Что такое шток вилки велосипеда
Разновидности передних вилок для велосипеда и их настройка
Функция у передней вилки велосипеда де-факто одна, это поглощение неровностей дороги от мелких дефектов асфальта до бортиков и ступенек при прыжках. Конечно, это не относится к фиксированным вилкам, знакомым нам с детства по советским велосипедам и нынешним шоссейным моделям, но они особого внимания к себе не требуют.
Вилка – вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание. Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания. Например, жёсткая пружинная вилка отлично подходит для катания в городе, но кратковременный выезд в лес может оказаться фатальным и для механики, и для велосипедиста.
Основные детали
Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:
Названия частей передней вилки велосипеда
Данная структура немного изменяется в нестандартных компоновках вилки. Например, перевёрнутые передние вилки имеют шатуны, направленные вниз, и такая структура позволяет амортизировать больше мелких неровностей, но увеличивает вес и время на обслуживание — такой механизм быстрее загрязняется.
Жёсткие
Такая разновидность отличается простым строением конструкции, в которой не предусмотрено наличие движущихся элементов. Такую вилку не желает выпускать ни один из существующих производителей. И совсем скоро жёсткие конструкции канут в Лету и станут историей. Серьёзным недостатком является низкая скорость прохождения дороги с неровным покрытием. К преимуществам можно отнести небольшой вес, прочную конструкцию, морозоустойчивость и долговечность. Такие модели продолжают устанавливаться на некоторые шоссейники. Хоть у этой вилки и нет будущего, но есть случаи, когда её установка является преимущественной:
Жёсткая велосипедная вилка
Только в этих случаях целесообразно устанавливать жёсткую модель вилки. Если ваш стиль катания не похож ни на один из вышеперечисленных, то выбор вилки для велосипеда должен быть направлен на амортизационные модели. Здесь есть где разгуляться и даже потеряться.
Типы вилок
Пружинные
Базовый уровень амортизационных вилок. Ставятся на дешёвые модели велосипедов, и в рознице продаются по остаточному принципу. Они обычно используются в качестве запасных частей для ремонты. Из-за своей конструкции не выполняют роли демпфера, пропуская мелкие неровности в полном объёме.
В основе такой вилки — обычная пружина, закрытая в шатуне под резиновой или иной защитой. Обычно собирается достаточно грубо и в процессе эксплуатации портится от попадающей грязи. Возможности для обслуживания невелики — обычно только замена самой пружины. Настроек тоже не бывает, только блокировки.
Разобранная вилка пружинного типа
Рекомендуется для начального уровня или в ситуациях, когда другие варианты недоступны по финансовым или иным причинам.
Пружинно-эластомерные
Механикой не отличаются от предыдущих, но вместо пружины используется полимерный стержень, выполняющий функцию демпфера. К сожалению, всё зависит от свойств материала, но обычно они далеки от совершенства. Амортизационная функция ненамного заменяется демпферной, сохраняя общий низкий комфорт от использования вилки.
Пружинные и эластомерные передние вилки не рекомендуются для использования зимой, так как деградация свойств на низких температурах слишком сильна.
Воздушные
Конструкция с исключительно воздушной амортизацией очень выгодна и в плане стоимости, и в плане обслуживания. Сжатый воздух, накачиваемый насосом в герметичную камеру, работает и как амортизатор, и как очень хороший демпфер. Катание очень комфортное, сравнимое со многими более дорогими конструкциями, но в случае покупки горного велосипеда стоит выбирать более выносливый механизм.
Минус воздушных — подготовка и срок эксплуатации. Настройка производится только давлением в камере, поскольку она достаточно узка, подкачивать приходится очень часто, да и общий срок службы такого механизма, особенно при агрессивном катании, невелик.
Масляно-воздушные
В масляно-воздушных вилках функции амортизатора и демпфера разделяются между воздушной камерой и масляным картриджем. Если поведение воздушной «пружины» понятно и аналогично воздушной вилке, то от масляного блока зависит очень многое. Основной выбор идёт по строению картриджа и марке масла.
Разобранная вилка масляно-воздушного типа
Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.
Масляно-пружинные
Признанный профессиональный тип передней вилки — устройство, сочетающее масляный картридж и стальную пружину. Именно такие вилки стоят на лучших спортивных велосипедах, но, в зависимости от стоимости, масляно-пружинные конструкции заменяются на масляно-воздушные.
Обычно возможности для настройки ниже, чем у воздушных, но пружина, особенно из современных материалов, позволяет работать очень долго и с требуемой жёсткостью.
И масло, и амортизационные пружины прошли огромный путь совершенствования и вместе дают наилучшее спортивное сочетание. На текущий момент возможных конкурентов велосипедная индустрия этой комбинации предложить не может.
Настройка
Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.
LockOut – блокировка хода
Вилка Manitou Black Elite со включенным LockOut
Preload – предварительная нагрузка
Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.
Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата
Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.
Extension control – длина хода
Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков. Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать. В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.
Компоненты и терминология
В стандартном комплекте и амортизации вилка для велосипеда включает:
Вилки различаются и креплениями, всё зависит от предназначения велосипеда, фиксированные модели содержат только шток, корону, поршень и дропауты, двух коронные – вилку с двум коронами, а некоторые байки имеют единую конструкцию без второго поршня и половины штанов.
Обслуживание вилки
Снимаем
Снять переднюю вилку несложно.Есть всего два типа крепления:
Безрезьбовые — сейчас де-факто стандарт, который поддерживают все производители. Вынос руля держит верхний подшипник, якорь (расширяющаяся трубка), закреплённый выносом, входит в рулевую трубу вилки и закрепляется двумя винтами. Собственно, для снятия достаточно раскрутить два винта, и вся сборка практически не разбалтывается при использовании.
Безрезьбовое крепление вилки
Резьбовые — знакомые по старым и детским велосипедам механизмы, верхний подшипник зажимается с помощью гайки, конуса, шайбы с усиком и контргайки. Снимать ещё легче, но и зафиксировать надолго сложно, особенно при больших нагрузках — быстро появляется люфт.
Чистим
Установка заднего переключателя скоростей велосипеда
Все пыльники, кожухи и поверхности труб, которые работают во время движения, должны быть чистыми, потому постоянно проверяем их и приводим в порядок. Грязь на изоляции постепенно приводит к повреждениям, а через них уже начинается загрязнение внутреннего механизма с последующей поломкой.
При чистке важно заметить следующее: если в механизме вилки используется масло, оно ни в коем случае не должно оказываться снаружи. Если заметны подтёки масла, переднюю вилку срочно требуется ремонтировать. Дальнейшая эксплуатация, скорее всего, приведёт к поломке и полной замене.
Меняем
Замене подлежит три составляющих.
Во-первых, это масло. Смена сезона, стиля катания, любой ремонт и большая часть перенастроек — повод для смены масла. Масло рекомендуется подбирать фирменное, от производителя. Например, Marzocchi поставляют в Россию достаточно хорошо. В крупных городах приобрести его не составляет проблем. Тем не менее, вполне годится, хотя и не так хорошо, более вязкое масло для амортизаторов мотоциклов. Оно точно есть в любом регионе.
Ниппель для подкачки воздушного амортизатора
Во-вторых, это пружины. При активном катании, трюках, даунхилле пружины всё равно теряют свои свойства, их требуется менять. В зависимости от типа конструкции — замена от элементарной до «лабораторной» — здесь следует ориентироваться на рекомендации и инструкции от производителя.
Третьим элементом для «замены» является воздух. Подкачивать масляно-воздушные и воздушные вилки придётся немного реже, чем камеры. Благо, нет ничего сложного, главное — контролировать давление и знать, что делаешь.
Стандарты: Шток велосипедной вилки
Обычно, после покупки по истечении некоторого времени приходит желание совершить апгрейд. Попервой это может быть что-то незначительно, вроде более мягких грипс или контактных педалей. Потом вы меняете руль и педали, устанавливаете новую резину или покупаете новый вилсет. В любом случае, после чреды незначительных и значительных превращений вы приходите к идее о замене вилки на какую-то более продвинутую, с большим количеством настроек, лучшей торсионной жесткостью и меньшим весом. О том, как разобраться с наличием регулировок и настроить вилку мы уже писали в этой статье.
Диаметр штока
Главным параметром совместимости вилки с рамой является диаметр штока. Впихнуть физически больший шток в рулевую колонку просто невозможно! Поэтому первым делом стоит узнать диаметр штока.
Как узнать диаметр штока
Индустрия не успела наплодить кучу стандартов штоков вилки, что не может не радовать. Однако, промахнуться можно и здесь. Самый простой способ узнать какой у вас шток на вилке – это снять её. Как снять вилку мы рассказывали в нашей статье о устранении люфта в рулевой колонке.
Сейчас существуют всего 4 стандарта:
1”
25,4мм. Распространённый стандарт для шоссейных велосипедов, а на заре МТВ являлся стандартом и для него. Всё ещё встречается и на бюджетных МТВ-велосипедах. Отличительная особенность для такой вилки – наличие гайки, посредством которой удаляется люфт в вилке. Если вы видите такую гайку, значит у вас точно 1” шток, и других вариантов быть не может! Современные производители не выпускают под этот стандарт топовые вилки.
1″ 1/8
28,575мм. В данный момент самый распространенный стандарт. Шток представляет из себя прямую трубу с минимальным утолщением у самого основания. Никаких резьб на штоке нет. Проблем с поиском подходящей вилки у вас возникнуть не должно, новые модели регулярно выходят именно с таким штоком.
1.5”
38,1мм. Был создан для увеличения жесткости конструкции. Визуально легко определить вилку с таким штоком. Толстая рулевая и широкий вынос – это явные признаки того, что у вас вилка с 1.5” штоком. Чтобы вместит такой толстый шток в рулевой трубе производителям рам пришлось её увеличить, что положительно сказалось на площади сварки рулевой трубы и уменьшило нагрузки. Плюс, при помощи переходника такая рама легко конвертируется для установки вилки другого стандарта. Вилки с 1.5” штоком постепенно отходят, т.к. жесткость от такого толстого штока и выноса оказалась лишней и лишь прибавляет веса. Найти вынос на наших просторах тоже проблемно.
1″ 1/8 — 1.5” или Trapped
Смесь предыдущих стандартов. Вобрал себе всё лучшее от обоих. Сверху у вас стандартный 1 1/8” шток, под который доступен ворох выносов, снизу 1.5”, который добавляет жесткости вилки. Используя переходник в раму с таким рулевым стаканом можно установить и обычную 1 1/8” вилку.
Длина штока
Этот параметр не является стандартным, однако на него стоит обращать внимание, если вы приобретаете вилку с рук. Убедитесь в том, что длинны штока хватит, чтобы вы смогли установить новую вилку на свой велосипед. Если вас устраивала высота руля и количество проставочных колец, то просто измерьте длину старого штока и берите новую вилку с таким же или более длинным штоком. Лишнее можно отрезать, а вот слишком короткий шток нарастить не удастся.
Вывод
В принципе – это всё, что вам нужно знать о штоке, при подборе вилки. Замена вилки в рамках одного стандарта вряд ли доставит вам какие-то проблемы. А вот покупка вилки другого стандарта уже требует более осознанного подхода. Знания из этой статьи помогут вам избежать лишних проблем.
Видео от ребят из GMBN про различные вилки:
Как подобрать вилку для велосипеда
Для подбора вилки необходимо определиться с основными параметрами:
1) Диаметр штока вилки и тип крепления: диаметр 1 дюйм, 1 1/8 дюйма, резьбовая/безрезьбовая, прямой/конусный
2) Вид вилки: ригидная (жестка), амортизационная. Пружинная, воздушная
3) Тип крепления тормоза: ободные, дисковые, IS/PM
4) Тип крепления колеса: гайка/эксцентрик, полая ось
Разберем подробнее все эти пункты.
Начнем со строения вилки:
1. Диметр штока
Основные диаметры штока вилки – 1 дюйм (25,4мм) и 1 1/8 дюйма (28,5 мм) Чтобы понять какая вилка подойдет к вашему велосипеды, необходимо замерить штангель-циркулем диаметр штока старой вилки.
Крепление вилки бывает 2х типов: резьбовая и безрезьбовая. Чаще всего вилки с резьбовым креплением имеют с диаметром штока 1 дюйм. Установить на их место вилку 1 1/8 невозможно. Вилки 1 1/8 дюйма в подавляющем большинстве имеют безрезьбовое крепление.
Безрезьбовые вилки бывают с прямым и конусным штоком. Это обусловлено конструкцией рулевого стакана рамы. В прямой стакан рамы можно поставить только вилку с прямым штоком. Конус шток более современное решение и применяется в вилках/велосипедах среднего и высокого ценового сегмента. В конический стакан рамы можно установить вилку с прямым штоком используя специальный адаптер.
2. Тип пружины
Вилки бывают двух основных видов: жесткая, так же называемая ригидной и амортизационная.
Жесткие вилки делаются из обычной стали, хром-молибденового сплава, алюминия, карбона, титана, реже и других материалов
Амортизационные вилки бывают пружинные с разным типом демпфера или без такового.
В одной ноге вилки стоит стальная пружина, обеспечивающая сопротивление сжатию, во второй демпфер, отвечающий за возврат вилки в исходное состояние (отскок). Демпфер бывает как с блокировкой так и без нее.
Обычно это вилки низкого ценового сегмента, способные справляться только с большими препятствиями. Самые дешевые вилки в обеих ногах имеют стальные пружины, или в пружину в одной и механическую блокировку в другой.
Более совершенный и более дорогой вид вилок – воздушные. Стальная пружина тут заменена на воздушную камеру. Это делает вилку более отзывчивой к мелким неровностям, более мягкой/плавной. Вместе с тем более технологичной, что влияет на цену. Во второй ноге воздушной вилки всегда установлен масляный демпфер (обслуживаемый или необслуживаемый (картриджный) Масляные демпферы бывают регулировкой компрессии (уровня жесткости вилки) и блокировкой или только с блокировкой, манетка которой вынесена на руль. Самые дорогие модели вилок имеют выносные манетки позволяющие как блокировать вилку, так и регулировать компрессию.
3. Крепление тормоза
Так же необходимо определиться с типом крепления тормоза – ободные (VB) или дисковые (D).
В последнее время в оборот также входит дисковый стандарт Flat mount – используемый в шоссейных и циклокроссовых велосипедах
4. Крепление колеса
Велодни…Ни дня без велосипеда!
Велосипедная вилка
Велосипедная вилка (англ. bicycle fork) — многофункциональная несущая деталь (или механизм) рулевого управления велосипеда, который удерживает переднее колесо на велосипеде и соединяет ось колеса с рулём напрямую.
В основные функции различных вилок входят:
Устройство велосипедной вилки
Составные части вилки показаны на рисунке.
Используемые материалы велосипедных вилок
Жёсткие вилки обычно изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов, углепластика и иногда — из титана.
Алюминиевые и стальные вилки — самые простые и дешевые в изготовлении. При этом алюминиевые считаются наиболее худшими для использования, потому что сильнее передают вибрации на руки. Они так же потенциально не очень надежны (из-за возможности быстрой усталости металла). Стальные же вилки более надежны, но немного тяжелее.
В шоссейных скоростных велосипедах, начиная со среднего уровня, массово используются карбоновые вилки, причем шток у них может быть как алюминиевым (дешевле), так и карбоновым (легче и дороже). Дропауты у недорогих карбоновых вилок, как правило, алюминиевые. Выпускаются карбоновые вилки и для горных велосипедов, а так же — для даунхилла.
Титановые вилки, доступные в нашей стране, изготавливаются фирмой Рапид и другими, по единичным заказам. Особенности конструкции титановых вилок всецело зависят от пожеланий заказчика.
В амортизационных вилках применяются самые различные материалы в различных сочетаниях, что зависит от класса вилки. В общем случае, алюминиевые детали дороже стальных, а карбоновые — намного дороже алюминиевых, и являются признаком сверхдорогих высококачественных гоночных вилок.
Ноги амортизационных вилок могут изготавливаться из следующих материалов:
Сталь с последующим хромированием рабочей поверхности — вилки низшего уровня.
Алюминиевый сплав — вилки среднего и высокого уровня. Используются покрытия рабочей поверхности различных видов:
Геометрические размеры вилок на велосипед
Для амортизационных вилок
Диаметр ног. Диаметр ног рассчитывается в зависимости от нагрузки вилки и влияет на ресурс направляющих подшипников скольжения, в которых движутся ноги вилки. Чем жёстче использование вилки, тем большая площадь соприкосновения ноги и направляющего подшипника требуется для уменьшения трения между ними и повышения их ресурса. Диаметр ног так же влияет на общий вес вилки и на торсионную жёсткость.
Значения диаметров ног для существующих велосипедных вилок:
Жёсткие вилки
Карбоновая вилка с короной
В таких вилках смягчение ударов в некоторой степени происходит за счёт упругой деформации материала ног, оставшаяся часть ударов приходится на покрышки и руки байкера. Они применяются на велосипедах, преимущественно предназначенных для езды по дорогам. Выпускаются огромным количеством фирм, начиная от абсолютно неизвестных китайских и заканчивая мировыми брендами, такими как DT Swiss.
Жесткие вилки не позволяют развить большую скорость на неровной дороге, но у них есть и ряд преимуществ:
Используемые в изготовлении жестких вилок материалы указаны в порядке возрастания цены:
Амортизационные вилки
Применяются на велосипедах, предназначенных для использования на неровных рельефах местности, бездорожья, высокоскоростном использовании на неровном рельефе местности, экстремальном использовании и т. д. Служат двум целям:
Слабые стороны таких вилок по сравнению с жесткими — больший вес и цена, необходимость в систематическом техническом обслуживании, подверженность паразитной раскачке при силовом педалировании.
Одноногие вилки
Это вилки, имеющие консольное крепление переднего колеса.
Одноногие вилки бывают трех типов:
Особенности одноногих вилок:
Совместимость вилок
Дисковые тормоза. Как правило, современные амортизационные вилки рассчитаны на установку дисковых тормозов с ротором диаметром 160 мм с помощью крепления Post Mount (реже — IS Mount). Другие стандарты и/или диаметры роторов поддерживаются через переходники. Вилки для экстремальных дисциплин могут быть изначально рассчитаны на роторы 180 или 203 мм — в этом случае, использование роторов меньшего размера невозможно.
Ободные тормоза:
Дропауты
В вилках используются различные стандарты дропаутов:
Чем больше диаметр оси, тем выше торсионная жесткость вилки — так, в погоне за увеличением жесткости стандарт QR15 массово внедряется и в велосипедах для кросс-кантри, где ранее применялся только стандарт QR9.
В зависимости от типа дропаутов, требуется соответствующая втулка, причем втулки для оси 15 или 20 мм могут быть конвертированы для работы с более тонкой осью с помощью соответствующих проставок.
Диаметр штока
Обозначается в дюймах зависит от имеющихся рамы и рулевой колонки. Старые резьбовые рулевые колонки использовали стандарт 1″.
Стандарты безрезьбовых рулевых колонок:
Конусный шток 11/8″-11/2″ (англ. tapered) — активно внедряется в современные горные велосипеды. Требует специальную рулевую колонку, несовместим с неинтегрированными рулевыми колонками.
Чем больше диаметр штока, тем выше прочность и жесткость соединения «вилка-рама», но при этом может увеличиваться вес. Рама с рулевым стаканом для толстого штока может быть использована с более тонким путем установки соответствующей рулевой колонки (или проставок в существующую рулевую колонку), такие комплектующие называются «Reducer». Так же не так давно появилась возможность установки вилки с конусным штоком в рулевой стакан 11/8. Для этого необходимо использовать переходную рулевую, например Nukeproof Warhead 44IETS. Совместимость достигается за счёт выноса нижнего подшипника за пределы стакана в удлинённую чашку рулевой.
Тема амортизационной вилки достойно отельной статьи! Оставайтесь с нами! Подписывайтесь на обновления!