Что такое юнит тестирование

Анатомия юнит-теста

Эта статья является конспектом книги «Принципы юнит-тестирования». Материал статьи посвящен структуре юнит-теста.

В этой статье рассмотрим структуру типичного юнит-теста, которая обычно описывается паттерном AAA (arrange, act, assert — подготовка, действие и проверка). Затронем именование юнит-тестов. Автор книги описал распространенные советы по именованию и показал, почему он несогласен с ними и привел альтернативы.

Структура юнит-теста

Согласно паттерну AAA (или 3А) каждый тест разбивается на три части: arrange (подготовка), act (действие) и assert (проверка). Возьмем для примера класс Calculator с методом для вычисления суммы двух чисел:

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестированиеРис. 1 – Листинг теста для проверки поведения класса по схеме ААА

Паттерн AAA предоставляет простую единообразную структуру для всех тестов в проекте. Это единообразие дает большое преимущество: привыкнув к нему, вы сможете легко прочитать и понять любой тест. Структура теста выглядит так:

в секции подготовки тестируемая система (system under test, SUT) и ее зависимости приводятся в нужное состояние;

в секции действия вызываются методы SUT, передаются подготовленные зависимости и сохраняется выходное значение (если оно есть);

в секции проверки проверяется результат, который может быть представлен возвращаемым значением, итоговым состоянием тестируемой системы.

Как правило, написание теста начинается с секции подготовки (arrange), так как она предшествует двум другим. Но начинать писать тесты можно также и с секции проверки (assert). Если практиковать разработку через тестирование (TDD), то вы еще не знаете всего о поведении этой функциональности. Возможно, будет полезно сначала описать, чего вы ожидаете от поведения, а уже затем разбираться, как создать систему для удовлетворения этих ожиданий. В этом случае сначала мы думаем о цели: что разрабатываемая функциональность должна делать для нас. А затем начинаем решать задачу. Но следует еще раз подчеркнуть, что эта рекомендация применима только в том случае, когда практикуется TDD. Если вы пишете основной код до кода тестов, то к тому моменту, когда вы доберетесь до теста, вы уже знаете, чего ожидать от поведения, и лучше будет начать с секции подготовки.

Есть еще паттерн «Given-When-Then», похожем на AAA. Этот паттерн также рекомендует разбить тест на три части:

Given — соответствует секции подготовки (arrange);

When — соответствует секции действия (act);

Then — соответствует секции проверки (assert)

В отношении построения теста эти два паттерна ничем не отличаются. Единственное отличие заключается в том, что структура «Given-When-Then» более понятна для непрограммиста. Таким образом, она лучше подойдет для тестов, которые вы собираетесь показывать людям, не имеющим технической подготовки.

Избегайте множественных секций arrange, act и assert

Иногда встречаются тесты с несколькими секциями arrange (подготовка), act (действие) или assert (проверка).

Когда присутствует несколько секций действий, разделенных секциями проверки и, возможно, секциями подготовки, это означает, что тест проверяет несколько единиц поведения. Такой тест уже не является юнит-тестом — это интеграционный тест. Такой структуры тестов лучше избегать. Если вы видите тест, содержащий серию действий и проверок, отрефакторите его: выделите каждое действие в отдельный тест.

Интеграционным тестом называется тест, который не удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев: проверяет одну единицу поведения, делает это быстро и в изоляции от других тестов.

Например, тест, который обращается к совместной зависимости — скажем, базе данных, — не может выполняться в изоляции от других тестов. Изменение состояния базы данных одним тестом приведет к изменению результатов всех остальных тестов, зависящих от той же базы и выполняемых параллельно.

Иногда допустимо иметь несколько секций действий в интеграционных тестах. Интеграционные тесты могут быть медленными. Один из способов ускорить их заключается в том, чтобы сгруппировать несколько интеграционных тестов в один с несколькими секциями действий и проверок. Это особенно хорошо ложится на конечные автоматы (state machines), где состояния системы перетекают из одного в другое и когда одна секция действий одновременно служит секцией подготовки для следующей секции действий.

Однако для юнит-тестов или интеграционных тестов, которые работают достаточно быстро, такая оптимизация не нужна. Тесты, проверяющие несколько единиц поведения, лучше разбивать на несколько тестов.

Избегайте команд if в тестах

Наличие в тестах команды if также является антипаттерном. Тест — неважно, юнит- или интеграционный — должен представлять собой простую последовательность шагов без ветвлений.

Присутствие команды if означает, что тест проверяет слишком много всего. Следовательно, такой тест должен быть разбит на несколько тестов. Но в отличие от ситуации с множественными секциями AAA, здесь нет исключений для интеграционных тестов. Ветвление в тестах не дает ничего, кроме дополнительных затрат на сопровождение: команды if затрудняют чтение и понимание тестов.

Насколько большой должна быть каждая секция?

Насколько большой должна быть каждая секция? И как насчет завершающей (teardown) секции — той, что должна «прибирать» после каждого теста?

Секция подготовки обычно является самой большой из трех. Если она становится слишком большой, лучше выделить отдельные операции подготовки либо в приватные методы того же класса теста, либо в отдельный класс-фабрику. Есть несколько популярных паттернов, которые помогут организовать переиспользование кода в секциях подготовки: «Мать объектов» (Object Mother) и «Построитель тестовых данных» (Test Data Builder).

Секция действия обычно состоит всего из одной строки кода. Если действие состоит из двух и более строк, это может указывать на проблемы с API тестируемой системы. Этот пункт лучше продемонстрировать на примере, в котором клиент совершает покупку в интернет-магазине.

Обратите внимание: секция действия (act) в этом тесте состоит из вызова одного метода, что является признаком хорошо спроектированного API класса. Теперь сравним ее с версией, в которой секция действия состоит из двух строк. Это признак проблемы с API тестируемой системы: он требует, чтобы клиент помнил о необходимости второго вызова метода для завершения покупки, следовательно, тестируемая система недостаточно инкапсулирована.

В новой версии клиент сначала пытается приобрести пять единиц товара в магазине. Затем товар удаляется со склада. Удаление происходит только в том случае, если предшествующий вызов Purchase() завершился успехом.

Недостаток новой версии заключается в том, что она требует двух вызовов для выполнения одной операции. Следует заметить, что это не является проблемой самого теста. Тест проверяет ту же единицу поведения: процесс покупки. Проблема кроется в API класса Customer. Он не должен требовать от клиента дополнительного вызова. Если клиентский код вызывает первый метод, но не вызывает второй; в этом случае клиент получит товар, но количество товара на складе при этом не уменьшится.

Такое нарушение логической целостности называется нарушением инварианта (invariant violation). Защита кода от потенциальных нарушений инвариантов называется инкапсуляцией (encapsulation). Когда нарушение логической целостности проникает в базу данных, оно становится серьезной проблемой; теперь не удастся сбросить состояние приложения простым перезапуском. Придется разбираться с поврежденными данными в базе и, возможно, связываться с клиентами и решать проблему с каждым из них по отдельности.

Проблема решается поддержанием инкапсуляции кода. В предыдущих примерах удаление запрашиваемого товара со склада должно быть частью метода Purchase. Сustomer не должен полагаться на то, что клиентский код сделает это сам, вызвав метод store.RemoveInventory. Когда речь заходит о поддержании инвариантов в системе, вы должны устранить любую потенциальную возможность нарушить эти инварианты.

Эти рекомендации применимы к большинству кода, содержащего бизнес-логику. Иногда это правило можно нарушить в служебном или инфраструктурном коде. Тем не менее следует анализировать каждый такой случай на возможные нарушения инкапсуляции.

Сколько проверок должна содержать секция проверки?

Так как под «юнитом» в юнит-тестировании понимается единица поведения, а не единица кода, то одна единица поведения может приводить к нескольким результатам. Проверять все эти результаты в одном тесте вполне нормально.

Тем не менее, если секция проверки получается слишком большой: это может быть признаком того, что в коде недостает какой-то абстракции. Например, вместо того чтобы по отдельности проверять все свойства объекта, возвращенного тестируемой системой, возможно, будет лучше добавить методы проверки равенства (equality members) в класс такого объекта. После этого объект можно будет сравнивать с ожидаемым значением всего одной командой.

Нужна ли завершающая (teardown) фаза?

Иногда еще выделяют четвертую — завершающую (teardown) — секцию, которая следует после остальных. Например, в завершающей секции можно удалить любые файлы, созданные в ходе теста, закрыть подключение к базе данных и т. д. Завершение обычно представляется отдельным методом, который переиспользуется всеми тестами в классе. По этой причине автор книги не включил эту фазу в паттерн AAA.

Большинству юнит-тестов завершение не требуется. Юнит-тесты не взаимодействуют с внепроцессными зависимостями, а, следовательно, не оставляют за собой ничего, что нужно было бы удалять. Вопрос очистки тестовых данных относится к области интеграционного тестирования.

Переиспользование тестовых данных между тестами

Важно понимать, как и когда переиспользовать код между тестами. Переиспользование кода между секциями подготовки — хороший способ сокращения и упрощения ваших тестов.

Ранее упоминалось, что подготовка тестовых данных часто занимает много места. Есть смысл выделить эту подготовку в отдельные методы или классы, которые затем переиспользуются между тестами. Существуют два способа реализации такого переиспользования, но автор книги рекомендует использовать только один из них; первый способ приводит к повышению затрат на сопровождение теста.

Первый (неправильный) способ переиспользования тестовых данных — инициализация их в конструкторе теста. Такой подход позволяет значительно сократить объем кода в тестах — вы можете избавиться от большинства (или даже от всех) конфигураций в тестах. Однако у этого подхода есть два серьезных недостатка.

Он создает сильную связность (high coupling) между тестами. Изменение логики подготовки одного теста повлияет на все тесты в классе. Тем самым нарушается важное правило: изменение одного теста не должно влиять на другие тесты. Чтобы следовать этому правилу, необходимо избегать совместного состояния (shared state) в классах тестов.

Другой недостаток выделения кода подготовки в конструктор — ухудшение читаемости теста. С таким конструктором просмотр самого теста больше не дает полной картины. Чтобы понять, что делает тест, приходится смотреть в два места: сам тест и конструктор тест-класса.

Второй (правильный) способ — написать фабричные методы, как показано ниже.

Выделяя общий код инициализации в приватные фабричные методы, можно сократить код теста с сохранением полного контекста того, что происходит в этом тесте. Более того, приватные методы не связывают тесты друг с другом, при условии, что они достаточно гибкие (то есть позволите тестам указать, как должны создаваться тестовые данные).

Обратите внимание: в этом конкретном примере писать фабричные методы не обязательно, так как логика подготовки весьма проста. Этот код приводится исключительно в демонстрационных целях.

Именование юнит-тестов

Правильное именование помогает понять, что проверяет тест и как работает система. Как же выбрать имя для юнит-теста? Есть много рекомендаций на эту тему. Одна из самых распространенных (и, пожалуй, одна из наименее полезных по мнению автора книги) рекомендаций выглядит так:

Такая схема неоптимальная, так как она заставляет сосредоточиться на деталях имплементации вместо поведения системы. Простые фразы гораздо лучше подходят для этой задачи. Простыми фразами можно описать поведение системы в формулировках, которые будут понятны всем, в том числе заказчику или аналитику:

Можно возразить: неважно, что непрограммист не поймет названия этого имени. В конце концов, юнит-тесты пишутся программистами для программистов, а не для бизнеса или аналитиков.

Это верно, но только до определенной степени. Непонятные названия создают дополнительную когнитивную нагрузку для всех, независимо от того, программисты они или нет. На первый взгляд это не кажется серьезной проблемой, но эта когнитивная нагрузка дает о себе знать в долгосрочной перспективе. Все это медленно, но верно увеличивает затраты на сопровождение тестов.

Рекомендации по именованию юнит-тестов

Не следуйте жесткой структуре именования тестов. Высокоуровневое описание сложного поведения не удастся втиснуть в узкие рамки такой структуры. Сохраняйте свободу самовыражения.

Выбирайте имя теста так, словно вы описываете сценарий непрограммисту, знакомому с предметной областью задачи (например, бизнес-аналитику).

Разделяйте слова, например, символами подчеркивания. Это поможет улучшить читаемость, особенно длинных имен.

Также обратите внимание на то, что, хотя автор использует паттерн [ИмяКласса]Tests при выборе имен классов тестов, это не означает, что тесты ограничиваются проверкой только этого класса. Юнитом в юнит-тестировании является единица поведения, а не класс. Единица поведения может охватывать один или несколько классов. Рассматривайте класс в [ИмяКласса]Tests как точку входа — API, при помощи которого можно проверить единицу поведения.

Вывод

Все юнит-тесты должны строиться по схеме AAA: подготовка (Arrange), действие (Act), проверка (Assert). Если тест состоит из нескольких секций подготовки, действий или проверки, это указывает на то, что тест проверяет сразу несколько единиц поведения. Если этот тест — юнит-тест, разбейте его на несколько тестов: по одному для каждого действия.

Секция действия, содержащая более одной строки, — признак проблем с API тестируемой системы. Клиент должен не забывать выполнять эти действия совместно, чтобы не привести к нарушению логической целостности. Такие нарушения называются нарушениями инвариантов.

Переиспользование кода инициализации тестовых данных должно осуществляться с помощью фабричных методов (вместо конструктора тест-класса). Такой подход поддерживает изоляцию между тестами и улучшает читаемость.

Не используйте жесткую структуру именования тестов. Присваивайте имена тестам так, как если бы вы описывали сценарий непрограммисту, знакомому с предметной областью.

Источник

Все о Unit testing: методики, понятия, практика

Виды тестирования

Модульное тестирование (unit testing) — тесты, задача которых проверить каждый модуль системы по отдельности. Желательно, чтобы это были минимально делимые кусочки системы, например, модули.

Системное тестирование (system testing) — тест высокого уровня для проверки работы большего куска приложения или системы в целом.

Регрессионное тестирование (regression testing) — тестирование, которое используется для проверки того, не влияют ли новые фичи или исправленные баги на существующий функционал приложения и не появляются ли старые баги.

Функциональное тестирование (functional testing) — проверка соответствия части приложения требованиям, заявленным в спецификациях, юзерсторях и т. д.

Виды функционального тестирования:

Unit — модульные тесты, применяемые в различных слоях приложения, тестирующие наименьшую делимую логику приложения: например, класс, но чаще всего — метод. Эти тесты обычно стараются по максимуму изолировать от внешней логики, то есть создать иллюзию того, что остальная часть приложения работает в стандартном режиме.

Данных тестов всегда должно быть много (больше, чем остальных видов), так как они тестируют маленькие кусочки и весьма легковесные, не кушающие много ресурсов (под ресурсами я имею виду оперативную память и время).

Integration — интеграционное тестирование. Оно проверяет более крупные кусочки системы, то есть это либо объединение нескольких кусочков логики (несколько методов или классов), либо корректность работы с внешним компонентом. Этих тестов как правило меньше, чем Unit, так как они тяжеловеснее.

UI — тесты, которые проверяют работу пользовательского интерфейса. Они затрагивают логику на всех уровнях приложения, из-за чего их еще называют сквозными. Их как правило в разы меньше, так они наиболее тяжеловесны и должны проверять самые необходимые (используемые) пути.

На рисунке выше мы видим соотношение площадей разных частей треугольника: примерно такая же пропорция сохраняется в количестве этих тестов в реальной работе.

Сегодня подробно рассмотрим самые используемые тесты — юнит-тесты, так как уметь ими пользоваться на базовом уровне должны все уважающие себя Java-разработчики.

Источник

Юнит-тесты. Быстрый старт – эффективный результат (с примерами на C++)

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Вместо вступления

Всем привет! Сегодня хотелось бы поговорить о том, как просто и с удовольствием писать тестируемый код. Дело в том, что в нашей компании мы постоянно контролируем и очень ценим качество наших продуктов. Еще бы – ведь с ними ежедневно работают миллионы человек, и для нас просто недопустимо подвести наших пользователей. Только представьте, наступил срок сдачи отчетности, и вы тщательно и с удовольствием, используя заботливо разработанный нами пользовательский интерфейс СБИС, подготовили документы, еще раз перепроверили каждую циферку и вновь убедились, что встречи с вежливыми людьми из налоговой в ближайшее время не будет. И вот, легким нажатием мыши кликаете на заветную кнопку «Отправить» и тут БАХ! приложение вылетает, документы уничтожаются, жарким пламенем пылает монитор, и кажется, люди в погонах уже настойчиво стучат в двери, требуя сдачи отчетности. Вот как-то так все может и получиться:

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Фух… Ну, согласен, с монитором, наверное, все-таки погорячился 😉 Но все же возникшая ситуация может оставить пользователя нашего продукта не в самом благостном состоянии духа.

Так вот, поскольку мы в Тензоре дорожим моральным состоянием наших клиентов, то для нас очень важно, чтобы разработанные нами продукты были всеобъемлюще протестированы — у нас в компании во многом это обеспечивают почти что 300 тестировщиков, контролирующих качество наших продуктов. Однако мы стараемся, чтобы качество контролировалось на всех этапах разработки. Поэтому в процессе разработки мы стараемся использовать автоматизированное юнит-тестирование, не говоря уже об интеграционных, нагрузочных и приемных тестах.

Однако на сегодняшний день из нашего опыта собеседований можно отметить, что не все владеют навыками создания тестируемого кода. Поэтому мы хотим рассказать «на пальцах» о принципах создания тестируемого кода, а также показать, как можно создавать юнит-тесты, которые легки в поддержке и модернизации.

Изложенный ниже материал во многом был представлен на конференции C++ Russia, так что вы можете его почитать, послушать и даже посмотреть.

Характеристики хороших юнит-тестов

Одной из первых задач, с которой приходится сталкиваться при написании любого автоматически выполняемого теста, является обработка внешних зависимостей. Под внешней зависимостью будем понимать сущности, с которыми взаимодействует тестируемый код, но над которыми у него нет полного контроля. К таким неподконтрольным внешним зависимостям можно отнести операции, требующие взаимодействия с жестким диском, базой данных, сетевым соединением, генератором случайных чисел и прочим.

Надо сказать, что автоматизированное тестирование можно производить на разных уровнях системы, но мы рассмотрим вопросы, связанные именно с юнит-тестами.

Для наиболее ясного понимания принципов, положенных в основу приведенных ниже примеров, код был упрощен (так, например, опущены квалификаторы const). Сами же примеры тестов реализованы с использованием библиотеки GoogleTest.

Одно из наиболее важных отличий интеграционного теста от юнит-теста в том, что юнит-тест имеет полный контроль над всеми внешними зависимостями. Это позволяет достичь того, что отдельно взятый юнит-тест обладает следующими свойствами:

Хороший юнит-тест выполняется быстро. Потому что если в проекте тестов много, и прогон каждого из них будет длительным, то прогон всех тестов займет уже значительное время. Это может привести к тому, что при изменениях кода прогон всех юнит-тестов будет производиться все реже, из-за этого время получения реакции системы на изменения увеличится, а значит увеличится и время обнаружения внесенной ошибки.

Говорят, что у некоторых с тестированием приложений все складывается гораздо проще, но нам, простым смертным, не обладающим такой скоростной вертушкой, приходится не так сладко. Так что будем разбираться дальше.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Юнит-тестирование. С чего все начинается

Написание любого юнит-теста начинается с выбора его имени. Один из рекомендуемых подходов к наименованию юнит-теста – формировать его имя из трех частей:

— имя тестируемой рабочей единицы
— сценарий теста
— ожидаемый результат

Таким образом, мы можем получить, например, такие имена: Sum_ByDefault_ReturnsZero, Sum_WhenCalled_CallsTheLogger. Они читаются как завершенное предложение, а это повышает простоту работы с тестами. Чтобы понять, что тестируется, достаточно, без вникания в логику работы кода, просто прочитать названия тестов.

Но в ряде случаев с логикой работы тестового кода все-таки нужно разбираться. Чтобы упростить эту работу, структуру юнит-теста можно формировать из трех частей:

— часть Arrange — здесь производится создание и инициализация требуемых для проведения теста объектов
— часть Act — собственно проведение тестируемого действия
— часть Assert — здесь производится сравнение полученного результата с эталонным

Для того чтобы повысить читабельность тестов рекомендуется эти части отделять друг от друга пустой строкой. Это сориентирует тех, кто читает ваш код, и поможет быстрее найти ту часть теста, которая их интересует больше всего.

При покрытии логики работы кода юнит-тестами каждый модуль тестируемого кода должен выполнять одно из следующих действий. Так, тестированию можно подвергать:

— возвращаемый результат
— изменение состояния системы
— взаимодействие между объектами

В первых двух случаях мы сталкиваемся с задачей разделения. Она заключается в том, чтобы не вводить в средства тестирования код, над которым мы не имеем полного контроля. В последнем случае приходится решать задачу распознавания. Она заключается в том, чтобы получить доступ к значениям, которые недоступны для тестируемого кода: например, когда нужен контроль получения логов удаленным web-сервером.

Чтобы писать тестируемый код, надо уметь реализовывать и применять по назначению поддельные объекты (fake objects).

Существует несколько подходов к классификации поддельных объектов, Мы рассмотрим одну из базовых, которая соответствует задачам, решаемым в процессе создания тестируемого кода.

Она выделяет два класса поддельных объектов: stub-объекты и mock-объекты. Они предназначены для решения разных задач: stub-объект – для решения задачи разделения, а mock-объект – для решения задачи распознавания. Наибольшая разница заключается в том, что при использовании stub-объекта assert (операция сравнения полученного результата с эталонным) производится между тестовым и тестируемым кодом, а использование mock-объекта предполагает его анализ, который и показывает пройден тест или нет.

Если логику работы можно протестировать на основе анализа возвращаемого значения или изменения состояния системы, то так и сделайте. Как показывает практика, юнит-тесты, которые используют mock-объекты сложнее создавать и поддерживать, чем тесты, использующие stub-объекты.

Рассмотрим приведенные принципы на примере работы с унаследованным (legacy) кодом. Пусть у нас есть класс EntryAnalyzer, представленный на рис. 1, и мы хотим покрыть юнит-тестами его публичный метод Analyze. Это связано с тем, что мы планируем изменять этот класс, или же хотим таким образом задокументировать его поведение.

Для покрытия кода тестами определим его внешние зависимости. В нашем случае этих зависимостей две: работа с базой данных и работа с сетевым соединением, которая проводится в классах WebService и DatabaseManager соответственно.

Рис.1. Код тестируемого класса, не пригодный для покрытия юнит-тестами

Таким образом, для класса EntryAnalyzer они и являются внешними зависимостями. Потенциально, между проверкой dbManager.IsValid и финальной инструкцией «return true» может присутствовать код, требующий тестирования. При написании тестов получить доступ к нему мы сможем только после избавления от существующих внешних зависимостей. Для упрощения дальнейшего изложения такой дополнительный код не приведен.

Теперь рассмотрим способы разрыва внешних зависимостей. Структура данных классов приведена на рис. 2.

Рис.2. Структура классов для работы с сетевым соединением и базой данных

Для написания тестируемого кода очень важно уметь разрабатывать, опираясь на контракты, а не на конкретные реализации. В нашем случае контрактом исходного класса является определение, валидно или нет имя ячейки (entry).

На языке С++ данный контракт может быть задокументирован в виде абстрактного класса, который содержит виртуальный метод IsValid, тело которого определять не требуется. Теперь можно создать два класса, реализующих этот контракт: первый будет взаимодействовать с базой данных и использоваться в «боевой» (production) версии нашей программы, а второй будет изолирован от неподконтрольных зависимостей и будет использоваться непосредственно для проведения тестирования. Описанная схема приведена на рис. 3.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.3. Введение интерфейса для разрыва зависимости от взаимодействия с базой данных

Пример кода, позволяющий осуществить разрыв зависимости, в нашем случае от базы данных, представлен на рис. 4.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.4. Пример классов, позволяющих осуществить разрыв зависимости от базы данных

В приведенном коде следует обратить внимание на спецификатор override у методов, реализующих функционал, заданный в интерфейсе. Это повышает надежность создаваемого кода, так как он явно указывает компилятору, что сигнатуры этих двух функций должны совпадать.

Также следует обратить внимание на объявление деструктора абстрактного класса виртуальным. Если это выглядит удивительно и неожиданно, то можно сгонять за книгой С. Майерса “Эффективное использование С++” и читать ее взахлеб, причем особое внимание уделить приведенному там правилу №7;).

Разрыв зависимости с использованием stub-объектов

Рассмотрим шаги, которые нужны для тестирования нашего класса EntryAnalyzer. Как было сказано выше, реализация тестов с использованием stub-объектов несколько проще, чем с использование mock-объектов. Поэтому сначала рассмотрим способы разрыва зависимости от базы данных.

Способ 1. Параметризация конструктора

Вначале избавимся от жестко заданного использования класса DatabaseManager. Для этого перейдем к работе с указателем, типа IDatabaseManager. Для сохранения работоспособности класса нам также нужно определить конструктор «по умолчанию», в котором мы укажем необходимость использования «боевой» реализации. Внесенные изменения и полученный видоизмененный класс представлены на рис. 5.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.5. Класс после рефакторинга, который позволяет осуществить разрыв зависимости от базы данных

Для внедрения зависимости следует добавить еще один конструктор класса, но теперь уже с аргументом. Этот аргумент как раз и будет определять, какую реализацию интерфейса следует использовать. Конструктор, который будет использоваться для тестирования класса, представлен на рис. 6.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.6. Конструктор, используемый для внедрения зависимости

Теперь наш класс выглядит следующим образом (зеленой рамкой обведен конструктор, используемый для тестирования класса):

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.7. Рефакторинг класса, позволяющий осуществить разрыв зависимости от базы данных

Теперь мы можем написать следующий тест, демонстрирующий результат обработки валидного имени ячейки (см. рис. 8):

Рис.8. Пример теста, не взаимодействующего с реальной базой данных

Изменение значения параметра конструктора fake-объекта влияет на результат выполнения функции IsValid. Кроме того, это позволяет повторно использовать fake-объект в тестах, требующих как утвердительные, так и отрицательные результаты обращения к базе данных.
Рассмотрим второй способ параметризации конструктора. В этом случае нам потребуется использование фабрик — объектов, которые являются ответственными за создание других объектов.

Вначале проделаем все те же шаги по замене жестко заданного использования класса DatabaseManager – перейдем к использованию указателя на объект, реализующий требуемый интерфейс. Но теперь в конструкторе «по умолчанию» возложим обязанности по созданию требуемых объектов на фабрику.

Получившаяся реализация приведена на рис. 9.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис. 9. Рефакторинг класса с целью использования фабрик для создания объекта, взаимодействующего с базой данных

С учетом введенного фабричного класса, сам тест теперь можно написать следующим образом:

Рис.10. Еще один пример теста, не взаимодействующего с реальной базой данных

Важное отличие данного подхода от ранее рассмотренного – использование одного и того же конструктора для создания объектов как для «боевого», так и для тестового кода. Всю заботу по созданию требуемых объектов берет на себя фабрика. Это позволяет разграничить зоны ответственности классов. Конечно, человеку, который будет разбираться с вашим кодом, потребуется некоторое время для понимания взаимоотношений этих классов. Однако в перспективе этот подход позволяет добиться более гибкого кода, приспособленного для долгосрочной поддержки.

Способ 2. «Выделить и переопределить»

Рассмотрим еще один поход к разрыву зависимости от базы данных — «Выделить и переопределить» (Extract and override). Возможно, его применение покажется более простым и таких вот эмоций не вызовет:

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Его основная идея в том, чтобы локализовать зависимости «боевого» класса в одной или нескольких функциях, а затем переопределить их в классе-наследнике. Рассмотрим на практике этот подход.

Начнем с локализации зависимости. В нашем случае зависимость заключается в обращении к методу IsValid класса DatabaseManager. Мы можем выделить эту зависимость в отдельную функцию. Обратите внимание, что изменения следует вносить максимально осторожно. Причина – в отсутствии тестов, с помощью которых можно удостовериться, что эти изменения не сломают существующую логику работы. Для того чтобы вносимые нами изменения были наиболее безопасными, необходимо стараться максимально сохранять сигнатуры функций. Таким образом, вынесем код, содержащий внешнюю зависимость, в отдельный метод (см. рис. 11).

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.11. Вынесение кода, содержащего внешнюю зависимость в отдельный метод

Каким же образом можно провести тестирование нашего класса в этом случае? Все просто – объявим выделенную функцию виртуальной, отнаследуем от исходного класса новый класс, в котором и переопределим функцию базового класса, содержащего зависимость. Так мы получили класс, свободный от внешних зависимостей – и теперь его можно смело вводить в средства тестирования для покрытия тестами. На рис. 12 представлен один из способов реализации такого тестируемого класса.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.12. Реализация метода «Выделить и переопределить» для разрыва зависимости

Сам тест теперь можно написать следующим образом:

Рис.13. И еще один пример теста, не взаимодействующего с реальной базой данных

Описанный подход является одним из самых простых в реализации, и его полезно иметь в арсенале своих навыков.

Разрыв зависимости с использованием mock-объектов

Теперь мы умеем разрывать зависимости от базы данных с использованием stub-объектов. Но у нас еще осталась необработанной зависимость от удаленного web-сервера. С помощью mock-объекта мы можем разорвать эту зависимость.

Что же надо для этого сделать? Здесь нам пригодится комбинация из уже рассмотренных методов. Вначале локализуем нашу зависимость в одной из функций, которую затем объявим виртуальной. Не забываем при этом сохранять сигнатуры функций! Теперь выделим интерфейс, определяющий контракт класса WebService и вместо явного использования класса будем использовать указатель unique_ptr требуемого типа. И создадим класс-наследник, в котором эта виртуальная функция будет переопределена. Полученный после рефакторинга класс представлен на рис. 14.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.14. Класс после рефакторинга, подготовленный для разрыва зависимости от сетевого взаимодействия

Введем в класс-наследник указатель shared_ptr на объект, реализующий выделенный интерфейс. Все, что нам осталось — это использовать метод параметризации конструктора для внедрения зависимости. Теперь наш класс, который теперь можно протестировать, выглядит следующим образом:

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование
Рис.15. Тестируемый класс, позволяющий осуществить разрыв зависимости от сетевого взаимодействия

И теперь мы можем написать следующий тест:

Рис.16. Пример теста, не взаимодействующего с сетевым соединением

Таким образом, внедрив зависимость с помощью параметризации конструктора, на основе анализа состояния mock-объекта мы можем узнать, какие сообщения будет получать удаленный web-сервис.

Рекомендации для создания тестов, легких для поддержки и модернизации

Рассмотрим же теперь подходы к построению юнит-тестов, которые легки в поддержке и модернизации. Возможно, во многом это опять же связано с недоверием к самому себе.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Первая рекомендация заключается в том, что один тест должен тестировать только один результат работы. В этом случае, если тест не проходит, то можно сразу однозначно сказать, какая часть логики работы «боевого» кода не прошла проверку. Если же в одном тесте содержится несколько assert, то без повторного прогона теста и последующего дополнительного анализа тяжело однозначно сказать, где именно была нарушена логика.

Вторая рекомендация в том, что тестированию следует подвергать только публичные методы класса. Это связано с тем, что публичные методы, по сути, определяют контракт класса — то есть тот функционал, который он обязуется выполнить. Однако конкретная реализация его выполнения остается на его усмотрение. Таким образом, в ходе развития проекта может быть изменен способ выполнения того или иного действия, что может потребовать изменения логики работы приватных методов класса. В итоге это может привести к непрохождению ряда тестов, написанных для приватных методов, хотя сам публичный контракт класса при этом не нарушен. Если тестирование приватного метода все-таки требуется, рекомендуется найти публичный метод у класса, который его использует и написать тест уже относительно него.

Однако порой тесты не проходят, и приходится разбираться, что же пошло не так. При этом довольно неприятная ситуация может возникнуть, если ошибка содержится в самом тесте. Как правило, в первую очередь причины непрохождения мы начинаем искать именно в логике работы тестируемого «боевого» кода, а не самого теста. В этом случае на поиск причины непрохождения может быть потрачена куча времени. Для того чтобы этого избежать, надо стремиться к тому, чтобы сам тестовый код был максимально простым – избегайте использования в тесте каких-либо операторов ветвления (switch, if, for, while и пр.). Если же необходимо протестировать ветвление в «боевом» коде, то лучше написать два отдельных теста для каждой из веток. Таким образом, типовой юнит-тест можно представить как последовательность вызовов методов с дальнейшим assert.

Рассмотрим теперь следующую ситуацию: есть класс, для которого написано большое количество тестов, например, 100. Внутри каждого из них требуется создание тестируемого объекта, конструктору которого требуется один аргумент. Однако с ходом развития проекта, ситуация изменилась — и теперь одного аргумента недостаточно, и нужно два. Изменение количества параметров конструктора приведет к тому, что все 100 тестов не будут успешно компилироваться, и для того чтобы привести их в порядок придется внести изменения во все 100 мест.

Чтобы избежать такой ситуации, давайте следовать хорошо известному нам всем правилу: «Избегать дублирования кода». Этого можно добиться за счет использования в тестах фабричных методов для создания тестируемых объектов. В этом случае при изменении сигнатуры конструктора тестируемого объекта достаточно будет внести соответствующую правку только в одном месте тестового проекта.

Это может значительно сократить время, затрачиваемое на поддержку существующих тестов в работоспособном состоянии. А это может оказаться особенно важным в ситуации, когда в очередной раз нас будут поджимать все сроки со всех сторон.

Что такое юнит тестирование. Смотреть фото Что такое юнит тестирование. Смотреть картинку Что такое юнит тестирование. Картинка про Что такое юнит тестирование. Фото Что такое юнит тестирование

Стало интересно? Можно погрузиться глубже.

Для дальнейшего и более подробного погружения в тему юнит-тестирования советую книгу Roy Osherove «The art of unit testing». Кроме того, довольно часто также возникает ситуация, когда требуется внести изменения в уже существующий код, который не покрыт тестами. Один из наиболее безопасных подходов заключается в том, чтобы вначале создать своеобразную «сетку безопасности» — покрыть его тестами, а затем уже внести требуемые изменения. Такой подход очень хорошо описан в книге М. Физерса «Эффективная работа с унаследованным кодом». Так что освоение описанных авторами подходов может принести нам, как разработчикам, в арсенал очень важные и полезные навыки.

Спасибо за уделенное время! Рад, если что-то из выше изложенного окажется полезным и своевременным. С удовольствием постараюсь ответить в комментариях на вопросы, если такие возникнут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *