Что ты делаешь на уроке русского языка
Как интересно провести урок по русскому языку?
Яркие уроки — это 50% успеха учителя. Занимательность одинаково важна и в младшей школе, и в выпускных классах, поскольку искренняя заинтересованность ученика, как известно, является залогом благополучного прохождения аттестации. Наш методист по русскому языку и литературе Марина Низенькова подобрала и структурировала идеи для увлекательного занятия. Представляем вам авторскую разработку: как заинтересовать и замотивировать учеников.
Конструктор фееричного урока
Некоторые занятия просто обязаны быть фееричными: яркими и эмоциональными. Речь идет о вводных, открытых, показательных уроках. Рассмотрим принципы построения таких занятий (с примерами).
1. Удивляйте!
2. Сочетайте!
Пример. Что общего между генами и мемами?
Обращение к современным языковым явлениям и сторонним наукам привлекает и увлекает учеников. Казалось бы, какая взаимосвязь межу биологическим носителем наследственности и проявлением поп-культуры? А она есть. Мало того, что ген и мем являются единицами информации — сам термин meme был создан профессором Ричардом Докинзом на основе слов memory – «память» и gene – «ген». Может, ученики знают об этом или смогут догадаться?
3. Есть проблема – есть работа!
В учебнике А. Д. Шмелева для 8 класса рассматривается статья молодой журналистки — рассуждение о языке общения в сети. Прекрасная идея: обсудить с учениками это актуальное для них языковое явление. Что меняется в лексике, фонетике, синтаксисе? Как на изменения реагируют взрослые, сверстники? Что на эту тему думают сами ученики? Какие правила русского языка они соблюдают и не соблюдают, общаясь в интернете? Чтобы развить обсуждение проблемы, можно обратиться к творчеству сетевых поэтов.
Пример. Проектная работа / работа в группе «Разные языки»
Снова обратимся к УМК А.Д. Шмелева, 7 класс (обсуждение языка как такового является спецификой этих учебников).
Проведите опрос своих одноклассников и родственников. Выясните, представители каких народов попали в вашу опросную группу. К каким языковым семьям относятся родные языки участников опроса? Есть ли среди них представители малочисленных народов? Владеют ли они родным языком?
Для выполнения исследования посоветуйте ученикам воспользоваться данными демографических исследований на сайте Института демографии НИУ ВШЭ.
Продолжим исследование, сравнив русский с другими языками — например, с татарским (чтобы не идти по простому пути с белорусским и украинским). И обратимся к классике:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет!
(А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»)
Выделенные слова имеют тюркско-татарские корни:
Темница — төтән — «десять тысяч».
Тужит — тыгыз — «тугой».
Баба Яга — Бабай-ага.
Кащей — кучу — «переходить», «переезжать».
5. Неожиданный ход!
Пример. Толкование слова
Пример. Разговор с Алисой
В современном мире мы коммуницируем, используя речь, язык, не только с живыми людьми, но и с программами. Разберем относительно новое явление: голосовые помощники. Самый известный из отечественных — Алиса. Почему бы не обсудить, кто такая Алиса? Чьим голосом она говорит? Почему выбрали именно это имя? Каких известных героинь по имени Алиса мы знаем? Какие еще есть голосовые помощники в России и за рубежом? Такой разговор интересен ученику и пятого, и одиннадцатого класса.
Пример. Порассуждайте над происхождением слова
Пример. Вдохновляющая история
Недавно издание «Мел» рассказало историю девятиклассника из Уфы Нияза Киреева. Он исследовал этимологию слова «голимый» и эту работу оценили ведущие лингвисты страны. Результаты исследования были опубликованы в журнале Института русского языка имени В. В. Виноградова. Примечательно, что школьник учится не в гуманитарном, а в математическом классе, и двигало им простое любопытство. Подобные примеры побуждают детей углубляться в изучение вопросов вне программы.
Что особенного в уроках русского языка
В начале учебного года мне было очень сложно понимать материал, который мы проходили на уроках русского языка. Но уже к середине года я начала осознавать, что русскому языку можно научиться, если очень постараться. А помогло мне в этом то, что мы учились открывать знания сами, и даже, если я уезжала на соревнования, то я брала учебник русского языка с собой. Вспомнив уроки, начинала сама изучать новый материал.
Мне очень нравится писать сочинения по картинам известных художников. И пусть у меня никогда ещё не было 5\5, я не отчаиваюсь и пробую улучшить свой результат.
Я считаю, что к концу года стала серьёзнее относится к урокам русского языка и легче понимать материал.
В этом году я стал активнее на уроке. Мне нравится урок русского языка, потому что мы работаем все вместе. Учитель понимает нас и может помочь каждому.
Мы делимся на группы, сами открываем новое для нас. Раньше, например, были лёгкими сочинения, так как мы их писали дома. А теперь мы обсуждаем всё на уроке. Все стали активнее и увереннее в себе.
Мы многому научились за этот год. На уроке русского языка интересно работать в группе, составлять тезисный план. Мы научились определять идею картины.
На мой взгляд, стало больше активности на уроке, увеличился интерес одноклассников к предмету. Я лучше стал писать.
Я пришёл в эту школу в начале этого года. В школе, в которой я учился раньше, я не любил русский язык. Мы зубрили правила, а в этой школе мы разбираем новые темы очень интересно. Мы работаем в группах, и у меня появился интерес к русскому языку. Теперь русский язык – один из самых любимых уроков!
По сравнению с началом учебного года я научился лучше писать сочинения. Раньше боялся вставить в работу что-то своё.
Этот урок научил меня многому. Раньше мы открывали учебник и читали правила, а сейчас мы узнаём его сами без помощи учителя, работая в группах.
За этот год я стал лучше писать сочинения, отметки тоже стали лучше.
На уроке все стали активнее, увеличился интерес к русскому языку, надо выслушивать ответы всех учеников, ведь каждая группа готовит новый материал.
Учиться русскому языку стало веселей!
Что особенного в уроках русского языка? Мне кажется, что русский язык даёт нам много знаний, мы открываем новые темы. Часто работаем в группах, и мне это нравится. В тетрадках пишем тезисные планы, научились писать сочинения, сами создаём план, по которому будем работать. У нас появилась активность, ребята стали больше поднимать руки. По сравнению с начальной школой мы научились выслушивать других учеников. У нас появилась свобода, не стесняемся подходить к учителю и спрашивать, что нам непонятно.
Во мне лично изменилось то, что я больше и больше начинаю понимать, как сложен этот предмет. Но благодаря Марине Геннадьевне, мне все сложности по силам.
А ещё на наших уроках всегда присутствует улыбка, потому что мы любим русский язык и свою учительницу!
За этот год я сильно изменился. Мне стал нравиться русский язык. Я активно работаю на уроке и уверенно отвечаю. Сначала я был замкнутым, но потом всё изменилось. Я стал больше получать информации не только от учителя, но и от других учеников. Сначала я не успевал всё делать, но потом стал успевать. Мои сочинения становились всё больше и больше.
Мне очень понравился русский язык в 5 классе.
Мы очень изменились за этот год. Научились открывать новые знания сами и даже тему урока.
В 4 классе мы описывали картину по её главным героям. А теперь углубляемся в идею картины и понимаем её.
Во мне многое изменилось, особенно отношение к русскому языку. Спасибо за то, что Вы учите нас!
Перейдя в пятый класс, я очень изменила своё отношение к учёбе. Стала более серьёзной и уверенной в себе. В начале мне было сложновато, но потом стала лучше понимать новый материал. С нашей учительницей мы открыли много нового, улучшили свои знания. Мне кажется, что год прошёл незаметно, и материал мы изучали по ступенькам.
Уроки русского языка очень интересны. Мы не просто сидим, читаем правила и изучаем темы, а занимаемся в группах! Мы составляем план урока, а учитель нам помогает в этом. Наши уроки интересные и увлекательные!
По сравнению с началом года я тоже изменилась. У меня проявился интерес к этому предмету. Я не стала бояться ошибаться и научилась свободно высказывать своё мнение.
Когда приходишь в кабинет русского языка, на лице всегда улыбка и хорошее настроение! Уроки русского языка – это большое удовольствие для меня!
Вот если вспомнить самое начало года, можно сказать, как мы были зажаты, совсем не заинтересованы в уроках русского языка. А сейчас, когда мы получили большое количество знаний, стали более раскрепощёнными, появился выбор, стали чувствовать себя намного лучше.
На уроках русского языка мы многому научились. Теперь открываем новую тему и знания сами. Но при всём этом нам помогает наш учитель Марина Геннадьевна.
Все сочинения, которые мы писали, получались замечательными, ведь тема и даже идея картины была раскрыта всеми нами.
Ещё хочется сказать, что многое изменилось и во мне. Я потеряла много недостатков, что очень помогает мне. Думаю, что с другим учителем, я бы не была такой, как сейчас. Конечно, есть то, что я порой упускаю и огорчаю Марину Геннадьевну. Мне очень стыдно за это. Порой, получая тройку, я понимаю, как все усилия учителя уходят. Обидно!
Всё же русский язык – это необычный урок, но лишь благодаря учителю!
На уроке русского языка мы открываем знания сами, но иногда бывает с помощью Вас, Марина Геннадьевна. Когда мы изучаем новую тему, это всех интересует, потому что класс сам пытается найти верный ответ.
Перед тем, как описывать картину, каждый высказывает свою точку зрения, а потом все вместе мы находим подходящие варианты.
Когда ребята только пришли в пятый класс, всем не очень хотелось отвечать, а к концу года даже жалко уходить.
Мы стали более самостоятельными. Нам очень жаль, что Вы оставите нас.
Я помню, когда мы перешли в пятый класс, было страшно, все чего-то боялись. Но вот прошёл год! Всё изменилось: стали работать на уроках, научились выслушивать друг друга. В целом появилась свобода!
Что касается меня, то появилась любовь и увлечение предметом. Правда, я иногда расстраиваю учителя своими результатами, я продолжаю стараться!
За этот год мы научились открывать знания сами. Нам становится интересно находить тему урока. В начальной школе мы не умели работать в группе. А сейчас, наше любимое занятие объединиться в группу и попробовать самим выполнить задание, которое предлагает учитель. Не у всех это и получается!
В начальной школе мы плохо писали сочинения. В нашей школе нам их давали на дом. В пятом классе мы работаем над сочинением и дома, и в классе. Разбираем всё очень тщательно.
На мой взгляд, во мне изменилось многое. Раньше мне просто нравился этот предмет, а теперь я с большим удовольствием и интересом работаю вместе с классом.
Русский язык учит нас многому, мы всегда идём на урок с удовольствием. Это говорит о том, что все хотят научиться чему-то.
Чему нужно учить на уроках русского языка?
Чему нужно учить на уроках русского языка? Вы скажете: ну, конечно же, правильно писать и ставить знаки препинания. Но это будет очень поверхностный взгляд.
Понятие «русский язык» вмещает в себя намного больше, чем просто писать без ошибок. Знаете, я вот думаю, а многие ли ответят мне, что на уроках русского языка надо правильно учить говорить и прививать любовь к языку как носителю национальной культуры? Или, научившись выражать свои несложные мысли, мы с уверенностью можем сказать, что говорить правильно умеем с раннего детства, мы ведь носители этого языка. Тогда почему так непросто бывает подбирать нужные слова в нужной ситуации? Вот и получается, что на уроках русского языка мы должны научиться, прежде всего, владеть грамотной речью, устной и письменной, относительно цели и ситуации,. А это очень непросто! Для этого нужно ориентироваться в стилях речи, иметь богатый словарный запас, уметь строить предложение так, чтобы при минимальном количестве слов оно вмещало максимум смысла, как у А.П. Чехова. Чтобы уже со школьной скамьи дети понимали, что смысл предложения зависит не только от того, какие слова использованы в предложении, но и от того, где в предложении они стоят. Сравните: Я этого не говорил и Я не это говорил – большая разница!
Научившись улавливать мельчайшие оттенки смысла, мы научимся на уроках русского языка любить свой язык, ценить, перестанем засорять его излишними заимствованиями и жаргонными словечками. Мы сохраним свою культуру – великую культуру, созданную великим языком!
Чему и зачем мы учим на уроках русского языка
Юлия Фишман
27 ноября 2017 • 18:36
В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.
Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.
Тренинг грамотности | Традиционные методики | Создание теоретического материала и собственных текстов. Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ; | |
Основные упражнения | Зрительные диктанты Списывание текстов без пропусков букв Запонимание таблиц с опорными сигналами Постоянные маленькие диктанты Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением) Частые контрольные диктанты Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания Списывание слов по столбикам Медленное самостоятельное выполнение тестов Редкие контрольные диктанты | Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного) Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания Редкие контрольные диктанты | |
Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятся | Готовые правила в компактном изложении Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта. Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила. | Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила. Задания на создание собственного текста. Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками. | Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения. |
Цель, которая будет достигнута в первую очередь | Повышение грамотности | Развитие мышления Раскрытие творческого потенциала | |
Для каких детей лучше подходит | Для правополушарных | Для левополушарных | Для левополушарных и правополушарных |
Мотивация |