Что такое юстировка винилового проигрывателя

Как правильно настроить виниловый проигрыватель

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.

Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.

Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя

После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.

Этап 2. Настройка картриджа

Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.

Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.

Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.

Этап 3. Настройка тонарма

Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.

    1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).

2. Обратите внимание на положение головки относительно сетки. Головка должна стоять строго параллельно.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).

4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.

В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.

При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:

Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.

Этап 4. Установка угла отслеживания иглы

Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.

Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.

1. Установите пластинку и подведите тонарм.

2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.

3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.

Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.

На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.

P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.

Удачной настройки и приятного вам прослушивания!

Источник

Проигрыватели для винила: советы и секреты. Юстировка винилового проигрывателя

Новый виниловый проигрыватель не может иметь совершенные предварительные настройки. Поэтому юстировка – почетная обязанность счастливого владельца. Мы расскажем, на что вам следует обратить особое внимание.

Конечно, есть особые дарования, которые, разбуди их хоть в три часа ночи, смогли бы произвести точнейшую юстировку тонарма, причем исключительно вручную и на слух. Есть и такие, что смогут это сделать даже с закрытыми глазами, причем в рекордно короткое время и без каких бы то ни было подручных средств.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Но не стоит расстраиваться, если вы не относитесь к числу таких специалистов. К тому же вас должно скорее насторожить, если выбранный проигрыватель продавец преподносит вам как полностью готовый к работе и точно отрегулированный. Помните, что это невозможно, так как окончательная настройка тонарма и звукоснимателя может быть проведена только на месте, там, где виниловый проигрыватель планируется использовать.

Юстировка проигрывателя станет своеобразным обрядом посвящения, который упрочит связь человека, техники и, если хотите, музыки. К тому, что мы будем делать, относимся в первую очередь с уважением; ни в коем случае нельзя бояться: страх приведет к обратному результату. Настроить проигрыватель сможет даже совершенный новичок в этой области, для этого понадобится полчаса времени и пара небольших приспособлений.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Если вы меняете звукосниматель, то, скорее всего, вам понадобится более тяжелый противовес. Некоторые производители тонармов предлагают воспользоваться элегантным решением: прикрутить дополнительный груз.

Выставление прижимной силы
Все крутится вокруг, казалось бы, очень простой, но труднодостижимой идеальной линии движения иглы по канавке пластинки. Обеспечить эту линию можно лишь согласовав сразу несколько факторов: угол горизонтали, угол вертикали, расстояние до оси поворота тонарма и, конечно, значение прижимной силы.

Регулировка прижимной силы – это самое простое: при помощи противовеса производится балансировка тонарма с прикрепленным звукоснимателем (защитный колпачок с иглы предварительно снять). Груз поворачивается до тех пор, пока трубка тонарма не придет в равновесное состояние. Затем в соответствии со значениями, которые указывает производитель звукоснимателя, выставляется прижимная сила. Для этого предусмотрена шкала точной настройки. Оптимальной станет прижимная сила, равная 1,8 грамма. Если на тонарме отсутствует шкала точной настройки, помогут простейшие качающиеся весы: опускаем рычаг и смотрим на весах значение. Для тех, кто часто занимается настройкой, в продаже имеются точнейшие весы уровня High End с цифровой индикацией.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Измеряем прижимную силу. Шкала на тонарме – это, конечно, хорошо. Однако лучше устанавливать прижимную силу при помощи внешних весов. Здесь поможет простейшая качающаяся конструкция: опускаем рычаг и добиваемся горизонтального расположения пластины весов. Определяем значение в граммах в соответствии с нанесенной не пластине шкалой.

Настройка высоты тонарма
Следующим шагом станет выставление высоты тонарма. При опущенной игле трубка тонарма должна принимать горизонтальное положение, проходить точно параллельно виниловой пластинке. Настройку можно произвести на глаз, а можно воспользоваться линейкой или транспортиром, поставив их для лучшей ориентировки на неподвижный диск проигрывателя.

Кроме этого, специалисты обращают внимание на «вертикальный угол», угол между осью иглы звукоснимателя и перпендикуляром к поверхности пластинки. В статьях по теме встречается интернациональное обозначение этого понятия – VTA (Vertical Tracking Angle). При необходимости (что маловероятно при покупке нового проигрывателя, но может понадобиться при смене слипмата), регулировка производится путем поднятия или опускания тонарма, направление определяется конструкцией устройства. Новичкам лучше воспользоваться услугами мастеров из сервисов гарантийного обслуживания. Более продвинутые пользователи смогут добиться нужного результата при помощи подкладных колец, шестигранного ключа или приспособления для завинчивания и контргайки.

Посмотрим спереди
Обычно положение иглы проверяется на глаз: она должна располагаться вертикально по отношению к канавке на пластинке, звукосниматель должен двигаться абсолютно параллельно поверхности винила, никакие перекосы здесь недопустимы. При невыполнении этих условий появляются различные искажения при звуковоспроизведении, заметно страдает качество стереокартины.

Такая настройка производится главным образом на отвинчивающихся и вращающихся головках звукоснимателя или на тонармах с опорой на одну точку.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

Задача, требующая особой точности: регулировка выноса звукоснимателя и оптимального угла наклона, того угла, под которым игла должна будет опускаться в звуковую бороздку пластинки. Поможет в этом шаблон, расчерченный специальным образом.

Настройка выноса и угла наклона
Самое сложное в настройке – это выставление угла наклона и выноса звукоснимателя. Новички обычно приходят в ужас от одних только слов. На самом деле здесь нет ничего страшного. Нам не обойтись без специального инструмента, который теперь прилагается к любому новому проигрывателю и / или тонарму: юстировочного шаблона. Что касается горизонтального угла, то в этом случае погрешности могут быть минимизированы, полностью они не устраняются.

При записи грампластинки применяется резец, устанавливаемый на тангенциальный тонарм. Однако на рынке преобладают поворотные тонармы, игла которых стоит под идеальным углом к звуковой канавке (под углом 0°) фактически только в двух точках. Рассуждения на эту тему могут перерасти в новую религию или новое научное направление, однако официальные нормы, принятые Международной электротехнической комиссией, устанавливают, что переход через вышеупомянутые «нулевые точки» должен проходить на расстоянии в 66 мм и 121 мм от центра пластинки.

Итак, перед началом проведения настроек отключаем проигрыватель от сети (чтобы диск не начал вдруг вращаться) и берем юстировочный шаблон. Шаблоны можно приобрести (есть сотни предложений), а часто можно просто скачать и распечатать на бумаге в соответствии с указанным масштабом. Существует два основных способа настройки выноса и угла: юстировка по одной точке и раздельная регулировка по двум точкам. В последнем случае иголку опускают на внутреннюю из двух «нулевых точек». Корпус звукоснимателя должен стоять параллельно напечатанным на шаблоне линиям (смотрим сверху, затем сбоку, затем снова сверху …). Если расположение отличается от оптимального, следует слегка ослабить крепежный винт звукоснимателя и подвинуть его вперед или назад. То же самое повторяем на второй точке. Проведя такую регулировку на двух точках, вы сможете быть уверенными, что игла имеет правильный наклон и идеальное положение относительно геометрии тонарма.

В заключение не забудьте еще раз проверить прижимную силу и установить значение антискейтинга (компенсации скатывающей силы). В идеале оно должно равняться 75 % прижимной силы.

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

При помощи уровня убедитесь, что поверхность вращающегося диска горизонтальна. Лучше даже с этого и начинать, ведь точка, где игла опускается на звуковую дорожку, должна быть нейтральна по обеим осям.

Источник

Проверка и настройка проигрывателя винила

Краткий обзор последовательности действий

Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть фото Что такое юстировка винилового проигрывателя. Смотреть картинку Что такое юстировка винилового проигрывателя. Картинка про Что такое юстировка винилового проигрывателя. Фото Что такое юстировка винилового проигрывателя

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Работы, связанные с картриджем звукоснимателя, требуют использования немагнитного инструмента, и не допускаются в зоне действия сильных магнитных полей.

1. УСТАНОВКА ДИСКА.
Необходимо найти оптимальное положение диска на посадочном месте с минимальным биением по оси и вертикали. Производится при помощи стрелочного индикатора поворотом диска на 90 градусов (4 положения). В отсутствие стрелочного индикатора, биение можно проконтролировать при помощи автоматического карандаша по следу, оставляемому, на периферии диска.

2. ПРОВЕРКА УСТАНОВКИ ТОНАРМА.
Проверяется параллельность трубы тонарма опорному диску в секторе рабочего хода. Работа выполняется на уравновешенном тонарме при отключенном антискейте. Обязательным условием является предварительная установка по уровню (гравитационному, или точному жидкостному) стола и диска проигрывателя (в следующих пунктах соблюдение этого условия не упоминается, как уже произведенное). Проверка производится с помощью контрольного инструмента TONAR. При отсутствии данного инструмента можно использовать прозрачный треугольник с метрической шкалой. При необходимости параллельность хода достигается установкой прокладок под площадку базового крепления тонарма. Проверка базового расстояния тонарма описана в пункте 14.

3. ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА ТОНАРМА ПО ГОРИЗОНТАЛИ.
Работа выполняется на уравновешенном тонарме при отключенном антискейте. Тонарм должен плавно, без рывков, смещаться к центру диска под боковым воздействием нити (1 метр), закрепленной над центром диска, с подвешенным на ней грузом массой 1 грамм. При невозможности такой проверки можно осторожно дунуть на тонарм через гибкую трубку диаметром 6-8 мм. Торможений при движении быть не должно. При обнаружении неисправности, производится чистка и смазка вертикального подшипника тонарма.

4. ПРОВЕРКА ЛЮФТОВ ПОДШИПНИКОВ ТОНАРМА.
Проверяются люфты в подшипниках – скольжения, игольчатых, каменных, шариковых. Очень осторожно. Покачивая в радиальном направлении (относительно осей вращения). Прежде чем устранять имеющийся люфт, необходимо свериться и документацией изготовителя, так как в некоторых видах подшипников на камнях осевой люфт предусматривается конструкцией. В тонармах имеющих ножевую опору определить износ можно при визуальном осмотре при увеличении в 20-40 раз. Тонармы с одноточечной опорой на присутствие люфтов, не имея опыта, лучше вообще не проверять, так как большинство таких опор выходят из строя не от рабочих нагрузок, а в результате грубого обращения или транспортировки без разборки и упаковки.

5. СМАЗКА ПОДШИПНИКОВ ТОНАРМА.
Смазка необходима в случае некорректной работы тонарма из-за высыхания старой. Перед смазкой подшипники и оси вращения промываются силиконовым маслом без присадок и продуваются очищенным воздухом. Для смазки подшипников тонарма можно использовать синтетическое масло для смазки часовых механизмов. При умеренной запыленности в помещении, где находится проигрыватель и при условии хранения под защитным колпаком в нерабочем состоянии, такое масло может прослужить 5 и более лет. Подбор и замена масла в емкостях тонармов, имеющих жидкостное демпфирование, производится в соответствии с указаниями производителя. В некоторых случаях отсутствие масла вообще дает лучший результат.

6. СМАЗКА ШПИНДЕЛЯ.
Она необходима, если через стетоскоп прослушиваются шумы во время работы прямого привода или вращении диска от руки (при отведенном ролике или снятом ремне для других видов привода). Замена смазки или масла производится после промывки узла силиконовым маслом без присадок. Для каждого шпинделя подбирается смазка, или масло, соответствующее конкретным условиям работы или рекомендациям изготовителя (если он указывает маркировку смазки или масла в соответствии с принятыми стандартами). В основном применяются масла и смазки на синтетической основе для подшипников скольжения в прецизионных механизмах. Подбором вязкости смазок и масел можно вносить корректировку в характер звучания проигрывателя. Следует учитывать, что шпиндели некоторых проигрывателей заполняются маслом по определенной технологии (под давлением), и при замене масла в них необходимо этой технологии придерживаться, иначе в паре вал–втулка появляется непредусмотренный осевой люфт, и шпиндель очень быстро выйдет из строя.

7. СМАЗКА ДВИГАТЕЛЯ (для непрямого привода).
Необходима при прослушивании через стетоскоп чрезмерного рокота при отведенном ролике или снятом ремне. Обычно достаточно капли масла, распределенной вдоль верхней оси двигателя. Иногда требуется частичная разборка для доступа к нижнему подшипнику. Подходят синтетические масла для бензиновых двигателей, соответствующие требованиям API SM.

8. ПРОВЕРКА КАРТРИДЖА.
Проверка производится перед началом настройки тонарма. При установке на тонарм картриджа или его вставки, у которых имеется сильный износ (повреждение) иглы или консоли, правильная настройка проигрывателя невозможна. Загрязненность иглы при настройке также недопустима. Осмотр и очистка производятся под инструментальным микроскопом с фокусным расстоянием 80 – 100 мм. карбоновой кистью. Раствор для чистки на основе изопропилового спирта, ПАВ и дистиллированной воды. Важно не допустить попадания раствора дальше консоли. Для этого чистку производят на картридже, расположенном иглой вниз движениями кисти сверху вниз. Работа производится быстро для уменьшения попадания испарений раствора внутрь картриджа. После завершения очистки остатки раствора с поверхности картриджа удаляются через полую кисть вакуумным насосом машины для мойки виниловых дисков. При отсутствии такой машины можно продуть картридж чистым воздухом из баллона.

8. ПРОВЕРКА ШЕЛЛА.
Проверяется на стеклянной плитке штангенциркулем. Ось цилиндрической части шелла должна быть строго параллельна его установочной площадке. При необходимости деформация штампованных шеллов устраняется на оправках в прессе. Фрезерованные и литые шеллы деформаций, как правило, не имеют. Здесь и в дальнейшем рассматривается способ крепления шеллов типа SME, но геометрия установки действительна для шеллов с любым типом крепления.

9. УСТАНОВКА ШЕЛЛА.
Фронтальная грань установочной площадки шелла (места крепления картриджа) должна быть строго параллельна диску проигрывателя, а боковая – строго параллельна оси трубы тонарма. Проверяется при помощи контрольного инструмента TONAR или точного гравитационного уровня, а при их отсутствии, при помощи прозрачного угольника с метрической шкалой. Шеллы некоторых производителей имеют возможность регулировки за счет поворота цилиндрической части, но на большинстве шеллов ее нет. Фронтальная корректировка производится поворотом ответной части крепления на тонарме при ослаблении крепежных винтов. В некоторых случаях предусмотрен поворот всей трубы тонарма, но плоскость его изгиба (если труба не прямая) должна быть строго параллельна опорному диску. При отсутствии параллельности в боковом ракурсе (при заранее проверенном шелле), виновата резиновая прокладка. Необходимо увеличение ее жесткости, а в некоторых случаях, удаление.

10. УСТАНОВКА КАРТРИДЖА.
Очень важным параметром, без которого практически невозможно правильно произвести настройку картриджа, является резонансная частота консоли в системе тонарм-шелл-картридж. Ее значение может колебаться в пределах 8-16Гц. Во время установки картриджа резонанс контролируется при помощи специального тестового диска с последующей корректировкой масс системы.

11. БАЛАНСИРОВКА ТОНАРМА.
Отключается антискейт. На тонармах с пружинным прижимом прижим выводится на «0». Снимается или отводится защита иглы. Тонарм в сборе с шеллом и картриджем уравновешивается параллельно опорному диску. Контроль параллельности производится инструментом TONAR, или прозрачным угольником с метрической шкалой. На тонармах без пружинного прижима лимб шкалы противовеса устанавливается на «0».

12. УСТАНОВКА СИЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРИЖИМА.
Устанавливается поворотом противовеса по меткам на лимбе или лимба шкалы при пружинном прижиме на максимальную нагрузку для данного типа картриджа. Игла размещается на площадке контрольных весов. Проверяется соответствие шкалы лимба фактической нагрузке. Операция повторяется для минимально допустимой нагрузки данного картриджа. Полученные данные записываются и учитываются при последующих регулировках. При завершении всех работ по настройке, сила вертикального прижима измеряется контрольными весами по факту и записывается для данной комбинации тонарма, шелла и картриджа. Это значительно упрощает настройку при использовании нескольких настроенных шеллов для тонарма на одном проигрывателе.

13. УСТАНОВКА АЗИМУТА.
Предварительно азимут выставляется при помощи металлического зеркала и инструментального микроскопа. Отражающая поверхность должна находиться на внешней части инструмента. Необходимо добиться отражения кристалла иглы (а не корпуса картриджа) без наклона во фронтальной плоскости. После установки свеса и угла коррекции и вертикального угла следования проводится коррекция установки азимута при помощи двух лучевого осциллографа и тестового диска. При наложении синусоиды тестового сигнала 1000Гц должны совмещаться. На слух эту операцию проводить довольно трудно, но можно (нужен человек, слух которого на тестовой частоте может уловить разницу в 1 – 2 Дц, таких людей мало, но они есть).

14. УСТАНОВКА СВЕСА ТОНАРМА.
Перед установкой свеса целесообразно проверить правильность установки базы тонарма, так как они взаимосвязаны. Базовое расстояние точно измеряется штангенциркулем от оси горизонтального поворота тонарма до лекального угольника, прислоненного к оси шпинделя (радиус оси шпинделя из показаний вычитается). При несоответствии паспортным данным тонарма, базовое расстояние корректируется. Предварительно свес тонарма устанавливается по шаблону согласно данным из паспорта тонарма. Если этих данных нет, то величину свеса определяют по измерительному шаблону (подойдет Schon — Shablone Tup 2 от TONAR). После установки угла тангенциальной коррекции величина свеса корректируется по другим шкалам вышеуказанного шаблона.

15. УСТАНОВКА УГЛА ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ.
В идеале, на правильно изготовленных прецизионных тонармах угол тангенциальной коррекции очень точный. Следует лишь совместить продольные оси шелла и картриджа. На практике часто продольная ось консоли при рабочей нагрузке не параллельна оси картриджа. Поэтому угол коррекции проверяется по шаблонам, и в контрольных точках проверяется совпадение осевой линии консоли (а не корпуса картриджа) с касательными линиями на шаблоне. Проверку удобно производить при помощи электронного микроскопа. При необходимости более точной юстировки вычерчивается индивидуальный транспортир для конкретного типа тонарма. Операция повторяется несколько раз. При этом каждый раз требует проверки величина свеса. Работу необходимо производить очень аккуратно, чтобы не повредить кристалл иглы. Применение шаблонов на картоне или бумаге создает дополнительные трудности при работе из за шероховатости материала, и их лучше не использовать.

16. УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО УГЛА СЛЕЖЕНИЯ ( в дальнейшем ВУС).
В идеале ВУС должен соответствовать углу резца на проигрываемых записях. Усредненная установка производится при достижении параллельности опорному диску системы – труба тонарма, шел, картридж при оптимальной силе прижима. Регулируется изменением высоты вертикального поворотного узла тонарма. Если такой регулировки не предусмотрено, можно устанавливать прокладки под основание базы крепления тонарма. Проще, в таких случаях, изменять толщину опорного мата. Лучше иметь несколько матов разной толщины, но можно использовать и прокладки под мат из пластика или немагнитных металлов. Установка прокладок между шеллом и картриджем при данной регулировке нежелательна, так как дополнительно вносит изменения в резонанс системы – картридж, шел, труба тонарма. Точнее ВУС можно установить при помощи электронного микроскопа по совмещению угла наклона кристалла и контрольного транспортира, но практика показывает, что этот параметр лучше устанавливать на слух при прослушивании контрольных фонограмм.

17. НАСРОЙКА АНТИСКЕЙТА.
Один из немногих параметров настройки, хорошо поддающийся инструментальному контролю. Настраивается при помощи двух лучевого осциллографа и диска тестовых сигналов. Настройка производится при установленной оптимальной силе прижима. Суть метода заключается в сведении к минимуму искажений синусоид правого и левого каналов при проигрывании всех тестовых треков (в начале записи, в конце, и два промежуточных). Операцию следует повторить с уменьшением и увеличением прижима на 0,2 гр. от оптимального и зафиксировать данные для последующих более точных регулировок прижима и резонансной частоты. Методы регулировки антискейта на гладком диске без записи положительного результата не дают. При отсутствии осциллографа можно настроить антискейт на слух по тестовому диску. Алгоритм тот же – устранение слышимых искажений на всех тестовых треках для регулировки антискейта.

18. КОРРЕКЦИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ЧАСТОТЫ ТОНАРМА.
Этот параметр оказывает основное влияние на звук проигрывателя в целом. Так как упругость подвеса консоли не подлежит регулировке, учитывая все сказанное в пункте 10, резонансную частоту можно корректировать изменением эффективной массы системы — тонарм, шелл, картридж, крепеж, учитывая силу вертикального прижима. Резонансная частота требует подстройки на протяжении всей службы картриджа из-за изменения податливости (упругости) подвеса консоли иглы. Так как подвес консоли может со временем как разыграться (стать менее упругим), так и подсохнуть (увеличить упругость), то и эффективная масса системы требует уменьшения в первом или увеличения во втором случае. Легче всего проверять соответствие резонанса норме, и осуществлять его корректировку, используя специальные треки на тестовом диске (например «HI-FI News Analogue Test LP»). При проигрывании данных треков резонанс системы можно не только слышать, но и наблюдать визуально по колебанию консоли. На экране осциллографа в момент возникновения резонанса происходит «пляска» синусоиды. Существуют тонармы с предусмотренной регулировкой эффективной массы. Это, как правило, тонармы с прямой трубой и грузом, перемещаемым вдоль оси трубы. Имеются методы корректировки эффективной массы и для остальных тонармов. Есть шеллы со сменными грузами. Можно изменить эффективную массу, изменяя вес крепежа. При изменении значения эффективной массы важно следить за тем, чтобы максимальный вес нагрузки на узел опоры (суммарный вес горизонтальной подвижной системы тонарма) не превышал разрешенных паспортных данных. Лучшие результаты получаются при нагрузке немного ниже средней (согласно паспортным данным). В некоторых случаях возникает необходимость изменения геометрической формы противовеса, при сохранении суммарного общего веса подвижной части тонарма.

Здесь описаны лишь самые доступные способы оперативного влияния на резонансную частоту системы, однако, существует много других решений, дающих аналогичные результаты. Необходимо помнить, что изменение одних настроек влияет на другие, произведенные ранее, и это надо учитывать, и производить их перенастройку. Поэтому, как отмечалось выше, следует записывать данные разных настоек при изменении параметров других, чтобы при любой подстройке можно было сразу вносить коррекцию.

Для качественного перевода грамзаписи в цифру требуется еще более точная инструментальная настройка проигрывателя с применением анализатора спектра сигнала.

Данная статья является поверхностным обзором вопросов, связанных с настройкой лишь нескольких типов проигрывателей винила, причем самых простых, и не служит руководством по ремонту и настройке. В любом случае начинать работу надо с инструкции и пособия по ремонту от производителя. Подробные инструкции по применению прилагаются к специализированному инструменту и тестовым дискам. Многие важные темы вообще не были затронуты (например, осевая балансировка тонарма, влияние силы прижима ролика, или натяга приводного ремня на характер звука, регулировка высоты шпинделя у двигателей прямого привода). В каждой конкретной модели проигрывателя есть свои отличительные особенности, влияние которых необходимо учитывать при работе с ней. Общих решений, как правило, не бывает.

Автор: Сергей Ващенков, г.Санкт-Петербург.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *