Что такое шупашкар по чувашски

шупашкар

1 берег

2 водохранилище

3 герб

4 гидростанция

5 епархия

6 имя

7 плотина

8 район

9 сооружение

См. также в других словарях:

Шупашкар — Город Чебоксары Шупашкар Флаг Герб … Википедия

Чебоксары — (Шупашкар), столица Чувашии, в 768 км к востоку от Москвы. Расположен на высоком правом берегу Волги (порт), в долине, образуемой реками Чебоксарка и Кайбулка. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января 13°C, июля 19°C.… … Города России

Чебоксары — Город глава Шупашкар Флаг Герб … Википедия

Чувашский алфавит — (чуваш. чӑваш алфавичӗ) общее название алфавитов, буквы которых использовались для передачи элементов звуковой речи в письменности древнечувашского и современного чувашского языка. В чувашской письменности использовались только алфавитные… … Википедия

Никольский, Николай Васильевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Проспект Тракторостроителей (Чебоксары) — Координаты: 56° с. ш. 47° в. д. / 56.101983° с. ш. 47.305573° в. д. … Википедия

Чувашская письменность — Содержание 1 Рунический алфавит 1.1 История 1.2 Письменнос … Википедия

Иванов, Константин Васильевич (поэт) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Константин Васильевич. Иванов Константин Васильевич Пăртта Кĕçтентинĕ … Википедия

Шелеби, Николай Иванович — Николай Шелеби Дата рождения: 14 мая 1881(1881 05 14) Место рождения: д. Новое Узеево, Аксубаевский район, Татарстан Дата смерти: 12 января 1945( … Википедия

Гимн Чебоксар — Шурă Шупашкар Светлый город Чебоксары Автор слов А. Кибеч Композитор Г. Максимов Утверждён 14 июня 2001 года Светлый город Чебоксары (чуваш. Шурă Шупашкар) гимн Чебоксар. Принят 14 июня 2001 года городским собранием депутатов. Муз … Википедия

Агаков Леонид Яковлевич — (р. 18.4.1910, село Канаш, ныне Ядринского района Чувашской АССР), чувашский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил ГИТИС (1935). Автор очерков, рассказов: «Лесной отряд», «Последняя сказка»; пьес «Обман» (1931), «Мощь» (1932); повести… … Большая советская энциклопедия

Источник

Шупашкар

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Чебокса́ры (чув. Шупашка́р ) — город в России, столица Чувашской Республики, архитектурный памятник России; административный, промышленный и культурный центр Чувашской Республики. Население — 441,6 тыс. чел. (2008). День города отмечается в третье воскресенье августа. Победитель конкурса «Самый благоустроенный город России» в 2002 году.

Чебоксары — столица V Кубка Европы по спортивной ходьбе в 2003 году и XXIII Кубка мира по спортивной ходьбе в 2008 году.

Содержание

История

В письменных источниках Чебоксар (в форме единственного числа [2] ) упоминаются с 1469, когда русские воины остановились здесь на своем пути в Казанское ханство. Однако как населенный пункт он существовал значительно раньше. По данным археологических раскопок на его месте с рубежа XIII—XIV веков существовало болгаро-чувашское поселение.

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

В 1555 был построен русский военный город Чебоксары, состоявший из военной крепости и торгово-промышленого посада. В 1625 в Чебоксарах насчитывалось 458 военнослужащих; по данным 1646 г., на посаде проживал 1661 человек мужского пола. В 1-й четверти XVIII века некоторые категории военнослужилых людей (стрельцы, казаки) были переведены в податные сословия. По результатам 1-й ревизии 1723, в Чебоксарах насчитывалось 1924 чел. податного населения (муж. пола); в 1879 проживало 4498 человек (2308 жен., 2190 муж.), в том числе 2450 мещан, 277 купцов, 146 дворян. С конца XVII — начала XVIII столетия Чебоксары считались известным торговым городом Поволжья, в 1781 году приобрели статус провинциального города Казанской губернии. В начале XIX века население его составляло пять с половиной тысяч жителей, а промышленность ограничивалась лесопилкой и несколькими маленькими заводами.

Городок был известен также множеством церквей (25 церквей и 4 монастыря).

В XVI — 1-й половине XVII века в городе были построены Введенский собор, 4 монастыря: 2 мужских — Троицкий и Преображенский, 2 женских — Николаевский и Благовещенский, 1 муж. пустынь Сретенская (Владимирская, позднее монастырь), 8 церквей. В XVIII веке в Чебоксарах были построены каменные здания казны и архива, магистрата, кружечного двора, 10 каменных церквей. В 1880 здесь насчитывалось 783 дома (в том числе 33 каменных), 91 лавка и магазин, 3 училища, 2 больницы, 1 банк.

В начале XX века в городе проживало 5,1 тыс. человек. Общая площадь территории, вместе с пригородными селениями Геронтьевской слободой, Лакреевкой, Усадкой, Набережной, Кнутихой, Будайкой, Селивановкой, Якимовом, Свечкином, составляла приблизительно 600 га.

С 1920 г. — центр Чувашской АО, в 1925—1992 гг. — столица Чувашской АССР.

К 1987 году, в связи со строительством Чебоксарской ГЭС, в центре города на месте ряда кварталов старой застройки был создан искусственный залив. При этом были утрачены многие исторические здания.

Источник

Что такое шупашкар по чувашски

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

В начале 19 века жандармский полковник Маслов в своем раппорте графу Бенкендорфу пишет:

Опыты всех времен доказывают, что легче управлять народом невежественным, нежели получившим хотя малейшее просвещение истинное и сколько нужно и должно поселянину; на основании сего правила начальствующие чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества. Чувашский народ до сего времени погружен еще в крайнее невежество. Но он от природы добр, бескорыстен, миролюбив. Сделанная ему мелкая услуга обязывает его на целую жизнь благодарностью. Трудолюбие его доказывается великим количеством вывозимого на пристани волжского хлеба. С таковыми качествами народ сей должен бы благоденствовать, если бы не был отдаваем в управление таких начальников, которые не лучше имеют к нему уважение, как к вьючному скоту. Русский крестьянин никогда бы не дал себя притеснять, он лучше умел бы объясниться на своем языке о том, что ему нужно; чувашин же есть внутри России иностранец.

Это было давно и это было в начале 19 века. Сегодня с «просвещением» среди чуваш все в порядке. Даже очень. Настолько все хорошо, что свой родной язык уже стали забывать. О невежестве и речи быть не может.

С «историческим просвещением» дела не столь радужные. До сих пор держим народ «в неведении», не можем расстолковать народу значение его имени, историю его происхождения. Вместо правды говорим полу-правду или сочиняем сказки. Похоже что так делалось преднамеренно чтобы «легче управлять».

Как все было хорошо? Значение имени народа под запретом? Связь с Волжской Болгарией минимальная? Период Казанского ханства вообще «табу»?

Дело в том, что подробный анализ может вызвать повышенный интерес к истории, как и со значением слова «чуваш», который несомненно военный термин. Так и с названием Шупашкар. Ведь «субаш» это военный наместник, привитель области. Схожие названия есть в Крыму, в Турции и на Кавказе.

Субаши (тур. Suba;;) — город в Турции, на территории провинции Ялова. Входит в состав района Алтынова. Субаши горная вершина в Кабардино-Балкарии; находится в восточном отроге г. Эльбрус (5642м), в междуречье Субаши и Ирик. В истоках р. Субаши расположен одноименный перевал. Высота — 3785 метров. Топоним переводится, как «вершина над рекой» (балк.). Субаш (также Су-Баш; укр. Субаш, крымско-тат. Suv Ba;, Сув Баш) — река в Кировском районе Крыма, впадает в Сиваш.

Шупаш и субаш по видимости имеют схожие значения «главный, верхний». Чувашское название Шупашкар скорее всего «тюркское» название и означает «укрепленный город, крепость военного начальника субаша». Не исключено, что такое название город мог получить от переселенцев из Крыма. В источниках говорится что в Казанском крае было много пришлых людей «из Азуева и Крыма». С чувашским названием разобрались. Необходимо провести анализ русского наименования города.

На самом деле название Чебоксары не является русским. Название пришло с «финских» языков. Первая часть слова «чебак» не что иное как название рыбы «лещь». В южных районах России до сих пор леща иногда называют чебак. Чувашское «ҫупах» в том же ряду и имеет анологичное значение — лещь. В северной части Чувашии на реке Сура есть поселение Чебаково, где река действительно богата крупными лещами. Выясняется что первая часть названия города «Чебок» не что иное как лещь.

Немного запутаннее, на первй взгляд, вторая часть названия города «сары». На реке Сура, притоке Волги, есть поселение со схожим названием Сареево, на чувашском Сарель. Если принять во внимание тот факт, что чуваши появились в крае намного позже «финских» народов, лишь чуть раньше чем русские переселенцы, то разгадку названий поселений следует искать и в финно-угорских языках.

Наши исследователи чего только непонадумывали. Пытались произвести «сары» от монгольского «сарай», что означает «дворец», пытались доказывать что первая часть и вторая часть названия Чебоксары от имен Чебак и Сары. Только не увидели самого простого. Слово «сары» на «финских» языках означает «приток, заводь, угол, излучина». Назване реки Сура не что иное как «приток», приток Волги. В Вологодской области, где в древности проживали только финно-угорские народы существует поселение Чебсары. Этимология названия Чебсары исходит к «финскому»-угол, заводь, излучина реки.

Что получаем в итоге? В итоге на «финском» наречии Чебоксары означет Лещевая Заводь, Лещевая Излучина. Скорее всего первыми жителями поселения были простые рыбаки. Основали поселение предки «финских» народов, скоее всего марийцы. С приходом чуваш поселение укрепляется, становится ставкой военачальника и получает второе «чувашское» название — Шупашкар.

Чебоксары — поселение рыбаков, Лещевая Заводь. Шупашкар — крепость военачальника субаша. Сура — приток. Чебаково — лещевое место. Если следовать логике этимологий названий г. Чебоксары и Шупашкар, то утки на гербе города это своего рода «утка». На гербе Чебоксар должны быть лещи? На гербе Шупашкар, примерно то, что мы видим на формах местной хоккейной команды.

Николай Мефодьев. Кроме того,я полагаю, в городах Чувашии и в Чебоксарах дожны быть детские сады с родным языком воспитания.

Еще больше интересных и актуальных новостей вы найдете в чувашской версии сайта!

Источник

«Шупашкар и Чебоксары: этимология названий города»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Республиканская научно-практическая конференция по туризму и краеведению

Номинация: «История и культура родного края»

«Шупашкар и Чебоксары: этимология названий города»

Лебедева Елена Германовна

Светит солнышко над тобою,-

Светит, радостный город мой!

Ты знаком нам с детства,

В каждом нашем сердце –

Шубашкар мой, город родной!

Над Волгой рекою Шубашкар,

Что означают названия города «Чебоксары» и «Шупашкар»? Этот вопрос относиться к числу сложных, по которым в науке нет единого мнения. Этот вопрос можно назвать исторической загадкой.

У нашего города два названия. По-чувашски он называется Шупашкар, по-русски – Чебоксары. Почему? Что означают эти названия? Связаны ли они между собой?

Предисловие

Географические названия связаны с историей данного региона. В этих названиях отражаются переселения, столкновения и мирное существование различных племен и народов. Некоторые географические названия легко можно объяснить. Например, деревня Заовражное действительно находится за оврагом от города. Название деревни Кивсерт просто переводится с чувашского языка как «старый дом».

Однако некоторые названия не поддаются сколько-нибудь убедительному объяснению. Часто это связано с тем, что название сохраняются от древнего народа, когда-то населявшего эту местность, объяснения ему пытаются найти люди, говорящие насильно изменившемся или вообще другом языке.

Что такое Шупашкар?

В науке существует несколько гипотез по поводу чувашского названия города. Первая группа ученых считает, что название Шубашкар – измененное марийское слово. Марийцы до сих пор называют город Шаваш-энгер, что буквально означает «родник с кадушкой».

М.Рясянен и Н.Егоров обращают внимание на то, что в марийском языке ШАВАКШ – кадушка, ЭНГЕР – речка. Н.Золотницкий выводил названия Шупашкар из чувашских слов ШОПАШКА (кадка) и АР (место). Если исходить из данной трактовки, название города означает место, где с помощью кадушки, бочки был благоустроен родник.

Вторая группа ученых считает, что слово Шубашкар изначально означало укрепленное место, крепость (кар). Н.Марр объяснил название города как «город шубашов или суваров». В.Егоров и А.Булатов считают «шупаш» вариантом слова «чуваш», т.е. Шупашкар – «город чувашей».

Г.Корнилов обращает внимание на то, что в тюркских языках ШУБАШ, СУБАШ означает военачальник, воевода, а КАР – в древнечувашском – город. Значит, Шупашкар – город воеводы (Воеводоград).

Что означает слово Чебоксары?

