Что такое юридическая информация

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Смотреть что такое «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ» в других словарях:

Правовая информация — Под термином правовая информация в настоящей Концепции понимается массив правовых актов с содержащимися в них нормами права и тесно связанных с этими актами правоприменительных, нормативно технических, научных и справочных материалов,… … Официальная терминология

правовая информация — в широком смысле означает содержание данных (сообщений), использование которых предопределяет решение той или иной правовой задачи или способствует ее решению. В научной литературе и практике юридической деятельности термин П.и. начал активно… … Большой юридический словарь

Правовая информация — совокупность документированных или публично провозглашенных сведений о праве, его системе, источниках, реализации, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними, их профилактике и др. Источники правовой… … Теория государства и права в схемах и определениях

Правовая идеология — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания… … Элементарные начала общей теории права

Правовая коммуникация — Правовая коммуникация это проходящий в правовой сфере общественной жизни процесс передачи правовой информации от правотворческого органа к правоприменителю. Содержание 1 Структура акта правовой коммуникации 2 Упорядоченность … Википедия

Информация, содержащаяся в государственном реестре — в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Информация (право) — Право интеллектуальной собственности Первичные права Авторское право · … Википедия

Инсайдерская информация — (Insider information) Инсайдерская информация это существенная публично не раскрытая служебная информация компании Использование инсайдерской информации зачастую неправомерно, нарушение порядка доступа к бесплатной инсайдерской информации… … Энциклопедия инвестора

управленческая информация — Информация, которая используется для поддержки принятия решений руководителями. Управленческая информация часто автоматически создается системами, поддерживающими различные Процессы управления ИТ услугами. Управленческая информация часто включает … Справочник технического переводчика

Гражданско-правовая ответственность — возникающая на основании гражданского правонарушения обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие (возместить убытки, уплатить неустойку), удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено, к исполнению… … Википедия

Источник

Приложение1

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ принимаются в виде:

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Общие черты этих актов:

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Источник

Разновидности правовой информации

Вся правовая информация подразделяется на классы и виды в зависимости от характера ее формирования и значения для юридической деятельности. Правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов отражается в правовой информации, классифицированной в особом порядке.

Правотворческая деятельность включает в себя разработку и принятие норм права, нормативно-правовых актов, их опубликование.

Правовой информацией можно считать огромный блок нормативно-правовых актов локального характера, которые могут быть приняты, например, работодателем в пределах своей компетенции. Локальные НПА содержат нормы, относящиеся к трудовому законодательству. Такие НПА в правоведении называются источниками информации правового характера.

Правовая информация – источник и основание юридической деятельности

Все многообразие источников правовой информации подразделяют на два типа: официальные и неофициальные.

Официальные источники правовой информации – акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов.

Неофициальные источники правовой информации – приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, акты нотариальных органов, акты, фиксирующие результаты научной, практической юридической деятельности.

Реализуют правовую информацию гос. органы по применению, исполнению и использованию норм права. Они издают правоприменительные акты, имеющие юридическое значение, а значит способные образовать или прекратить права и обязанности. К числу таких органов можно отнести судебные, правоохранительные органы. У каждого из них есть своя компетенция для принятия юридических документов.

Исполнительные органы гос. власти применяют, используют и исполняют законы, содержащие нормы, а также имеют полномочия принимать НПА.

Правовая информация – это основание для юр. деятельности и принимаемых документов, которые должны быть основаны на нормах права, то есть обладать таким важным свойством как законность.

Нормы права и акт реализации тесно связаны между собой, и это придает сведениям, содержащимся в акте правоприменения правовой статус.

Основным критерием классификации правовой информации является качество источника права, дополнительным критерием является связанность нормы права с юридической деятельностью.

Не все сведения о событиях в правовой сфере характеризуются как источники, и не все они связаны с юр. деятельностью. К правовой информации следует относить сведения, связанные с принятием правовых решений и результатами юр. деятельности. НПА, документы, связанные с правоприменением относятся к информации правового характера.

В то же время ограничивать правовую информацию только официальными документами не стоит, правовая сфера является пространственно-временной областью человеческой деятельности и представляют собой сложную структуру.

Правовые позиции высших судебных инстанций отражены в актах и имеют характер источников значимых для формирования норм права. Такие нормы являются образом, моделью поведения, так как правотворческое сознание – это обобщенная духовно-волевая среда отражения юр. действительности и правового бытия. Определения Конституционного Суда РФ, которые проверяют конституционные законы, подзаконные акты, договоры, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ, относятся к таким видам правовой информации. На основании таких документов формируется правовая норма. Если НПА признан неконституционным или признаны таковыми его отдельные положения, Конституционный Суд РФ принимает решение об утрате юридической силы акта и признает его неправовым.

Правовые положения решений судов создают основы правосознания законодателя – государственного органа, который занимается разработкой норм и изданием НПА.

Правовая информация опосредованного правового значения

Данная информация относится к юр. деятельности и связана с реализацией норм права. Документы Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняют спорные правовые положения, которые имеют нормы права.

По результатам обобщений судебной практики коллективным органом принимается соответствующий документ (постановление), которое направляется в суды для использования.

По результатам обобщений судебной практики вырабатываются проекты норм для того, чтобы дополнить или изменить уже существующие нормы.

Конечно, эти документы характеризуются как правовая информация и имеют юр. значение либо для формирования норм права, либо для правоприменения.

Документы опосредованного правового значения формируют правотворческое сознание властвующего субъекта и относятся ко второму уровню правовой информации.

По конкретным юридическим делам тоже формируются документы, носящие правовой характер. Постановления следственных органов и органов дознания, которые завершают дело без передачи его в судебные инстанции относятся к таким документам. Данные документы дают оценку деянию с правовой точки зрения, но так как причиненный вред является малозначительным, лицо, совершившее его, освобождается от уголовного или административного преследования. Если в гражданском судопроизводстве такие постановления используются, они имеют правовое значение.

В юр. деятельности часто используются экспертные заключения, они тоже имеют юридическое значение. Доктринальные толкования ученых, оформленные в виде заключений, можно с уверенностью отнести к правовой информации.

Уровни правовой информации

Правовая информация делится на три уровня. К первому уровню относятся:

Ко второму уровню относятся:

К третьему уровню относятся:

Юристы для работы в правовой сфере формируют и используют большой объем информации, касающейся отдельных форм юр. деятельности. Такая информация значима для формирования интеллектуально-волевых основ юр. деятельности и в силу этого имеет правовое значение. Сюда можно отнести:

Основными видами правовой информации считаются нормативная и ненормативная правовая информация.

Информацией, которая имеет непосредственное отношение к нормам права, является нормативно-правовой акт. НПА бывают разного уровня: международные, федеральные, региональные, органов местного самоуправления. Акты локального правового регулирования, решения Конституционного Суда РФ, судебных органов тоже относятся к нормативной правовой информации

К ненормативной правовой информации относятся официальные юридические акты, принятые при осуществлении правоприменения и связанные с реализацией норм права. Неофициальная информация судебных органов, такая как постановления пленумов высших судебных органов разъяснительного характера, тоже относится к ненормативной. Правовой характер она имеет потому, что высшие судебные органы обобщают содержание принятых актов и ориентируют суды на правильную правовую квалификацию. ситуации. Документы о результатах юр. деятельности, постановления следователей и дознавателей, которые завершают дело без передачи его в суд, экспертные заключения, доктринальные толкования по различным проблемам правовой сферы имеют статус ненормативных источников.

Источник

Основные понятия и структура правовой информации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое юридическая информация. Смотреть фото Что такое юридическая информация. Смотреть картинку Что такое юридическая информация. Картинка про Что такое юридическая информация. Фото Что такое юридическая информация

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

1. Основные понятия и структура правовой информации
Правовая информация представляет собой всю информацию, связанную с правом, это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.
Следующий слайд
Структура правовой информации
Нормативно-
правовая
информация
Правовая информация
Официальная
Иная
правовая
информация
Акты общего
характера
Акты
официального
разъяснения
Правоприме-
нительные
акты
Индивидуально-правового
характера
Неофициальная
Договора
Жалобы
Иски
Претензии
Заявления,
порождающие
юридические
последствия
Материалы учёта и
систематизации
законодательства
Материалы статистики
по
правовым вопросам
Комментарии
законодательства
Образцы деловых бумаг
Научная и учебная
юридическая
литература
Материалы подготовки,
обсуждения и принятия
законов и иных НПА
Правовая информация
Официальная
Иная
правовая
информация
Акты общего
характера
Акты
официального
разъяснения
Правоприме-
нительные
акты
Индивидуально-правового
характера
Неофициальная
Договора
Жалобы
Иски
Претензии
Заявления,
порождающие
юридические
последствия
Материалы учёта и
систематизации
законодательства
Материалы статистики
по
правовым вопросам
Комментарии
законодательства
Образцы деловых бумаг
Научная и учебная
юридическая
литература
Материалы подготовки,
обсуждения и принятия
законов и иных НПА
Нормативно-
правовая
информация
Правовая информация
Официальная
Иная
правовая
информация
Памятники истории
права
Международные договоры
Внутригосударственные
договоры
Конституция РФ
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Подзаконные акты
Действующие
НПА
Акты общего
характера
Акты
официального
разъяснения
Правоприме-
нительные
акты
Индивидуально-правового
характера
Неофициальная
Договора
Жалобы
Иски
Претензии
Заявления,
порождающие
юридические
последствия
Материалы учёта и
систематизации
законодательства
Материалы статистики
по правовым вопросам
Комментарии
законодательства
Образцы деловых бумаг
Научная и учебная
юридическая
литература
Материалы подготовки,
обсуждения и принятия
законов и иных НПА

Описание слайда:

Официальная правовая информация – это информация, исходящая от
уполномоченных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на
регулирование общественных отношений.
Нормативно-правовая официальная правовая информация – это совокупность нормативно-правовых актов во всем их многообразии (международные договоры, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, внутригосударственные договоры, подзаконные акты).
Под иной официальной правовой информацией подразумевают совокупность правовых актов, не носящих нормативный характер. В качестве примеров иной официальной правовой информации можно привести:
Акты общего характера – создают серию правоотношений, подразумевают вовлечение многих субъектов, но исчерпываются однократным исполнением (решение/приказ о проведении прививок, строительстве завода, организации банка и т.д.)
Акты официального разъяснения – акты толкования Конституции РФ Конституционным судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда РФ.
Правоприменительные акты – индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти, судебными и прокурорскими органами.
В отличие от нормативных, правоприменительные акты относятся не к любому лицу, а к конкретному субъекту правоотношений.
Примеры правоприменительных актов: судебный приговор, решение о назначении пенсии, указ Президента о назначении на должность министра и т.д.
Назад к схеме
Официальная правовая информация

Описание слайда:

Индивидуально-правовая информация. Отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от уполномоченных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий (граждане, организации, корпорации и т.д.).
Акты, содержащие подобную информацию, носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение правоотношений (договор на оказание платных образовательных услуг, жалоба, иск, претензии, заявления и т.д.).
Рассмотрим в качестве примера договор поставки. Он заключается между двумя юридическими лицами, влечет за собой определенные юридические последствия, устанавливает права и обязанности сторон, заключается на конкретный срок и прекращается после исполнения договора.
Назад к схеме
Индивидуально-правовая информация

Описание слайда:

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о
законодательстве и практике его использования.
Неофициальная правовая информация не влечет за собой юридических последствий,
но имеет важное значение для реализации норм права.
Назад к схеме
Неофициальная правовая информация

Описание слайда:

Классификация правовой информации
1. В зависимости от физической формы представления правовую информацию можно разделить на:
официальные тексты законов
иные нормативные юридические акты
управленческие акты государственных органов
решения и определения судов, постановления, протесты прокуроров
магнитные носители
анкеты
таблицы
графики
2. По логическому содержанию правовую информацию можно разделить на три самостоятельных подмножества:
3. С точки зрения организационной структуры управления всю циркулирующую в правовой системе общества информацию можно также условно классифицировать на два основных вида:
статический
функциональный
4. По признаку своей материальной выраженности и зафиксированности в пространстве
правовую информацию можно разделить на:
документальную. Характеристика документальной правовой информации покоится на понятии «юридический документ».
недокументальную.
о субъектах,
об объектах социально-правового воздействия,
о присущих им свойствах и отношениях.
Следующий слайд

Описание слайда:

К статическому социально-правовому виду информации относят:

всю совокупность сведений и данных о субъектах воздействия системы (государственные органы, осуществляющие функции правотворчества, реализации права, укрепления законности, правопорядка, борьбы с правонарушениями, общественные организации, граждане, оказывающие помощь этим органам в осуществлении указанных функций и др.);

все сведения об объектах воздействия системы (участники разнообразных правоотношений и их поведение);

всю совокупность данных о нормативной стороне системы (все действующие в обществе нормативные акты и прекратившие действие правовые нормы).
Назад
Статический социально-правовой вид

Описание слайда:

В качестве функциональной социально-правовой информации можно рассматривать все сведения и данные о разнообразных функциях, осуществляемых правовой системой:

это сведения о реализации всей системой интегративной функции (объединение механизмов правового регулирования, правотворчества, законности, правовой культуры и других в единый полисистемный комплекс);

данные об осуществлении правовой системой регулятивной функции (регулирование поведения разнообразных участников правоотношений с помощью норм права и позитивных стимулов);

сведения о реализации системой коммуникативной функции (правовое информирование граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и т.д.);

данные об осуществлении правовой системой охранительной функции (обеспечение восстановления нарушенного права в рамках действующего законодательства);

сведения о реализации системой прогностической функции (прогнозирование деятельности ее подсистем и элементов) и др.
Назад
Функциональный социально-правовой вид

Описание слайда:

При оценке понятия «юридический документ» встречается несколько различных подходов.
Юридический документ в узком, специфическом, понимании закрепляет информацию о юридических фактах, действиях и событиях, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Более суженное понятие юридического документа связывается с понятием нормативно-правовых актов, как актов, исходящих от государственных органов и содержащих предписания, обязательность исполнения которых обеспечивается государством. Например, документы статистической и социологической юридической практики, включая данные различных криминологических учетов и экспертиз, литературные источники, пресса, предложения по законодательству и др. по своей сути нормативно-правовыми актами не являются. Они могут явиться лишь предпосылками возникновения юридических фактов, когда на их основе будет разработано соответствующее законодательство.
Назад
Юридический документ

Описание слайда:

1.1. Документы и их роль в юридических информационных системах
Документ (от лат. – доказательство, впервые этот термин был применен при Петре I и
трактовался как важная деловая бумага) в правовом понимании – обличенный в письменную
форму акт, удовлетворяющий наличию фактов юридического значения.

Источники и носители (средства фиксации, хранения и передачи правовой
информации):
бумажные,
фото-, кино- и иные изображения,
звукозапись, видео-, фоно- и иные источники и носители,
перфокарты, перфоленты, магнитные ленты и диски, оптические диски и др.

Основные характеристики документов:
Материальность
Семантика
Прагматичность

1.1.1. Понятие, виды, информационная значимость документов

Описание слайда:
Описание слайда:

Жизненный цикл документа
Создание и
регистрация

Распространение
Редактирование
Обработка
Поиск
Хранение
Печать

Описание слайда:

Основные характеристики документов
Материальность
Исходя из этого свойства было введено общепризнанное понятие документа как
материального объекта, содержащего «в зафиксированном виде информацию,
оформленную установленным порядком и имеющуюся в соответствии с действующим
законодательством правовое значение».
Семантика
Полезность правовой информации, изучение ее значения.
Прагматичность
Своевременность и уместность правовой информации

Зафиксированная информация в правовом документе в семантическом и
прагматическом аспектах должна быть причинно-следственно связана с определенным
правовым событием, фактами пригодна для его познания. Последнее определяется
действующим законодательством и зависит от вида юридической деятельности, конкретных
общественных и правовых отношений, которые являются предметом данного вида юридической
деятельности.

Описание слайда:

1.2. Задачи государственной политики в информатизации правовой системы России

Основным нормативным актом в сфере государственной политики информатизации правовой системы России является Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 1993 г. «Концепция правовой информатизации России». В нем определены основные сферы информатизации правовой системы:

правотворческая
правоприменительная
правоохранительная деятельность

Указ сформулировал глобальную задачу создания широкомасштабной
общегосударственной системы правовой информации.

Указ Президента Российской Федерации не решает всех проблем нормативно-правового регулирования информатизации правовой сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел восполнен Указом Президента «О президентских программах по правовой информатизации» от 4 августа 1995 г. Указом предусмотрена разработка следующих программ:

«Правовая информатизация органов государственной власти РФ»;
«Правовая информатизация органов исполнительной власти РФ»;
«Правовая информатизация органов государственной власти субъектов РФ».
Следующий слайд

Описание слайда:

Общегосударственная система правовой информации (ОГСПИ) охватывает территорию всей России, регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления. Эта система является общенациональной и представляет собою совокупность нескольких составляющих.

Система отражает уровень информатизации страны в целом, ее общей и юридической культуры, степень развитости законодательства и некоторые иные черты, присущие именно данной стране.
информационные
ресурсы
ОГСПИ
системы и центры
традиционные
и нетрадиционные
средства
информации
Информационные
отношения
Назад
Общегосударственная система правовой информации

Описание слайда:

1.3. Задачи информационных юридических систем
Задачами информационных систем и центров в правовой сфере, являются:
сбор правовой информации;
формирование автоматизированных баз и банков данных;
предоставление указанной информации гражданам, иным физическим и юридическим лицам, заинтересованным государственным органам, должностным лицам, органам местного самоуправления, иным субъектам;
постоянное развитие и совершенствование систем поиска и обработки информации, внедрение и использование перспективных информационных технологий;
активное участие в деятельности по повышению уровня знаний юристов в сфере информатики и вычислительной техники, в организации подготовки и переподготовки кадров;
совершенствование связи с другими информационными системами, создание или приобретение более совершенных телекоммуникационных средств.

Описание слайда:

Государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица обязаны предоставлять в распоряжение информационных центров сведения и данные, необходимые для их функционирования и выполнения лежащих на них задач.

Обязанности информационных систем и центров:

формируют и рассылают пользователям копии и фрагменты информационных массивов на машинных носителях и по линиям связи (по разовым запросам или периодически);

формируют и рассылают пользователям тематически подобранные бюллетени новых поступлений на традиционных и машинных носителях;

участвуют в подготовке к изданию подборок и сборников нормативных актов;

предоставляют консультативные услуги и оказывают помощь пользователям на основе информации, содержащейся в базах данных;

взаимодействуют с учреждениями, организациями, работающими в области права, информатики и информационных технологий.
Следующий слайд

Описание слайда:

Множественность источников информативной правовой информации вытекает также из проекта Закона «О правовой информации», в соответствии с которым право на свободный доступ к информации о действующих в Российском государстве законодательных и иных нормативных актах реализуется:

путем обязательной публикации в установленном порядке законодательных и иных нормативных актов в открытой общедоступной печати;

посредством бесплатного ознакомления с текстами законодательных и иных нормативных актов в Библиотеке Российского центра правовой информации и библиотеках региональных центров правовой информации;

через организации и службы, специализирующиеся на сборе, обработке и распространении нормативной правовой информации;

путем получения информации в государственных органах, издающих ведомственные нормативные акты, непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан.
Следующий слайд

Описание слайда:

Юридическая деятельность реализуется через системы государственно-правового характера, которые представлены системами информационного обеспечения и функциональными системами управления. Эти системы относятся к числу целенаправленных механизмов управления. Они связаны с правом и выполняют функцию регулятора общественных отношений, имеют субъекты и объекты воздействия, каналы связи, через которые осуществляется сбор, обработка, использование информации.

Юридическая деятельность
Системы государственного правового
характера
Системы информационного
обеспечения
Функциональные системы
управления
Субъекты
Объекты
К системам информационного обеспечения относятся системы, которые обеспечивают
функционирование всей юридической деятельности. В случае, когда подсистемы выполняют
функции управления, систему называют функциональной системой управления. В качестве
подсистем могут выступать и процессы (принятие законов, разрешение хозяйственных споров,
рассмотрение дел в судах и т.д.).Управляющие системы делят на субъекты и объекты
управления.
Функция регулирования юридической деятельности
информация
Следующий слайд
1.4. Правовая информация как основа функционирования
информационных правовых систем

Описание слайда:

Структура государственной правовой системы юстиции
Государственная правовая система юстиции
Основная задача-
борьба с
правонарушениями
Структура
Субъекты
Объекты-
поведение людей
Механизм
правового
регулирования
Механизм
правотворчества /
Законодательная
деятельность
взаимодействие
Специфические
государственные органы
Юридические нормы
Действия людей
Органы внутренних дел
Органы прокуратуры
Органы суда и т.д.
Функционирование любой системы правоохранительного характера всегда связано со сбором, обработкой и использованием информации. В качестве основных механизмов выступает механизм правового регулирования, который заключается в регулировании правовых отношений между различными субъектами и объектами.
Следующий слайд

Описание слайда:

Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга
граждан в настоящее время являются средства массовой информации.

традиционные печатные издания (газеты и журналы)

электронные СМИ (компьютерные правовые системы, радио, телевидение)
Использование печатных изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения правовой информации.

Достоинства использования печатных изданий:
1. Специалисты и обычные граждане предпочитают воспринимать информацию,
воспроизведённую на бумаге, в силу сложившихся привычек.
2. Решение ряда задач более удобно с использованием бумажного варианта документов.
3. Использование бумажных носителей для официального опубликования НПА.

Недостатки использования печатных изданий:
1. Относительная ограниченность объема публикаций.
2. Неэффективность хранения больших массивов информации и поиска в них конкретных
документов.
3. Низкая оперативность при передаче информации.
Следующий слайд
1.5. Способы распространения правовой информации

Описание слайда:

Использование Справочно-правовых систем
Достоинства использования справочно-правовых систем:
1. возможность компактно хранить большие объемы информации.
2. возможность быстрого поиска нужных документов или их фрагментов в огромных
массивах данных.
3. возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на
любые расстояния.
Субъективные и объективные ограничения:
1. традиции и привычка работать с бумагой у значительной части специалистов.
2. объективных эргономических ограничениях на восприятие информации с экрана. Часто
на практике, найденные в компьютерных базах документы затем распечатываются на бумаге
для дальнейшей работы.
Использование радио и телевидения
Радио и телевидение используются для распространения правовой информации, но
только с точки зрения общего правового воспитания граждан. Такие СМИ сообщают о
появлении тех или иных нормативных документов, о работе законодательной и исполнительной
власти, судебных и правоохранительных органов. Радио и телевидение не могут широко
использоваться для ознакомления граждан с текстами правовых документов, и для работы с
правовой информацией.
Переход к следующей теме
Распространение правовой информации. Электронные СМИ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *