что значит разбить текст на части
Практический материал «ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА ЧАСТИ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА»
Деление текста на части. Составление плана.
№ 1. Прочитайте рассказ «Мурка». Назовите количество частей в рассказе. Составьте план к рассказу. Перескажите его. Запишите.
У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки.
Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
№ 2. Прочитайте рассказ. Озаглавь его. Раздели этот текст на части. Запиши по плану.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было только на дне. Её, не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что воды стала выше и можно было пить. Вот так галка!
№ 3. Прочитайте рассказ «Ласточки».
«Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна».
— Ответьте на вопросы.
Логопед предлагает учащимся ответить на вопросы одним словом.
Что случилось с ласточкой? (Беда.)
Что оказали ласточке ее подруги? (Помощь.)
Где оказалась ласточка? (На свободе.)
— Деление рассказа на части.
«На сколько частей можно разделить рассказ? Придумайте название каждой части», — говорит логопед. Учащиеся вместе с логопедом составляют план рассказа.
Дети отвечают на вопросы логопеда.
— О чем вы будете рассказывать в первой части?
— О ком будете рассказывать во второй части?
— О чем расскажете в третьей части?
Дополнительный раздаточный материал
Прочитайте рассказ. Дайте ему название. Разделите его на части. Озаглавьте каждую часть. Составьте план рассказа и перескажите его по плану. Запишите его.
Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.
Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.
Так дети помогли Сереже выбраться из воды.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.
Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.
Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку и сломал ножку.
Пополз он к лесу. Увидел зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха.
Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, но ничего не смог сделать.
Олень бежал от преследователя. Много километров пробежал олень. Наконец он умерил бег и отдышался. Ему казалось, что он ушел от преследователя.
Когда олень повернул голову, он вновь увидел своего врага. И снова надо бежать. Ноги сильно устали. Израненные ноги оставляли на снегу следы крови.
И вот олень вышел на край тайги. Близко сверкал огнями поселок. Олень остановился, вскинул красивую голову. Он испуганно смотрел на огни, на шумный поселок. И вдруг олень ринулся вперед, к людям. Там он искал спасения он браконьера.
№ 5. Как ловят обезьян.
Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного орехов и ставят в лесу.
Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку. Набирает орехи в кулак. Рука, сжатая в кулак, не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи.
Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 8. Какие части можно выделить в тексте (части текста)
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, объединённых общей темой и связанных друг с другом по смыслу.
Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.
Основная часть текста— это главная часть текста.
Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня вы поговорите о построении текста, узнаете, из каких частей состоит текст. Научитесь находить в тексте его части.
Вы уже знаете, что такое текст. Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью. Признаки текста: целостность (раскрытие в тексте одной темы), связность (связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств), законченность (полное раскрытие темы в тексте). Текст состоит из нескольких частей. Давайте узнаем из каких.
Было тёплое осеннее утро.
Светило нежаркое солнце. Дул прохладный ветерок. Деревья были покрыты красивыми листьями. Под лёгким дуновением ветра и ласковыми лучами солнца листочки переворачивались и будто переливались.
Природа радовалась последним тёплым денькам.
Прочитайте только первое и последнее предложение в рассказе.
Они связаны между собой по смыслу. В них говорится об осени. Но только по этим двум предложениям вы не можете судить о содержании всего текста.
Прочитайте середину рассказа. По этому отрывку вы не можете сказать, что рассказ об осеннем дне.
Значит, чтобы получился понятный текст, надо его правильно построить.
В тексте должны быть начало, середина и концовка. В первой части текста – начале – вы готовите собеседника к тому, о чём пойдёт речь дальше.
В основной части раскрывается содержание высказывания.
Заканчивается текст концовкой. Эта часть делает текст законченным. Текст завершается.
У каждой части свое назначение.
Чтобы текст было удобно читать, каждая новая часть в тексте записывается с красной строки. Каждая такая часть текста называется абзацем.
Перед вами текст сказки, который рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы текст восстановился.
Как лисичка избавилась от крапивы на огороде
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? – спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Найдите первую часть— начало текста.
Вышла как-то лисичка на огород и видит, что много крапивы на нём наросло. Хотела было её повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться.
В первой части рассказывается, с чего началась история.
Найдите вторую часть текста— основную часть.
Уже хотела пойти в дом, да тут волк идёт:
— Здравствуй, кума, что ты делаешь?
А хитрая лиса ему и отвечает:
— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродилось. Завтра буду убирать да запасать её.
— А зачем? — спрашивает волк.
— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берёт. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.
В этой части рассказывается сама история.
Осталось найти третью часть— концовку.
Повернулась и ушла в домик спать. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на её огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить.
Последняя часть подводит итог, заканчивает рассказ.
Сегодня на уроке вы узнали, что текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание: Части текста.
Установите соответствия между частями текста и их названиями.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Подсказка:Начало(вступление) текста — это введение читателя в текст.Основная часть текста —это главная часть текста.Концовка текста — это завершение текста, подведение итога сказанному, прочитанному.
Ребята пошли в лес за грибами.
Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов.
Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Задание: Начало текста.
Что такое начало текста? Выберите один правильный ответ.
А) это то важное, о чём хотел сказать автор
Б) это главная часть текста
В) это введение читателя в содержание текста
Подсказка: Вспомните, что такое начало текста.
В) это введение читателя в содержание текста
Деление текста на части
Тема занятия: Деление текста на части. Составление плана текста. 4 класс
Цель: закреплять знания о понятии «текст» и его особенностях построения
1. Сообщение темы и цели урока. – Посмотрите на доску! Узнайте тему занятия, разгадав ребус. (Слово «текст»)
— Я вчера получила странное послание от инопланетян. Вот ОНИ. (На доске изображение инопланетян). Прочитайте…. Что нужно сделать, чтоб прочитать? (Дописать верхнюю часть букв). Что вы прочитали?
Послание: Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Дружба – не разлей водой.)
— Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде).
— Инопланетяне очень умные и они хотят, чтобы мы выполнили 1-ое задание. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.
1. Выполнение теста по теме «Текст». На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи, сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Проверка теста у доски. Сверка с доски.
— Хорошо! С 1 заданием вы справились.
1. Работа над новой темой. Работа в парах.
Красная карточка: Задание: Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Зеленая карточка: Задание: Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
— Что вы сейчас делали? Зачем?
1) Словарная работа.
В тексте вам встретилось слово сквер. В какой части текста это слово? 1 читает, 2 простукивает, проговаривая четко каждое слово, остальные считают количество слов.
— Что нужно сделать, чтобы составить план текста? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть.)
7. Итог урока. Рефлексия
На каждый вопрос выберите один правильный вариант ответа и обведите в кружок. Обсуждайте вместе в группе.
1.Выбери верное утверждение:
а) если предложение произносится с сильным чувством, то в конце его ставится точка;
б) если в предложении содержится вопрос, то в конце его ставится вопросительный знак.
2. Выбери неверное утверждение:
а) Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу.
б) Тексту нельзя давать название и делить его на части.
в) Каждая часть текста начинается с красной строки.
3. Укажи сколько предложений в тексте:
Маша идёт в школу у неё в руках портфель там книги и тетради вот и школа скоро будет звонок на урок.
4. Расположи предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ “Лучший подарок”.
1) Поиграла Катя с куклой и легла с ней спать.
2) Папа подарил Кате русские народные сказки.
3) У Кати был день рождения.
4) Мама подарила куклу.
5) Открыла Катя книгу и стала читать.
Прочитайте текст. Определите сколько частей в этом тексте? Выделите каждую часть вертикальной чертой.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе. Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке. Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Прочитайте. Части текста переставлены местами. Укажите слева в квадратике правильную последовательность частей цифрами 1, 2, 3.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
Текст в правильной последовательности
Слава смастерил кормушку для птиц. Он устроил её в сквере на большой берёзе.
Первыми всегда появлялись синицы. Следом прилетал поползень. Он даже не ждал, когда Слава положит в кормушку крошки хлеба. Клевал их прямо из рук мальчика. Славе было очень приятно чувствовать птицу на своей руке.
Накормив любимца, Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.
План:
1. Слава смастерил кормушку.
3. Наблюдение за птицами.
Легко друзей найти,
да трудно сохранить.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
Человек без друзей —
что дерево без корней.
а друга из беды выручай
Дружба крепка не лестью,
а правдой и честью.
Птица сильна крыльями,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
План урока «Деление текста на части. Разделение текста по абзацам при записи. Запись текста в соответствии с планом.»
Тема: Деление текста на части. Разделение текста по абзацам при записи. Запись текста в соответствии с планом.
Цель: расширить представления учащихся о структуре текста; способствовать развитию внимания, мышления обучающихся;
1. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы урока.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
2. Словарный диктант.
Исправь ошибки запиши в тетрадь:
1.вогзал, васкрисене, впиред, вчира, Гирой, гарячий, Гатоф, до сведание, жолтый, Жевотное, завтро, завтрок, запат, сдесь, здраствуи, космас, кастер.
2. Квортира, лагирь, Лесница, могозин, молина, вогон, вдрук, визде, вмести, транвай, ужен, субота, моркофь, асина, сахор, кортина, месиц.
1.Вокзал, воскресенье, вперед, вчера, герой, горячий, готов, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, здесь, здравствуй, космос, костер.
2. Квартира, лагерь, лестница, магазин, малина, вагон, вдруг, везде, вместе, трамвай, ужин, суббота, морковь, осина, сахар, картина, месяц.
3. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке я раздала вам карточки с заданием. Вам нужно было доказать, что это текст-повествование, определить тему и основную мысль и составить план текста. Если вы выполнили все задания, то ставите плюс в графе «Я справился», если одно не выполнили, то «Я допустил ошибку», если два не выполнили, то «Частично справился»
Полез я малину собирать, а там крапива. Все руки мне искусала! Все ноги обожгла! Ух, как я разозлился! Взял палку и давай ее стегать.
А тут бабушка подошла и спрашивает, за что я так крапиву стегаю. А за то что она вредная! Тут бабушка засмеялась и объяснила мне, что крапива вовсе не вредная, а очень полезная.
Ранней весной сварила бабушка щи. И как вы думаете, из чего? Из той же вредной крапивы. Какие вкусные были эти щи!
Повествование – это тип речи, в котором обычно говорится о действии и событиях( что было сначала, потом, затем… и наконец). Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Из каких частей состоит текст-повествование?
Завязка (начало события) – развитие события – кульминация(наивысшее напряжение в развитии события) – развязка(результат развития действия).
Тема – это то, о чем говорится в тексте. (крапива)
Основная мысль – это то, к чему он призывает, чему учит( крапива не вредная, а очень полезная)
2. Крапива не вредная, а очень полезная.
3. Вкусные щи из крапивы.
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
5. Работа по теме урока
На доске вы видите два текста, вам нужно сравнить два текста и объяснить в чем их различие.
1) Кошке хотелось поймать воробья. Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента. И вот стайка воробьев села на грядку. Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.
Бывал ли ты в степи? Какой простор! Какая безбрежная ширь! Посмотри вокруг, и ты увидишь, как спокойна широкая степь. Жаркий воздух волнуется над степью. Ковыль уже принял осеннюю серебристую окраску.
Полынь слегка пожелтела. А степной курай стал красновато-бурым.
Как прекрасна родная степь!
1)- Композиция текста. Какие части можно выделить в тексте?
И каждую часть нужно начинать с красной строки.
— Вам необходимо озаглавить его и разделить на три части.
Кошке хотелось поймать воробья. Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента. И вот стайка воробьев села на грядку. Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок. Но птицы вспорхнули и улетели.
Кошке хотелось поймать воробья. Воробьи летали низко, но на землю не садились. Кошка ждала счастливого момента.
И вот стайка воробьев села на грядку. Кошка вытянулась и медленно поползла. Она приоткрыла рот. Показались ее острые зубки. Она вся напряглась и сделала резкий прыжок.
Но птицы вспорхнули и улетели.
Кошка с досады щелкнула зубами и побрела прочь.
— Как озаглавите этот текст? (Неудачная охота. Кошка. Проворные воробьи. И т. п. )
Следующее задание, работа в группах( разноуровневые)
По данному плану нужно составить текст.
1. Болезнь щенка. (Вступление)
2. Дружок у врача. (Основная часть)
3. Лечение щенка. (основная часть)
4. Выздоровление Дружка. (Концовка)
Заболел наш щенок. Ещё вчера он весело лаял и грыз мамины тапки, а сегодня лежит, положив голову на лапы, и смотрит на всех грустными глазами. Мы понесли Дружка к врачу, который лечит животных. Врач внимательно осмотрел больного малыша, потрогал нос, пощупал живот и выписал лекарство. По дороге мы зашли в аптеку и купили лекарство. Когда возвратились домой, сразу приступили к лечению. Вскоре наш щенок опять весело играл и звонко лаял.
Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст. Найти грамматическую основу в выделенных предложениях.
Выс…ко в небе был слышен п…чальный крик журавлей. Они л…тели выс…ко через п…ля, л…са, шумные г…рода. В л…су на краю б…лота журавли остановились на отдых. Еще до рассвета …ни снова отправились в путь.
— Какой вид работы тебе понравился больше всего…
— Чему я сегодня научился на уроке…
7. Домашнее задание.
Вам нужно найти текст из 5 предложений, написать на листе А4 и разрезать на предложения.