дактильная форма речи это

Дактилология как особая форма речи глухих детей

Статья на тему: «Дактилология как особая форма речи глухих детей».

Автор: учитель-дефектолог Хабирова И. В.

Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведённый пальцами руки. Во-вторых, используется как дактильная речь, т. е. общение при помощи ручной азбуки.

Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих.

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом,зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

А зачем используют дактильную речь глухие в разговорах со слышащими? Действительно, ведь слышащие – слышат, и глухие обычно обращаются к ним посредством устной речи. Но вот если собеседник не разобрал произнесённого слова, глухой, повторяя сказанное и стремясь помочь учителю или родителям понять сообщение, нередко дактилирует это слово. Таким образом, дактильная речь оказывается включённой в коммуникативную деятельность глухих, в общение глухих и слышащих.

В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью – основными средствами сурдопедагогического процесса.

Обучение глухих дошкольников, затем школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т. е. происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т. е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащих контролировать свою речь.

Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включённых в речевое общение. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.

Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.

Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи этоФотоотчет «День рожденья-особая дата» День рождения в детском саду. Мои воспоминания о прошлом выпуске детей. День рождения- такой веселый и любимый детьми праздник! День рождения.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи этоКонсультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи этоПрезентация к выступлению на педсовете «Форма работы с родителями по развитию речи дошкольников» добрый вечер, уважаемые коллеги! Сегодня суббота- выходной! Но работу никто не отменял! Работаем не покладая рук) В данной статье хочу.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи этоТворческий проект «Золотая осень» для глухих детей 5–7 лет в старшей группе Творческий проект «Золотая осень» Тип проекта: творческий. Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта:.

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи этоЭкскурсия как форма обучения детей с ОВЗ Экскурсия – одна из форм обучения, которой в нашем детском саду уделяется большое внимание. Прежде всего, это обусловлено своеобразием.

Источник

Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

Дактильная речь –своеобразная кинетическая форма словесной речи, построен­ная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.

Структура дактильной речи.

Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.

Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.

Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)[10]:

По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).

По способу образования – копирующие, вариантные.

По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.

Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.

Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.

— Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична уст­ной речи, так как основная ее функция – служить непосред­ственному общению глухих.

— Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письмен­ной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;

— Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.

— Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.

— Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.

— Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.

На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.

Функции дактильной речи.

— Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.

— В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.

— В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.

Источник

Дактильная речь и ее особенности

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

Дактильная речь и ее особенности

Дактилология, или дактильная речь, — это форма словесной речи. Дактильную азбуку называют ручной, т. к. каждая буква пе­редается определенными положениями пальцев одной (одноруч­ная дактилология) или обеих рук (двуручная дактилология). Посредством этих дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение, например: Москва — столица нашей Родины.

Дактильная речь позволяет передавать любые сообщения в процессе непосредственного общения с глухими, слабослышащи­ми и слепоглухими людьми. Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует опре­деленной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактильных знаков можно назвать письмом в воздухе. Это пись­мо осуществляется слева направо. В отличие от, идеографиче­ского письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.

С помощью дактильной речи воспроизводится не только об­щий смысл сообщения, но и его дословное содержание. При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от письменной и устной форм речи. Дактильная речь подчиняется дравидам не столько устной, сколько письменной речи. Дактильная речь восприни­мается зрительно. Говорящий посредством дактильного алфави­та воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфогра­фически. При дактилировании происходит не слушание речи, а чтение ручных изображений буквенного состава слова.

Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления, следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв. Дактильная система пред­назначена не только для обучения глухих устной речи и обще­образовательным предметам, но и для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Значение дактильных знаков понятно только тем, кто усвоил соответствующий алфавит. Дак­тильная азбука используется глухими и близкими к ним людьми. В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна. Дактильные алфавиты содержат ко­личество знаков, соответствующее числу букв, имеющихся в алфавите того или иного языка. Распространение дактильного алфавита во всем мире среди глухих и использование его до на­стоящего времени — основательное доказательство жизненности этой формы словесной речи.

При дактилировании надо придерживаться ряда правил. Рассмотрим эти правила.

1. Дактилирование надо производить правой рукой. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.

Источник

Дактилология

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

дактильная форма речи это. Смотреть фото дактильная форма речи это. Смотреть картинку дактильная форма речи это. Картинка про дактильная форма речи это. Фото дактильная форма речи это

Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.

Содержание

Описание

Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.

Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдаленно напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.

В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы пиньинь, фонетического алфавита, которым пользуются в наше время.

Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.

При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.

Основные правила [2] [нет в источнике 329 дней]

Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:

История возникновения

Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.

Возникла дактилология, согласно преданию, в XVI веке, основана монахом-цистерцианцем Педро Понсе де Леоном (Pedro Ponce de Lion, 1520—1584). Первоначально использовалась для соблюдения принятого в ордене цистерцианцев обета молчания, но потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra). В 1620 же году испанский монах-бенедиктианец Хуан Пабло Бонет опубликовал книгу «Упрощение букв и искусство обучения речи глухих».

Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).

А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии, Южной Африке и других странах.

Впоследствии дактиль стали использовать для общения глухих между собой и со слышащими, владеющими этой азбукой. В отечественной практике при обучении слепоглухонемых дактилология является ведущим, но не единственным средством общения. В 1963 году разработан Международный пальцевый алфавит для использования в общении людей разных стран, к примеру, на Олимпиадах или конгрессах Всемирной федерации глухих.

Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)

При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).

Одноручная и двуручная

В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, они используются в Британии). Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва». Этот же алфавит используется в странах Британского содружества, таких, как Австралия, где он был введен в 1860 году.

Источник

речь дактильная

Полезное

Смотреть что такое «речь дактильная» в других словарях:

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — [от греч. daktylos палец] речь при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений … Психомоторика: cловарь-справочник

речь мимико-жестовая — средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи.… … Большая психологическая энциклопедия

РЕЧЬ — форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… … Российская педагогическая энциклопедия

Речь — форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется … Педагогический терминологический словарь

импрессивная речь — Этимология. Происходит от лат impressio впечатление. Категория. Форма речи. Специфика. Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может … Большая психологическая энциклопедия

экспрессивная речь — Этимология. Происходит от лат. expressio выражение. Категория. Форма речи. Специфика. Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем… … Большая психологическая энциклопедия

Дактилология (дактильная речь) — своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки;способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

слепоглухонемота — врожденная либо приобретенная утрата зрительной и слуховой функций и как следствие нарушение речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве нарушается речевое общение с людьми и потому задерживается развитие умственное. Без специального … Большая психологическая энциклопедия

дактилология — Этимология. Происходит от греч. daktylos палец + logos учение. Категория. Форма общения. Специфика. Общение на основе дактильной азбуки глухих между собой и со слышащими, владеющими этим языком. Элементы этой азбуки однозначно соответствуют… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *