даны пары слов в начальной форме
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ШКОЛЬНЫЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.
Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:
Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).
Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.
Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
2. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.)
3. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина:
… до дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
4. В каких словах количество морфем соответствует количеству звуков: снять, три, въезд, сжал, увёз? Объясните своё решение, указав морфологические свойства, морфемы и звуки в выбранных вами словах.
5. Заполните пустые графы таблицы: постройте словосочетания с предлогом ИЗ, сформулируйте смысловые вопросы и определите смысловые отношения между компонентами словосочетания словами в словосочетаниях.
6. Найдите в ряду слов (имён существительных) одно лишнее и объясните свой выбор, выявив сходства и различия данных слов с точки зрения морфологии, состава слова и словообразования: рукоделие, стеклоделие, виноделие, сыроделие.
7. Прочитайте предложения:
1) Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём. Проблему беженцев следует решать путём переговоров. Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.
Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении?
8. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).
9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь, спасли души своей любовь.
1) Каково значение слова «пря» в этом предложении?
2) В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5 таких существительных.
Ударение различает общеупотребительный и
профессиональный варианты произношения слова.
Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова
Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.
Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы
В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
2. а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь, поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
6. 1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
Итого: 13 баллов максимум.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная частьречи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений – по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с существительным является обстоятельством, – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
8. И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за примеры на И,Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
9. Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
родственное также спор.
В корне пр / пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1 группы; 3 балла за слово спор ; 1 балл за возможное указание на этимологическое родство или чередование в корне.
Выпиши из текста 2 пары родственных слов в начальной форме?
Выпиши из текста 2 пары родственных слов в начальной форме.
В каждой паре стрелкой покажи, какое слово дало жизнь другому.
Второе спирт оч подходи.
Снег снеговик снегом снеговики выписать на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой формы каждого слова (парами)?
Снег снеговик снегом снеговики выписать на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой формы каждого слова (парами).
Покажи письмено, от основ каких слов образованы слова бычок, сонный, слонихе?
Покажи письмено, от основ каких слов образованы слова бычок, сонный, слонихе.
Понимаешь, какое слово дало жизнь другому в этой паре.
В доме бродит Домовой В речке ходит Водяной?
В доме бродит Домовой В речке ходит Водяной.
Леший водится в лесах.
А Небесный в небесах.
Ч затем в форме мн.
Ч. определи падеж зависимых слов.
Выпиши из текста пары родственных слов в начальной форме.
В каждой паре подчеркни то слово от основы которого образовано другое.
Составь такую же пару с выделеным словом.
Спать он ложился на левый бочок.
А просыпался — на правом боку.
Это не нравилось Хомяку.
Выпиши из текста две пары родственных слов, поставив их в начальную форму.
В каждой паре покажи стрелками, какое слово дало жизнь другому.
Почеркни чередования в корнях.
Запиши слова парами.
Рыба, лес, вода, простор, газета.
Какое слово в каждой паре дало жизнь другому.
Найди две пары родственных слов и запиши их в начальной форме Покажи как одно из слов каждой пары образовалось от основы другого желтый, желтезна?
Найди две пары родственных слов и запиши их в начальной форме Покажи как одно из слов каждой пары образовалось от основы другого желтый, желтезна.
Найди в тексте слово от которого когда то произошло слово облепиха назови его начальную форму покажи письменно какое из двух слов дало жизнь другому?
Найди в тексте слово от которого когда то произошло слово облепиха назови его начальную форму покажи письменно какое из двух слов дало жизнь другому.
Запиши пары слов?
Стрелками покажи, какое слово в каждой паре дало жизнь другому.
Укажи, какой гласный звук в корне слова чередуется с нулевым звуком в каждой паре.
Сначала запиши те, где зависимое слово стоит в форме ед.
Ч, затем в форме мн.
Выпиши из текста пары родственных слов в начальной форме.
В каждой паре подчеркни то слово, от основы которого образовано другое.
Составь такую же пару с выделенным словом.
Снег, снеговик, снегом, снеговики.
Снег, снегом, снеговик, снеговики
Найти формы слова парами, снег, снеговик, снегом, снеговики?
Найти формы слова парами, снег, снеговик, снегом, снеговики.
Из слов : снег, снеговик, снегом, снеговики?
Из слов : снег, снеговик, снегом, снеговики.
ЗАПИШИ СЛОВА : снег снеговик снегурочка снеговой?
ЗАПИШИ СЛОВА : снег снеговик снегурочка снеговой.
В них есть общая часть, в которой заключен их общий смысл?
Выдели ее сверху дугой.
Снег снеговик снегом снеговики.
Выпиши на одной строчке родственные слова в начальной форме, а в другой формы выдели дугой сверху общую часть, в которой заключен общий смысл слов.
Запиши родственные слова, исключив формы одного и того же слова?
Запиши родственные слова, исключив формы одного и того же слова.
Слов должно быть 10.
Снеговик, снежный, снег, Снегурочка, по снегу, снеговики, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, о подснежниках, снеговичок, снежок.
Родственые слова в начальной форме к словам снег, снеговик, снегом, снеговики?
Родственые слова в начальной форме к словам снег, снеговик, снегом, снеговики.
ЗАПИШИ СЛОВА : снег снеговик снегурочка снеговой?
ЗАПИШИ СЛОВА : снег снеговик снегурочка снеговой.
В них есть общая часть, в которой заключен их общий смысл?
Выдели ее сверху дугой.
Это родственные слова?
Снег снеговик снегом снеговики.
Выпиши на одной строчке родственные слова в начальной форме, а в другой формы выдели дугой сверху общую часть, в которой заключен общий смысл слов.
Запиши слова в два столбика : однокоренные слова и формы одного слова?
Запиши слова в два столбика : однокоренные слова и формы одного слова.
Снег, снеговик, снежки, под снегом, из?
Под снега, снегурочка.
Снег, снега, снеги, снегурка, снежень, снеговик, снежище, снежик?
Снег, снега, снеги, снегурка, снежень, снеговик, снежище, снежик.
Выпиши сначала однокоренные слова, затем разные формы одного и того же слова.
Прочитай слова : снег, снеговик, снегом, снеговики?
Прочитай слова : снег, снеговик, снегом, снеговики.
Выпиши на одной строчке родственные слова в начальной форме, а на другой формы каждого слова (парами).