что значит благодарственный молебен ко господу
БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН
Каждый христианин должен не только просить у Бога дома и в храме потребных ему для души и тела благ, но и благодарить Его за оказанные благодеяния также и келейно, и в церкви. Священнослужители должны постоянно напоминать об этом своей пастве.
Последование благодарственного молебна
Иерей оболчен в епитрахиль и фелонь, став пред святою трапезою, и сию крестообразно покадив, творит начало сие: «Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».
Хор: «Аминь», чтец: Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалом 117-й; «Исповедайтеся Господеви, яко благ. «, «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Затем диакон произносит ектению: «Миром Господу помолимся» до прошения «О плавающих. » включительно. К обычным прошениям присоединяются специальные:
«О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся«.
«О еже не возгнушатися благодарением нас, непотребных рабов Своих, еже о приятых от Него благодеяниих, во смиренном сердце приносим; но яко кадило благовонное, и всесожжение тучное благоприятно Ему да будет, Господу помолимся«.
«О еже и ныне послушати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и доброе намерение и желание верных Своих, во благое всегда исполнити, и всегда, яко щедр, благодеяти нам, и Церкви Своей Святей, и всякому верному Своему рабу прошения даровати, Господу помолимся«.
«О еже избавити Церковь Свою Святую (и рабов Своих, или раба Своего имярек) и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых; здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся«.
Заканчивается ектения обычными прошениями: «Заступи, спаси, помилуй. «, «Пресвятую, Пречистую. » и возгласом священника: «Яко подобает Тебе всякая слава. «
«Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе«.
«Твоих благодеяний, и даров туне яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже прещедрый«.
Богородице, Христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая«.
По Евангелии диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже. » с дополнительными прошениями: «Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй«.
«Якоже ныне, милостивно услышал еси молитвы рабов Твоих, Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия Твоего, сице и в предняя не презирая, исполни во славу Твою вся благая хотения верных Твоих, и яви всем нам богатую милость Твою, вся нам согрешения презирая: молимся Ти, услыши и помилуй«.
«Благоприятно, яко кадило благовонное и яко тучная всесожжения, да будет, Всеблагий Владыко, благодарение сие наше пред величеством Славы Твоея, и низпосли всегда яко щедр рабом Твоим богатыя милости, и щедроты Твоя, и от всех сопротивлений видимых и невидимых врагов Церковь Твою Святую (обитель сию, или град сей, или весь сию) избави, людем же Твоим всем безгрешное со здравием долгоденствие, и во всех добродетелех преспеяние даруй, молим Ти ся, Всещедрый Царю, милостивно услыши и скоро помилуй«.
По окончании ектений священник возглашает: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш. «, хор: «Аминь», диакон: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», священник велегласно читает молитву:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей (или весь сию, или обитель сию) от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши«.
И тотчас велегласнейше возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков«, после чего поется великое славословие: «Слава в вышних Богу» или же песнь святого Амвросия, епископа Медиоланского: «Тебе Бога хвалим «
По окончании пения диакон: «Премудрость», чтец или хор: «Честнейшую херувим. «, «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».
Священник совершает обычный дневной отпуст и, благословляя верующих рукой, говорит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию, и щедротами, и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь«.
Благодарственный молебен — смысл и порядок
Узнайте все самое интересное и важное о благодарственном молебне, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Молебен — вид богослужения
Церковные Таинства составляют основу религиозной жизни верующих людей. Однако у христиан появляются потребности (требы), когда необходимо попросить Господа, Богоматерь и святых о чем-либо. Или, наоборот, поблагодарить за полученные блага. В Православной Церкви для этого имеется особый вид частных богослужений — молебны. Они, включая и благодарственный молебен, могут совершаться как совместно с общественными богослужениями, так и самостоятельно.
Что такое молебен
По своему составу благодарственный молебен схож с утреней (ежедневным богослужением суточного круга).
Молебны могут совершаться в церкви или по запросу верующих в частных домах. Время совершения молебна в храме строго не установлено. Это может быть перед Литургией или после нее, по окончании утрени или вечерни. В каждом конкретном случае время совершения молитвы оговаривается со священником индивидуально.
Молебны можно поделить на общественные и частные. Общественные служатся преимущественно в церкви. По традиции, эти молебны совершаются в дни храмовых праздников (в честь которых освящен храм). Также они могут совершаться во время бедствий (засухи, наводнения, эпидемий), военных действий. После совершения таких молебнов нередко бывает крестный ход.
Частные молебны служатся по просьбе верующих при определенных нуждах для получения Божьего благословения. Например, на пользование различных предметов, при отправлении в дальнее путешествие, во время болезней.
«Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Евангелие от Матфея,18: 20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах. Там их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу. От Него сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду»(архимандрит Клеопа Илие, 1912-1998).
Состав молебна
Молебен состоит из нескольких ектений (молитв-прошений). В его состав входят специальные прошения по случаю совершения молебна. Однако разные молебны имеют свои особенности. В одних случаях в них могут включаться каноны. В других — каноны отсутствуют. Третьи не содержат евангельское чтение. Чинопоследование описано в «Книге молебных пений» и в Требнике.
Так, например, со чтением канона предусмотрены молебны при засухе или непогоде. На Новый год или перед началом учебного года молебен служится без канона. Евангельское чтение не совершается во время чина благословения воинов, идущих на войну.
Молебны могут совершаться с малым водосвятием. Тогда они называются водосвятными.
Со чтением акафиста молебны служатся, как правило, перед чудотворной иконой и мощами святых. Также их используют, когда в храм для поклонения верующих привозят святыни.
Какие бывают молебны
Молебны по содержанию подразделяют на два вида: просительные и благодарственные.
Само название — просительные молебны — указывает на то, что они совершаются при возникновении определенной нужды. Либо при определенных событиях общественно-церковной или частной жизни. Это может быть путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, военные действия, эпидемия, неурожай.
Старец Паисий Святогорец (1924-2994), утешая одного паломника, давал ему такие наставления:
«Бог тебя помилует. Только молись просто и постоянно, прося смиренно Его милости для себя и для всех людей. Когда мы просим милости Божией и подвизаемся без лишнего страха, смиренно и любочестно, то Бог подаст и нам и всем другим всё необходимое».
Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу служится по просьбе верующих после получения помощи и всяких благодеяний Божиих.
«Насколько человек благодарит Бога и подвизается понудить себя из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает успокоить его» (священномученик Петр Дамаскин, 12 век).
Благодарственный молебен
Благодарственный молебен — что это такое? Святые Отцы учат, что все христиане должны не только просить у Господа различные блага для души и тела. Их обязанность — воздавать благодарение Ему за оказанные благодеяния. Преподобный авва Исаия (5-6 век) говорил: «Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарность».
Праведный Иоанн Кронштадтский, (1829-1908) в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» писал: «Для чего нужно за все благодарить Бога и добрых благотворительных людей? Больше для нашей же пользы. Чтобы нежнее, тоньше были чувства нашей души, чувство зависимости нашей во всем от Бога и от добрых людей, признательной к ним любви и чувство нашего ничтожества без Бога, чувство нашей немощи обойтись без помощи добрых людей».
Поэтому очень важно не забывать благодарить Господа и посещать благодарственные молебны, которые обычно совершаются в храме.
Последование благодарственного молебна
Благодарственный молебен совершается священником, который облачается в епитрахиль (длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и фелонь (риза в виде длинной и широкой накидки без рукавов).
В Чин благодарственного молебна входят начальные молитвы, псалом 117, тропари, обычные и специальные прошения. Совершается чтение Апостола и Евангелия, благодарственной молитвы. После священник совершает обычный дневной отпуст (краткую молитву).
Как заказать благодарственный молебен
Во многих церквях благодарственный молебен служится каждую неделю. Желающие участвовать в нем подают служащим в церковной лавке записки с именами (от кого приносится благодарность) на молебен с указание вида молебна (благодарственный).
Просимое христиане получают от Бога. Божья Матерь, ангелы и святые угодники являются лишь ходатаями (посредниками) между человеком и Творцом. Если в душе верующего возникла потребность поблагодарить Пресвятую Богородицу и святых, то для этого каждый сам может прочитать дома акафист.
«А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся. То есть проводим благочестивую христианскую жизнь. Это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния» (иеромонах Дорофей Баранов).
Молитва из благодарственного молебна Господу Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна, и человеколюбия неизследимая пучина; ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом яко раби недостойнии благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на рабех Твоих (на рабе Твоем) бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем, и величаем, и припадающе паки благодарим, Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще.
Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти, и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя в Твоей и искренняго любови и во всех добродетелех преспевающих, Твоя благодеяния всех верных Твоих получити, Церковь Твою Святую, и град сей от всякаго злаго обстояния избавляя, и мир, и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом, во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и преблагая глаголати и воспети сподобиши. Аминь.
Правила заказа благодарственного молебна Господу и образец записки
Молебен благодарственный, посвященный Господу Богу нашему – церковный обряд, направленный на вознесение благодарности Всевышнему и прошения его милости. Выполняя молебен, прихожане выказывают любовь и уважение к деяниям Бога, показывая тем самым, что они признательны за его помощь в мирских делах. Как правильно проводится молебен и что необходимо делать в процессе его проведения, разберемся ниже.
Что собой представляет благодарственный молебен
Само понятие благодарственного молебна зародилось еще при жизни Иисуса Христа и связано с его чудотворными деяниями. Согласно Евангелию, во время своих путешествий Господь наш, Иисус Христос, встретил 10 человек, больных проказой. Они стали отщепенцами среди своих соотечественников, и никто не хотел протянуть им руку помощи.
