Что в имени тебе моем текст
Александр Пушкин — Что в имени тебе моем: Стих
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем?» Пушкина
Будучи в ссылке в Одессе, Александр Сергеевич Пушкин повстречался с Каролиной Собаньской, графиней. Этот роман остался в памяти поэта как самое светлое и знаменательное любовное приключение, связавшее их сердца искренними чувствами, как казалось на тот момент Пушкину. Как и любое другое «курортное» романтическое отношение между двумя людьми – оно быстро угасло и пропало сразу после того, как поэт возвратился на родину. Спустя несколько лет Пушкин обручается с будущей супругой Натальей, но в какой-то момент понимает, что этот шаг не правильный, ошибочный, и решает вернуться к Каролине, предложив ей стать его женой. Неожиданный отказ графини от предложения руки и сердца поэта разбивает Пушкину сердце, и заставляет поэта погрузиться в депрессивное состояние, вернуться к Натали, и собрав остатки чувств написать стихотворение «Что в имени тебе моем?».
Философское произведение «Что в имени…» можно отнести к лирическому медиативному стихотворению, в котором выражены эмоции, переживания, беспокойство по поводу человеческой жизни и взаимоотношений в целом.
Главный вопрос, заданный поэтом в стихотворении, является риторическим, а так же содержит в себе ответ. Несмотря на робость и боязнь получить отказ, Пушкин все равно поехал к возлюбленной, с небольшой надеждой на взаимность и светлое будущее.
Боль и душевные терзания поэта тонкой связывающей нитью пронизывают все стихотворение, задев струны души каждого читателя и показав, в каком состоянии была душа поэта после полученного отказа от любимой женщины.
В произведении можно встретить анафорические строки-утверждения:
«Оно умрет, оно оставит мертвый след…»,
«Что в имени, что в нем? …» —
Приводит читателей к мысли самоуничижения и забвения, а также исчезновении как личности.
Внимательно проникшись произведением, и прочитав строфы, с точностью поняв их ритмичность, можно смело утверждать, что эпитеты: печальной, мертвой, чистых, нежных и др. – вносят в композицию стихотворения некую двойственность. Категоричность поэта и негативно-депрессивный настрой, который легко просматривается в начале – ослабевает, и уступает место надежде на события и счастливые моменты, навсегда запечатленные в памяти поэта.
В стихотворении «Что в имени тебе моем?» — Пушкин часто использовал сравнительные образы и ассоциации. Он считал, что одно из самых больших сокровищ человека – это то, что хранит его память. Те чувства, эмоции, воспоминания, которые грели сердце в светлые времена, но больше никогда не повторятся снова. Память способна победить все, и даже быстротечный ход времени. Надежда, оставшаяся в сердце поэта, подтверждается в третьей части произведения, где имеют место фразы о самых нежных и чистых воспоминаниях поэта.
В четвертом четверостишье стихотворения можно наблюдать переломный момент психологической композиции произведения.
Последние куплеты стихотворения, в отличие от первой части, содержат множество глаголов, употребленных в форме настоящего времени, которые усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
Что в имени тебе моем…
Стихотворение «Что в имени тебе моем…» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году в альбоме Собаньской, когда они встретились в Санкт Петербурге. С графиней Пушкин познакомился еще в Кишиневе, находясь в ссылке. Он нигде не говорит о знакомстве с нею, но о глубоком чувстве, охватившем 21-летнего поэта свидетельствуют многочисленные наброски на полях его черновиков, в которых легко угадывался профиль польской прелестницы.
Мало кто знал, что Собаньская была любовницей, помощницей и тайным агентом графа И. О. Витта. Она была приставлена к Пушкину, чтобы присматривать за ним, иметь представление о его замыслах. Этим и объясняется благосклонность польской красавицы к молодому поэту, имевшему эффектную наружность и пылкий характер.
О своем чувстве поэт написал в одном из писем к графине:
«Сегодня 9-я годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно связано с вашим, я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами».
Пушкин умел любить одновременно двух и более женщин. В этом же 1830-м году, в апреле, поэт посватался к Наталье Гончаровой и, наконец, получил согласие. Так что можно без преувеличения сказать, что Пушкин этим стихотворением прощался со своим прошлым и любовью к очаровательной полячке.
Предлагаем вашему вниманию текст стиха:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Анализ стихотворения «Что в имени тебе моем» Александра Пушкина
Будучи в ссылке в Одессе, Александр Сергеевич Пушкин повстречался с Каролиной Собаньской, графиней. Этот роман остался в памяти поэта как самое светлое и знаменательное любовное приключение, связавшее их сердца искренними чувствами, как казалось на тот момент Пушкину. Как и любое другое «курортное» романтическое отношение между двумя людьми – оно быстро угасло и пропало сразу после того, как поэт возвратился на родину. Спустя несколько лет Пушкин обручается с будущей супругой Натальей, но в какой-то момент понимает, что этот шаг не правильный, ошибочный, и решает вернуться к Каролине, предложив ей стать его женой. Неожиданный отказ графини от предложения руки и сердца поэта разбивает Пушкину сердце, и заставляет поэта погрузиться в депрессивное состояние, вернуться к Натали, и собрав остатки чувств написать стихотворение «Что в имени тебе моем?».
Философское произведение «Что в имени…» можно отнести к лирическому медиативному стихотворению, в котором выражены эмоции, переживания, беспокойство по поводу человеческой жизни и взаимоотношений в целом.
Главный вопрос, заданный поэтом в стихотворении, является риторическим, а так же содержит в себе ответ. Несмотря на робость и боязнь получить отказ, Пушкин все равно поехал к возлюбленной, с небольшой надеждой на взаимность и светлое будущее.
Боль и душевные терзания поэта тонкой связывающей нитью пронизывают все стихотворение, задев струны души каждого читателя и показав, в каком состоянии была душа поэта после полученного отказа от любимой женщины.
В произведении можно встретить анафорические строки-утверждения:
«Оно умрет, оно оставит мертвый след…»,
«Что в имени, что в нем? …» —
Приводит читателей к мысли самоуничижения и забвения, а также исчезновении как личности.
Внимательно проникшись произведением, и прочитав строфы, с точностью поняв их ритмичность, можно смело утверждать, что эпитеты: печальной, мертвой, чистых, нежных и др. – вносят в композицию стихотворения некую двойственность. Категоричность поэта и негативно-депрессивный настрой, который легко просматривается в начале – ослабевает, и уступает место надежде на события и счастливые моменты, навсегда запечатленные в памяти поэта.
В стихотворении «Что в имени тебе моем?» — Пушкин часто использовал сравнительные образы и ассоциации. Он считал, что одно из самых больших сокровищ человека – это то, что хранит его память. Те чувства, эмоции, воспоминания, которые грели сердце в светлые времена, но больше никогда не повторятся снова. Память способна победить все, и даже быстротечный ход времени. Надежда, оставшаяся в сердце поэта, подтверждается в третьей части произведения, где имеют место фразы о самых нежных и чистых воспоминаниях поэта.
В четвертом четверостишье стихотворения можно наблюдать переломный момент психологической композиции произведения.
Последние куплеты стихотворения, в отличие от первой части, содержат множество глаголов, употребленных в форме настоящего времени, которые усиливают надежду на память о чувстве пишущего в альбом, о сердце, в котором живет любимая, живет любовь к ней, живут смирение перед судьбой и бескорыстие по отношению к возлюбленной.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
А. С. Пушкин, «Что в имени тебе моем? «
А. С. Пушкин
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
В Рукописном отделе Пушкинского Дома — святая святых Института русской литературы Российской академии наук —альбом в темно-зеленом кожаном переплете с золотым обрезом. В нем принадлежавшее Каролине Собаньской собрание автографов (ПД. Ф. 244. Оп. 1. Ед. хр. 913).
Под порядковым номером “41” вклеен лист с самой ценной рукописью, предваряемой надписью по-французски: “Александр Пушкин” и “К. Собаньской, урожденной Гр-не Ржевуской”. Это единственный дошедший до нас собственноручно написанный Пушкиным текст стихотворения “Что в имени тебе моем. ”:
Рукопись не подписана, но датирована: “5 янв. 1830. С. Пб. ”. Дата подтверждена Собаньской на оборотной стороне листа: “Александр Пушкин, которого я просила написать свое имя на странице моего альбома. 5 января 1830 года в Петербурге”.
Благодаря этому автографу, стихотворение, традиционно считавшееся обращенным к А. А. Олениной, было не только “переадресовано”, но и передатировано 1830 годом.
Это фраза из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Что в имени тебе моем текст
Тема «Что в имени тебе моём?»
Составила: Оснач О.В.
учитель начальных классов
Познакомить с историей происхождения имен и фамилий, с их назначением;
Рассказать, как имя влияет на судьбу и характер человека;
Познакомить с наукой, изучающей имена;
Формировать начальные навыки исследовательской работы для младших школьников
Развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, традициям семьи;
Воспитывать чувство любви к своей семье и гордость за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь и к родному краю;
Развивать кругозор, внимание, любознательность.
— Нравятся ли вам ваши имена? (Исследовательские сведения инициативных групп о происхождении имен и фамилий)
4. Тезки. Знаменитые люди с именем Александр.
5. Игра «Тайна твоего имени»
6. Итоги школьного социологического исследования (исследовательская работа инициативных групп)
Всего учащихся по школе –
Из них больше всего имен мальчиков…..
Из них больше всего имен девочек….
Самые редкие имена…..
7. Рефлексия. (Чтение стихов)
8. Творческая работа « Дерево дружбы нашего класса»
9. Итог. Не имя красит человека.
1. Организационный момент.
— Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звездочка, которая определяет его дальнейшую судьбу. Влияет на характер и судьбу человека созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители своему ребенку при рождении. Сегодня мы приоткроем тайну наших имен.
2.Постановка темы и цели занятия.
Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, нет значенья?
Конечно, нет, и в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя
А имя выбирает человека.
— А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших сказок? Их и вовсе не было, а имена их живут. Что же такое имя? Имя – это слово, особое слово. И оно также как и все имеет свое значение.
— В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, именами. Индейцы Америки могли назвать первого ребенка Уи-Уис –«совенок», или Хома-Хомани –«утреннее облачко». У древних греков встречались: Петр – что означало «камень», Фоки – «тюлень», Хризис – «золото».
-Так поступали и на Руси. Правда, имена были больше похожи на прозвища. Их давали по разным признакам:
* по цвету волос –Чернавка, Белой, по росту –Мал, Долгой, по телосложению – Толстой, Лобан, Толстопят.
* по очереди рождения в семье имена-номерки; Первой, Второй, Третьяк, Осьмой.
* имя могли дать по характеру и поведению ребенка; Соня, Добрыня, Молчун, Несмеян, Вертля.
— Наука, изучающая имена, их происхождение и значение, называется антропонимика.
Много интересного рассказывает и об обычаях народов.
— Когда вы вырастете большими, повзрослеете, вас будут называть немного по-другому, а точнее, полным именем. А вы знаете, как звучит ваше полное имя? Давайте сейчас потренируемся. Я буду говорить короткие имена, а вы – полные, только по очереди, поднимая руку! (Саша, Маша, лена, Дуня – Евдокия, Сеня –Семён, Валя (ж), Валя (м).
— Теперь мы знаем, как полно, а главное, правильно именовать своих товарищей, друзей, но вот откуда «пришли» наши имена и что они значат, об этом мы продолжим наш разговор.
— Постепенно русские имена исчезали. Их вытесняли иноземные имена, пришедшие с христианской религией. После принятия христианства на Руси, имена детям стали давать священники в честь каких- либо святых. Все имена имелись в специальных книгах – святцах. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая календарь. В святцы имена могли попасть из разных языков. Основные языки: Латинский, Греческий, Славянский, Скандинавский, Еврейский. Каждое имя имело свое значение. Иван- это измененное древнее имя Иоанн, означающее «божий подарок». Имя Александр пришло из Греции: означало «защитник», Валентина – по-латыни, дочь «могучего человека». Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад. Послушайте, что они означают.
(Чтение стихотворения учеником).
Много имен и фамилий есть
Сколько их всех, пожалуй, не счесть.
Юры, Миши, Гали и Пети
Живут везде, на белом свете.
Виктор – значит победитель,
Марина – морская, кто-то строитель
Есть гордое имя Рома-Роман.
Он воин Рима, и то не обман.
Имен интересных я много знаю
Про них стихи и рассказы читаю,
Про дядю Степу, Фому и Ерему,
Про Жукова Ваню, про Жучку и тему.
Хорошие все имена на свете.
Пусть каждое с гордостью носят дети.
— Имен огромное количество, не менее 6000, но употребляется только 300-400 имен.
— Группа ребят подготовила нам сообщения о происхождении имен нашего класса.
(Выступления ребят)
Александр (греч.) – защитник
Максим (лат.) – Величайший, постоянный
Татьяна (греч.) – устроительница
Юлия (лат.) – кудрявая
Дмитрий ( др.греч.) – относящийся к Деметре, богине земледелия и плодородия
Павел (лат.) – малый небольшой
Сергей (Рим) –высокий (в духовном смысле)
Елена (греч.) – факел, Солнечный свет
Игорь (сканд.) – воинственный, охраняемый богом-громовержцем
Анна (евр.) – благодать
Марианна (лат.) – морская
Валерия (лат.)- бодрая, крепкая
Алина (слав.) – другая, чужая
(Стихи читают мальчики)
— Известно, что А.С.Пушкин своих детей называл так: Мишка, Сашка, Гришка и Наташка. В ХIХ веке такое обращение говорило о близости людей, нежности, простоте общения. А.С.Пушкин выражал свою любовь и нежность к детям.
А сейчас чаще всего имена с суффиксом –к имеют оттенок пренебрежения к человеку, которого так называют. Если вы будете так обращаться к друг к другу, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.- Я буду говорить имена, а вы полное имя.
6. Итоги школьного социологического исследования
(Отчет инициативной группы)
Всего учеников в школе –
(Стихи читают девочки)
7. Игра «Тайна твоего имени».
Рассмотрим, как пользоваться таблицей на примере: Лена.
4+6+6+1=17
1+7=8
(Индивидуальная работа, упражнение на коррекцию внимания)
Как ладят числа друг с другом, вы можете узнать из специальной таблицы. Если числа совпадают, эти имена «дружат», в гармонии со всеми находится число «5».
8. Творческая работа «Дерево дружбы нашего класса»
— В городе Сочи, городе будущей зимней Олимпиады, есть уникальный музей-сад. дерево «Дружбы». Много селекционеров трудилось над тем, чтобы объединить на одном дереве побеги разных фруктовых деревьев. К его кроне последовательно прививали японские мандарины, испанские апельсины, китайские кинкаты, итальянские лимоны грейпфруты. Всего 45 видов цитрусовых. К настоящему времени на нем растут ветки, привитые 167 странами мира. Вот и мы с вами сейчас сделаем дерево, которое объединит всех нас, будет помогать общаться друг с другом.
— Выберите любой цвет вашего будущего цветка, вырежьте его, напишите как вас зовут друзья и родители. Приклейте его на наше дерево. (Во время работы звучит музыка)
9. Именины. День ангела.
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна.
Так и имя – загадка и тайна.
В этой жизни, а может, и той
Под небесной звездою небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный. (А.Бобров «Имена»)
— Многие считают именины своим днем рождения. Это не так. Другие – считают день ангела своим днем рождения. Это тоже не так. В соответствии с правилами православной церкви, именины – это день памяти святого, именем которого вы названы. А днем Ангела называют дни крещения. Когда ребенку дается имя, с небес спускается ангел-защитник, ангел-хранитель, который невидимо охраняет человека всю его жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и после неё.
8. Происхождение фамилий. (. )
— Ребята, а вы знаете, что означает слово «тёзки»? (Тезки – это люди с одинаковыми именами.)
— А кто знает своих знаменитых тезок? (Ответы детей)
— Молодцы. Хорошо знаете знаменитостей. А как же мы различаем людей с одинаковыми именами? (По фамилии)
— Верно. В русское имя входят не только имена, но и фамилии.
— А чем фамилия отличается от имени? (Фамилия одинаковая а родственников: у папы, мамы, у бабушки. )
— А у нас есть группа ребят, которые подготовили рассказ о происхождении своих фамилий. (Выступления учащихся)
— Эту работу мы с вами продолжим, а на следующем занятии поговорим об отчествах.
— Итак, ребята! Вы узнали для себя что-нибудь новое?
— Как называется наука, изучающая имена?
И, оттого, ты побереги его!
2 группа – происхождение имен
4 группа – стихи для мальчиков
5 группа – происхождение фамилий
Общее задание – пословицы, в которых есть имена.
У каждого века есть свое средневековье. Станислав Ежи Лец
ещё >>