что значит благословить бога
Благословение
Благослове́ние –
1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
5) (Бога) хвала Богу (см. напр. Великое славословие).
Формы благословения:
Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения.
Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!».
Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).
Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.
О благословении священника
– Мне приходилось слышать, что благословение надо брать редко, перед ответственным делом, относясь к этому крайне серьезно. Скажите, пожалуйста, несколько слов о благословении.
– Благословение – это призвание благодати на дела и жизнь человека; освящение, прежде всего, самого человека. На благословение надо смотреть как на священнодействие. На каждой литургии весь народ получает благословение от служащего священника. На что он благословляет? Не на конкретное дело, а на христианскую жизнь, на борьбу с грехом, на волевое стремление к вечному спасению. Что же касается благословения на определенное дело, то лучше брать его у своего духовного отца, после того как вы изложите ему суть вопроса.
– Надо брать благословение на какое-то дело на стадии принятия решения или когда мы уже приступаем к задуманному?
– Благословение бывает двух видов: или мы предоставляем священнику право решать – нужно или не нужно предпринимать задуманное дело, или же мы уже приняли сами решение и просим благословение как помощь Божию в его исполнении. Чем раньше взять благословение перед началом дела – тем лучше. Если ваши намерения Богу неугодны или вам неполезны, то благословение воспрепятствует их совершению.
– Как быть? Один священник благословляет, другой нет. Вопрос связан с работой.
– Вы сделали ошибку в том, что, взяв благословение у одного священника и, как видно, будучи недовольным, пошли к другому. Я оказался третьим. Если вы верите в силу священнического благословения, то надо поступить так, как сказал первый священник. Желаю вам успехов в ваших делах.
Благословение
Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.
Фото: Православие.Ru/Иером. Игнатий (Шестаков) Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.
Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)
Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.
Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:
«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.
Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.
Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.
Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.
Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.
Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.
«Бог благословит!»: почему так говорят священники, давая благословение
Когда хочется пожелать удачи человеку в каком-то серьезном вопросе или поддержать его при принятии решения, христиане нередко произносят фразу «Благослови тебя Господь!». Тем самым они как бы выражают надежду, что Бог поможет этому человеку поступить правильно или убережет его в трудной ситуации. Когда же подобная помощь требуется им самим, православные верующие обращаются за благословением к служителям церкви. Однако далеко не все знают, что на самом деле означает благословение и у кого именно его следует просить.
Само слово «благословение» можно разделить на «благо» и «слово». Теологи же отмечают, что Благо — одно из имен Бога, поскольку: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Получается, что слово Господа и есть Он Сам, неотделимый от блага и желающий людям только благ, а благословение — это Его помощь и одобрение.
В связи с этим в сложных жизненных ситуациях верующие люди ищут поддержки и наставления Бога, то есть им нужно Его благословение для решения определенных задач и проблем. За помощью к Господу они могут обращаться также в церкви или просто во время молитв, однако для того, чтобы точно быть «услышанными», просят благословения и у священнослужителей.
Архимандрит Амвросий (Юрасов) объясняет это так: «Священник является проводником благодати Божией». То есть когда человек просит благословения у служителя церкви, Бог сначала благословляет последнего, а уже сам священник передает Его благословение просящему. Привычный поцелуй руки священнослужителя при этом не означает, что человек целует руку священника, поясняет архимандрит: он прикладывается к Руке Господа.
К тому же люди, которые хотят получить благословение, не могут узнать, благословил ли их Господь. Поэтому Он оставил на земле своих наместников и наделил их властью быть посредниками между Ним и людьми. Таким образом, отмечает Амвросий: «Благодать Божия нисходит на верующих через священника». Именно с этим связан тот факт, что служитель церкви дает благословение просящему со словами «Бог благословит», как бы подчеркивая Его волю на окончательное решение в том или ином вопросе.
Благословение могут давать не все служители церкви, а только те, кто наделен правом совершать священнодействие (или Евхаристию). Среди них священники и архиереи. К последним относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи, то есть высшие саны церковной иерархии. Дьякон, иподьякон и прочие служители рангом ниже не имеют права давать благословения.
К митрополитам и архиепископам обращаются словами «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше Высокопреосвященство». Если сан архиерея неизвестен, можно угадать его по некоторым отличительным особенностям. У архиепископа на клобуке присутствует крест с четырьмя концами из камней и поверх одежды он носит святой образ, а у митрополита сам клобук белого цвета.
Но есть ли отличия в благословении обычного священника и архиерея? Протоиерей Александр Рябков по этой теме цитирует слова Игнатия Богоносца: «Ничего не делай без епископа», которые он считает актуальными по сей день. Дело в том, что еще в древние времена, когда церковь распространила свое влияние и разрослась, появилась необходимость в том, чтобы епископ имел помощников для совершения таинств без своего присутствия. Так священники стали посредниками между простыми людьми и епископом.
При этом и сегодня священники остаются помощниками архиереев и должны учитывать их наставления, а также при необходимости просить совета для благословения. И хотя протоиерей считает, что священнодействие, совершенное епископом и священником, одинаково, он все же признает, что бывают случаи, когда следует обращаться именно к архиерею. Одновременно он отмечает: «Но здесь речь идет о благословении не как о некоем духовном толчке, потенции, даваемой на совершение человеком какого-то дела, но о решении, которое может принять только архипастырь». Сюда относятся сложные вопросы, относящиеся к совершению таинств — к примеру, отпевание человека, умершего при особых обстоятельствах, и т. д.
Дьякон Сергий Правдолюбов объясняет: «В православной церкви сохраняется преемственность апостольского служения. Через возложение рук апостолы своим ученикам передали дары Святого Духа, посланные в день Пятидесятницы, а ученики апостолов передали своим ученикам, и так происходит до наших дней. Поэтому архиерейское благословение — это апостольское благословение». Также он добавляет, что «Благословение архиерея и священника одинаково благодатно, только в лице архиерея мы видим живую апостольскую преемственность».
Что значит благословить Господа?
Юлия спрашивает: Как обычный человек, творение Божье, может благословлять Бога? Бог благословен и так, Он Святой. Имеет ли человек на это право? ведь, как мне кажется, только Богу возможно благословлять людей. Если же человек может благословлять Бога, то существуют ли какие-то ограничения по этому поводу? Спасибо.
Мир и радость вам от Господа неба и земли!
Чтобы понять смысл слова «благословить», когда оно исходит из уст человека и направлено к Богу, давайте вчитаемся в некоторые стихи книги Псалмов, помня, что перед нами образец еврейской поэзии, главная черта которой – параллелизм в выражении мысли, т.е. одна и та же мысль может быть выражена разными словами и фразами:
Пс.33:2 « Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (благословлю – восхвалю)
Пс.62:5 «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои ». (благословлю – вознесу руки в молитве)
Пс.144:10 «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои, да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего» (благословлять = проповедовать Божье могущество = дать всем знать о величии Его царства)
Русское слово «благословлять», на мой взгляд, очень хорошо передаёт смысл того, что имеет ввиду Библия, когда на иврите или греческом говорит о благословении.
Благ о слов ить – значит, произнести благое (доброе, одобряющее) слово в чьей-либо адрес, как бы поставить свою подпись под тем, на что направлен твой взгляд или твои мысли. Если ваш взгляд направлен на Бога, то вы безусловно, начнёте видеть, как Он благ к вам, как Он милостив и долготерпелив, вы увидите, что Он постоянно помогает вам, даёт вам пищу, одежду, силы зарабатывать деньги и мудрость их тратить, Он учит вас жить праведно и ненавидеть грех. и вы не сможете не воскликнуть: «Благословен Господь неба и земли!» или другими словами «К Тебе направлены все добрые слова, которые имею!»
Посмотрите, за что благословляли (говорили благие слова) Бога Его люди:
Быт.14:20 «благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои »
Втор.8:10 «когда будешь есть и насыщатьс я, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе ».
Руф.4:14 «И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! »
3Цар.8:56 «благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! »
2Пар.2:12 «И [еще] сказал Хирам: благословен Господь Бог Израилев, создавший небо и землю, давший царю Давиду сына мудрого »
Пс.15:7 «Благословлю Господа, вразумившего меня ; даже и ночью учит меня внутренность моя».
Пс.17:47 «Жив Господь и благословен защитник мо й! Да будет превознесен Бог спасения моего »
Пс.27:6 «Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих ».
С любовью в Господе благословенном и превознесённом,
Саша.
biblecomua
Твоя Библия
Ответы на библейские вопросы
Юлия спрашивает: Как обычный человек, творение Божье, может благословлять Бога? Бог благословен и так, Он Святой. Имеет ли человек на это право? ведь, как мне кажется, только Богу возможно благословлять людей. Если же человек может благословлять Бога, то существуют ли какие-то ограничения по этому поводу? Спасибо.
Мир и радость вам от Господа неба и земли!
Чтобы понять смысл слова «благословить», когда оно исходит из уст человека и направлено к Богу, давайте вчитаемся в некоторые стихи книги Псалмов, помня, что перед нами образец еврейской поэзии, главная черта которой – параллелизм в выражении мысли, т.е. одна и та же мысль может быть выражена разными словами и фразами:
Пс.33:2 « Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (благословлю – восхвалю)
Пс.62:5 «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои ». (благословлю – вознесу руки в молитве)
Пс.144:10 «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои, да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего» (благословлять = проповедовать Божье могущество = дать всем знать о величии Его царства)
Русское слово «благословлять», на мой взгляд, очень хорошо передаёт смысл того, что имеет ввиду Библия, когда на иврите или греческом говорит о благословении.
Благ о слов ить – значит, произнести благое (доброе, одобряющее) слово в чьей-либо адрес, как бы поставить свою подпись под тем, на что направлен твой взгляд или твои мысли. Если ваш взгляд направлен на Бога, то вы безусловно, начнёте видеть, как Он благ к вам, как Он милостив и долготерпелив, вы увидите, что Он постоянно помогает вам, даёт вам пищу, одежду, силы зарабатывать деньги и мудрость их тратить, Он учит вас жить праведно и ненавидеть грех. и вы не сможете не воскликнуть: «Благословен Господь неба и земли!» или другими словами «К Тебе направлены все добрые слова, которые имею!»
Посмотрите, за что благословляли (говорили благие слова) Бога Его люди:
Быт.14:20 «благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои »
Втор.8:10 «когда будешь есть и насыщатьс я, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе ».
Руф.4:14 «И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! »
3Цар.8:56 «благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! »
2Пар.2:12 «И [еще] сказал Хирам: благословен Господь Бог Израилев, создавший небо и землю, давший царю Давиду сына мудрого »
Пс.15:7 «Благословлю Господа, вразумившего меня ; даже и ночью учит меня внутренность моя».
Пс.17:47 «Жив Господь и благословен защитник мо й! Да будет превознесен Бог спасения моего »
Пс.27:6 «Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих ».
С любовью в Господе благословенном и превознесённом,
Саша.