Что такое структура и текстура материала
Текстура, фактура и структура
Вечная путаница в терминах. Поэтому положу сюда.
Визуально — это когда мы видим поверхность предмета и понимаем из какого материала сделано: шёлк, лен, хлопок, кожа.
А тактильно — это когда мы, потрогав, понимаем к какому материалу принадлежит ткань.
Текстура и материал, из которого изготовлена ткань, могут не совпадать. Например, текстура змеиной кожи на полиэстере или текстура зебры на джинсе.
Когда текстура и материал совпадают — это натуральная текстура. А когда ткань изготовлена из одного материала, а рисунок на ней из другой «оперы», то это называется — имитация.
Тэк-с, теперь про фактуру. Это характеристика поверхности материала. Попросту говоря — это рельеф. Это те визуальные и тактильные ощущения, которые можем описать, когда смотрим или касаемся поверхности предмета.
Визуально — это когда мы видим поверхность и описываем её: гладкая или шершавая, колючая или пушистая, ребристая или в пупырышку.
Тактильно — это наши ощущения при прикосновении: гладкая, колючая, ребристая.
Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета рельефной, а при прикосновении чувствуем гладкость, как в примере с платьем. Или как с «зеброй» — ожидаем ощутить мех, а чувствуем шершавость джинсы.
Текстура и фактура — это две исключительно внешние характеристики.
Ну и структура — это характеристика внутреннего строения материала, то есть, то из чего и как сделана ткань.
Строго-то говоря, эти определения касаются всех материалов и предметов: пластик, дерево, металл и т.д. Но я пишу про тряпочки, поэтому и показываю на примере оных.
СТРУКТУРА И ТЕКСТУРА. Основные понятия, термины, определения
В строительном материаловедении часто используют термин структура как совокупность и взаиморасположение элементов, составляющих тот или иной материал, когда, например, характеризуют особенности строения керамического черепка или цементного камня.
Структура, согласно словарю (строение, расположение, порядок), представляет собой совокупность устойчивых связей тела (объекта), обеспечивающих его целостность (и тождественность самому себе).
Это определение относится к абстрактному однородному по своему составу телу и предполагает наличие какой-либо специфики. Например: кристаллическая структура, стеклообразная структура и т.д.
При изучении каменных материалов или горных пород как совокупности минералов, кристаллических и аморфных составляющих или стеклообразных систем установлен сложный характер структуры: стеклокристаллическая или аморфно-кристаллическая структура.
При рассмотрении искусственных материалов, используемых в строительных конструкциях, имеет место термин «плотная или пористая структура».
Когда рассматривают материал или изделие как сочетание элементов и имеют отличительной целью показать их форму, то часто говорят, например: волокнистая, зернистая, чешуйчатая и т.п. структура (строение). Однако, более точным в данном случае является термин «текстура».
Текстура является отличительной характеристикой внутреннего строения материала и его поверхности и чаще всего определяет декоративные свойства.
Текстура, в отличие от структуры, не имеет такой логической связи с составом, химическими связями и свойствами и является лишь дополнением к более широкому понятию структуры.
В строительном материаловедении при изучении влияния структуры на свойства материалов различают внутреннее строение вещества, микроструктуру и макроструктуру.
Фактура и текстура в чём разница
Фактура и текстура — слова часто встречающиеся в интерьерных описаниях. Оба определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает непонимание в чём разница.
Может это слова синонимы?
Разница между этими определениями есть, хотя она не велика, но, чтобы вы понимали и не путались, мы расскажем в этой статье о различии.
Тактильные и визуальные ощущения и как они связаны с текстурой и фактурой
Текстура и фактура связаны с нашим визуальным, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие — это то что мы видим. Тактильное восприятие — то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смешанное визуально-тактильное восприятие — это то, что мы видим, не можем потрогать, но помним ощущения от прикосновения.
Что такое фактура
Фактура – визуальное и тактильное описание поверхности, и характер её обработки. То есть ощущения, которые можем описать когда смотрим, или касаемся поверхности предмета.
Визуально — видим поверхность и как мы её описываем: гладкая, ребристая, рельефная.
Тактильно — ощущения при прикосновении: шершавая, гладкая, ребристая, колючая.
Фактура естественная — это характер поверхности предмета из-за особенностей материала: гладкая поверхность металла, шершавая поверхность камня.
Фактура по характеру обработки — поверхность созданная в результате механического воздействия человека или инструмента, и воздействие природных сил или стихий: зазубрены от инструмента, поверхность камня шлифованного водой.
Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность.
Что такое текстура
Текстура — визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале. То есть по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: дерево, металл, стекло, кирпич, бетон, пластик.
Визуальная текстура — мы видим поверхность предмета и понимаем его материал.
Тактильная текстура — понимание к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении.
Текстура и материал, из которого изготовлен предмет может не совпадать. Например, текстура ткани на бумаге, текстура дерева на плитке, текстура стекла в пластике.
При совпадении текстуры и материала мы скажем — естественная текстура.
Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала, называются — имитации. Пример, обои имитация кирпича (задняя стена) и обои имитация крашеной доски (боковые стены):
Обои с текстурой кирпичей. Интернет-магазин: www.oboivdom.by
Исключения
Есть отдельное цветовое восприятие, которое относиться одновременно к цвету, точнее к оттенку и к фактуре — это матовые, и глянцевые оттенки, или фактуры. Мы говорим: имеет матовый оттенок или имеет глянцевый оттенок потому что, свойство оттенку придаёт именно фактура поверхности. Окрашенная поверхность с лёгкой шершавостью, придаст матовый оттенок, сглаженная глянцевый. Например, лак для дерева — матовый лак создает едва ощутимое шершавое покрытие, глянцевые лаки сглаживают поверхность образуя глянцевый оттенок. Чаще употребляется выражение «оттенок» — матовый оттенок, глянцевый оттенок, чем фактура.
Особенности
Температурное восприятие текстур – может быть холодным или тёплым. Стекло, металлы – холодные текстуры. Дерево – тёплая текстура. Камень может отнестись как к теплому, так и холодному в зависимости от цвета. Температурные восприятия текстур могут усиливаться или ослабляться цветом.
Описание текстур может быть обще-техническим, уточнённо-техническим, характеризующим или творческим: дерево — древесина бука; кожа — кожа крокодила; бумага — старая газета. Нет чётких правил текстурного описания. Названия присваивают для понимания вида текстуры и возможных ассоциаций, которые разовьют идеи применения, и сочетания в дизайне интерьера.
Обои с текстурой состаренных досок. Интернет-магазин: www.oboivdom.by
Ошибки формулировок
Когда говорят фактура дерева — подразумевая внешний вид похожий на дерево – это ошибка. При употреблении фразы «фактура дерева» как тактильное ощущение — это верно.
Закрепим
Проведем мини эксперимент и превратим фактуру в текстуру. Возьмём обычный лист офисной бумаги формата А4. Опишем фактуру:
Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;
Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.
Визуально — не выраженная;
Напечатаем на бумаге изображение кирпича, аккуратно обрежем и приклеим на стену. Что получится?Опишем фактуру:
Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;
Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.
Отметим, что на успех эксперимента сильно повлияет качество и реалистичность изображения.
Вывод
Разница между фактурой и текстурой в интерьерном дизайне нужна для понимания эффектов производимых элементами дизайна.
Текстура и фактура добавляю интерьеру те свойства, которые не передаёт фотография. Они могут как обогатить интерьер, так и усложнить его.
При уделённых покупках через интернет, тактильные ощущения передать невозможно, можем оценивать только визуально. Но тактильные ощущения порой, производят больший эффект чем визуальные.
Продолжение темы фактуры и текстуры
В статьях сочетание фактур и сочетание текстур рассказывается как применить разные фактуры и текстуры в интерьерном дизайне:
Значение слова «текстура»
[От лат. textura — ткань, связь, строение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Текстура (трёхмерная графика)
Текстура горных пород
«Текстура» — фестиваль театра и кино, организованный в 2010 Эдуардом Бояковым.
ТЕКСТУ’РА, ы, ж. [латин. textura, букв. тканье] (геол.). То или иное расположение составных частей в горной породе. Слоистая т.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
тексту́ра
1. техн. особенности строения твёрдого вещества, обусловленные характером расположения, преимущественной ориентации его составных частей, слоёв ◆ Текстура породы массивная, сложена сильно соссюритизированным плагиоклазом (70-75 об.%), маложелезистым клинопироксеном (10-15 об.%), цоизитом (5-10 об.%), который развивается по плагиоклазу, и содержит до 5 об.% кварца. А. А. Антонов, «Минералогия родингитов Баженовского гипербазитового массива», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. природный рисунок древесины на срезе ◆ Стоит «напоить» ольху или тополь водным раствором определённого красителя, как проявится скрытая текстура древесины, изменится её цвет. «Долгий век дерева», 1965 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ)
3. физ. металл. преимущественная ориентация кристаллических зёрен в поликристаллах или молекул в аморфных телах, жидких кристаллах, полимерах, приводящая к анизотропии свойств материалов ◆ Я сразу вспомнил университетские лекции про текстуры: ориентация микрокристалликов вдоль линии проката, возникающая при некоторых условиях. А. Д. Сахаров, «Воспоминания», 1983-1989 г. (цитата из НКРЯ)
4. текст. свойство холста, характеризующееся расположением волокон в пряже, видом крутки и степенью скрученности, видом переплетений при ткачестве и вязании, отделкой и др. ◆ Предпочтение отдано тканям из натуральных волокон, в основном это хлопок самых разнообразных текстур от поплина до габардина и крепона. Татьяна Сивакова, «ГУМанитарные ценности», 2001 г. // «Эксперт: Вещь» (цитата из НКРЯ)
5. комп. изображение, используемое для равномерного заполнения участков других изображений или для наложения на поверхность трёхмерной модели для придания ей цвета, окраски или иллюзии рельефа ◆ Иногда найти нужное изображение текстуры просто невозможно, и тогда можно выйти из ситуации путём сканирования реального предмета (например, парика для текстуры волос или лоскута ткани для шерстяного покрытия). Затем отсканированный фрагмент достаточно обработать в графическом редакторе, и текстура будет готова. Д. В. Рябцев, «Интерьер в 3ds Max от моделирования до визуализации», 2013 г.
6. полигр. разновидность готического письма, шрифта; хронологически первый вид готического письма (с XIII века) и первый наборный шрифт Иоганна Гутенберга (около 1394–1468), созданный в середине XV века ◆ Текстура, этот готический монастырский шрифт, используется для набора заголовков американских газет. Альберт Капр, «Эстетика искусства шрифта» / перевод В. Милютин, 1979 г.
Фактура
Классификация текстур.
Текстура
Фактура и текстура текстильных материалов
В мире современной моды, несмотря на технологические новации, неизменными остаются такие важнейшие характеристики поверхностей тканей и текстильных материалов, как текстура и фактура.
Термин «текстура» получил широкое распространение в различных областях науки, техники и производства, например, текстура мрамора, каменного угля, пород древесины. Текстура— это своеобразный узор на поверхности материала, обусловленный характерным расположением составных частей этого материала (зерен, кристаллов, нитей, волокон и т. д.).
Текстура ткани — внешнее проявление внутреннего строения, видимая на поверхности часть структуры материала.
Из материаловедения мы знаем, что по своему строению ткани делятся на простые и сложные. В простых тканях все нити располагаются в одном слое. Поверхность таких тканей гладкая и однородная. Некоторые простые ткани вырабатываются мелкоузорчатыми переплетениями, которые делятся на производные и комбинированные.
К производным переплетениям относятся рогожка, репс, саржа, сатины, атласы. Комбинированные переплетения получаются наложением одного переплетения на другое, сочетанием разных переплетений в одном рапорте ткани, включением одного переплетения в другое.
Сложные ткани по своему строению подразделяются на полутораслойные, двухслойные, двулицевые, многослойные, ворсовые, перевивочные (ажурные) с дополнительной основой и сложнофасонные. Помимо таких ткацких переплетений на характер текстуры текстильной поверхности влияют: уплотненность или разреженность ткани, различие в качестве пряжи, в линейной плотности основных и уточных нитей, в натяжении нитей основы и др.
Для изготовления тканей используют различные нити: мононити, комплексные, крученые, армированные, меланжированные, фасонные, мулинированные, блестящие, металлизированные, буклированные, креповой крутки. Кроме того, используют различную пряжу — простую или фасонную.
Текстуры тканей делятся на четыре группы.
1-я группа — гладкая. При ее создании используют пряжу одинаковую по качеству в основе и утке, главные и производные переплетения, формируют уплотненную поверхность. Примером такой текстуры служит драп, кашемир.
Графические эквиваленты текстуры. 1-я группа — гладкие
2-я группа — шероховатая. Эффект шероховатости создает рубчик, образующийся в результате применения более толстой нити в утке (в поплине и габардине — поперечный, в сарже — диагональный). В этом случае получается мелкозернистая поверхность.
Графические эквиваленты текстуры. 2-я группа — шероховатые
В полуторастройных тканях шероховатость образуется путем настила из эластичных нитей на изнаночной стороне полотна, сжимающих лицевой слой ткани. Подобный эффект получают при использовании нитей из одного сырья, но с разной круткой — пологой и креповой, а также с помощью буклированных нитей.
3-я группа — рельефная. Сложное строение тканого или трикотажного полотна, образованного несколькими системами нитей, различающихся по волокнистому составу и линейной плотности создает интересные по пластике рельефы. Особенно заметны трикотажные рельефы, имитирующие ручное вязание. Различные трикотажные переплетения (ажурные, филейные и рельефные) образуют на поверхности полотна бугорки, впадины, полосы (вертикальные и горизонтальные), «каре», полудуги и т.п.
Графические эквиваленты текстуры. 3-я группа — рельефные
4-я группа — ворсовая. Такую поверхность имеют ткани, выполненные по специальной технологии ткачества переплетением с дополнительной основой для образования ворса, например бархат, панбархат, плюш, вельвет, натуральный и искусственный мех.
Графические эквиваленты текстуры. 4-я группа — ворсовые
Термин «фактура» (от лат. factura — обработка) характеризует особенности отделки и обработки поверхности ткани, трикотажного или нетканого полотна.
Помимо технологических приемов отделки на характер фактуры влияет волокнистый состав нитей. Сырье имеет существенное значение для выбора и образования той или иной фактуры. Матовая пряжа и блестящий метанит, золотая и серебряная нити или синтетическое волокно во многом определяют эстетический эффект воздействия фактуры ткани на человека.
В современном проектировании одежды широко распространена отделка сложными узорами трикотажного гладкого полотна. Такая отделка выполняется посредством шнура, крученых нитей, валиков, петелек и пр. Многие современные рисунки на пальтовых шерстяных тканях создаются путем ворсирования или стрижки. На хлопковых тканях с включением синтетических волокон путем термообработки получают жатые полосы, например, ткань сирсакер (жатость в полосе, чередующаяся с гладкими полосами).
Фор-эскизы костюмов с различным фактурным решением