морфемно-орфографический словарь

шкот — трос, снасть Словарь русских синонимов. шкот сущ., кол во синонимов: 10 • бизань шкот (1) • … Словарь синонимов

ШКОТ — веревка, которой натягивают и привязывают края парусов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ШКОТ голл. schoot. Веревка, посредством которой натягивают паруса. Объяснение 25000 иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

Шкот — бегучий такелаж, заложенный за нижний угол паруса и служащий для растягивания и удержания паруса в нужном положении. Принимает название паруса, за который заложен (например, фока шкот, грота шкот) EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010… … Морской словарь

ШКОТ — ШКОТ, шкота, муж. (голланд. schoot) (мор.). Снасть для растягивания парусов и управления ими. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ШКОТ — муж., мор. снасть, которою натягивается нижний угол паруса, волжск. отпускная; у нижних парусов только подветренный угол тянется шкотом, а наветреный галсом, или волжск. становою. Шкотовый блок или шкотблок. | Шкот, голланд. шкут, шхоут, плашкот … Толковый словарь Даля

ШКОТ — (от нидерл. schoot) снасть (трос) судового бегучего такелажа для управления парусами … Большой Энциклопедический словарь

Шкот — м. Судовая снасть, которой растягивают паруса и управляют ими во время хода судна. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

шкот — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Источник

Джек Лондон

Цель жизни — добыча. Сущность жизни — добыча. Жизнь питается жизнью. Все живое в мире делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. И закон этот говорил: ешь, или съедят тебя самого. Белый Клык

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Верстка сайтов

Краткий словарь морских терминов

Анкерок – бочонок для пресной воды.

Бак – носовая часть верхней палубы.

Бакштаг – курс, при котором направление движения судна составляет от 100° до 170° с направлением ветра; ветер дует косо в корму.

Банка – сиденье для гребцов на шлюпке.

Баркентина – трех– и более мачтовое парусное судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных косые.

Бейдевинд – курс, при котором направление движения судна составляет от 10° до 80° с направлением ветра; ветер дует спереди сбоку.

Бизань-мачта – самая задняя мачта на трех– и более мачтовом судне.

Бимсы – поперечные связи судна, на которые сверху настилается палуба.

Битенги – одиночные деревянные или металлические тумбы для крепления троса.

Бом-кливер – передний из косых треугольных парусов на носу судна.

Брашпиль – ворот с горизонтальным барабаном, служащий для подъема якоря и для тяги снастей.

Бухта троса – свернутый кругами трос.

Бушприт – деревянный брус, выступающий горизонтально или слегка наклонно с носа судна; к нему привязываются нижние передние углы бом-кливера и кливера.

Ванты – снасти, поддерживающие мачту и идущие от нее наклонно к бортам. Имеют веревочные ступеньки – выбленки. Форванты – ванты на фок-мачте; грот-ванты – ванты на грот-мачте.

Верп – небольшой якорь.

Вымбовка – рычаг для вращения вручную якорного шпиля.

Выносить на ветер – перемещать нижний задний угол паруса на наветренный борт.

Галион – тип большого парусного судна.

Галс – курс судна относительно ветра. Идти правым или левым галсом – идти при ветре, дующем с правой или левой стороны.

Галфинд – курс, при котором направление движения судна образует угол от 80° до 100° с направлением ветра. Ветер дует прямо в борт судна.

Гафель – наклонный брус, упирающийся одним концом в мачту и служащий для подъема верхнего паруса.

Гафель-гардель – снасть, служащая для подъема переднего конца гафеля.

Гик – горизонтальный брус, упирающийся одним концом в мачту. К нему привязывается нижний край нижнего паруса.

Гитовы – снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней.

Грот – нижний парус на грот-мачте.

Грот-мачта – вторая от носа мачта.

Дирик-фал – снасть, которой поднимают гафель.

Каперы – каперские суда, то есть вооруженные частные корабли, занимающиеся с разрешения своего правительства задержанием и захватом в море неприятельских судов.

Кат-балки – поворотные балки, установленные на носу судна и служащие кранами для подъема якорей на палубу.

Киль – продольный брус в нижней части судна, простирающийся от носа до кормы и служащий основанием, к которому крепятся остальные детали набора судна – корабельного скелета. Выдвижной киль, или шверт, – вертикальный плавник, выдвигаемый в воду через прорезь в днище, огражденную специальным ящиком – колодцем, и служащий для уменьшения бокового сноса – дрейфа под действием ветра.

Кильватер – струя, остающаяся некоторое время заметной за кормой идущего судна. Идти в кильватере – следовать в кильватерной струе идущего впереди судна.

Кливер – второй из косых треугольных парусов на носу судна.

Кливер-фал – снасть, с помощью которой поднимается кливер.

Клипер – судно, принадлежащее к самому быстроходному классу парусных судов. Клиперы имели огромное количество парусов, которые редко убирались даже при штормовых ветрах.

Клотик – деревянный кружок, накрывающий верхушку мачты или стеньги.

Клюз – отверстие в борту, через которое проходит якорная цепь.

Кнехты – парные металлические тумбы, прикрепленные к палубе и служащие для крепления троса.

Комингс – высокая закраина люка, служащая ограждением от воды.

Кокпит (буквально «петушиная яма») – открытый сверху, обычно сообщающийся с каютной надстройкой вырез в кормовой части палубы на небольших судах и катерах.

Корма – задняя оконечность (часть) судна.

Кофелъ-нагель – стержень, вставленный в отверстие кольца на мачте и служащий для крепления и подвешивания снастей.

Лаг – приспособление, служащее для измерения скорости судна или пройденного им расстояния.

Лаглинь – веревка, к которой прикреплен поплавок лага.

Леер – веревка, снасть, закрепленная обоими концами; служит для постановки некоторых парусов, для развешивания белья после стирки и т.д.

Ликтрос – мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Марсели – вторые снизу прямые паруса, здесь на мачте со смешанным, то есть и косым и прямым парусным вооружением.

Марсовые – матросы, работающие на мачтах при постановке и уборке парусов.

Миля морская – равна 1852 метрам.

На борт (руль) – повернуть руль до отказа.

Нагели – гладкие, без резьбы длинные болты, вставляемые в отверстия специальных планок с внутренней стороны фальшборта или в обоймы у основания мачты и служащие для крепления за них различных снастей.

Найтовы – тросовые или цепные крепления.

Нактоуз – привинченная к палубе тумба с надетым сверху колпаком, под которым устанавливается компас. Снабжается приспособлением для освещения компаса.

Нирал – снасть, за которую тянут вниз некоторые паруса при их уборке.

Нок – наружная оконечность всякого горизонтального или наклонного дерева, например, нок гафеля.

Обводы – формы и линии корпуса судна.

Оверштаг – «поворот оверштаг» – поворот против ветра, когда судно проходит линию ветра носом.

Остойчивость – способность судна, наклоненного ветром или волной, возвращаться в прямое положение. Чем ниже центр тяжести судна, тем больше его остойчивость.

Пиллерсы – вертикальные стойки, поддерживающие палубу снизу.

Планшир – верхний брус борта шлюпки или фальшборта корабля.

Подвахтенные – сменившиеся с вахты.

Полветра – «в полветра» – то же, что галфинд.

Полубак – площадка над палубой на носу судна.

Приводить к ветру – поворачивать судно носом к ветру.

Раздернуть – совсем отпустить шкоты, чтобы паруса (здесь передние) свободно заполоскали и не мешали повороту судна в ту сторону, откуда дует ветер.

Ракс-бугель – скользящее по мачте кольцо с крючком, служащее для подъема рейка, к которому крепится верхний край паруса.

Рангоут – деревянные или металлические части, к которым привязываются паруса.

Реи – длинные горизонтальные поперечины, подвешенные за середину к мачтам и служащие для крепления прямых трапециевидных парусов.

Риф – «брать рифы» – уменьшать площадь паруса, подбирая и подвязывая его нижний край короткими снастями – риф-штертами, прикрепленными в два или в три ряда к парусу. Рифы берутся в случае сильного ветра.

Рубка – надстройка в виде домика на верхней палубе или мостике. На парусных шхунах и яхтах – выступающая над палубой верхняя часть каюты или кают-компании. В этом случае крыша каюты называется «палубой рубки».

Румпель – рычаг, насажанный на верхнюю часть (голову) руля, с помощью которого его поворачивают.

Салинг – деревянные брусья, крестообразно прикрепленные к мачте; служат для привязывания снастей и как опора для стеньг.

Сампан – тип плоскодонного парусного судна, распространенный на Дальнем Востоке, и в частности в Китае.

Свайка – инструмент в виде заостренного стержня, употребляемый при работах с тросами.

Сезни – здесь куски троса, служащие для привязывания свернутого паруса при уборке его на положенном месте.

Спенкер (контр-бизань) – четырехугольный косой парус, поднимаемый на задней мачте судна с полным прямым парусным вооружением.

Стаксель – третий из передних треугольных парусов непосредственно впереди фок-мачты.

Стеньга – брус, служащий продолжением мачты; фор-стеньга – стеньга фор-мачты.

Степс – деревянный брус с углублением, в которое вставляется шпор (нижний конец) мачты.

Такелаж – снасти, служащие для укрепления частей рангоута, для подъема и спуска парусов и рангоута и для управления парусами.

Тали – система блоков и тросов для подъема тяжестей, управления парусами и т.п.

Талреп – трос или винт для подтягивания снастей стоячего такелажа.

Топ – верхушка, топ-мачта – верхушка мачты.

Топсель – верхний косой парус на грот-мачте (грот-топсель) и фокмачте (фок-топсель).

Траверз – направление, перпендикулярное продольной оси судна.

Транцевая корма – поперечный срез задней оконечности судна, образованный транцем – плоской вертикальной или слегка наклонной поверхностью из досок.

Тузик – небольшая двухвесельная шлюпка.

Туманный горн – рожок для подачи в тумане установленных сигналов парусными судами. Издает низкий и далеко слышный звук.

Уваливать под ветер – отклоняться носом от встречного ветра.

Узел – единица измерения скорости хода судов, равная одной морской миле в час.

Фал – снасть, служащая для подъема паруса или флага.

Фалинг – трос для привязывания шлюпки. Обычно шлюпка имеет два фалиня: носовой и кормовой.

Фальшборт – продолжение борта, образующее как бы стенку вокруг верхней палубы.

Фальшкиль – брус, прикрепленный к килю снизу.

Фок – нижний парус на фок-мачте.

Фок-мачта – передняя мачта.

Фор-ванты – ванты фок-мачты.

Фордевинд – курс, при котором направление движения судна составляет угол от 170ь правого борта до 170ь левого с направлением ветра. Ветер дует прямо или почти прямо в корму. «Поворот фордевинд» – поворот кормой против ветра.

Форштевень – передняя носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Хват-тали – небольшие тали из двух блоков, служащие для различных работ на палубе.

Швартовы – концы (тросы), с помощью которых судно привязывается к причалу или к борту другого судна.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая мягким тросом.

Шкот – снасть, служащая для управления парусом. К слову «шкот» добавляют название паруса или гика, который им управляется: кливер-шкот, фока-гика-шкот и т.п.

Шлюп – тип небольшого одномачтового парусного судна.

Шпангоуты – поперечные ребра корабельного скелета-набора.

Шпигаты – отверстия в борту или в палубе для стока воды.

Шпор – нижняя оконечность мачты или стеньги или задняя оконечность бушприта.

Шпринт (шпринтов) – наклонная жердь, прикрепленная к низу мачты на шлюпке и служащая для растягивания паруса.

Штаг – снасть, поддерживающая мачту или стеньгу спереди.

Шторм-трап – веревочная лестница.

Ют – кормовая часть палубы. На многих судах расположен выше средней части палубы, образуя «полуют», который, в сущности, равнозначен юту.

Якорный огонь – белый огонь, поднимаемый над носом (а на больших судах – и над кормой) при стоянке судна на якоре.

Источник

Шкот – это рабочая лошадь парусного вооружения яхты

Учебные пособия по яхтингу сообщают, что шкот – это снасть для растягивания нижних углов паруса по реям или гикам. А эти слова что обозначают? Разберемся подробно и не спеша.

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Устройство парусной яхты

Крейсерская, то есть полноценная парусная яхта состоит из следующих элементов:

Корпус создает судну водоизмещение и необходимую жесткость. К корпусу крепятся остальные детали яхты;

Перо руля удерживает судно на заданном курсе. Его положение управляется штурвалом из кокпита;

Плавник – подводное крыло, противодействующее дрейфу и опрокидыванию. Легкий плавник, он же шверт, можно убирать внутрь корпуса для уменьшения осадки. В таком положении он не мешает заходить в мелкие бухты. В тяжелом плавнике размещают балласт. Такая конструкция резко повышает мореходные качества и позволяет яхте курсировать даже в открытом океане при любом волнении;

Парусное вооружение служит для получения тяги из энергии ветра. Он состоит из парусов, рангоута и такелажа. Это основной движитель судна.

Рангоут и такелаж парусных судов

Система балок, к которым крепятся паруса, называется рангоутом. В него входят:

Мачта. Вертикально стоящий столб, несущий паруса на реях;

Реи. Горизонтальный элемент рангоута, в середине жестко закрепленный на мачте. Все они раскреплены к бортам «стоячим» такелажем, то есть тросами из стали или синтетики;

Салинг. Небольшая горизонтальная рама на мачте для крепления к нему бакштагов и вант;

Гик. Горизонтальный элемент рангоута, закрепленный на мачте подвижным соединением. По нему растягивается нижний край треугольного паруса.

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Изначально рангоут изготавливали из дерева. Так называемый «строевой» лес был на строгом учете, рубить его разрешали только для строительства кораблей. Особенно ценились прямые деревья без изъянов, пригодные для изготовления рангоута. Сегодня основным материалом стали алюминиевые трубы. Актуальный тренд 2020 года в дизайне парусных яхт – рангоут из углеродистого волокна. Он легок, прочен и не разрушается морской водой и ультрафиолетом.

Это интересно! Бережливые владельцы водных транспортных средств понимают, что следить за чистотой яхты, как корпуса снаружи, так салона внутри, не менее важно, чем проводить техническое обслуживание. Записывайтесь к нам на мойку и химчистку яхт.

Все снасти яхты объединяются в такелаж. Существуют два его типа:

«Стоячий» такелаж удерживает все элементы рангоута в нужном положении. Его важнейшие элементы – бакштаги и ванты, поддерживающие мачты и реи в необходимом положении;

«Бегучий» такелаж служит для постановки парусов и управления ими. Его главная снасть – шкот, которым закрепляют шкаторину, то есть нижний край паруса. Прямые паруса притягивают шкотами к реям. Гика-шкот закреплен к одному углу треугольного паруса и расправляет его вдоль гика.

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

История шкотов парусных яхт

Название снасти происходит от голландского слова «schoot», как и большинство терминов парусного флота. Они ведь вошли в русский язык с подачи императора Петра I, чьими учителями морского дела были именно голландцы. Столетия материалом для изготовления шкотов служила пенька, волокно из технической конопли. Пеньковые канаты и шкоты не разъедаются морской водой. Вплоть до 19 века лучшую пеньку поставляли из России. Этот экспортный товар был не менее важен, чем меха и мед.

Сегодня шкоты изготавливают из облегченного полипропилена в оболочке из полиэстеровых нитей. Современные яхтенные шнуры нерастяжимы и не боятся морской воды и солнечного ультрафиолета.

Важно! Информацию об обслуживании парусного вооружения яхты читайте здесь.

Что такое шкоты на корабле. Смотреть фото Что такое шкоты на корабле. Смотреть картинку Что такое шкоты на корабле. Картинка про Что такое шкоты на корабле. Фото Что такое шкоты на корабле

Интересно знать! В оплетке шкотов часты цветные нити. По легенде, это правило введено британским адмиралтейством для предотвращения воровства ценных снастей с военных судов. При обнаружении такого шкота на гражданском судне его владельца ждала тюрьма.

Работа со шкотами при поворотах

Каждый шкот на парусном корабле имеет собственное название, соответствующее определенному парусу. На яхтах чаще всего используются грота-гика-шкот и спинакер-гика-шкот. Они служат для приведения паруса к ветру под нужным углом.

Парусные суда редко ходят прямым курсом, они непрерывно лавируют, меняя галсы, то есть направление движения. Опасность подобных маневров состоит в том, что при повороте корма яхты пересекает направление ветра и гик вместе с гротом резко перебрасывается на противоположный борт. Это чревато не только травмами матросов, но и повреждениями судна и даже его переворотом.

Ради безопасности перемещение рангоута должно происходить под контролем. За это отвечает шкотовый матрос, его обязанность – непрерывное слежение за поведением паруса. При любом изменении галса их необходимо переустанавливать и заново настраивать. Шкотовому матросу приходится быть постоянно готов начеку, чтобы подтянуть парус при малейших признаках того, что яхта теряет ход.

При неправильном расположении паруса относительно ветра шкаторина, его нижний край, начинает колебаться. Это явление называют заполаскиванием, задача матроса – его предотвратить или ликвидировать. Если яхта уходит от ветра, то шкоты при повороте вытравливают, а на новом курсе как можно быстрее подтягивают, избегая заполаскивания. При приведении к ветру шкоты во время поворота выбирают.

Хорошо иллюстрирует этот процесс поворот фордевинд, то есть пересекая ветер, дующий со стороны кормы. Последовательность работы такова:

Шкипер командует: «Отдать шкоты!» и разворачивает яхту в сторону от ветра. В этом положении паруса могут совсем сложиться;

Следующая команда: «Приготовиться к повороту!». Всем, нужно удвоить внимание и пригнуться. Гик быстро пролетает над палубой к противоположному борту. Шкотовый матрос смягчает рывок, придерживая гика-шкот;

Шкотовый матрос контролирует поворот гика от одного борта к другому, смягчая резкие толчки натяжением гика-шкота. После поворота и приведения к ветру он должен как можно быстрее выбрать слабину;

После поворота шкипер фиксирует румпель в среднем положении, а шкотовый матрос заново настраивает парус.

Это интересно! Работа с гика-шкотами требует больших физических усилий. Поэтому она осуществляется через тали или специальными шкотовыми лебедками. Писатель Александр Грин даже сочинил песню шкотовых матросов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *