Что значит сократить текст
Способы сжатия текста
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Известны следующие способы сжатия текста:
1. Исключение
2. Обобщение
3. Замена (упрощение)
Исключение
однородных членов предложения;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
составить новый текст.
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ :
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.
Обобщение
связанных одной мыслью, частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При ОБОБЩЕНИИ необходимо
Найти в тексте мелкие, единичные факты.
Объединить эти факты на основе общего.
Сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕР:
до сжатия
после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Замена (упрощение)
однородных членов обобщающим словом;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части предложения местоимением и т.д.
При ЗАМЕНЕ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную;
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
сформулировать получившееся предложение.
ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
до сжатия
после сжатия
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:
замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.
до сжатия
после сжатия
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
Приемы сжатия текста
Сайт: | Новгородская «Школа-OnLine» |
Курс: | Я журналист |
Книга: | Приемы сжатия текста |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Среда, 22 декабря 2021, 10:25 |
Оглавление
1. Немного из истории
У же в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
2. Что такое «сжать тест»?
“ Сжать” текст – это значит “сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце”; “убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное”; “отказаться от подробностей”. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.
3. Исключение
· однородных членов предложения;
· риторических вопросов и восклицаний;
· деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
· слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример : На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата.
4. Обобщение
·Обобщение
парцеллированных предложений (расчленение связанного интонационно и на письме текста/предложения на несколько пунктуационно самостоятельных отрезков);
· связанных одной мыслью, частей предложений;
· конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Пример: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.
5. Замена
· однородных членов обобщающим словом;
· части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
· части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2. Сформулировать получившееся предложение.
Пример: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно.
6. Важно!
Нельзя удалять из текста:
· авторский тезис (мысль, которую он доказывает);
· аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
Как написать изложение на ОГЭ по русскому языку
Как правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.
Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
🧠 Микротемы
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Содержание изложения | |
---|---|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. | 2 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему. | 1 |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы. | 0 |
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
🗜 Сжатие текста
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города».
3. Обобщение нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
Что можно исключить при сжатии текста:
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Сжатие исходного текста | |
---|---|
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. | 3 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. | 2 |
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. | 1 |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. | 0 |
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
➗ Разделение абзацев
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
---|---|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена, в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 |
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться.
2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.
3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека.
1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота.
2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра.
3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Правила, методы, способы и приёмы сокращения текста изложения: примеры
Содержание:
Передать содержание прослушанного текста кратко, но без ущерба для понимания смысла — экзаменационное задание. Работа оценивается по тому, насколько правильно отобран материал для изложения и с помощью каких приёмов был сокращён исходный материал. Чтобы успешно решить эту задачу, необходимо знать способы языковой компрессии.
Сокращение текста предполагает сохранение всех микротем и главной идеи.
Сколько существует правил, приёмов, способов и методов сокращение текста изложения: перечень, характеристика
Как правильно сокращать текст изложения с помощью исключения, обобщения и упрощения: примеры
Способы сокращения текста разнообразит использование грамматических, лексических и синтаксических средств.
Языковые способы сокращения текста: исключение, обобщение, упрощение
Как их различить:
Способы сокращения текста с примерами
Методы сокращения текста включают в себя конкретные приёмы в работе с речевыми единицами. Это могут быть многословные конструкции, сложные предложения, ряды однородных членов. Рассмотрим на примерах приёмы сокращения текста изложения.
Оригинал | Вариант сжатия | Приём компрессии |
Скромность людей, их красивые лица, полные жизни, и молчаливые низкие поклоны придавали событию какую-то важность. | Скромность и жизнерадостные лица людей, их поклоны придавали событию важность. | Исключение однородных членов и семантически второстепенных слов |
Присутствующие посмотрели друг на друга с безотчетным удивлением | Все посмотрели друг на друга удивленно. | Замена словом-синонимом |
На полках библиотеки уютно расположились книги с красными, синими, оранжевыми, коричневыми корешками. | На полках библиотеки уютно расположились книги с разноцветными корешками. | Обобщение |
Появление новых слов или новых значений у старых слов означает, что мир вокруг нас изменился. | Появление новых слов свидетельствует об изменении мира. | Упрощение, выражение мысли другими словами |
«Время от времени в языке заводятся неблагонадёжные слова и с ними надо бороться» (М. Кронгауз) | М. Кронгауз писал, что с неблагонадежными словами в языке надо бороться. | Упрощение, замена цитаты косвенной речью |
Разные приёмы сокращения изложения помогают сделать новый текст отражающим все микротемы оригинала, правильно структурированным и грамотным.
10 способов сократить текст на 30%
На то есть несколько причин — объективных, субъективных и откровенно непонятных.
Во-первых, многословие является признаком того, что автор не до конца изучил тему, и факты заменяет «водичкой» — сладкой или пресной.
Во-вторых, многословие стало следствием «творчества» авторов-скорострелов, выдающих несколько десятков тысяч знаков печатного текста за один рабочий день (это потому, что многие авторы свой ценник привязывают к объёму текста). И тут срабатывает предательский принцип «Больше напишу — больше заработаю».
В-третьих, отсутствие качества перфекционизма. Да, любой текст можно сделать не только более эффективным, но и более кратким.
Как? Добро пожаловать…
Краткость — подруга первого впечатления
Авторам пора принять, что навык писать кратко формирует приятное первое впечатление о таланте. Причём, краткость не должна конфликтовать с информационной насыщенностью и фактической подачей.
Об этом я ещё писал в книге «Бизнес-Копирайтинг». И писал потому, что лично прошёл через трансформацию многословия в краткость. Да, друзья, каждый сильный копирайтер сначала был слабым. Особенно тот, кто в этом не сознаётся.
И НУЖНО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ КРАТКО. Лаконичней, чем сейчас. И нужно учиться сокращать именно свои тексты, резать по живому. Потому как, сокращая чужие тексты, вы вряд ли чему-то научитесь.
Всё дело в том, что автор обязан думать о читателе. Количество информации, которую современный человек через себя пропускает, стремительно растёт. Следовательно, читатель выбирает — какому тексту отдать предпочтение.
Представьте перед собой два листа бумаги. На одном текст размером на всю страницу. На другом — в половину. Вопрос: какой из них вы начнёте читать первым?
Запомните — любой текст можно сократить как минимум на 30%. Уберите из предыдущего предложения слова «запомните», «как минимум» и тире. Оно стало на треть короче, без потери смысла.
Теперь давайте сразим «десятку» наиболее распространённых друзей многословия.
№1 — канцелярщину оставьте бюрократам
Канцелярский стиль написания в копирайтинг принесли люди, которые в своё время активно занимались корпоративной и административной перепиской, переполненной шаблонами, штампами и прочей стилистической какафонией.
Пусть такой стиль написания и остаётся главенствовать в деловой переписке (хотя и там всё можно сокращать), но мы пишем совершенно другие тексты. Не забывайте об этом даже во сне.
Главный минус канцелярщины заключается в том, что всё написанное можно передать совершенно другими словами, совсем не урезая смысл. Второй минус канцелярского стиля — обилие ничего не означающих вводных штампов а-ля «Настоящим сообщаем».
Просто сравните эти текстовые фрагменты:
№2 — пустые уточнения оставьте идиотам
Все знают слово «который». Если вы внимательно просканируете разные тексты, то заметите, насколько часто оно встречается.
Я не говорю, что это слово-враг, а всего лишь намекаю, что как минимум в половине случаев его использование не совсем оправдано.
Зачастую, после слова «который» указывают определения или уточнения. При этом далеко не в каждом случае они выглядят уместными, ибо нормальный читатель всё и так прекрасно понимает. Не нужно делать его идиотом.
В приведённой ниже таблице вы увидите наглядно, что я хочу передать словесно:
№3 — птичий язык людям непонятен
Пожалуй, этот момент нужно было бы озвучить в самом начале. Но получилось, как получилось.
Периодически в текстах встречаются фразы, которые мы при первом прочтении сразу не понимаем. Мы возвращались к этому загадочному предложению снова и снова в попытках тренировки своего драгоценного мозга.
Причина появления таких «птичьих предложений» до сих пор не выявлена. Всё дело в том, что их может составить даже опытный автор. Но… Во всех 100% случаях использования таких формулировок их можно было бы сократить если не вдвое, то как минимум на треть.
Если читатель спотыкается о какое-то предложение, это уже катастрофа. Поэтому, когда вы заметите какое-то трудночитаемое «месиво» в своих работах — сразу уговорите себя сократить с помощью перефразирования.
Посмотрите, как это выглядит:
№4 — маниакально-депрессивная тавтология
Встречаются ситуации, когда в одном предложении авторы используют одинаковые слова и равнозначные смысловые конструкции, чтобы придать всему сообщению эффект помпезности и повышенной значимости.
С первого взгляда есть риск, а поймёт ли читатель, что здесь имеется в виду?
Это может быть как одно слово, так и несколько разных слов — и всё в одном предложении.
С одной стороны, это свидетельство слабого словарного запаса (привет справочнику синонимов).
С другой (и в то же время с той же самой) стороны, все эти выкрутасы передают склонность автора к многословию.
№5 — кому нужна напыщенность?
Одна из важных характеристик успешного текста — искренность изложения. Это когда у читателя не возникает подозрений в преувеличениях.
Текст — это общение с читателем, поэтому не нужно писать ему фразы, которые в подобной обстановке вы никогда не произносите тет-а-тет. Это передаёт напыщенность, что вызывает недоверие.
В коммерческих текстах она сплошь и рядом. Более того, целые предложения пестрят пересахарёнными сладостными терминами и формулировками, от которых начинается интеллектуальная изжога.
И это не только вечные друзья преувеличений — «самый», «лучший», «№1» и так далее… Всё ещё веселей. Просто прочитайте предлагаемые слева фрагменты и представьте себя целевым читателем:
№6 — пассивный залог и импотенция
Активный и пассивный залог есть не только в английском языке, но и в русском. В нашем случае пассивный залог представляется формулировками:
Простите, но пассивный залог слегка отдаёт «мертвечиной» стиля.
А некоторые мои знакомые его ассоциируют с авторской импотенцией — «ну не могут они писать в активном залоге». В любом случае, в копирайтинге предпочтение следует отдавать именно активному стилю написания.
Особенно ярко это бросается при чтении полного предложения:
№7 — неумышленное ожирение
Здесь ситуация, когда авторы в некоторых местах искусственно раздувают текст. Читаешь, смотришь и думаешь — ну как это так? Неужели ЭТО нельзя было написать короче? Ведь это же так очевидно…
Очевидно или неочевидно, просто смиримся с фактами: порой мы умышленно (хорошо, хорошо — неумышленно) раздуваем то или иное предложение. Конечно, можно оставить всё как есть, а можно переступить через своё ЭГО-ГО и привести мысли в порядок.
И здесь в ход идёт, всё что можно, кроме того, что нужно. Здесь вы можете в одном предложении встретить и канцелярщину и ненужные уточнения с определениями и птичий язык… Да, и такое бывает.
В ожирении нет ничего хорошего. Сразу включается тяжесть чтения, скукотища и откровенное авторское занудство.
Ну а как по-другому можно назвать то, что вы сейчас прочитаете слева?
№8 — поэзия и дворовая лексика
Бывают ситуации, когда мне кажется, что тот или иной автор скорее был бы отличным поэтом, чем копирайтером. Ну не место лирике и высоким метафорам в копирайтинге. Такие тексты не читают для удовольствия, разместившись с бокалом бургундского вина в мягком кресле у камина.
Коммерческий текст — это не любовное письмо. Не думайте о высоком, не пытайтесь подражать Хемингуэю и Гарсии Маркесу.
В других ситуациях можно сделать вывод, что автор слегка перепутал формат обращения. Это я говорю об откровенно дворовой разговорной стилистике, которая в коммерческих текстах приводит только к «0». Базарить надо не в текстах, а во дворе с пацанами.
Задача текста не заключается в аплодисментах и симпатиях. Главный судья такого произведения — это читатель, желающий тратить (или вкладывать) свои деньги. В копирайтинге аплодисменты заслужить проще, чем деньги.
Потому что аплодируют обычно коллеги, а не клиенты. Но коллеги вам не заплатят за такие тексты. Тогда смысл метафорить и базарить?
№9 — «Вы»-паранойя…
Негласное правило копирайтинга о том, что продающий текст не должен «МЫ»-чать породило параноидальную любовь к «ВЫ»-канию.
Это самое волшебное «вы» расставляется не то чтобы по всему тексту… Его по несколько раз запихивают в одно предложение. ЗАЧЕМ.
Представьте себе классическую беседу «продавец-покупатель», и что вам через два-три слова «ВЫ»-кают. Да это же начнёт раздражать из-за напускной фамильярности и так называемого «хитролисья» (от сочетания слов «хитрый лис», для защитников течения «Женщинам такие же права, как и мужчинам» — от сочетания «хитрая лиса»).
Запомните, одного «вы» в одном предложении достаточно. Это уже вежливо.
И здесь странность не в том, что «вы» увеличивает текст, а в том, что такая стилистика по умолчанию способствует его искусственному раздутию.
Достаточно посмотреть на примеры, и вы всё поймёте сами.
№10 — ну очень сложный глагол…
Глагол — наш самый лучший друг, потому что он символизирует действие.
Но рядом с этим другом часто вертятся какие-то нехорошие части речи и словесные обороты. Это не есть хорошо, потому как могут наш глагол научить чему-то нехорошему.
Это может быть два подряд глагола, когда всё можно передать совершенно другим и одним. Это когда о глагол трётся ненужное существительное или к нему пристаёт брутальное причастие.
Зачем всё усложнять, если изначально можно сделать проще?
Вместо постскриптума…
Я понимаю, что сам не являюсь идеальным автором. Я такой же, как вы. Потому что вы тоже неидеальны.
Но нас должно объединять общее стремление постоянно совершенствоваться и думать, как писать лаконичней. Как обходиться меньшим количеством слов и символов, без потери сути и убедительности своего обращения.
Доставайте свои тексты и начинайте резать по живому…