данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями па
Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)
Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:
1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);
2. данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями ПА;
3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:
1) членов административных коллективов;
2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);
5) государственных и муниципальных служащих;
6) индивидуальных предпринимателей и др.;
7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.
Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.
Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:
1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);
4) государственных гражданских служащих.
Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.
Структура специального административно-правового статуса
1. основания для приобретения статуса:
— условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);
Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие административно-правового статуса гражданина
Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой комплекс прав и обязанностей личности в сфере административно-правовых отношений. Подобные отношения возникают у человека и гражданина тогда, когда он взаимодействует с другими субъектами административного права. В качестве таких субъектов могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общественные объединения, должностные лица вышеперечисленных органов, суды.
Административно правовой статус человека и гражданина выступает в качестве составной части общеправового статуса личности. Его регулирование осуществляется нормами конституционного и административного права. Многие административные права граждан производны от их конституционных прав и обязанностей, однако находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в том числе актах органов местного самоуправления.
Возникновение административно-правовых отношений связано как с реализацией прав и свобод человека и гражданина, такой в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, при защите своих прав и свобод случае их нарушения. В этом случае в содержание административно правового статуса включается также гарантия соблюдения этих прав и свобод, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
Система административного права представлена большим количеством различных норм, которые содержатся в законах и иных нормативно-правовых актах. Данными нормами права устанавливаются обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Подобные нормы регулируют многие правила поведения граждан, направленные на защиту установленного порядка управления, а также на реализацию следующих функций:
Готовые работы на аналогичную тему
Все граждане обязаны соблюдать нормы административного права, это является их важнейшей обязанностью. Административно-правовой статус личности также определяется объемом и характером их административной правосубъектности.
Рисунок 1. Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Административная правоспособность и дееспособность
Административная правоспособность представляет собой закрепленную за личностью возможность выступать в качестве субъекта административного права, способность иметь права и свободы, обязанности административно-правового характера. Основные права и обязанности в административной сфере человек приобретает с рождения, они являются неотчуждаемыми. Однако ряд прав и свобод человек может приобрести позже, особенно в сфере управления. В то же время, ряд прав прекращается еще до смерти человека.
Возможность реализации специальной правоспособности зависит от возраста человека, состояние его здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на правовой статус, приобретение прав и осуществления обязанностей.
Специальным административно-правовым статусом обладают не все лица, а только те, в отношении которых имеется специальное основание.
Специальная административная дееспособность предполагает возможность для человека нести ответственность за совершенное правонарушение, своими личными действиями осуществлять права и выполнять обязанности.
Признаки специального административно-правового статуса гражданина:
Виды специальных административно-правовых статусов граждан:
В соответствии с нормами Конституции РФ, гражданин может в полном объеме реализовывать свои права и обязанности с 18 лет. Однако ответственность за административные правонарушения наступает для граждан с 16 лет. Основанием ограничения административной дееспособности являются критерии, которые установлены как общими нормами, так и специальными. Например, ограничено дееспособными могут быть душевнобольные люди, страдающие психическими заболеваниями.
На основании специальной административной правоспособности лица, который обладают соответствующей административной способностью, осуществляет свои субъективные права и обязанности, вступая при этом в административные правоотношения. В некоторых случаях субъективные права и обязанности граждан могут быть реализованы через законных представителей, в качестве которых могут выступать родители, усыновители, опекуны, попечители. Однако ряд прав и обязанностей может осуществляться только лично гражданами без участия третьих лиц.
Специальные административные права и свободы граждан
Административно-правовой статус человека и гражданина выступает в качестве составной части общего правового статуса личности. Так, многие права и обязанности граждан в административных правоотношениях является производным от их конституционных прав и обязанностей, находя свое конкретное выражение в законах и подзаконных нормативно-правовых актах. Однако специальные права и обязанности имеются далеко не у всех лиц.
Среди прав граждан выделяют следующие административно правовые категории:
Специальный административно-правовой статус гражданина
Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:
1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);
2. данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями ПА;
3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;
Виды специальных административно-правовых статусов граждан:
1. члены административных коллективов (лица, задержанные в административном порядке, содержащиеся в местах лишения свободы, студенты);
2. субъекты административной опеки (сироты, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, жертвы политических репрессий);
3. жители территорий с особыми административно-правовыми режимами (ЧП, военное положение, контртеррористическая операция, ЗАТО). Наличия такого режима является основанием ограничения прав;
4. субъекты разрешительной системы (водители, которым предоставлено специальное право, лица, допущенные к гос. тайне, лица, которым предоставлено право на оружие);
5. Государственные и муниципальные служащие;
6. ИП (индивидуальные предприниматели);
7. лица, совершившие административное правонарушение.
Структура специального административно-правового статуса (характеризовать статус нужно по этой схеме):
1. основания для приобретения статуса:
— условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);
— требования к действиям, чтобы этот статус приобрести (предоставить документы);
— юридический факт, с которым связывается возникновения статуса (выдача удостоверения, акт);
2. Сами права и обязанности, которые являются содержанием статуса:
— перечень прав и обязанностей самого субъекта (право управлять ТС);
— дополнительные права и обязанности, которые возникают у государственной администрации применительно к субъекту (осуществлять контроль, требовать явки, предоставления документов, предоставлять меры социально поддержки), например, безработный.
3. Процедура продления специального статуса, его подтверждения или переоформления:
Права носят срочный характер (проверка на соответствие требованиям), например, через 10 лет медкомиссия.
4. условия прекращения статуса:
— вопрос о том прекращается он по инициативе самого лица, органа, так и так;
— последовательность действий и требования к ним, необходимых для лишения статуса.
— юридические факты (с какого момента вы считаетесь необладающим данным статусом);
Читать курсовая по основам права: «Административно-правовой статус граждан в РФ» Страница 15
Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:
. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);
. данная категория лиц находится в постоянных отношениях с представителями ПА;
. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;
В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:
) членов административных коллективов;
) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);
) государственных и муниципальных служащих;
) индивидуальных предпринимателей и др.;
) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.
Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.
Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.
Правовой статус иностранных граждан
В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
1) по общему правилу для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания (п. п. 1, 3 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1744):
2) для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание, который составляет три года (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ);
3) для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается иностранному гражданину, как правило, на пять лет. По общему правилу по окончании срока действия вид на жительство может быть продлен неоднократно еще на пять лет (п. п. 3, 3.1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
В частности, иностранные граждане имеют право (ст. ст. 17, 19 Конституции РФ):
1) на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);
2) на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ);
3) свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных случаях может быть установлено ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ);
4) на свободу совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ);
5) на доступ к культурным ценностям, а также на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ);
6) на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ);
7) заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ);
8) на политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63 Конституции РФ);
9) участвовать в трудовых отношениях (ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ);
10) иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права (ч. 2, 4 ст. 35 Конституции РФ; п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).
Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны, в частности:
Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике