Что влияет на благосостояние страны
Общественное благосостояние в экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность общественного благосостояния
Экономическая модель большинства современных стран преимущественно строится на принципах рыночных отношений. К ним относят свободу экономических агентов, конкурентную борьбу за лучшие условия существования, стремление к личному обогащению и получению выгоды. Такая система отношений показала себя наиболее адаптированной под текущие запросы общества. Помимо положительного эффекта и стимулирования экономического роста, она несет ряд негативных тенденций. Одной из них является снижение уровня жизни большей части населения, рост социальной напряженности, связанный с серьезными расхождениями в суммах, получаемых доходов. Индивидуалистский подход в экономике приводит к концентрации капитала в руках небольшой группы людей, что в свою очередь сказывается на благополучии большинства. Неудовлетворенность широкой общественности своим социальным и экономическим положением оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и развитие.
Одним из приоритетных направлений в области внутренней экономической политики многих стран становится поиск оптимального распределения национального дохода с целью улучшения положения необеспеченных слоев населения. Здесь вводится понятие общественного благосостояния, которое представляет собой сложную экономическую и социальную категорию. Оно определяется, прежде всего, за счет анализа следующих общенациональных параметров:
Потребление включает в себя не только использование материальных благ, но также применение различных продуктов духовного происхождения с целью повышения собственного интеллектуального и культурного уровня.
Стоит отметить, что социальная и хозяйственная жизнь человека тесно связаны между собой. Поэтому для достижения экономического роста необходима социальная стабильность, а для формирования крепкого общественного благосостояния важен экономический рост и развитие. Последний достигается за счет баланса предложения и спроса, а также эффективности работы всей производственной цепочки.
Готовые работы на аналогичную тему
Факторы, влияющие на благосостояние общества
Для начала необходимо разобраться с тем, что подразумевается под человеческим благосостоянием, а также какие факторы оказывают влияние на качество жизни индивида. В общем виде под благосостоянием человека понимается уровень его возможностей, помогающих реализовать жизненную стратегию, и удовлетворить собственные потребности.
Объективные параметры обычно рассматриваются в форме количественных показателей. Они рассматриваются в динамике, а также сопоставляются с данными других государств.
Основная сложность в оценке общественного благополучия возникает при измерении этого параметра. Часть ученых предлагали рассматривать общую удовлетворенность общества через суммирование всех отдельных мнений о собственном благосостоянии индивида. Но подобная оценка достаточно сложна для расчета и анализа. Кроме того, не каждый человек способен адекватно оценивать свое материальное и социальное положение. Поэтому наиболее популярным методом расчета общественного благосостояния стало отслеживание положительных тенденций в жизни большей части населения отдельного государства. И даже при проигрыше многих жителей, положительный эффект для общества имеет больший вес.
Общественное благосостояние в экономике
Связь между экономикой и социальным удовлетворением общества очевидна. Для поддержания высокого уровня общественного благосостояния необходимо добиться экономической стабильности и положительных тенденций роста. Это достигается путем эффективного распределения ресурсов между различными социальными группами и индивидами, поиска решений при несовпадении интересов частных лиц и общества.
Классическая экономическая школа видела возможности повышения общественного благополучия через увеличение количества объема выпуска и потребления. То есть, он поставил рост благосостояния в зависимость от рационального производства.
В двадцатом веке данная теория была изменена Вильфредо Парето. Он предположил, что увеличение благосостояния возможно в том случае, если размещение ресурсов будет оптимальным, а любое их перераспределение даст положительный социальный эффект.
Пигу считал, что благосостояния можно достичь только через механизмы государственного воздействия на перераспределение доходов и капитала.
В конечном итоге экономика благосостояния выделилась в отдельную область теоретического знания. Она включает в себя не только принципы достижения благополучия, изучение механизмов государственного воздействия и регулирования, а также строится на исследовании социальных потребностей общества.
В настоящее время экономика благополучия общества строится на следующих предположениях:
Наиболее часто для оценки общественного благополучия используются математические функции и из графические отображения. Они позволяют проследить зависимость благополучия одного индивида или государства в целом от благополучия другого индивида.
На что опирается благосостояние стран в современном мире или от чего на самом деле зависит мощь государства
Страны стоят перед вопросом поиска действенных инструментов развития экономики и промышленности.. К современным проблемам нельзя подходить с мерками и стандартами вчерашнего и позавчерашнего дня, необходимо научиться смотреть в будущее НЕ с позиций унифицированного мышления.Реалии свидетельствуют о том, что мощь любого государства, региона и народа не зависит от его размеров, военной мощи, веры в изначальное превосходство перед остальным человечеством, сcылок на военно-политические итоги прошлого, апелляции к героизму целого поколения людей. Простое использование имеющихся ресурсов или привлечение дополнительных ресурсов недостаточно для того, чтобы обеспечить процветание. Не позволяет достичь этого и перераспределение национального богатства между заинтересованными группами.
В поисках инструментов развития бессмысленно оперировать абстрактными категориями (теорией). Понятно, что мощь государства не появляется на пустом месте, вместе с тем она не ограничивается лишь материальными факторами. В основе благостостояния стран лежит постоянная и последовательная забота о действительно эффективных отраслях экономики. Инструменты развития лежат на уровне мезоэкономики (уровень отрасли), микроэкономики (уровень фирм) и даже человека. Небольшие по территории страны и регионы добиваются благосостояния без природных ресурсов (запасов нефти и газа), без капитала, без трудовых русурсов.
Национальное благосостояние стран лежит в плоскости производительности (стоимости, создаваемой в расчете на один рабочий день, денежную единицу инвестированного капитала и единицу задействованных национальных физических ресурсов). Корни производительности лежат в национальной и региональной среде (информация, стимулы, конкурентное давление, умение налаживать партнерства, доступ к поддерживающим компаниям, институтам, инфраструктуре, резервам знаний и наличию квалифицированной рабочей силы). Страна выбирает процветание, если она организует свою политику, законы и институты вокруг производительности.
В доказательство мощь таких государств и регионов как Сингапур, Южная Корея, Гон-Конг базируется на мягких факторах, гладкости процессов, улучшении стимулов, как бы это не казалось странным.
МЯГКИЕ ФАКТОРЫ
ГЛАДКОСТЬ ПРОЦЕССОВ
Способность обеспечить достойную жизнь людям уже сейчас, а не в далеком будущем и рост производительности – только этот путь может обеспечить процветание страны и ее действительный авторитет в современном мире.
РЕКОМЕНДАЦИЯ БЫЛА ПОЛЕЗНА? ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ С НАМИ И ПОДПИШИТЕСЬ НА БЕСПЛАТНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ.
Благосостояние населения: сущность, измерение, российские реалии
Изучение уровня жизни населения. Выявление проблем благосостояния населения, как важнейшей социально-экономической составляющей рыночной экономики, характеризующей уровень развития любого государства. Перспективы повышения уровня благосостояния.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.09.2017 |
Размер файла | 268,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный технический университет»
Благосостояние населения: сущность, измерение, российские реалии
Выполнила: Тиунова А.В.
1. Понятие благосостояния
2. Анализ благосостояния населения РФ
Список используемой литературы
Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Социальные проблемы волнуют всех: центральные и местные органы власти, профсоюзы и партии, научную общественность и, наконец, само население. Это и понятно, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны. Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения.
Целью курсовой работы является выявление проблем благосостояния населения, как важнейшей социально-экономической составляющей рыночной экономики, характеризующей уровень развития любого государства. благосостояние социальный экономический
Для достижения поставленной цели необходимо:
· Рассмотреть понятия «благосостояние», его показатели;
· Проанализировать показатели благосостояния;
· Выявить основные проблемы благосостояния населения в РФ.
· Найти перспективы повышения уровня благосостояния населения.
В ходе работы использовались такие методы исследования как сравнительный анализ, обобщение полученных результатов и оценка результатов исследования.
1. Понятие благосостояния
Выделяют два качественных уровня благосостояния:
· Мaтериальный достaток, при котором дoстигнутый урoвень нaсыщeния пeрвичных пoтребностей пoзволяет пeрейти к oптимaльному, индивидуaльно-oриентированному типy удовлетворения всeвозможных потрeбностей сeмьи и каждого eе члeна.
Для развернутой характеристики благосостояния используются следующие основные понятия:
ь Уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.
ь Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.
ь Уровень прожиточного минимума.
В западной традиции прожиточный минимум отражает такие доходы, которые обеспечивают «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами потребления. В российской практике прожиточный минимум отражает уровень доходов, обеспечивающий лишь минимальное потребление. Соответственно, под прожиточным минимумом понимается стоимость набора продуктов питания, отвечающего медико-физиологическим требованиям жизнеобеспечения человека, а также потребление не продовольственных товаров и услуг, характерное для низкодоходных домашних хозяйств.
ь Уровень бедности: абсолютный и относительный.
Абсолютная бедность соответствует такому уровню благосостояния, при котором доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (оптимального для людей со средним достатком). Критерий Относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевного дохода в данный период времени.
ь Жизненный стандарт.
В западной традиции это понятие характеризует такой объем и структуру потребления товаров и услуг, которые «средние» представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира потребления. В российской же традиции под «стандартами» понимается тот минимальный объем потребительских благ, которое общество гарантирует каждому члену.
Основные показатели, измерение уровня благосостояния
§ величина ВВП (или ВНП) на душу населения;
§ доходы домашних хозяйств;
§ сбережения, накапливаемые в банках и ценных бумагах;
§ потребление продуктов питания;
§ приобретение дорогостоящих товаров (квартир, домов, автомашин);
§ уровень образования и состояние здоровья.
Кроме перечисленных используются и другие показатели (например, темпы инфляции, цены на наиболее употребительные товары, количество туристических поездок, посещение музеев, библиотек, театров).
Обычно уровень жизни оценивается как высокий, средний и низкий. Точность оценки зависит от количества и разнообразия сравниваемых показателей. Поэтому экономисты стремятся выносить суждения о высоком, среднем или низком уровне жизни на основе как можно большего круга показателей благосостояния.
В последнее время специалисты Организации Объединенных Наций (ООН) пришли к выводу, что уровень жизни можно достаточно точно определить с помощью количественного измерения следующих показателей благосостояния:
o предполагаемой продолжительности жизни при рождении;
o уровня образования: грамотности населения и средней продолжительности обучения (суммы лет обучения в школе, училище, техникуме и вузе);
o величины ВВП, приходящейся на 1 жителя страны.
С помощью этих трех показателей рассчитывается так называемый индекс развития человека (иногда называемый индексом жизни человека или индексом развития человеческого потенциала).
Также была разработана классификация показателей, которые могут быть использованы для измерения и оценки качества жизни. Классификация многомерна и построена по разным основаниям.
1. По виду области мира, к которой относятся оцениваемые объекты и явления, показатели делятся на материальные, информационные и психологические.
Материальные показатели характеризуют свойства объектов и явлений, относящихся к сфере физического (включая человека как биологический объект).
Информационные показатели характеризуют средства (в том числе и деньги) и процессы, опосредующие взаимодействие между людьми.
2. По методу измерения или оценки показатели делятся на объективные и субъективные.
Объективные показатели измеряются или оцениваются объективными методами, т.е. методами, не зависящими от отношения к измеряемым свойствам объекта или явления человека, производящего измерение или оценку, и обеспечивающие получение значений в параметрических единицах измерения.
Субъективные показатели измеряются или оцениваются субъективными методами, т.е. методами (процедурами, алгоритмами), складывающимися в сфере психики человека, производящего измерение или оценку качества жизни, и зависящими от накопленных им знаний и сформировавшихся у него критериев оценки объектов, субъектов и явлений, а также от его смысловых и ценностных установок по отношению к окружающему миру и к самому себе.
3. По месту расположения в иерархии показатели делятся на единичные и комплексные.
Единичные показатели относятся к самому нижнему уровню в принятой иерархической системе показателей.
Комплексные показатели находятся на более высоких уровнях, чем единичные. Они измеряются или оцениваются путем свёртки показателей нижележащих уровней. Комплексные показатели, оцениваемые непосредственно, без их свёртки, являются целостными показателями.
В такой классификации показателей качества жизни присутствуют все виды показателей, характеризующие и материальные, и информационные, и психологические, и социокультурные составляющие качества жизни населения.
В структуру первого варианта номенклатуры показателей (три верхних уровня) (приложение 1) входит блок «Социально-личностное благополучие». В основу разработки показателей качества жизни, относящихся к этому блоку, были положены следующие представления.
Под социально-демографическим потенциалом понимается совокупность свойств общества, определяющих его способность к продуктивной жизнедеятельности в направлении повышения качества жизни всех его членов и собственной устойчивости во всё расширяющихся границах внутренних и внешних условий. Этот обобщённый потенциал складывается из четырёх частных потенциалов:
Под социальным самочувствием понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самочувствия образующих это общество людей. Оно включает две группы свойств: чувство безопасности, т.е. самочувствие, обусловленное уровнем защищённости граждан от природных, техногенных и социальных угроз, и настроение, т.е. самочувствие, обусловленное всеми остальными факторами.
Под самореализацией граждан в разных сферах жизнедеятельности понимается системное свойство общества, возникающее как агрегация самореализации людей в личной и семейной жизни, в труде, в общественной деятельности и в различных видах нерегламентированной деятельности (активный отдых, хобби).
Второй вариант номенклатуры показателей качества жизни (рис. 2) представляет собой доработку первого варианта и может стать унифицированной общероссийской номенклатурой показателей качества жизни населения России.
Унифицированная общероссийская номенклатура показателей качества жизни имеет ряд особенностей:
Ш она включает как объективные, так и субъективно-оценочные показатели;
Ш в номенклатуре имеются показатели, используемые для оценки индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по методике ООН, что позволяет, помимо обобщённого показателя качества жизни населения, давать оценку ИРЧП;
Ш для работы с номенклатурой показателей создана система компьютерной поддержки принятия решений по критерию качества жизни (см. далее), что делает номенклатуру открытой (состав показателей при необходимости можно изменять) и селективной (можно отделять субъективные показатели от объективных или делать другие выборки).
2. Анализ благосостояния населения РФ
Понятие «благосостояние» является довольно обширным и можно определить его уровень несколькими способами. Один из них это сбор статистических данных, расчёт различных показателей, когда уровню благосостояния дается количественная оценка.
На сегодняшний день единого мнения о том, какие показатели необходимо применять для оценки уровня жизни, нет. Одни исследователи полагают, что определить уровень жизни можно только по одному показателю (в качестве которого, например, может выступить грамотность населения). Другие же, наоборот, отрицают достоверность результатов, полученных только на основе одного показателя. По их мнению, уровень жизни определяется на основе группы показателей.
Специалисты Организации Объединенных Наций предлагают определять уровень благосостояния населения при помощи совокупности количественного представления следующих показателей:
1) продолжительность жизни, рождаемость, смертность;
2) уровень образования населения;
3) величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.
Также, по мнению других исследователей, система показателей благосостоянии населения может включать:
1) уровень здравоохранения;
2) уровень доходов населения (уровень бедности, МРОТ);
3) жилищно-коммунальные условия;
4) Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы;
Начнём анализ благосостояния населения РФ за 2011-2015 гг. с анализа демографической обстановки (см. таблица 1) [1]
Таблица 1. Показатели продолжительности жизни, рождаемости и смертности РФ за 2011-2014 гг.
Средняя продолжительность жизни (муж)
Средняя продолжительность жизни (жен)
Начавшийся в конце 2014 года в России экономический кризис уже привел к новой волне роста смертности в РФ и, как видно из таблицы 1, смертность в 2015 году значительно возросла.
По мнению доктора экономических наук Ермакова С.П., зависимость показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении от общих затрат на здравоохранение по всем европейским странам показывает, что здравоохранение в РФ является неэффективным.
Увеличение смертности населения в 2015 году является результатом не случайных колебаний, а происходит вследствие системных ошибок руководства отрасли здравоохранения.
Всё это обусловлено, главным образом, негласным переводом здравоохранения из социальной сферы в экономическую. В результате значительно выросли объемы платных медицинских услуг, многие из которых совершенно легко заменяют бесплатные. Затраты населения в этой сфере постоянно растут, больные тратят на лекарства в 2 раза больше, что в условиях нестабильной экономической ситуации (зависимости России от импортных медикаментов, санкции) оказывает негативное влияние, как на социальную сферу России, так и на экономическую.
Наиболее высокие показатели смертности в средних и пожилых возрастах отмечаются в малых населенных пунктах. Значительному снижению доступности помощи, и, соответственно, росту смертности, способствовали ликвидация огромного числа медицинских учреждений и укрупнение некоторых из них. На 90 тысяч сократилось число медицинских кадров при их серьезном дефиците, нагрузка на врачей растет.
Особенно большое число медицинских учреждений были закрыты в малых городах, в малых населенных пунктах и на селе, что из-за значительных расстояний делает для их жителей медицинскую помощь недоступной.
По данным Счетной палаты РФ 17.5 тысяч населенных пунктов фактически лишены какой-либо, даже самой простейшей медицинской помощи.
Таблица 2. Динамика высших образовательных учреждений в РФ за 2011-2015 гг.
Число образовательных учреждений
В том числе обучавшихся на отделениях
На 10 000 человек населения приходилось студентов
Таблица 3. Динамика профессиональных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена в РФ за 2011-2015 гг.
Число образовательных учреждений
В том числе обучавшихся на отделениях
На 10 000 человек населения приходилось студентов
Как видно по данным таблиц 2 и 3, за последние годы, количество высших учебных заведений постоянно снижается, а количество средних учебных заведений, напротив, возрастает. Это можно объяснить тем, что в настоящее время в нашей стране активно осуществляется реформа в сфере образования, направленная на сокращение числа высших учебных заведений. Цель данной реформы состоит в выявлении «неэффективных» вузов и в дальнейшей их реорганизации. Первыми результатами стало признание 132 вузов неэффективными в 2013 году.
Как заметил Фурсенко А.А., большинство российских вузов не соответствует современным стандартам образования. Сторонники реформы образования также ссылаются на тот факт, что содержание огромного числа вузов требует не малых финансовых вложений. Закрытие неэффективных вузов приводит к значительному высвобождению финансовых ресурсов.
Существует также идея о том, что России не нужно слишком много людей с высшим образованием. По словам основателя группы «Онэксим» Михаила Прохорова, необходимо срочно менять пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего.
Кроме того, что спрос на высшее образование сильно преувеличен, существует также проблема несоответствия востребованных направлений подготовки среди студентов потребностям рынка труда. Проще говоря, часть дипломированных специалистов не смогут реализовать себя в выбранной сфере, потому что попросту не смогут найти работу.
Таблица 4. Динамика ВВП на душу населения России в 2011-2014 гг.
ВВП на душу населения, ППС,долл.
На сегодняшний день Россия занимает 49 место По объёму ВВП по ППС на душу населения.
Таблица 5.Динамика средней заработной платы в России за 2011-2015 гг.
Средняя заработная плата, руб.
Сопоставление с темпами роста валового внутреннего продукта на душу населения позволяет сказать, что увеличение как дохода, так и общего объема денежных доходов населения России, как в последнем десятилетии ХХ века, так и в настоящее время носит преимущественно инфляционный характер.Таблица 6. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода населения России за 2009-2014 гг.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
Дефицит денежного дохода:
в процентах от общей численности населения
в процентах от общего объема денежных доходов населения
Далее проанализируем заболеваемость населения России.
Таблица 7. Заболеваемость населения России в 2009-2013 гг.
некоторые инфекционные и паразитарные болезни
болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
болезни нервной системы
болезни глаза и его придаточного аппарата
болезни уха и сосцевидного отростка
болезни системы кровообращения
болезни органов дыхания
болезни органов пищеварения
болезни кожи и подкожной клетчатки
болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
болезни мочеполовой системы
осложнения беременности, родов и послеродового периода
врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения
травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
Из таблицы 7 видно, что количество заболевших в России за последние пять лет растет. Это может быть связано с понижением доходов населения и желанием государства монетизировать систему здравоохранения.
Необходимость повышения благосостояния населения остается одной из важнейших проблем российского общества на протяжении уже многих лет.
Пути повышения благосостояния населения.
Для повышения благосостояния населения России необходимо уделять внимание не только экономической эффективности хозяйства, но и эффективности государственного регулирования экономики.
Чтобы решить данную проблему, необходимо воздействие на законодательные основы экономической жизни России, модернизацию рыночных отношений и реформы в социальной сфере. Анализ основных направлений экономической политики России позволит повысить благосостояние населения России.
По уровню благосостояния Россия значительно отстает от зарубежных стран, и это отставание остается неизменным при любой экономической системе, которая складывается в нашей стране. Но в то же время масштабы и формы этого отставания зависят от степени государственного вмешательства в экономику.
Для изучения основных направлений государственного регулирования экономики, в рамках которых, достигнут наиболее высокий уровень благосостояния населения, можно обратиться к опыту зарубежных государств. Их пример показывает развитые рыночные экономики, которые характеризуются высокоразвитой инфраструктурой рынка, четкими правилами для хозяйствующих субъектов и т. д. И хотя перенесение данного опыта в Россию не представляется возможным, его можно использовать как долгосрочный ориентир для экономической политики российского государства.
На основании анализа работ зарубежных экономистов и статистических данных по странам Западной Европы, Канаде, США и Японии установлено, что в условиях рыночной экономики расширение государственного вмешательства в экономику положительно влияет на благосостояние населения. Это положительное влияние выражается в государственной поддержке конкуренции на рынке, повышении уровня доходов малообеспеченных слоев населения и, как следствие из этого, сокращении степени расслоения населения этих стран по доходу.
Основными направлениями государственного регулирования экономики в этих являются:
— воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей;
— финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка и др., а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения).
Первое направление политики государства состоит в том, что продукция, наиболее соответствующая нуждам потребителей, будет выпускаться в условиях сохранения конкурентности на рынке. У потребителей появляется возможность приобретать необходимые им товары и услуги, повышая этим своё благосостояние. Но с другой стороны, занятое население получает доходы, необходимые для покупки товаров и услуг, с помощью продажи товаров заинтересованным потребителям.
Суть второго направления состоит в формировании доходов и поставка товаров и услуг той части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка (нетрудоспособной части).
В настоящее время исследователи в области экономики определяют в качестве основных причин низкого благосостояния России:
1) нехватку качественных продуктов питания и других товаров первой необходимости;
2)низкий уровень состояние жилого фонда, понижение доступности жилья (недоступность ипотечного кредитования) и жилищно-коммунальных услуг;
3)ухудшение качества и доступности здравоохранения и образования.
Все причины низкого уровня благосостояния в нашем государстве можно разделить на две категории:
1) недостаточно ориентированная на нужды потребителей структура производства;
2) маленький объем социальных обязательств, которые могут обеспечить доход незанятой (нетрудоспособной) части населения и производство общественных благ.
Внося изменения в конкурентную рыночную среду и структуру производственной экономики России (оказывая влияние с помощью экономической политики), государство может нацелить производственную сферу на интересы потребителей.
С помощью этого будет разработана платформа для большей обеспеченности населения товарами потребления, жильём и другими услугами. Необходимо также постепенно повышать объем социальных обязательств государства, что позволит увеличить доход для определенных категорий населения, а также улучшить уровень и качество услуг образования, здравоохранения, охраны правопорядка и др.
С помощью внесений значительных изменений в производственную структуру экономики России и повышению социальных обязательств государства, возможно повышение уровня благосостояния населения.
В условиях экономики развитых стран мира, носящей социально-ориентированный характер, задачи государственного регулирования экономики согласованы с основными тенденциями экономической политики.
Вышесказанное даёт возможность сделать вывод о том, что зарубежный опыту по укреплению социальной направленности рыночной экономики, может быть применен как ориентир при формировании стратегии экономической политики на длительный период.
На сегодняшний день изучаются такие стратегии производственного развития, как модернизация экономики (быстрое развитие наукоемких отраслей) и вступление России на этой основе на рынок мирового хозяйствования, производственной базы российской экономики, развитие импортозамещающих отраслей на ее основе и ограниченное участие в международном разделении труда и др.
Однако вопрос о стратегии развития производства России в данной работе рассматривается с позиции увеличения уровня благосостояния государства.
Государство, оказывая влияние на структуру производства и конкурентную рыночную среду, проводит крупномасштабную структурную перестройку экономики, которая нацелена на развитие импортозамещающего производства предметов потребления.
На данный момент производственная база экономики России является устаревшей, в связи с этим её структурная перестройка связана с восстановлением производственной базы.
Иными словами, это говорит о вливании инвестиций в легкую и пищевую промышленность, для создания и обновления основного капитала, а также инвестиций в развитие оборудования для производства предметов потребления.
Анализ основных методов стимулирования инвестиционных процессов показал, что для России самыми действенными способами мобилизации инвестиционного процесса являются:
1) льготы для инвесторов в сфере налогов;
2) расширение государственной инвестиционной программы до объема, соответствующего не менее 40% чистых реальных инвестиций.
Повышение благосостояния населения, как и проведение структурной перестройки, тесно связано с необходимостью повышения размеров социальной ответственности страны.
Экономическая деятельность государства в России позволяет выявить меры экономической политики, направленные на улучшения благосостояния населения нашей страны.
Важную роль играет в данном случае совместное применение этих мер, поскольку по опыту передовых зарубежных стран, можно отметить высокие результаты уровня благосостояния населения.
Реформы, проводимые государством в последние годы в налоговой и бюджетной сферах, лишь отчасти согласуются с вышеизложенным комплексом мер.
Можно отметить и недостаточное увеличение инвестиционной активности, необходимой для обновления производственной базы российской экономики.
Чтобы определить главные направления влияния государства на экономическую сторону жизни, приводящего к увеличению уровня благосостояния, был исследован опыт экономически развитых стран.
В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, а также финансирование социальных обязательств государства.
На основании изложенного сделаем ряд выводов: Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, и это положительно влияет на благосостояние населения России. Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
Список используемой литературы
1. http://publications.hse.ru/articles/88430448 Статья «Доходы и расходы российских домашних хозяйств: что изменилось в массовом стандарте потребления» Овчарова Л.Н., Попова Д.О.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
8. Байгереев, М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета Текст. / М. Байгереев // Человек и труд. 2001.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие благосостояния как экономической категории. Анализ проблемы благосостояния населения в экономической теории в условиях рыночной экономики. Исследование условий формирования благосостояния населения в современный период и его оценка в России.
курсовая работа [114,5 K], добавлен 24.08.2017
Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
курсовая работа [3,4 M], добавлен 21.02.2015
Теоретические подходы к определению уровня жизни. Показатели уровня жизни, его место в общей системе жизнедеятельности с учетом понятий благосостояния и качества жизни. Показатели уровня жизни: денежные доходы и расходы населения, уровень здравоохранения.
курсовая работа [318,7 K], добавлен 30.09.2010
Причины и последствия неравенства благосостояния. Взаимосвязь уровня и качества жизни, их показатели. Анализ доходов и расходов населения, уровня безработицы и жилищных условий в Беларуси. Проблемы социально-экономической политики и пути их решения.
курсовая работа [772,2 K], добавлен 14.12.2013
Основные показатели уровня жизни населения России. Совокупные показатели потребления. Анализ уровня жизни населения России. Анализ доходов и благосостояния населения. Программы повышения уровня жизни населения России.
курсовая работа [310,3 K], добавлен 12.05.2007