дагестанцы и татары отношения

Татары и дагестанцы внутри Российской империи

Религиозные связи двух народов в дореволюционное время

В сентябре автору этих строк посчастливилось побывать в Дагестане. Я был рад узнать, что местная интеллигенция интересуется именами дореволюционных татарских ученых. И мне в голову пришла идея написать о некоторых дагестанских улемах, связанных с Урало-Поволжьем.

Молодежь в Дагестане знает имя имама Марджани

Немногие знают, что некоторые наши богословы до сих пор известны в Дагестане как праведники и ученые высшего уровня. Ведь современный дагестанский суфизм напрямую связан с дореволюционными татарскими шейхами. Контакты вообще были частыми: ссыльные дагестанские ученые и общественные деятели находили приют у проживавших в «континентальной России» татар, а татары часто проходили через Дагестан на пути в Мекку.

Например, не так давно в Дагестане открылась мечеть имени уральского шейха Зайнуллы Расулева. Открытие посетил и муфтий Татарстана Камиль-хазрат. Молодежь хорошо знает имя имама Марджани, отзывается о нем как о большом ученом. Живая исламская традиция Кавказа с пиететом относится не только «к своим» религиозным мыслителям, но и к имамам соседних областей.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияМечеть в честь Зайнуллы Расулева в Махачкале. Фото: muftiyatrd.ru

Дагестанцы в ссылке

Частые контакты с татарскими учеными были у крупнейшего лезгинского ученого, просветителя, богослова Хасана ибн Абд Аллаха аль-Алкадари (1834—1910). Он прославился как автор множества книг самой разной тематики, в том числе и по светским наукам. Но прежде всего он известен как автор книги «Асар-и Дагестан», где охвачена многовековая история этого региона.

Помимо деятельности в качестве ученого, Хасан-афанди занимался также просветительством, публикуясь в периодических изданиях того периода, и политической деятельностью. Он же впервые открыл в Дагестане медресе, где наряду с религиозными преподавались светские дисциплины.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияХасан Алкадарский. Фото: wikimedia.org

В 1877 году ученого обвинили в поддержке восстания и отправили в ссылку в город Спасск Тамбовской губернии (ныне Пензенской области). Там он встречается с проживающими в регионе татарами. Ученый-энциклопедист свободно говорил на арабском, персидском и тюркском языках, потому общение с местными не доставляло ему трудностей. Аль-Алкадари написал поэму «Диван аль-Мамун» о своем заключении. Среди прочего, в произведении он упоминает ученых и деятелей в татарских селах региона:

«Вблизи Спасска находилось мусульманское с. Сургоди с двумястами дворами и тремя мечетями. Между почитаемыми учеными людьми этого села и нами установились частые встречи и дружеские отношения. Факыхами в селе работали мулла Мирзахан, сын муллы Абдельфатиха; мулла Абу Бакр, сын муллы Гасанаддина; мулла Абу Бакр ибн Муса. Немного далее от Спасска лежало с. Усна, мусульманское. Их [правоведов?] имена Судуруддин сын муллы алима Абдурахмана; мулла Изуллах ибн Усман. В Танище, мусульманском селе, правоведом был мулла Нигматуллах, сын муллы Ихсана, в с. Юнки мулла Абу Абубекр ибн Яхья, в с. Качатовка мулла Насруддин ибн Мухаммадрахим, в с. Тархан — почтенный человек по имени мулла Джалалуддин ибн Мухаммад, в с. Гурнака мулла Селимджавхар, сын муллы Демирбулата, в с. Айди почтенный человек из княжеского рода князь Абдулхаким, сын покойного хаджи Ниматуллаха Янкиева. Частыми были наши встречи с ними, и помощь они нам оказывали щедрую, ибо Аллах, если предопределяет чего-нибудь, то подготовит для его осуществления пути уму непостижимые». (Перевод по статье Х.А. Омарова)

Интерес вызывает высокая религиозная грамотность мусульманского населения. Почти в каждом селе были ученые, исламская инфраструктура была развита повсюду.

Имам Марджани упоминает и о других дагестанских богословах, попавших в ссылку и имевших контакты с татарами. Так, в его историко-биографической работе «Мустафад аль-Ахбар» упоминается мулла Кади Ака Ахунд или Мухаммад бин Али ад-Дагестани, сосланный на территорию Дешт-и Кипчака и погибший недалеко от Оренбурга в 1795/1796 году. На Оренбургской пограничной линии он даже открыл медресе, где обучал местных мусульман. Из его крупных учеников Марджани называет видного каргалинского имама, учителя многих религиозных деятелей Абдрахмана бин Шарифа ал-Каргали, первого муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммаджана бин Хусайна и шейха братства накшбандия-муджаддидия Валида ибн Мухаммадамина аль-Каргали.

Дагестанский богослов Абдуллатиф ал-Хуци погиб в ссылке в Курской губернии в 1890 году. Он встречался с имамом Марджани в Казани, учился у него и даже написал на его счет хвалебные стихи:

Салам Харуну — шейху шейхов,
Светочу знаний Аллаха в землях Булгара,
Его сочинения — как сияющие звезды на небосводе,
Которые своим светом наставляют на истинный путь…
Шихаб, у тебя есть свое место среди небесных светил,
Однако твое сияние затмевает их блеклый свет…

Шейх Сайфулла-кади Башларов и его учителя

Выдающийся дагестанский шейх, общественный деятель, просветитель и ученый имел связи сразу с четырьмя суфийскими шейхами из Волго-Уральского региона. Сайфулла-кади, лакец, уроженец аула Ницовкра, первый раз оказался в России еще в молодости, попав в ссылку в Казанскую губернию во второй половине 1879 года (что, впрочем, оспаривается рядом биографов). После ссылки шайх Сайфулла какое-то время работал врачом в Поволжье, а в 1892 году вернулся в Дагестан. Там, по рекомендации своих учителей в знаменитом селе Костек, он направился в город Чистополь к шейху Мухаммаду Закиру аль-Чистави.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияШейх Сайфулла-кади Башларов. Фото: wikimedia.org

Сам Мухаммад Закир аль-Чистави взял суфийскую практику тариката (суфийского ордена) накшбандия-халидия у дагестанского шейха Махмуда аль-Алмали, который, в свою очередь, учился у Мухаммада Яраги, учителя имамов Шамиля и Гази-Мухаммада. Сайфулла-кади так вспоминал о своем учителе из Чистополя:

«Несмотря на то, что после принесения обета ему в качестве шейха я провел с ним продолжительное время, я слышал его речь считанное количество раз, ибо он был погружен в состояние худура — постоянной памяти о Творце — и зухуля — забвения всего, кроме Бога, с целью быть занятым только Им и ничем иным».

После смерти Мухаммада Закира-хазрата шейх Сайфулла начал искать другого наставника для продолжения изучения исламских наук. Такого наставника он нашел в лице Зайнуллы-ишана Расулева. Сайфулла-хазрат описывал Зайнуллу Расулева как «превосходящего в своем достоинстве какие бы то ни было границы описаний», совершенного шейха, кутба (высшая степень в суфийской иерархии), «образца своего времени».

Из наставлений, переданных Зайнуллой-ишаном Сайфулле-хазрату, видно, какое значение он придавал соблюдению исламской практики. Так, в иджазе (права преемственности), выданной Сайфулле-кади, сказано:

«Я дал ему разрешение на совершение таваджуха и обучение зикру любимых мюридов в тарикате накшубандия-халидия, пока он не противоречит принципам тариката, основа которому шариат… Завещаю придерживаться дополнительных (навафиль) молитв, постоянно проявлять усердие в совершении пятикратной молитвы в коллективе мусульман, в чтении Корана и благословении Пророка, мир ему и благословение».

Третьим татарским шейхом, с которым встретился шейх Сайфулла, был Мухаммад Салих аль-Кирманхани. Об этом человеке мало известно. Шейх Сайфулла-кади пишет, что Мухаммад Салих являлся ханафитом в правовых вопросах, а в вопросе суфизма придерживался шазилийского и накшбандийского тарикатов. Сайфулла-кади воспринял от него тарикат в Астрахани.

Наконец, передается, что шейх Сайфулла-кади взял у другого крупнейшего шейха Урало-Поволжья, ученика шейха Марджани Мурада Рамзи, иджазу в кадирийском тарикате. Мурад Рамзи известен во всем мире как переводчик «Мактубата» — наставлений крупного суфия из индо-пакистанского региона имама Раббани Ахмада Сирхинди — с персидского на арабский язык. Сайфулла-кади встретился с Мухаммадом Мурадом во время посещения тем шейха Зайнуллы Расулева. Сайфулла-хазрат писал о шейхе Мухаммаде Мураде с большим уважением, описывая его как «достойного шайха и совершенного человека» и «выдающегося богослова».

Сайфулла-кади Башларов, таким образом, впитал в себя всю тогдашнюю суфийскую практику Урало-Поволжья, перенеся ее в Дагестан. По сей день через него проходит преемственность сразу двух суфийских общин: костекской и чиркейской ветвей шазилии и накшубандии.

Связи дагестанцев и татар не ограничивались только науками. Так, в 1905 году открылась первая дагестанская типография по примеру уже созданных оренбургской, казанской и бахчисарайской. И татары, и дагестанцы сотрудничали в публицистике: историк Шамиль Шихалиев в своей статье о контактах двух регионов отмечает сходства дагестанской газеты «Джаридат Дагестан» и татарской «Шура».

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияГазета «Джаридат Дагестан». Фото: wikipedia.org

Читая биографии видных дореволюционных мусульманских деятелей, поражаешься двум вещам. Во-первых, их готовности преодолевать огромные расстояния на пути к получению религиозных знаний — и это в то время, когда не было комфортных средств передвижения. Во-вторых, атмосферой братства и любви в среде мусульман того периода, желанию предоставить руку помощи попавшим в беду. Надеюсь, что эта небольшая статья послужит дальнейшему укреплению братских чувств между мусульманскими народами России.

Источник

ТАТАРИН ОБРАЩАЕТСЯ К КАВКАЗЦАМ: БРАТЬЯ НАВЕК!

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношения

Татары и кавказцы — не только жители одной страны. Как правило, они еще и братья по вере. Расул Тавдиряков решил проверить, насколько терпимы жители Казани к кавказским традициям. А еще — выяснил, какие дагестанские ученые ездили учиться в Татарстан, в честь какого татарского алима построили мечеть в Дагестане и как живут коренные татары Северного Кавказа.

Хочу обратиться к дагестанцам-пацанам. Я сам из Татарстана… Помните, такой интернет-мем? Я решил его развить и не просто так. Именно об отношениях татар, да и вообще всех мусульман Урало-Поволжья, с кавказцами я хочу сегодня поговорить.

Южный сабантуй в Дагестане

Я всегда задавался вопросом: насколько хорошо ладят кавказцы и татары. Есть вот такая сторона. Это произошло в феврале нынешнего года в Тобольске. Молодые люди что-то там не поделили между собой. Тут же перешли на национальности. И, как говорится, понеслось. Пришлось вмешаться аж муфтию, который обращался за помощью к старейшинам дагестанской и татарской общин.

Это уже не первый такой конфликт. Вот еще один, тоже в начале года. Или вот недавний случай с сабантуем в Дагестане. Да, древний татаро-башкирский народный фестиваль в честь окончания полевых работ в общем-то для большинства народов «страны гор» нетрадиционен. Однако дошло до того, что его сравнили аж с гей-парадом!

Странная, конечно, идея устроить “Южный сабантуй” принадлежала замглавы республики Артему Здунову. Тут же начали писать о том, что в Дагестане никогда ничего такого не проводили, пока в правительстве не оказались выходцы из Татарстана. Иные пользователи и вовсе обвинили власти в намерении превратить кавказский регион в поволжский. Лишь представители местной ногайской газеты напомнили, что вообще-то они уже несколько сотен лет отмечают на Кавказе сабантуй.

Но это уже крайние случаи. А вообще нередко, когда братья с Кавказа относятся к татарам… скажем так, снисходительно. Называют разными не самыми приятными словами. Татары и башкиры тоже не отстают. Иногда про наших кавказских братьев даже здесь, в Казани, можно услышать такие высказывания, что подумать стыдно, не говоря уже их произнести. Думаю, все дело в том, что в головах большинства мы слишком разные и с точки зрения истории, и культуры.

Смотрите сами. У чеченцев совсем иной бэкграунд нежели, чем у татар. У дагестанцев тоже. Эти народы всегда жили в труднодоступных горных районах, где есть своя специфика. Разумеется, гигантскую роль сыграла Кавказская война в 19-м столетии.

Вера объединяет

Но вот что многие почему-то часто забывают. Есть нечто, стоящее гораздо выше национальности, народных традиций и менталитета. Это вера. И здесь нас объединяет очень многое, можно сказать, главное. Татары издревле селились вдоль Волги, которая течет вниз, к Каспийскому морю, где живут народы Кавказа. Великая водная артерия испокон веку соединяла две общности носителей исламских знаний, культуры и этики.

Кстати, результаты этого были видны в Золотой Орде – уже тогда в этом гигантском государстве тюрки и кавказцы были вместе. И это единение продолжилось и с образованием России, и в годы Советской власти. И сегодня мусульманские народы Урало-Поволжья и Кавказа – костяк, можно сказать, хребет, уммы на просторах Северной Евразии. Не зря ведь так определил Всевышний, что мы столько веков вместе!

Некоторые его потомки считают себя татарами, говорят на чистом татарском языке. Но помнят своего знаменитого предка.

Другой дагестанский шейх, Сайфулла Кади, например, тоже учился в Астрахани в медресе. Еще ребенком получил первые исламские знания именно в татарском медресе, позже был учеником Зейнуллы Расулева (башкира по национальности), шейха и имама Троицка, которого называли «духовным королем татар». Впоследствии Сайфулла Кади стал знаменитым врачом, работал в разных городах России. А в конце жизни вернулся в Дагестан.

Прозвучит удивительно, но в соседней республике, Чечне, триста лет были целые татарские поселения. Шелковской район, станица Гребенская, село Гъазанлы рядом с Ведено. Спустя столетия их уроженцы сохранили татарские обычаи и культуру, язык и характерную внешность, хотя давным-давно жили в окружении других народов. Жили всегда, кстати, в мире и добрососедстве.

Я и сам побывал в прошлом году в Дагестане. И вот какие у меня сложились впечатления об этом прекрасном крае… Веками мусульмане Урало-Поволжья и Кавказа, Татарстана и Дагестана, несмотря ни на что, поддерживали связи, крепили узы, делились друг с другом самым ценным и важным. И ни о какой вражде, презрении или нечестном соревновании никогда речи не шло. Ведь ни у кого не возникало даже сомнений: мы братья. И это самое главное. Хочется, чтобы так было и сейчас.

Источник

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Главная лента

Татарская кровь Дагестана

Поколения татар вошли в историю наших народов

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияРаздел: Информация / Главная лента / Аналитика / Общество / Культура / История

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношения

Памятник Муртузали-хану в мемориальном комплексе в память победы горцев Дагестана над Надир-шахом. Лакский район

Мы мало знаем свои села и свои горы. Мало интересуемся тем, кто живет вокруг нас, и откуда мы сами произошли. Не знаем о роли других народов в формировании нашей культуры. А между тем среди нас живет народ, отдавший немало жизней за нашу с вами родину.

Взять, к примеру, село Татарханкент Сулейман-Стальского района. Или как оно называется на лезгинском языке – Татархандхуьр. Откуда произошло это название? Почему в нем появилось словосочетание Татархан? Какое отношение татарский хан имеет к лезгинам?

Лезгинские общественники и молодежные активисты предполагают, что название села, видимо, связано с нашествием татаро-монгольских завоевателей. Видимо, оно стало временной резиденцией предводителя татарского отряда.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияСеление Татархандхуьр

А ведь, если покопаться в истории, практически нет такого района в наших землях, где в нескольких селах не существовали бы тухумы с названием «Татарар». Есть такой тухум, к примеру, и в селении Рукель Дербентского района.

Учёные связывают основание и заселение села с арабским завоеванием Кавказской Албании. В короткий период османского владычества в селе и появились крымские татары, ныне представители тухума «Татары».

Или взять селение Урга Хивского района. Происхождение села, по преданиям, связано с монголо-татарским нашествием 1230-1240 годов. Будто бы здесь остались воины монголо-татаров и создали поселение, впоследствии получившее название Урга в честь тогдашней столицы их государства.

Старые могилы, расположенные возле школы, жители и сейчас называют татарскими. Судя по всему, влияние татар на события в Дагестане в определенные периоды истории было достаточно весомым, раз они так вошли в названия сел и местечек в наших районах.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияВ окрестностях селение Урга

Стоит также вспомнить, что у имама Шамиля в войске было немало татар – бывших солдат Российской империи, бежавших с царской службы в горы Кавказа под власть мусульманского правителя. У Шамиля они зачастую служили переводчиками с русского и на русский.

Однако историческое присутствие более крупных татарских общин в тех или иных землях Дагестана не столь подробно задокументировано в историографии. Более изучена роль татар в жизни дагестанских народов в новое время.

Так, число татар в Дагестане резко увеличилось в двадцатые годы XX в., когда разразился страшный голод в Поволжье. В любом случае, татары вполне могут претендовать на то, чтобы именоваться одним из коренных народов Кавказа и Дагестана.

Ученые, передовики, деятели культуры

Как пишет М. Курбанов в журнале «Народы Дагестана», в 20-е годы прошлого века численность татар в республике составила порядка 20 тыс. Многие из них навсегда остались в Дагестане, стали известными в республике людьми, внесли вклад в ее развитие.

Первые мектебы и медресе на татарском языке в Дагестане были открыты еще в 17 в. Дети богатых мусульман Кизляра занимались при мечетях, обучались чтению Корана и арабской письменности.

Татары помогли открыть первую типографию в Темир-Хан-Шуре. В открытие школ для ногайцев в конце 19 в. свой вклад внес Телимжан Ибрагимов. Достойное место в истории создания дагестанского радио занимает Нури Хайрулин. Он в 1924 г. смастерил первый в республике радиоприемник.

Диктор вещания на кумыкском языке татарка Галина Джамалудиновна Бекбулатова работала на радио почти 60 лет. Ее голос звучал в эфире почти 3 тыс. часов, в переводе на машинописные страницы текста это около 90 тыс. страниц.

В Дагестане известны имена преподавателя медресе в с. Аксай в начале XX века Исаака Эфенди, редактора кумыкской газеты Елу Валиюллаева, зам. министра мелиорации Дагестана Енилеева, олимпийского чемпиона, фехтовальщика Назлымова, наркомзема Дагестана Акджигитиева, репрессированного в 1938 году…

Известны и имена организатора и руководителя татарского культурного центра в Дагестане Мустафина Равиля, бывшего директора ресторана «Лезгинка» Равиля Сайфуллина, бывшего ответственного секретаря Дагестанского отделения ВООПИК, члена Союза журналистов СССР, участника Великой Отечественной войны Хайдара Хасаншина и многих других татар.

Живой пример

Документов, рассказывающих о наследии татар в Дагестане, крайне мало. Специалисту лишь изредка удается встретить в изданиях филиала Академии наук республики любопытные сведения.

Факты, указывающие на связи Дагестана с татарами в период Золотой Орды (в то время рождались даже тухумы, восходящие к татарским фамилиям), сохраняются, например, в горном ауле Куркли Лакского района.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияСеление Куркли

У курклинских Герейхановых концы родословных нитей, связывающие различные тюркские и монгольские фамилии, теряются в Крымском ханстве Менгли-Гирея. Здесь, в Курклях, Кирай-хан аль-Чаркаси вместе с домочадцами, слугами, сподвижниками осел в конце аж 15 века.

«Я был эмиром и раисом над вилайетами Чаркас, Чарджаном и Гиримом, в течение семи лет сражался вместе с ними против неверующих. После того я был над странами, местами и вилайетами, от нашего вилайета. Затем пришел в вилайет Кунудж и Шамах.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияГерейхановы на курклинском годекане

Не скрывая интереса, как говорится в исторических хрониках, безбоязненно разглядывали лакцы татар. Затем один из них, подав знак, чтобы остальные, как и Гиримхан, спустились с лошадей, подошел и обнял гостя. За ним потянулись мужчины, женщины, дети, старики. Они приветствовали прибывших, радовались им, устроили праздник.

Гиримхан прожил в селе пять лет. Перед смертью он завещал детям: «Не переселяйтесь отсюда в другое место, всегда при всех обстоятельствах возносите хвалу Аллаху!» Когда Гиримхан умер, раисом стал его сын Мирзабек.

История Гиримхана написана вольно, интерпретирована, но не вымышлена. Она имеет под собой основу в научных источниках, материалах исследований. Сочинение о Гиримхане известно в трех списках: один хранится в селении Верхний Дженгутай, другой находится в Республиканском рукописном фонде Азербайджана, третий список является собственностью жителя селения Куркли.

До нас также дошли свидетельства участия рода Гиримхановых в защите вновь обретенной родины. В 1741 году сын кумухского правителя Муртузали и Магомедкади из Согратля возглавляли отряды андалальцев и разбили войско иранского военачальника Надир-шаха, который семь лет разорял одну область Дагестана за другой.

Дагестанские народы объединились для совместного удара по захватчикам. Сражались на склоне горы Турчи-Даг. Со стороны Куркли формировались отряды Герейхановых: Дауда, сына Мухаммада-кади, Адждахи, сына Мухаммад-кади, Мухаммада, сына Дауда.

Прошли столетия с тех пор, как татары поселились в Курклях. Из поколения в поколение происходило кровосмешение, теперь они лакцы. Но не только у Герейхановых встречаются черты, характерные для татарского рода, но и среди представителей других фамилий села.

Дагестанские татары в лицах

В 1951 году он занимался озеленением территории курорта Талги, расположенным в 18 км от Махачкалы, в предгорной зоне Дагестана, где сходятся Талгинское и Салгинское ущелья.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияВильдан Шахмедов

Курорт исключительный по своему значению и ценности, с мощными сероводородными источниками, превышающими по концентрации сероводорода известные во всем мире французский курорт Шаль и курорт Брусса в Малой Азии.

Войну В. Шахмедов прошел в чине младшего сержанта 334 стрелкового полка на сложных огневых позициях со станковым пулеметом, защищая украинцев от фашистов. Был тяжело ранен и признан комиссией негодным.

Вернулся в семью орденоносцем, к жене Эдии, дочери Розе и сыну Шамилю. После войны семья увеличилась еще на одну дочь и сына. Живет В. Х. Шахмедов в столице Дагестана вместе с дочерью Розой. У него 8 внуков и один правнук. Внук Ренат учится в одном из махачкалинских исламских университетов.

Таскиря Багданова в годы войны обеспечивала победу в тылу, помогала госпиталю, жителям города. Сегодня она с удовольствием вспоминает молодые годы, когда взялась изучать Священный Коран. В то время Священную книгу негде было достать.

И она написала письмо в татарскую деревню семье Фатхуллиных. Они прислали ей две исписанные тетради. Все это особенно пригодилось во время войны, когда работала татарская мечеть в Махачкале. Таскиря огромное внимание уделяет соблюдению норм Ислама, многих удивляет, как она, несмотря на больные ноги, совершает пятикратный намаз.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношенияТаскиря Багданова

В 1970-80-е гг. заместителем председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры являлся Хайдар Хасаншин. Общество вело активные реставрационные работы в Дагестане.

Благодаря инициативе Х. Хасаншина были отремонтировано несколько мечетей в ряде селений Цумадинского района. За годы работы в Дагестане Х. Хасаншин стал признанным пропагандистом историко-культурного наследия республики.

дагестанцы и татары отношения. Смотреть фото дагестанцы и татары отношения. Смотреть картинку дагестанцы и татары отношения. Картинка про дагестанцы и татары отношения. Фото дагестанцы и татары отношения Хайдар Хасаншин

Горцам подрастающим урок

То как дагестанские татары бережно хранят свою культуру, традиции и духовное наследие – урок нашим народам, нашей молодежи и даже нашим старикам. Поскольку, как известно, татары под давлением ассимиляторской политики царской власти и Советов, более крепко держали свои традиции, чем некоторые представители дагестанских народов.

Сплетение различных культур в наших землях, стойкость татар, ставших частью дагестанской семьи народов, наше отражение в зеркале их этнической истории – все это очень хорошее назидание нашему подрастающему поколению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *