Что убо о сем речеши что значит
Псалом 49
От восток солнца до запад
Т. е. именно всю землю, от одного края до другого, или от одной крайней ее границы до другой.
Как эти, так и следующие за ними слова (3) суть вставочные в настоящем псалме; они содержать пророчество. В приведенных выше словах заключается та мысль, что как в древности на Сионе был храм Бога – Отца, который являлся красотою и славою Его божества; так впоследствии как бы от Сиона произойдет храм Сына Божия, который также точно явится красотою и славою обитающего в нем божества Его. Под «красотою» должно разуметь здесь божественное достоинство Господа, так как ничто не может быть прекраснее этого.
Огнь пред Ним возгорится, и окрест (вокруг) Его буря зельна (сильная).
Под «преподобными» разумеются те израильтяне, которые стараются вести жизнь праведную и которые посвятили себя на служение одному Господу.
Завещающыя завет Его о жертвах
Т.е. тех преподобных, поясняет далее пророк, которые думают, что принося жертвы свои Господу, они тем самым исполняют завет Божий в отношении их. Под «заветом» разумеется здесь закон, некогда данный Богом народу израильскому. Соблюдая, как мы сказали, только одни касающиеся жертв предписания закона, они думают, что уже исполнили весь закон и, вследствие этого, хвалятся своими жертвами и считают себя самыми угодными Богу людьми. Соберите же к Нему, говорить пророк, этих преподобных, соберите, разумеется, в то именно время, когда происходило чтение пророческих речений пред народом.
Намереваясь ввести на суд самого Бога, судящегося с своим народом, пророк спешит предупредить и объявляет, что Бог все рассудит праведно на этом суде, так что даже неодушевленные небеса станут возвещать Его правду. Или же, быть может, пророк называет здесь небесами не те небеса, которые мы видим, но обитающие на небе чины бестелесных и духовных существ, всегда окружающих Господа.
Яко Бог судия есть
Вот самое лучшее ручательство за суд праведный, так как судиею на нем будет сам Бог, имеющий судиться с народом своим. Он все рассудит праведно, потому что правда свойственна Ему по самой Его природе.
Израилю, и засвидетельствую тебе
Бог, Бог твой есмь Аз
Я, который говорю теперь к тебе, есмь Бог твой. Благоговей же предо Мною. А говорит это Господь для того, чтобы показать, как велико и неизреченно Его милосердие, что Он даже с рабами своими вступает в беседу. Имя же свое повторяет Господь в приведенном месте с тою целью, чтобы тем самым сделать более сильный упрек слушающим его за их бесчувственность и неразумие.
Не это, говорит, назначил Я предметом обличения для тебя в настоящий раз, т. е. чтобы обвинять тебя, народ мой, за твои жертвы и за то, будто ты не радишь о них. Твои всесожжения беспрестанно курятся на алтаре храма Моего, и что касается жертв, то в этом отношении ты неповинен перед Мною. Но есть на тебе иная вина, в которой Я стану теперь обличать тебя.
Заботясь о жертвах, не думай, говорит Господь к народу своему, что в этом одном и заключаются твои обязанности по отношению ко Мне. Знай, что Я вовсе не нуждаюсь в твоих жертвах, как не нуждаюсь и вообще ни в чем вещественном; а скорее сам раздаю каждому все, в чем кто имеет нужду. И потому впредь Я не приму от тебя подобных жертв твоих. Но еще сильнее Господь упрекает народ израильский за такой неправильный взгляд на жертвы чрез пророка Исаию. «Что Ми множество жертв ваших?» говорит там Господь. «Исполнен есмь, всесожжений овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу. Кто бо взыска сия от рук ваших» ( Ис.1:11–12 )? Такой же упрек изрекает потом Господь народу своему чрез пророка Иеремию в следующих словах: «вскую Мне кадило от Савы приносите, и кинамон» (корицу) «от земли дальния» ( Иер.6:20 )? И в другом месте у того же пророка читаем: «яко не глаголах ко отцем вашым, и не заповедах им о всесожжениях и жертвах» ( Иер.7:22 ). Многое и другое в том же смысле говорил Господь чрез разных пророков к народу своему относительно жертв, и приведенные выше слова суть не единственные в этом роде. Но нам могут возразить, что ведь сам Бог первый передал своему народу чрез Моисея разные законоположения о жертвах, а теперь называет жертвы лишними. В разрешение такого кажущегося противоречия мы ответим: действительно, сам Бог первоначально дал своему народу некоторые законоположения относительно жертв, но Он сделал это не ради Себя, потому что Сам Он не нуждался в этих жертвах, а единственно из снисхождения к слабости и очерствелости своего народа. Зная однажды на всегда об этом народе, что он научился в Египте приносить жертвы, что жертвы эти ему приятны, что его трудно сразу оторвать от них и снисходя, как мы заметили, к этой его слабости, Господь по своему мудрому домостроительству установил жертвы Себе чрез Моисея, установил для того, чтобы народ Божий, собираясь на эти жертвоприношения, как можно чаще вспоминал о своем Господе и чтобы посредством жертвоприношений, которые так приятны были ему, лучше можно было сохранить в нем истинное благочестие, в народе неблагодарном и легко забывающем благодеяния Божии. Но теперь, когда народ израильский в продолжение очень долгого периода времени и великими знамениями был наконец достаточно утвержден в той истине, что Бог, которому он молится и приносит свои жертвы, и есть только один Бог истинный, Господь выясняет пред этим народом настоящий смысл жертв и положительно объявляет, что они бесполезны и излишни. Да устыдятся же после всего этого иудеи, которые бегут прочь от истины и закрывают свои глаза пред светом, заключающимся в словах св. Писания.
Я, говорит, знаю всех птиц и все они исчислены у Меня; так как Я Господь и Владыка всех.
Под «красотою сельною» разумеются те плоды, которые родятся на полях и которые действительно служат украшением для полей особенно во время своего созревания. «Со Мною есть» значит то же, что у Меня, т. е. в Моей власти. Заметьте, как Господь в Своей речи в немногих словах приводит на память народу своему все то, что было приносимо в жертву Ему; ибо в жертву приносимы были из четвероногих волы, козлы и овцы, из птиц голуби и горлицы, из плодов же земных – пшеница, вино и елей.
этих словах заметна как бы некоторая ирония, с какою Господь порицает неразумие тех, которые думают, что Бог нуждается в жертвенной пище. Господь как бы так говорит, обращаясь к своему народу: Если бы Я и действительно взалкал когда-либо, как ты, народ Мой, ошибочно думаешь обо Мне, то и в таком случае Я не обратился бы к тебе с просьбою, чтобы ты дал Мне есть. И слушай, какая тому причина:
Так как вся вселенная Моя, то Я и могу взять от Меня же Самого, что Мне нужно.
Предлагая эти слова в вопросной форме, Господь тем самым еще сильнее обличает неразумие упомянутых выше людей. Разве, говорит, Я нуждаюсь в подобной вещественной пище и питии, как ложные боги языческие? Да и в язычестве многие благоразумные люди отрицают и презирают такое понятие о своих богах.
Смотрите, как ясно открывает Господь народу своему, что богопочитание по закону Моисееву неугодно Ему и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия; ибо жертва, соединенная с хвалением Бога, дана впоследствии в удел именно христианам. Под «хвалою» разумеется славословие, или благодарение возносимое Богу. И мы, члены Христовой церкви, должны делать то и другое, т. е. и прославлять и благодарить Бога, как приведенные Им из небытия в бытие, как получившие от Него все, что служит к нашей пользе и наслаждению, как воспринявшие от Него свет истинного знания, как наконец вообще получившие столь великие и многоразличные блага от Господа.
И воздаждь Вышнему молитвы твоя
т. е. вознеси пред Вышним молитвы о твоем спасении, ибо ты должен так делать. Или же под «молитвами» разумеются здесь не молитвы в собственном смысле, а – те обеты, которые даны Богу, чтобы благоугодить Ему, как давали например, обеты иудеи, что они исполнят то или другое угодное Богу, как даем и мы свои обеты Господу, мы – рабы своему Владыке. Но истинно благоугождает Богу только тот, кто посвящает себя служению добродетели, и одно принесение животных в жертву не есть добродетель; почему и язычники за свои жертвы не почитаются людьми добродетельными.
Под «грешником» разумеются вообще книжники иудейские, которые разъясняли народу своему различные требования закона Моисеева и которые сами воспринимали ветхозаветный закон Моисеев только устами своими, но не сердцем. И затем, хвалясь этим одним и почитая себя праведниками во всем остальном, они позволяли себе совершать всякий грех. Относительно именно их Иисус Христос некогда сказал следующие слова к народу: «вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по делом же их не творите» ( Матф.23:3 ). Зачем, говорит, вы, которые учите других, сами питаете ненависть к тому учению и исправлению души, которые вы проповедуете другим, и зачем, говорит, вы отбросили назад словеса Мои, т. е. совершенно отвергнули их, подобно тому как иной прогоняет назад того, кто ему ненавистен? Отвергнули же словеса, иначе сказать, не исполнили того, что было заповедано этими словесами; так что приняли их только на словах, на самом же деле отвергнули.
Вот вам, как бы на некоторой таблице, разные оттенки грехов человеческих. Ты, говорит, грешил во первых, если видел вора, или принимал участие с ним в краже, или же одобрял его деяния и не пособил ему одуматься, но содействовал ему скрыть свои злодеяния.
И с прелюбодеем yчacmиe твое полагал еси
И если, далее, говорит, в порочных деяниях прелюбодея принимал ты участие, точно так же, как шел ты по одному пути с вором. Под «прелюбодеем» разумеется здесь всякий ведущий блудную и распутную жизнь.
или что то же: твои уста ты с избытком наполнил ложью.
И язык твой сплеташе льщения (коварство).
Смысл этих слов ясен сам собою.
Клеветал, т. е. беседуя о нем с другими.
И на сына матере твоея полагал еси соблазн
новых выражениях, повторяется здесь предыдущая мысль, чтобы таким образом усилить виновность клеветника. Под «соблазном» разумеется усиленное подтверждение клеветы.
Я, говорит, долго терпел всему этому, ожидая твоего раскаяния.
Ты, говорит, не только не поступал праведно, но и помыслил в твоей душе нечестивое: ты именно помыслил, что Я буду подобен тебе настолько, что так же, как и ты, стану одобрять поведение людей грешных.
Обличу тя, и представлю пред лщем твоим грехи твоя
т. е. в день суда Божия.
Размыслите, говорит, о том, что сказано выше, вы, забывающие Бога, размыслите, пока Он долготерпит грехам вашим.
Да не когда похитит, и не будет избавляяй
Снова Господь заповедует то, что касается новой евангельской жертвы, т. е. что эта именно жертва прославит Господа и одна она будет достойна Его, а не жертвы животные.
И тамо путь, имже явлю ему спасение Мое
Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Светящаяся тьма
Язык не может быть темой и целью прозы, как материал не может быть темой и целью произведения. Деревянный дом, построенный ради самого дерева, такая же бессмысленность, как памятник камню или бронзе. Это, конечно, не означает, что язык не является живой плотью словесного творчества или, лучше сказать, его воздухом, его стихией, но язык прозы, существующий ради самого себя, это, на мой взгляд, просто языкотворческий блеф.
Поэтому я с большой осторожностью приступал к чтению нового романа сотрудника Пушкинского дома, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина «Лавр». Его предыдущий роман «Соловьев и Ларионов», вошедший в свое время в «шорт-лист» премии «Большая книга», в целом был хорош, но, может быть, именно потому, что там не было филологического диктата, а была живая, интересным языком рассказанная история.
Пересказывать роман бесполезно. Он очень сложно построен и насыщен таким количеством ярких деталей средневекового народного и церковного быта, что при всей вымышленности становится своего рода «энциклопедией русской жизни» данной эпохи. К тому же в роман врывается европейский сюжет, еще более его осложняя.
В романе очень много места посвящено исцелению тела, но еще больше исцелению души. И если про все удивительные «фокусы» средневековой народной медицины читать просто и интересно (это настолько захватывающее чтение, что порой книга напоминает увлекательный справочник, где названия трав и способы приготовления различных снадобий сами по себе становятся «романом»), то история исцеления души ввергает нас в тьму вопросов, на которые автор не спешит дать ответы, да, собственно, их не дает, а только описывает трудный путь и опыт.
При этом язык романа нередко ошеломляет. Водолазкин свободно переходит от средневековой речи к современной, и часто это происходит в пределах одного абзаца. «Что убо о сем речеши, записывал он в сердцах на куске бересты. И как это женщины таких к себе подпускают? Кошмар». Его герои, живущие в XV веке от Рождества Христова, «позабывшись», могут вдруг процитировать Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Речь идет о волке, который живет в доме Арсения и его деда.
Но самое удивительное, что это не раздражает. Это придает роману должный элемент игривости, легкости, где смыслы мерцают и перекликаются. Ведь, в конце концов, мы в самом деле всегда были «в ответе за тех, кого приручили». Но есть в романе очень жестокие сцены, странно напоминающие Андрея Платонова.
Это очень многослойный, но и очень живой роман. В нем много тьмы, но все его герои светятся. У романа страшный конец, однако смысл его освещается простой и человечной правдой. Пройдя круги немыслимых испытаний, Арсений-Устин-Амвросий-Лавр окончательно искупает своей грех, по сути, новым грехом.
Евгений Водолазкин написал глубоко русский роман, как бы пафосно это ни звучало. В нем есть тьма и свет, смрад, но и духовная сила. Одного в нем нет.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 9:11
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 11-20 еще бо не рождшымся, ни сотворившым что благо или зло, да по избранию предложение Божие пребудет не от дел, но от Призывающаго, речеся ей, яко болий поработает меншему, якоже есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех. Что убо речем; Еда неправда у Бога; Да не будет. Моисеови бо глаголет: помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю. Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Глаголет бо Писание фараонови: яко на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою и да возвестится имя Мое по всей земли. Темже убо, егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает. Речеши убо ми: чесо ради еще укоряет, воли бо Его кто противитися может; Темже убо, о, человече, ты кто еси, против отвещаяй Богови; еда речет здание создавшему е: почто мя сотворил еси тако
Гомилии на послание к Римлянам.
Свт. Феофан Затворник
Еще бо не родившимся им, ни сотворившим что благо или зло, да по избранию предложение Божие будет
В этих стихах различать надо две части и мысли: одна служит только к разительнейшему представлению предложенного примера, а другая вводит в законы промыслительного Божия действования. К первой относятся слова: еще бо не родившимся им, ни сотворившим что благо или зло, речеся ей: яко больший поработает меньшему. Не только из двух, от одного отца и матери и от одного ложа рожденных, один выделяется из наследия обетования, а другой избирается в наследники его; но это делается даже прежде, нежели они начали действовать и сделали что-нибудь доброе или худое. Так естественно и будто необходимо такое выделение и устранение! Что же дивитесь и недоумеваете, говорит как бы Апостол, что ныне видите вы устраненными, или паче устранившимися, от духовных благ, подаемых явльшимся Избавителем?! Слова: больший поработаeт меньшему — на деле не всегда осуществлялись: было так от Давида до Иорама (см.: 2 Цар. 8, 14; 4 Цар. 8, 20 — 22) и при Маккавеях; большею же частию потомство Исава враждебно относилось к потомству Иакова и было будто чуждое ему. Порабощение, здесь указываемое, означает вообще состояние отчуждения от наследия, подобное состоянию рабов, не имеющих части в сем наследии.
Ко второй относятся слова: да по избранию предложение Божие будет не от дел, но от Призывающаго.
Это не вносные слова, а напротив, главные; в средину же они вставлены для того, чтобы понудительнее задержать на них внимание. Они-то и указывают на ту особенность в Божеских действиях, какая обнаруживается в избрании к наследию обетования одних и в устранении от сего наследия других. Для чего Бог объявил Ревекке, что из двух детей ее один будет наследником, а другой, подобно рабу, устранен от сего прежде, чем они родились и сделали что-либо? Для того, чтобы показать не ей только, но и всем вообще, что когда Он полагает одного избрать, а другого устранить, то это делает не на основании дел, уже сделанных избираемым или устраняемым, но Сам по Себе, как свойственно Ему, избирающему или призывающему. Слова: да по избранию предложение Божие и прочее — буквально дают такие мысли: предложение Божие, — Божие решение, определение или прямо воля Божия; по избранию, — по делу избрания или относительно избрания — того к наследию, а этого к устранению от него; да будет, — да ведомо будет всем, что такое предложение или воля и определение бывает; не от дел, — которые бы сделаны уже были теми, которых касается это предложение, как это видно на Иакове и Исаве, о которых определение состоялось прежде их рождения; но от Призывающаго — не зависит или происходит, но: бывает, — и бывает, конечно, так, как сие свойственно Призывающему или сообразно со свойствами Его.
Здесь нет мысли о безусловном Божием определении одних к наследию обетования, а других к устранению от него, не принимая во внимание, достоин ли кто или не достоин, а есть только та, что такое определение составляется не на основании проявленного достоинства или недостоинства, а как свойственно делать сие Ему, полагающему определение. Или — Он знает или умеет положить такое определение, помимо такого проявления, совершенно согласно, однако ж, со своими свойствами — правдою и благостию. Можно постановлять такое определение не по проявленному уже достоинству или недостоинству, а по предуведанному. По такому именно предведению и бывает всякое предложение Божие по избранию.
Наши толковники на этой преимущественно мысли и останавливают свое внимание. Святой Златоуст говорит: «почему один любим, а другой отвергаем? Потому ли, что один был порочен, а другой добр? Но ведь один почтен, а другой осужден, когда еще и не родились они; еще до рождения их Бог сказал: яко больший поработает меньшему. Почему же Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания дела, дабы видеть, кто добр и кто нет, а напротив, прежде сего знает, кто добр и кто нет». То же и у блаженного Феодорита читаем: «Бог не ожидал испытания на деле, но, когда были еще носимы во чреве, предвозвестил их различие. Предвозвестил же, предузнав их расположение, потому что избрание сие не противно справедливости, но согласуется с расположением человеческим». Фотий у Экумения так изъясняет: «предложение Божие — означает волю Божию в избрании. Не от дел — представляет величие Божие призвания и благодать Его, что Он избирает и призывает из тех, которые еще ничего не сделали. Но скажешь: ничего не сделавшие как избираются? Избрание бывает по отличиям избираемых, а у ничего не сделавших какое отличие? — Конечно, так. Но надо ведать, что для человеческих очей, поелику они ничего еще не сделали, то и не отличаются ничем; а для Божественного предведения, видящего имеющее быть как настоящее, они очень много разнятся друг от друга: один богоугоден, а другой нет. Так что при сем воля Божия в избрании, и не от дел была, а была по призванию и благодати и, однако ж, была праведна, хоть такая праведность не для всех людей очевидна».
Амвросиаст пишет: «Действующим в сих делах представляется Божие предведение по тому, что вещи не могут происходить иначе, как так, как Бог предвидит их имеющими быть. Зная, чем каждый из них имел быть, сказал Бог: достоин будет меньший, а больший не достоин. Одного избрало предведение, а другого отвергло. И на том, кого избрало, пребывает Божие предложение, потому что с ним не могло быть иное, как то, что предвидел Бог и чему быть предположил в нем, то есть чтобы он был достоин спасения (обетования). И в том, кого отвергло, равным образом пребывает предложение Божие, потому что предвидело, что он будет недостоин (как и действительно оказалось потом). Почему в сем, по причине предведения, Бог не является лицеприятным: ибо никого не осуждает — несогрешившего — и никого не венчает — не одержавшего победы».
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
Прп. Максим Исповедник
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
Почему в Писании сказано, что Бог возненавидел Исава еще до его рождения, а Иакова возлюбил?
Если толковать буквально, то ясно, что Бог, знающий все прежде рождения их, знал, какими оба станут по их собственному произволению, а зная, одного ненавидел, а другого любил. Если же искать смысл через анагогическое толкование, то ненавистен пред Богом каждый ум, наподобие Исава, косматый — [обросший] мирской вещественностью и огрубевший от нечестивых помыслов. А возлюблен всякий Иаков, ум гладкий — простой, нематериальный и однородный. [Можно толковать] и иначе: у всякого Исаака два сына, один из которых еще до рождения ненавистен, а другой возлюблен. Эти [два сына] — закон духа и мудрование плоти, ибо еще до того, как проявиться на деле, первый — любим, а второе — ненавистно.
Или иначе: Исаак понимается как образ Божий. У Него два сына — закон писаный и закон духовный, и один из них косматый и грубый, а второй гладкий. Ведь Закон содержит неисчислимое множество предписаний. А ненавистен он оттого, что, по словам Исайи, праздники ваши и субботы ненавидит душа Моя (Ис. 1, 13-14). Другой же любим, ибо он гладок, а ведь Евангелие гладко и сжато, ибо требует [лишь] искренней веры и доброй совести [в отношении] к ближнему.
Или еще, исходя из значения имен: пред Богом ненавистен всякий презирающий благочестие и нерадивый в нем — ведь так и толкуется имя «Исав». Возлюблен же всякий запинающий зло, как и толкуется имя «Иаков».
Вопросы и затруднения.
Блаж. Августин
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
Так что же избрал Бог? Если Он, кому хочет, дарует Духа Святого, через Который любовь творит добро, как же Он избрал, кому даровать Его? Если же Он не избирает по заслугам, то это не избрание, ибо каждый равен перед заслугой, а среди совершенно равных нет возможности выбора. Однако поскольку Дух Святой дается только верующим, то Бог не избирает дела, которые Он Сам же и предоставляет, ибо Он дает Духа Святого так, что через любовь мы можем вершить благие дела. Бог же избирает веру. Ибо если человек не поверит в Него и не пребудет в желании получить, он и не получит дар Божий, то есть Духа Святого, через Который в изменившейся любви сможет делать добро. Так что не избрал Бог в предзнании чьи-то дела, которые Он Сам затем и устроит, но в предзнании Он избрал веру.
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Нет верующего, который бы не был призван. Бог же призывает Своей милостью, а не в награду за заслуги веры, ибо заслуги веры следуют за Его призывом, а не предшествуют ему… А если бы милость Божия не предшествовала призыву, никто не смог бы и поверить, и тем начать оправдание свое, и получать способность творить добро. Итак, милость предшествует любой заслуге. Вот и Христос умер за грешников. Меньший брат (Иаков) получил обетование не из-за каких-то своих заслуг, чтобы больший (Исав) служил ему.
О различных вопросах.
Мы знаем, что еще не рожденные дети не сделали ничего ни доброго, ни дурного и нет у них никаких заслуг какой-нибудь прежней жизни, которой никто иметь не мог. Они приходят в скорби этой жизни, и плотское их рождение, идущее от Адама, связывает их в момент рождения с первородной смертью, и они не освобождаются от наказания вечной смерти. Это справедливое осуждение висит надо всеми, если они не возродятся во Христе через благодать.
Послания.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 11-13 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
Все это у апостола имеет целью доказать, что если бы Исаак или Иаков были избраны ради тех заслуг, которые они приобрели, находясь во плоти, и заслужили бы оправдание делами плоти, то благодать их заслуг, конечно, также принадлежала бы потомству плоти и крови. Ныне же, поскольку избрание их произошло не от дел, но от изволения Божия и от суждения Призвавшего, то благодать обетований исполняется не на сынах плоти, но на сынах Божиих, то есть на тех, кто подобным же образом избирается и усыновляется изволением Божиим.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Амвросиаст
Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило
Павел настаивает на предведении Бога в этих делах, ибо не может что-то произойти иначе, чем так, как Бог предвидит. Зная, каким каждый из них будет, Бог сказал: тот будет достоин, кто будет меньше; а кто больше, будет недостоин. Одного предведение избрало, а другого отвергло. В том же, которого избрало, пребывает замысел Божий, ибо не может быть, чтобы не случилось то, что Он знал и помышлял сделать достойным спасения. Но и в том, кто отвергнут, схожим образом пребывает замысел, ибо он недостоин. Бог же в Своем предведении нелицеприятен, ибо Он никого не осуждает прежде, чем кто согрешит; и никого не вознаграждает прежде, чем кто одержит победу.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Ст. 11-12 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего