Что такое шлюзование рек
Как это работает? | Cудоходный шлюз
Первый судоходный шлюз, в котором осуществлялось попеременное выравнивание уровня воды, был изобретен Цяо Вэйюэ в 984 году и возведен на Великом Китайском канале. Шлюз представлял собой прямолинейный участок длиной 76 метров, который был ограничен с двух сторон воротами. Они были изготовлены из деревянных брусьев и перемещались вертикально. Берега шлюза были укреплены, а над ним размещался навес. В течение 11 века строители возводили шлюзы по всей длине Великого Китайского канала. Как же работает современный судоходный шлюз? Об этом в сегодняшнем выпуске!
Итак, шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях, которое обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами или воротами, между которыми располагается герметичная камера с регулируемым уровнем воды. Камера любого шлюза имеет габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. При этом, в отличие от судоподъемников, камера шлюза не может менять свое положение или габариты. Однако уровень воды в ней может изменяться.
Одним из самых важных в конструкции шлюзов является водопроводное устройство. Оно предназначено для наполнения и опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут применяться и специальные насосы.
Процесс пропускания судна через шлюз длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. При шлюзовании чередуют направление пропускания судов: после того как судно, идущее вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды заходит судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не приходится выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.
Шлюзование реки
Cудоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.
Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Каждый шлюз имеет три главных элемента:
Принцип работы шлюза следующий:
Шлюзование длится как правило от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. В случае, если судно движется вверх по течению, процесс реверсируется: судно входит в пустую камеру, затем открывается клапан, наполняя камеру водой и поднимая судно.
При шлюзовании как правило стараются чередовать направление пропускания суден: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру уже пониженным уровнем воды в ней может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение, либо слив воды из камеры.
Использование шлюзов в речной навигации
Использование шлюзов необходимо в случаях, когда для осуществления прохода судов создаётся искусственный обводной канал в обход таких препятствий, как пороги, плотины, дамбы и проч. Плотина увеличивает глубину водного пространства перед ней, в таком случае шлюз может быть установлен либо непосредсвтенно в на плотине, будучи её составной частью, либо в устье бьефа. Река, оснащённая такого рода сооружениями, носит название водного пути. Также с помощью установки шлюза в устье реки можно добиться того, чтобы река перестала быть подверженной влиянию приливов и отливов в крупных водоёмах, в которые она впадает. Для усовершенствования водного пути на реке используются дополнительные шлюзы:
Шлюзы также служат для поднятия и опускания воды в водохранилищах.
Использование шлюзов в каналах
При строительстве первых искуственных каналов, возводимых на, как правило, довольно плоских, негористых участках местности, их инженеры и строители предпочтали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться всё новые решения: акведуки, туннели, дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.
Общие понятия о шлюзовании рек
ШЛЮЗОВАННЫЕ ВОДНЫЕ ПУТИ
Общие понятия о шлюзовании рек
Существенное улучшение судоходных условий на большом протяжении реки и создание новых воднотранспортных соединений между двумя речными (морскими) бассейнами, может быть достигнуто посредством шлюзования, при котором водные ресурсы наиболее полно используются в интересах различных отраслей народного хозяйства.
Шлюзование предусматривает возведение на реке ряда подпорных сооружений, повышающих уровни воды на вышерасположенном участке в период навигации, по сравнению с естественным состоянием реки. При шлюзовании река по длине делится сооружениями на отдельные участки, которые принято называть бьефами.
Участок реки, расположенный выше сооружения, считается верхним бьефом, а ниже сооружения – нижним бьефом. Разность отметок уровней верхнего и нижнего бьефов называют напором (Н) на сооружение. Бьефы, накапливающие значительные объемы стока воды и перераспределяющие их во времени, носят название водохранилищ.
Подпорные сооружения поднимают уровень воды на каждом участке до определенной высоты, обеспечивая необходимую судоходную глубину h (см. рис. 10.1). Одновременно увеличиваются значения ширины и радиусов поворота судового хода. Если проектные габариты полностью не выдерживаются, то дополнительно предусматривают проведение дноуглубительных работ. На участке реки, находящемся в свободном состоянии (ниже сооружения 1), величина напора будет зависеть от отметки уровня воды в нижнем бьефе (Н1 или ).
Технические схемы для шлюзования рек выбираются в зависимости от решения народнохозяйственных целей. Чаще всего встречаются такие варианты шлюзования, как низконапорный и высоконапорный.
Низконапорный вариант предусматривает шлюзование реки, в основном, в транспортных целях для улучшения судоходных условий. В этом случае на реке возводятся сооружения небольшого напора (см. рис. 10.2, а), предназначенные для создания подпора в меженный период, когда расходы воды в реке малы и судоходные глубины оказываются недостаточными для судоходства. Во время прохождения интенсивных паводков такие сооружения затапливаются, и судоходство осуществляется так же, как и до шлюзования.
Высоконапорный вариант предусматривает шлюзование рек для комплексного использования водных ресурсов при удовлетворении потребностей в воде различных отраслей народного хозяйства (транспорта, энергетики, промышленного и гражданского водоснабжения, сельского и рыбного хозяйства и др.). В этом случае строятся высоконапорные сооружения, поддерживающие подпор воды непрерывно с учетом перераспределения стока как в течение одного года, так и за многолетний период (см. рис. 10.2, б).
Целесообразность использования принятой схемы шлюзования должна быть обоснована технико-экономическими расчетами. Учет затрат и результатов при осуществлении проекта должен охватывать изменения экологического потенциала природного объекта и последствия экономического использования водных ресурсов.
Размещение напорных сооружений по длине реки, их число и величины напоров зависят от цели шлюзования: комплексное использование водных ресурсов или решение частной водохозяйственной проблемы. Сооружения гидроузла располагаются на реке в заранее установленных поперечных створах, которые тщательно выбираются путем сравнения ряда вариантов, отличающихся между собой природными особенностями, условиями строительства и эксплуатации сооружений.
На выбор створа гидроузла существенное влияние оказывают строительные свойства грунтов, на которых возводятся различные напорные сооружения, и рельеф местности в районе строительства. Наиболее надежными и экономичными в эксплуатации считаются сооружения, возводимые на скальных грунтах, а на нескальных приходится возводить тяжелые гидротехнические сооружения, требующие значительных материальных затрат. При крутых берегах русла и долины реки существенно уменьшаются зона затопления земель и длина напорного фронта сооружений, а следовательно, и их стоимость. Однако при этом может быть затруднено производство работ по возведению сооружений.
Во избежание затопления значительных территорий, створы гидроузлов необходимо назначать выше крупных населенных пунктов, промышленных предприятий и территорий, используемых для различных целей (объекты сельского хозяйства, зоны заповедников и отдыха и др.). При выборе створа выше притока уменьшается зона затопления земель, но теряются дополнительные выгоды для энергетики и водного транспорта.
При расположении створа ниже крупного притока реки увеличивается зона затопления поймы притока. Однако при этом улучшаются судоходные условия на притоке и увеличивается общая выработка электроэнергии. Окончательный выбор створа в данном случае должен производиться путем сравнения затрат для различных отраслей народного хозяйства.
При выборе местоположения гидроузлов необходимо учитывать наличие в районе строительства подъездных путей и других инженерных коммуникаций, жилых поселков, материальных и трудовых ресурсов, промышленных предприятий и производственных баз, а также условия для пропуска льда, паводков, судов и другие факторы.
СУЩНОСТЬ ШЛЮЗОВАНИЯ, СОСТАВ ГИДРОУЗЛОВ
Способ увеличения глубин водных путей посредством образования подпертых плотинами бьефов и соединения их шлюзами называют шлюзованием рек.
Плотина — водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. Часть водотока, примыкающую к водоподпорному сооружению, называют бьефом. Верхний бьеф — это бьеф с верховой стороны водоподпорного сооружения, а нижний бьеф — с низовой стороны его.
Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод, называют подпором.
Для пропуска судов из одного бьефа в другой устраивают судоходный шлюз. В результате устройства ряда гидроузлов продольный профиль поверхности воды приобретает ступенчатый вид (рис. 29). При комплексном использовании рек кроме плотин и шлюзов строят гидроэлектростанции.
Шлюзование, используемое только для судоходных целей, называется транспортным. Оно применяется на небольших реках. В большинстве же случаев шлюзование — элемент в комплексном решении других задач (задачи получения электроэнергии, регулирования стока, орошения, водоснабжения и др.).
Комплекс гидротехнических сооружений, объединенных по расположению и целям их работы, называют гидроузлом. В состав
Рис. 29. Схема продольного профиля Волги с гидроузлами (А—падение, L — расстояние от истока)
гидроузла входит плотина, шлюз, ГЭС, подходные каналы, дамбы и др. Расположение сооружений гидроузла отличается большим разнообразием. На рис. 30 показана схема расположения сооружений в плане одного из гидроузлов.
Рис. 30. План гидроузла:
1 — оградительные дамбы аванпорта;
2 — верхний подходной канал: 3 — верховые причальные палы; 4 — шлюз: 5 — низовые причальные палы; 6 — нижний подходной канал; 7 — русло реки; 8 — земляная плотина; 9 — гидроэлектростанция;
10—бетонная водосливная плотина: 11— бывшее русло реки; 12 — коренные берега реки; 13 — водохранилище; 14 — вход в аванпорт
Плотины больших гидроузлов обычно состоят из двух частей: бетонной и земляной. Общая длина плотин на больших равнинных реках достигает нескольких километров. Плотины могут быть глухие и водосливные. У первых вода не переливается через гребень, у вторых — может переливаться.
Вместе с плотиной сооружается здание гидроэлектростанции, которое может составлять продолжение плотины (так называемые русловые гидроэлектростанции) и принимать на себя полный, одинаковый с плотиной, напор воды, а также располагаться под защитой плотины с низовой стороны или совмещаться с плотиной.
Бетонные водосливные плотины (рис. 31) имеют наибольшее распространение. На гребне водосливной части плотины 9 устанавливают металлические затворы 13 в виде подъемных щитов. Затворами регулируют высоту уровня воды в верхнем бьефе / и расход воды, пропускаемой в паводок через плотину.
Водосливная часть (водослив) быками 5 разделяется на отдельные пролеты. Быки служат также опорами для щитов и моста 2, предназначенного для связи между берегами и перемещения подъемных кранов 3 затворов. Большую часть года щиты опущены и вода в нужном количестве поступает в нижний бьеф 6 через работающие турбины ГЭС. Весной щиты поднимают для сброса паводковой воды.
Рис. 31. Бетонная водосливная плотина
Устойчивость плотины, так же как и других гидротехнических сооружений, в большей степени зависит от фильтрации воды под ней. Поднятая плотиной вода под напором просачивается в грунт и двигается под плотиной к нижнему бьефу. Чтобы предотвратить вымывание грунта при этом процессе, путь движущейся под плотиной
воды удлиняют. Тогда скорость фильтрационного потока уменьшается до такой, при которой вода не будет вымывать грунт.
Для удлинения пути фильтрационной воды перед плотиной устраивают понур, который обычно состоит из глиняной подушки 12, защищенной от размыва уложенными поверху бетонными плитами 11. Для уменьшения скорости фильтрационного потока под основанием плотины забивают один-два ряда металлических шпунтовых стенок 10. Отдельные шпунтины, плотно соединенные между собою, образуют сплошной заслон. Шпунтовые стенки погружают в грунт на глубину до 20 м.
Для погашения скорости и энергии воды, переливающейся через гребень, ниже плотины устраивают водобой 8, представляющий собой бетонную плиту с гасителями энергии в виде бетонных выступов, колодцев и других устройств. Скорость потока на водобое снижается до 3—6 м/с. Выходя из водобоя, поток имеет все же повышенную размывающую способность. Поэтому за водобоем устраивают рисберму 7— укрепленный камнем участок дна реки.
Земляные плотины 4 (см. рис. 31) делают глухими, поэтому их гребень всегда на несколько метров выше наивысшего уровня воды верхнего бьефа. В поперечном разрезе плотина имеет вид трапеции. При сооружении плотины грунт намывают землесосами или (реже) насыпают сухой грунт. По гребню обычно прокладывают автомобильную или железную дорогу. При постройке принимают меры для уменьшения фильтрации воды через плотину: устраивают шпунтовые заслоны, глиняные водонепроницаемые экраны и т. п.
Судоходные разборные плотины (рис. 32) предназначаются для подпора воды и увеличения глубины при низком меженном уровне воды в реке. При высоком уровне воды плотины разбирают. Плотина состоит из ряда ферм 3, свободно поворачивающихся в подшипниках бетонного основания 1. Пролеты между фермами перекрывают щитами. В разобранном состоянии фермы, скрепленные поверху цепями 4, укладывают друг на друга. Верхние оконечности крайних ферм укладывают в нишу 2 устоя. При сборке фермы с помощью лебедки 6 ставят в вертикальное положение. По верхней части фермы прокладывают мостик 5. Разбирают фермы на зиму до ледохода, а устанавливают после паводка по мере снижения уровня воды. После установки плотины суда идут через шлюз. В зависимости от величины расхода воды убирают или добавляют необходимое количество щитов.
Напор на плотину обычно составляет 1—4 м. Судоходные разборные плотины построены на реках Москве, Оке, Северском Донце и др.
Условия движения и стоянки судов у плотин осложняются неправильными течениями, возникающими вследствие сброса воды через плотину и ГЭС. В верхнем бьефе образуется течение, направленное в сторону плотины или здания гидроэлектростанции, а в нижнем бьефе — течение от сбросов воды через плотину и выхода ее из турбин ГЭС, зависящее от особенностей сооружений гидроузла.
Колебания расхода воды, вызываемые работой ГЭС, меняют уровень воды, что затрудняет движение и стоянку судов. Управление судном
Рис. 32. Судоходная разборная пло тина Рис. 33. К условиям судоходства в период строительства гидроузла
у плотин требует повышенного внимания, так как имеются случаи срыва судов с якорей, навалов их друг на друга или посадки на грунт.
Условия судоходства во время строительства гидроузла зависят от организации и очередности строительных работ. Для строительства здания гидроэлектростанции 5 (рис. 33) и водосливной бетонной плотины 3 часть русла реки отгораживают перемычками 6, за которыми откачивают воду (затем уже ведут работу). Одновременно намывают земляную плотину 2 и сооружают шлюз 4 с верхним подходным судоходным каналом 1. В оставшейся при этом свободной части русла 7 скорость течения увеличивается, возникают свальные течения, затрудняющие судоходство.
После окончания строительства гидроэлектростанции весь расход воды пускают через турбины, а свободную часть русла перекрывают земляной плотиной. В этот период и в период завершения работ на гидроузле суда движутся через временный канал и шлюз.
По другой схеме гидростанцию и водосливную плотину строят на пойме и к ней в нижнем бьефе прорывают новое русло. Когда эти сооружения готовы, старое русло перекрывают земляной плотиной. Во время подготовки к перекрытию русла судоходство затруднительно, так как русло сужается из-за отсыпки каменных призм с обоих берегов и в связи с этим возрастает скорость течения.
Шлюз (гидротехническое сооружение)
Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 12 мая 2012.
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон ограничен затворами, между которыми располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.
В отличие от судоподъемников, при использовании шлюзовых систем требуется большое количество воды, что приводит к снижению их пропускной способности и в том числе к меньшей скорости пропуска судов. Преимуществом является их более простое и дешевое в обслуживании техническое оснащение по сравнению с судоподъемниками.
Содержание
Основные сведения
Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.
Каждый шлюз имеет три главных элемента:
Принцип работы шлюза следующий:
Шлюзование длится как правило от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды. В случае, если судно движется вверх по течению, процесс реверсируется: судно входит в полупустую камеру, затем открывается клапан, наполняя камеру водой и поднимая судно.
При шлюзовании как правило стараются чередовать направление пропускания судов: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру уже пониженным уровнем воды в ней может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение, либо слив воды из камеры.
Использование шлюзов в речной навигации
Использование шлюзов необходимо в случаях, когда для осуществления прохода судов создаётся искусственный обводной канал в обход таких препятствий, как пороги, плотины, дамбы и проч. Плотина увеличивает глубину водного пространства перед ней, в таком случае шлюз может быть установлен либо непосредственно в плотине, будучи её составной частью, либо в устье бьефа. Река, оснащённая такого рода сооружениями, носит название водного пути. Также с помощью установки шлюза в устье реки можно добиться того, чтобы река перестала быть подверженной влиянию приливов и отливов в крупных водоёмах, в которые она впадает. Для усовершенствования водного пути на реке используются дополнительные шлюзы:
Шлюзы также служат для поднятия и опускания воды в водохранилищах.
Использование шлюзов в каналах
При строительстве первых искусственных каналов, возводимых, как правило, на довольно плоских,негористых участках местности, их инженеры и строители предпочитали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться всё новые решения: акведуки, туннели, дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.