Что такое швейцарский федерализм
Швейцарский федерализм: компромисс без коррупции и революции
В этой стране президента выбирают раз в год, а в муниципалитетах все еще голосуют при помощи рук. До начала 21 века тут жили по конституции 19-го, а женщины получили избирательные права лишь в 1970-х. На этих улочках одновременно говорят на нескольких языках и, поразительное дело, как-то договариваются. В секретах успеха Швейцарии, снискавшей славу одной из самых благополучных стран мира, разбиралась Тайга.инфо.
В Швейцарию Тайгу.инфо пригласили в пресс-тур, чтобы показать, как работает хваленый швейцарский федерализм. В стране, которая в несколько раз меньше Новосибирской области по площади, официальными являются четыре языка, более того, там есть двуязычные кантоны (административные единицы, из которых состоит территории страны), как, например, Берн, и даже двуязычные города, как центр часовой промышленности, имеющий название на французском и немецком — Бьен и Биль.
Преобладающий язык в Швейцарии — немецкий (более 60% населения), на французском говорит пятая часть населения, еще 6,5% — на итальянском. Менее процента используют романшский — в основном он распространен в кантоне Граубюнден, относится к романским языкам.
Считается, что первые регионы страны объединились еще в 13 веке, а современное федеративное устройство Швейцария получила с принятием конституции в 1848 году, по которой жила еще 150 лет. И ведь могла бы эта Швейцария кусочками разойтись по окружающим странам — благо язык и культура похожи. Но нет, каким-то чудом собралась из разрозненных областей и вот так существует.
В реальности не все так статично, как может показаться со стороны. И кстати, языковые и религиозные отличия в этом играют свою роль. В 1970-х из протестантского и в основном немецкоговорящего кантона Берн выделился кантон Юра, франкоговорящий и католический. Отголоски этого бунта до сих пор тревожат Швейцарию. Сейчас пытается уйти в Юру из Берна город Мутье. Да так пытается, что ради участия в референдуме по этому поводу избиратели меняли прописку, из-за таких нарушений его признали недействительным. Это, конечно, единичный случай, хотя в целом здесь высока ценность самоопределения.
Федеративная система вырастала снизу вверх — это самое главное, что обеспечивает ее устойчивость
Собственно, такая ценность и лежит в основе образования и существования Швейцарии — страна была создана по решению самих кантонов. Это было изначально добровольное объединение с определенной целью — защититься от внешних посягательств, напоминает профессор Цюрихского университета Томас Видмер. «Федеративная система вырастала снизу вверх — это самое главное, что обеспечивает ее устойчивость. Так же, как в США, — поясняет Видмер. — В других системах, где федерализм сверху насаждался, как, например, в Германии, когда, чтобы центр избавить от излишних тягот, передавалась часть полномочий на уровень земель. У них исходное положение несколько сложнее, оно необязательно обеспечивает успех. И нельзя думать, что унитарное государство или с унитаристскими традициями стоит построить как федеративное, все проблемы будут решены, так не получается. Система „снизу — вверх“ прежде всего дает устойчивость».
Томас Мозер, представляющий управление внешних связей кантона Берн, говорит о четырех элементах, обеспечивающих единство и стабильность Швейцарии: демократия, правовое государство, федерализм и социальное государство.
«Социальное государство начали активно создавать в качестве не в последнюю очередь реакции на большевистскую, социалистическую революцию в России, дабы не допустить подобного развития событий. Под социальным государством у нас понимается то, что государство не только должно обеспечивать свободой и охранять свободу граждан, но и само должно обращать внимание на тех, кто слабее и призывать своих граждан поддерживать других», — поясняет Мозер.
Существующая система не всегда была такой, а упоминание в этом контексте большевистской революции не просто реверанс в сторону российских журналистов. В ноябре 2018 года, когда мы и посетили Швейцарию, тут повсюду были следы всеобщей стачки, 100-летний юбилей которой здесь отмечают — на эту тему здесь проходят выставки, к этой дате появляются материалы в СМИ.
И хоть события 1918 года не привели к таким катастрофическим последствиям, как случилось в те годы в России, они существенно изменили жизнь страны.
В начале ХХ века парламентарии избирались по мажоритарному принципу — и в основной массе своей это были богатые либералы, капиталисты, имеющие у себя на округах серьезные инструменты влияния. У народа был запрос на изменения в системе.
Ситуацию накаляла Первая мировая война в Европе, которая позволяла зарабатывать швейцарским промышленниками, но не простому рабочему классу. К тому же в стране начались перебои с продовольствием. Недовольство достигло своего апогея осенью 1918 года. И хотя стачка была подавлена и прекращена, требования ее лидеров вроде введения пропорциональной системы выборов, пенсионного страхования и 48-часовой рабочей недели со временем были исполнены.
стачка была подавлена, но требования ее лидеров вроде введения пропорциональной системы, пенсионного страхования и 48-часовой рабочей недели были исполнены
Но вернемся в славный осенний Берн 2018-го — с черепичными крышами в красно-желтой листве, будто игрушечными фонтанами, рыбками в пруду у гостиницы, людьми всех возрастов на самокатах и великах.
В первый же день в Берне мы попадаем на экскурсию в парламент. Время не сессионное, поэтому можно в буквальном смысле прикоснуться к швейцарской политической системе — потрогать деревянные столы, посидеть в кожаных креслах парламентариев, пробежать по залам с символичными картинами на стенах и витражами с изображением сценок из жизни швейцарцев начала XX столетия.
Здесь двухпалатный парламент. Сравнимый с Госдумой Национальный совет избирается по партийным спискам. Даже небольшие партии имеют возможность провести своих представителей. Избирательные округа соответствуют кантонам, представительство зависит от их размеров. Самый большой — Цюрих, и там больше всего представителей — 35.
полноценное избирательное право женщины в Швейцарии обрели в 1971 году
Интересный факт — около 30% депутатов — женщины. «Одна треть — это неплохой расклад, если учитывать, что полноценное избирательное право женщины в Швейцарии обрели в 1971 году, — отмечает Клаудио Фишер, возглавляющий департамент международных связей парламента. — И все еще трудно женщину мобилизовать на политическую деятельность. Но, тем не менее, их доля растет. Но квот у нас нет, мы не сторонники их введения».
Совет кантонов сравним с нашим Совфедом. И хоть в сенате представлены регионы, это не назначенные представители, как в России, а избранные по мажоритарной системе люди. Работают палаты над одними и теми же законами. Главное — выработать единый вариант. Законопроекты могут три раза переходить из одной палаты в другую, нам назвали это «челночным» движением.
«Для того, чтобы выполнять это правило, нужно быть готовым к компромиссу. Это характерная, очень важная черта, швейцарского парламента, — говорит Фишер. — В конечном итоге выигрывают все, нет такого, что эти проиграли, те выиграли в результате компромисса. Но и полностью настоять на своем видении тоже, как правило, не удается никому».
Члены парламента продолжают заниматься своей профессией, бизнесом. «Идея в том, чтобы человек не отрываться от земли, так сказать, от конкретных нужд, отраслей, сфер деятельности», — говорит Клаудио Фишер. Но какого-то конфликта интересов в этом в Швейцарии не видят, поскольку депутаты и должны представлять интересы определенных групп населения.
Депутаты получают выплаты-компенсации за время, проведенное на парламентской работе (за день примерно часовой или двухчасовой гонорар адвоката). Получается, что в среднем — 100−110 тыс. франков в год. Это приличный доход, но ничего выдающегося.
Семь членов правительства — это выдвинутые основными партиями люди
Серьезно выделяется процесс формирования правительства. Новый парламент выбирает правительство. Семь членов правительства — это выдвинутые основными партиями люди: по двое от первых трех по численности в парламенте партий, еще один от четвертой. По очереди раз в год министры избираются президентом. И четыре года все эти люди могут спокойно работать, никто их уволить не может, если не уйдут сами.
Если все-таки кто-то из министров по своей воле покидает пост досрочно, на это место его же партия выдвигает другого человека. Процесс выбора претендентов внутри партии непубличен, и тут есть хоть какая-то, пусть и небольшая, интрига, а так в целом считается, что с избранием нового человека кардинально ничего не поменяется. В Швейцарии роль личности в сравнении с российской системой минимальна.
Помимо федерального уровня власти, в Швейцарии есть кантональный и местный. Самый верхний на практике отвечает за какие-то глобальные вещи вроде внешней политики. Все основные сферы жизни в руках кантонов и коммун. Они несут ответственность за здравоохранение, образование и общественную безопасность.
В Швейцарии 26 кантонов и полукантонов (образовались от разделения кантонов). У них собственные правительства, конституции, законодательные органы и суды.
Важный элемент — организацию своей правящей структуры определяют сами кантоны, говорит Томас Мозер из правительства кантона Берн.
Но власть кантонов имеет определенные ограничения. Например, кантон не может ввести смертную казнь на своей территории. Также они должны придерживаться международного права и соблюдать международные договоренности федеративного государства.
То, что территории имеют широкий круг полномочий, является веской причиной для участия в разработке федеральных законов и позиций, отмечает генеральный секретарь Конференции кантональных правительств Роланд Майер. Прежде чем федеральный центр разрабатывает какой-то закон, он обязан провести консультации с регионами. Как раз для выработки таких единых позиций и существует Конференция кантональных правительств, которая собирает несколько раз в год представителей регионов.
Прежде чем федеральный центр разрабатывает какой-то закон, он обязан провести консультации с регионами
Сотрудничество между кантонами нацелено на выравнивание издержек при выполнении своих функций, например, в образовании или в медицине. Страна небольшая и смысла иметь в каждом кантоне свой университет или многопрофильную клинику просто нет.
«У нас не в каждом кантоне есть свой университет. Но студенты со всей Швейцарии могут выбирать, в какой им поступать. Это государственные учебные заведения, — поясняет Роланд Майер. — Те, в которых есть университеты, например, Фрибур или Берн, несут расходы, другие, в которых нет, но которые могут туда направлять своих студентов, должны принимать участие, они делают денежный взнос, чтобы облегчить это бремя расходов».
Также в образовании есть и другой тип договоров — соглашения между кантонами по конкретным темам. Если в каждом кантоне будет своя система образования, людям, переезжая, будет сложно переводить детей из школы в школу. Поэтому территории согласуют основные параметры обучения — чтобы программы не слишком отличались друг от друга.
Раньше, кстати, это было реальной проблемой, но сейчас есть тенденция на унификацию таких вещей. Да и в целом специалисты отмечают рост запроса на централизацию, потому что народ все меньше готов соглашаться на существование больших различий.
специалисты отмечают рост запроса на централизацию, потому что народ все меньше готов соглашаться на существование больших различий
«У нас могут быть, а до недавнего времени могли быть существенные различия от кантона к кантону и в налогообложении, и в уровне зарплат, стоимость жизни могла быть разной в связи с тарифами какими-нибудь. Граждане все менее склонны соглашаться на различие системы, — говорит Майер. — Другая причина для централизации — все больше вопросов, которые можно решить только на общенациональном, если не международном уровне: изменение климата, защита окружающей среды и другие новые глобальные вызовы».
Кантон Берн, например, попросил денег на федеральном уровне на адаптацию сирот-мигрантов. По идее государство в этом заинтересовано, ведь они потом они останутся в стране. Но в этой ситуации кантон попадает в зависимость от центра.
А вот Томас Видмер, говоря о перспективах швейцарского федерализма, отмечает тенденцию на объединение коммун и усиление роли кантонов. Например, в сфере социальной защиты специальные учреждения были переданы на кантональный уровень, так эффективнее, ведь коммуны мелковаты.
Днем около парламента Берна соберутся школьники. Тоже на экскурсию что ли изучать федерализм? А вечером то же здание облепят взрослые, чтобы посмотреть светомузыкальное шоу по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери.
Коллеги будут обсуждать, как такие же шоу проводят в их городах. Я промолчу, вспомнив про представление из фрагментов оперы «Царь», которое показывали в Новосибирске на храме. Рассказывать о шоу, приуроченном к 100-летию расстрела царской семьи, и роли РПЦ в новосибирской культуре перед просмотром мультфильма как-то не захочется.
Во время представления площадь наполнится запахами еды, алкоголя и смехом — в общем, ощущением праздника. И никакой полиции вокруг. Где-то рядышком, так же без полиции, будет проходить митинг афганцев (судя по флагу). Не зная языка, сложно будет понять, о чем они говорят, но эта толпа будет не очень похожа на ту, что радуется жизни и благам цивилизации на площади перед парламентом.
Вообще Швейцария, несмотря на свое внутреннее многообразие, не очень благосклонна к мигрантам и исламу. Об этом отчасти свидетельствуют инициативы последних лет, вынесенные на референдумы различных уровней и получившие поддержку, например, запрет на строительство минаретов. Более 57% жителей проголосовали «за». Главное, конечно, тут не сама религия как таковая, а некие опасности, с которыми ее связывают.
Референдум — важное проявление прямой демократии в Швейцарии. На такие голосования выносят самые различные вопросы, и инициатором может быть любой человек — главное проработать тему и собрать нужное количество подписей. О том, как благодаря воле народа можно заморозить неугодный транспортный проект и почему коррупция — не в швейцарской традиции — читайте в следующей публикации.
Что такое швейцарский федерализм?
К 30-летию референдума о сохранении СССР
Что такое швейцарский федерализм?
Самарин Е.Ф.
Единство в многообразии
Город Берн, резиденция федеральных властей, называется не столицей, а городом федерального значения.
Швейцарская федерация обладает полномочиями, которые ей добровольно передали народ и кантоны,
кантоны обладают полномочиями, которые им добровольно передали общины, из которых они состоят.
Девиз швейцарского федерализма:
«Единство в многообразии».
Полномочия швейцарских общин:
управление имуществом и деньгами,
строительство и поддержание общественных зданий,
строительный надзор и благоустройство местности,
учёт населения,
взимание налогов (федеральных, кантональных и коммунальных),
трудоустройство,
социальное обеспечение,
служба местной полиции,
здравоохранение,
организация школ,
благотворительность,
организация выборов и голосований,
проведение культурных, спортивных и т. п. мероприятий,
водоснабжение,
пожарная охрана,
удаление сточных вод,
вывоз мусора,
устройство мест для переработки особых отходов,
организация общественного транспорта,
решение проблем частного транспорта,
устройство мест для проведения досуга (например, спортивных сооружений).
Кантоны обладают полным правом налогообложения, за исключением тех налогов, сбор которых является прерогативой федерального правительства. Как следствие, в Швейцарии приняты три уровня налогообложения – федеральный, кантональный, общинный (муниципальный).
Кантоны самостоятельны в вопросах финансирования. Они самостоятельно распоряжаются двумя третями доходов и осуществляют две трети расходов. На федеральное правительство приходится лишь одна треть. Внутри кантонов обычно половина от этих двух третей передается на уровень муниципалитетов.
В кантонах и общинах граждане участвуют в принятии решений относительно своих налогов. Налоги должны получить демократическое одобрение в ходе так называемого финансового референдума.
Федеральное Собрание (парламент Швейцарии) при соблюдении прав народа и кантонов осуществляет верховную власть в Швейцарской федерации.
Наряду с Федеральным советом и Верховным судом, Федеральное собрание является одной из трёх ветвей власти в стране и выполняет функции законодательного органа.
На совместном заседании обеих палат Федерального собрания с соблюдением баланса языков и регионов каждые 4 года избираются 7 министров правительства Швейцарии (Федерального совета), президент и вице-президент, федеральные судьи, канцлер (и командующий армией в случае кризиса или войны).
Президент и вице-президент Швейцарской Конфедерации являются представительскими фигурами и ежегодно переизбираются Федеральным собранием.
Повторное избрание на следующий год исключено.
Федеральный банк уполномочен защищать курс швейцарского франка и не имеет права заниматься другими банковскими операциями. Другие виды коммерческой деятельности банков относятся к компетенции кантональных банков.
Чистая прибыль Швейцарского национального банка не менее чем на две трети поступает кантонам.
Голосование (референдум) народа и кантонов в Швейцарии состоит из двух частей: за законопроект должны проголосовать большинство швейцарцев и большинство кантонов.
На голосование народа и кантонов выносятся:
1) изменения Федеральной конституции;
2) вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества;
3) объявленные срочными союзные законы, которые не имеют конституционного основания и срок действия которых превышает один год.
Политическое устройство кантонов и общин подобно политическому устройству Швейцарской федерации.
У всех кантонов (за исключением двух) имеется однопалатный парламент (его названия варьируются), состоящий из определённого числа депутатов (от 49 до 180).
В кантонах Гларус и Аппенцелль-Иннерроден непосредственно население выполняет роль единственного законодательного органа, голосуя на общенародных собраниях.
Исполнительная власть в кантонах принадлежит правительству-коллегии, численность которой равняется либо 5, либо 7 человек.
Каждый кантон имеет 2 уровня судебной власти: первая инстанция и суд кантона (вторая инстанция).
В больших общинах существует парламент и правительство (их названия меняются в зависимости от региона). В свою очередь роль парламента в меньших общинах может играть собрание всех граждан, имеющих право голоса, а роль правительства специально нанятый управленец (иногда работающий неполный рабочий день или на общественных началах).
Для школьных троечников вроде Путина сообщаю, что
в гидродинамике есть принцип подобия:
малое судно будет двигаться в воде также, как точно такое же большое.
Я уже давно записываю приемы путинских троллей.
Найди себя здесь.
1. «Ты дурак и несешь вздор» — переход на личности.
2. «Нет Путина — нет России!» — ложный выбор.
3. Я тебе про Фому, а ты мне про Ерему — увод с темы или оффтопик.
4. Разжигание ссор с целью прекращения обсуждения — флейм.
5. Я тебе про члена партии, а ты мне про половой член — подмена понятий.
6. Навязывание частностей в качестве закономерностей.
7. Апелляция к очевидности, ложная авторитетность. Аргументация демагога начинается с выражений типа «каждому известно», «очевидно», «практика доказала» и так далее.
8. Огромные цитаты — чтобы публика утомилась и покинула обсуждение.
9. Бессмысленные тексты, чтобы лишить обсуждение смысла — спам.
10. Групповой троллинг — когда несколько троллей имитируют обсуждение, не давая в нем участвовать остальным.
И т.д.
[Сообщение изменено пользователем 10.04.2021 01:44]
Теория и практика швейцарского федерализма
Характеристика Швейцарии как классического примера многонационального федеративного государства. Анализ демократического федеративного общества как общества, которое обладает ограниченной возможностью вводить изменения путем создания новых законов.
Рубрика | Политология |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.02.2019 |
Размер файла | 29,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Кафедра «Теории государства и права и политологии»
Курсовая работа (статья) по дисциплине «Теория государства и права»
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ШВЕЙЦАРСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Современный мир сложен и многообразен, при этом не существует каких-либо единых рецептов его развития. В рамках общих закономерностей каждое государство проходит свой особенный путь, свойственный только ему. Это относится и к федеративным отношениям [1, с. 38].
Модели федерализма многообразны. «Каждое федеративное государство уникально, следовательно, используя метод сравнительного анализа, можно выделить ряд так называемых моделей федерализма, каждая из которых отражает историческую, политическую и иную специфику конкретной федерации, определяя общие и особенные черты организации государственной жизни» [2, с. 28].
Классическим примером многонационального федеративного государства является Швейцария, в котором принцип федерализма является одним из важнейших в политическом устройстве. Изучение особенностей Швейцарского федерализма, его оценка политологами, государствоведами и историками позволяет выявить не только характерные проблемы, но и дает возможность проследить основные направления развития государственно-правовых институтов этой передовой во многих отношениях страны.
В Европе формирование федерализма было затруднено высокой плотностью населения, интенсивной межгосударственной конкуренцией, когда каждая из стран ревниво наблюдала за своими соседями и пыталась достаточно часто оказать на них влияние, длительное время сохраняющимися социальными, культурными пережитками, религиозными противоречиями [3, с. 5].
Швейцария в силу своего горного ландшафта, в конечном счете, сумела добиться независимости от своих могущественных соседей, положив начало кантональной конфедерации в конце XIII века. Государство испытало многовековой опыт конфедеративного общежития, который позволил ей относительно безболезненно адаптироваться к системе федеративных отношений [4, с. 97-100].
В настоящее время Швейцария номинально является Конфедерацией, но фактически представляет собой федеративную демократическую республику. Она включает 26 субъектов, именуемых кантонами, из которых шесть являются полукантонами при отсутствии в них общекантональных органов.
По мнению Анвара Мидхатовича Фарукшина, федералистское начало оказалось весьма подходящим: оно оставляет пространство совместному проживанию меньшинств и создает, тем не менее, идентичность [6, с. 116].
Наталья Викторовна Плотникова придерживается такого же мнения. Она отмечает, что, неоднородность имела в Швейцарии свою специфику, которая заключалась в том, что в отличие от США, Канады и Австралии, в Швейцарии он имел глубокие корни в древней истории коммун, которые всегда проживали в этой стране [7, с. 97].
Швейцарская Конфедерация представляла собой в течение порядка 500 лет более или менее зыбкую систему различных городов и местностей. Целью этого союза являлось, прежде всего, обеспечение внутреннего мира, а также отражение внешней опасности. Переход от этого союза к федеральному государству обозначил 1848 г., когда благодаря Федеральной Конституции сформировалось собственно федеральное устройство Швейцарии, в том виде, в каком оно нам известно сегодня.
Можно сказать, что Швейцарское государство оказалось более децентрализованным, чем США в конце XVIII в. Но США осуществлять централизацию было сложнее по причине стремительной территориальной экспансии на запад. Консолидацию Швейцарии объективно облегчали два обстоятельства: 1) традиционно высокий уровень демократии и набиравшая силу дальнейшая демократизация и 2) процессы индустриализации и социальных коммуникаций в самом центре Европейского континента [3].
В значительной степени был сохранен суверенитет кантонов, создан двухпалатный парламент, обеспечивающий малым католическим кантонам непропорциональное влияние. Кантоны делегировали федерации права осуществлять единую внешнюю, таможенную и денежную политику, заниматься вопросами обороны, ввести унифицированную систему мер и весов, обеспечивать функционирование почты и телеграфа.
«Конституцией 1848 года союзу было предоставлено право распоряжаться войсками в видах, поддержания внутреннего порядка и национальной независимости. Большую пользу нация извлекла из объединения чеканки монеты, мер и весов, почти все это перешло в ведение союза. Кантоны предоставили ему исключительное право взимать пошлины на границах страны и монополию выделки пороха; они отменили многочисленные внутренние сборы и пошлины, получив взамен того некоторое вознаграждение» [8, с. 28].
Конституция 1848 г. содержала в себе принцип разделения властей и умеренной централизации: двойной суверенитет 22 кантонов и федерации, при верховенстве норм федерального права.
С началом Первой мировой войны возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные симпатизировали Германии. Четырехлетняя мобилизация сказалась тяжелым бременем на экономике страны, ощущался дефицит промышленного сырья, росла безработица, не хватало продовольствия. В итоге всеобщее недовольство вылилось в массовые забастовки в ноябре 1918 г.
Начало Второй мировой войны застало население страны более чем сплоченным: так как, мало кто в Швейцарии приветствовал нацизм. Но в стратегическом отношении положение конфедерации было значительно более уязвимым, ведь она находилась в окружении тоталитарных держав.
После окончания Второй мировой войны Швейцария переживает экономический подъем. Главным двигателем развития Швейцарии стали «экономическое чудо» в ФРГ и восстановление Европы.
Конституция Швейцарии 1848 г. была полностью пересмотрена лишь два раза (в 1874 и в 1999 гг.). Предложения о централизации были первоначально в 1872 г. провалены на всенародном голосовании, но после их корректировки, учитывающей интересы кантональной автономии, одобрены на референдуме в 1874 г. Тем самым Швейцария предприняла беспрецедентный шаг: за четверть века обновила свою Конституцию.
Конституция 1874 г. закрепила переход к современной демократии референдумов, в которой население, собрав определенное количество подписей, могло потребовать проведения голосования по любому принятому парламентом закону, являлась вплоть до конца XX в. своего рода «общественным договором», который выполнял объединяющую функцию для этой многонациональной страны.
С развитием общества и государства многие ее положения уже устарели и перестали соответствовать политической реальности нового века. В неё было внесено около 140 изменений, что порождало рассогласованность норм и противоречивость подходов. Сам процесс реформы конституции был масштабным и демократическим. Новая Федеральная конституция была принята в ходе состоявшегося 18 апреля 1999 г. референдума и вступила в силу 1 января 2000 г.
Новая федеральная конституция Швейцарской Конфедерации подчеркивает обязательство федерации укреплять мир и взаимопонимание среди лингвистических коммун.
Федерализм проявляется при этом на нескольких уровнях. Во-первых, были разделены компетенции между Союзом, 26 кантонами и 2 896 общинами. Благодаря этому каждый кантон смог сохранить свои собственные политические институты, то есть правительство, парламент и судопроизводство, и уступить лишь часть своих компетенций, таких как, внешняя политика, таможня и почта, заново созданному федеративному государству.
Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся, прежде всего, школьное дело, больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство и др. Федерация имеет право делегировать часть своих полномочий кантонам. Во многих вопросах федеральные органы определяют лишь общие рамки, а практическая реализация соответствующих законов и постановлений возлагается на кантональные органы. Достаточно широка и сфера конкурирующей или совместной компетенции.
Во-вторых, кантоны, согласно Конституции страны и их конституциям, суверенны, ведь их суверенитет не ограничен федеральной Конституцией. Кантоны имеют право принимать собственные Конституции. Это значит, что они сами определяют процедуры своей законодательной деятельности, систему государственного управления, внутреннее устройство, отношения между гражданами и государством и отношения между кантональным правительством и муниципалитетами.
Кантоны получили право участия в принятии решения в компетенциях федеративного государства путём назначения двух представителей от каждого кантона и одного представителя от каждого полукантона в малую палату двухпалатного парламента. Обе палаты, Национальный Совет и Совет кантонов, имеют при этом одинаковую законодательную силу.
Для примера, конфедерация наблюдает за исполнением кантонами военных законов, за исполнением законов о мерах и весах. Федеральный совет рассматривает законы и ордонансы кантонов, подлежащие его утверждению; он наблюдает за теми отраслями кантонального управления, которые подчинены его надзору.
На Федеральный совет возложена обязанность заботиться о соблюдении Конституции, законов и постановлений конфедерации, а также предписаний, содержащихся в федеральных соглашениях. Совет принимает необходимые меры для их соблюдения, если жалоба о нарушении не подпадает под компетенцию Федерального суда. Наконец, Федеральное собрание утверждает кантональные конституции.
Кантоны достаточно самостоятельны в вопросах финансирования. Они самостоятельно распоряжаются двумя третями доходов и осуществляют две трети расходов. На федеральное правительство приходится лишь одна треть. А внутри кантонов, как правило, половина от этих двух третей передается на уровень муниципалитетов.
Федеральные законы реализуются через законодательство кантонов. Но в отличие от американского федерального законодательства законодательство Швейцарии не предусматривает для федеральных властей почти никаких инструментов принудительного применения федеральных законов в кантонах [10].
Применение законов находится в компетенции самих кантонов. Кантональные суды создаются кантоном, получают легитимность от конституции кантона, которая и определяет их юрисдикцию, действуют согласно процедурным нормам данного кантона и применяют как законодательство кантона, так и федеральное законодательство. Вообще, кантоны обладают всеми необходимыми характеристиками суверенного государства.
Они вводят законы, имеют свою собственную судебную власть и управляются кантональными органами исполнительной власти. Что касается легитимности, то легитимность всех правительственных органов определяется кантональной конституцией, а не федеральной. Если кантональное правительство нарушает федеральный закон, оно несет политическую ответственность перед гражданами данного кантона. Кантональные правительства не несут никакой дисциплинарной ответственности перед федеральным правительством.
В сущности, федерализм в Швейцарии оказался таким жизнестойким именно благодаря прямой демократии на федеральном, кантональном и муниципальном уровнях. Пользуясь инструментом прямой демократии, граждане кантонов и муниципалитетов оказывают большое влияние на политическую деятельность своих правительств.
Таким образом, они заинтересованы в том, чтобы как можно больше полномочий оставалось на кантональном, или даже муниципальном уровне. Каждое решение в пользу централизации уменьшает их возможность влиять на государственную политику. Именно поэтому, в ходе нескольких федеральных референдумов избиратели не поддержали предложения правительств и парламентов о централизации некоторых полномочий, так как боялись, что их возможность влиять на политику уменьшится. В редких случаях кантональные правительства даже заинтересованы в том, чтобы отказаться от определенных полномочий, требующих от них принятия непопулярных мер, ставящих под сомнение их переизбрание. Законодательная процедура принятия законов или конституционных поправок в Швейцарии намного сложнее, чем в государствах англо-саксонской модели. Принятие новых законов на федеральном уровне, как правило, занимает от 5 до 10 лет. И даже после принятия парламентского акта, его выполнение начинается не сразу, потому что федеральные акты должны осуществляться в соответствии с федеральными постановлениями, кантональными законами, а в отдельных случаях даже в соответствии с муниципальными положениями.
Поэтому демократическое федеративное общество обладает ограниченной возможностью вводить изменения путем создания новых законов. Также ограничены возможности общества передать властям дополнительные полномочия.
В те моменты, когда прямая демократия осуществляется путем открытого собрания граждан, возможность принятия новых законов ограничивается несколькими часами в году. Это объясняется тем, что традиционно собрание созывается один раз в год воскресным утром, законодательные возможности такого кантона очень ограничены. Избирателей не так просто убедить в необходимости одобрить какой-либо парламентский акт, что, возможно, является ещё одним фактором, который ограничивает государственные полномочия.
Большинство избирателей не склонны к одобрению законопроекта, если они не убеждены в его полной необходимости. Поэтому если у них есть какие-то сомнения, то они скорее проголосуют отрицательно. Сомнения никогда не бывают в пользу законодательных органов. Прямая демократия действует не только в сфере принятия законодательных решений, но и в сфере финансовых решений относительно общественных расходов и государственного налогового дохода. Это особенно проявляется на кантональном и муниципальном уровнях.
Именно тот факт, что государственная власть подлежит прямому демократическому контролю со стороны граждан, является причиной того, что Швейцария до сих пор остается сильно децентрализованным федеративным государством. Как мы видим, прямая демократия встала на пути множества проектов, согласно которым центральное правительство получило бы больше полномочий, чем были бы ему абсолютно необходимы.
В каждой коммуне имеется исполнительный или административный совет, избираемый путем прямых выборов. В компетенцию коммун входит управление своими финансами, регулирование вопросов культа, гигиены, охраны порядка, начального образования. В крупных городах к ведению коммун относится управление дорогами, снабжение водой и энергией.
В конституции Швейцарии коммунам посещён третий раздел. В пункте 1, статьи 50 говорится: «Общинная автономия гарантируется в соответствии с кантональным правом», а это значит, что деятельность коммун находится в ведении кантона, в котором она находится.
Современные глобальные социально-экономические, культурные и технологические перемены ставят федерализм перед совершенно новыми вызовами и угрозами.
Именно здесь, в сердце исконной Швейцарии, стал особенно хорошо заметен тот факт, что слишком маленькие административно-территориальные единицы во многом становятся неэффективными и слишком дорогими. Но что интересно, на кантональном уровне в Швейцарии нет и следа каких-либо тенденций, которые указывали бы на возможное слияние кантонов в более крупные объединения» [12, с. 38].
При этом он подчеркнул особенность швейцарского федерализма, которая состоит, в частности, в том, что, например, в Совете кантонов, малой палате парламента, кантон Цюрих (более одного миллиона граждан) имеет столько же депутатов, а именно, два, сколько имеет их и кантон Ури с населением в 35 тыс. человек. Перспектива же создания семи макрорегионов в Швейцарии, по его мнению, на сегодняшний момент не имеет каких-либо шансов на реализацию.
Существует мнение по поводу культурной автономии кантонов, которая ведет к укреплению «провинциальной местечковости». А это, в свою очередь, мешает организовать более осознанный и эффективный диалог с тремя великими соседними европейскими культурами, в значительной степени влияющими на Швейцарию, то есть с немецкой культурой, а так же с итальянской и французской [12].
В Швейцарии до сих пор, особенно на местном уровне, влияние этих трех культур часто воспринимается не как вклад в культурное разнообразие, а как попытка враждебного вторжения. Однако такова культурная цена за обладание системой федерализма, которая в целом обеспечивает Швейцарии устойчивость и процветание.
По причине того, что государственная власть подлежит прямому демократическому контролю со стороны граждан, это является причиной того, что Швейцарская Конфедерация до сих пор остается именно «конфедерацией», т.к. кантоны сильно децентрализованы, каждый кантон имеет свою власть, конституцию, в которой некоторые кантоны провозглашают свой суверенитет и территорию. Власти кантона несут ответственность только перед народом, который в нём проживает и практически никакой ответственности перед федеральным правительством. Кантоны в некотором роде имеют больше полномочий на своей территории, чем федерация. Даже в преамбуле федеральной конституции Швейцарии говорится: «Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и кантоны, чувствуя ответственность перед Творением,…дают себе следующую Конституцию».
Усложнение проблем современного государства приводит к тому, что такой способ разделения полномочий часто оказывается недостаточным, так как существуют задачи, которые должны решаться в общегосударственных масштабах. Таким образом, разделение полномочий все равно приводит к необходимости сотрудничества и взаимодействия (к «кооперативному федерализму»). Фактически осталось очень немного областей, относящихся к исключительной компетенции кантонов. Зато становится все больше сфер взаимодействия Конфедерации и кантонов.
Так, Конфедерация принимает законы, конкретизацию и исполнение которых она оставляет за кантонами (к примеру, благоустройство местности, гражданская оборона, полиция, ведающая делами иностранцев). Техническое развитие ведет к тому, что кантоны все больше становятся исполнительными органами Конфедерации. Федеральная администрация слишком малочисленна, чтобы самостоятельно контролировать исполнение законов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3. А.Д. Гуляков, А.Ю. Саломатин. Конституционные акты федеративных государств: особенности сравнительного диахронного и синхронного анализа // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» 2016. Т. 4, № 3 (15) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online) / URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/guliakov_ad_salomatin_aiu_16_3_03.pdf;
6. Фарукшин А.М. Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств // Ученые записки КГУ Т. 147. Кн.1.: сб. науч. статей. Казань, 2005. С. 116;
7. Плотникова Н.В. Современные тенденции развития этнополитических процессов в федерализме Швейцарии // Вестник Московского университета. М., 2009. № 1. С. 97;
9. Страшун Б.А. Вводная статья к Союзной конституции Швейцарской Конфедерации // Конституции государств Европы: в 3 т. Т. 3 / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. С. 534;
швейцария государство федеративный
3. D. A. Gulyakov, A. Y. Salomatin. Constitutional acts of the Federal States: comparative features of diachronous and synchronous analysis // Electronic scientific journal «Science. Society. State» in 2016. Vol. 4, No. 3 (15) http://esj.pnzgu.ru 2307-9525 ISSN (Online) / URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/guliakov_ad_salomatin_aiu_16_3_03.pdf;
6. Parukhin A. M. Swiss federalism and protection of minority rights // scientific notes of KSU T. 147. KN.1.: SB. nauch. articles. Kazan, 2005. P. 116;
7. Plotnikova N. In. Modern trends in the development of ethnopolitical processes in federalism Switzerland // Bulletin of Moscow University. M., 2009. No. 1. S. 97;
9. Strashun B. A. introductory article to the Federal Constitution of the Swiss Confederation // Constitution States Europe: in 3 T. T. 3 / under the General editorship of L. A. Okunkova. M., 2001. S. 534;
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование понятия федеративного устройства государства – объединения двух или нескольких государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Этапы становления российского федерализма.
курсовая работа [1,0 M], добавлен 10.07.2011
Характеристика состояния федеративной реформы: недостатки, достоинства, спорные положения. Анализ некоторых вопросов оптимизации федеративных отношений с учетом собственного и зарубежного опыта федеративного строительства. Пути развития федерализма.
реферат [52,9 K], добавлен 24.07.2011
Реализация в России основных принципов конституционного строя (народовластия и федерализма) для построения демократического и правового государства. Законодательство и практика проведения выборов и референдумов. Проблема укрупнения субъектов федерации.
реферат [30,4 K], добавлен 13.06.2011
Принципы устройства федеративного государства. Общая характеристика федерализма. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов. Равноправие и самоопределение народов.
контрольная работа [29,5 K], добавлен 07.10.2013
Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.
курсовая работа [134,8 K], добавлен 29.04.2011