В.Нестреров считает первичным название Чебоксары. У марийцев и мордвы часто встречается личное имя «Чебак» или «Чебай». АР, по его мнению, слово финно-угорского происхождения, означающее «река, ручей, потом». Значит, Чебоксары – «река Чебака». А слово Шубашкар – результат изменения этого названия в чувашском языке. По названию реки было названо возникшее поселение.

К.Насыри и Н.Егоров ищут объяснение названия Чебоксары в татарском языке. По их мнению, ЧЫБЫКСАР, ЧАБЫКСАР означает название кустарника, которое можно перевести как ивняк, лозняк, ракитник.

Г.Корнилов считает, что Чебоксары – это русское искажение болгаро-тюркского слова «Чабоксар», что можно перевести как «Чебачье болото» (чабак – разновидность карповых рыб, сар – стоячее болото).

Ученые еще не пришли к единому мнению об этимологии названий Шупашкар и Чебоксары. Одни считают, что в урбониме Шупашкар слово шупаш представляет собой историческую (этапную) форму слова чаваш (чуваш), а слово кар в древнем чувашском языке означало «огороженное место», «город», то есть Шупашкар — «Город чувашей». Другие полагают, что шупаш (шубаш) происходит от тюркского термина су баши (шубаши)— «глава войска». Есть мнение, что Чебоксары (в XVI—XVII веках обычно писали Чебоксар)— русская фонетическая форма слова Шупашкар. В XVI—XVII веках город Чебоксары называли Чебоксар, это еще раз подтверждает, что объяснения названию города пытаются найти люди, говорящие на сильно изменившемся языке.

Чебоксары. Шупашкар. Чебоксарка.

К сожалению, наука еще не дала бесспорное, окончательное объяснение названиям Шупашкар и Чебоксары. И более того, существуют несколько мнений относительно чувашского названия Шупашкар, русского названия города Чебоксары и название реки Чебоксарки. Эти мнения можно свести к трем основным гипотезам:

Сначала возникло название реки «Чебоксар», по имени которой был назван город. Чувашское название возникло позже.

Изначально река и окружающая местность назывались «Чебоксары», а первое поселение – «Шупашкар».

Народные предания

Ни с помощью русского, ни с помощью чувашского языка нельзя достоверно объяснить названия «Шупашкар» и «Чебоксары». Сохранилось несколько народных преданий об основании города. При этом они достаточно различаются друг от друга. Но есть черта, объединяющая все предания. Во всех преданиях название города объясняется, как происходящие от личных имен основателей. Имена этих основателей и даже их количество различаются и даны просто по созвучию.

В.Дмитриевым в книге «Чувашские исторические предания» описываются следующие предания:

«Шупашкар был изрядного жития добрый человек, почему за отменную его жизнь имел от соседей своих почтение. По причине той и река именована по нем Чебоксарка».

«Город Чебоксары наименование свое получил, так как древние сих мест обитатели сказывают, от бывшей на оном месте в старинные времена чувашской деревне Шобаксар».

«На месте города впервые поселились рыбаки-чуваши Шубаш и Кар. Поселение стало расти за счет прибывших из других мест рыбаков. Со временем рыбаки на своем сходе решили назвать поселение именами основателей – Шупашкар. В последствии поселение стало городом».

«Шупашкар основан чувашским хозьой (князем), пользовавшимся доброй славой и уважением улбутов (феодалов) и русских купцов, из-за хорошего отношения к нему русские здесь уважали всех чувашей. В городе род чувашского хозьи не прерывался. Его потомки поддерживали связи с чувашскими крестьянами. Последние привозили в город хлеб для продажи».

«В деревне Шинеры, в десяти верстах от будущего города Чебоксар, жил чуваш Цабак (Чебак) со своей женой Сарой. Он ездил на место города рыбачить, потом поставил здесь двор. Возникшее затем поселение получило название от имен Чебака и Сары».

«До построения города жили в этом месте два главных чувашских йомся (знахаря) – Чебак и Сар. Где теперь находится соборная церковь, там была киреметь, в которой жил Чебак. Сара жил также в киремети, где теперь построена Владимирская пустынь».

Интересные факты

На карте Фра-Мауро, начертанной в 1459 году, город Шубашкар назван Веде-Суаром.

Любопытно, что на карте английского путешественника Дженкинсона, изданного в 1562 году, наш город назван Шабогсхаром.

В Татарстане есть селение Чувашский Шубашкар. Есть сведенья, что село основано чувашами, выходцами из города Шубашкар.

Источник

Новое в блогах

Уникальный язык и необычное происхождение чувашей

Чуваши (самоназвание — чăваш, чăвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их происхождение, история и своеобразный язык считаются весьма древними.

По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами.

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашскиЧуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи). В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.

Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия «Suvar».

В русских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары.

Где живут и на каком языке говорят чуваши

Основная часть чувашей (814,5 тыс. человек, 67,7% населения края) проживает в Чувашской Республике. Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой. На западе республика граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Татарстаном, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия. Чувашия входит в Приволжский федеральный округ.

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашскиЗа пределами республики значительная часть чувашей компактно проживает в Татарстане (116,3 тыс. человек), Башкортостане (107,5 тыс.), Ульяновской (95 тыс. человек.) и Самарской (84,1 тыс.) областях, в Сибири. Небольшая часть — за пределами Российской Федерации,

Чувашский язык относится к булгарской группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы. В чувашском языке выделяют верховой («окающий») и низовой («укающий») диалект. На основе последнего сформировался литературный язык. Наиболее ранним был тюркский рунический алфавит, замененный в X-XV вв. арабским, а в 1769-1871 — русской кириллицей, к которой затем добавили специальные знаки.

Особенности внешности чувашей

С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности. Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей. Причем около 3,5% из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками.

С точки зрения генетики чуваши также являются примером смешанной расы – 18% из них носят славянскую гаплогруппу R1a1, ещё 18% – угро-финскую N, а 12% – западноевропейскую R1b. 6% имеют еврейскую гаплогруппу J, попавшую, вероятнее всего от хазар. Относительное же большинство – 24% – носит гаплогруппу I, характерную для северной Европы.

Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть фото Что такое шупашкар по чувашски. Смотреть картинку Что такое шупашкар по чувашски. Картинка про Что такое шупашкар по чувашски. Фото Что такое шупашкар по чувашски

Под чувашской народной религией понимается доправославная чувашская вера. Но четкого понимания этой веры нет. Как чувашский народ не однороден, так же чувашская доправославная религия неоднородна. Часть чувашей веровали в Тора и сейчас веруют. Это монотеистическая вера. Тора он один, но в веровании Тора существует Кереметь. Кереметь — это реликт языческой религии. Такой же языческий реликт в христианском мире как празднование нового года и масленицы. У чувашей кереметь был не богом, а образом зла и темных сил, которому приносили жертвы, чтобы они не трогали людей. Кереметь при дословном переводе означает “вера в (бога) Кер”. Кер (название бога) еметь (вера, мечта).

Возможно часть верует в тенгрианство, что это такое, до конца не понятно. Тенгрианство, по чувашски тенкер, фактически означает тен (вера) кер (название бога), т.е. “вера в бога Кер”.

Существовала еще языческая религия со множеством богов. При этом каждое поселение, город имел своего главного бога. По названию этих богов назывались селения, города, народы. Чуваши — по чувашски звучит Сьаваш (Сав-Ас дословно означает “асы(бога) Сав”), булгары — по чувашски пулхар (пулэх-ар — дословно означает “народ (бога) пулэх”), русы — Ре-ас (дословно означает “асы (бога) Ра”) и т.д. В чувашском языке, в мифах остались упоминания языческих богов – Ану, Ада, Кер, Савни, Сьятра, Мэрдэк, Тора, Ур, Аслади, Сав, Пулех и др. Эти языческие боги идентичны с богами древней Греции, Вавилонии или Руси. Например, чувашский бог Ану (вавилон. –Ану), чув. Ада (вавилон.- Адад), чув.Тора (вавилон.- Иштор (Аш-Тора), чув. Мэрдэк (вавилон.Мэрдэк), чув. Савни (вавилон. Савни), чув. Сав (греч. Зевс –Сав-ас, рус. Савушка).

Многие названия рек, городов и сел носят названия богов. Например, река Адал (Волга) (Ада-илу озчает бог Ада), река Сьавал (Цивиль) (Сав –илу- бог Сав), река Савака (Свияга) (Сав-ака- луга бога Сав), село Моркаш (Моргауши) (Мэрдэк-аш — бог Мэрдэк), город Шупашкар (Чебоксары) (Шуп –аш-кар – город бога Шуп), село Сятракасси (улица (бога) Сятра) и многое другое. Вся чувашская жизнь пронизана реликтами языческой религиозной культуры. На сегодняшний день мы не задумываемся о религиозной культуре, и религия в жизни современного человека занимает не первое место. Но чтобы понять себя, мы должны понять народную религию, а это невозможно без восстановления истории народа. На моей малой родине (деревня Туппай Эсмеле Мариинско-Посадского района) православие было насильственно принято в середине 18 века, что привело уменьшению численности населения деревни на 40%. Чуваши всегда были приверженцами своей старины и не воспринимали насильственное навязывание другой культуры и религии.

Рассмотрение народной религии показывает наслоение трех видов религий:


В разных частях Чувашии и Российской Федерации присутствуют реликты этих видов религии, соответственно, отличаются обряды и существует культурное разнообразие. Причем это разнообразие сопровождается также языковым разнообразием. Таким образом, существует предпосылки для предположения, что это разнообразие связано с влиянием разных культур или народов. Но как показал исторический анализ, что это предположение неверно. На самом деле такое разнообразие связано с тем, что в этногенезе чувашского народа участвовала только одна культура, один народ, но разные племена этого народа, прошедших разный исторический путь.

Предками чувашей являются амореи,библейский народ, три или четыре волны миграции амореев в разные эпохи оседали на средней Волге, прошедших разные исторические пути развития. Чтобы понять историю чувашей необходимо проследить историю амореев от 40 в до н.э. до 10 в н.э. В 40 в до н.э. наши предки — амореи проживали на территории западной Сирии, оттуда в течение почти 5 тыс. лет амореи расселялись по всему миру, распространяя свою языческую веру и культуру, которая была в то время наиболее прогрессивной. Аморейский язык считается мертвым языком. Вплоть до начала н.э. на огромной Евроазиатском континенте господствовали две основные религии — кельто-друидская и языческая. Носителями первой были кельты, носителями второй были амореи. Граница распространения этих религий проходила по Центральной Европе — к Западу господствовали друиды, к востоку вплоть до Тихого и Индийского океана — язычники.

Спанекаппи рассказывала мифы про мировое дерево с двумя вершинами, на одной вершине сидит сова, на другой орел, как у корней этого дерева расположен священный родник, по веткам бегает ротаткан, а листья обгладывает качака. Вершиной дерево упирается в небо. (У нас в деревне на мысе Таномаш стоит такое дерево, у корней бьет священный источник.) В небе живет бог Ану, люди, животные живут на земле, а гады под землей. Этот миф очень похож на скандинавский эпос. Там тоже белка называется ротатканом. Мировое дерево — ясень иккторсьил, если перевести с чувашского языка, то это дословно означает — двувершинное.

Рассказывала Спанекаппи про богатыря Чемень, повзрослев я начал искать исторический прототип богатыря Чемень и пришел к выводу, что это полководец Семень, в честь которого был назван город Семендер.

Рассказывала Спанекаппи про богатыря (не помню имя), который совершал подвиги, путешествовал подземный мир, где боролся и побеждал различных чудовищ, путешествовал в небесный мир к богам и тягался с ними. Все эти мифы я вспомнил уже через несколько десятилетий, когда читал про подвиги Гильгамеша из Месопотамской мифологии, настолько они были схожи.

Но у меня всегда был вопрос, на который я не мог найти ответа, почему у чувашей нет полноценного языческого эпоса. Изучение исторического материала, размышление привели меня к выводу, что это результат сложной истории народа. Сказки, мифы и легенды, рассказанные нам в детстве Спанекаппи, были намного богаче тех, которые зафиксированы и напечатаны в книгах. Но эти мифы характерны только для чувашей марийского заволжья, которые отличались от остальных чувашей, как по мифологии, языку, так и по внешнему виду- светловолосые и рослые.

Попытки понять, размышления и изучение исторического материала позволили мне прийти к определенным выводам, которые я хочу изложить здесь.

Современный чувашский язык содержит большое количество тюркских слов из булгарского языка. В чувашском языке часто параллельно существуют два слова, имеющих одно значение — одно с тюркского, другое с древнечувашского. Например, слово картошка обозначается двумя словами — сьер улми (чув) и паранка (тюркс), кладбище – сьава (чув) и масар (тюркс). Появление большого количества тюркских слов связано с тем, что, когда булгары принимали мусульманство, часть булгар отказалась принять ислам и осталась в старой религии, и смешалась с чувашами-язычниками.

Многие исследователи чувашский язык относят к тюркской языковой группе, я не согласен с этим. Если чувашский язык очистить от булгарского компонента, то мы получим древнечувашский язык, который окажется аморейским языком.

Здесь я хочу привести свою точку зрения про историю чувашей, которая начинается с 40 века до н.э. В 40 в до н.э. предки чуваш амореи проживали на территории современной западной Сирии. (Вспомните упоминания о фресках в Сирии). С 40-го века до н.э. аморейские племена начинают интенсивно расселяться по всему миру. Имеются сведения о миграции амореев в 40-ом веке до н.э. на запад, на север Африки, где они совместно с лувийскими племенами участвовали в образовании первых Египетских царств.

В 16-ом веке до н.э. следующее аморейское племя торийцы (которых называют северогреческим племенем, главный бог — Тора) вторглись на север Балканского полуострова. Все эти племена совместно с индоевропейскими племенами (пеласги, ахейцы) участвовали в создании Критской, Греческой и Римской цивилизаций с языческой религией и культурой. Ученые до сих пор бьются над разгадкой критской письменности. В прошлом году американцы пришли к выводу, что критское письмо- разновидность греческого. Но на самом деле это является одной из разновидностей аморейской письменности и написано на аморейском языке.

Между 30-м и 28-м веками до н.э. аморейские племена мигрировали на восток, прошли через Месопотамию не останавливаясь, где было сильное шумерское государство, двинулись дальше на восток и дошли до северо-западного Китая. Придя в Туфянскую впадину, создали цивилизацию Турфянских сернов (Турхан сьере), заселили Тибет. Эти же амореи захватили всю территорию Китая, создали первое китайское государство и первую царскую династию в Китае, правили около 700 лет, но потом были свергнуты. Пришедшие амореи по внешнему виду отличались от китайцев — рослые, светловолосые. В последующем, китайцы, придя к власти, решили вытеснить из памяти воспоминания о правлении пришельцев, было принято решение уничтожить все упоминания о правлении амореев. Уже в более поздние времена в 14 веке до н.э. амореи были вынуждены покинуть Турфянскую впадину. Из-за тектонических движений (нового горообразования) изменялся облик северо-западного Китая, впадины были затоплены. Амореи мигрировали на север — в Сибирь, на Запад — на Алтай, и на юг. Через столетия, после прекращения тектонических движений, амореи снова заселили северо-западный Китай и уже в начале нашей эры пришли в Европу в составе союза племен под названием гунны, главную роль в этом союзе занимали савиры. Гунны принесли веру – тенгрианство, которая является развитием языческой религии амореев и превращением его в монотеистическую, где был один бог Тенкер (Тен-кер – с чувашского означает бог Кер). Только часть савиров осела на средней Волге, где уже проживали амореи первой волны миграции, пришедшие из Месопотамии, часть ушла в западную Европу.

В 20-ом веке до н.э. более мощный поток аморейской миграции было направлено опять на восток. Под натиском этой миграции пало ослабевшее шумеро-аккадское государство. Придя в Месопотамию, амореи создали свое государство со столицей Вавилон. До прихода амореев на месте Вавилона была только небольшая деревушка. Но амореи не уничтожили шумеро-аккадское культурное наследие, в результате синтеза шумеро-акадского и аморейского культур возникла новая – вавилонская культура. Первые аморейские цари брали себе аккадские имена. Только пятый аморейский царь взял аморейское имя- Хамураппи, что с чувашского переводится как “старейшина нашего народа”. Письменность, переписка велась на аккадском языке, родственном аморейскому. Поэтому практически не сохранились документы на аморейском языке. В современном чувашском языке, культуре очень много общего именно с аморейской культурой и языком Вавилонии периода 20 по 10 век до н.э. В 10 веке до н.э. амореи были вытеснены из Месопотамии более воинственными племенами- арамеями. С уходом амореев из Месопотамии связано изменение культуры и хозяйственного уклада данного региона, изменение рациона питания и т.д, Например, амореи варили пиво, с их уходом пивоварение было заменено виноделием.

Именно с этим потоком аморейских мигрантов (савроматами) в чувашской культуре связано язычество, но оно было вытеснено из жизни амореями более поздних и многочисленных потоков миграции. Поэтому чувашскую языческую мифологию я узнал только из уст Спанекаппи, которая была родом из чувашей марийского заволжья, где влияние более поздних мигрантов-амореев не сказалось.

Следующая волна мигрантов-амореев, пришедших на Волгу — это гунны, часть которых осела на территории родственных племен, принесли тенгрианство, часть ушла на запад. Например, племя под названием свевы во главе вождя Чегесь ушло на запад и осело на юге Франции и в Испании, свевы участвовали позже в этногенезе французов и испанцев. Название Сивилья принесли именно они (Сав-илу, означает бог Сав).

Следующая волна аморейской миграции — это переселение савиров, которые проживали на северном Кавказе. Кавказские савиры многие отождествляют гуннскими савирами, но они, вероятно, осели на Кавказе при вытеснении из Месопотамии еще в 10-ом веке до н.э. К моменту переселения савиры уже отказались от языческой религии и приняли христианство. Принцесса савиров Чечек (цветок) стала женой византийского императора Исавра V, приняла христианство и имя Ирина. Позже после смерти императора стала императрицей и активно принимала участие в канонизации православия. На Кавказе (чувашское название Арамази) савиры приняли христинство в 682 году. Принятие христианства было насильственное, царь всех савир элтебер (по чувашски этот титул звучал йалтывар, дословно с чувшского означает — “совершать обычаи” ) Алп Илитвер срубил священные деревья и рощи, уничтожил идолы, казнил всех жрецов, из древесины священных деревьев сделал кресты. Но савиры не захотели перейти в христианство. Разобщенные савиры с принятием новой религии не смогли устоять арабскому нашествию через 24 гола в 706 году. До принятия христианства савиры были очень воинственным народом, постоянно участвовали в войнах с арабами, персами и выходили победителями. Основой воинственности и храбрости савиров была их религия, по которой савиры не боялись смерти, только воины погибшие в бою с врагами попадали на небо в божественную страну. С принятием христианства изменилась психология и идеология народа. Аналогичный процесс произошел с норвежцами и шведами (викингами) после принятия христианства.

Вторжение арабов привело к тому, что савиры отошли от языческой религии из-за уничтожения жрецов, которые ведали обычаями, но новая христинская религия не успела укрепиться в народе и приняла форму монотеистической религии веры в Тора. Последняя волна миграции была наиболее многочисленной. О переселении савиров с Кавказа (с гор Арамази — с чувашского переводится как — “земля (ам) народа (ар) асов (аз)”) говорится в мифах. В мифе чуваши спешно покинули места проживания по мосту Азамат, который упирался одним концом в горы Арамази, а другим на волжские берега. Савиры переселившись с еще неустоявшейся религией забыли про Христа, но отошли от языческой религии. Поэтому у чувашей практически нет полноценной языческой мифологии. Рассказанные Спанекаппи языческие мифы, вероятно, привнесены амореями первой волны миграции (савроматов), и сохранились только в малодоступных районах, таких как марийское заволжье.

В результате смешения трех потоков потомков амореев и синтеза получили доправославную веру чувашей. В результате синтеза трех волн миграции потомков амореев (савроматов, савиров, гуннов), мы имеем разнообразие языка, различия внешнего облика, культуры. Преобладание последней волны миграции над другими привело к тому, что язычество и тенгрианство было практически вытеснены. Савиры с Кавказа мигрировали не только на Волгу, большая группа мигрировала и осела на огромной территории современной Киевской, Харьковской, Брянской, Курской областей, там создали свои города и княжества (например, княжество Новгорода Сиверского). Они совместно со славянами участвовали в этногенезе русских и украинцев. Еще в 17 веке нашей эры они упоминались под именем севрюков. Русские города Тмутаракань, Белая Вежа (с чувашского переводится дословно — “край (бога) Бел”), Новгород Сиверский были савирскими городами.

Необходимо отметить о вторжении амореев с Иранского нагорья в Индию. Это вторжение произошло в 16-15 веке до н.э. Вторжение, возможно, произошло совместно с индо-европейскими народами, в истории упоминается как вторжение ариев. С приходом амореев пало ослабевшее Хараппское государство и пришельцы создали свое государство. Амореи привнесли в Индию новую религию и культуру. В Махабхарате существует раннее упоминание савиров совместно с синдами. В античное время территория Синдов была известно под именем Совира. В древних ведах существует много слов схожих с чувашскими, но видоизмененных. (Например, как видоизменили название города Шупашкар при русском написании Чебоксары). Священный столб называется юпа, у чувашей тоже –юпа. Пятая книга ведов о жизнеописании – Пуран (Пуран с чувашского – жизнь), книга ведов Атхарва о лечении с чувашского означает (Ут – хорви, с чувашского- защита тела), другая книга ведов Яджур (йат-сьор — земное имя).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *