Что такое штабель контейнеров
Штабелирование груза
Штабелирование – размещение упаковочной тары (коробок, контейнеров и иной спецпродукции) в несколько ярусов, необходимое для организации рационального использования имеющихся складских площадей.
Наша компания применяет штабелирование при оказание услуги ответственного хранения
Для хранения любой продукции организуются специальные открытые территории или складские помещения. Если площадь небольшая, при ее заполнении понадобится проводить некоторые организационные мероприятия, чтобы упорядочить хранение товаров. Для этого можно использовать разные способы по их размещению. Но главное – обеспечить удобство расположения груза и безопасность при его выгрузке, хранении и загрузке для дальнейшего использования.
Штабелирование груза – это
Штабелирование – складирование отдельных грузов, транспортируемых в таре или без упаковки, штабелями разными по форме и размерам. Как правило, такой процесс осуществляется на открытых портовых площадках или в специально оборудованных для этих целей складах.
Чтобы правильно производить формирование грузовых штабелей, необходимо иметь полностью убранную от мусора и всяких предметов территорию и свободные подъезды для транспорта к самой площадке. Конструкция одного места зависит от состояния товара при поступлении на склад. Он может быть в специальной упаковке, в пакетах, без тары. При поступлении груза на склад товар укладывается на специальные паллеты из дерева. Их габариты и форма подбираются по размерам самого изделия и условиям его дальнейшего хранения.
Важный момент при формировании штабелирования – обеспечить возможность в любое время проконтролировать состояния продукции. Для этого к местам ее расположения необходимо оставлять свободные пространства в процессе складирования груза. Кроме этого, нужно соблюдать правила пожаробезопасности и безопасности труда рабочих.
Высота штабелирования
При размещении контейнеров все должны иметь одинаковую длину и быть загружены каждый до одной массы. При этом необходимо учитывать их возможное относительное смещение.
Высота конструкции и наличие возможности укладывать сверху другие изделия зависят от свойств последних и типа их упаковки.
Высота штабелирования грузов на складе зависит от:
· предельной нагрузки на полы.
При увеличении высоты штабеля повышаются требования к внимательности и осторожности водителя. Из-за любого резкого движения автопогрузчика и грузоподъемника груз может упасть с вилок, что станет причиной угрозы получения травмы водителю, порче машины и продукции.
Высота штабелирования может определяться и по прочности картонных ящиков, используемых для упаковки груза. Их качество влияет на высоту штабеля, его форму, прочность и способность сохранения длительное время своей первоначальной формы. К тому же, плохая тара не позволит автопогрузчику поднимать высоко изделия, используя возможности транспорта и занимая отведенный объем помещения.
Чтобы увеличить высоту складирования, применяются специальные поддоны плоские и на стойках. Первые имеют прочные верхний и нижний настилы, которые позволяют распределить нагрузку от продукции равномерно на нижнем ярусе, а вторые всю нагрузку воспринимают стойками. Высота штабеля при ручной кладке в среднем составляет 2000 мм, при использовании погрузчика от 3,5 до 5 м.
Правила штабелирования
Размещение штабелей на территории склада должно выполняться с соблюдением нескольких правил:
· ширина проходов должна быть между: штабелями при их высоте до 1,2 м – 1 м, при большей, чем 1,2 м – 2 м; штабелями и ближайшей стенкой – 0,7 м; штабелями, которые совмещены с проходами по путям для кранов и железнодорожного транспорта – не меньше 2 м;
· проезды для передвижения погрузчиков выбираются по ширине более 3,5 м;
· ширина магистральных проездов, расположенных между несколькими, составляющими группу, штабелей – более 6 м;
· для контейнеров большой массы грузы требуется укладывать на расстоянии не меньше, чем 2 м от железнодорожного пути, если высота складирования ниже 1,2 м и от 2,5 м – при больших значениях.
При создании мест хранения должна соблюдаться гарантия безопасности проведения работ, с сохранностью грузов.
Если рабочие находятся на штабеле, его высота не должна быть больше 6 м.
Допускается делать более высокие штабеля при складировании грузов, но, если будет обеспечена безопасность рабочих и получено согласование о проведении работ от инспекции по труду.
При укладке и хранении товара на штабелях, необходимо:
· обеспечить плотное его складирование;
· избежать наличия пустот и уступов;
· создать все условия для хорошей устойчивости конструкции;
· обеспечить ровный и плоский верх у продукции, складируемой на территории закрытых складов;
· обеспечить выпуклый верх у штабелей, размещенных на открытых площадках.
Кроме правил складирования грузов существуют и определенные условия их хранения.
1. Необходимо соблюдать требования противопожарной безопасности. Для этого помещение, в котором хранятся изделия должно быть просторным. Расположение паллет на складе, стеллажей с товарами должно быть с соблюдением определенных расстояний: между ними не менее 300 мм, от источников отопления и освещения – не менее 500 мм, от стен – более 600 мм, от пола – свыше 200 мм. Обязательное условие – наличие в местах хранения груза противопожарной сигнализации и автоматической системы для тушения огня. Размещение взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметов необходимо выполнять в специальной огнеупорной таре или в отдельном помещении.
3. Необходимо соблюдать режим освещенности на складе. Чтобы обеспечить сохранение качества и свойств некоторой продукции, нельзя допускать воздействия на нее яркого света. Для этого освещение в помещении делается приглушенным, но его должно быть достаточно, чтобы быстро обнаружить нужный товар и безопасно выгрузить или загрузить его.
4. Постоянно нужно следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм. На складе должны своевременно убираться бытовой и промышленный мусор. Внутри помещения раз в неделю следует производить влажную уборку, выполнять дезинфекцию от бактерий и вредных для человека микроорганизмов, уничтожать насекомых, грызунов, проветривать для избавления от неприятных запахов.
5. Нужно соблюдать правила по размещению техники для работы на складе. Для погрузчиков, манипуляторов, специального оборудования для выгрузки металлических труб и другой аналогичной продукции, должна быть отведена специальная территория.
Кроме перечисленных правил, необходимо соблюдать технику безопасности. Нельзя, например, превышать при укладке груза на стеллаже, максимально допустимую нагрузку на него. Необходимо проводить проверку исправности механизмов.
Схемы штабелирования контейнеров
Перед тем как будет осуществлена доставка груза по Москве и области, товары часто проходят долгий путь. Если транспортировка проводилась на морских суднах, то вероятно, возникнет необходимость в кратковременном пребывании контейнеров с грузом на порожних складских площадках порта. Реализовывать такое хранение нужно при максимальном задействовании полезной площади склада. Для этого разработан ряд схем складирования.
1. Ленточная схема.
Если в процессе складирования используются портальные погрузчики, то применяется эта схема. Располагаются контейнеры торцами один к другому перпендикулярно кордонной линии порта. Если ширина складского помещения небольшая, то оптимально располагать контейнеры перпендикулярно к линии кордона. Каждый ряд имеет длину от 8 до 94 штук. В высоту, в зависимости от возможностей склада и оборудования, допускается 2-3 яруса.
2. Башенная схема.
Если в процессе складирования используются погрузчики, захват у которых боковой, то применяется такая схема. В этом случае укладка контейнеров осуществляется в 2 ряда. Каждый контейнер прилегает к соседнему боком и торцом. Число контейнеров в каждом ряду – от 8 до 12. В высоту складирование проходит в два яруса. При этом каждая третья стопка укладывается без верхнего яруса. Это позволяет погрузчику достать любой контейнер при необходимости. В зависимости от ширины погрузчика определяется расстояние между двумя рядами.
При необходимости складирования специализированных контейнеров (рефрижераторов) используются ленточные или башенные схемы. Такая система хранения обеспечивает свободное подключение к электричеству и возможность наблюдать за состоянием груза.
3. Блочная схема.
Укладка контейнеров проводится плотными рядами. Ширина и длина их определяется возможностями склада. Если контейнеры заполнены грузом, то используют 3 яруса. Для пустой тары допустима укладка в пять ярусов.
4. Трейлерная схема.
Этот способ оптимален при складировании контейнеров на трейлерных площадках или другой технике с колесами. В этом случае должен быть обеспечен простой и легкий вывоз каждой единицы.
5. Поперечная схема.
В том случае, когда исходящие потоки контейнеров неравномерны, используется такой способ укладки. При этом контейнеры располагаются штабелями, перпендикулярными к кордонной линии и направленными вглубь территории.
6. Поперечно-продольная схема.
Если входящие и исходящие грузопотоки равномерны, то используют продольно-поперечную схему. В таком случае формируются блочные штабеля из контейнеров, располагающиеся по складу следующим образом:
Что такое штабель контейнеров
Контейнерные перевозки позволили в разы увеличить объемы перевозимых грузов. Их быстрота, безопасность и дешевизна не в последнюю очередь обусловлены теми возможностями штабелирования, которые предоставляет современный контейнер. На сегодняшний день применяется несколько схем штабелирования, и все они отлично зарекомендовали себя на практике. Рассмотрим их подробнее.
Башенная схема штабелирования применяется на причалах, оборудованных погрузчиками с боковыми захватами. Морские контейнеры устанавливаются в 2 ряда по 12 штук в каждом. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ предусмотрен проход. Размер прохода зависит от габаритов погрузчика.
Укладка контейнеров осуществляется в 2 яруса. Для того, чтобы оставлять возможность перемещения контейнеров, на верхнем ярусе каждое третье место остается свободным. Такая схема оптимальна для небольших объемов грузоперевозок.
Ленточная схема штабелирования контейнеров характеризуется торцевым расположением контейнеров. В данном случае контейнеры располагаются в виде перпендикулярных линий, но если территория терминала очень мала, они могут быть выставлены параллельными рядами. Длина ряда определяется не только площадью склада, но и уровнем подготовки работников терминала.
Ленточная схема штабелирования требует от водителя умения маневрирования в стесненных условиях. Благодаря доступности груза такая схема незаменима при формировании исходящих потоков груза. Каждая лента состоит из контейнеров, предназначенных к отправке в определенном направлении. Как правило, рефрижераторные контейнеры и контейнеры с термоизоляцией штабелируются с использованием ленточной и башенной схем складирования.
Для экономного использования складских помещений применяется блочная схема складирования. В данном случае группируются порожние и полные контейнеры, которые располагаются в 5 и 3 яруса соответственно. Проводить погрузочно-разгрузочные работы в данном случае можно лишь с применением козловых кранов, а также погрузчиков, оснащенных боковым захватом.
Поперечная схема штабелирования применяется в случае неравномерного количества исходящих контейнеров. Данная схема позволяет штабелировать рефконтейнеры и сухогрузные контейнеры и предполагает минимум выходов к причалам.
Использование той или иной схемы штабелирования зависит от многих условий: вида контейнеров и параметров спецтехники, используемой при погрузочно-разгрузочных работах, особенностей работы терминала и многих других обстоятельств.
Размещение и закрепление контейнеров на борту
В этом разделе мы собрали основную информацию, которая поможет людям, далеким от сферы морских перевозок, разобраться в вопросах обеспечения безопасности при транспортировке контейнеров на борту океанских судов. Это позволит получить общее представление о возможных рисках и о том, на что обращать внимание при выборе фрахтовщика. Экспертам, профессионально занимающимся защитой контейнеров при перевозке, рекомендуем обратиться к специализированной литературе.
Общие сведения о размещении грузов
На большинстве судов, предназначенных для контейнерных перевозок, контейнеры устанавливаются вдоль корпуса корабля (см. фото ниже).
Этот способ укладки целесообразен, если учитывать силу штормовых нагрузок и несущую способность контейнеров. Основная нагрузка во время шторма приходится на борта, чем на нос или корму, а несущая способность боковых стенок контейнера выше, чем у торцевых стенок.
Однако по ряду причин на многих судах контейнеры размещаются для транспортировки поперек корпуса. Это необходимо учитывать при погрузке и закреплении контейнеров.
Такой способ укладки не помогает во время шторма, поскольку волна ударяет в боковую часть корабля сильнее, чем в корму или нос, а торцы контейнера не способны выдерживать большие нагрузки по сравнению со стенками.
Используются даже такие необычные способы укладки, когда часть контейнеров устанавливают поперек, а часть — на корму и нос, но это требует больших усилий при погрузке и закреплении.
Важно выяснить информацию о различных перевозчиках и способах, которые они используют при транспортировке груза, чтобы вовремя отказаться от определенных видов плавсредств или убедиться, что крепление груза соответствует виду транспорта. Если метод контейнерной перевозки неизвестен, тогда упаковка и крепление должны быть приспособлены к большим нагрузкам.
Общая информация о закреплении контейнеров
При закреплении контейнеров на борту необходимо учитывать нагрузки, возникающие в результате движения судна и давления ветра. Воздействие, которое оказывают разбивающиеся о борт корабля волны, следует принимать во внимание лишь отчасти. Все контейнеры на судне должны быть защищены от соскальзывания и опрокидывания, при этом необходимо следить, чтобы их несущие части не были загружены сверх допустимых уровней.
За исключением случаев, когда контейнеры перевозят по отдельности, их фиксируют в вертикальных направляющих либо укладывают в штабеля или блоки. При этом контейнеры соединяются между собой и крепятся к элементам судна.
Закрепление контейнеров в трюме в ячеистых направляющих
Суда, предназначенные исключительно для перевозки контейнеров, оснащены стационарными или переносными ячеистыми направляющими, которые удерживают груз.
Наибольшей нагрузке контейнеры подвергаются, находясь в штабелях. Поскольку контейнеры не соединены друг с другом по вертикали, боковая нагрузка передается каждым отдельным контейнером на ячеистые направляющие. При размещении в таких ячеистых направляющих отдельные контейнеры обычно не могут сдвигаться. Если угловые стойки одного из контейнеров в нижней части штабеля разрушаются под избыточным давлением, контейнеры, находящиеся выше, обычно получают лишь незначительные повреждения. Риск повреждения контейнеров в соседних штабелях минимален.
Направляющие двух смежных слотов
Во время погрузки/ разгрузки контейнеры двигаются по этим направляющим. На фотографии видно, что каждый из верхних концов направляющих имеет специальную вставку.
Закрепление в трюме с помощью ячеистых направляющих и болтов
Фидерные и универсальные суда, а также контейнеровозы в определенных регионах должны быть оснащены оборудованием широкого спектра, чтобы безопасно перевозить контейнеры разных размеров. С этой целью были разработаны трансформируемые каркасы, в которые оперативно и надежно могут быть составлены контейнеры размером 20, 24.5, 30, 40, 45, 48 и 49 футов.
Большинство этих каркасов изготавливают в виде панелей, которые приводятся в необходимое положение с помощью кранов.
В нижней части каркасов есть зафиксированные конусы, которые входят в гнезда, приваренные к верхней части палубного перекрытия. По бокам панели находятся болты, которые входят во втулки, расположенные в полотне переборки. Конструкция каркасов позволяет фиксировать болты вручную и оперативно контролировать их положение.
При необходимости транспортировки контейнеров шириной 2500 мм каркас раздвигается на нужное расстояние. Для закрепления стандартных контейнеров нормальной ширины устанавливаются ограничительные направляющие, которые крепятся к основной раме с помощью резьбовых соединений. При необходимости эти адаптеры легко демонтировать.
Для многоцелевых и рефрижераторных судов существуют также съемные направляющие. Они позволяют перевозить контейнеры в обычных или вкладных трюмах без риска повреждения самих трюмов. Если корабль перевозит другие грузы, направляющие для контейнеров можно снять и перенести на берег с помощью подъемного оборудования или разместить в специальных держателях на палубе.
Классическое закрепление в трюме в штабелях
На старых, обычных сухогрузах и многоцелевых судах при размещении контейнеров в трюме используется метод штабелирования в сочетании с различными способами крепления:
Нижние контейнеры устанавливаются на основания, способные выдержать давление, растущее по мере увеличения высоты штабеля. Для предотвращения скольжения контейнеров по поверхности, в основании устроены разъемные соединения типа «ласточкин хвост», в которые вставляются сдвижные конусовидные шипы.
Для более надежной фиксации используют специальные контейнерные поворотные замки — твистлоки. Они расположены в нижних углах контейнеров и предотвращают смещение во время качки. Дополнительно груз также фиксируют по диагонали и вертикали. Эта система более трудозатратна, но обеспечивает большую безопасность, чем закрепление в ячеистых направляющих.
Укладка и закрепление в блоки в трюме
Этот способ закрепления встречается все реже и реже, но все же некоторые перевозчики им пользуются. Контейнеры соединяются между собой по горизонтали и вертикали с помощью одинарных, двойных и, возможно, четырехкратных шипов для штабелирования. Верхние ярусы скрепляются соединительными скобами.
По бокам контейнеры опираются на угловые фитинги.
Такой способ крепления контейнеров имеет два сильных недостатка:
Это приводит к разрушению промежуточных соединений и всей конструкции из контейнеров.
Закрепление на палубе с помощью направляющих контейнера
На некоторых судах контейнеры устанавливаются на палубе в ячейки или каркасы. Несколько лет назад Atlantic Container Lines использовал на палубе только ячеистые направляющие. На некоторых кораблях Polish Ocean Lines действовали комбинированные системы. На других судах ячеистые направляющие с помощью гидравлического привода надвигаются на крышки люков, как только загрузка в трюме завершается и люки закрываются.
Закрепление блока на палубе с помощью разъемных соединений
Этот метод часто использовали на заре контейнерных перевозок, но в последние годы к нему прибегают все реже по экономическим причинам.
Нижний ряд контейнеров устанавливается на разъемные элементы или на неподвижные шипы. Ярусы соединяются между собой двойными шипами для штабелирования, а угловые фитинги смежных контейнеров фиксируются сверху соединительными скобами.
Контейнеры располагаются по всей ширине палубы или крышке люка и фиксируются найтовыми (стальными канатами).
Очевидный недостаток такого способа — сложность погрузки и разгрузки. Для получения доступа к одному контейнеру, требуется передвинуть все соседние.
Есть множество вариантов крепления грузов с помощью найтовых. В некоторых случаях стяжные скобы из разных штабелей пересекаются.
Этот метод чаще используется на очень больших контейнеровозах.
Ниже мы приводим несколько вариантов крепления контейнеров на борту судов.
Система крепления для контейнеров 40 и 45 футов.
Система установки для 20-футовых контейнеров от крепежных мостов к выгрузным люкам.
Система крепления 20-футовых контейнеров от люкового закрытия к среднему люку.
Закрепление на палубе в штабелях
Этот способ используется чаще всего. Его основное преимущество заключается в удобстве грузообработки. Контейнеры уложены один на другой, соединены твистлоками и закреплены вертикально. Штабели не связаны друг с другом. Найтовы из разных штабелей тоже не пересекаются между собой, за исключением штормовых оттяжек на внешних сторонах судна.
Пример укладки контейнеров в штабель на палубе.
Закрепление контейнеров на палубе с помощью крепежных стержней и поворотных замков.
Закрепление контейнеров на палубе с помощью поворотных замков и цепей.
Закрепление трехуровневого штабеля на борту полуконтейнеровоза.
Очевидно, что контейнеры, сложенные в такой штабель, легко могут опрокинуться, если не использовать правильную систему фиксации.
Отсутствие специального оборудования для крепления контейнеров и использование неподходящих мест для их хранения во время транспортировки повышает риск утраты или повреждения грузов.
Не сотрудничайте с недобросовестными перевозчиками. Это относится не только к тем, кто эксплуатирует устаревшие суда.
До заключения договора постарайтесь узнать максимум информации о фрахтовщике.
Способы размещения и крепления грузов в контейнере
Морской контейнер с жестким каркасом и обшивкой из профилированного металлического листа – универсальная многооборотная тара, способная обеспечить полную безопасность содержимому при перевозках различными видами транспорта. Но выполнить свою задачу грузовой модуль сможет только при условии правильного размещения груза, его надежной фиксации, исключающей возможность перемещения. Содержимое блока должно сохранять устойчивое горизонтальное положение даже при перевалках различными крановыми устройствами. Грамотное решение этой задачи обеспечивает сохранность и самого грузового модуля, и его содержимого. Правила загрузки контейнеров, особенности размещения и крепления грузов зависят от физических и геометрических характеристик товаров.
Основные средства для фиксации грузов в таре
Специальные средства, предназначенные для правильного размещения и крепления грузов в контейнере:
Общие правила размещения груза в контейнере
Независимо от типа товара, существует несколько общих правил его размещения в многооборотной таре, которые должны соблюдаться в обязательном порядке:
Как закрепить грузы разной формы: для каждого из них предусматривают индивидуальную фиксацию. На все грузовые модули наносится максимальная грузоподъемность, превышать которую можно не более чем на 50 кг. Схему расположения товаров составляют заблаговременно.
Правила погрузки автомобилей в контейнер
Перед перевозкой автомобильный транспорт необходимо подготовить. Для этого:
Правила погрузки авто в контейнеры типов 1А, 1АА, 1С, 1СС:
Гвозди, соединяющие брусья, должны иметь такую длину, чтобы они полностью проходили через оба бруса, но не вредили полу металлического модуля.
Схемы загрузки 20- и 40-футового контейнера паллетами
Паллеты – это транспортная тара, служащая основанием для укладки штучных товаров. Паллеты легко захватываются грузоподъемной техникой, что значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Наиболее распространены деревянные поддоны: