Что такое штабные учения

Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок

Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.

Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.

Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.

Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.

В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.

Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.

В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.

Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.

Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.

К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.

Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.

На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.

Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.

В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.

Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.

Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.

После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.

Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов

В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.

Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:

— во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;

— в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;

— с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.

В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.

Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.

Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.

Источник

Основы организации командно-штабных учений

1. Основы организации командно-штабных учений

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое «уплотнение» аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Учения организуются и проводятся по принципу «старший начальник обучает своих подчинённых». Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.

Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

Источник

Командно-штабные учения ( КШУ )

Командно-штабные учения (КШУ) – это основная форма совместной подготовки органов управления и сил к выполнению функциональных обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации и проведению мероприятий гражданской обороны при угрозе нападения и в военное время.

Сущность командно-штабных учений заключается в отработке на местности или на плане объекта органами управления их функциональных обязанностей по управлению силами, взаимодействия и действий по защите персонала объекта от чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными целями проведения командно-штабных учений являются:

Командно-штабные учения проводятся в соответствии с годовыми планами подготовки как самостоятельные мероприятия, а также могут проводиться в составе командно-штабных и комплексных учений, проводимых вышестоящими органами руководства и управления.

По своему назначению и целям учения подразделяются на:

Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов РФ 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно-штабных учениях в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД РФ и органов внутренних дел РФ, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления — силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Источник

Реферат: Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Кафедра службы штабов органов внутренних дел

по курсу : ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

по теме:“КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ”

2. Понятие, классификация и назначение КШУ

3. Методика организации и подготовки КШУ

4. Методика проведения КШУ

От степени подготовки личного состава и реальности разработанных планов во многом зависит своевременное и успешное выполнение возложенных задач в повседневных условиях, при обострении обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и в военное время.

Важнейшим условием высокой эффективности и качества их выполнения являются такая форма подготовки как командно-штабные учения.

В ходе их проведения процесс обучения направлен на формирование и развитие профессионализма и характеризуется следующими чертами:

— специальными знаниями конкретной оперативной служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых, психологических, управленческих, тактических и других знаниях;

— профессионально-деловыми качествами и наличием опыта практической деятельности, определяющими способность сотрудника к выполнению задач оперативно-служебной деятельности в рассматриваемых условиях.

Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные командно-штабные учения, позволяют постоянно поддерживать высокую готовность органов и учреждений внутренних дел к качественному выполнению внезапно возникающих задач в особых условиях, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.

Практическая направленность процесса обучения, благодаря возможности моделирования различных видов происшествий, позволит на практике выработать умения и навыки сотрудников принимать решения в конкретной оперативной обстановке при наличии их учебных типовых вариантов.

2. ПОНЯТИЕ, КЛАСИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ

Основноеназначение КШУ состоит в совершенствовании слаженности и оперативности в работе командиров и их органов управления, их умений и навыков в организации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности и непрерывном управлении подчиненными органами, учреждениями и подразделениями при выполнении оперативно-служебных задач в мирное и военное время. Кроме того, учения являются единственно возможной в повседневных условиях формой проверки готовности ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и служебно-боевому применению в военное время.

Следует твердо уяснить:

— при КШУ руководители обучаются вместе со своими управлениями, сами выступают в роли обучаемых;

— КШУ проходят на фоне достаточно длительной динамично развивающейся обстановки, а не на фоне сравнительно короткого эпизода в деятельности (действиях) правоохранительных органов;

— при КШУ не допускается многократное повторение действий обучаемых в связи с устранением обнаруженных недостатков;

— КШУ планируются на срок от одних суток и более.

Командно-штабные учения принято классифицировать по следующим признакам:1.масштабу 2.назначению 3.методам проведения и составу участников 4.числу обучаемых инстанций (звеньев)5. числу фактически участвующих сторон 6.месту проведения.

Существует и еще один подход к классификации учений по масштабу, в соответствии с которым они подразделяются на объектовые, межобъектовые, районные, межрайонные, городские, областные и республиканские.

По назначению учения могут быть плановыми, проверочными, показными, опытными и исследовательскими.

Плановые учения проводятся регулярно в соответствии с нормативными документами МВД России в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности и повышения готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям в тех или иных условиях. Такие ученияпроводятся на завершающем этапе подготовки руководителей подразделений, оперативных групп, штабов, после отработки теоретических и практических занятий, как правило, по комплексным темам, предполагающим отработку различных вариантов и способов действий подразделений и органов внутренних дел.

Проверочные учения осуществляются руководителем вышестоящего органа внутренних дел (старшего оперативного начальника) с целью проверки готовности, выявления и устранения недостатков, определения навыков у руководящего и начальствующего состава по организации действий сил и средств органов внутренних дел в различных условиях. Проверочные учения могут быть как плановыми, так и неплановыми.

Показные учения обычно проводятся до начала плановых занятий, имеющих практическую направленность, по предстоящей теме на учебно-методических сборах и методических занятиях с целью продемонстрировать обучаемым возможные способы решения тех или иных задач в конкретных условиях обстановки.

Опытные и исследовательские учения проводятся по указанию руководства МВД, ГКВВ, УВД (ГУВД), УВДТ в целях исследования новых способов выполнения оперативно-служебной задачи, управления силами и средствами, а также при поступлении новых образцов техники и вооружения.

В зависимости от целей, задач, метода проведения и состава участников учения различаются на совместные и с привлечением взаимодействующих органов.

По числу фактически участвующих сторон учения могут быть односторонними и двусторонними. В органах внутренних дел и во внутренних войсках проводятся, как правило, односторонние командно-штабные учения, в ходе которых реально обучается и действует только одна сторона. Другая сторона обозначается подыгрывающей группой, которая создается при руководителе учения и действует оперативно, реагируя на все изменения обстановки, активно противодействуя обучаемой стороне.

На двусторонних учениях одновременно обучаются и действуют две стороны, являющиеся противниками по отношению друг к другу, при этом обе стороны действуют и обучаются по организации и тактике своих сил и средств.

По решению руководителя вместе со штабами (органами управления) на учения могут привлекаться подразделения, обозначающие действия органов и войск, а также подразделения связи, комендантской службы и различных видов обеспечения. С этими подразделениями в ходе КШУ, как правило, проводятся тактико-специальные (тактические) учения.

По месту проведения КШУ подразделяются на учения на местности и на картах . Возможны смешанные формы проведения учений. Например, учение начинается в классах, аудиториях, а завершается на местности, с привлечением подразделений обозначения.

Основной целью командно-штабных учений является слаживание органов управления. В качестве дополнительных, но не второстепенных целей, на учении ставятся цели по совершенствованию знаний, навыков и умений руководителей ОВД в организации оперативно-служебной деятельности, в непрерывном управлении силами и средствами при выполнении различных задач в любых условиях обстановки, подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых на учение, а также для проверки реальности документов боевого и мобилизационного планирования и проведенных оперативно-тактических расчетов.

На КШУ могут проверяться отдельные положения уставов, наставлений, инструкций, практические вопросы управления силами и средствами, целесообразность организационной структуры органов и пунктов управления, в том числе с применением новых средств связи и автоматизированного управления. Здесь же обеспечивается создание близких к реальным условий обстановки, позволяющих обучать руководителей управлению подразделениями и органами внутренних дел, как в пунктах постоянной дислокации, так и на местности, как с практическим применением сил и средств, так и без таковых.

3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ КШУ

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются:

1. мероприятия, проводимые в порядке подготовки учения;

2. ответственные за подготовку учения;

3. ответственные за исполнение;

4.сроки готовности и контроль.

Подготовка командно-штабного учения включает в себя:

— определение или уточнение исходных данных;

— разработку документов учения;

— подготовку к учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического аппарата;

— подготовку обучаемых и привлекаемых подразделений.

Исходными данными командно-штабного учения являются:

— тема, учебные и воспитательные цели;

— этапы и учебные вопросы учения;

— состав обучаемых сотрудников и привлекаемых подразделений;

— сроки и продолжительность проведения учения;

— район (место проведения учений);

— нормы расхода моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения проводятся на местности).

Тема, цели, состав обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения.

Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач, стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД. Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения.

Тематика и сроки проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих органов.

Учебные цели определяются с учетом содержания темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников), органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское – «исследовать» и т.д.

Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности.

Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения.

Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи.

Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производитсярасчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения.

Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных ученийзависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе от трех до пяти суток и более.

При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред.

Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов.

Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы.

При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке.

Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла.

— В состав руководства учением обычно входят руководитель учения, его заместители и помощники, в зависимости от масштаба учения и его тематики. Так, при подготовке учения с городским отделом у руководителя учения может быть лишь один заместитель, а при проведении учения с органами внутренних дел региона – несколько. Штаб руководства – это временно создаваемый орган управления, предназначенный для качественной подготовки и эффективного проведения учения.

Штаб руководства на учении выступает в двух ролях: в качестве вышестоящего штаба и в качестве органа управления учением. Он должен быть минимальным по составу и комплектоваться наиболее подготовленными сотрудниками. При создании штаба необходимо руководствоваться принципом – в его состав должны входить только те должностные лица, без которых руководителю невозможно провести учение.

Корганизационным документам относятся:

— календарный план подготовки КШУ;

— организационные указания по подготовке и проведению учения (с приложениями);

— схема организации руководства учением;

— состав органов управления и подразделений ОВД, привлекаемых на КШУ;

— план рекогносцировки района проведения КШУ;

— план вывода органов управления, сил и средств в район проведения КШУ и возвращения в пункты постоянной дислокации (ППД);

— план перемещения штаба руководства;

К учебно-методическим документам относятся:

— замысел проведения КШУ на карте (основной документ);

— пояснительная записка к замыслу (текстуально);

— план-календарь проведения учения;

— задание обучаемым (оперативное, оперативно-тактическое, тактическое) с картой исходной обстановки и другими приложениями;

— материалы оперативных скачков с картами обстановки на время скачка;

— план наращивания обстановки по этапам учения с приложением комплекта вводных;

— план розыгрыша действий ОВД (в зависимости от замысла);

— план подготовки руководства учением и посреднического аппарата;

— личный план работы руководителя;

— частные планы работ заместителей руководителя (помощников) руководителя и старших посредников при ОВД;

— план обозначения действий противоборствующей стороны (при необходимости);

При подготовке опытных и исследовательских ученийдополнительно разрабатываются:

— план организации и проведения исследования (опыта);

— задание на проведение исследования (опыта);

— карточка эксперимента (опыта).

К оперативно-служебным документам относятся:

— оперативные директивы (приказы, распоряжения) старших начальников;

— распоряжения по различным службам, видам всестороннего обеспечения;

— табель срочных донесений.

Другие оперативно-служебные документы разрабатываются по решению руководителя.

Документы по обеспечению учения представляют собой:

— план связи руководства учением;

— план оперативной маскировки (легендирование, меры по сохранению служебной и государственной тайны, по скрытому управлению и др.);

— план создания реальных радиоэлектронных помех;

— план применения систем и средств автоматизации;

— планы по видам всестороннего обеспечения на период подготовки и проведения специальных операций (разведка, охранение, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая (РХБ) защита, химическое обеспечение, тыловое обеспечение, техническое обеспечение, медицинское обеспечение);

— смету планируемого расхода денежных средств.

Другие документы разрабатываются по решению руководителя учения.

При подготовке учения готовятся следующие справочные документы :

— списки руководящего состава обучаемых органов управления;

— списки должностных лиц руководителей региона и крупных административных центров, руководящего состава взаимодействующих органов (сил и средств);

— схема размещения руководства и посреднического аппарата;

— тактико-технические характеристики (ТТХ) техники и вооружения, привлекаемого на КШУ и т.д.;

— справки и схемы по специальным операциям, проведенным ОВД в годы войны, локальных вооруженных конфликтов, применительно к вопросам, отрабатываемым на КШУ;

— справка об общественно-политической обстановке в регионе;

— прогноз погоды на период проведения КШУ.

Другие справочные документы также разрабатываются по решению руководителя учения.

Организационные указания оформляются в виде директивы Министра внутренних дел Российской Федерации, приказов, указаний, распоряжений министров, начальников УВД субъектов РФ и направляются обучаемым и в органы управления привлекаемых взаимодействующих органов, как правило, за месяц, но не менее чем за 20 дней. Вместе с организационными указаниями может направляться выписка из календарного плана подготовки учения (раздел «Подготовка обучаемых органов управления и сотрудников подразделений, привлекаемых к учению».

Задание обучаемым с картой исходной обстановки на начало учения оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам по учению и направляются обучаемым от имени руководства учением, как правило, за 10-15 дней, с таким расчетом, чтобы обучаемые имели возможность глубоко его изучить и провести необходимые мероприятия по подготовке к учению.

Рассмотрим более подробно подготовку некоторых из выше представленных документов.

Замысел проведения командно-штабного учения разрабатывается на карте. В нем обычно отражаются :

— исходные данные (тема, учебные и воспитательные цели и время проведения, органы управления и подразделения, привлекаемые на учение);

— нормы расхода моторесурсов и имитационных средств;

— исходная обстановка к началу учения (дислокация, исходное положение органов и подразделений внутренних дел, противоборствующей стороны), их задачи и характер (замысел) их действий;

— районы розыгрыша действий сторон;

— этапы учения, их содержание и продолжительность.

Кроме того, штаб руководства отрабатывает карту розыгрыша действий, на которой для каждого этапа показываются:

— возможное положение (рубежи) органов и подразделений внутренних дел, их соседей и взаимодействующих органов и сил к определенному времени;

— данные о воздушной, радиоэлектронной, радиационной и химической обстановке;

— порядок наращивания обстановки (какие данные, в какое время и каким способом доводятся до обучаемых руководителей и штабов).

При необходимости на карте разрабатываются вводные для оперативных скачков с таблицами, отражающими результаты действий, предшествующих каждому оперативному скачку. К карте розыгрыша боевых действий может разрабатываться текстуальный план наращивания обстановки.

Пояснительная записка к замыслу учения оформляется текстуально, в ней указывается:

— общий характер действий сторон;

— основные показатели учения;

— расчет (соотношение) сил и средств по этапам учения;

— состав руководства и посреднического аппарата;

— мероприятия, проводимые руководством, и действия обучаемых при отработке учебных вопросов в ходе каждого этапа;

— время и место проведения разбора учения;

— порядок занятия исходного района и возвращения в пункт постоянной дислокации.

Проверка штабной документации (распорядка дня, заявок на использование технических средств управления, кинофотодокументов, видеозаписей, служебной документации и др.) предусматривает установление ее полной наличности и комплектности. По результатам проверки начальник штаба руководства докладывает руководителю учения об общей готовности к началу учения.

4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ

С выходом в назначенные районы, обучаемые развертывают пункты управления, организуют их охрану и оборону, устанавливают связь с подчиненными подразделениями, вышестоящим органом и производят необходимые мероприятия по всестороннему обеспечению.

Руководитель учения размещается к началу учения в таком месте, откуда обеспечивается непрерывность руководства учением, личное общение с обучаемыми сотрудниками и штабами, а также организация устойчивой связи. Как правило, штаб руководства учением размещается в непосредственной близости от пункта управления обучаемого начальника органа внутренних дел и его штаба.

Работа обучаемых, как правило, начинается с доклада руководителю учения решения по обстановке. В отдельных случаях с объявлением сбора или после выхода в район учений, руководитель учения может уточнять обстановку, представленную в задании.Уточнение обстановки может осуществляться вручением обучаемым обстановки на карте или текстуально с пометкой «исходная обстановка на…».В этом случае учение начнется с принятия (выработки) решения по новой обстановке.

В установленное время обучаемые занимают рабочие места на пунктах управления и приступают к выполнению своих функциональных обязанностей. В назначенный срок заслушивается решение обучаемого начальника и доклады других должностных лиц, при этом могут присутствовать все обучаемые сотрудники.

После утверждения решения руководителем учения в роли старшего начальника, обучаемый начальник органа внутренних дел и его штаб ставят задачи подчиненным, организуют взаимодействие и всестороннее обеспечение выполнения поставленных задач.

В ходе организации выполнения оперативно-служебных задач обращается внимание на обучение руководителей, сотрудников и органов управления параллельному методу работы всех звеньев по планированию предстоящих действий с таким расчетом, чтобы подчиненные органы управления и подразделения имели достаточно времени на подготовку к выполнению задач, а не замыкались на отработке документов ради документов. В ходе учения руководство и посредники изучают методы работы обучаемых по выработке решения, планированию оперативно-служебных действий и доведению задач до подчиненных подразделений. Главное внимание при этом уделяется умению детально организовывать выполнение оперативно-служебных задач, их всестороннему обеспечению, четкому взаимодействию.

Наращивание обстановки в ходе командно-штабного учения осуществляется без пауз, непрерывно, по принципу «час за час», до перерастания одного разыгрываемого эпизода в другой. В этих случаях применяются оперативные скачки с подачей новых данных обстановки по различным информационным каналам. Розыгрыш действий ОВД проводится в соответствии с решениями и распоряжениями обучаемого начальника органа внутренних дел и фактическими действиями обозначающих подразделений. Этим решениям и действиям могут и должны противопоставляться решения подыгрывающей группы или руководителя учений.

В динамике отработки каждого этапа обучаемые работают самостоятельно, в отведенное время вырабатывают решения и доводят их до подчиненных органов управления. Как показывает опыт проведения КШУ, в конце каждого этапа руководитель учения, его заместители (помощники) и штаб руководства заслушивают основные выводы из оценки сложившейся обстановки и решения обучаемых начальников. На докладах, как правило, присутствуют все обучаемые.

Работа по заслушиванию обучаемых проводится в следующем порядке:

— данные о преступниках, противнике (объекте применения органов внутренних дел), характере действий, а также предложения по использованию сил и средств докладываются тем заместителем начальника, которому по роду деятельности предстоит организовывать действия в данной обстановке;

— руководители оперативных подразделений (заместители начальников штабов) докладывают возможности органов внутренних дел, объем оперативно-служебных задач, организацию всестороннего обеспечения;

— сотрудники подразделений связи докладывают о наличии сил и средств связи, об их возможностях, вносят предложения по способам их применения;

— начальники служб делают выводы из оценки обстановки, докладывают о возможностях подчиненных подразделений и вносят предложения по их использованию;

— соответствующие заместители начальников докладывают о наличии вооружения, специальных средств, запасов материально-технических средств и вносят предложения по организации применения сил и средств и соответствующих видов обеспечения.

Начальники штабов обучаемых органов внутренних дел могут докладывать выводы из оценки обстановки, предложения по организации управления или предложения по решению начальника органа внутренних дел.

Затем руководитель учения заслушивает решения подчиненных начальников ОВД с выездом на места, по телефону или методом проведения селекторного совещания.

После утверждения принятых решений обучаемые отдают приказы (распоряжения), управленческие аппараты приступают к планированию и организации оперативно-служебной деятельности, а подчиненные – к принятию решений в соответствии с полученными задачами.

Для развития у обучаемых быстроты оперативно-тактического мышления и оперативности в работе их необходимо чаще ограничивать во времени на принятие решения и создавать такие сложные ситуации, которые потребуют принятия тактически грамотных решений и доведения задач обучаемым в кратчайшие сроки.

— целесообразность замысла действий и его соответствие замыслу старшего начальника (утвержденным планам);

— соответствие задач, поставленных подчиненным подразделениям и органам внутренних дел замыслу действий;

— четкость в определении порядка взаимодействия и мероприятий по всестороннему обеспечению оперативно-служебных действий;

— надежность выполнения оперативно-служебных задач и грамотность в применении тактических способов действий;

— устойчивость управления подразделениями, постами, пикетами и другими нарядами.

В ходе учений может объявляться частный отбой в случаях:

— когда действия обучаемых не отвечают намеченным целям;

— если возникает необходимость повторить действия для более качественной отработки отдельных учебных вопросов;

— при грубом нарушении мер безопасности;

— при резком осложнении оперативно-служебной обстановки в органах, проводящих учение (участвующих в учении).

Разбор командно-штабных учений является заключительной и весьма важной его частью. Еще до начала учений готовятся план его проведения, необходимые материалы, в том числе иллюстрационные по этапам учения. Кроме того, в ходе учения материалы дополняются и накапливаются. При разборе широко используются и демонстрируются рабочие карты и служебно-боевые документы, отработанные обучаемыми в ходе учения.

После отработки всех этапов учения и проведения частных разборов с участвующими в учении органами внутренних дел, подразделениями, отдельными категориями специалистов проводится общий разборсо всеми обучаемыми сотрудниками, подразделениями и органами управления, принимавшими участие в командно-штабном учении.

Общий разбор проводит руководитель учения, который напоминает тему, цель и оперативно-тактический замысел, а затем по этапам производит анализ решений и действий обучаемых. В заключение указываются: в какой степени достигнуты цели, дается оценка работы обучаемых и ставятся задачи по устранению недостатков. В ходе проведения общего разбора по отдельным наиболее сложным вопросам до участников учения может доводиться и теоретическая часть разбора.

На сегодняшний день уровень подготовки сотрудников и штабов органов внутренних дел значительно отстает от требований, предъявляемых к ним. В свих приказах Министр внутренних дел РФ не однократно отмечал, что наиболее слабым местом в подготовке руководящего и командного состава органов внутренних дел и внутренних войск является обучение их практике управления силами и средствами, соединениями, воинскими частями и подразделениями методике обучения и воспитания подчиненных.

Таким образом, командно-штабные учения являются высшей формой подготовки органов управления и оперативных штабов, именно в ходе их совершенствуется слаженность и оперативность органов управления, формируются навыки в планировании и организации оперативно-служебной деятельности по выполнению важных и ответственных задач, возложенных на органы внутренних дел.

1. Ю.В. Громадин. Академия Управления МВД Р.Ф. лекция-2000.

2. Разработка и проведение тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и штабных тренировок: Методические рекомендации. М. МВД РФ- 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: реферат Добавлен 12:55:44 26 июня 2010 Похожие работы
Просмотров: 3071 Комментариев: 18 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать