что входит в универсальную структуру любого текста
Структура текста
В интернете размещается множество текстов на совершенно различные темы. Это могут быть SEO тексты, тексты для продажи товаров или услуг, новости, обзоры, информационные статьи и многие другие. Каждый из них имеет свою собственную структуру и порядок написания. Но не каждый из них написан грамотно с точки зрения построения частей текста и создания определенной структуры, которая упрощает восприятие смысла читателем. Так почему же одни тексты читают, а другие нет? Или все же читают, но не понимаю сути написанного, его основную мысль? Давайте разберем основные виды структур текста и их составляющие элементы.
Виды структур текста
Выбор структуры текста зависит от целей и задач, которые ставит его автор. Однако есть то, без чего не обходиться ни один текст – это правильно составленный заголовок и сам текст, разделенный по смыслу на абзацы и подзаголовки. Конечно, любой текст также должен иметь заключение или выводы. В зависимости от этого, тексты можно разделить по критерию структуры его частей и подзаголовков:
Элементы структуры текста
Независимо от того, какая модель структуры будет выбрана, каждый текст имеет в своем составе следующие элементы структуры: Заголовок – Введение или общая информация – Основной текст – Заключение или выводы.Такое построение текста имеет сразу несколько достоинств:Во-первых, автору значительно проще писать текст по заранее заготовленному плану.Во-вторых, это привлечет читателей, так как читать «правильный» текст намного проще.В-третьих, структура позволит повысить SEO характеристики вашего текста для поисковых систем.Но обо всем по порядку.
Заголовок
Должен быть качественно составлен и быть максимально лаконичным. В то же время, отражать основную суть вашего текста и быть интересным читателю. Как этого добиться? Чаще всего, пользователи ищут ответы на свои вопросы в интернете, здесь на помощь придет поисковой запрос пользователя, именно эту информацию хотел бы найти читатель. Используйте данные поисковых запросов для составления релевантного заголовка. Если заголовок заинтересует читателя, можно смело утверждать, что текст будет прочитан. Если же нет, будет совершенно не важно, что будет написано в тексте.
Введение или общая информация
Введение не менее важно, чем правильно составленный заголовок. Во введении обычно дается общая информация о том, что узнает читатель из основного текста. Также во введении необходимо так «зацепить» читателя, чтобы он захотел прочесть весь остальной текст. Здесь же могут быть размещены те вопросы, на которые вы намерены дать ответы в тексте. Объем этой части не должен быть слишком большим, написать необходимо один абзац, но сделать его таким, чтобы читатель хотел узнать продолжение. Введение пишется после того, как основная часть текста уже составлена. Так велика вероятность того, что в нем будет отражена основная суть статьи.
Основной текст
Написание основного текста предполагает определенные правила, пользуясь которыми можно значительно упростить задачу автора, составляющего текст и читателя, по восприятию его сути.Во-первых, необходимо пользоваться подзаголовками. Они позволяют быстрее находить ответы на интересующие вопросы и визуально делят текст на смысловые части, что упрощает восприятие информации.Во-вторых, использование абзацев также упрощает чтение текста и не перегружает читателя. Объем абзаца зависит от тематики статьи и стиля копирайтера.В-третьих, текст не должен быть «сухим», необходимо поддерживать постоянный контакт с читателем посредством вопросов и обращений к нему. В-четвертых, используйте изображения, дополняющие смысл текста или визуализирующие его содержание для улучшения восприятия читателем.В-пятых, вместо перечисления чего-либо, используйте списки. Они могут быть маркированными или нумерованными. Списки выделяют основные положения, на которые следует обратить внимание, также позволяют легче воспринимать текст и повышают его релевантность в поисковых системах.
Заключение или выводы
Текст обязательно должен иметь логическое завершение. В заключении или выводе можно прокомментировать все вышесказанное, предложить читателю поразмышлять над смыслом текста, оставить свой комментарий, отзыв, попробовать применить советы в жизни. Также можно дополнить заключение краткими тезисами из текста и подвести итог рассуждениям.
Подведем итоги
После того, как статья готова, необходимо еще раз проверить правильность применения структуры текста в вашей тематике, а также проанализировать статью на грамматические и пунктуационные ошибки. Перед тем, как сдать работу, обязательно прочтите ее еще раз, чтобы устранить все недочеты. Подводя итог, следует сказать, что существует множество различных структур текстов, каждый из которых по своему уникален и применим в достижении той или иной цели (задачи). Также можно комбинировать стили и создавать что-то необычное и интересное читателю. Однако есть то, без чего ни один текст не обойдется – это его «скелет». Выглядит он следующим образом:
Используя эту структуру, можно написать текст, в котором все составные части системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, независимо от сферы его применения.
Урок 4. Логичность и структура текста
Мы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.
Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.
Содержание
Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.
План текста
В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.
Первый тип плана – диалектический.
Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.
Второй тип плана – аналитический.
Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.
Третий тип плана – исторический.
Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.
Последний тип плана – тематический.
Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.
Структура текста
Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.
Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.
Введение
Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.
Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».
Основная часть
В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.
Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.
Заключение
Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.
Названия и заголовки
Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая. Многие читатели при выборе книги ориентируются именно на заголовок и названия глав. Соответственно, если название является скучным или непонятным, а главы вообще не имеют названия, то велик шанс, что читатель пройдёт мимо такого текста. При составлении заголовков важно помнить, что они должны отражать основное содержание вашего текста, главы или параграфа. Читателю должно быть понятно, о чём вы собираетесь писать. Помимо этого заголовки показывают структуру текста и логику изложения. Они позволяют и самому автору, и читателю оценить, как части текста соотносятся между собой, следуют ли они одна из другой или нет.
Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.
Связность текста
Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.
1. Порядок слов в предложении
В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.
2. Простые и сложные предложения
Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.
3. Слова и обороты связи
Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.
Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.
Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза
Причина и следствие
Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине
Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, с той целью что, ради того чтобы
Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов
Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда
Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…
В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию
Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути
Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Очевидное и невероятное про логичность и структуру текста
Текст как пирамида: нормально построй, чтобы его прочитали.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Фрэнсис Фрай рассказывала на TED про два способа высказать главную мысль в тексте.
Первый, когда вы текстом увлекаете слушателей в путешествие, с загадками и переживаниями и только в конце приходите к основной мысли. Многие великие спикеры мира поступают именно так. Такой путь может быть крайне опасным, если у вас проблемы с логикой.
Второй: вы начинаете с главной мысли, высказываете её максимально коротко, а затем подкрепляете аргументами.
Во втором случае мы видим пирамиду: главная мысль сверху, объяснение подробностей и аргументы — в середине, опорные мысли или фундамент идеи — в заключении.
Об этом я уже рассказывала на своём канале «Дайджест копирайтера», сейчас снова затяну эту песню, усаживайтесь поудобнее.
Все умственные процессы — рассуждение, запоминание, принятие решений — основаны на группировке и обобщении информации. Чтобы читатель воспринял информацию, ему нужно декодировать её — выделить главную мысль и подкрепляющие аргументы. А затем заново сгруппировать всё это у себя в голове.
Так что работа над текстом — это не красивые обороты и филигранная игра словами, а грамотная последовательная подача мыслей, которая экономит силы и время читателя, приносит пользу.
Расскажу вам историю:
«Летом я была в Питере, прогуливалась по Невскому проспекту (красивейшая улица, надо сказать, с множеством магазинов и кафешек). За время прогулки я насчитала 35 мужчин с бородой».
И вы такие: так-так-так, по ходу она клонит к тому, что в Питере мужчины носят бороды (больше или меньше?), чем в Москве. Пока непонятно, хоть и тезис проклёвывается, слушаем дальше.
«Интересно, что когда я была в это же время в Москве — такого тренда я там не заметила. Более того, чаще я видела там бритых налысо. А за границей, вообще, предпочитают дреды».
И вы такие: ага, она клонит к тому, что бороды носят только в Питере. А я продолжаю:
«Но и в Питере носят бороды не во всех районах, а некоторые тоже бреются налысо».
Несмотря на уровень IQ, умственные способности любого читателя ограничены: часть их используется для распознавания и понимания слов, часть — для поиска связей и логики, а ещё нужно потратить силы на осмысление идей автора.
Идеи, расположенные «сверху вниз» — от главной мысли к доказательствам, читатель воспринимает быстрее и легче.
Исходя из этого, моя история — поток мыслей психопата. А вот нормальная — поданная в пирамиде:
Всё ещё есть претензии к сопоставимости фактов, но текст уже кажется складным и даже полезным.
Один из способов начать статью — это рассказать что-то, с чем автор не станет мысленно спорить, что не подорвет с порога доверия к вам.
Введите читателя в контекст — что там сейчас известно про эту тему? какие интересные факты есть?
Представьте, как он кивает и говорит вам:
«Ну да, всё так и есть. И что дальше? Что мне с того? Зачем вы мне это рассказываете?».
И вы отвечаете на мысленный вопрос читателя, сообщая, что вот сейчас, в этой статье вы предложите решения проблемы. Теперь самое время переходить к основной части.
Для читателей, так же как и для детей, лучшей является та история, которую они уже знают. Поэтому, если вы хотите рассказать читателю действительно хорошую историю, начните с того, о чем он знает (или, предполагается, должен знать) и с чем, на ваш взгляд, он согласится. После этого он свободно переходит к вашим основным идеям. Но если вы начнете текст с деталей и подробностей, то шансы на полное ознакомление с документом невелики
Максим Ильяхов в своей рассылке говорит про это так: «Вступление к статье — как знакомство вечером в баре. Начните с чего-нибудь непринужденного. Расскажите анекдот. Сделайте комплимент».
Это полезный совет, и во многих случаях выручает и настраивает автора на эффективное нескучное общение с читателем.
Например, если я пишу статьи про валютное законодательство для менеджеров по внешнеэкономическим связям, таможенных брокеров. Они ждут разъяснения правок к положениям и прочие новости, которые повлияют на их работу. Сделать им комплимент или рассказать анекдот или подкатить как в баре — можно, но всегда ли это соответствует контексту?
В таком случае можно ввести читателей в курс дела, как обстоят дела с интересующим их вопросом — с тем или иным валютным положением — затем рассказать, что грядут изменения и как это касается читателя. Читатель начинает мысленный диалог с автором: и что мне делать? Фух, значит, всё сделано правильно, вы его заинтересовали.
Если человек перешел к чтению основной части, значит, ему нужен ответ на главный вопрос. Даем ответ, приводя аргументы или здесь я буду называть их идеи. Для каждой идеи — отдельный абзац или пункт.
Автор книги «Принцип пирамиды Минто» Барбара Минто назвала текст мысленным диалогом с читателем. Когда он читает статью, оценивает критически и мысленно задает вопросы автору. А автор, предугадав вопросы читателя, последовательно даёт на них ответы в статье. При этом, чтобы ответы хорошо укладывались в голове, они должны подчиняться некоторым правилам.
3 правила логичной основной части:
1. Идеи любого уровня пирамиды обобщают идеи, сгруппированные ниже. Например, все тезисы в основной части должны подкреплять главную мысль, которую высказали в самом начале.
2. Идеи каждой отдельной группы должны иметь что-то общее, быть однотипными.
3. Идеи каждой группы должны быть расположены в логической последовательности.
Если вы рассказываете, как засолить огурцы, то первый пункт у вас, скорее, будет «Купите огурцы» или «Подготовьте банки», а не «Закиньте специи и зелень». Всё как в самом процессе.
Если перечисляете фрукты, которые безопасно есть зимой, то начните с самых распространённых. Например, с яблока, а уже в конце — предлагайте всякие извращения типа маракауйи.
Если введение — это интригующее знакомство в баре, то заключение — это то, что останется после него на память. И совсем не хотелось бы, чтобы на душе было гадкое чувство.
В школах и в институтах учили: в заключении вам нужно просто обобщить всё, что сказано выше, и дело в шляпе. Например, если во введении написали: «В статье я расскажу вам, как правильно солить огурцы», то, следуя этому совету, статью нужно увенчать гордой фразой «В этой статье я научил вас солить огурцы».
И всё бы ничего, но это очевидно. Так, мы просто филигранно играем словами, а читатель устало ждёт, когда это закончится. Или не ждёт, а уже давно свалил.