Что такое ситуация функционирования текста определение

Развитие функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка

Варанкина Елена Филипповна

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Приоритетной целью становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (PISA: математическая, естественнонаучная, читательская и др

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Русский язык 6 (учебник Л.М.Рыбченковой и др)

Задание: какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения? Выпишите из текста ответ на этот вопрос

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Задания в формате PISA Русский язык 6 класс (учебник Л.М.Рыбченковой и др)

Ответ принимается(оценка 2 балла)

перечислены все качества :

-богатый словарный фонд и терминология по всем отраслям науки и техники,

-краткость и ясность лексических и грамматических средств,

-развитая система функциональных стилей,

-способность отразить все многообразие окружающего мира

-употребляться во всех сферах общественной жизни.

Ответ принимается (оценка 1 балл)

Дано не менее 3-х правильных ответов

Ответ не принимается (0баллов)

Дано менее 3-х правильных ответов или иной ответ

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Задание : попробуйте определить, какой из приведенных текстов упр.17 (1,2,3) а)дает научное описание леса (описание леса как результат его научного изучения); б)не просто передает информацию, но и воздействует на читателя, убеждает его в полезности леса, заставляет полюбить лес; в)дает поэтическое описание леса.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Ситуация функционирования текста – личная

Ответ принимается (1балл)

названы все три текста правильно: А2 Б1 В3

Ответ не принимается(0баллов), если другое соотношение маркеров

Задание 1. Почему в рассказе Ю.Нагибина вид дерева мог сделать счастливым Павлика? Отметьте один ответ, который лучше всего это объясняет. 1) это дерево его родины 2) он знал это дерево с 7 лет 3) от любви к матери, давшей ему коснуться ее сердца 4) это была старая плакучая береза

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Ситуация функционирования текста – личная

Формат текста – сплошной

Тип текста – повествование

Читательские умения – осмысление и оценка

Ответ принимается (1балл)

-выбраны ответы 1 и 3

Ответ не принимается(0баллов)

выбраны другие ответы

Вопрос, на первый взгляд, простой, т.к. в тексте есть указание на эмоциональное состояние. Представлен текст достаточно абстрактный, что затрудняет выбор ответа, поэтому высокий уровень сложности.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Русский язык 9 класс ( учебник Л.А.Тростенцовой, Т. А. Ладыженской и др)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Русский язык 9 класс

Пользуясь информацией, представленной в отрывке, определите, верно или неверно каждое утверждение. В каждой строке данной ниже таблицы обведите «Верно» или «Неверно»

1. Роман в стихах – явление уникальное

2. В произведении автор отразил эпоху XIX века

3. В романе продуманная система образов

4. Автор изображает вымышленные события

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Ситуация функционирования текста – учебная

Ответ принимается (1балл): верно/неверно/верно/неверно

Ответ не принимается (0 баллов): иная последовательность ответов

Задания 1. В начале текста автор пишет: «Разнообразны природа и красота планеты Земля». Какую роль играет это предложение в тексте? Выберите один или несколько ответов

2. Отметьте все страны, о которых идет речь в тексте

Задание простое, но требует внимательности, т.к. Россия среди перечисленных стран не названа.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Задания 1. Как бы вы озаглавили текст 1) достижения отечественной науки 2) вклад русских ученых в развитие коммуникационного пространства 3)интеллектуальная элита 4) перспективы развития теле видео техники 2.Опираясь на текст, отметьте, какие утверждения являются доказанными фактами

1. Идеи развития телетехники принадлежат русским

2. В.Зворыкин придумал способ последовательной передачи изображения

3. В современных кинескопах для работы экрана достаточно маленькой батарейки

Источник

Методические подходы к оценке читательской грамотности. По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации ООО СП «СОДРУЖЕСТВО» проводит курсы повышения квалификации по вопросам совершенствования технологий и методов обучения, направленных на освоение обучающимися особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в урочной и внеурочной деятельности.

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Просмотр содержимого документа
«Методические подходы к оценке читательской грамотности. По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой»

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

К оценке читательской грамотности

По материалам Г.С. Ковалевой, Ю.Н. Гостевой, Г.А. Сидоровой, М.И. Кузнецовой

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Из указа Президента России от 7 мая 2018 года :

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Методика определения места России среди других стран по качеству общего образования

Достижение заявленной цели будет оцениваться по средневзвешенному результату Российской Федерации в группе международных исследований, который определяется на по следующим показателям:

Результаты российских учащихся по отдельным областям содержания образования (2015-2016 годы)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Уровни функциональной грамотности в исследовании PISA

Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях

4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации

Среднее значение международной шкалы

2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Распределение российских учащихся 15-летнего возраста по уровням функциональной грамотности (2015 год)

Проект Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (2019 – 2024 гг.)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Особенности заданий исследования PISA

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Основные характеристики измерительных материалов

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Особенности подходов к формированию и оценке читательской грамотности в рамках исследования PISA последних лет

Сделаны акценты на чтении составных текстов : это позволяет оценить умение интерпретировать и обобщать информацию, полученную из нескольких отличающихся источников.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Характеристика заданий для оценки читательской грамотности

(проект Минпросвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности»,

основанный на практике проведения PISA)

Структура заданий по читательской грамотности

Локализация информации (25%)

Просмотр и поиск (15%)

Интеграция и интерпретация (45%-50%)

Выявление буквального смысла (15%)

Рефлексия и оценка (25%-30%)

Поиск и извлечение соответствующего текста (10%)

Обобщение и формулирование выводов (15%)

Обобщение и формулирование выводов (15%)

Оценка качества и надежности

Выявление и анализ противоречий (10%)

Размышление над содержанием и формой текста (10%)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Мониторинг 5 класс

Мониторинг 7 класс

Моя Россия: большое в малом

Чудо на свое месте

Собака бывает кусачей

Кругобайкальская железная дорога

Всероссийский конкурс сочинений

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Рамка моделирования заданий для оценки читательской грамотности

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Требования к текстам:

Пример задания для 7 класса

Познакомьтесь с основными маршрутами Кругобайкальской железной дороги, рассмотрите карту.

1. Представьте, что вы остановились в деревне Большая речка, расположенной в 10 километрах от Листвянки по дороге в Иркутск. Какой маршрут путешествия (классический или зеркальный) вам надо выбрать, чтобы сократить время возвращения домой? Обоснуйте свой выбор.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Пример задания для 7 класса

2. Опытные туристы советуют: «При покупке билета – выбирайте сторону Байкала и лучше по ходу движения – больше увидите».

Вы хотите купить билет на классический маршрут. Рассмотрите карту и схему вагона и выберите место, используя совет опытных туристов. На схеме стрелкой указано направление движения поезда. Отметьте ОДИН правильный ответ.

Пример задания для оценки читательской грамотности

Как поступили бы вы, купив такое печенье? ____________________________

Почему бы вы так поступили?

Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.

Ситуация функционирования текста: Общественная

Формат текста: Несплошной

Тип текста: Инструкция

Читательское действие: Осмысление и оценка информации текста

Комментарии эксперта. Вопрос «Как поступили бы вы , купив такое печенье?» допускает ограниченное, но весьма обширное число вариантов ответа. Отвечая на этот вопрос, читатель должен предположить, как он сам поступил бы в житейской, знакомой ситуации (съесть ли потенциально опасную пищу). Обязательная опора на личный опыт, невозможность ответить на вопрос, опираясь только на текст, – критерий для отнесения вопроса к категории «осмысление и оценка информации текста».

Легкость этого вопроса объясняется тем, что ответ не предполагает никаких специальных знаний, которые нужно извлечь из текста. Уровень рефлексии, требуемый для понимания самого вопроса и соответствующих элементов текста, весьма низок. 83% российских учащихся справились с вопросом успешно. Что могло затруднить остальных 17% учеников? Среди множества возможных причин остановимся на двух, порождаемых традицией отечественного образования. Во-первых, на этот вопрос нет одного единственно верного ответа (принимается и вариант «съем», и противоположный вариант «верну в магазин»). Во-вторых, при ответе на этот вопрос нужно применить умения работы с текстом, полученные в школе, к житейской ситуации. Иными словами, данное задание иллюстрирует основной подход тестов компетентности к оценке образовательных результатов: ценно то знание и умение, которое применяется в новой ситуации. В данном случае новым мог оказаться сам переход от текста к жизни. Вспомним Буратино. Не всем удается «яблоки из учебника» делить по тем же правилам, что «яблоки из жизни».

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

КОНТЕКСТЫ Чтения (PISA)

Компетентностная область оценки

(основные читательские умения)

1. Находить и извлекать информацию

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

4. Использовать информацию из текста

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Распределение заданий по читательской грамотности для 5 и 7 класса

по видам деятельности (группам умений)

Максимально возможный балл, в % 5 класс

Максимально возможный балл, в % 5 класс

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Описание повествование объяснение аргументация инструкции

Графики диаграммы таблицы карты схемы рисунки фотографии

Комбинация из текстов и невербальных источников, имеющих разное происхождение

(и зачастую – предназначение)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Сравнение двух составных текстов «Необычный путешественник» и «Погружение».

В Москве состоялась торжественная церемония вручения Премии Русского географического общества. Награда имеет международный статус и в 2014 году присуждалась впервые. Победителем в номинации «Лучший зарубежный проект» стала экспедиция «Дикая одиссея» французского писателя, фотографа и режиссера Николя Ванье.

Максим увлечён путешествиями, поэтому он часто заходит на сайт Русского географического общества ( http://www.rgo.ru ). Однажды он нашёл на этом сайте вот такую информацию:

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Максиму захотелось побольше узнать об этом путешественнике, и он стал искать дополнительную информацию. На научно-популярном портале «Вокруг Света» он нашел интервью с Николя Ванье. Вот фрагмент этого интервью.

Почему вы выбрали такой способ передвижения, как собачья упряжка?

Это надёжный способ пересечения огромных заснеженных пространств. Кроме того, упряжка не портит местность, которую преодолевает путешественник.

Что успеваете увидеть с упряжки?

В том-то и дело, что абсолютно все. Увидеть кое-что, конечно, можно и из поезда, из машины, даже из самолета. Но совсем другое дело, когда все 24 часа ты находишься под открытым небом. И не просто смотришь, а «чувствуешь» весь край, по которому едешь: его можно весь охватить взглядом, наслаждаться необозримыми просторами, улавливать запахи, ощущать прикосновение природы. Вот почему я считаю, что это лучший способ узнать мир.

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

Транссибирская экспедиция ( 1990 – 1991 г.)

Экспедиция «Сибирская Одиссея» ( 2005–2006 г.)

Экспедиция «Дикая Одиссея» ( 2013 – 2014 г.)

Карта России, на которой отмечены экспедиции Николя Ванье

Транссибирская экспедиция ( 1990 – 1991 г.)

Экспедиция «Сибирская Одиссея» ( 2005–2006 г.)

Экспедиция «Дикая Одиссея» ( 2013 – 2014 г.)

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

В интервью Н. Ванье описывает веерный способ расстановки собак в упряжке. Отметьте рисунок, на котором изображен именно этот способ.

Содержательная область оценки: 4. Чтение для получения образования

4.1 Человек и природа

Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию

Тип текста: составной (объявление, интервью, аннотация, отзыв о книге)

Уровень сложности задания: средний

Формат ответа: задание с выбором ответа

Объект оценки: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть фото Что такое ситуация функционирования текста определение. Смотреть картинку Что такое ситуация функционирования текста определение. Картинка про Что такое ситуация функционирования текста определение. Фото Что такое ситуация функционирования текста определение

4.1 Человек и природа

Познакомьтесь с текстом об И.В. Мичурине и выполните задания

Источник

Дискурсы дефицита

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ДИСКУРСЫ ДЕФИЦИТА АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Во избежание недоразумений хочу сразу отметить, что статья Т.И. Красновой «КУЛЬТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ СТУДЕНТОВ: ДЕФИЦИТЫ И ЗАПРОСЫ» была воспринята нами как очень интересный и во многом уникальный опыт профессиональной рефлексии преподавателя высшей школы, опыт рефлексии вовлеченного и увлеченного человека, во многом восполняющего концептуальную неопределенность повседневной педагогической речи. Без такого рода размышлений дискурс нашего образования обречен на непродуктивную тавтологию общих мест, годную лишь для легитимации существующей преподавательской практики. Пафос же статьи Т.И. Красновой иной – изменение существующего порядка вещей, для чего она избирает тему, подкупающую своей проблемной очевидностью и, как свидетельствует анализируемая работа, структурной неоднозначностью. Попытаемся и мы включиться в намечаемую Т.И. Красновой дискуссию, наращивая по возможности ее проблемный потенциал, поскольку воспринимаем данную статью не как ответ на вопрос о том, как преодолеть ограниченность академической культуры студентов, а как вопрошание о природе этой ограниченности, если таковая, разумеется, имеет место. В этой связи принципиальное значение приобретает следующая направленность обсуждения: существует ли «дефицитарность академических компетенций современных студентов» как некая сущность, как кросситуативный психологический феномен, а если да, то какова его природа? Этой теме мы и намерены посвятить наш короткий, хочется надеяться, комментарий.

Как следует из вводной части статьи, весть о студенческой недостаточности автору текста принесли «результаты исследований PISA, PIRLS», родители, обеспокоенные тем, что их дети «не могут свободно “курсировать” по учебникам», преподаватели, заметившие, «что, даже скачивая информацию из Интернета для реферата, далеко не всякий студент может отобрать из нее качественную», а также собственные наблюдения Т.И. Красновой, имеющей многолетний опыт работы в высшей школе, который подтверждает «достаточную очевидность» недостатка академических компетенций учащихся.

Наряду с видимой очевидностью «неумений учиться» автор отмечает и «специфическую человеческую слепоту» 4 студентов и преподавателей к этой проблеме, объясняя ее отсутствием у них « подлинности запроса… на развитие культуры академической учебы». Задаче прояснения условий практики формирования «культуры академической учебы студентов» и посвящена статья Т.И. Красновой.

Рассмотрим аргументы от «очевидности» в порядке их, так сказать, предъявления.

1. Свидетельства PISA

«Неумение студентов учиться» имеет своим истоком, как следует из анализируемой статьи, предваряющие вуз школьные условия, что, по мнению автора, подтверждают данные международных сравнительных исследований PISA, продемонстрировавшие не самые лучшие результаты российских школьников по показателям применения «полученных в школе знаний и умений в жизненных ситуациях ». Применение сообразуется с академической компетентностью, в которую в вузе трансформируется школьное умение учиться. Что касается исследований PISA, то при формировании в них заданий предполагалось, что применение полученных в школе академических умений необходимо для того, «чтобы эффективно функционировать в современном обществе». Мы не смогли установить, что авторами PISA понимается под современным обществом. Попробуем это сделать на основании первичного анализа одного из фрагментов теста PISA. Он касается исследований читательской грамотности школьников и взято нами из опросника PISA, ориентированного на российских учащихся 5 :

1. Таким будет будущий мир

Только представьте, как было бы замечательно использовать «телекомьютинг» – не выходя из дома переноситься на работу по электронным каналам и выполнять все свои обязанности с помощью компьютера или телефона! Больше не пришлось бы толкаться в битком набитых автобусах или поездах, тратить бесконечные часы на дорогу с работы и на работу. Вы могли бы работать там, где вам заблагорассудится – только представьте себе, какие это открывает возможности!

2. Мир – на грани бедствия

Сокращение времени на поездку до работы и обратно и уменьшение энергетических затрат – несомненно хорошая мысль. Но такая цель должна быть достигнута за счет улучшения работы общественного транспорта или за счет того, чтобы рабочие места были приближены к местам проживания людей. Смелая мысль о том, что телекомьютинг станет частью образа жизни для каждого, приведет к тому, что люди будут более разобщены. Неужели мы действительно хотим совсем утратить чувство принадлежности к человеческому сообществу?

Как соотносятся друг с другом тексты «Таким будет будущий мир» и «Мир – на грани бедствия»?

В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общему выводу.

Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.

Они выражают одну и ту же общую точку зрения, но приходят к различным выводам.

Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

Оценка ответа на вопрос:

Ситуация функционирования текста: деловая.

Формат текста: составной.

Тип текста: рассуждение.

Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.

Цель вопрос а: определить отношения между двумя короткими текстами дискуссионного характера.

Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех заданных.

Трудность: 537 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).

Ответ принимается (оценка – один балл)

Выбор: D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)

Как можно заметить, данный тип задания ориентирован на определение способности школьника к чтению, анализу и интерпретации организованного текстуального материала. Предполагается, что участник задания сможет понять (оценить каждое высказывание как целое), реконструировать его логику и структуру, а также идентифицировать композиционные особенности и построить связи между структурными компонентами обоих текстов. Развернутость такого рода действий признается исследователями доказательством читательской компетентности учащегося. Заметим, что анализ содержания сравниваемых сообщений (то, что обсуждается) никак не фиксируется критериями качества выполнения задания.

По всей видимости, выделенные нами в тесте PISA умения не в достаточной степени формируются у восточно-европейских школьников действующими в этом регионе практиками образования (по крайней мере в плане целенаправленной политики). В этом может находить свое объяснение обнаруженная исследованием PISA академическая дефицитарность школьников. Но в каком-то смысле это не дефицитарность самих учащихся, а характеристика практик образования, расходящихся с целями и ценностями практик, программируемых PISA. С этой точки зрения «специфическая человеческая слепота» субъектов образования – преподавателей и студентов – может быть понята не как присущая им когнитивная недостаточность, а как их включенность в соответствующие их состоянию (и воспроизводящие эти состояния) педагогические системы, в которых действуют иные императивы читательской компетентности, не фиксируемые опросником PISA.

2. Свидетельства родителей

В анализируемой статье к обоснованию проблем академической недостаточности студентов привлекается мнение некоторой части родителей, обеспокоенных ориентационной несостоятельностью своих детей. Даже если эта часть родителей достаточна по своей численности, чтобы ее аргументация приобрела черты статистической значимости, тем не менее, у нас есть некоторые основания отнестись к мнению этой экспертной части именно как мнению в античном смысле, больше говорящем о его носителе, чем о сути дела. Сегодня практически повсеместно мы можем наблюдать как студенты, систематически проявляющие некоторую недостаточность в поисках официальной учебной информации, обнаруживают при этом удивительную сообразительность в поиске самых разнообразных компьютерных данных, выказывают высокие (и ранние) способности к самообучению (и обучению своих родителей), и более того, с некоторым юношеским высокомерием смотрят на своих родителей как на людей проблемных с точки зрения информационно-компьютерной грамотности, которая, по их мнению, и является подлинной современной компетентностью. В этой перспективе сетования родителей на своих детей могут быть поняты скорее как опасения за адаптированность их чад к условиям образования или аллюзии на свой образовательный опыт, нежели как свидетельства неприспособленности студентов к работе с разнокачественной информацией.

Видимая часть «айсберга» академической недостаточности может иметь в своей основе «подводную часть», заключающую в себе как симулятивное поведение студентов, отрицающих таким образом ситуативный смысл предлагаемых им заданий, так и непродуманный управленцами режим нормирования учебной деятельности студентов, вынуждающий обучающихся действовать в цейтноте – наспех и приблизительно. В любом случае утверждение о том, что и тест PISA, и родители студентов имеют в своих наблюдениях совпадающую зону релевантности – «академическую культуру студентов», выглядит в свете сказанного выше как недостаточно обоснованное. Мы же связываем идентичность социальных групп с их местом в социальном поле, системой разделяемых ценностей, а также идеологией, выраженной действенной позицией в социальном поле. Ассоциирование реальности означает, прежде всего, ассоциирование групп – носителей этой реальности, то есть тождество объектов перцепции реальности (фактов) – есть тождество социальных топик, форм лингвистической активности и способов самоидентификации общественных групп, а также практик символического принуждения, вне которых коммуникативные предметы (реальности, предметы) неминуемо диффузируют.

3. Свидетельства преподавателей

В этом месте мы позволим себе объединить две группы высказываний: мнение автора анализируемой статьи Т.И. Красновой и утверждения тех преподавателей, которых она включила в круг свидетелей достоверности «отсутствия академической культуры у студентов». Данная позиция, на наш взгляд, требует самого пристального внимания, поскольку является наиболее заинтересованной в существовании этой или какой-либо другой (когнитивной, личностной, физической) дефицитарности. Дело в том, что определенная недостаточность обучаемого является необходимым моментом конституирования самой педагогической позиции. При ее отсутствии педагог не нужен. Собственно сама педагогическая позиция является аттитюдом, производным от институциональных и коммуникативных обстоятельств. Педагог жизненно нуждается в другом! И этот другой должен быть хоть в чем-нибудь «неполон». С этой точки зрения в педагогическое отношение включен момент самолегитимации, во многом заключающийся в постулировании или поиске «дефекта», обнаружение которого наполняет смыслом образовательную коммуникацию.

О чем говорит в этом случае заявление преподавателя об отсутствии академических умений у студентов? Во-первых, об активации указанных выше педагогических конститутивов, спасающих преподавателя от символической смерти, а во-вторых, о разрыве или угрозе разрыва (реального или мнимого) педагогического отношения преподаватель-студент вследствие отказа студента участвовать в этой интерактивной конвенции. В противном случае, как нам представляется, педагог не стал бы говорить об академической дефицитарности студента как о серьезной образовательной трудности.

Как же понимать тогда наблюдение Т.И. Красновой о том, что запрос студентов и преподавателей высшей школы на развитие культуры академической учебы представляет собой проблемную область? То есть и те, и другие чаще всего не воспринимают академическую недостаточность (умение учиться) как вызов, повод к действию. Мы полагаем, что это важное наблюдение автора статьи, особенно на фоне той практики академической оснастки, которую реализуют многие западные вузы, создавая в целях поддержки учебной деятельности студентов целую инфраструктурную образовательную сеть, включающую тьюторство, информационно-компьютерное обеспечение, специально организованные обучающие программы и вводные курсы. Что же в нашем случае означает отсутствие запроса на культуру академической учебы?

Отсутствие сегодня такого рода запроса, как нам представляется, свидетельствует, прежде всего, о высокой аттрактивности других запросов, на которые реагирует образовательное сообщество. Это значит, что «проблемное место» – академическая некомпетентность – замещено у преподавателей и студентов иными значимыми для их взаимодействия целями: «профессиональной подготовкой», «общекультурным развитием», «самореализацией личности», «качеством образования», а также разного рода образовательными имитациями, например, «уклонением от армии», «структурированием времени» и пр. Именно эти цели являются тем, ради чего преподаватели и студенты вступают в учебную коммуникацию; рядом с этими риторическими «тяжеловесами» «умение учиться» выглядит тривиальной задачей, которой недостает культурного масштаба и глубины. Возможности же символической эскалации (стимуляции социального воображения) задачи «умения учиться», по крайней мере в такой формулировке, весьма ограничены, поэтому то, что образовательное сообщество уделяет ей совсем мало внимания, не выглядит парадоксом.

Подводя итоги нашему комментарию, мы бы хотели бы высказать несколько соображений:

во-первых, поблагодарить редакцию журнала «ДИАЛОГ» и автора статьи «КУЛЬТУРА АКАДЕМИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ СТУДЕНТОВ: ДЕФИЦИТЫ И ЗАПРОСЫ» Татьяну Ивановну Краснову за предложение участвовать в обсуждении важных проблем современного высшего образования, а также за предоставленную для этого материальную возможность;

во-вторых, заметить, что автор этого текста не отрицает значимость академической компетентности студентов, однако считает, что это категория нуждается в дальнейшей разработке (концептуализации и контекстуализации);

в-третьих, указать на интерпретативный характер такого феномена как образование, что делает его уязвимым с точки зрения установления единства понимания и реализации;

в-четвертых, подчеркнуть автореферентный характер любых и всяких гуманитарных суждений, предполагающих всякий раз отсыл к условиям осуществления высказывания, вне которых практически недостижимо взаимопонимание и согласованное действие;

наконец, в-пятых, настоять на том, что взаимопонимание – не столько когнитивный, сколько коммуникативный феномен, требующий от участников диалога больших стараний и терпения.

1 Различение «грубых» и «институциональных» фактов мы заимствовали в работах Дж. Серла.

2 Процесс реификации (овеществления) лингвистических и речевых сущностей подробно описан в работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности».

3 Термин Ж. Деррида, обозначающий прием деконструкции, направленный на проблематизацию, торможение автоматизма именований.

4 Термин У. Джеймса.

5 «Первые результаты международной программы PISA-2009. Материалы для обсуждения». Министерство образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Российская Академия Образования. Институт содержания методов обучения. Отдел оценки качества образования. Приложение: Примеры заданий для оценки читательской грамотности. (Данные аналитические материалы предоставлены автору статьи сотрудником Института содержания методов обучения Ковалевой Г.С.)

6 «Телекомьютинг» – термин, введенный Дж. Нильсом в начале 1970-х годов для описания ситуации, в которой работники выполняют свою работу с помощью компьютера, расположенного не в центральном офисе, а, например, дома, и передают данные или документы в центральный офис по телефонным линиям.

7 Мы рассматриваем исследовательское средство не как нейтральный по отношению к испытуемому инструмент, а как образовательное действие (чаще всего имплицитное), придающее форму изучаемому феномену.

8 Как свидетельствует российский участник исследований PISA Г.А. Цукерман, «когда проводилось исследование PISA-2000, еще не был создан надежный инструментарий для измерения метакогнитивной составляющей чтения. С тех пор такой инструментарий был разработан и включен в PISA-2009».

(См. Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности» – /pisa09/pisa09_pub.htm).

9 Термины У. Митчелла.

10 В последних редакциях PISA для проверки читательской грамотности уже используются электронные тексты, однако смена типа носителя текста не означает появления в программе PISA новой редакции читательской компетентности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *