Чудские памы кто такие

Чудские памы кто такие

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Пам (от «основать», «положить основу») – языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Под именем Пама в «Житии святого Стефана. «, древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян.

Епифаний Премудрый, автор «Жития. «, говорит о Паме так: «. некий волхов, чародеевный старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина. его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его».

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Слово Пам в значении «жрец» встречается в коми-зырянском песенном и сказочном фольклоре, где Пам является владельцем ножа, необходимого для заклания животного.

В коми-пермяцких легендах о Кудым-Оше, говорится, что его отец был Пам, который предстаёт скорее не как верховный жрец, а как военный вождь.

После смерти отца в одном из военных походов Памом избирается Кудым-Ош. Он возглавляет сородичей в дальних торговых походах, руководит обороной родового городища, но жрецом также не является.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Когда в Усть-Вымь пришел Степан Пермский, Княжпогостский племенной вождь, сотник, не хотел принимать христианскую веру. И он требовал от Степана Пермского, чтобы он показал свою силу. И разожгли костер, и он сказал: «Если ты сумеешь перепрыгнуть через костер, состязаться со мной в беге и победишь, я приму христианскую веру». И вот Степан Пермский сразу перепрыгнул через огонь и победил в беге. И Пам сказал: «Ты победил, значит наши племена примут христианскую веру».

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Образ Пама, несомненно, привлекал коми писателей и художников.

Иван Куратов написал драматическую поэму «Пама» (1859-1860-е годы). До наших дней дошло только начало (ок. 120 строк) и подстрочник «Монолог Памы» на русском языке (1868-1869 годы), коми оригинал которой также не сохранился.

Тем не менее по оставшимся частям можно судить о том, насколько разнятся в авторском изложении первоначальные образы преданий. «Пама» представляет собой авторскую версию легенды о верховном жреце пермян, в которой излагается как бы предыстория его трагической борьбы со Стефаном Пермским.

Творчество Каллистрата Фалалеевича Жакова (1866-1926) интересно тем, что в его художественных произведениях сочетаются правда и вымысел, реальные люди и выдуманные персонажи, а фольклорно-этнографические материалы перемежаются с авторской фантазией.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Послушать аудиокниги:

Каллистрат Жаков. «Жизнь Пама Бурморта». Читает И. И. Табаленкова 11

Каллистрат Жаков. «На Печоре». Читает Е. А. Выборова 11

Коми народная сказка на русском языке «Храп». Читает Е. А. Выборова 11

Коми народная сказка на коми языке «Храп». Читает Е. А. Логинова

Прочитать книги о Паме на сайте библиотеки:

Источники:

Войдöр: мифы, легенды, предания коми народа / [сост., вступ. ст. П. Ф. Лимеров]. – Сыктывкар: Кола, 2012. – 160 с. – Пер. загл.: Когда-то. Взять книгу в библиотеке

Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с.: ил. Взять книгу в библиотеке

Журавлев, С. В. Повесть о Стефане Пермском, первом учителе зырян= Перымса медводдза Велöдысь, вежа Степан йылысь висьт / С. В. Журавлев; худож. Осипов В. Б.; пер. А. В. Ульянов. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1996. – 31 с. : ил. – На рус., коми яз. Прочитать в электронной библиотеке

Куратов И. А. Художественнöй произведениеяс. Первой том / ред. П. Г. Доронин, Д. Конюхов Сыктывкар: Коми Госиздат, 1939. – 824 л. б. Прочитать в электронной библиотеке

Из содерж.: Пама. С. 119-122.

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми»(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Источник

Об уральской чуди и ее гибели (1927 г.)

Статья А.В. Шмидта из «Записок УОЛЕ» 1927 г.

Каждому жителю Уральской области известно о Чуди-белоглазой. У населения твердо укрепился взгляд, что Чудь – это племя, жившее на Урале и в Прикамье до прихода русских. Когда русские пришли, чудь скрылась в ямы, подрубила столбы, на которых было укреплено покрытие этих ям и таким образом заживо погребла себя. Нередко попадающиеся в земле различные вещицы и являются остатками имущества этой Чуди.

Так рассказывают в массах. Многие образованные уральцы, даже учительство, принимают этот рассказ за предание о действительном факте и считают племя Чудь древними обитателями Урала, трагически сошедшими с лица земли при появлении русских. Это тем удивительнее, что большая часть рассказов о Чуди носит явно фантастический характер и повторяется в совершенно одинаковой форме в местностях, удаленных друг от друга на огромное расстояние. Странно, что хотя бы эти обстоятельства не заставили отнестись более критически к преданиям о Чуди. Между тем, в настоящее время есть возможность доказать, что не только предания об Уральской Чуди являются народным вымыслом, но даже народа с именем Чудь никогда не существовало на Урале. Все, что касается Чуди, может быть очень интересным для изучающего русскую народную словесность, но для историка и археолога не имеет ровно никакого значения.

Вследствие этого, конечно, совершенно отпадают вопросы вроде того, является ли Уральская Чудь финнами, или уграми, или еще каким-нибудь другим народом.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Свою работу я начну с названия Чудь. Чудь слово не финское: оно не встречается ни в одном из современных финских языков. Как неоднократно указывалось многими выдающимися лингвистами, в том числе, например, покойным академиком А.А. Шахматовым, это название происходит с одного из германских языков, именно готского. «Чудь» представляет славянское произношение готского tjuda, что означает «люди». Конечно, готами это слово часто употреблялось при разговоре, почему славяне и прозвали готов tjuda – Чудь, что произошло, вероятно, в II-IV веках от Р.Хр., когда готы сидели в нынешней Украине, а славяне жили на ср. Висле, в нынешней Польше, и были их соседями. Готам подчинялись многие из финских племен, населявших в то время значительные пространства Европейской России к северу от Киева. Полагают, что славяне безразлично называли и готов, и подвластных им финнов чудью, так же как не так давно русские одинаково называли немцами и настоящих немцев, и подвластных им латышей и эстов.

В V в. по Р.Хр., под давлением свирепых орд наездников-гуннов, готы передвинулись на запад, сначала в Венгрию и на Балканский полуостров, потом в Испанию и Италию. Таким образом они ушли от соседства славян. Финны остались на своих местах; у славян за ними сохранилось название Чуди.

Между прочим, от этого слова Чудь и происходят такие русские слова, как чудной, чудо и т.д.

С VI-VII веков славяне проникают в русскую равнину и теснят финнов на север и северо-восток. В VIII-IX веках одно из восточно-славянских племен, так называемые славяне ильменские, садятся на землю в области, где скоро был основан Новгород Великий. В их языке продолжает сохраняться слово «Чудь»; новгородцы называют так своих соседей финнов Прибалтики, Финляндии, берегов Ладожского и Онежского озер, отчасти и бассейна Северной Двины. Эти народы принадлежат к группе финского племени, носящей в науке название западных финнов. Другие финские племена, например, Мерю, жившую в IX в. в районе Ярославля и Владимира, соседние славяне никогда не называли чудью.

Таким образом только западных финнов славяне называли чудью. Это имя, судя по летописи, прочно держалось в эпоху дотатарского нашествия, т.е. в X-XIII веках.

Западные финны никогда не проникали в Приуралье. Северную часть Пермского Прикамья, часть бассейна р. Вятки и бассейна р. Вычегды населяли, по крайней мере, начиная с XIV века, а весьма вероятно и ранее, вотяки, пермяки и зыряне, принадлежащие к так называемой германской группе финского племени; ближе к Уральскому хребту и в Прикамье к югу от Чусовой жили, во всяком случае с XV века, а возможно также и ранее, вогулы и остяки, принадлежащие к угорскому племени. Поэтому остается выяснить не назывались ли когда-нибудь чудью народы пермской или угорской групп. Уже сказано, что этим употреблявшимся славянами словом ни одно финское племя не называло само себя. Но может быть русские дали это имя одному из упомянутых восточно-финских племен? Поищем в исторических документах. Восточно-финские народы упоминаются с XI века. В летописи, в различных грамотах, новгородских, княжеских, царских, в житии св. Стефана и некоторых других памятниках встречаются только югра, пермичи или просто пермь, вогуличи, остяки, вотяки и зыряне. Последние три названия появляются только в более поздних памятниках. Других имен не встречается. Таким образом русские при своем появлении в Приуралье никакой Чуди не встретили и никакого из живших в то время народов этим именем не называли.

Получается, следовательно, определенный вывод: никогда на Урале не жил народ, носивший название Чудь. Откуда же попало на Урал это слово? Из Новгорода. Каким образом? Мы уже знаем, что оно применялось новгородцами к западным финнам. Новгородцы в IX-X веках, в эпоху начала Руси, конечно, еще помнили, что финны-чудь не задолго перед этим сидели на занятых славянами равнинах и возвышенностях в окрестностях озера Ильмень. Поэтому они, отчасти совершенно правильно, приписывали чуди различные медные украшения и другие предметы, попадавшиеся в земле при пашне. Действительно, многие из этих вещиц принадлежали финнам. Когда новгородские поселенцы попали в бассейн р. Двины, они по старой привычке продолжали приписывать Чуди встречавшиеся в земле предметы.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Приписывание находок в земле народу Чудь распространилось и за Урал. Переселенцы с Камы и Двины, бывшие первыми русскими, попавшими на Туру и Исеть, перенесли это имя и туда. Потом оно проникло в Западную Сибирь, а затем и далее, вплоть до Байкала. Даже в Забайкалье находки в земле считаются чудскими. То же самое на Алтае и Южном Урале, вплоть до Киргизской степи.

Между прочим, столь широкое распространение этого названия уже само по себе говорит о легендарности его. Ведь никому же серьезно не придет в голову, чтобы от Балтийского моря до Амура жил некогда один народ.

Таким образом, название Чудь проникло на Урал (и далее) благодаря эмиграции из новгородской земли. Привычка приписывать Чуди всякие находки в земле занесена оттуда же. В поверии о существовании Чуди нет никакого воспоминания о действительном прошлом Урала или Сибири.

Не Чудь сидела на Урале и Каме в доисторические эпохи, но различные народы; из них пермяки, вогулы и остяки, а также башкиры были непосредственными предшественниками русских, а о других мы можем лишь догадываться и то с весьма малой степенью достоверности.

Доисторические древности Урала и прилегающих районов относятся к эпохам, в своей совокупности продолжавшимся около четырех тысяч лет. Не может быть никаких сомнений, что за столь долгое время на этой территории сменились многие народы. Наличность ряда доисторических культур и резкая разница между ними определенно говорят в пользу этого. Поэтому я никоим образом не могу согласиться с выводом А.Ф. Теплоухова, который в своей очень интересной и содержательной работе («Записки УОЛЕ», т. XXXIX, 1924 г.), кажется, хочет считать угорскими все пермские доисторические вещи. Среди этих предметов имеются угорские – в этом я совершенно согласен с А.Ф.Т. – но наряду с ними несомненно встречаются и древне-пермяцкие. Вообще вопрос о принадлежности тех или иных древностей определенным народам очень сложен. В настоящей работе ограничусь указанием, что предметы XI-XIV вв. из б. Соликамского, Чердынского и северной части Пермского уездов, по-видимому, древне-пермяцкие; вещи же VI-VIII веков с той же территории, вероятно, угорские; о принадлежности предметов IX-X веков пока сказать затруднительно. Затем не может быть сомнения, что многие культурные остатки принадлежат совершенно неизвестным нам народностям (например, остатки бронзового века).

Теперь остается разобрать отдельные легенды о Чуди. Их очень мало; три из них повторяются с томительным однообразием по всему При- и Зауралью.

Другая легенда рассказывает о перебрасывании медных и железных топоров с одной горы на другую. Этот рассказ приурочивается к очень многим возвышенностям, отделенным одна от другой расстоянием иногда до десятка верст. У Чуди, согласно этой легенды, был всего один топорик на всех чудинов, живших по различным горам. В случае надобности этот единственный топор перебрасывали с одной возвышенности на другую.

Основанием для этой легенды являются находки топоров (или других предметов: иногда рассказывают о перебрасывании медных ложек и т.д.) на тех или иных соседних возвышенных местах, как мне удалось проверить, например, в отношении деревень Галкиной и Турбиной (на Каме, к северу от Перми), о которых тоже существует подобное сказание. Эта легенда представляет тот интерес для археолога, что по ней он может иногда установить места находок доисторических предметов.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Теперь нам остается разобрать самую известную легенду, именно сказание о погибели Чуди. Оно повторяется в совершенно почти одинаковой форме и в Приуралье, и в Зауралье, и записывалось несчетное количество раз. Повторю подробное ее содержание.

Некогда жил в крае народ Чудь. Когда впервые появились русские и раздался звон колоколов, Чудь волновалась. Принять православие, жить под русским владычеством ей не хотелось. Тогда она со всем своим имуществом удалилась в леса и нарыла себе подземные убежища, покрытие которые было укреплено на столбах. Когда русские проникли в глубь лесов, Чудь подрубила столбы. Крыша, сверху покрытая землей, рухнула и схоронила под собой Чудь и все ее добро, тоже унесенное в землянку. По представлению крестьянских масс, различные предметы, попадающиеся в земле, и являются остатками этого добра.

Картина костяка с богатыми украшениями, столбов, наката, часто обвалившегося от тяжести набросанной земли, очевидно, и создала известную легенду о самопогребении.

Не понимая необычайного для них погребального обряда, оставляющего целые богатства вместе с покойником, русские копатели и объяснили по своему курганные могилы.

Правда, подобные или сходные погребения известны на Украине, северном Кавказе, в Киргизской степи, но эти области слишком далеки от Урала. К тому же русские поселенцы, по крайней мере, в некоторые из них проникли только в XVIII веке и даже позже. Поэтому неудивительно, если одно из первых упоминаний легенды о самопогребении Чуди мы встречаем как раз в произведении, составленном в Западной Сибири, именно в труде монаха Гр. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», написанном в 1715 г. в Тобольске.

Раз создавшись, легенда была, конечно, связана с Чудью, которой приписывались, как нам известно, вообще все находки – изделия рук человеческих, и стала повсеместно распространяться. Она проникла на Урал, на Каму, даже на Двину, следуя тому же Сибирско-Московскому пути, через Верхотурье – Соликамск – Устюг – Вологду, по которому двигались поселенцы и шли вообще все сношения.

Так представляется мне возникновение этой драматической легенды. Несколько слов хочу еще сказать о рассказах тех или иных туземцев, пермяков и вотяков, об их происхождении от Чуди.

Прежде всего, это довольно редкие рассказы. Вероятнее всего, они вовсе и не принадлежат самим туземцам, а просто возникли в результате какого-нибудь недомыслия исследователей, не знавших туземных языков. Допустим, однако, что они записаны со слов туземцев. Но и в таком случае нет оснований считать их исконным туземным преданием. Предания о Чуди проникли к туземцам от русских так же, как отрывки христианских представлений и сказаний, как славянское языческое представление о существе Полезница – Полудница, живущем во ржи, о котором рассказывают, например, зыряне, и как многие другие элементы русской духовной культуры. В этих рассказах мы имеем в лучшем случае такую же переработку русских народных сказаний, как, например, в некоторых вогульских мифах, рассказанных Н.Л. Гондатти.

Резюмирую теперь полученные выводы:

1) Народ Чудь никогда не жил на Урале.

2) Слово Чудь отсутствовало у финнов в момент их соприкосновения со славянами. У последних оно известно давно и заимствовано от готов.

3) Представления о Чуди проникло на Урал вместе с переселенцами из новгородского края.

4) Чудь на Урале – это легендарный народ, которому приписываются древности всех эпох, находимые в земле.

5) Легенда о самопогребении создалась на Тоболе, или вообще в Западной Сибири, во второй половине XVII века.

6) Доисторические древности Урала принадлежат различным народностям, сменявшим друг друга в течение многих тясячелетий.

А.В. Шмидт
«Записки УОЛЕ», том XL, вып. 2-й, 1927 г.

Источник

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

«Затерялась Русь в мордве и чуди,
Нипочём ей страх…»
Сергей Есенин.

Есть легенды о чудских народах, как о древних и искусных рудокопах, в чем-то похожих на гномов, обитавших в штольнях и шахтах европейских гор. Отголоски таких преданий сохранились, например, в Сарманово (Татарстан), где был старинный медный рудник. Таких же легенд много в Кировской области, где обнаружены могильники и городища чудского народа!
Есть легенды о чуди и у марийского народа – очень распространена легенда о том, как в древности сами мари уходили в подземелья и пещеры и подрубали столбы, удерживающие землю, после этого ходы в таинственные подземелья закрывались навечно. Сами марийцы ассоциируют эти легенды со своими предками, вероятно, что древняя чудь (как и меря) сыграли свою роль в этногенезе марийского народа.
Если вспомнить загадочную Овду, то в каждом втором случае – живет Овда либо в пещере, либо в землянке, роста невысокого, обычно прячется от людей, а потом ушла далеко на Север.
Ушёл в скальное подземелье и легендарный князь Чембулат, о чем гласит древний памятник и святилище на Немде (приток Пижмы и Вятки).

Огромное количество легенд про чудь сохранилось на Урале, про это будет упомянуто в статьях про аномальные зоны Башкирии, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, отдельно расскажем и про эти легенды.
В данной статье будет рассказано про следы чудского народа на Вятской земле (Кировская область). В этом краю (и вокруг него) множество упоминаний про чудь – вспомним, например, загадочную Бум-гору, куда по легендам ушло чудское племя!
Ведь до сих пор спорят, где же это место находится.

Чудь уходит под землю (Н. Рерих) Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие

В языках коми и удмуртов некоторые исследователи видят ираноязычное влияние, которое связывают с народом Чудь, жившим среди указанных народов до 15в. легендарная Чудь жила и на Вятке.

СЕВЕРНЫЕ ПРЕДАНИЯ
О связях Сысолы и Вятки.
На Сысоле (приток Вычегды со стороны Вятки) есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь («Чертов палец» на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. «Чудское городище» упомянуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходит, под Чудью можно понимать новгородо-вятское население, существовавшее до покорения Москвой Вятки и сопредельных с ней территорий. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса).

Источник

Кто такие Икотка и Пам? Рассказываем о мифических существах из сериала «Территория»

Жители некоторых деревень на севере Пермского края до сих пор верят в существ из легенд коми-пермяков.

После запуска на телевидении «Территории» (16+) интернет-пользователи со всей России начали активно «гуглить» названия и происхождение коми-пермяцких чудовищ, с которыми сталкиваются герои сериала. Особый интерес у фанатов вызвали Икотка и Пам.

«В курсе.ру» вместе с замдекана филологического факультета по коми-пермяцко-русскому отделению ПГГПУ Алевтиной Лобановой разобрался в происхождении Икотки и Пама и узнал, существуют ли они в наше время.

Как выглядит Икотка?

В интернете сведения о внешнем виде Икотки крайне разнятся. Кто-то описывает это существо как нечто похожее на плесень, другие утверждают, что Икотка больше смахивает на черную жидкость. Алевтина Лобанова говорит, что достоверного описания Икотки нет ни в одном архивном документе. Существо описывали и как белую бабочку, и как белую жидкость, и даже как небольшую мышь.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие
Фото: современное видение Икотки. Художник Игорь Скалецкий

Увидеть мифическое создание человек сможет только при его изгнании, говорит профессор.

Как Икотка вселяется в людей?

Создание попадает в человека всегда через рот и только к взрослым женщинам, говорит замдекана ПГГПУ. По легендам, достаточно нецензурно выругаться на улице или выпить в чужом доме воды или кваса.

— Мама все ругалась, что ее рыжий Ванька заразил. Был у нас такой мужик в деревне. Говорила, что выпила у него брагу, а зачем, сама не знает. И когда Икотка в ней просыпалась, говорила маме, что выбраться из нее не может — хвост прилип. Икотка говорила, что мама «кокорая» (худая — прим. ред.), да и не ругалась мама, не пила, — вспоминает историю из детства Алевтина Лобанова.

Преподаватель пермского педуниверситета утверждает, что в ее родной деревне в Коми округе у каждой второй женщины была Икотка. Жить она не мешала, все доживали до глубокой старости, справлялись в одиночку с хозяйством и растили детей. Ну а если кому-то эта сущность слишком докучала, на помощь приходили знахарки.

Как понять, что в тебя вселилась Икотка?

По описанию Алевтины Лобановой, человек начинает чувствовать некую одержимость. Вот только, в отличие от событий в сериале «Территория», никакой опасности Икотка не несет. Профессор утверждает, что существо только разговаривает со своим носителем, причем сама «зараженная» женщина начинает говорить на вдохе, а не на выдохе, как обычные люди.

Помимо Икотки, которая завладела главной героиней «Территории», в сериале часто упоминается некий Пам. О нем известно немного, ведь, по словам Алевтины Лобановой, данных даже в легендах об этом создании очень мало.

Чудские памы кто такие. Смотреть фото Чудские памы кто такие. Смотреть картинку Чудские памы кто такие. Картинка про Чудские памы кто такие. Фото Чудские памы кто такие
Фото: культурная карта республики Коми

— Пам — существо злое. Знаю, что он порчу мог навести, к нему за этим и обращались. Сравнить можно со злым колдуном. У коми-пермяков на юге это название не функционирует, — делится преподаватель ПГГПУ.

В поисках Икотки и Пама

Действие сериала «Территория» происходит в деревне Кудымкарского района Прикамья в наши дни. По сценарию десятки жителей местных деревень искренне верят, что чудовища из легенд существуют и очень не любят чужаков на своей земле.

Оказалось, что и это не вымысел сценаристов. Студенты-филологи ежегодно отправляются в подобные деревни на севере Пермского края, чтобы изучать истории коми-пермяков. Правда, людей, которые помнят древние легенды, с каждым годом все меньше.

— Глубоко в деревнях вера в то, что на жизнь и здоровье человека можно повлиять магически, существует до сих пор. Лет 20 назад в моей деревне через дом жили колдуны и знахарки, которые лечили болезни и проклинали Сейчас деревня вымирает, — делится Алевтина Лобанова. — Так, совсем недавно умерла последняя женщина, в которой сидела Икотка. К ней ездили наши студенты, исследователи приезжали. Она всегда делилась историями.

Со слов исследователя Лобановой, особенно много таких мистических деревень осталось на севере края, то есть в Гайнском и Косинском районах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *