Что такое юмор в медицине
Юмор и медики: о чем шутят врачи, пока мы сидим к ним в очереди
Почему юмор медиков такой черный?
О чем чаще всего шутят медики?
— Медики шутят над собой. Медики шутят над смертью, потому что это их близкая подруга, которая с ними постоянно. И медики шутят над болезнями (именно над диагнозом, а не пациентами, хотя люди часто воспринимают это на свой счет).
Чаще всего высмеивают немощность нашей медицины. И врачи, и пациенты шутят над одним и тем же.
У нас есть профессионалы, которых берут на работу за границу, но они не могут реализовать себя в нашей стране. Смешно, когда на больницу выделяют миллион гривен, но в ней нет бесплатных бахил. Когда человек приходит в приемный покой, а ему не могут сделать самый простой укол. Конечно, в нашем юморе присутствует самоирония ко всем этим вещам.
Может ли медика обидеть шутка о взятках?
— Шутки о деньгах или непрофессионализме докторов обидят только тех, к кому они относятся. Если врач честный, ему нечего обижаться. Вот вам и лайфхак, как проверить, хороший ли перед вами доктор! Мы и сами об этом шутим. Тут цензуры нет.
Какие шутки запрещены медицинской этикой?
Конечно, ничто не мешает группе врачей создать в Telegram чат, где они будут что-то обсуждать или шутить. Но мало кто делает это, чтобы специально издеваться над пациентами. Если врач циничный, он может поглумиться над пациентом прямо в лицо.
Как медики шутят друг над другом?
Почему медики не любят «Доктора Хауса»?
Может ли чувство юмора доктора помочь выздоровлению?
— Конечно! Юмор оказывает на пациентов терапевтическое действие. Я вам больше скажу: выздоровление в значительной мере зависит от настроя пациента. Но какой может быть настрой без улыбки?
Я был в детских отделениях, где персонал очень позитивно относится к тяжелобольным детям. Но у нас не принято их как-то веселить, переодеваться в сказочных героев, как на Западе. Разве что какой-то спонсор или депутат оплатит работу аниматоров. Таких позитивных моментов этим деткам, конечно, не хватает.
Все медики проходят курсы психологии человека, физиогномики. Из 100% информации, которую говорит пациент врачу, 60% является неверной. Медик должен найти истину. И на основе знаний мы уже понимаем, когда можно пошутить, чтобы смягчить или выудить из пациента какую-то информацию.
Правда, в нашей стране доктору часто трудно улыбаться из-за того, что у него маленькая зарплата и тяжелая работа, неблагодарное окружение. И сложно эту улыбку передавать другим.
Доктор и мэмы
Тарас Жиравецкий, директор львовской клиники, основатель украинского фейсбук-сообщества «Медичні історії», где шутят мэмами о пациентах:
Шутки «Сборной медиков»
Пациент: Вот объясните, как у вас так получается? Каша на вкус, как хлеб. Котлеты на вкус, как хлеб. Хлеб… вы не даете!
Врач: Ну если бы давали, то не было бы ни каши, ни котлет.
Разговор врачей.
Юмор в работе доктора
Юмор украшает нашу жизнь. Люди с развитым чувством юмора живут лучше, им легче оградить себя от стрессов, используя такой способ разрядки, как смех. А врачу без юмора – совсем никак!)
Становясь мишенью для юмора, источники отрицательных эмоций приобретают прямо противоположное значение и, посмеявшись над преградой или собственным неудачным способом её преодоления, человек придаёт им в собственных или чужих глазах другой смысл, получая новую возможность выйти из критической ситуации.
Чувство юмора – незаменимый помощник и на рабочем месте, и в общении с клиентами и коллегами. Это средство скорой помощи, позволяющее добиваться результата за считанные минуты там, где на объяснения, уговоры и заверения могут уйти долгие часы. Поэтому юмор так важен в ситуациях, где вступать в контакт с людьми нужно быстро и эффективно. А разве не этого мы добиваемся на рабочем месте? Поэтому не отказывайте себе в удовольствии пошутить, и пусть эмоциональный контакт и ростки доверия, которые появляются при этом между вами и вашими пациентами, становятся верными помощниками в достижении целей.
Для доктора, который хочет стать богатым, юмор имеет особое значение. Почему? Да потому что критические и часто трудноразрешимые ситуации, связанные со здоровьем, часто вызывают разочарование и грусть, которым зачастую нечего противопоставить, кроме, разве что, примирительно-ироничес¬кого отношения к ним.
«Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора – не радость, а горе. На небесах юмора нет», – писал Марк Твен.
Бернард Шоу, лежа в постели со сломанной ногой, в ответ на советы испуганных друзей отказаться на время от вегетарианства, которое в его положении может привести к печальному финалу, шутил: «Что ж, в таком случае за моим гробом пойдут все животные, не съеденные мною. Если не считать процессии, направляемой в Ноев ковчег, это будет самое замечательное шествие, какое только доводилось видеть людям».
Один из немецких композиторов после наложения ему гипсовой повязки на сломанную ногу удивил пришедших проведать его друзей: «Мне уже начали строить памятник при жизни». И показал загипсованную ногу опешившим визитерам.
Заметьте, что люди, которые посвящают свою жизнь юмору, как правило, живут достаточно долго, а среди долгожителей практически нет мрачных людей. Великий актер и клоун Юрий Никулин (1921–1997) не дожил 4 лет до своего 80-летия, а выдающийся американский комик Боб Хоуп отметил 100-летний юбилей (1903–2003). Часто юмор является подпиткой оптимистического мировоззрения, позволяя не придавать большого значения отрицательным сторонам жизни и видеть смешное там, где другие его не замечают.
Мне не раз доводилось наблюдать, как юмор разряжает обстановку. Тогда словно тучи раздвигаются, и через них прорезается лучик солнца. Вот пример подобной ситуации: коллектив одной организации пригласили на собрание, повестка которого была никому не известна. С самого начала обстановка оставалась достаточно напряжённой, так как обсуждавшиеся проблемы волновали всех присутствующих. Наконец, председательствующий подошёл к главному пункту, который касался ограничения полномочий одного из руководителей. Согласитесь, ситуация для него не самая приятная.
Диалог был приблизительно таким:
– Уважаемый Марк Григорьевич, принято решение вывести из вашего подчинения отдел такой-то. По всей видимости, для вас это будет облегчением.
– Спасибо, я уже облегчился, – с видимой непринуждённостью парировал доктор, вызвав одобрительный смешок присутствующих, после чего уверенно выставил ряд контраргументов.
Кстати, привилегией шутить перед большой аудиторией и слышать смех в ответ обычно пользуется уверенный в себе лидер, хотя нередко в такой роли выступает и человек с репутацией шута, далеко не всегда пользующийся уважением.
Есть такой довольно жестокий юмор (сатира), в стиле меча (как у Михаила Задорнова), когда озорно и ядовито смеются над другими (тупыми американцами). Саркастические замечания (ленивее русских только украинцы: у них в сказках вареники сами в рот запрыгивают) способны вызвать агрессивный настрой. Или известная неудачная шутка Ивана Урганта в эфире кулинарного шоу: «Я порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни».
Но злопыхательства вообще лучше избегать, потому что с его помощью ничего нельзя решить, оно не конструктивно по своей природе. Золотая мысль принадлежит Т. Фуллеру: «Остроумие нужно использовать как щит, а не как меч, ранящий других». Автору больше нравится юмор в стиле щита (к примеру, в исполнении Геннадия Хазанова), когда герой смеётся над собой (кулинарный техникум, маленький гигант большого секса), такой юмор лучше устраняет напряжение, он оптимистичен, конструктивен.
Правда, можно выделить ещё и третий тип юмора (почему-то вспоминаются выступления Евгения Петросяна) – когда вообще не смешно. От такого доктора хочется бежать.
Пациентам нравится, когда доктор обладает чувством юмора, особенно если принять во внимание то, что он выступает в роли врачевателя, а врачеватели с чувством юмора более успешны.
«Смеясь, люди легче расстаются и с деньгами, и с болезнями». Конечно, нужно знать меру, юмор должен быть уместным, умеренным и позитивным, никто не хочет лечиться у клоуна.
Кстати, если вы пошутили, а пациент обиделся, не стоит говорить: «Вы что, шуток не понимаете?». Скорее всего, ваша шутка была неудачной. Выражаясь медицинским языком, юмор – это правда в безопасной для жизни дозе, а вы как опытный доктор должны уметь эту дозу подбирать. При попытках шутить и острить с пациентами следует помнить слова барона Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского: «Юмор – он, конечно, жизнь продлевает, но не всем. Тем, кто смеется, продлевает, а тем, кто острит, – обычно укорачивает».
Любопытно, что дети и подростки смеются в десятки раз чаще взрослых, детский смех – индикатор психического и физического здоровья. В одной из повестей И. Тургенева есть замечание: «Смех без причины – лучший смех на свете». Автор описывает веселье людей молодых, еще не растерявших юношеского задора и оптимизма.
В отличие от оптимистов, которые видят перспективы и основания для надежд в самых тяжелых ситуациях, пессимисты долго сожалеют о том, что потеряно и разрушено, не обращая внимания на то, что еще работает. Таким образом, смех – очень серьезное дело, которое влияет на все сферы жизни вообще, а и на финансы в частности.
Сохранять чувство юмора всегда и при любых обстоятельствах – очень непросто. Тем не менее чувство юмора – этот особый взгляд на мир – можно развивать, используя набор навыков и техник. Это свойство характера помогает легче переживать неудачи, быть более гибким к переменам, эффективнее осуществлять визиты к клиентам и беречь здоровье.
Поэтому тренируйте своё остроумие, каждый день занимайтесь «юморобикой»!
«А как его развивать?» – спросите вы. Да очень просто! Коллекционируйте анекдоты и забавные истории. Когда у вас плохое настроение, можно заглядывать в эту коллекцию, погружаться в какую-то смешную ситуацию.
Что чаще всего смешит людей? К примеру, неожиданное окончание известных выражений, пословиц. Как-то, на одной из конференций выступал коммерческий директор крупного фармацевтического завода и сказал следующую фразу: «Вы знаете, я всем своим родственникам и друзьям рекомендую антибиотики только нашего завода», потом – длинная пауза и продолжение: «Как ни странно, они помогают!».
Чувство юмора очень часто помогает избежать манипуляций. Известно, что продавцы, чтобы набить цену товару, рассказывают разные небылицы.
Например, такая история.
Новый русский хотел купить зaмок. Показывая его, продавец всячески нахваливал элитную недвижимость: «Вот смотрите, здесь древние рыцари жарили быков, здесь они проводили пылкие ночи со своими возлюбленными, а эти погреба хранят вина, которым более 1000 лет!».
Новый русский: «Так, я все понял, сейчас мы распиваем бутылочку вина из погреба, вы мне называете цену, мы от души смеемся, а далее приступаем к обсуждению реальной стоимости».
Похожая ситуация произошла с одним врачом. Как известно, медицина у нас бесплатная и врачи живут благодарностью пациентов. Так вот, в отделение реанимации поступил больной, и врач действительно очень старался, оказал помощь, первоклассно поставив временный кардиостимулятор.
Наутро пациента навестили родственники и врач, рассчитывая получить благодарность, красочно рассказал о том, как он спасал больного: «Вначале нужно было сделать то, затем это, потом возникла необходимость постановки стимулятора, я, кстати, вставил в него свою личную новую батарейку».
Родственники внимательно выслушали и сказали: «Огромное спасибо, доктор, мы вас обязательно отблагодарим».
На следующее дежурство врач пришел и коллеги передали ему обещанную благодарность в виде свертка неизвестного содержания. Врач с гордостью и любопытством развернул его и обнаружил… новую батарейку.
Еще одна анекдотическая ситуация: в отделении реанимации пациент достает бумажник, а врач смущенно ему говорит: «Да что вы, вы совсем не обязаны платить!» – «А я и не собираюсь платить, я просто хочу пересчитать деньги прежде, чем вы мне введете наркоз».
Таким образом, юмор – это средство для улучшения качества нашей жизни и поднятия его на самый высокий уровень, привнесения творческого подхода в решение повседневных проблем. Поэтому научитесь улыбаться бедам – и они отступят от вас.
Почему медицинские шутки такие злые
Норвежский медик был шокирован сетевым юмором российских коллег. Почему медицинские шутки такие злые? Наш корреспондент спросил у российских медиков
Поводом для разговора стало личное сообщение от моей сетевой приятельницы: «Почитала в Facebook врачебную группу. В ней 50 000 человек, сотни лайков и перепостов. А публикации такие: “Есть пациенты, к которым хочется подойти, взглянуть в глаза, обнять за плечи и ласково спросить: “Как же ты живешь, без мозгов то?” Скажи, это действительно смешно? Российские врачи смеются над этим? Я отстала от жизни? А как же медицинская этика?»
А как же этика?
Анна родилась в России, сейчас она живет в Осло. В Норвегии Анна получила образование медсестры (там это – базовое медицинское образование, оно считается высшим), затем специализировалась на паллиативной помощи, окончила магистратуру по геронтологии и работает в доме престарелых. Анна была удивлена тем, как шутят российские медики.
– Сначала у меня была надежда на то, что цитаты, претендующие на роль афоризмов и поговорок, написаны людьми, далекими медицины, но пообщавшись в комментариях, поняла, что ошибаюсь.
«Чем отличается работа психиатра от работы других врачей? Его пациенты не скрывают, что они идиоты».
«“Да свершится месть!” – подумала я и взяла для разведения антибиотика физраствор вместо новокаина».
«Девушка-медик, она – как шампанское, может и в нос ударить».
«Если пациент начинает рыдать и жаловаться на свою жизнь, начните рыдать и жаловаться в ответ, он сразу успокоится».
Если в Норвегии медик опубликует такой «шедевр» в соцсетях под своим именем, или оставит под такой записью «понимающий» комментарий, он может лишиться работы. К вопросам профессиональной этики здесь подходят серьезно.
Все профессии в системе здравоохранения в Норвегии имеют свои этические правила. Даже те, кто работает в больницах и домах престарелых без специальности, подписывают рабочий контракт, в котором оговариваются правила. При приеме на работу, работодатель обязан проинформировать кандидата и убедиться, что человек понял, чего от него ожидают, в том числе и в отношении общения с пациентами.
Поступив на работу, медик представляет уже не только себя, но и свое учреждение, поэтому все, что человек говорит в соцсетях с упоминанием имени и должности, тоже должно соответствовать этическим нормам.
Так же, как нельзя пройти на улице мимо человека, которому вдруг стало плохо (ведь ты работник здравоохранения и обязан помогать людям, даже если формально ты не на работе), так же ты не имеешь прав уничижительно писать о пациентах. Так что не покривлю душой, если скажу, что подобных высказываний не может быть, ни в Норвегии, ни в любой другой скандинавской стране.
И самое интересное – людьми движет не страх потерять работу. Предполагаю, что для большинства имеет огромное значение то, что мы приобрели в процессе обучения, а уважение к людям и к человеческой жизни, как и глубокое сострадание, нам прививали с самых основ. Искренне хотелось бы, что бы и в России настало время задуматься об этом.
Наверное, это «просто юмор», но мне его не понять. В Скандинавии нас учили быть адвокатами пациентов и в любых обстоятельствах относиться к людям с уважением.
Зачем они так шутят
А как относятся к злому сетевому юмору сами медики? Вот результат нашего опроса.
Павел, терапевт в федеральном стационаре
– Медицинский юмор может иметь место, но только в своей среде, в силу его узкой специфичности и изрядной доли циничности. Конечно, поводов для медицинских баек много. Но ведь никто не упрекал за достаточно циничные байки, которые были в сборниках рассказов Михаила Веллера, например, про студента, вываривающего череп для анатомического препарата в кастрюле на кухне коммунальной квартиры.
Мне кажется, что выносить медицинский юмор напоказ – не следует. Кроме того, я убежден, что его создатели и потребители в основном молодые специалисты и студенты, слишком много в нем избыточной бравады. Это все равно, что демонстративно читать атлас по анатомии в метро.
Андрей, доктор медицинских наук, технолог производства лекарственных препаратов, до этого работал врачом, медбратом, санитаром
– Я считаю, что писать на такие странички – профнепригодность. Понятно, что тяжело, ну, так всем тяжело! Знал же, куда шел. Если в юридических терминах: медицинские услуги носят очень специфический характер – получатель этих услуг не в состоянии оценить их качество, ибо зависим и неграмотен в принципе.
Тут должны быть прописаны очень четкие стандарты оказания помощи, а за отступление от стандартов надо нещадно карать. А еще врачам надо обязательно хотя бы в институте поработать санитаром или медбратом, или массажистом. Чтоб был физический контакт с человеком, и чтоб ты понимал, чего ты (именно ты!) с человеком делаешь. Работа врача подразумевает человеческое общение с людьми.
Ольга, психиатр в крупной московской больнице
– Я не читаю такие группы, и у меня нет особого восторга по поводу фраз с двойным смыслом. Обычно чувство юмора у меня просыпается вне больницы. Шутить на медицинские темы не люблю. Вспоминать больницу в нерабочее время – тоже. В моей работе нет ничего смешного.
То, что происходит, на мой взгляд, страшно. В сети я читаю только полезные в практике статьи. Вот на «Милосердии» был текст с советами врачам приемного отделения, они мне очень помогли. Особенно смешная на врачебный взгляд фраза «вашей жизни ничего не угрожает».
5 причин для мрачных шуток
Алексей Кащеев, нейрохирург
– С появлением интернета и соцсетей возможность высказаться появилась у каждого. Право на публичное высказывание приобрело неограниченное число людей. То, что циничные шутки появляются в сети, – это свойство сети. Профессиональный юмор есть дальнобойщиков, авиадиспетчеров и у врачей он тоже есть.
Врачебный юмор достаточно жесткий и популярность медицинских анекдотов основана на черном, злом юморе. Жесткость юмора обусловлена, во-первых, грубостью материи, с которой имеет дело любой врач, а во-вторых, такой юмор выполняет охранительную функцию – при помощи таких шуток снижается стресс от работы. Юмор пропорционален ситуации, самые тяжелые шутки у хирургов и реаниматологов, а терапевты и поликлинические врачи чаще шутят на тему отношений с пациентами.
Проблема отношений с пациентами действительно существует. Многие люди ведут себя по отношению к своему здоровью совершенно безответственно и странно. Немало тех, кто считает врачей, особенно поликлинического звена, обслугой, мелкими чиновниками для выписки больничных. На эти темы очень много шуток. Что-то попадает и в сеть. Запреты и этические кодексы тут бессильны.
Во-многом причина «черных» шуток, в том числе и взрослых врачей – озлобленность. И в России эта озлобленность гораздо выше, чем в других странах. Врач обычного стационара тяжело работает за небольшие деньги. Кажется, что против российского врача ополчились все: и начальство, которое держит его в черном теле, и пациенты. Злые шутки врачей являются своеобразной компенсацией, реакцией на внешние условия.
Значительная часть сетевого медицинского юмора – это юмор не врачей, а студентов. Студенты впервые получают доступ к сокровенному, с другой стороны – не очень понимают, как им распорядится. Поэтому шутки студентов-медиков самые оголтелые и злые, это помогает им пройти период адаптации.
Норвежский специалист говорит о том, что в странах Евросоюза такого нет. Но я достаточно часто бываю в зарубежных командировках и могу сказать, что профессиональный юмор там такой же, как здесь. Известно, что во время операции бригады часто позволяют себе довольно жестокие шутки. За рубежом грубые шутки, случайно услышанные пациентом, уходящим в наркоз, не раз становились предметом судебных разбирательств.
Могу предположить, что в сфере паллиативной помощи с шутками все обстоит иначе. Люди, которые идут в эту сферу, немного по-другому устроены, посвятить себе паллиативной помощи может не каждый человек, в психологическом плане там отбор гораздо более жесткий, чем, скажем у хирургов.
Что с этим делать? Ничего. Но я думаю, что каждый врач должен задуматься и осознать, что такие шутки лишь для внутреннего употребления. Но поводы для нормальной человеческой шутки в общении врача и пациента всегда есть, шутка может подбодрить пациента. Это касается и общения с онкобольными, шутка тут уместнее, чем тяжеловесные слова сочувствия.
Медицинскую этику в России обязательно нужно развивать. Иначе должна преподаваться этика в медицинских вузах. Лекции по этике читают студентам второго курса. Лично я на втором курсе еще не представлял, что такое общение с больными. На занятиях по этике обсуждаются теоретические вопросы очень далекие от реальности студента, проблемы абортов, эвтаназии.
Конечно этику нужно изучать ближе к выпуску, на шестом курсе. Нужно донести до каждого будущего врача, что его неосторожное слово может привести человека к травме, а также принести неприятные последствия для карьеры.
В том, что врач сфотографировался на операции, нет ничего крамольного. Но нелепая выходка, когда медики делают веселые селфи возле лежащего на операционном столе пациента и выкладывают это в сеть, может поставить крест на карьере.
А сама сеть может быть важной и в ряде случаев полезной средой для врача – можно транслировать свою позицию, уменьшать неграмотность людей.
Почему врачи болеют в белом халате
Василий Штабницкий, врач-пульмонолог, эксперт фонда помощи больным БАС «Живи сейчас»
– Профессиональный юмор – интересная сфера, например, отношения дизайнеров с клиентами дают богатейший материал для анекдотов и скетчей. Но у врача с пациентом не такие отношения, как у дизайнера с заказчиком.
У наших врачей к пациентам – патерналистский подход, немножечко как к неразумным детям, свысока. Лично я в своей работе стараюсь с этим бороться. Я работаю в сфере благотворительности, и с пациентами мы выстраиваем отношения сотрудничества, иначе ничего не получится, пациент «закроется» и общение не состоится.
Доминировать, относиться свысока, не отвечать на вопросы пациентов – проще. Но хотели бы врачи такого отношения к себе? Вряд ли. Патерналистские отношения у нас можно наблюдать не только в больнице, в любом учреждении – от паспортного стола до парикмахерской. Переход от патерналистского подхода к равным отношениям произошел в западной медицине лет 20 назад, а у нас этот процесс только начинается.
«Прокачать» медицинскую этику и эмпатию каждый врач может самостоятельно, например, участвуя в симуляционных тренингах, где врачи по очереди выступают в роли пациентов.
Лично я всегда пытаюсь встать на место другого человека. Это помогает в отношениях, не только в отношениях врач-пациент, но и начальник-подчиненный, преподаватель-студент. Это очень интересно – увидеть ситуацию с противоположной стороны.
Преподаватель сам был студентом, а врач в любой момент может стать пациентом. Знаете, что делает врач, когда попадает в больницу в качестве пациента? Надевает белый халат и болеет в халате. Я не раз это видел. Почему он это делает? Он хочет других отношений с врачами.
Индийские врачи добродушны
Анна Вербина, руководитель компании «МедИндия»
– Из-за того, что я получила медицинское образование и работала врачом в России, но уже 15 лет связана с медициной Индии, я понимаю медицинские сообщества и в той, и в другой стране. Эти сообщества различны, как различны наши страны и менталитет их населения. Индийцы вообще не склонны к черному юмору или сарказму, они очень любят смеяться, но, поскольку индийцы по натуре довольно добродушны, то и шутят тоже по-доброму.
Что же касается общения непосредственно с пациентами, то наша компания работает с лучшими госпиталями Индии, и я никогда не встречалась с хамством или неэтичным поведением врачей. Даже когда пациент не слышит, они говорят о нем уважительно.
Когда я впервые увидела, сколько сил и терпения прикладывает персонал, чтобы уговорить ребенка сдать анализ крови, когда тот не хочет, как пытаются отвлечь и рассмешить, я была совершенно покорена. И так во всем.
Важно еще и то, что в индийском обществе врач – профессия уважаемая. Врачи чувствуют ответственность, свой особый статус, не только в стенах медицинского учреждения, но и за его пределами. Они гордятся своей работой, им приходят письма, открытки и фотографии от благодарных пациентов. Поэтому им в голову не придет смеяться над пациентом, ведь это то же самое, что смеяться над своей работой, над самим собой.
У нас в стране, к сожалению, ситуация другая. Но это не уникальная специфика врачей. Боюсь, что это болезнь всего российского общества. Однако в любой среде есть и хорошее, и плохое. Есть прекрасные врачи с безупречной этикой, небезразличные к судьбе пациента, а есть такие «профессионалы», которые делают селфи в реанимации и считают это веселым и нормальным. Последние как раз и подрывают доверие пациентов к врачам.
Начитанный пациент – проблема для врача
Анна Сонькина, педиатр, врач паллиативной помощи, преподаватель биомедицинской этики (РГМУ, 2012-2014 гг), тренер навыков общения (Центр непрерывного профессионального образования ПМГМУ им. И.М. Сеченова)
– Появился ли запрос на этику у российских медиков? Мне сложно говорить от имени всего медицинского сообщества. Те, кто уже пришел на тренинг по навыкам клинического общения, заинтересованы в том, чтобы «прокачать» этику, во всяком случае – чувствительны к этическим вопросам.
Этические вопросы не являются темой нашего обучения, но избежать их не удается. Готовых советов мы не даем, но обсуждаем ситуации и стараемся понять, чего же ждут от врачей пациенты.
Среди причин прихода на тренинг врачи чаще всего называют трудности в общении с пациентами. Дефицит времени, большой поток пациентов. Врачи хотят быть более эффективными, чувствовать себя увереннее и лучше справляться со своими задачами.
В последние годы появилась еще одна проблема – начитанность и активность пациентов. Пациенты, особенно в частных клиниках, стали проявлять большой интерес к процессу лечения и пытаются его контролировать. Все это приводит врачей в некоторую растерянность.
Опытные врачи удивлены: «Раньше такого не было». А молодые, которые говорят: «Так не должно быть», учились у старшего поколения и переняли от него модель отношений с пациентом.
Отношения с пациентами в частных клиниках складываются непросто. Не все врачи готовы к тому, что с пациентом нужно быть внимательным и милым. Врачи склонны все сложности в частной медицине списывать на избыточную требовательность пациента, заплатившего за помощь. И хотя я не считаю это основным источником проблем, пациенты в частных клиниках действительно бывают всякие.
Люди, требующие к себе какого-то особого отношения, с позицией: «Я заплатил, и вы мне должны» встречаются иногда, и не только среди пациентов. Но гораздо больше случаев, когда проблема проистекает из того, что врач совершает ошибку в общении.
Мы подробно разбираем такие случаи на тренингах, чтобы понять действительно ли это слишком требовательный, капризный пациент, или у него есть основания для недовольства. Если врачебная этика – не чужой и внешний предмет, навязанный извне, а вопросы продиктованы конкретными ситуациями, то обучение очень плодотворно.
Когда врачи понимают, что с помощью правильного общения пациента можно превратить в союзника, у них загораются глаза, и они уходят с занятий вдохновленные и мотивированные. Иногда мне кажется, что врачам не хватает человечного размышления об их деятельности, если так можно выразиться.
Я знаю, что запрос на такие знания у врачей есть, особенно у онкологов, которым от острых вопросов никуда не деться. Тренинги по навыкам коммуникации для врачей начинают появляться в России. Где-то их проводят психологи, иногда это – разновидность бизнес-тренингов по общению с клиентами, там конечно могут быть свои ошибки и перекосы, но главное – начало положено.
В Екатеринбурге, в Казани, в Новосибирске на кафедрах медицинских вузов проводят обучение навыкам общения. Думаю, специалистам, которые работают в этой теме, пора объединяться.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.