Что там делают в аду
Что Церковь говорит об аде?
Когда возникли образы ада со сковородками и райских кущ? Являются ли такие представления догматом для христиан? Кратко объясняем в Слайдах.
Ад — что это?
Ад — это единственное место, где человек находится вне благодатного присутствия Божия. В Евангелиях говорится об аде, как о месте, где будет плач и скрежет зубов (Мф 25:46). Еще в аду грешники будут мучиться от адского пламени: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28). Церковь учит, что адский огонь или адский холод — это образы, а не реальные физические явления.
Существует представление, что ад — это место со сковородками и котлами. Так ли это?
Что мучает людей в аду?
В первую очередь, разрыв с Богом — это само по себе страшное мучение. Ещё — постоянное нахождение рядом с сатаной, бесами, другими грешниками, говоря современным языком, «атмосфера ненависти».
У старца Паисия Афонского есть хороший образ адских мук. Люди сидят за роскошным столом, на котором полно вкусной еды и напитков. Перед каждым человеком лежит очень-очень длинная ложка, поэтому люди не могут есть сами.
В аду никто из окружающих не помогает человеку, и он мучается от голода, а в раю праведники за таким же столом кормят друг друга.
Ад — это полное отсутствие любви, заботы, поддержки, дружбы, вечное одиночество и боль, которые усиливаются от осознания того, что человек сам лишил себя рая и его блаженств.
Сатана мучается в аду или ему там хорошо?
Сатане в аду тоже плохо. Это место постоянно напоминает ему о том, что он проиграл Богу. Здесь он вечно завидует Богу и его ангелам, вспоминая свою неудачную попытку встать на место Бога. Он стремится к бесконечному противлению Богу, т. е. к самоуничтожению и уничтожению всего живого. Это бесконечный процесс, мучительный и бессмысленный, потому что сатана и бесы — это бесплотные духи, неуничтожимые сущности.
Ад не принадлежит бесам и сатане, они не хозяева этого «места», там все равно есть Бог, и они испытывают от этого страшные муки, и это будет продолжаться вечно. Представление о том, что сатана — главный мучитель в аду, возникло в Средние века, чтобы подчеркнуть важную мысль, что дьявол и бесы — страшные противники, и победить их можно только с помощью Христа.
Кто создал ад?
Сатана сам создал себе ад после своего падения. Ад появился после того, как сатана поднял восстание. Он был первым и самым могущественным ангелом, но решил стать Богом. Часть ангелов поддержали своего предводителя.
После окончания бунта и поражения от архангела Михаила — «полководца», который возглавил борьбу с бесами, падшие ангелы вместе с сатаной попали в ад.
Вот как об этом говорит в Ветхом Завете пророк Исаия: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червъ, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис 14:9-15).
Кто точно попадет в ад?
Точный список обитателей ада заканчивается на сатане и бесах.
Во всех остальных случаях можно лишь предполагать с большей или меньшей долей вероятности.
Обычно в ад еще помещают Иуду-предателя, известных библейских злодеев, таких как царь Ирод.
Живой человек не может знать на сто процентов о том, где находятся умершие. Даже самый страшный злодей может раскаяться в последний миг своей жизни, о чем до Страшного суда будет знать только Бог.
В аду все мучаются одинаково?
Есть представление о том, что чем больше человек сделал зла при жизни, тем больше он мучается после смерти. Иногда оно основывается на словах Евангелия: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк 12:47-48). В Средние века использовали образ огненного озера, где одни грешники были не видны совсем, другие — стояли в пламени по шею, третьи — по пояс и так далее.
Впрочем, до конца ответить на вопросы, связанные с посмертной участью человека, невозможно.
Можно ли выбраться из ада?
Самостоятельно — нет, но молитвы живых людей и заступничество Церкви может помочь умершему избавиться от мук после Страшного суда. Поучению Церкви, после смерти человека ожидает два суда. Первый — частный, который по преданию происходит до сорокового дня после кончины. Но наши близкие и после смерти сохраняют связь с нами и с Церковью. Поэтому так важны разные формы церковного поминовения усопших, молитвы живых, раздача милостыни с просьбой помолиться о душе покойного. Это та связь, которая позволяет человеку измениться даже после смерти и надеяться на оправдание во время Страшного суда, который произойдет во время Второго пришествия Христа, когда определяется уже окончательная судьба людей.
Что нас ждет в аду
Есть у человека такое свойство — любопытство. Читаешь книжку, а тянет не откладывать и сразу заглянуть в финал. Или что взять с ребёнка, которому очень хочется знать, что подарят на Новый год или день рождения? Вроде бы всему своё время. Твоё от тебя никуда не денется. Но так порой охота знать наперёд.
Ещё есть пословица «Знал бы, где упасть, соломки подстелил бы» — тут уже прагматизм.
А в вопросе «что нас ждёт в аду» есть и то, и другое. Грешники интересуются — правда ли муки на том свете так страшны, что пора каяться, или там есть «щадящие» условия для тех, кто грешил, но не сильно? Да и не все считают себя праведниками, а потому просто хотят знать наперёд, что же там, за чертой смерти.
В Библии упомянуты два разных места: темница ад и огненная геенна
Описывает ли Библия, что происходит в аду? Это может показаться странным, но нет. Священное Писание вообще вскользь касается этой темы:
«Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога».
Подобные цитаты — всё, что есть в Священном Писании на об аде. Из них не составить никакого чёткого представления. Усложняет все и то, что в Библии есть целых четыре слова, которые у нас ассоциируются с адом:
Хадес — с греческого — царство мёртвых. Евреи называли его шеол. Известно, что находится он под землёй, и там темно. Причём мы должны учесть, что вкладывали в текст греческие авторы. Хадес — это не ад, где мучаются грешники. Хадес — это царство всех мёртвых, где правит бог Аид.
Геенна огненная — это местность Гэй бен-Ином в Иерусалиме
В христианстве хадес — место предварительного заключения грешников, а не вечных мук.
Также мы можем утверждать, что хадес — не пламенеющая бездна. Об этом написано в Апокалипсисе:
Преисподняя — другой перевод слова «шеол» (хадес).
Тартар — ещё один отголосок греческой мифологии. Так называли темницу для высших существ. В синодальном переводе её называют «адский мрак»:
«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
Геенна — уже не восходит к греческой мифологии. Это местность. Там, как утверждают, язычники сжигали детей. В Библии геенна — место, куда низвергнут грешников после последних событий в жизни нашего мира:
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»
То есть, по Библии, ад — это тёмное подземелье.
Так что точно утверждать можно лишь то, что ад тёмен и не вечен. Там души грешников томятся до страшного суда, а уже после будут освобождены, чтобы их судьбу окончательно решили высшие силы.
Пытки ада подробно изложены в исламе, другие религии на них акцент не делают
Но не только Библия — источник информации об аде. Например, у шумеров есть история о том, как богиня любви Инанна сошла в ад. В этом мифе особое внимание уделяется центральному месту ада — некому дворцу, куда ведёт семь врат.
В Библии тоже говорится о вратах:
«И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
В исламе ад — однозначно огненный:
«Желанием их будет выйти из Огня, но никогда им из него не выйти, им — вечные мученья».
Часть ветвей индуизма и многие восточные учения не считают ад — конкретным местом мучения грешников. Просто душа может в разных жизнях бывать в лучших мирах, чем нынешний, и в тех, что хуже него.
Любой мир ниже уровнем — это ад по отношению к текущим реалиям. Ну, а демоны там в них, сковородки, пламя — всё может быть, ведь фантазия Творца безгранична. И коль человек смог это всё представить, Всевышний обязательно это уже создал.
Христианские апокрифы тоже не описывают существование в аду
В христианской традиции есть несколько сюжетов о сошествии в ад таких важных фигур, как Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Об этих событиях нам не сообщает Библия. Информация о них известна из апокрифических источников.
Сошествие во ад — популярный сюжет, хотя он взят не из Библии
На самом деле боги, герои и люди, побывавшие в аду, — это типичный мифологический сюжет. Нет ничего удивительного в том, что ранние христианские тексты заимствовали его.
Современное богословие осторожно относится к этим источникам. К тому же они не содержат подробностей о том, что же ждёт грешника в аду. Из примечательных деталей можно выделить пару фактов из рукописи «О сошествии Иоанна Предтечи во ад»:
Но в целом это довольно сомнительные и малоинформативные источники для нас.
По ряду причин нельзя полагаться на свидетельства переживших клиническую смерть
Газеты, журналы, а ныне и интернет пестрят сообщениями о том, что люди видели после смерти, — разумеется, клинической. Очнулся восьмидесятилетний дедушка где-то в Северной Каролине и заявляет: «Я был в аду, ужаснулся. Но мне дали последний шанс. Теперь решил — попаду я в рай. Начинаю жить праведно».
Каждый имел возможность если не читать, то хотя бы слышать об этих историях. Так почему бы не собрать эти сведения и не записать их, чтобы узнать, как выглядит ад, а как рай?
Есть несколько причин.
Такие исследования уже проводились. Раймонд Моуди — известный западный исследователь загробной жизни посвятил её изучению немало трудов и лет жизни. Самая известная его книга «Жизнь после жизни» — одна из попыток анализа свидетельств тех, кто «вернулся с того света».
Раз есть готовая работа, то почему все не признали вклад Моуди в качестве официального описания загробного мира? Ну, хотя бы потому, что аналогичные состояния его пациенты смогли достичь в состоянии гипноза и в тёмной комнате перед зеркалом. А раз умирать не обязательно, может ли это быть жизнью после смерти? Может, всё-таки, игра психики?
Описания обычно расходятся. Люди редко сходятся в деталях описания загробного мира. Часто он сильно отличается у людей разных культур и образований.
Деревенская бабушка описывает встречу с родными, священник видит святых и ангелов, молодой человек описывает, как отделился от тела и наблюдал за собой со стороны. Даже пресловутый свет в конце туннеля все описывают по-разному.
Люди на пороге смерти могут видеть похожий образ туннеля просто потому, что где-то о нём прежде слышали.
Отсюда несколько предположений:
Так что доверять этим свидетельствам мы не можем, но и опровергнуть тоже.
Похожее состояние можно достичь в полусне. Есть такое понятие в психологии — осознанное сновидение. Это пограничное состояние между сном и бодрствованием. Оно отличается крайней реалистичностью, но демонстрирует все те чудеса, которые мы видим во сне.
Научно доказано, что выход души из тела чаще всего — грёзы в особом состоянии сознания
Российский исследователь Михаил Радуга называет это состояние термином «фаза». Он неоднократно научным образом, без мистики и эзотерики, доказал, что фаза доступна любому человеку при пробуждении и засыпании.
Иногда погружение в неё происходит спонтанно. Так что если человек описывает встречу с пришельцем, ангелом или выход из тела со слов «я уже лёг спать» или «я только проснулся», то с вероятностью 99,9% — это история о фазе, а не о реальном чуде.
В полусне человек может иметь удивительные и очень реалистичные переживания
Нельзя исключать, что при клинической смерти человек проваливается именно в такое состояние психики. Оно, как сон, воспроизводит все его ожидания и представления, но высокий уровень реалистичности не даёт усомниться в том, что это правда происходит.
Подробнее об психологических исследованиях Михаила Радуги можно прочесть на его официальном сайте.
Есть свидетельства только тех, кто вернулся. Мы не можем однозначно утверждать, что свидетельства тех, кто пережил клиническую сметь, — это описание того же, что видят те, кто уже не вернулся с того света.
Загробные видения — это то, что видят ещё живые люди, просто близкие к смерти. Насколько это далеко от ощущений и опыта умершего нам не скажет никто потому, что мёртвые не говорят.
Идея о вечных муках в аду возникла в Средневековье для устрашения грешников
Если мы про христианство, которое проповедовал Иисус Христос, то да, к этому учению такое представление действительно не имеет ни малейшего отношения. Если же мы говорим обо всей традиции, то именно в ней нужно искать корни представлений о том, как в аду всё ужасно.
Немало ошибок человечества, правда? И, как видим, и Церковь их совершила в те годы немало.
Лишь в XX веке папа римский Иоанн Павел II найдёт достаточно сил, чтобы попросить прощения у всего мира за грехи Церкви.
Но вернёмся к ошибкам. Мы не должны идеализировать ни эпоху, ни людей, даже если они богословы и священнослужители. Одна из промашек средневековой Церкви — это идея манипулировать людьми, запугать их ужасами ада, дабы страхом понудить исповедовать христианскую веру.
Ужасы ада взяты не из Библии, а порождены недобросовестными проповедниками Средневековья (картина И.Босха)
Немало людей в те годы крестились не по своему искреннему духовному побуждению, а с теми мыслями, с какими мы сегодня, например, оформляем медицинскую страховку. Много ли проку от такой веры?
Увы, Средневековье — не лучший период в истории Церкви. Насильно обращённые мусульмане и иные иноверцы, инквизиция, политизированные священники. Список мог бы выйти длинным.
Ад стал жупелом — чего не должно было быть. Обращал ли Христос кого-либо силой? Требовал ли Моисей от фараона сменить веру? Нет.
Сегодня ситуация иная. Разумные проповедники перестали пугать паству ужасами посмертной жизни и честно отвечают, что ничего о ней не знают, так как в Библии на эту тему ничего нет.
Это книга о другом — о взаимоотношениях с Богом. Именно любовь к Всевышнему, а не эгоистичное желание спастись может быть достойным стимулом для принятия веры.
Бог неспроста скрыл от человека подробности жизни в аду, для нас это лишние знания
Но почему Бог затронул так много тем в Священном Писании, но не уделил хотя бы страницы описанию ада? Не уж-то забыл? Конечно, нет.
У нас нет причин сомневаться в памяти Всевышнего. Он дал людям все инструменты и знания, которые нужны для того, чтобы воплотить Его замысел.
Если человечеству требуется какая-то новая информация, то мы всегда можем убедиться, что можем её получить, — своим опытом. Так люди совершают научные и даже простые, житейские открытия.
Добродетель здесь и сейчас — в этом задача христианина, а не в мыслях о посмертном существовании
Это то, что нужно нам для деятельности в своей сфере, — сфере жизни. А от лишнего Господь нас избавил, и если Он так сделал, значит, имел на то веские причины.
В самом деле, если дети прямо сейчас играют в «классики», стоит ли им рассматривать правила «вышибалы»? Не лучше ли оставить на потом всё то, что способно отвлечь от текущей задачи.
Человеку и так сложно вести праведную жизнь в гармонии с окружающим миром. А что бы было, если бы каждый из нас прямо сейчас погрузился в мысли о своём дальнейшем существовании? Какой прок пребывать в нынешнем?
Скажем, пришёл к Вам друг, а сам только и говорит о том, что через полтора часа пойдёт в гости к кому-то другому, и как там будет весело, и чем они займутся. Стоило ли приглашать такого неблагодарного приятеля?
Конечно, нет. Так и жизнь даётся, чтобы прожить её, а не торопиться на тот свет. Туда опоздавших не будет.
Нам полезно заняться своей нынешней жизнью, ибо именно такую цель поставил перед каждым человеком Господь.
Откуда взялся ад и какова природа адских мучений?
Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко наказывает грешников? Что такое – геенна огненная? Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? Святые Отцы ответили на такие вопросы еще полтора тысячелетия назад, но знаем ли мы сегодня эти ответы?
«Я с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованье…»
«Я с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованье…» В «Божественной комедии» Данте эти слова написаны над входом в ад. А само описание ада, которое итальянский автор эпохи Возрождения дал в своей поэме, на несколько веков стало хрестоматийным для всей европейской культуры. По Данте, ад – это обширное пространство, специально оборудованное для мучения попавших туда грешников. И чем тяжелее грехи умершего человека, тем более ужасным страданиям подвергается его душа в аду после смерти.
Вообще, идея посмертного воздаяния за совершенное зло существует практически у всех народов. Несмотря на множество и разнообразие религиозных верований в нашем мире, едва ли среди них можно найти такое, которое отрицало бы мысль о наказании грешников в загробном мире. И христианская религия не является исключением из общего правила, она тоже утверждает, что совершающие грех люди будут мучиться в аду.
И вдруг этот добрый Бог обещает непокаявшимся грешникам такие загробные муки, о которых в еврейском религиозном сознании до Христа не было даже представления. В ветхозаветном понимании, души умерших людей шли в шеол, место бессознательного пребывания, страну вечного беспробудного сна. Но Христос совершенно определенно говорит: души праведников идут в Царство Божие, души грешников – в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Образ ада как – огненного наказания за грехи, места вечного мучения, геенны – появляется именно в христианском вероучении.
Как это понимать? Получается, что Христос, Который плакал от сострадания чужому горю, Который и на кресте молился о прощении Своих мучителей; Христос, не осудивший ни одного грешника (с огромным множеством которых Он общался в земной Своей жизни), вдруг резко меняет отношение к ним после их смерти? Неужели Христос любит людей, лишь пока они живы, а когда они умрут, Он из любящего и заботливого Бога превращается для них в безжалостного и неумолимого судью, более того – в палача и карателя? Конечно, можно сказать, что речь тут идет о грешниках, которые сами заслужили свое наказание. Но Христос учил своих учеников не воздавать злом за зло. Выходит, что сказано это было лишь для людей, а сам Бог за содеянное зло воздает грешникам таким жутким страданием, что страшно об этом даже думать? За несколько десятилетий грешной жизни – вечное мучение… Но почему же тогда христиане утверждают, что Бог есть – Любовь?
Такие вопросы возникают у многих. Но верующим людям проще разрешить свои недоумения. Тому, кто обращался с молитвой ко Христу и хоть раз в своей жизни ощутил ответное прикосновение Руки Божией, больше не нужны никакие объяснения. Верующий человек знает, что Бог есть Любовь уже из своего опыта общения с этим Богом. А вот для невоцерковленного человека вопрос о вечном наказании за грехи, имеющие окончание, нередко становится серьезным препятствием в понимании христианства.
Христос действительно говорил о геенне огненной. Но что такое геенна и почему она – огненная? Откуда взялось это слово и что оно означает? Не разобравшись в этом, просто невозможно правильно понять слова Христа о посмертной участи нераскаявшихся грешников.
Духовная помойка язычества
Читая Евангелие, нетрудно убедиться в том, что Христос не употреблял в своей проповеди богословские и философские термины. Говоря о Царстве Небесном с рыбаками и виноградарями, Он использовал образы, понятные и близкие простым людям, населявшим тогда Иудею. Язык Евангелия – это иносказание, притча, за которой стоит духовная реальность. И относиться к Евангельским метафорам как к прямому описанию этой реальности было бы, по меньшей мере, наивно. Читая притчу, в которой Господь уподобляет Царство Божие горчичному зерну, из которого вырастает дерево, вряд ли кто-нибудь всерьез озадачит себя проблемой – а сколько на этом дереве было веток, и какой породы птиц имел в виду Христос? Но в рассуждениях о геенне современный читатель Евангелия почему-то склонен понимать слова Христа буквально. А между тем, в Евангельские времена любой иудей знал, что такое геенна и где она находится.
Ге-Еннон по-еврейски значит – долина Енномова. Она начиналась прямо за городской стеной Иерусалима. Это было мрачное место, связанное для евреев с самыми ужасными и омерзительными воспоминаниями. Дело в том, что после заключения Завета с Богом израильский народ многократно нарушал этот Завет, уклоняясь в язычество. И долина Енномова была местом поклонения Молоху и Астарте, культы которых сопровождались противоестественными развратными оргиями с храмовой проституцией, жрецами-кастратами и человеческими жертвоприношениями. Там были сооружены тофеты (с финикийского буквально: места сожжения людей) и совершались самые отвратительные и жестокие ритуалы, которые только существовали в древнем язычестве. На раскаленные руки идола Молоха бросали младенцев, и они скатывались в огненное нутро истукана. А в капищах Астарты девы приносили ей в жертву свою невинность. Из долины Енномовой этот ужас расползался по всей Иудее. Даже в Иерусалимском храме царь Манассия установил идола Астарты. Такое беззаконие не могло продолжаться бесконечно, и пророк Иеремия, собрав вокруг себя иудейских старейшин, именно в Ге-Енноне предрек народу Израиля падение Иерусалимского царства за отступление от Бога Истинного.
В VI веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил Иерусалим, разграбил и сжег Храм. Тогда же была навсегда утрачена величайшая святыня еврейского народа – ковчег Завета. Тысячи еврейских семей были угнаны в Вавилон. Так духовный разврат, средоточием которого была долина Енномова, кончился для иудеев эпохой Вавилонского пленения.
Когда евреи вернулись из плена на родную землю, Ге-Енна стала для них местом, вызывавшим ужас и отвращение. Сюда начали свозить мусор и нечистоты со всего Иерусалима, а для предупреждения заражения здесь постоянно поддерживался огонь. Ге-Еннон превратился в городскую свалку, на которую выбрасывали также и трупы казненных преступников.
Долина Енномова стала у евреев символом гибели язычества и разврата. Смрад и никогда не потухающий на свалке огонь царили там, откуда некогда разливалась духовная зараза, погубившая Израиль во времена Навуходоносора.
Ге-енна была для иудеев частью их быта, такой же понятной, как и сжигание плевел после обмолачивания зерна. Христос употреблял эти образы, чтобы слушающие Его люди как можно глубже прониклись мыслью о гибельности греха. Слова же о неугасающем огне и неумирающем черве – буквальная цитата последнего стиха книги пророка Исайи, также прекрасно знакомой иудеям. И там эти слова относятся не к душам умерших грешников, а к трупам врагов Божиих.
За всеми этими страшными символами, безусловно, стоит не менее страшная духовная реальность. Нам, к счастью, невозможно постичь ее до конца, поскольку полностью эта реальность открывается лишь нераскаянным грешникам после смерти. Но хотя бы отчасти понять причины адских страданий можно, ознакомившись с учением о страстях, которое было составлено Святыми Отцами Восточной Православной Церкви.
Взбесившийся ротвейлер
Подобным образом действует страсть – некое свойство человеческой души, которое изначально было полезным и нужным. Но, неправильно употребляемое человеком, это свойство изменилось, сделавшись для него опасным и злым врагом.
Церковь учит, что человек – удивительное существо, единственное творение, которое Бог создал по Образу и Подобию Своему, вложив в него разум и творческое начало. Но человек был создан не для блаженного безделья. Смыслом его существования должно было стать радостное сотворчество со своим Создателем. Получив от Бога власть над материальным миром, он должен был хранить и возделывать Райский сад, а впоследствии, размножаясь и наполняя лицо Земли, превратить в Рай всю Вселенную. Для этой высокой цели Бог наделил человеческую природу колоссальным творческим потенциалом, огромным количеством различных сил, свойств и способностей, употребив которые на исполнение воли Божией о себе, человек стал бы настоящим царем сотворенного мира. Но Бог создал его не подобием автомата, жестко запрограммированного на выполнение этого плана. Такое сотворчество могло быть реализовано лишь в свободном союзе взаимной любви и доверия двух личностей – Бога и человека. А где нет свободы, там не может быть и любви. Иначе говоря, человек был свободен в выборе – следовать воле любящего его Бога, или нарушить ее. И человек не устоял в этой свободе…
Испорченный дар
Так и грех извратил все свойства человеческой души. Вместо осознания себя – образом Божиим, человек приобрел самолюбование, гордыню и тщеславие, любовь превратилась в похотливость, способность восхищаться красотой и величием творения – в зависть и ненависть… Все способности, которыми Господь так щедро одарил человека, тот стал использовать вопреки их предназначению. Так в мир вошло зло, так появились страдания и болезни. Ведь болезнь – это нарушение нормального функционирования какого-либо органа. А в результате грехопадения все человеческое естество оказалось расстроенным и начало жестоко страдать от этого расстройства.
Совершая любой грех, человек нарушает волю Божию и заставляет свое естество работать не так, как оно было задумано Богом. Если же этот грех становится для человека источником удовольствия и он совершает его снова и снова, в нем происходит перерождение естественных свойств, употребленных для греховных радостей. Эти свойства выходят из-под контроля человеческой воли, становятся неуправляемыми и требуют от несчастного человека все новых и новых порций греха. И даже если потом, увидев, что это – путь к гибели, он захочет остановиться, сделать это будет очень непросто. Страсть, как взбесившийся ротвейлер, будет тащить его от греха к греху, а при попытке остановиться покажет клыки и станет безжалостно терзать свою жертву. Это действие страстей легко можно проследить в трагической судьбе наркоманов и алкоголиков. Но наивно было бы думать, будто ненависть, блуд, зависть, гнев, уныние и т.п. – менее разрушительны для человека, чем непреодолимая тяга к водке или героину. Все страсти действуют одинаково страшно, так как имеют общий источник – искалеченную грехом человеческую природу.
Огонь, страшней огня
Страдания, которые неудовлетворенная страсть причиняет человеку, очень напоминают действие огня на человеческое тело. Не случайно Святые Отцы, говоря о страстях, постоянно употребляли образы пламени, жжения, горящих углей, и т.п. Да и в нецерковной, светской культуре не нашлось лучшего определения для страстей. Тут и «воспылать страстью», и «сжигаемый страстями», и знаменитое лермонтовское: «…одна, но пламенная страсть», и популярный рекламный слоган: «Зажги огонь страсти…». Зажечь-то его легко, а вот потушить потом – невероятно трудно. Но люди почему-то очень легкомысленно относятся к этому огню, хотя все мы на собственном опыте знаем его действие. В одних он – тлеет, в других – горит, а кого-то – сжег дотла на наших глазах. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть хронику криминальных происшествий в любой газете.
…Женщина. Учительница. Из ревности облила соперницу серной кислотой.
…Другая женщина. Решив покончить с собой, выпила флакон уксусной эссенции. Ей спасли жизнь, но на всю жизнь она осталась инвалидом.
…Отец двоих детей. Директор учреждения. Очень добросовестный работник. За несколько месяцев просадил на игровых автоматах огромную сумму казенных денег. На суде сказал: «Когда я играл, я не владел собой…».
«Хотите ли, я объясню вам примером, что говорю вам? Пусть кто-нибудь из вас придет, и я затворю его в темную келлию, и пускай он, хотя только три дня, не ест, не пьет, не спит, ни с кем не беседует, не поет псалмов, не молится и отнюдь не вспоминает о Боге, – и тогда он узнает, что будут в нем делать страсти. Однако он еще здесь находится; во сколько же более по выходе души из тела, когда она предастся страстям и останется одна с ними, потерпит тогда она, несчастная?»
Страсти сравнивают с огнем, но это не совсем правильно. Потому что страсти гораздо страшнее огня. Огонь может мучить человека лишь непродолжительное время, потом срабатывает защитная реакция организма и человек теряет сознание. Потом умирает от болевого шока.
А вот когда огонь страсти терзает человека всю жизнь, а после смерти лишь многократно усиливается…
Тем и страшен грех, что рождает в душе человека страсти, которые после смерти станут для него неугасимым адским пламенем.
Ложь ада
«Был правдою мой Зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен…
…Входящие, оставьте упованья».
Преподобный Антоний Великий: «…Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение в грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать – солнце скрывается от лишенных зрения».
Преподобный Исаак Сирин: «Неуместна никому такая мысль, будто грешники лишаются в геенне любви Божией. Любовь дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников и веселит собою исполнивших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение: оно есть – раскаяние».
«Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».
Как может мучить любовь, прекрасно показал Василий Шукшин в своем знаменитом фильме «Калина красная». Когда «завязавший» вор под чужим именем, спрятав глаза за солнцезащитные очки, явился к своей матери, которая не видела его больше двадцати лет. Своим образом жизни он ее просто предал, обрек на нищенское существование, на голодную одинокую старость. И вот, этот сын-вор по кличке «Горе» вдруг увидал, что мать по-прежнему любит его несмотря ни на что, и что она будет безмерно рада встретить и принять его даже таким, каким он стал за десятилетия воровской и лагерной жизни… И он не нашел в себе сил открыться. Герой Шукшина, рыдающий в голос и грызущий землю на бугре под березками – одна из самых сильных сцен в нашем кинематографе. Вот он – плач и скрежет зубов!
Каково же будет грешнику, всю жизнь своими грехами предававшему Христа, после смерти увидеть и испытать всепрощающую любовь Спасителя, претерпевшего за него столько страданий…
Спасительная сила «мелочей»
О посмертной участи человека можно строить предположения и рассуждать бесконечно. Николай Бердяев прямо писал что это «…предельная тайна, не поддающаяся рационализации». Но здесь есть очень важный момент, который не только возможно, но, наверное, просто необходимо понять любому человеку.
Бог есть – Любовь и Он не мстит грешникам. Это невозможно, так как, по слову Исаака Сирина, где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Страдания грешников не результат воздаяния за злые дела. Бог любит грешников всегда – и на земле, когда они калечат себя грехами; и в геенне, когда их искалеченные души мучаются, не имея возможности удовлетворить свои страсти. Но даже любящий и всемогущий Бог не может спасти человека, который не желает этого спасения. Протоиерей Сергий Булгаков писал: адские муки происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни. Человек свободен в выборе – быть с Богом, или – быть без Бога. И Господь не отнимает у него этой свободы ни в земной жизни, ни после смерти.
И всем нам очень важно вовремя понять, что смысл нашего существования не в сумме заработанных денег, не в важности сделанных изобретений, не в красоте написанных картин и не в количестве прочитанных акафистов и положенных поклонов. Смысл в том, что всякий наш поступок, слово и даже всякая мысль оставляют следы в нашей душе, изменяя ее каждое мгновение нашей недолгой, в общем-то, жизни. И что бы люди ни делали в этой жизни, любое занятие ежесекундно сводится для них к простому выбору: либо человек борется со своими страстями и становится способным воспринимать любовь Божию как высшее благо; либо эти страсти развивает, взращивает, делает их главным содержанием своей души.
И пускай мы немощны, пускай не находим в себе сил на великие нравственные подвиги. Но мы должны хотя бы обозначить наше желание бороться со страстями, хотя бы в мелочах попытаться перестать идти на поводу у своих больных наклонностей. Мы не можем тысячу ночей молиться на камне, как это делал преподобный Серафим Саровский. Но сдержаться и не наорать на жену, даже когда она этого заслуживает, мы вполне в состоянии. И уступить место старушке в метро не составит особого труда, если осознать, что ты в этот момент борешься со своей ленью и жалеешь чужую старость. Такие вещи кажутся нам мелочами, но из мелочей и состоит вся наша биография. И если мы твердо решим бороться с какой-нибудь «мелочью» – произойдет маленькое чудо. Мы увидим, как Господь, видя наше доброе намерение, поможет нам в этой борьбе. Мы увидим, как могущественна эта помощь, и как деликатно и трогательно любит нас Христос. Воюя с греховными «мелочами» мы можем научиться видеть любовь Божию к людям еще здесь, в земной нашей жизни.
Тогда и после смерти огонь Божественной любви будет для нас источником вечной радости, а не мучительным пламенем геенны.