Что такое штаб на пожаре
Оперативный штаб
Оперативный штаб – временно сформированный нештатный орган управления на пожаре, который создается, если на тушение пожара привлекаются силы и средства по повышенному номеру (рангу) вызова, при организации на месте пожара трех и более боевых участков по тушению пожара, при необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара. Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является зам. РТП. В состав оперативного штаба могут входить зам. начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и др. лица по усмотрению РТП Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
Основные задачи оперативного штаба: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру; определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП; обеспечение контроля за выполнением поставленных задач; организация подготовки и обеспечение ведения основных действий по тушению пожара; учёт сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам тушения пожара (секторам), ведение соответствующей документации; создание на пожаре резерва сил и средств; обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре; обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре; реализация мер по поддержанию основной готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.
Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: днем – красным флагом с надписью «ШТАБ», ночью – красным фонарем или др. световым указателем красного цвета.
Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин Н.М. Пожарная тактика. М., 1984
Оперативный штаб на пожаре и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.
Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:
· привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;
· организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;
· необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.
Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.
В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят: заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения, помощники начальника оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС, ответственный за охрану труда, представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.
Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:
· сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;
· определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;
· обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
· организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;
· составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;
· создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;
· обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
· обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;
· реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;
· организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).
Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:
Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.
Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют.
Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.
На оперативный штаб возлагаются сложные задачи. Среди них одно из первых мест по своему значению занимает поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач.
Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чем они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их готовность к применению.
Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.
Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочетов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знании. Должностными лицами на пожаре установленных сигналов.
С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию тактико-технических действий, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению тактико-технических действий; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчиненных на участках и позициях, за работой тыла на пожаре.
На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановка оперативный штаб готовит выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и, в соответствии с решением РТП, осуществляет планированием тактико-технических действий; проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы, уполномоченные по решению задач ГО, ЧС и пожарной безопасности.
Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остается умелая организация связи.
В период подготовки и ведения тактико-технических действий одной их задач оперативного штаба является учет личного состава и пожарной техники, прибывающей к месту вызова и остающейся в резерве.
Являясь основным органом управления силами и средствами на крупных и сложных пожарах, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.
Начальник оперативного штаба пожаротушения
НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач:
· готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений, предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;
· организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;
· организовывает расстановку сил и средств подразделений;
· докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;
· организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.
— отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведения АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;
— отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;
— требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;
— отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).
НШ доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре. В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.
Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчиненных зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.
Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделению РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предположения по решению, определить мероприятия по обеспечению тактико-технических действий и организации управления.
Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчет времени на организацию тактико-технических действий, разрабатывает оперативные документы.
Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависти от их организованности и четкости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиальность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре.
Оперативный штаб пожаротушения и его роль в управлении силами и средствами на пожаре
Для её решения штаб должен иметь чёткие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств, знать, в чём они нуждаются, что нужно сделать, чтобы повысить их боевую готовность.
Такие данные оперативный штаб получает путём личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках тушения пожара, из данных разведки места пожара.
Своевременно анализируя эти сведения, оперативный штаб в состоянии, не ожидая получения конкретной задачи, предусмотреть эффективные мероприятия, направленные на устранение тех недочётов, которые в той или иной мере снижают тактические возможности пожарных подразделений. Значительное внимание штаб уделяет поддержанию пункта управления в постоянной готовности, наличию связи, знанию должностными лицами на пожаре установленных сигналов.
С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию действий по тушению пожара, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчёты, необходимые РТП для принятия решения; планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению действий по тушению пожара; организует связь с подчинёнными, взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе действий по тушению пожара. Одновременно с этим сотрудники оперативного штаба организуют контроль за работой подчинённых на участках тушения пожара и позициях, за работой тыла на пожаре.
Для умелого управления силами и средствами на пожаре необходимо отчётливо знать истинную обстановку, в которой оказались подразделения при выполнении поставленной задачи. Учитывая, что обстановка быстро меняется, оперативный штаб непрерывно заботится о сборе, изучении и обобщении данных о развитии пожара, действиях подразделений, опасных факторах пожара, возможности их возникновения на участках тушения.
На основе глубокого обобщения и анализа данных обстановки оперативный штаб подготавливает выводы и предложения по использованию имеющихся сил и средств и в соответствии с решением РТП осуществляет планирование действий по тушению пожара и проводит намеченные мероприятия по организации тушения. Вместе с этим, должностные лица штаба своевременно, не ожидая запросов, а также при резких и неожиданных изменениях обстановки докладывают данные в вышестоящие органы.
Своевременное получение данных и быстрое доведение задач до подразделений невозможно без устойчивой связи. Поэтому постоянной заботой оперативного штаба в любых условиях остаётся умелая организация связи.
В период подготовки и ведения действий по тушению пожара одной из задач оперативного штаба является ведение учёта личного состава, пожарной техники. Данные об укомплектованности боевых расчётов поступают в момент заступления на дежурство. В тех случаях, когда неожиданно произошли резкие изменения в составе подразделений, об этом докладывается немедленно.
Являясь основным органом управления силами и средствами на пожаре, оперативный штаб обеспечивает согласованную работу всех подразделений и взаимодействующих служб, направляя их усилия на выполнение решений РТП.
Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба на пожаре своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и другими должностными лицами органов управления. Что касается их подготовленности и личных качеств, то здесь на первый план выдвигается высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество. Исключительно велика в этом роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП, модель деятельности которого представлена на рис. 1. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мероприятий по организации и обеспечению действий по тушению пожара. В свою очередь они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчинённых, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.
Поэтому начальник оперативного штаба выступает в роли организатора работы всей системы управления. От его подготовленности, опыта, умения направить работу подчинённых зависит слаженная и согласованная работа всех органов управления и тем более оперативного штаба. Личная организованность, способность найти в каждый момент то звено цепи, которое решает успех дела, мобилизовать все силы на достижение основной цели характеризует начальника оперативного штаба как руководителя коллектива.
РТП должен доверять начальнику штаба, поскольку он не просто исполнитель, а самый близкий помощник РТП. Со своими подчинёнными на основе общего замысла РТП, начальник оперативного штаба обдумывает все детали, готовит мотивированные предложения. С помощью его осуществляется контроль исполнения приказов и обеспечивается управление силами и средствами на пожаре.
Рис. 1. Модель деятельности начальника оперативного штаба на пожаре.
Высокое положение, которое занимает начальник оперативного штаба на пожаре, обязывает его всегда знать задачи, поставленные подразделениям РТП, положение, состояние и тактические возможности подразделений, обстановку на пожаре, необходимое количество сил и средств; быть готовым в любое время сделать выводы по оценке обстановки, дать предложения по решению, определить мероприятия по обеспечению действий по тушению пожара и организации управления.
Несмотря на свою большую организаторскую работу, он сам выполняет наиболее сложные задачи. В процессе планирования начальник оперативного штаба непосредственно работает вместе с РТП по принятию решений, производит расчёт времени на организацию действий по тушению пожара, разрабатывает оперативные документы.
Но каким бы подготовленным ни был начальник оперативного штаба, он один не в состоянии вовремя выполнить все задачи штаба. Поэтому в некоторых случаях он назначает помощников. От степени их подготовленности к выполнению своих обязанностей зависит успех оперативного штаба в целом. Отсюда важнейшей задачей является обучение и воспитание сотрудников оперативного штаба, совершенствование методов их работы, повышение слаженности сотрудников оперативного штаба как основного органа управления.
Успешное выполнение обязанностей и задач всеми органами управления во многом зависит от их организованности и чёткости в работе, умения в любой обстановке сохранять спокойствие, выдержку и вместе с тем проявлять принципиаль-ность и требовательность к личному составу подразделений. Вся их работа в современных условиях должна проходить в высоком темпе, с затратой минимального времени на выполнение каждой поставленной задачи.
Успешное выполнение задач управления возможно только при обеспечении самой тесной взаимосвязи в деятельности всех должностных лиц и органов управления. Как никогда раньше качество управления зависит не только от работы РТП и штаба, но и всех руководителей, возглавляющих пожарные подразделения или вызванных на место пожара для оказания помощи. Важнейшим показателем умелой деятельности органов управления является выполнение всех работ с высоким уровнем штабной культуры. В это понятие обычно входит система требований к уровню подготовки органов управления, к качеству выполняемых ими работ по управлению силами и средствами, которое отвечает характеру тушения пожара. В содержание штабной культуры вкладывается не только грамотная и аккуратная разработка документов, но и глубокое знание сотрудниками оперативного штаба вопросов тушения, высокий уровень их профессиональной подготовленности, умение изыскивать новые методы работы, обеспечивающие эффективное использование в тушении имеющихся сил и средств.
В любых условиях, в том числе и при внедрении автоматизированных систем управления, ни в коей мере не уменьшится роль РТП и штаба в руководстве силами и средствами. Новейшие технические средства окажут им неоценимую помощь, но не заменят человека, его творческую мысль, волю, логический анализ обстановки; по-прежнему РТП останется центральной фигурой в системе управления, а оперативный штаб – основным органом управления силами и средствами на пожаре.
Задачи материально-технического обеспечения тушения пожара решает начальник тыла, который входит в состав оперативного штаба и непосредственно подчиняется НШ.
Основными задачами тыла на пожаре являются:
Модель деятельности начальника тыла на основе его обязанностей представлены на рис. 2.
Для успешной работы тыла на пожаре ему придаются рукавные и водозащитные автомобили, топливозаправщики, авторемонтные мастерские, легковые и грузовые автомобили. В каждом гарнизоне необходимо иметь запас рукавов и пожарной техники, ГСМ.
В ходе тушения пожара НТ составляет схему расстановки пожарных автомобилей на водоисточники и подготавливает необходимые сведения начальнику оперативного штаба для заполнения оперативной карточки тушения пожара. Начальник тыла наносит на схему расстановку сил и средств до разветвлений.
В ряде случаев на пожаре создаются условия, вызывающие необходимость в усилении тыла:
В этих случаях РТП должен выделить в помощь НТ одного – трёх человек начальствующего состава, а также транспорт и средства связи.
В состав оперативного штаба пожаротушения также включается ответственный за правила охраны труда, назначаемый из числа руководящего состава гарнизона. Он подчиняется РТП и начальнику оперативного штаба. В его обязанности входит контроль за соблюдением личным составом правил охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ, при работе на высотах, при работе в составе звеньев ГДЗС, а также напоминание этих правил личному составу подразделений, принимающему участие в тушении пожара.
ШТАБ на пожаре, его значение и задачи.Обязанности нач. штаба
Штаб создается:
-при организации трех и более БУ, а также в том случае, если силы и средства привлечены по повышенному номеру вызова;
-при пожарах на объектах, когда действия по тушению необходимо согласовывать с дежурным инженерно-техническим персоналом и администрацией объекта;
-по решению РТП в зависимости от обстановки
Штаб организовывает:
-встречу, расстановку и распределение по БУ прибывающих подразделений;
-разведку пожара в ходе его тушения, сбор сведений и информирование РТП об изменениях обстановки;
-ведение учетных документов штаба согласно приложению 2;
-создание резерва сил и средств;
-сбор сведений о причине возникновения пожара и причиненном ущербе;
-выполнение решений, приказаний РТП, контроль за выполнением поставленных задач;
-взаимодействие с другими службами города (населенного пункта, объекта);
-обеспечение работы газодымозащитной службы;
-освещение места пожара;
-питание при длительных пожарах (более пяти часов), обогрев личного состава при низкой температуре и защиту от теплового удара;
-соблюдение и контроль за выполнением требований техники безопасности при тушении пожара;
-материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений.
Штаб располагается в месте, наиболее удобном для управления силами и средствами, обеспечивается автоматизированным рабочим местом, необходимыми техническими средствами, оборудованием и документацией.
Место штаба на пожаре обозначается световым указателем с надписью «ШТАБ».
При работе на пожаре РТП, НШ, НТ, НБУ и связные должны иметь соответствующие знаки различия, располагаемые на левой части груди или нарукавные повязки согласно приложению 3.
НШ подчиняется РТП, является его заместителем, обеспечивает выполнение решений РТП, возглавляет штаб и несет ответственность за выполнение штабом задач, указанных в пункте 29.
НШ обязан:
-изучить обстановку на пожаре путем организации непрерывной разведки и получения данных от начальников БУ;
-доложить РТП результаты разведки и сообщения об обстановке в ходе тушения пожара;
-самостоятельно принять решения в случаях, не терпящих отлагательства, и осуществлять их с последующим докладом РТП;
-произвести расстановку сил и средств согласно решению, принятому РТП;
-вызвать при необходимости дополнительные силы и средства;
-передать приказания РТП руководителям подразделений;
-обеспечить контроль за исполнением приказаний РТП и штаба;
-создать резерв из прибывающих подразделений;
-вызвать при необходимости специальные службы города (объекта) передавать на ЦОУ, ПСЧ сведения о пожаре;
-собирать сведения о причине возникновения пожара и о боевых действиях подразделений;
-вести документы штаба;
-организовать питание и подмену личного состава при длительной работе на пожаре;
назначить при необходимости заместителя начальника штаба
26. СиС на пожаре.
Для выполнения боевых задач используются следующие силы:
работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; личный состав аварийно-спасательных служб, работники медицинских и аварийно-восстановительных служб других государственных органов и иных организаций Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых в соответствии с инструкциями взаимодействия;
спасатели нештатных и общественных аварийно-спасательных служб;
члены добровольных противопожарных формирований;
личный состав подразделений органов внутренних дел;
личный состав воинских подразделений;
Работники подразделений МЧС являются главной силой в выполнении боевых задач по тушению пожаров.
Средствами, обеспечивающими боевые действия на пожаре, являются: пожарная и аварийно-спасательная техника (пожарные и аварийно-спасательные машины, установки пожаротушения, аварийно-спасательное оборудование и другие);
техника объектов хозяйствования, приспособленная для подачи огнетушащих средств и выполнения других работ;
огнетушащие вещества (вода, пена, порошки, газы и другие);
средства связи и освещения;
Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно-технические и другие средства объектов хозяйствования.
27. РТП обязан:
произвести разведку и оценить обстановку на пожаре, обеспечить расстановку сил и средств, предотвратить панику, немедленно организовать и лично возглавить спасание людей, используя для этого имеющиеся силы и средства;
определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий;
поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;
непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения;
вызвать дополнительные силы и средства одновременно, а не по частям, организовать их встречу;
по прибытии на пожар старшего начальника доложить об обстановке, о принятых решениях по тушению пожара, какие силы и средства имеются на пожаре, введены в действие, вызваны дополнительно;
в зависимости от обстановки организовать штаб и определить место его расположения;
информировать штаб о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться в сухую одежду (при необходимости);
назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение мер безопасности; при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
в случае прибытия на пожар сил и средств с различных направлений начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;
организовать взаимодействие со службами, привлекаемыми к тушению пожара, поддерживать постоянную связь с администрацией и инженерно-техническими работниками объекта и принимать решения о приемах и средствах тушения с учетом рекомендаций и инструкций объекта;
принять меры к установлению причины возникновения пожара;
лично убедиться в ликвидации горения, определить необходимость и продолжительность наблюдения за местом ликвидированного пожара;
принять меры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированных материальных ценностей до прибытия работников милиции;
составить акт о пожаре согласно приложению 1;
определить порядок убытия с места пожара подразделений МЧС и взаимодействующих служб.