Что такое сплошные и несплошные тексты
Статья «Работа с несплошным текстом как способ формирования читательской грамотности»
РАБОТА С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Чугунова Н.П., учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский Самарской области (Россия)
Ключевые слова: несплошной текст; чтение; способ получения информации; интеллект-карта; инфографика; читательская грамотность.
Для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить разностороннее и своевременное развитие школьников, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Важно готовить учащихся к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, которая включает умение понимать информацию, анализировать, интерпретировать и критически её оценивать, ориентироваться в различных источниках информации.
Именно умение работать с информацией, с текстом обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний. М.И. Скоморохова и С.П. Леонюк справедливо утверждают, что среди всех видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся ключевым является умение работать с текстами. К информационным действиям они относят умение самостоятельно приобретать знания, новую информацию; работать с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации [1, с. 16 – 24].
Методика работы со сплошными текстами (сюда относятся художественные и технические описания, повествования, объяснения, инструкции и др.) отработана и успешно применяется. Информацию в таких текстах легко найти за счёт шрифтовых и цветовых выделений, знаков и символов аппарата ориентировки учебных изданий [2, с. 14 – 20].
Несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом, тексты, сочетающие в себе несколько разноформатных источников информации.
Ведущие исследователи текстов «новой природы» Е.И. Казакова и Г.В. Данилова отмечают, что в настоящее время фиксируется тенденция качественного изменения природы текста: на смену достаточно традиционной вербальной конструкции, дополненной иллюстрациями и элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), приходят тексты, для которых характерны гипертекстуальность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, дополненной реальности и других элементов выражения смысла [3, с. 105; 4, с. 53].
Формы несплошных текстов весьма разнообразны: расписания, графики, таблицы, диаграммы, карты, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки и т. д.
Важно сформировать навыки работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных. Их передача может осуществляться самыми разнообразными способами: устно, письменно, с помощью телекоммуникационных технологий, посредством сети Интернет и пр.
Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (то есть восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
¾ различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
¾ читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);
¾ переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);
¾ менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
¾ самостоятельно создавать несплошные тексты;
¾ использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
При работе с текстами можно использовать разные виды чтения. Так, чтение-просмотр позволяет предварительно ознакомиться с текстом. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст, чтобы найти какой-либо факт, слово или фамилию. Быстрое чтение – это знакомство с текстом в целом при высокой скорости чтения. При повторном чтении достигается более глубокое осмысление информации. Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Аналитическое чтение позволит критически изучить содержание текста с целью его осознания, когда показано выписать факты, цитаты и пр. При углубленном чтении обращается внимание на детали, их анализ и оценку, выявляются непонятные места текста [5, с. 29].
Вопросы, задания и упражнения по работе с несплошными текстами можно объединить в следующие группы: 1) общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации; 2) глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста; 3) применение информации из текста в учебно-практических задачах; рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка [6, с. 215].
При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания; извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде; приведение примеров из текста, подтверждающих данное высказывание; выделение в тексте объяснительного метода исследования; устанавливание истинности суждений с опорой на информацию текста; определение значения терминов и понятий; сопоставление информации из разных частей текста; сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах – текстах и рисунках или фотографиях; описывание на основе текста значений графических символов; устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие.
Примером заданий подобного типа могут выступать «неполные» таблицы, в которых учащиеся должны заполнить пустые ячейки необходимыми фактами, изучив статью учебника (Таблица 1).
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Умение работать с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек, у которого возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
[ecwid_product display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
Анализируя современные учебники начальной школы, можно сделать вывод, что в них, по-прежнему, представлены преимущественно «сплошные» тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из «несплошных» текстов.
Несплошной текст
Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
К несплошным текстам относят:
Применительно к школьной практике методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе снесплошными текстами.
Алгоритм работы
Приемы работы
*Какой вид несплошного текста мы видим?
*Убедите меня, что указанный мной текст – таблица. (В ней строки, столбцы, записана информация по русскому языку).
*Какой вид несплошного текста перед нами? (Рисунок.)
*Как он назван? («Река времени» российской истории».)
*Предположите о содержании текста на основе заглавия. (В тексте будет говориться об истории России).
*Вычитайте явную информацию. (История государства имеет несколько этапов. Каждый этап сопровождался значимыми событиями в жизни государства.)
*Дети видят на слайде диаграмму, анализируя ее, они понимают, что на планете Земля воды больше, чем суши.
*Прошу доказать данный вывод на другом несплошном тексте «Физической карте полушарий». (По карте тоже видно, что синего цвета – воды Мирового океана на Земле гораздо больше, чем желтого, коричневого и зеленого – суши материков и островов).
*Предлагается сплошной текст о падежах русского языка.
*Приходим к выводу, что текстом ежедневно пользоваться неудобно, нужен опорный конспект. Как правило, дети выбирают для него таблицу. Создается несплошной текст.
Данная система работы дает положительные результаты, так как у обучающихся, при систематической работе с несплошными текстами, повышается способность к решению учебно-практических задач.
[ecwid_product display=”picture title price addtobag” version=”2″ show_border=”1″ show_price_on_button=”1″ center_align=”1″]
МБОУ Большесырская СОШ
-учитель начальных классов
Мастер – класс «Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности»
Добрый день коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер классе. Сл. 1.
«Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности»
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов- он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.
Но как показывают различные исследования российские школьники показывают неготовность работать с такого вида информацией.
— Как вы думаете, умение работать с текстом это какое умение предметное или метапредметное?
(Конечно же метапредметное, так как на каждом уроке, на каждом этапе жизни, где бы то ни было мы сталкиваемся с информацией, которую необходимо понимать).
Среди метапредметных результатов особое место занимает готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию.
Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И не всегда, даже взрослые, не говоря уже о школьниках, знают, что весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сл. 2. Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения.
Сл.3 Несплошные – в них информация передаётся не только словесным способом.
К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.
Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их? Учим ли мы этому детей?
А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.
Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.
Сл.4. Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).
· различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста;
· извлекать и анализировать информацию из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
· преобразовывать сплошные тексты в несплошные и наоборот;
· менять вид несплошного текста: переводить схемы в таблицу и т.д
· извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её;
· решать учебно-практические задачи;
( Раздаю билеты к заданию №1.)
Как вы думаете, на каком уроке можно использовать этот входной билет в дельфинарий?
(участники отвечают на вопрос)
(на математике, когда изучаем тему «Цена, количество, стоимость» и т.д., на разных уроках и на разных его этапах)
Сейчас вы будете работать в тройках.
1.Используя билет в дельфинарий, придумать задание по русскому языку, математике и одному предмету по выбору.
-назвать тему урока
Выступление от троек по русскому языку, по математике,
по одному предмету по выбору.
Приложение №1 привожу дополнительные примеры.
Ответы к заданию №1
Тема: «Единицы времени. Календарь»
Задание: Определи по календарю 2015г., в какой день недели мы посетили дельфинарий.
Задание 1: «Ты сидишь на 19 месте, Оля – на 3. Сколько между вами ребят?
Задание 2: Найдите и выпишите 3х значные числа и запишите их в таблицу разрядов и классов.
Тема: «Многозначные числа»
Задание: Запишите номера двух предыдущих и двух последующих билетов.
Тема: «Цена, количество, стоимость»
Задание: Сколько нужно потратить денег вашей семье, чтобы всем вместе посетить дельфинарий?
-Хватит ли денег нашему классу сходить в дельфинарий, если у нас есть ….рублей?
-Посмотрим ли мы представление, если приедем в 16.05?
Тема: «Связь слов в предложении»
Задание: Составьте словосочетания по предложению: «Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные в билетах».
Задание: Выпиши предложение – пожелание.
Задание: Определи первое предложение. (Желаем вам приятного просмотра
Задание: Выпиши все формы слова билет.
Тема: «Имя числительное»
Задание: Выпиши числительные.
Тема: «Правила поведения»
Задание: Составьте кластер по правилам поведения в дельфинарии.
Задание: Найдите в тексте, что вы будете делать, если опоздаете в дельфинарий.
-составить памятку поведения в дельфинарии;
-добавим свои правила поведения в дельфинарии
Задание: Создайте афишу, используя билет.
Давая детям такие задания, необходимо заранее изучить билет, он должен быть реальным, содержать достоверную информацию, быть понятен детям. Придумать к нему корректные задания. Он должен быть связан с жизнью.
Можно просить учащихся самих составлять задания, вопросы к несплошным текстам, а можно давать готовые задания.
Задание №2. (Раздаю листы – задания к билету.)
Пожалуйста, рассмотрите билет. Выполните задания.
Запишите в таблице верные ответы на вопросы.
Какой адрес у дельфинария?
Сколько стоит билет на представление?
Когда Миша с сестрой пойдут на представление?
Укажите время начала представления.
В каком случае можно обменять билет на представление?
Что нельзя делать зрителю в зале?
Прочитайте записку от мамы. Заполните пробелы, сделанные в тексте.
Миша, я ушла на работу. Не забудь, ты сегодня с сестрой идёшь в_____________. Доехать очень просто. На метро до станции ___________, а там найдёте___________________. Выехать лучше пораньше, потому что______________________________________________________________.
Подумайте, посмотрят ли Миша с сестрой представление, если они доберутся до здания дельфинария в 16:05?
Подтвердите свой ответ словами из текста__________________________________________________________________________
Миша с сестрой вовремя приехали в дельфинарий. Посмотрели половину представления.
Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет производиться лотерея. Разыгрывается поездка в Турцию. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам представления.
Выигрышным оказался билет Серия ВА №032430. Выиграл ли Миша? (Обведите верный ответ)
К кому должны обратиться победители лотереи?
Маме Миши очень понравился дизайн билета. Подскажите, к кому ей обратиться, чтобы сделать рекламные буклеты для своего проекта?
Запишите название типографии:______________________________________________
Запишите телефон типографии:______________________________________________
Задание слушателям: Ответить на вопросы к несплошному тексту и определить к какой группе читательских умений относится каждое задание.)
Сл.6 (группы читательских умений)
Слушаю выступление троек. Обсуждаем ответы.
-Как вы думаете, какие УУД будут сформированы у ученика при работе с несплошными текстами?
> Читать несплошные тексты (извлекать и анализировать информацию) из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
> Составлять несплошные тексты- в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
> Преобразовывать сплошные тексты в несплошные и наоборот
Работать с несплошными текстами можно не только на уроках, но и на учебных курсах по формированию читательской грамотности, во внеурочной деятельности.
Учитель должен уметь простраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.
-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.
-Заголовок, сноски- это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.
Спасибо за внимание и активное участие!
1. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО
2. Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.Ч1[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др.]; Под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.:Просвещение, 2009.
7. Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения // Народное образование. 2012. № 5. С. 214-220.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация по теме » Сплошной и несплошной текст»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Сплошной» и «несплошной» тексты Составила учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ ООШ с. Новопавловка Елистратова Е.А
Где мало слов, там вес они имеют. Уильям Шекспир Нужные слова в нужном месте — вот подлинное определение стиля. Джонатан Свифт Искусство писать – это искусство сокращать. А. П. Чехов
Все тексты делятся на cплошные (без визуальных изображений) несплошные (с визуальными изображениями) Так, в нашей гимназии, основывающей учебно-воспитательный процесс не только на традиционных, но и на инновационным технологиях, уже много лет работает научное общество учащихся, которые осуществляют исследовательскую работу по интересующим их темам в различных школьных предметах. В настоящий момент особенно актуальна проектная деятельность, которая предполагает положительные результаты в приобретении новых знаний и расширении обучающего пространства.
Сплошные тексты: описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) объяснение (объяснительное сочинение, определение, толкование, резюме, интерпретация) аргументация (комментарий, научное обоснование) инструкция (указание к выполнению работы, правило, уставы, законы).
Несплошные тексты: графики диаграммы таблицы карты схемы визитки формы (налоговые, визовые, анкеты и др.) информационные листы и объявления.
Правила чтения несплошных текстов 1. Что я вижу перед собой? (Например, передо мной визитка, диаграмма и т. д.) 2. О чем в ней (в нем) сообщается? (В ней (визитке) даются сведения о фотографе и т.д.) 3. Расскажи о содержащейся информации. (Например, фотограф Алексей делает фотографии свадеб, праздников, корпоративов. Кроме того, он выполняет монтаж и печать фотографий. Его № тел. такой-то.) 4. Для чего нужно было представлять информацию в виде несплошного текста? (в виде визитки, диаграммы, рекламы, схемы, анкеты и т.д.) (Например, из визитки можно точно узнать о человеке, его роде деятельности и как с ним связаться). Пример перевода информации театрального билета в сплошной текст: Передо мной билет на спектакль по пьесе Шекспира «Гамлет». Показ состоится 25 октября 2008 года в Московском театре классического спектакля. Начало – в 19.00. Владелец билета заплатил 2000 рублей. Смотреть пьесу он будет в партере, в 3 ряду, на 7 месте.
Пример использования сплошных и текстов на уроке русского языка Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает: ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать); смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный); неполное действие (приоткрыть, присесть); действие доведено до нужного результата (прихлопнуть); сопутствующее действие (присвистывать); действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть). Приставка ПРЕ- пишется: в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный); в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).
Пример использования несплошного текста на уроке русского языка Таблица
Пример использования несплошного текста
Пример использования несплошного текста Диаграмма
Использование несплошного текста
Использование несплошного текста. Диаграмма
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1094281
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.