Что такое смысловые части текста 3 класс литературное чтение
Что такое смысловая часть?
Ответ или решение 2
Любое литературное произведение имеет определенный смысл. Оно может выражать поучительную историю, быть остроумным или страшным. Но смысл будет всегда. Даже в произведении развлекательного характера будет иметься смысл. Указанный смысл выражается при помощи развития сюжета повествования. По ходу такого развития читатель понимает замысел автора и глубже вникает в смысл произведения.
Описание смысловой части
Каждое произведение построено по определенному алгоритму. Все рассказы, повести или книги имеют свою структуру. Структуру имеете и каждое предложение. И во всех случаях имеется смысловая часть. Чтобы понять значение смысловой части следует разобраться со структурой литературных произведений:
Таким образом, смысловая часть представляет собой часть повествования, которая содержит основную информацию. В ней заложена главная мысль. Именно ее хотел выразить автор.
Смысловая часть предложения
Каждое предложение тоже имеет свой смысл. Фактически, это законченная мысль. Поэтому, предложение тоже имеет смысловую часть. Это его суть. При этом в предложении могут быть и дополнительные элементы. Они могут делать предложение более ярким, понятным и интересным. Но на смысл они не влияют и к его смысловой части отношения не имеют. То есть, смысловая часть является «выжимкой» всего предложения, его основой.
Учимся выделять смысловые части в тексте
На протяжении многих лет были созданы, опробованы, можно сказать «отшлифованы» памятки-помощники, точнее система памяток, алгоритмов, схем, символов призванных помочь маленьким читателям в овладении литературоведческим и программным материалом. Эта система зрительных опор, памяток-помощников, «объяснялок» и «напоминалок» работает с 1-го по 4-й класс начальной школы. Количество памяток год за годом расширяется, их содержание пополняется, претерпевает изменения вместе с развитием каждого читателя.
В современное технократическое время, когда повседневная речь и язык обедняются, когда школьники предпочитают компьютер и телевизор книге или личному общению, важно использовать такие приемы работы, которые помогут не только существенно облегчить овладение программным материалом по литературному чтению в начальных классах, но и сделать это освоение осознанным и увлекательным, и во многих случаях побудить ученика к собственному творчеству, стать опорой этого творчества. Поэтому готова поделиться личным опытом и раскрыть некоторые эффективные приемы знакомства и освоения программных знаний и умений по курсу литературного чтения в 1–4-х классах. Данные приемы работы позволяют увидеть, как на практике можно помочь юным читателям, а также их уважаемым родителям в общении с разными литературными и речевыми «премудростями».
В известной детской песенке есть строчки: «Когда учиться весело, как хорошо учиться…» Мы с ребятами (моими учениками) немного изменили эту фразу: «Когда тебе понятно, как хорошо учиться. »
Имею в виду, что используя памятки, каждый юный читатель осознанно осваивает материал, предложенный учителем, понимает, как выполнить задание и даже может объяснить это другому, например взрослому. Когда ребенок понимает слова-понятия, термины, умеет ими осознанно пользоваться в творческой работе – он, ученик, получает удовольствие не только от положительного результата своей работы, но и от самого процесса. Использование памяток даже самостоятельную или контрольную работу может превратить в увлекательное раскрытие секретов литературы, привнеся в работу элемент игровой или соревновательной деятельности. Многие наши памятки, схемы и символы рождались в совместной работе с читателями прямо на уроке.
ПАМЯТКА – «Три подружки»
Начиная с 1-го класса на уроках литературного чтения и русского языка, учащиеся овладевают умением выделять в тексте произведения смысловые части, необходимые для составления ПЛАНА. Для тех, у кого это получается не так легко и успешно, как хотелось бы, мы предлагаем познакомиться с озорными «подружками» – ТРЕМЯ ПОДСКАЗКАМИ (памятка «Три подружки – три подсказки»).
Ребятам предлагается познакомиться с особенностями и «характером» каждой подружки – «подсказки». Преподносится это в виде рисунка-символа: три фигурки девочек, одна из них – держит в руках флаг (она «командир» и всегда увлекает двух других за собой). Учитель (взрослый) называет их: ТРИ ПОДРУЖКИ – ТРИ ПОДСКАЗКИ. Каждая из них является определенным условием, при наличии которого в тексте начинается новая смысловая часть:
– появляется новый ГЕРОЙ,
– меняется МЕСТО ДЕЙСТВИЯ,
– изменяется ТЕМА (!).
Именно третья «подсказка» главная, она «командир» среди «подружек», если она начинает работать в каком-то эпизоде, значит – начинается новая смысловая часть.
Обычно в первом классе эта памятка не фиксируется в рабочих тетрадях учащихся, а работает во время урока как опорная схема на доске. Во втором классе, повторяя изученное, учащиеся записывают ее в тетрадь в раздел ПАМЯТОК.
Чтобы отработать и закрепить данное умение на уроках литературы в 1–2-х классах (дома за чтением и работой с каким-либо текстом), можно воспользоваться игрой «КТО КОГО?». Это название придумали сами мои ученики.
Любая дидактическая игра – это «КУЗНИЦА» жизненного опыта и творчества учащихся. Игра помогает не только в расширении активного словаря учащихся, а значит и способствует развитию их устной речи, но и активизирует мышление, учит простейшим логическим рассуждениям. И что не менее важно дарит опыт общения со сверстниками, учит ответственности не только за себя, но и за всю команду (класс).
Описание игры «КТО КОГО?»
Учитель (взрослый) предлагает классу (своему ребенку) в игре проверить свои силы и умения в выделении в тексте смысловых частей. Это игра-соревнование с «Его величеством» ТЕКСТОМ произведения, где юным читателям предлагается проявить свои знания, внимание и умение работать сообща (если это класс, группа).
Читая текст произведения вслух по цепочке (друг за другом, самостоятельно), ребята отслеживают течение событий, ищут конец одной смысловой части и начало следующей. Нашедший поднимает руку – это сигнал для остановки. Он объясняет всем, почему этот эпизод является началом новой смысловой части (работают все три подсказки: появился новый герой, изменилось место действия и тема или поменялась только тема, то есть работает подсказка-«командир»).
Каждый имеет право на помощь класса (взрослого, памятки). При этом на обсуждение и принятие решения отводится 30 секунд (время устанавливается в зависимости от опыта и темпа работы маленьких читателей). Если нашедший границу смысловой части или класс, принявший его рассуждения, ошиблись, то их положительный балл присуждается ТЕКСТУ, а если ребята не допустили ошибки, то балл присуждается им. В конце работы подводится итог, анализируются ошибки и достижения.
В классе на учебной доске можно наглядно отобразить течение работы в баллах.
Например:
ТЕКСТ 1-Б
— *
— *
— —
* *
В данном случае со счетом 1–3 интеллектуальную победу одержал 1-Б класс.
Редко, но проигрыши бывают и почти всегда с достойным счетом, для учителя (взрослого) это диагностика не только учебных умений учащихся, но и их делового настроя, психологического «климата» класса, способности и умения справиться «проигрышем».
*** В свое время эта игра привлекла внимание известного специалиста в области игрового обучения, автора многих книг и статей, разработчика игровых пособий и игр различного типа Гурина Юрия Владимировича. Описание игры «Кто кого?» можно найти в его новой книге «УРОК + ИГРА. Современные игровые технологии для школьников».
ВОТ ПРИМЕР ТАКОГО УРОКА:
Работаем с текстом рассказа Сергея Образцова «СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД». В произведении герой делится необычными впечатлениями и открытиями, сделанными им на берегу пруда ранней осенью.
Произведение прочитано самостоятельно, ребята выполнили иллюстрации к понравившимся эпизодам рассказа. Представляем иллюстрации и делимся своими читательскими впечатлениями: кто с каким настроением читал произведение, что запомнилось (понравилось), что вызвало удивление, о чем хочется спросить после чтения (какие возникли вопросы) и т.п.
Предлагаем ребятам расположить иллюстрации по порядку событий, происходящих в тексте, и пересказать понравившиеся произведение. Выстраивается определенная цепочка из рисунков, но, так как по некоторым эпизодам не были выполнены иллюстрации, у ребят возникает проблемная ситуация. Сообща приходим к выводу, что нам необходимо восстановить все события рассказа, для этого предлагаю перечитать текст, выделить все смысловые части и зафиксировать их последовательность.
Чтобы быстро и правильно найти начало и конец каждой смысловой части текста мы знакомимся с «тремя подружками – тремя подсказками». Предлагаем проверить свою внимательность и понимание прочитанного, перечитывая текст и играя в игру «Кто кого?»
Важное обстоятельство! Ребята, с которыми мы начинаем выделять смысловые части уже должны знать, что такое «тема», «герой» или «персонаж», «место действия». Понятие темы может быть введено на примере любой знакомой ребенку ситуации. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Можно предварительно потренироваться в определении и смены темы в разговоре, рассказе о прогулке, о любимой игрушке, празднике, о времени года и т.д.
Начинаем перечитывать текст. По правилам игры любой читатель, как только заметит появление «трех подружек», поднимает руку (так как это происходит на уроке), мы останавливаемся и слушаем обоснование того, кто заметил определенные изменения (новая тема, новый герой, новое место действия).
Читаем первый абзац рассказа «Стеклянный пруд»:
«Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.
Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зеленая, а пруд стеклянный. Лед. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит».
Далее по тексту следуют воспоминания героя, как он летом ходил купаться на этот пруд и играл в «блинчики» – бросал камушки вдоль воды. Среди ребят находятся несколько человек, которые замечают изменения и останавливают чтение. Они обосновывают свое предположение о том, что первая смысловая часть, посвященная удивлению героя (сразу определяется тема 1-ой части) закончилась и начинается вторая часть, которая посвящена воспоминаниям героя о летней игре в камешки и желании проверить, будет ли камешек отскакивать ото льда. Таким образом, ребята сразу фиксируют две смысловые части. Мы даем им названия и записываем, обозначая последовательность частей. Варианты детских названий:
1) Чудо пруд./ Необычный пруд./ Пруд – зеркало!
2) Летние воспоминания./ Воспоминания об игре в камешки./ Игра в камешки.
Если мы работаем с читателями, которые еще не обладают достаточными умениями в письме, можно каждую смысловую часть изображать небольшим рисунком.
Обычно работаем на распечатке с текстом (не в книге) с карандашом в руках и как только находим границы смысловой части, отделяем одну от другой линией и нумеруем.
Читаем вторую часть о летних воспоминаниях и отслеживаем момент, когда изменится тема – «позсказка-командир». Этот момент наступает, когда герой от слов переходит к делу:
«Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лед, высоко подскочил, полетел дальше. »
Ребята обосновывают конец второй части так: герой опять «вернулся» из своих воспоминаний на берег пруда и начал свой «эксперимент», до этого он вспоминал, а сейчас берет камешки и бросает на лед.
Далее работа с текстом строится аналогично. Рассказ С. Образцова «Стеклянный пруд» интересен тем, что в этом произведении меняется только тема, а герой и место действия остаются неизменными.
Как быть, если ребенок не заметил изменения темы? Важно дать ему возможность прочитать одно-два предложения новой смысловой части, остановить чтение и задать вопрос, что изменилось по сравнению с первой частью, тему которой мы обозначили. Ничего страшного, что у некоторых ребят с первого раза не получается.
Начинать выделение смысловых частей (деление текста на части) необходимо в работе с текстами, где четко видна смена тем. Главная ответственность в освоении ребенком умения выделять смысловые части лежит на взрослом (учителе), которому не только необходимо подобрать определенные произведения, но и корректно помочь каждому маленькому читателю в преодолении индивидуальных трудностей в этой работе.
Белина Елена Владимировна,
учитель литературы Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»
Урок «Смысловое чтение. Виды чтения»
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания. В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Навык смыслового чтения включает в себя:
Умение осмысливать цели чтения (для чего?);
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?);
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение воспринимать тексты различных стилей;
умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Понимание текста – вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Виды информации
в тексте
Что содержит
информация
Роль данной информации
События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п.
Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (О чем в тексте сообщается открыто)
Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам.
Служит объединяющим началом текста (основная идея текста, его главный смысл)
Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации.
Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию (о чем читается
Вычитываем информацию текста
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
О чем этот текст? (Фактуальная информация)
Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация)
Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)
На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события?
— Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах.
Почему можно смело утверждать, что сон плохой?
— Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед.
Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?
— Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!
Что ему предвещает такой сон?
А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.
Основные совершаемые действия :
знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста,
оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.
Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту.
Полнота понимания текста определяется
возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего,
какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
выделение главной мысли текста;
интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки и определением соответствия текста задачам читателя.
Умения в данном подвиде чтения
определять смысловую структуру текста и отбирать главные мысли в тексте;
интерпретировать на основе самой общей оценки текста;
определять соответствие текста задачам читающего;
отличать основную информацию от второстепенной;
находить различие в двух или более текстах, сравнивать содержание текстов;
соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников, или с личным опытом ;
находить аргументы, подтверждающие высказывания.
Аналитическое (изучающее) чтение
Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:
отбор важных и второстепенных фактов;
ответы на вопросы и постановку вопросов;
все виды свёртывания информации;
выделение основных и дополнительных мыслей;
комментарии и объяснения ;
рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).
Предположим, вам поручено подготовить доклад «История развития вычислительной техники». Вы находите нужную литературу, затем приступаете к чтению.
Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы.
Далее идёт работа с уже отобранными источниками — поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения.
Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат).
Навык постановки вопросов по ходу чтения
При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения. Это вопросы такого типа:
Какие вопросы здесь возникают?
Как эта мысль раскрывается дальше?
Подтвердилась ли ваша догадка?
сформулировать тему параграфа в форме вопроса,
при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги (параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту,
письменная переработка (составление плана, тезисов),
применять различные графические приемы визуализации.
Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания, шаблоны) так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений, название узлов параграфов давались «своими словами» – это важнейший показатель понимания текста.
Согласен я или не согласен с автором? Почему?
Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется мне более убедительной?
Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.
Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания:
Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора.
Можете ли привести пример по теме высказывания?
Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев.
Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста.
Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;
Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
Этапы работы с текстом
Упражнения с заголовком текста.
Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово (смысловую доминанту).
По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта информация о …?
Упражнения на определение темы текста:
Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема.
Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных жанров).
Распределите заглавия по указанным темам.
Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
Что объединяет данные тексты?
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:
Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в решении поставленных задач, проблем.
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».