Чужой родитель ударил моего ребенка что делать
На моего ребенка накричал чужой родитель
Чужой родитель накричал на моего ребенка в детском с аду. Как быть в такой ситуации мне?
На моего ребенка накричал чужой родитель. С этим обратилась к учителю и мы пошли к директору. Он решает нас встреть и обсудить ситуацию.
Ситуация такая. На моего ребенка накричал чужой родитель. Который обвинил моего ребенка в том, что он якобы обидел его малыша. С угрозами кулаками типа мол ты сюда ходить не будешь
. меня возмущает тот факт почему не ко мне не к тренеру не обратился этот родитель. Сыну моему 10 лет.
Как мне быть на моего ребенка накричал чужой родитель, применила силу схватила за руку прижала к стене в стенах школы и начала допрос. Что мне делать? На нервной почве у ребёнка обострилась аллергия, ребёнок не может согнуть пальцы.
На моего ребенка накричал чужой родитель, кричала матами при воспитале и все детсадовской грууупе, о том что она ее изобьет, если мой ребенок еще раз подойдет к ее ребенку. Дело в том что якобы моя дочь ударила по ноге ее дочь и у той синяк. Хочу написать на нее заявление в полицию. Что ей за это будет? И могу ли я требовать моральной компесации с нее на моего ребенка?
Детский конфликт — взрослые разборки. Почему нельзя беседовать с обидчиком своего ребёнка
Когда обижают твоего ребёнка (тем более, ещё совсем маленького), это хуже, чем быть обиженным самому. Нередко родителям хочется бежать на место преступления и наказать обидчика по полной программе. Но этого делать нельзя. Более того — вы не имеете права даже говорить с чужим ребёнком, уж тем более, в отсутствие его родителей. Наталия Кузоро объясняет, почему это правило без исключений и где искать выход.
Каждый раз одно и то же: «Дайте, я только поговорю с ним. Я просто спрошу. Я объясню. Я не буду давить». «Ага, как же!» — думаю я, когда ко мне в детский сад обращаются родители. Вслух произношу: «Есть правило: взрослые выясняют всё только со своими детьми, либо с другими взрослыми. Выяснять что-либо, а тем более, угрожать чужим детям нельзя».
Например, мальчик обидел девочку. Девочка пожаловалась маме. Мама пришла беседовать с юным обидчиком. В общем — детский сад.
Итак, почему нельзя вести профилактические беседы с чужими детьми, а заодно: «Что делать?» и «Кто виноват?».
1. Потому что общается с ребёнком тот, кто несёт за него ответственность. Это — родители и педагог. Вы же не будете отвечать за ребёнка, если после этой беседы с ним что-либо случится?
2. Педагог не имеет права выдавать детей для беседы посторонним лицам (родитель другого ребёнка — постороннее лицо). Представьте, что вы отдали своего ребёнка в садик, а вечером забираете его после бесед непонятно с кем? Нормально? Нет.
3. «Беседа» одного родителя с чужим ребёнком запускает цепную реакцию. Завтра с вашим ребёнком поговорит чужой родитель. Кто знает, насколько вежливо. А что такого? Вам можно, а ему нельзя? Вот поэтому нельзя никому.
4. Вам кажется, что вы «только спросите». В 99% процентов случаев — вам это кажется. Иначе почему «просто спросить» не может родитель ребёнка или педагог? Они не так спрашивают? А как? Надо по-другому? Значит, вам надо не «просто спросить». Будьте, пожалуйста, честны с самими собой.
Кто виноват
Вы уверены в 100% виновности другого ребёнка? Мой опыт показывает, что в 9 случаях из 10 всё не так однозначно.
Допустим, вашего ребёнка действительно регулярно обижают. Что делать?
Не помогает? Могу такое предположить. Что ж, тогда надо признать, что система образования бессильна. Колоний строгого режима для дошколят-рецидивистов не предусмотрено. А если серьёзно — это значит, что где-то в системе сбой. И да, проблему нужно решать. Лучше комплексно.
Но вы всё равно не можете «просто поговорить» с чужим ребёнком. Точка.
Иллюстрация: Shutterstock (Good_Stock)
Ударили ребенка
В школе ребенка ударили в живот. Один и тот же одноклассник постоянно издевается над ребёнком. Ударил в живот. После этого ребёнок почувствовал себя плохо.
Мама чужого ребенка ударила по уху моего ребенка, якобы за то, что дети подрались в саду. Потом мама извинилась передо мной, конфликт был в принципе исчерпан. Вопрос: Должны ли были поставить в известность папу ребенка, которого ударили?
Сына ударили в школе, сделал это одноклассник, по каким причинам неизвестно. Просто подошел и ударил в солнечное сплетение, у ребенка побаливает живот, что делать и к кому обращаться?
Моего ребёнка в школе оскорбили (обозвали) и ударили (не сильно), и мой ребёнок тоже ударил (не сильно): и они начали озивать друг друга цензурными словами. Мамочка того ребёнка сказала что нажалуеться в полицию! Это правильно?
На развивающих занятиях моего ребенка детям 2,5 года ударил другой ребенок я его стала останавливать держа одну руку он другой ударил меня по лицу и я автоматицески ударила его. Родители подали зая вления за избиение. Как мне обосновать свои действия?
Я вчера забирая ребенка из детского сада, узнаю что ее ударили деревянным кубиком возле глаза (до крови+отек+синюшность под глазом) мальчик с ее группы. На мальчика часто жалуются. Ударил причем спецально. Что можно сделать?
Моего ребенка ударили в детском саду лопаткой в глаз, во время прогулки. У него серьезная ссадина и синяк, воспитатель не позвонил и не сообщил мне об этом. Подскажите как быть? Ребенка ударил мальчик (уже не первый раз, вели беседы с мамой мальчика).
Объясните мне пожалуйста может ли сотрудник ПДН без расследования и суда поставить на учёт 9 летнего ребёнка по статье 116 побои? И Подскажите куда обратиться с жалобой, если сотрудник ПДН из начально перевернул показания, а мать не прочитав их подписала, якобы не моего ребёнка ударили а он ударил.
Ребенок 15 летний ударил бумажной трубочкой 13 летнего а мама этого ребенка теперь возмущается и при этом она при встрече с 15 летним ударила кулаком по лицу как нам поступить в этой ситуации? Спасибо.
Ребенка унизил и ударил учитель в школе. Ребенку 6 лет. Что делать.
Учительница ударила ученика 2-го класса (сильная пощечина).
Маме ребенка (которого ударили) все равно..
Мой ребенок присутствовал при этом, все видел, естественно его это сильно напугало.
Учительница постоянно кричит, унижает детей, дети ее бояться!
Какой иск и по какой статье можно подать на этого учителя?
Моего ребёнка ударил одноклассник в пах область. Сейчас ребёнку больно ходить и синяк.
Моего ребенка ударила моя соседка с внуком по голове, и теперь он боится выходит на улицу. Я написала заявление на нее, но она участковому сказала просто ударила как и всех детей во дворе. Что мне теперь делать и бабка и внук ударили его по голове. А участковый говорит что если синяков и переломов нет даже смотреть не будут, хочет чтоб я написала отказ/заявление.
Моего сына, ученика 3 класса, учитель другого начального класса ударила без свидетелей! При встрече она моему ребёнку в глаза говорила что он врёт,я своему ребёнку верю. Директор сказал что в любом случае он будетзащищать учителя. Я написала заявление в полицию. Директор пригласил меня и в присутствии конфликтной комиссии сказал, что без свидетелей я не смогу доказать что ребёнка ударили. Пытался меня запугать адвокатами и исками если признают учителя правым. Как мне быть дальше?
Добрый день. Моего ребенка продавец в магазине ударила по руке. Директор магазина даже не вынес порицание продавцу, а сказал что я должна смотреть за ребенком и не по голове же его ударили. По какой статье я могу привлечь продавца и администрацию магазина к ответственности и взыскать за моральный ущерб?
У меня к вам вопрос. 20.05.2016 забирал ребёнка 2.5 лет. из детского сада и обнаружил на бедре след от руки взрослого человека, то есть ребёнка в детском саду кто то ударил. Ребёнок не может мне рассказать кто это сделал. На вопрос к воспитателю за что ударили ребёнка не дал вразумительного ответа. После чего пошёл к заведующей детского сада. Как быть в этой ситуации?
Моего ребёнка одноклассница ударила два раза стулом по лицу, хочу чтобы дали психологическую хорактеристику этому ребёнку.
Ребенок разбил чужой телефон в школе. Кто должен платить?
Мой ребенок случайно разбил чужой телефон. Дети бегали на перемене, и он толкнул мальчика с Айфоном в руках. Родители говорят, что ремонт стоит 20 тысяч рублей, и требуют денег. У нас нет такой суммы. Я в декрете, а отец ребенка с нами не живет.
Кто должен возмещать ущерб, если сыну 10 лет и он ничего не зарабатывает? Какую ответственность вообще несут родители за ущерб, который причинили их дети?
Кира, родители несут ответственность за ущерб, который причинили их дети. Но не всегда нужно платить за разбитые телефоны и даже лбы. Чтобы с вас могли требовать деньги за ремонт телефона, должны совпасть конкретные условия по закону. А еще важно, где ребенок причинил ущерб, сколько ему лет и почему это произошло.
До 14 лет за ущерб всегда отвечают родители
Детей до 14 лет называют малолетними. До этого возраста за причиненный ими ущерб отвечают родители. Они должны делать так, чтобы ребенок не разбивал чужие телефоны, не царапал машины, не бил одноклассников и не брал чужое. Если родители не смогли воспитать ребенка так или не уследили за ним, то придется возмещать ущерб. При этом родителей просто могло не быть рядом, это благополучная семья, все воспитанные и живут в достатке. Но ребенок царапает чью-то машину, берет без спроса чужую вещь или дерется — и вот повод для платы за ущерб.
В этом возрасте неважно, есть ли у ребенка свое имущество. У него может быть доля в квартире и даже счет в банке. Но платить все равно должны родители — своими деньгами.
Причем ответственность могут возложить не только на того родителя, с кем живет ребенок. Если родители в разводе и ребенок живет с мамой, платить заставят и папу. После развода у папы не исчезает обязанность воспитывать ребенка и отвечать за него. Исключения — только в редких случаях, если отцу специально не давали общаться с ребенком и воспитывать его. Но это еще нужно доказать.
Если ребенок вырос, а ущерб еще не успели возместить полностью, то это все равно продолжат делать родители. Считается, что так они отвечают за свои действия. Это же они плохо воспитали ребенка. Так что будут платить, даже когда тот повзрослеет.
С 14 до 18 лет за последствия своих действий ребенок может заплатить сам
С 14 лет подростки уже отвечают за свои действия и сами должны возмещать ущерб, который причинили. Если ребенок в 15 лет разобьет чужой телефон, то он и должен платить за ремонт. Но если у ребенка нет своих доходов или имущества, возмещать ущерб будут родители — например, из своей зарплаты.
Как только ребенку исполнится 18 лет или у него появится свой доход, платить за нанесенный вред будет уже он. Это принципиальное отличие от ответственности за малолетних детей. После 14 лет ребенок уже как бы сам отвечает за ущерб, а родители просто помогают ему платить. Как только у него появится возможность, он начнет рассчитываться своими деньгами.
Если родители плохо смотрят за ребенком — придется платить
Родители несут ответственность за ущерб, только если ребенок причинил его из-за плохого воспитания или если за ним плохо смотрели. Например, родители вообще не уделяют внимания ребенку и даже поощряют его хулиганство или озорство. Но тут нет четких указаний, когда и что считать плохим воспитанием. Переходить дорогу в неположенном месте — это тоже плохое воспитание. Бить одноклассников, даже если они обижают, — тоже повод для возмещения ущерба.
Таких ситуаций может быть много. Например, если маленький ребенок остается дома один и кидает тяжелые предметы на крыши машин. За ремонт машин будут платить родители: они не сделали так, чтобы ребенок не вышел на балкон и не додумался хулиганить.
Но если ребенок случайно повредил игрушкой машину, которую припарковали на детской площадке, родителей будет сложно заставить платить. Потому что они смотрели за ребенком, а ставить машины на детских площадках нельзя. Окончательное решение за судом.
Если родители не виноваты — платить не надо
У ответственности за детей есть такая особенность: вина родителей подразумевается. То есть им нужно доказать, что они не виноваты: за ребенком смотрели, озорство не поощряли, уделяли ему внимание. Тогда платить родители ничего не будут. Доказательствами тут может быть что угодно, от показаний свидетелей до характеристики из школы и конкретных обстоятельств происшествия.
Когда за детей отвечает школа
Если дети в школе, детском саду, лагере или больнице, то за них отвечает эта организация. Но только если выяснится, что, например, учителя плохо смотрели за детьми, оставили их на перемене без надзора или не рассказывали родителям о проблемах с поведением.
Работники школы должны делать так, чтобы на переменах дети не бегали или чтобы никто не пострадал. Можно бегать во время организованной игры или разминки, под контролем. А можно беситься, пока учитель разговаривает по телефону или вообще вышел из класса по своим делам. С точки зрения ответственности это не одно и то же.
Чтобы не нести ответственности за детей, школе тоже нужно доказать, что она не виновата. Сделать это получается не всегда, но школа очень постарается.
Мне кажется, у вас именно такая ситуация:
Но это еще не значит, что все закончится в вашу пользу. В ситуации будут разбираться: важны все обстоятельства. Даже вы можете пока не знать, как все было на самом деле.
Как разбираются в ответственности за детей
Если ущерб кому-то причинили в школе и в период занятий, то обычно этапы такие.
Сначала разбирается классный руководитель. Он узнает, что произошло и как это случилось. Могут позвонить родителям, подключить администрацию. Иногда на этом все и заканчивается.
Потом собирают административный совет. Это уже как совещание — с родителями, учителями, воспитателями, директором, психологом, свидетелями ситуации. На таком совете могут опросить одноклассников: кто что видел, как было дело. Психолог может разговаривать с каждым ребенком и его родителями отдельно. Цель — выяснить, как и почему все произошло. В результате сложится общая картина: как именно разбился телефон, кто за кем бегал, где был учитель. И точно ли телефон разбился именно из-за столкновения детей.
Если не договорились, родители могут пойти в суд. Например, станет понятно, что дети остались без присмотра на перемене, а бегающий мальчик — известный хулиган. Тогда с родителей и школы можно будет взыскать деньги на ремонт телефона. Кто сколько заплатит, решит суд: суммы распределяют в зависимости от степени вины. Тут долевая ответственность — каждый платит свою часть: отдельно школа, отдельно родители.
В суде есть шанс доказать отсутствие вины. Иногда на административном совете становится понятно, что ребенок не виноват, а родители пострадавшей стороны все равно идут в суд и требуют денег. Не нужно этого бояться. Не факт, что вы должны платить или что платить должны именно вы.
Из моей практики — пригождается и помогает что угодно. Если есть за что зацепиться, используйте этот шанс. Но если выясните, что сын и правда виноват: учитель был рядом, ребенку делали замечания и к нему много претензий со стороны школы и других детей, — договаривайтесь с родителями без суда. Может быть, об оплате половины ремонта, о рассрочке или еще какой-то компенсации. Иногда хватает честного разговора и извинений.
Что говорят суды
Суды из-за ущерба, который причинили дети, не такая уж редкость. Проблемы бывают и в школе, и за ее пределами. Иногда доходит до инспекции по делам несовершеннолетних, полиции и травмпунктов. Но родителям часто приходится платить за детей. Вот несколько примеров из жизни.
Квадрокоптер и крыша Рено. Дети запустили квадрокоптер, а он залетел на крышу. Они стали бросать камни, чтобы его сбить, и повредили припаркованную рядом машину. Ее владелец выставил счет на 170 тысяч рублей. Родители не захотели платить добровольно, но суд заставил. Доказать, что не виноваты, они не смогли.
Хулиган и избитые учителя. Третьеклассник побил сразу трех учителей и девочку. Все пострадавшие обратились в суд за компенсацией. Суд выяснил, что маму хулигана много раз вызывали в школу, учителя писали докладные, психологи говорили ей о поведении сына, предлагали вместе разработать план по перевоспитанию. Но мама отказывалась. В итоге ее заставили платить всем пострадавшим: за лечение и моральный ущерб. Основная вина — на ней, а не на школе.
Такое же решение вынесли в другой школе. Там мальчик тоже хулиганил, школа с ним не справлялась, а родители не только не реагировали, а еще и хвалили сына за проделки. Когда он столкнул девочек лбами до сотрясения мозга, родителям пришлось заплатить каждой по 30 тысяч рублей.
Соцсети и драка. Один мальчик побил другого. Родители зафиксировали травмы и подали в суд: требовали деньги на лечение и компенсацию морального ущерба. Родители того, кто бил, подали встречный иск. Якобы пострадавший мальчик оскорблял их сына в соцсетях и из-за этого у ребенка нарушился сон и снизилась успеваемость — в общем, психологическая травма. Вот мальчик и решил отстаивать свою честь по-мужски — а в итоге стал ответчиком по иску на 55 тысяч рублей. Родителей обиженного мальчика заставили платить. А сам он ничего не получил: доказать моральный вред сложнее, чем физический.
Как бывает без судов
Однажды мне позвонили после уроков и срочно вызвали в школу. Якобы мой сын толкнул девочку на остановке, та упала и сильно разбила голову. Ее увезли на скорой, но все обошлось — правда, лоб пришлось зашивать. Сын и одноклассники говорили, что он ее не толкал — это она побежала за ним, хотела ударить его портфелем, но споткнулась и упала. Обычные детские игры, которые так печально закончились.
Собрали административный совет. Мама девочки сразу сказала, что теперь я всю жизнь буду платить ее ребенку деньги, потому что на лбу останется шрам и может испортиться зрение. С девочкой, моим сыном и другими детьми разговаривал психолог, специалисты по воспитательной работе. В итоге девочка призналась, что соврала. Мой сын ее не толкал. Она сказала так от испуга и обиды — обычная детская реакция.
Мама отказалась от претензий, но я все равно передала деньги через учителя. Потому что там многодетная семья и мама в декрете. Девочке в любом случае было нужно лечение, а мой сын хоть и косвенно, но участвовал в неприятной ситуации. Правда, это было мое желание, и деньги я дала только один раз. Платить всю жизнь меня бы не заставили. А для сына это был урок на всю жизнь.
Может быть, и вы разберетесь без суда.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Дочь рыдает, а отец бежит на детскую площадку. Но как вести себя взрослому с обидчиками ребенка?
Почему угрозы не помогут.
Утешить ребенка и справиться с гневом
— Некоторые родители считают: если их ребенка обижает другой ребенок и между ними даже происходит какая-то форма насилия, взрослый имеет право защитить свое чадо — то есть применить силу к обидчику. Так ли это?
— Давайте все-таки разделять понятия «защитить» и «применить силу». Из одного другое совершенно не следует. Имеем ли мы право защитить своего ребенка, занять в конфликте его сторону? Да, безусловно. Мы его ресурс, и мы заинтересованы в его благополучии.
Есть расхожая идея, что ребенок «должен разобраться сам» — так вот, не всегда он может, и не всегда должен. Он иногда и физически, и психически не может противостоять агрессивной стае одноклассников и становится их жертвой. Иногда темперамент человека таков, что он теряется в открытых конфликтах — это совершенно нормально, все мы разные и не обязаны поголовно обладать бойцовскими качествами.
Но мы, как взрослые, как родители, вмешиваясь, не имеем права применять к обидчику физическую силу. Это табу, и это превращает в насильников уже нас самих. Не говоря уже о том, что это запрещено законом.
— Если конфликт жестокий, оскорбительный, первая реакция родителя, особенно папы, наказать обидчика. Как конкретно с этим первым нахлынувшим чувством справиться?
— Так же, как мы справляемся с любыми острыми приступами гнева. Или ревности, или злости. У нас, взрослых людей, регулярно случаются такие ситуации, когда мы сталкиваемся с труднопереносимыми чувствами.
Подышали. Пробежались по лестнице несколько раз, движение прекрасно снижает напряжение. Поорали куда-нибудь в воздух. Подвигались, привели в порядок физиологию.
После этого можно думать о стратегии. Но не стоит действовать под влиянием первого импульса.
— Холерикам справиться с гневом очень сложно, если они осознанно не занимаются регуляцией этой эмоции. Как успокоиться?
— Давайте искать наименее разрушительные формы из возможных. Если у нас в голове варианты — наорать или ударить — лучше наорать. Если выбираем между написать гневное письмо или наорать лично — лучше написать. Всегда выбираем наименее разрушительный вариант.
Не требуем от себя чудесного погружения в состояние дзена. Но все-таки помним, что мы взрослые люди и мы хозяева своим эмоциям. А они, какими бы ни были душераздирающими, не длятся вечно.
Дышим глубоко. Если что-то произошло — нашего ребенка уже обидели — очень вероятно, что любые наши действия можно отложить на пару часов. На три часа. Чтобы мы успели если не все, то хотя бы кое-что обдумать. Как взрослые.
— А что сказать своему ребенку? Вот он приходит домой в слезах или ярости, с ним поступили жестоко, несправедливо, унизительно. Что ему сказать, как действовать? Это ведь не малыш, которого можно прижать к груди и купить затем игрушку.
— Можно использовать классическую схему: констатируем факт, потом называем чувство, после этого вместе думаем над вариантами помощи. Например, говорим ребенку: «Произошло то-то и то-то. Ты унижен, тебе сейчас очень больно, мне тоже очень больно за тебя». Мы можем дать оценку происходящему, мы же не обязаны хранить нейтральность. Можем сказать: «Да, твой одноклассник поступил как скотина». Имеем право.
Но, если мы хотим утешить, лучше не застревать на своих чувствах, хотя представляю, как все кипит внутри. А вернуться к чувствам ребенка: «Ты в ярости, тебе дико обидно». После этого говорим: «Хочешь, обниму? Хочешь, мы с тобой подумаем, что с этим делать? Хочешь, купим что-нибудь? Хочешь, я оставлю тебя в покое? Хочешь, вместе поругаемся на обидчиков?» Каждый родитель примерно знает, что может порадовать его ребенка в такой ситуации.
Самое главное и самое сложное здесь — переключиться со своих чувств на чувства ребенка. Даже если нас тоже трясет и колошматит. Запомним эту универсальную схему: факт — эмоция — предложение о помощи.
Не отвечать на зло грубой силой
— Я думаю, что все вместе. У людей, которые ведут себя агрессивно, как правило, не очень высокий уровень самоконтроля. И если они, условно, способны поставить на колени и ударить чужого ребенка, то, скорей всего, и по отношению к своему ребенку могут так поступить. С некоторой вероятностью. Поэтому я бы не стала романтизировать этот способ разрешения конфликтов.
С другой стороны, родитель имеет право что-то делать, чтобы конфликт прекратить и не допускать его развития. Но наша задача — не стать насильниками, наша задача — конфликт погасить.
— Остановить цепочку зла?
— Да. Потому что мы, как люди, обладающие большими ресурсами и большей властью, чем дети, способны это сделать. Они же внутри ситуации не всегда на это способны. По большому счету, если уж мы входим в конфликт между детьми на правах третьей силы, мы должны быть миротворческим контингентом.
10 звезд, которых травили в школе:
— Ну и, наверное, равный должен разбираться с равным?
— В идеальной ситуации, может быть, да. Но в реальной жизни — кто кому равен? Мы все не равны, наши силы и возможности, так что разбирается, кто с кем и как умеет.
Выслушать другую сторону и договориться
— Что же делать? Какие ошибки еще могут допустить родители?
— Главная наша ошибка как родителей — когда мы думаем: ну вот сейчас быстренько разрулим конфликт, пригрозим обидчику, и все. На самом деле это долгий процесс. То есть мы вмешиваемся, призываем обидчика к порядку — после этого смотрим, контролируем, перестал ли Вася обижать Машу или не перестал. Контролируем через неделю — что изменилось. Через месяц. Через пару месяцев.
И лучше начинать с выслушивания обеих сторон. То есть мы выслушали, что-то сказали, чем-то пригрозили. После этого мы дали ситуации измениться и смотрим — сработало или не сработало.
Так что, если уж родитель входит в конфликт детей, он, во-первых, должен быть готов выступать как миротворец, а во-вторых, должен помнить, что это работа вдолгую, не на один день.
— А если у родителя есть намерение без агрессии, без насилия разобраться с обидчиком ребенка, можно ли общаться с чужим ребенком наедине, без присутствия его родных взрослых?
— Есть практика, а есть теория. В теории нехорошо, конечно, разговаривать с ребенком без присутствия его взрослых представителей. Но на практике почти всегда так и происходит. Очень мало случаев, когда участвуют прямо Монтекки и Капулетти — семья с одной стороны, семья с другой стороны. Это ситуация должна накалиться до такого градуса, когда в нее вовлекается множество людей. Обычно, когда конфликт между детьми и вмешивается родитель, он не ждет, когда появятся чужие родители.
Имеет ли право родитель как-то строго разговаривать с чужим ребенком? В разумных пределах, наверное, да. Что при этом чувствует этот чужой ребенок? Гамму очень неприятных чувств. Разрушительна ли она? Ну, обычно нет. Травмирует ли она его на всю жизнь? Вряд ли. Тем более, раз уж он в этой ситуации оказался, у него, очень вероятно, тоже есть сложности с агрессией. И когда его поведение встречает отпор, осознание, что за жертву есть кому заступиться, часто отрезвляет.
— Как поговорить с родителями обидчика, чтобы их не заклинило на ситуации, что они ребенку верят и он такого не мог сделать?
— Ну, всегда полезно начать с того, чтобы выслушать другую сторону. Начинать не с обвинений, а с выслушивания — хотя это очень сложно, соглашусь. Мы говорим, другая сторона говорит, как она нас услышала, с чем она согласна, с чем не согласна. И так, пока не договоримся.
По большому счету, наша задача в таком разговоре одна — чтобы вторая сторона согласилась с тем, что эта ситуация не должна повторяться.
— А если мы настроены на конструктивный спокойный диалог, а в ответ слышим нахальный ор?
— Бывает и так, к сожалению. Это очень обидно. Но мы не всесильны.