Чумной доктор кто это такой
Костюм чумного доктора: как его придумали и почему он так крипово выглядит
Классический костюм чумного доктора появился в обиходе медиков лишь в XVII веке, хотя чума начала свое шествие по западной Европе еще с 1340-х годов. Все дело в том, что долгое время ее лечением занимались различные околорелигиозные авантюристы и шарлатаны, в основном действовавшие наугад и не сильно заботившиеся вопросами самозащиты от опасной заразы.
Журнал The Public Domain Review рассказывает, как врачи стали носить легендарную спецодежду, максимально защищавшую от миазмов «плохого воздуха», который в то время считался главным переносчиком болезни.
Этот причудливый, максимально закрытый с головы до ног костюм шился из кожи, а также промасленной или вощеной холщовой ткани, в прорези для глаз вставлялись большие стеклянные линзы, а длинный «клюв» с парой небольших отверстий для дыхания выполнял роль противогаза — в него клали ароматические специи (камфору, мяту, гвоздику и мирру), сухие цветы или тряпку, промоченную уксусом.
Если запахи не перекрывали вонь, которую источали больные чумой, то врачи поджигали содержимое маски. Таким образом, дымок не только глушил вредные миазмы для врача, но и разносил «дезинфицирующие» ароматы по округе. Кроме того врач в обязательном порядке во время общения с больными обязан был жевать чеснок и носил в ушах и носу маленькие куски ткани, пропитанные ладаном.
В руках чумные врачеватели носили палочки, с помощью которых как дирижеры не только раздавали указания, но и производили с больными различные манипуляции. Например, палочками меряли пациентам пульс, снимали с них одежду, а также отталкивали подозрительного вида людей, подошедших слишком близко — эффективнейший инструмент для социального дистанцирования из когда-либо существовавших.
Изобретение классического костюма чумного доктора приписывают французскому врачу Шарлю де Лорму (1584-1678), однако к 1636-му году одеяние было настолько популярным, что разные его вариации носили уже по всей Европе, из-за чего с точностью об авторстве говорить не приходится.
Однако постепенно чумные врачи стали настолько обычным зрелищем, что в той же Венеции их костюмы стали перенимать в качестве карнавальных нарядов, а уж о масках с клювами и говорить нечего — венецианские праздники и сегодня без них попросту немыслимы. Также образ мрачного врачевателя повлиял на средневековую «Комедию дель арте», в которой появился теперь уже ставший классическим персонаж, милый и немного тревожный Medico della Pesta.
Разумеется, по нынешним меркам эффективность работы чумных докторов выглядит крайне сомнительной. В основном они занимались тем, что вырезали и прижигали больным бубоны, прощупывали их палками и прописывали пациентам настои из розовых лепестков. Некоторые практиковали кровопускание, однако более продвинутые рекомендовали изолировать зараженных, давать им чистую воду и регулярно проветривать палаты.
Легендарный Нострадамус, одно время пробовавший себя на ниве чумного доктора, в «Трактате о приготовлении варений» вообще писал, что единственный работающий метод избавления города или деревни от чумы — это быстро отправить больных и здоровых в разные концы населенного пункта, всех покойников незамедлительно сжечь, а после молиться.
Тем не менее, хотя старания чумных докторов и походили на неловкие шаги ребенка, без них не было бы современной медицины, как не было бы и этих замечательных образов:
Портрет швейцарского доктора Теодора Цвингера III (1658-1724) в костюме чумного доктора и без него
Чумной доктор – кто это, интересные факты
Чумной доктор – это врач, занимающийся лечением больных бубонной чумой и «Черной смертью». Одна из самых узнаваемых фигур Средневековья, тесно связанная с понятиями «эпидемия» и «карантин». Ниже мы расскажем самые интересные факты про чумных докторов, и вы узнаете, зачем они носили маски с длинными клювами, и какими методами пользовались для лечения (или, зачастую, мучения) своих пациентов.
7. Чумные доктора и Черная смерть
Знаменитая противочумная униформа с птицеподобной маской была разработана французским доктором Шарлем де Лормом, который врачевал многих европейских королевских особ в 17 веке, в том числе короля Людовика XIII и Гастона Орлеанского. Он писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году разработал одежду, целиком изготовленную из кожи марокканского козла, включая сапоги, штаны, длинное пальто, шляпу и перчатки.
Широкое использование костюм получил во время чумы 1656 года в Италии. Ношение подобного наряда было прописано в договоре, который каждый чумной доктор заключал с городскими советами.
Однако врачеватели чумы, пусть и без характерных костюмов, действительно появились еще в 14-м веке. Начало этому положил Папа Римский Климент VI, который в 1348 году пригласил нескольких докторов специально для лечения пораженных бубонной чумой жителей Авиньона.
6. Особенности костюма
Один из самых интересных фактов о чумных докторах связан с их экстравагантным и пугающим внешним видом. Врачеватель чумы выглядит как нечто среднее между вороной в стиле стимпанк и Мрачным Жнецом. В Италии этот образ был настолько знаковым, что чумной доктор стал одним из основных участником итальянской комедии масок и карнавальных праздников — и остается популярным косплейным персонажем даже сегодня.
Костюм включал следующие элементы, изготовленные из вощеной кожи, или промасленной холщовой ткани:
Но наиболее заметным аспектом униформы была маска с хрустальными или стеклянными окулярами и длинным клювом, что имеет логическое объяснение. Врачи в то время не знали, как на самом деле распространяется болезнь. Было высказано предположение, что причиной чумы стал «отравленный воздух» (он же «миазм»). А маска, наполненная составом из более чем 55 трав и других компонентов, таких как порошок из гадюки, корица, мирра и мед, была предназначена для подавления миазмов, тем самым защищая доктора. Пока воздух проходил по длинному клюву, он «очищался» и якобы становился безопасным.
Хотя костюм чумного доктора стал театральным и жутким символом «дикого времени» в истории медицины, на самом деле он является зримым воплощением медицинских мифов о распространении и профилактике чумы. Каждая деталь костюма отражает меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.
5. Горящая маска
Хотя пациентам, очевидно, было тяжело во время чумы, у их врачей дела обстояли немногим лучше. В дополнение к риску заболеть, они испытывали сильный дискомфорт из-за своего костюма
Любой, кто когда-либо носил медицинскую маску во время карантина знает, насколько в ней неприятно находиться уже спустя пару-тройку часов. А представьте каково это – носить маску, которая почти не позволяет вам разговаривать, с трудом позволяет дышать и даже видно через нее плохо.
К тому же, опираясь на теорию миазма, некоторые чумные врачи во Франции поджигали ароматический материал внутри своих масок в надежде, что дым поможет очистить плохой воздух. Развести огонь поблизости от собственного лица – что может быть «веселее»?
4. Чумные доктора лечили всех. Но не бесплатно
Учитывая, что чума была настолько заразной, что врачам требовалось специальный костюм, было бы легко предположить, что они лечили только тех, кто мог себе это позволить. Но это был не тот случай. Бедные, возможно, не могли позволить себе лечение, но чума была настолько заразной, что богатые не могли позволить беднякам разносить ее.
По этой причине городские советы нанимали и оплачивали труд врачевателей чумы без деления на богатых и бедных пациентов.
Хотя должность чумного доктора хорошо оплачивалась, ее обычно занимали три типа людей:
Во многих случаях города предоставляли докторам дополнительные льготы, такие как бесплатный дом, оплата расходов и пенсия. В результате чумные врачи, которые технически лечили пациентов бесплатно, фактически начинали прибыльную карьеру.
3. Изгои
Врач – престижная профессия почти во всех странах мира (тут российские врачи могут горько усмехнуться, а почему — это уже тема для отдельной статьи). Однако с чумными докторами получилась несколько иная история.
Они проводили так много времени с инфицированными людьми, что здоровые люди, в том числе и врачи общей практики, опасались общаться с ними.
Хотя де Лорму посчастливилось дожить до впечатляющих 96 лет, большинство чумных докторов заражались и умирали даже при использовании костюма, а те, кто не заболел, часто жили в постоянном карантине. В самом деле, это может быть одинокое и неблагодарное существование для того, кто спасает, или хотя бы пытается спасти жизни других людей.
2. Обязанности чумных докторов
Основные обязанности чумного доктора, как ни странно, заключались не только в том, чтобы лечить пациентов. Они были более административными и трудоемкими, так как врачам приходилось вывозить и хоронить трупы, вести учет жертв эпидемии и случаев излечения, делать вскрытие или быть свидетелями при составлении завещания и давать показания в суде, если это необходимо.
Неудивительно, что это означало, что некоторые врачеватели чумы забирали деньги и ценности из домов своих пациентов или убегали с их последней волей и завещанием.
1. Ужасные методы лечения
Поскольку врачи, лечившие бубонную чуму, сталкивались только с кошмарными симптомами, а не с глубоким пониманием болезни, они прибегали к некоторым сомнительным, опасным и болезненным методам лечения.
Некоторые практиковали покрытие бубонов – воспаленных лимфоузлов, заполненных гноем – человеческими экскрементами. Популярным методом лечения чумы было кровопускание, а если оно не помогало, чумной доктор мог порекомендовать заполнить дом благовониями, прижечь бубоны раскаленным железом или проколоть их, чтобы дренировать гной. Если же и это не шло на пользу умирающему бедолаге, его могли лечить мышьяком и ртутью или же дать лекарства, вызывающие «полезную» рвоту и мочеиспускание.
Однако были и профессионалы, которые не усугубляли мучения пациентов, а организовывали более или менее эффективные меры, препятствующие распространению заболевания. Так, Мишель Нострадамус, который был не только знаменитым предсказателем, но и одним из чумных докторов своего времени, в «Трактате о приготовлении варений» рекомендовал отделять больных людей от здоровых и держать их в разных концах города.
Хотя чумные доктора в массе своей не могли предотвратить или облегчить физические мучения больных, они давали людям призрачную надежду на спасение и часто были последними, кто напутствует умирающих.
Чумные доктора
Это статья о воине, который формально воином не является, но при определенных обстоятельствах он может им стать, хоть первоначально и не является им.
Если вы историк или теоретик, то, будьте так любезны, покиньте эту страницу, в связи с тем, что она может вызвать у вас приступ астмы или эпилепсии.
Чумные доктора
Род занятий:
Время деятельности:
Родина:
Место действия:
Оружие:
Доспехи:
Враги:
Чумной доктор или Врачеватель чумы — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.
История
В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. Вот уже сорок лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и неизвестной причины природных катаклизмов. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней, почти во всех странах шли те или иные гражданские войны, зачастую весьма кровопролитные. Кроме того, сдерживаемый крепостными стенами рост городов приводил к перенаселению, что вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене продуцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию бубонная чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».
И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.
С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.
Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в тогдашнем обществе. Экономический эффект пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться, как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы[. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 скоттов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 скоттов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.
Костюм
Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.
Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие перчатки, ботинки, и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском.
Чумной доктор: где правда, а где вымысел?
Вы наверняка видели их раньше: загадочные фигуры, одетые с головы до пят в промасленную кожу, в защитных очках и в масках с клювами. Костюм чумного доктора выглядит как нечто среднее между вороной и Мрачным Жнецом, и представляется как ужас Черной Смерти.
Тем не менее, маски с клювом впервые появился гораздо позже, чем в средние века, примерно через три столетия после Черной смерти, впервые появившейся в 1340-х годах.
Возможно, в 17-м и 18-м веках было несколько докторов, которые носили одежду, в том числе культовую маску с клювом, но большинство средневековых и ранних современных врачей, которые изучали и лечили больных чумой, этого не делали.
Чумной доктор: почему врачи носили маски с клювом?
Согласно книге Мишеля Тибайренка «Энциклопедия инфекционных заболеваний», первое упоминание о знаменитом костюме чумного доктора найдено в работе середины 17-го века, написанной Шарлем де Лорм, королевским врачом в службе короля Франции Людовика XIII.
Де Лорм писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году он разработал одежду, целиком изготовленную из марокканской кожи, включая сапоги, брюки, длинное пальто, шляпу и перчатки. Ношение этого защитного снаряжения предполагает, что врачи стали больше беспокоиться о том, чтобы не заразиться чумой непосредственно от своих пациентов, а не от самого воздуха.
Главной особенностью наряда чумного доктора была облегающая маска, дополненная стеклянными окулярами. Она дополнялась клювом, который был длиной около 15 сантиметров и наполнен ароматами или ароматическими травами.
Клюв был самой знаковой особенностью снаряжения, и считалось, что он необходим врачу для предотвращения вдыхания «ядовитой миазмы» или пораженного болезнями воздуха, поступающего непосредственно от пациента.
Еще более знаковым образом чумного доктора является сатирическая гравюра Паулюса Фюрста 1656 года под названием «Доктор Шнабель фон Ром» или «Доктор Бики из Рима». Скопированный из иллюстрации Альценбаха, Фюрст поочередно описывает, как доктор навевает на людей только ужас, пугает их и берет деньги у больных и умирающих.
Фюрст также добавил некоторые дополнительные элементы к наряду от чумного доктора, которые появляются в версиях по сей день, такие как перчатки, похожие на когти, и указательный стержень, увенчанный песочными часами с крыльями летучей мыши. Эти элементы являются сатирическими, а не исторической реальностью, но они, тем не менее, во многом сформировали то, как стереотипный чумной врач изображен сегодня.
Гравюры Альценбаха и Фюрста, возможно, также вдохновили включение доктора чумы, или «Medico della Peste» на итальянском языке, в качестве стандартного персонажа в театрах с 17-го века.
Костюм доктора, и особенно маска из клюва, стал одним из самых популярных костюмов на «Carnevale» или Венецианском карнавале в Италии.
На самом деле, некоторые историки утверждают, что поначалу чумный доктор был всего лишь вымышленным и комедийным персонажем, и что театральная версия вдохновляла настоящих врачей использовать костюм во время вспышек болезни 1656 и 1720 годов.
Без более информативных письменных отчетов и изображений этого периода, которые могут помочь нам понять, при каких обстоятельствах использовался наряд, невозможно определить, что было на первом месте: защитный наряд от чумы или карнавальный костюм.
Какими были врачи и как они лечили?
Врачи позднего средневековья и раннего современного периода не представлены одним нарядом. В течение нескольких веков менялись представления о причине и распространении чумы, а также одежда, которую носили врачи, и методы, которые они использовали для лечения этой болезни.
Советы по профилактике и лечение чумы поступали от врачей, обученных в университетах, хирургов, парикмахеров, аптекарей, акушерок, травников и священников.
Эти врачи работали задолго до теории микробов и антибиотиков и не могли победить эпидемию. Тем не менее, они заслуживают большего уважения, чем обычно получают, потому что они признавали распространение и симптомы чумы, и давали людям надежду в эпоху постоянного медицинского кризиса.
Согласно книге Сьюзен Л. Эйнбиндер «После черной смерти», многие врачи, занимающиеся чумой, написали короткие книги, известные как чумные трактаты, для того, чтобы дать совет своим соратникам и грамотной публике информацию о профилактике чумы.
Испанский врач Жак д’Аграмон опубликовал один из первых трактатов в апреле 1348 года. По словам Эйнбиндера, еще один врач эпохи ранней чумы по имени профессор Джентиле да Фолиньо из Болоньи, Италия, умер от чумы в 1348 году после того, как написал несколько статей по этой теме.
После начала Черной смерти врачи и ученые сразу же попытались вписать болезнь в свое существующее понимание медицины. Как в Европе, так и на Ближнем Востоке это означало определение чумы с точки зрения теории четырех телесных жидкостей — гуморов (кровь, мокрота, желтая желчь, черная желчь), впервые разработанных древними врачами Гиппократом и Галеном и дополнительно объясненных арабскими и латинскими врачами в средние века.
Врачи признавали, что в паху, подмышках и шее, как правило, образовывались бубоны, и рассматривали их как свидетельство того, что тело изгоняет гумор из ближайших основных органов: печени, сердца и мозга, соответственно.
По словам этих врачей, чуму можно предотвратить путем усиления гумора или поддержания их баланса с помощью подробного медицинского плана или режима, включая изменения в рационе, прием лекарств, вызывающих «полезную» рвоту и мочеиспускание, и профилактическое кровопускание.
Все эти процедуры были предназначены для того, чтобы изгнать испорченный гумор из организма и не дать черной желчи, известной как меланхолия, доминировать над телом. Эта желчь считалась в то время самой опасной из гуморов.
Одна из самых популярных теорий была подробно описана медицинским факультетом Парижского университета. В 1348 году король Франции обратился к профессорам за советом, когда чума приблизилась к королевской столице. Профессора объединили медицину с астрологией, которая в то время считалась серьезной наукой, чтобы объяснить причину и распространение чумы.
Воздух Земли, по их словам, был перегрет и испорчен соединением планет Марс, Сатурн и Юпитер (все они были расценены как горячие, жестокие или испорченные по своему астрологическому влиянию) в знаке Зодиака Водолей. Этот неестественно горячий и влажный воздух дул через всю Азию в Европу, вызывая чуму, где бы он ни проходил.
Когда средневековые врачи ссылались на эпидемию Черной чумы, они часто имели в виду не само заболевание, а отравленный воздух, который породил болезнь в человеческом теле.
Чтобы защитить людей от заразного воздуха, врачи поощряли ношение или хранение сладких или горьких веществ, таких как фиалки, полынь, уксус или (если вы были богаты) кусок амбры, который был сильно пахнущим секретом кишечника кашалота.
Хотя костюм чумного доктора с клювом с тех пор стал театральным и жутким символом темного времени в истории медицины, на самом деле он представляет, как веками врачи, ученые и работники здравоохранения думали о распространении и профилактике чумы.
Костюм представляет собой меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.