Тогда Иисус собрал их вместе, после чего избавил страждущих от телесного недуга. Счастливчики разошлись по своим семьям, и лишь один вернулся к спасителю с благодарственными речами.
Подобная неблагодарность исцеленных опечалила Бога, и в дальнейшем был придуман обряд, который служит напоминанием о необходимости помнить добрые поступки.
На сегодняшний день существует большое количество благодарственных молебнов, которые можно посвятить:
Из каких частей состоит
Любой благодарственный молебен, направленный на восхваление деяний Всевышнего, состоит из:
Канон
Каноном при чтении молитв называют особый жанр церковного гимна, основная цель которого заключается в вознесении хвалебных речей святым или значимым событиям для всего христианского мира. Канон делится на отдельные молитвенные песнопения, которые называются:
Обратите внимание! Из-за нарушения единства слога во время перевода молитв на славянский язык тропарь в православных церквях не поют, а читают.
Тропарь
Тропарем именуют небольшое молитвенное песнопение, в процессе которого происходит пояснение сути празднуемого события. В каноне тропарь следует после чтения ирмоса. Их молитвенный речитатив совпадает, что позволяет исполнять хвалебное песнопение в едином ритме.
Структура тропаря выглядит следующим образом:
Ектения
Под ектенией подразумевают совместное моление, в процессе проведения которого священник озвучивает молебные прошения, а церковный хор подчеркивает каждое из них фразами «Подай, Господи» или «Господи, помилуй».
По мнению большинства священников, ектения – молитва, предназначенная для пробуждения внимания прихожан. Из-за этого она разбита на ряд коротких обращений, которые усиливаются при помощи восклицаний.
Чтение святого Евангелия
Святое Евангелие – слово Божье, при помощи которого верующим открывается Воля Его. Чтение Святого Писания должно сопровождаться повышенным вниманием к тексту и благоговением перед Господом Богом.
Каждое слово в тексте имеет глубокий смысл. Не стоит относиться к тексту пренебрежительно, как к очередному рутинному ритуалу.
Многие богословы сходятся во мнении, что Евангелие – ключевая книга для всего человечества, в которой заключены воля и величие самого Христа. В процессе чтения священного текста у многих прихожан складывается ощущение, что сам Бог снисходит с небес, прислушиваясь к человеческим нуждам.
Обратите внимание! «Евангелиос» в переводе с греческого означает «благая весть».
Благодарственная молитва
Благодарственная молитва – обращение к Господу Богу, основная цель которого – отблагодарить Всевышнего за помощь и заботу. Целью молитвы является напоминание верующим о том, что даже в тяжелых жизненных ситуациях стоит не только просить о помощи, но и благодарить за ее ниспослание.
Святые отцы рекомендуют возвести эту традицию в ряд ежедневных привычек. Таким образом вы существенно повысите свой духовный настрой, а в жизни намного чаще станут происходить добрые события, поднимающие жизненный тонус и уверенность в собственных силах.
Способы проведения
Благодарственный молебен Господу проводится в разных формах, среди которых ключевыми являются:
Общий
Общий обряд используется в церквях при проведении больших празднеств, когда в церковь приходит большое количество верующих для вознесения хвалебных молитв Господу Богу. В такие дни священник обращается к Всевышнему от лица всех прихожан, собравшихся в храме, что укрепляет веру и успокаивает дух.
Как правило, такие молитвенные богослужения затягиваются на длительный период времени, так как озвучиваются прошения множества людей. Также организуется ритуал последования молебна, который может проводиться как в самом храме, так и на свежем воздухе.
Уединенный
Уединенные моления применяются в том случае, когда верующему требуется обратиться к Господу Богу лично, а его переживания не предназначены для большого количества ушей. В таких обращениях к Всевышнему человек смиренно просит помощи в делах, на реализацию которых у него нет духовных и физических сил. Подобные молитвы разрешается проводить дома.
Как правильно заказать
При заказе благодарственного молебна требуется знать правила поведения и правильную последовательность действий. Обычно это не составляет проблем для опытных верующих, не первый раз посещающих подобные мероприятия.
Как пишется записка
Записку для благодарственной молитвы требуется писать следующим образом:
Правила подачи
Подается заявление при помощи любого члена семьи. Следует учитывать некоторые нюансы:
Свечи
На службу необходимо купить несколько свечей, освященных в храме. Точное количество свечей, достаточных для проведения благодарственной молитвы, можно уточнить у служительницы, занимающейся их продажей.
Как правильно молиться во время службы в церкви
Во время проведения молебна в церкви соблюдайте следующие правила:
Что еще нужно знать
Главное, что стоит знать перед посещением любого храма или молитвой на дому – вы должны искренне верить в Бога. Если молитва идет от чистого сердца, то все пожелания обязательно сбудутся.
Обратите внимание! Во время молитвы ни в коем случае не просите навредить кому-нибудь. Такие молитвы никогда не будут услышаны, а негатив позже вернется к вам в троекратном размере.
Молитва благодарности Господу Богу за всё
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Благодарность – это то немногое, что мы можем дать Господу в обмен на все те дары, которыми Он нас оделяет. И под дарами подразумеваются не только жизнь, любовь и счастье, но и скорби, и испытания. Ведь все, что с нами случается каждый день, происходит сообразно с Промыслом Божиим.
Благодарение – это…
«Православная энциклопедия» дает исчерпывающее определение благодарения:
«[греч. εὐχαριστία], выражение хвалы и прославления Бога, Подателя всех благ; вид христианской молитвы.
В Священном Писании Благодарение – глубинный религиозный ответ твари Богу, с благоговейным трепетом созерцающей Его величие и славу».
Благодарственная молитва – это…
Благодарственная молитва, как следует из названия, это такая молитва, в которой верующий благодарит Господа:
Тексты благодарственных молитв записаны в молитвослове. Но те, кто не знает слов молитвы, могут обратиться к Господу словами, которые идут от сердца. Потому что главное здесь не точность слов, а искренность.
Зачем молиться по молитвослову
Но и пренебрегать молитвословом, который содержит тексты молитв составленных святыми отцами, не следует. Они дают правильный душевный настрой, через годы и тысячелетия передают молитвенный опыт и дух автора.
«Они часто так расстроены и разлажены, что чистого звука добиться на них непросто. И вот, чтобы наша молитва не была какофонией, мы обращаемся за помощью к святым, как к камертону духовной жизни»- говорит он.
Благодарения за всякое благодеяние Божие
Когда человека преследуют неудачи в отношениях, на работе и в других делах, даже не воцерковленные и не особенно верующие люди обращаются к Богу за помощью. И Господь, так как Он любит каждое свое создание, нередко отвечает на эти молитвы. Но стоит жизни измениться к лучшему – о Боге тут же забывают.
Так, Евангелие от Луки рассказывает нам о том, как Спаситель встретил группу прокаженных и исцелил их от страшного недуга. Обрадованные, они отправились своей дорогой, и только один вернулся, чтобы поблагодарить за исцеление.
Не говоря уже о том, что многие вещи, которые нас окружают, воспринимаются как должное. И далеко не все понимают, что за это нужно благодарить.
Но ведь все, что у нас есть, каждая мелочь суть Божие благодеяние. Мы встречаем новый день, видим голубое небо, слышим детский смех на кухне – и все это уже чудо и Его любовь. Иоанн Златоуст писал:
Вот почему мы должны обращаться к Господу в благодарственной молитве. Чтобы душа не была бесчувственной. Потому что бесчувственная душа и самого большого чуда узреть не сможет.
Текст молитвословий
Тропарь, кондак, величание
Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́мТи: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.
Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии, сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рднопритека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́муДу́ху, и ны́не и при́сно и во ве́кивеко́в. Ами́нь.
Богородичен: Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречи́стая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.
Молитва
Благодари́м Тя, Го́споди Бо́же наш, о всех благодея́ниих Твои́х, я́же от пе́рваго во́зраста до настоя́щаго в нас, недосто́йных, бы́вших, о и́хже ве́мы и не ве́мы, о явле́нных и неявле́нных, я́же де́лом бы́вших, и сло́вом: возлюби́вый нас, я́коже и Единоро́днаго Твоего́ Сы́на о нас да́ти изво́ливый. Сподо́би и нас досто́йны бы́ти Твоея́ любве́.
Даждь сло́вом Твои́м му́дрость и стра́хом Твои́м вдохни́ кре́пость от Твоея́ си́лы, и а́ще что хотя́ще или́ не хотя́ще согреши́хом, прости́, и не вмени́ и сохрани́ ду́шу на́шу свя́ту, и предста́ви ю́ Твоему́ престо́лу, со́весть иму́щу чи́сту, и коне́ц досто́ин человеколю́бия Твоего́. И помяни́, Го́споди, всех призыва́ющих и́мя Твое́ во и́стине: помяни́ всех, бла́га или́ сопроти́вная нам хотя́щих: вси бо челове́цы есмы́, и всу́е всяк челове́к. Те́мже мо́лимся Тебе́, Го́споди: пода́ждь нам Твоего́ благоутро́бия ве́лию ми́лость.
Перевод: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за все благодеяния Твои, которые с самого детства до нынешнего дня над нами, недостойными, совершились: о тех, что мы знаем и не знаем, о явных и сокрытых, делом бывших и словом. Ты так возлюбил нас, что и Единородного Твоего Сына за нас отдать благоволил. Сподоби и нас быть достойными Твоей любви. Даруй нам словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоей силы, и если мы в чём вольно или невольно согрешили, прости и не вмени.
И сохрани душу нашу в святости, и поставь её пред Твоим престолом имеющей чистую совесть, и дай ей конец, достойный человеколюбия Твоего. И вспомни, Господи, всех призывающих имя Твоё во истине: вспомни всех, желающих нам доброго или враждебного: ибо все мы люди, и суетен всякий человек. Поэтому молимся Тебе, Господи: подай нам Твоего милосердия великую милость.
Хвалебный гимн: «Тебе Бога хвалим»
Эту хвалебную песнь – радостный гимн благодарения Богу, приписывают святителю IV века Амвросию Медиоланскому.
Свт. Амвросий Медиоланский. Мозаика капеллы Сан-Витторе базилики Сант-Амброджо в Милане. Ок. 470 г.
Этот гимн часто исполняют на благодарственных молебнах или перед Причастием. Слова святого читают также дома, особенно, когда хочется выразить сугубую благодарность Христу за Его благодеяния. К тому же чтение гимна – своего рода вхождение в духовное общение с его святым автором, приобщение к его опыту.
Молитва
Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́ велича́ет; Тебе́ вси А́нгели, Тебе́ Небеса́ и вся Си́лы, Тебе́ Херуви́ми и Серафи́ми непреста́нными гла́сы взыва́ют: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Бог Савао́ф, по́лна суть Небеса́ и земля́ вели́чества сла́вы Твоея́. Тебе́ пресла́вный апо́стольский лик, Тебе́ проро́ческое хвале́бное число́, Тебе́ хва́лит пресве́тлое му́ченическое во́инство; Тебе́ по всей вселе́нней испове́дует Свята́я Це́рковь:
Отца́ непостижи́маго вели́чества, покланя́емаго Твоего́ и́стиннаго и Единоро́днаго Сы́на, и Свята́го Уте́шителя Ду́ха. Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́; Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва; Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное; Ты одесну́ю Бо́га седи́ши во сла́ве О́тчей, Судия́ приити́ ве́ришися.
Тебе́ у́бо про́сим: помози́ рабо́м Твои́м, и́хже честно́ю Кро́вию искупи́л еси́, сподо́би со святы́ми Твои́ми в ве́чной сла́ве Твое́й ца́рствовати. Спаси́ лю́ди Твоя́, Го́споди, и благослови́ достоя́ние Твое́, испра́ви я́, и вознеси́ их во ве́ки. Во вся дни благослови́м Тебе́, и восхва́лим и́мя Твое́ во век, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; бу́ди ми́лость Твоя́, Го́споди, на нас, я́коже упова́хом на Тя; на Тя, Го́споди, упова́хом, да не постыди́мся во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников.
Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь, Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девического чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя:
«Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь.
Благодарственный акафист: Слава Богу за все!
Бывает и такое: человек желая помолиться, поговорить с Богом, берет молитвослов в руки, но слова непонятны, путаются, он раздражается и бросает… Тогда стоит помолиться словами акафиста «Слава Богу за всё». Он выделяется среди произведений этого жанра тем, что написан современным классическим русским языком в духе поэтов «серебряного века».
После долгих споров РПЦ признала данное творение каноническим, с пометкой: «для общецерковного применения не предназначен». Но, келейно можно и должно славословить и благодарить Творца понятным современному человеку языком, лишь бы сердце молящегося отзывалось.
В чем смысл благодарственных молитвословий
В 3-м кондаке молящийся говорит:
И это означает, что человек признает свою ничтожность. Ведь многие живут в заблуждение, будто добились сами всего, что у них есть. Конечно, человек наделен свободой воли и правом выбора. Но все дары, что ниспосланы людям, даже, на первый взгляд незначительные – они от Господа.
Если человек здоров, у него есть крыша над головой и хлеб насущный, с его семьей и близкими все благополучно – это благодеяния Божии.
Читая благодарственную молитву, человек смиряет свою гордыню и самолюбие, признает, что он – только слуга. Благодаря Господа, христианин полностью доверяет Ему свою жизнь и судьбу. И тем достигает кротости и смирения – высших христианских добродетелей.
Фото Алины Шадриной
Как правильно благодарить Господа за помощь?
Главное правило благодарности – искренность. Она должна идти от сердца, из глубины души. Молитва, прочитанная формально, не имеет никакой ценности. Нужно не просто благодарить, но испытывать благодарность.
Вот несколько полезных советов святых отцов, которые могут пригодиться тому, кто хочет поблагодарить Господа, но не знает, как это сделать:
Иногда люди опасно заблуждаются, думая, что размер свечи или суммы пожертвования позволит выразить благодарность лучше. Но это не так. Благодарите Творца своей жизнью, праведными поступками, добром и милосердием. А поможет в этом молитва, которую следует читать каждый день.
Ежедневное молитвенное правило
Русская поговорка гласит: тот, кто хочет сделать, находит возможности, а кто не хочет – отговорки. Примерно так же отвечал Митрополит Московский Иннокентий людям, которые спрашивали, совершают ли они грех, если не молятся из-за недостатка времени:
«…не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться».
Иноки пребывают в молитве почти все время, совершая ее и утром, и вечером, и перед чтением Святого Писания, и перед началом любого дела, и перед сном, а иногда – и всю ночь. Конечно, у них особое служение, и никто не требует того же от мирян. Но для людей, живущих в миру, существует утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно может быть полным и кратким – краткого обычно достаточно, если день действительно очень насыщенный.
По пробуждении возносят молитвы:
На сон грядущий следует читать:
Преподобный Серафим Саровский создал еще один вариант молитвенного правила – для тех, кто слишком опустошен для полноценной молитвы: читать утром трижды «Отче Наш», «Богородице Дево, радуйся» и единожды «Символ веры». Преподобный говорил также и о том, что не важно, стоит при этом человек на коленях, идет работать или трудится. Если он при этом обращается к Богу, молитва будет услышана.
Исполняя сугубый молитвенный подвиг, прп. Серафим молился 1000 дней и ночей на камне в лесной глуши
Примеры благодарения из утреннего и вечернего правила
Иоанн Златоуст говорил, что благодарность приближает божиих тварей к Творцу. А потому все псалмы и молитвы пронизаны ею. Особенно те, которые входят в молитвенное правило. Всякий христианин должен начинать утро с благодарности и ею же завершать день.
Утренняя благодарность заключена в молитве «Ко Святой Троице»:
Здесь мы снова видим признание в собственной ничтожности, которую, тем не менее, Господь прощает и все равно посылает нам и хлеб насущный, и Любовь. И за эту милость верующие благодарят Создателя.
В молитве Василия Великого, которая входит в полное молитвенное правило, молящийся также благодарит Господа от лица всех христиан за его милосердие:
В вечерней молитве верующие просят защиты от зла на грядущую ночь, чтобы затем, снова восстав, вознести благодарность:
И заканчивают словами о том, что будет новый день. И если суждено человеку встретить солнце, он снова воспоет милость Божию, благодаря за это чудо:
Что такое благодарственный молебен?
Благодарственный молебен – важный ритуал в православной церкви, призванный напомнить верующим о том, сколько чудес являет Господь ежедневно.
Это коллективная молитва христиан, в которой звучат слова благодарности к Иисусу Христу, Матери Божьей или Святым Угодникам.
Молебен состоит из 5 частей:
Благодарность за благодеяние
Само собой разумеется благодарить Господа за чудесное исцеление, избавление от опасности или другого зла. Возносить благодарственную молитву за каждый прожитый день тоже нужно.
Но важно также уметь говорить «спасибо» за те вещи, которые люди по неразумению своему считают плохими. Конфликты, неприятности, бедность, тяжелые болезни, трудная жизнь и несправедливость. Все это дается нам не просто так. Если мы испытываем лишения, значит, таков промысл Божий о нас, Он через испытания выводит на правильный путь — главное довериться.
Как говорил любимый греками святой мученик Иоанн Русский, большую часть жизни проживший в плену, на конюшне:
«Если Бог уготовал мне такую судьбу, значит, это нужно для спасения моей души».
И святой был, конечно, прав.
Тот, кто верит, не может быть неблагодарным. Потому что он всецело принимает волю Божию и видит, что каждое событие – это благодеяние.
Неблагодарность
Неблагодарность — это грех. И она проявляется не только в отсутствии благодарности за добро, но и в неправильном отношении к жизни. Чудеса окружают нас каждый день, но многие их не видят, считая земное существование тяжким и безрадостным.
Сердце, в котором нет благодарности, неспособно к вере. Потому что вера есть всегда – и когда случаются чудеса, и когда не случаются. Иоанн Златоуст писал об этом так:
О Благодарственных молитвах по Святом Причащении
Вкушая Святые Дары во время Причащения, верующие не только соединяются с Богом, но и вспоминают о великой Искупительной Жертве. И после Таинства благодарственные молитвы читают в храме. Однако не возбраняется читать их и дома, в одиночестве или всей семьей.
Ропща на Господа за посланные испытания, люди, упавшие на землю и замаравшиеся в грехах, бьют по руке, которую им протягивают, чтобы вытащить на свет Божий. И благодарность – единственный ключ, который способен открыть сердце. Но достаточно сделать над собой усилие и прочесть молитву, когда особенно тяжело, и душа успокоится. Потому что тревожиться не о чем. Что бы ни принес новый день – все это дано для нашего спасения, а Пути Господни неисповедимы.
Арина Зубкова
Благодарственные молитвы по Святом Причащении (текст)
Молитва
Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же.
Благода́рственнаямоли́тва, 1‑я
Благодарю́ Тя́, Го́споди, Бо́жемо́й, я́ко не отри́нулмя́ еси́ гре́шнаго, но о́бщникамя́ бы́тисвяты́ньТвои́хсподо́билеси́. Благодарю́ Тя́, я́ко мене́ недосто́йнаго причасти́тися Пречи́стых Твои́х и Небе́сных Даро́в сподо́бил еси́.
Но Влады́ко Человеколю́бче, на́с ра́ди уме́рый же и воскресы́й, и дарова́вый на́м стра́шная сия́ и животворя́щая Та́инства во благодея́ние и освяще́ние ду́ш и теле́сна́ших, да́ждь бы́ти си́м и мне́ во исцеле́ние души́ же и те́ла, во отгна́ние вся́каго сопроти́внаго, в просвеще́ние о́чию се́рдца моего́, в ми́р душе́вных мои́х си́л, в ве́ру непосты́дну, в любо́вь нелицеме́рну, во исполне́ние прему́дрости, в соблюде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние;
да во святы́ни Твое́й те́ми сохраня́емь, Твою́ благода́ть помина́ю всегда́, и не к тому́ себе́ жи́ву, но Тебе́, на́шему Влады́це и Благоде́телю; и та́ко сего́ жития́ исше́д о наде́жди живота́ ве́чнаго, в присносу́щныйдости́гнупоко́й, иде́же пра́зднующих гла́с непреста́нный, и безконе́чная сла́дость, зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную.
Ты́ бо еси́ и́стинное жела́ние, и неизрече́нное весе́лие лю́бящих Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, и Тя́ пое́т вся́ тва́рь во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты удостоил.
Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение. Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля.
И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.
Моли́тва 2‑я, святого Васи́лия Великого
Влады́ко Христе́ Бо́же, Царю́ веко́в, и Соде́телю все́х, благодарю́ Тя́ о все́х, я́же ми́ по́дал благи́х, и о причаще́нии пречи́стых и животворя́щихТвои́х Та́инств. Молю́ у́боТя́, Бла́же и Человеколю́бче: сохрани́ мя́ под кро́вом Твои́м, и в се́ни крилу́ Твое́ю; и да́руй ми́ чи́стою со́вестию, да́же до после́дняго моего́ издыха́ния, досто́йно причаща́тися святы́ньТвои́х, во оставле́ние грехо́в, и в жи́знь ве́чную. Ты́ боеси́ хле́б живо́тный, исто́чник святы́ни, Пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́кивеко́в. Ами́нь.
Владыка Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Моли́тва 3‑я, прп. Симео́на Метафра́ста
Да́вый пи́щу мне́ пло́ть Твою́ во́лею, о́гньсы́й и опаля́яй недосто́йныя, да не опали́ши мене́, Соде́телю мо́й; па́че же пройди́ во у́ды моя́, во вся́ соста́вы, во утро́бу, в се́рдце. Попали́ те́рние все́х мои́х прегреше́ний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышле́ния. Соста́вы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чу́вств просвети́ просту́юпятери́цу. Всего́ мя́ спригвозди́ стра́ху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохрани́ мя́ от вся́каго дела́ и сло́ва душетле́ннаго.
Очи́сти и омы́й, и украси́ мя́; удобри́, вразуми́, и просвети́ мя́. Покажи́ мя́ Твое́ селе́ниееди́нагоДу́ха, и не ктому́ селе́ние греха́. Да я́ко Твоего́ до́му, вхо́дом причаще́ния, я́ко огня́ мене́ бежи́т вся́к злоде́й, вся́ка стра́сть. Моли́твенники Тебе́ приношу́ вся́ святы́я, чинонача́лия же безпло́тных, Предте́чу Твоего́, прему́дрыя Апо́столы, к си́м же Твою́ нескве́рную чи́стую Ма́терь, и́х же мольбы́ Благоутро́бне приими́, Христе́ мо́й, и сыно́м све́та соде́лай Твоего́ служи́теля. Ты́ боеси́ освяще́ние и еди́ныйна́ших, Бла́же, ду́ш и све́тлость; и Тебе́ лепоподо́бно, я́ко Бо́гу и Влады́це, сла́ву вси́ возсыла́ем на вся́к де́нь.
Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою.
Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь.
Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.
Моли́тва 4‑я
Те́ло Твое́ Свято́е, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́жена́ш, да бу́дет ми́ в живо́тве́чный, и Кро́вь Твоя́ Честна́я во оставле́ниегрехо́в: бу́ди же ми́ благодаре́ние сие́ в ра́дость, здра́вие и весе́лие; в стра́шное же и второ́е
прише́ствие Твое́ сподо́бимя́ гре́шнаго ста́ти одесну́ю сла́выТвоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и все́хсвяты́х.
Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам всечистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.
Моли́тва 5‑я, ко Пресвято́йБогоро́дице
Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, све́те помраче́нныя моея́ души́, наде́ждо, покро́ве, прибе́жище, утеше́ние, ра́дование мое́, благодарю́ Тя́, я́ко сподо́била мя́ еси́ недосто́йнаго, прича́стника бы́ти Пречи́стаго Те́ла и Честны́я Кро́ве Сы́на Твоего́. Но Ро́ждшая и́стинный Све́т, просвети́ моя́ у́мныя о́чи се́рдца; Я́же Исто́чник безсме́ртия ро́ждшая, оживотвори́ мя́ умерщвле́ннаго грехо́м;
Я́же ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, поми́луймя́, и да́ждь ми́ умиле́ние и сокруше́ние в се́рдцемое́м, и смире́ние в мы́слехмои́х, и воззва́ние в плене́ниих помышле́ний мои́х; и сподо́би мя́ до после́дняго издыха́ния, неосужде́нно приима́ти пречи́стых Та́иносвяще́ние, во исцеле́ние души́ же и те́ла. И пода́ждь ми́ сле́зы покая́ния и испове́дания, во е́же пе́ти и сла́вити Тя́ во вся́ дни́ живота́ моего́, я́ко благослове́нна и препрoславленна еси́ во ве́ки. Ами́нь.
Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвленного грехом.
Милостивого Бога любящая милосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленен бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и славить Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.
Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м все́х люде́й, све́т во открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х, Изра́иля.
Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов: свет во откровение язычникам и славу народа Твоего, Израиля.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды и три поклона)
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́муДу́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́кивеко́в. Ами́нь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.,
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́муДу́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Если совершалась Литургия святителя Иоанна Златоуста:
Тропа́рь свт. Иоа́ннуЗлатоу́стому, гла́с 8‑й
У́ст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́: не сребролю́бия ми́рови
сокро́вища сниска́, высоту́ на́м смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́ннеЗлатоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать, вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́муДу́ху.
Конда́к, гла́с 6‑й
От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ми вся́ учи́ши покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне, досто́йно хва́лим тя́: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.
Принял Ты с небес божественную благодать и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.
И ны́не, и при́сно, и во ве́кивеко́в, ами́нь.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рнозову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.
Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: “Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!”
Если совершалась Литурги́я святителя Васи́лия Великого:
Тропа́рь свт. Васи́лию Вели́кому, гла́с 1‑й
Во всю́ зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́м же боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́леси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, – царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́муДу́ху.
Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое це́ркве, подая́ все́м некра́домое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.
Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием, запечатлевая его твоими учениями, открывающий небесное Василий преподобный.
И ны́не, и при́сно, и во ве́кивеко́в, ами́нь.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь на́с, ве́рнозову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.
Если совершалась Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в:
Тропа́рь св. Григо́риюДвоеслову, гла́с 4‑й
И́же от Бо́га свы́ше боже́ственную благода́ть восприе́м, сла́вне Григо́рие, и Того́ си́лою укрепля́емь, ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́, отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́ всеблаже́нне: Его́же моли́, да спасе́т души́ на́ша.
Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путем Евангельским ты возжелал, – потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, – Его моли да спасёт души наши.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху.
Конда́к, гла́с 3‑й
Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́, и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие, ко огра́де небе́сней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́: ны́не же с ни́ми ра́дуешися, и лику́еши в небе́сных кро́вех.
Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.
И ны́не, и при́сно, и во ве́кивеко́в, ами́нь.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное, Хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́коБлага́я, на по́мощь на́с, ве́рнозову́щих Ти́: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя́.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем.
Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем.
Сла́ва Отцу, и Сы́ну, и Свято́муДу́ху. И ны́не, и при́сно, и во ве́кивеко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.
Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси меня, грешного.
Портрет старца Амвросия кисти отца Даниила (Болотова)
Советы и поучения Оптинских старцев
Оптинские старцы давали немало ценных советов тем, кто обращался к ним. Говорили они и о благодарности:
«Бог не презирает молитвы, но желания их иногда не исполняет единственно для того, чтобы по Божественному Своему намерению устроить все лучше. Что бы было, если бы Бог – Всеведец — совершенно исполнял наши желания? Я думаю, хотя не утверждаю, что все земнородные погибли». (Преп. старец Лев)
«Благодарите Бога, что чрез тление и изнурение состава Божьего очищается духовный ваш человек, хотя вы и видите себя в неисправности, о чем не оставляете сожаления и сколько можно хранитесь от падения. Так же воздержитесь от ропота. Все случаи принимайте посланными вам от Бога». (Преп. старец Иосиф)
Но, пожалуй, лучше всего смысл благодарности раскрывается в изречении Св. Иустина Философа, который жил в I в. н. э.: