Что такое совесть по тексту геласимова
Сочинение По А.Геласимову.шеф внимательно посмотрел мне в глаза
В тексте, предложенном для анализа, поднимаются нравственно-этические проблемы, касающиеся взаимоотношений между близкими людьми. Я хочу остановиться на одной из них, актуальной и для нашего времени: на умении своевременно проявлять свои чувства к родным людям, не бояться исправлять допущенные ошибки. Рассказчик, молодой сотрудник, вспоминает, как его шеф в доверительной беседе с ним говорит о том, как его всю жизнь мучают слёзы матери, заплакавшей по его вине. Особенно страдает он оттого, что уже ничего нельзя исправить: «Пока молодой, на это внимание не обращаешь. А потом становится поздно».
Автор выражает свою позицию, описывая чувства героя, его слова, поступки. Она заключается в следующем: нужно всегда говорить близким о своих чувствах, не стыдиться добрых слов и поступков.
Трудно не признать правоту автора данного текста. Можно привести много аргументов, но я остановлюсь на некоторых. Для русской литературы характерна ситуация, когда герои произведений не успевают вовремя сказать нужные слова тем, кто больше всего их заслуживал и ждал.
Например, герой рассказа И.С.Тургенева «Ася» всю жизнь несчастлив оттого, что не сумел любимой девушке вовремя сказать о своих чувствах, а потом и вовсе потерял её. И в итоге он обречён на вечные муки раскаяния. Особенно горько бывает сознавать, что не успел или не сумел сказать добрые слова «любимым старикам», родителям. Что нам стоит порой сказать: «Дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую!»? А мы или спешим, или стесняемся говорить им добрые и ласковые слова, проявлять свою любовь к ним.
А потом бывает поздно, как это случилось с героиней рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». Мне хочется в заключение привести слова писателя П. Нилина: «Мы всегда перед матерью в долгу, даже если мы вскипятим для неё воду в собственных ладонях». «Спешите делать добрые дела», спешите исправлять вольные или невольные ошибки, особенно по отношению к дорогим и близким людям. Будьте чуткими и отзывчивыми!
(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.
(3)– Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?
(5)Лохматый хвост неистово заметает пыль на асфальте. (6)Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!(8)– Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить. (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, всё будет хорошо. (11)Давай, пока!(12)«Что такое, ты уходишь? А как же. » (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.(14)– Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так – квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно. (17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями. (18)Знакомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда – как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга.
Сочинение по тексту Геласимова А о совести
Совесть – это способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. Каждому ли человеку присуща совесть?
Каждый ли способен переживать, если заставил плакать близкого человека? Всегда ли мы способны вовремя исправить свои ошибки? Над этими вопросами заставляет задуматься автор текста А.Геласимов.
Писатель поднимает, на мой взгляд, важную проблему – проблему человеческой совести.
Текст почти полностью состоит из монолога некоего человека, которого автор называет шефом. Взрослый человек вспоминает случай, произошедший с ним в юности, когда он, будучи студентом, после двухлетней разлуки встретился со своей матерью и не нашел для нее теплых слов: стеснялся, говорил глупости, не решился обнять. И только после того как они расстались, осознал свое поведение и бросился назад к поезду. Слезы матери он помнит всю жизнь. Они отзываются в нем уколами совести. Оглядываясь назад, он понимает, что ничего из того, что было в прошлом, уже не изменить, и винит себя в черствости, холодности, не понимая теперь, как можно быть таким бессердечным.
Думаю, что автор прав. Нам, молодым, кажется, что наши родители будут жить вечно. Ведь они нужны нам для нашего блага. Это они заботятся о нашем здоровье, не спят по ночам, много работают, чтобы у нас было все, забывают о себе, потому что у них есть мы, дети. А дети вырастают и начинают стесняться своих родителей. Воспринимают блага как должное, а то еще и требуя большего.
Я, конечно, на стороне автора. Проблему считаю острой и злободневной, так как в окружающей жизни вижу много примеров бессовестного отношения детей к своим родителям. Не мучает совесть тех, кто оставляет пожилых людей без помощи и поддержки. Кто выгоняет их из собственной квартиры. Уж не говорю о тех, кто поднимает на них руку.
Вспоминаю родителей Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Как плакали они за стенкой, боясь лишний раз помешать своему сыну, а он говорил с ними нарочито грубовато. Любящие родители этого не заслуживали. Но Базарова хоть при этом мучает совесть, как и Николая Ростова.
Несмотря на то, что в семье Ростовых царило взаимопонимание, Николай Ростов своим поступком, думается, вызвал немало огорчения, когда был вынужден просить у отца большую сумму денег, чтобы заплатить долг. Причем говорил он с отцом небрежно, грубовато, а отец не мог ему отказать. И хотя уезжал Николай из дома с намерением рассчитаться с отцом через несколько лет, можно представить, как тяжело было его отцу.
Думаю, что это очень важно – на протяжении всей своей сознательной жизни быть благодарным своим близким, не огорчать их, не делать больно, не заставлять плакать. А уж если вышло так, что совершил ошибку – иметь мужество ее исправить.
Вариант №23
Сочинения к варианту №23 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
(1) В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании, был учитель Иван Яковлевич.
(2) Это было в деревне, в Орловской губернии, у моих богатых родственников.
(З)Летом раз заехала к дяде, по дороге в своё имение, губернаторша с сыном, мальчиком лет одиннадцати, очень избалованным и непослушным. (4)Мы пошли в сад, и там этот гость оборвал какую-то редкостную сливу, плоды которой были у дяди на счету. (5)Мы испугались его поступка и дали себе клятву во всём отпираться и ничего не сказывать.
(6) Дядя вечером пошёл в сад и увидал, что слива оборвана. (7)Он рассердился, позвал мальчика Костю, сына садовника, и стал его спрашивать, кто оборвал сливу. (8)Костя не знал, и на него упало подозрение, что эту сливу оборвал он и теперь отпирается. (9)Его за это велели высечь крыжовником, а он испугался и сказал, что будто в самом деле он съел сливы. (Ю)Тогда его всё-таки высекли.
(11)А мы знали, кто оборвал, но ничего не говорили, чтобы не нарушать клятву и не пристыдить своего гостя. (12)Но к вечеру некоторых из нас это стало невыносимо мучить, и когда мы начали укладываться спать, то я не стерпел и сказал Ивану Яковлевичу, что Костю наказали напрасно, что он не вор, а вор вот кто, а мы все дали клятву это скрыть.
(13)Иван Яковлевич вдруг побледнел и вскрикнул:
— Как вы смели клясться? (14)Видите, сколько от этого зла вышло, и теперь я уйду от вас.
(15) Учитель даже заплакал, потом вдруг приложил лоб к оконному стеклу, вздохнул и побежал из комнаты.
(16) Куда и зачем побежал, мы не могли догадаться и долго ждали его возвращения, но потом так и уснули, не дождавшись.
(17) А утром, когда Василиса Матвеевна принесла нам свежее бельё, мы узнали, что Иван Яковлевич к нам и совсем не воротится, потому что его уволили.
(18) Мы так и обомлели. (19)Бедный, добрый Иван Яковлевич! (20)Это всё мы виноваты. (21)Но что же он такое сделал?
(22)А он явился к господам, подошёл к губернаторше и сказал ей совершенно спокойным голосом:
— У вашего сына дурное сердце: он сделал поступок, за который бедного мальчика высекли и заставили оболгать себя. (23)Ваш несчастный сын имел силу это стерпеть. (24)Помогите ему исправиться, а то из него выйдет дурной человек.
(25) С губернаторшей сделалось дурно, у неё началась истерика.
(26) Страшно рассерженный происшедшею сценой, дядя вытолкнул Ивана Яковлевича за двери и объявил, что он уволен.
(27) Мне было очень жалко Ивана Яковлевича. (28)Мы с ребятами решили убежать за околицу и там ждать своего учителя, чтобы проститься.
(29)Он шёл не только спокойно, но как бы торжественно, а лицо его было даже весело и выражало удовольствие. (ЗО)Увидав нас, он остановился и воскликнул:
— Прекрасно, дети! (31)Прекрасно! (32)0, сколько для меня радости в одну эту минуту! — и он раскрыл для объятий руки, а на глазах его заблистали слёзы.
(ЗЗ)Мы бросились к нему и тоже дали волю слезам, повторяя: «Простите нас, простите!» (34)А в чём мы просили прощения, мы, к несчастью своему, и сами того не могли определить, но он помог нам понять и сказал:
— Вот это и есть то, что надо, и дай бог, чтобы вы никогда об этом не позабыли.
(35) Для этого одного Стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни.
(36) Это чистая совесть!
(По Н. С. Лескову*)
* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — известный русский писатель и публицист.
Современный лингвист Елена Михайловна Лазуткина утверждает: «Восклицательные предложения выражают отношение говорящего к действительности». Эту мысль можно доказать на примерах из текста Николая Семёновича Лескова.
Восклицательные предложения помогают автору, например, выразить жалость и сочувствие, которые испытывает рассказчик по отношению к своему учителю. И предложение 19 служит этому доказательством: «Бедный, добрый Иван Яковлевич!»
Кроме того, писатель использует восклицательные предложения в речи самого учителя, когда он говорит о своей радости. Иван Яковлевич не стал молчать, а поступил по совести, открыв губернаторше глаза на испорченность её сына. Учителя за это выгнали из имения, лишили работы, но он счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!»
Таким образом, мы убеждаемся в справедливости высказанного лингвистом Лазуткиной утверждения: восклицательные предложения действительно выражают отношение человека к другим людям, которые находятся рядом, или к событиям, происходящим в действительности.
Финал текста Николая Семёновича Лескова – это отражение основной мысли произведения, которую можно сформулировать так: человек с чистой совестью счастлив, несмотря ни на что, поэтому нужно всегда говорить только правду.
В рассказе Лескова повествуется об одном событии: невиновного мальчика наказали за то, что натворил сын губернаторши. Обратим внимание, как страдают дети, знающие правду, но скрывающие её: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…»
Когда рассказчик не выдержал и рассказал правду своему учителю, тот не стал ничего скрывать и прямо заявил губернаторше обо всём произошедшем. Ивана Яковлевича уволили и выгнали, но он был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».
Этот пример навсегда остался в памяти рассказчика как доказательство того, что чистая совесть – это источник радости, не зависящей от жизненных обстоятельств.
Совесть – это главный наш нравственный ориентир. Именно она помогает нам понимать, правильно мы поступаем или нет. Иметь чистую совесть – значить испытывать счастье несмотря на обстоятельства.
Именно об этом пишет в своём тексте Николай Семёнович Лесков. Мальчики в этом рассказе стали свидетелями ужасной подлости: губернаторский сын совершил проступок, а наказан за это был невиновный мальчик. Дети скрывали правду, но страдали от этого: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…». Такие страдания свидетельствуют о том, что люди поступают неправильно. Не выдержав мук совести, рассказчик решил открыть правду своему учителю, который не стал ничего скрывать и высказал губернаторше свои опасения по поводу поведения её сына. Случился скандал, в результате которого Ивана Яковлевича выгнали из имения, но, несмотря на обстоятельства, тот всё же был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».
Дать человеку ощущение внутреннего спокойствия может только чистая совесть, и тогда в душе поселится свобода от внешних обстоятельств, дающая огромную радость и счастье.
По тексту Геласимова А о совести
Совесть – это способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. Каждому ли человеку присуща совесть?
Каждый ли способен переживать, если заставил плакать близкого человека? Всегда ли мы способны вовремя исправить свои ошибки? Над этими вопросами заставляет задуматься автор текста А.Геласимов.
Писатель поднимает, на мой взгляд, важную проблему – проблему человеческой совести.
Текст почти полностью состоит из монолога некоего человека, которого автор называет шефом. Взрослый человек вспоминает случай, произошедший с ним в юности, когда он, будучи студентом, после двухлетней разлуки встретился со своей матерью и не нашел для нее теплых слов: стеснялся, говорил глупости, не решился обнять. И только после того как они расстались, осознал свое поведение и бросился назад к поезду. Слезы матери он помнит всю жизнь. Они отзываются в нем уколами совести. Оглядываясь назад, он понимает, что ничего из того, что было в прошлом, уже не изменить, и винит себя в черствости, холодности, не понимая теперь, как можно быть таким бессердечным.
Думаю, что автор прав. Нам, молодым, кажется, что наши родители будут жить вечно. Ведь они нужны нам для нашего блага. Это они заботятся о нашем здоровье, не спят по ночам, много работают, чтобы у нас было все, забывают о себе, потому что у них есть мы, дети. А дети вырастают и начинают стесняться своих родителей. Воспринимают блага как должное, а то еще и требуя большего.
Я, конечно, на стороне автора. Проблему считаю острой и злободневной, так как в окружающей жизни вижу много примеров бессовестного отношения детей к своим родителям. Не мучает совесть тех, кто оставляет пожилых людей без помощи и поддержки. Кто выгоняет их из собственной квартиры. Уж не говорю о тех, кто поднимает на них руку.
Вспоминаю родителей Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Как плакали они за стенкой, боясь лишний раз помешать своему сыну, а он говорил с ними нарочито грубовато. Любящие родители этого не заслуживали. Но Базарова хоть при этом мучает совесть, как и Николая Ростова.
Несмотря на то, что в семье Ростовых царило взаимопонимание, Николай Ростов своим поступком, думается, вызвал немало огорчения, когда был вынужден просить у отца большую сумму денег, чтобы заплатить долг. Причем говорил он с отцом небрежно, грубовато, а отец не мог ему отказать. И хотя уезжал Николай из дома с намерением рассчитаться с отцом через несколько лет, можно представить, как тяжело было его отцу.
Думаю, что это очень важно – на протяжении всей своей сознательной жизни быть благодарным своим близким, не огорчать их, не делать больно, не заставлять плакать. А уж если вышло так, что совершил ошибку – иметь мужество ее исправить.
Примеры похожих учебных работ
Одиночество ребёнка в мире людей
Сегодня я увидела ребенка многие говорят что дети сегодня стали другие
Смысл жизни человека как проблема выбора жизненного пути
Рассуждение что такое совесть с аргументами из жизни
Главная » Алфавитный каталог авторов » И » Ф. Искандер. и публицистика
Сочинение 9.3 «Что такое СОВЕСТЬ?»
(1)Был мальчишка высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2)Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперёд. (3)Ребята прозвали его Семафором. (4)Мальчишка недавно переехал в этот дом. (5)Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6)Ребята кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова. (7)Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.
(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка, и стали звать мальчишку просто Сима.
(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два… (11)И вот на улице опять появился новенький. (12)Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.
— (13)Эге, Сима вылез. — удивлённо присвистнул Мишка. — (14)Пойдём поговорим с ним!
(15)3аметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.
— (16)Ты, — начал Мишка, — куда направляешься?
(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.
(20)А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».
— (22)Подхалимством занимается… (23)Ясно! — Миша произнёс это таким тоном, будто ничего другого и не ожидал.
— (24)Отдайте альбом, — просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.
— (26)Переворачивай дальше, чего ждёшь. — сказал Кешка.
(27)Дальше был нарисован парусный корабль — бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.
(32)Ребята насели на Мишку. (ЗЗ)Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34)Бушевали акварельные штормы, тайфуны…
(35)Кешка подпрыгивал от восторга. (36)Он толкал Мишку под локоть, просил:
— (37)Мишка, дай картиночку. (38)Ну, Мишка же…
(39)Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.
— (40)Ты — подхалим, Сима, слушай… (41)Поступим по чести и совести. (42)Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.
(43)Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44)Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.
— (45)Проваливай теперь! (46)Слышишь?
(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
(48)Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:
— (50)Это какая учительница Мария Алексеевна? — бормотал он. — (51)Может, старенькая?
— (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, — встряла Людмилка, Кешкина сестра. — (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54)Два месяца с ним занималась!
(55)Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56)Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57)Первая страница с посвящением была испорчена. (58)Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.
(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60)0н по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.
— (61)Ладно, Сима, мир. (62)Пойдём с нами плотины строить!
(63)Ребята замёрзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:
— (65)3астегнись, Коля! (66)Ты опять простудишься… (67)Спасибо за подарок.
(68)Сима покраснел густо и пробормотал:
— (70)Альбом! (71)«Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».
(72)Сима не знал, куда деться, он страдал.
— (73)Я не писал такого…
— (74)Писал, писал! — захлопал в ладоши Кешка. — (75)Он нам этот альбом показывал с кораблями…
(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:
— (77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79)Чудак!
Пример сочинения 9.3 «Что такое совесть?»
Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Зачастую, если человек совершил плохой поступок, то его начинает мучить совесть, он переосмысливает свои действия. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта.
В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить.
Классическая литература предлагает нам массу примеров того, как у героев просыпается совесть после совершения дурного поступка. Исключением не стал и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». После дуэли со своим другом Ленским Онегина начинает мучить совесть. Он сожалеет, что лишил жизни молодого, целеустремленного человека. Но, увы, исправить что-либо было уже поздно.
Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.