декларация была проигнорирована росаккредитация
Росаккредитация подвела итоги контрольной и судебной работы за 2020 год
За 2020 г. Федеральной службой по аккредитации проведено 949 проверок деятельности аккредитованных лиц. На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) все проверки – внеплановые.
Проверки, проведенные в отчетном периоде, по форме разделились следующим образом:
723 документарных проверки;
226 выездных проверок.
Проверки проведены по следующим основаниям:
814 – в целях оценки устранения несоответствий критериям аккредитации, выявленных в ходе процедуры подтверждении компетентности. По результатам таких проверок несоответствия устранены в 89% случаев;
45 – на основании обращений о возможном нарушении аккредитованными лицами законодательства об аккредитации;
2 – на основании индикаторов риска нарушений обязательных требований;
88 – в рамках оценки исполнения ранее выданных Службой предписаний.
На основании применения индикаторов риска в 2020 г. Росаккредитацией было инициировано 4 внеплановых выездных проверки. Из них 2 проверки завершить не представилось возможным по причине уклонения аккредитованных лиц от проведения проверочных мероприятий.
По результатам 98% проверок, проведенных на основании индикаторов риска нарушений обязательных требований, а также в связи с поступлением в Росаккредитацию сведений о возможных нарушениях, выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.
По фактам выявленных нарушений в ходе проведения проверочных мероприятий Службой были приняты решения о приостановлении действия аккредитации 73 аккредитованных лиц. В связи с неисполнением выданного предписания прекращено действие аккредитации 27 таких аккредитованных лиц.
Снижение общего количества проверок в 2020 г. обусловлено постановлениями Правительства Российской Федерации, ограничивающими контрольные мероприятия в 2020 г.
Вследствие выявления фактов уклонения аккредитованных лиц от прохождения процедуры подтверждения компетентности приняты решения о приостановлении действия аккредитации 68 аккредитованных лиц (12 органов по сертификации, 35 испытательных лабораторий, 13 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, 8 органов инспекции).
В результате незавершения прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 412-ФЗ в течение шести месяцев после наступления срока, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона № 412-ФЗ, прекращено действие аккредитации 93 организаций (18 органов по сертификации, 57 испытательных лабораторий, 17 организаций, аккредитованных в области обеспечения единства измерений, одного органа инспекции).
За отчетный период принято 284 судебных акта о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Общая сумма назначенных судами административных штрафов составила 39 940 тыс. рублей.
Декларация была проигнорирована росаккредитация
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 934 “Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности”
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности.
2. Информирование о признании отчетов испытательных лабораторий недействительными, предусмотренное пунктом 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, может осуществляться до 1 марта 2022 г. заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или на адрес электронной почты, указанный в реестре аккредитованных лиц или при оформлении документа об оценке соответствия.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 21 июня 2021 г., за исключением подпункта «ж» пункта 4, подпункта «а» пункта 5, пункта 6 и подпункта «в» пункта 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающих в силу с 1 июля 2021 г.
4. Настоящее постановление действует до 21 июня 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 июня 2021 г. N 934
Правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности
I. Общие положения
3. Признание недействительным отчета испытательной лаборатории осуществляется путем принятия соответствующего решения руководителем (уполномоченным лицом) национального органа по аккредитации.
II. Случаи признания недействительными отчетов испытательной лаборатории
4. Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории принимается национальным органом по аккредитации в следующих случаях:
б) установление факта выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ;
в) установление факта отсутствия испытательной лаборатории по месту или местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц;
г) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ вне области аккредитации, определенной при аккредитации, расширении, сокращении или актуализации области аккредитации (за исключением проведения исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза не предусмотрено требование о наличии аккредитации испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации для проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ);
д) проведение испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ и (или) выдача испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории в период приостановления действия аккредитации в национальной системе аккредитации (за исключением проведения исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, в отношении которых законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза не предусмотрено требование о наличии аккредитации испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации для проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ, и (или) выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории по результатам проведения таких исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ);
ж) неисполнение аккредитованным лицом (или лицом, чья аккредитация была прекращена) решения национального органа по аккредитации о признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;
з) установление факта проведения испытательной лабораторией исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ с нарушением применяемых для указанных исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ международных и региональных (межгосударственных) стандартов, национальных стандартов, методик исследований (испытаний) и измерений, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, правил отбора образцов, в том числе необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
и) установление факта проведения исследований (испытаний) и измерений с использованием средств измерений неутвержденного типа, не имеющих сведений о поверке и (или) калибровки, неаттестованного испытательного оборудования (в случае наличия требования об аттестации испытательного оборудования для проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений, иных видов работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации или правом Евразийского экономического союза).
III. Порядок принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными отчетов испытательных лабораторий
5. Выявление случаев, указанных в пункте 4 настоящих Правил, осуществляется по результатам проведения:
а) контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
б) подтверждения компетентности испытательной лаборатории;
в) структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений, содержащихся в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, требованиям настоящих Правил, законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза.
6. Принятие решения национального органа по аккредитации о признании недействительным отчета испытательной лаборатории по результатам мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, осуществляется в соответствии со статьей 27 Закона об аккредитации.
7. Решение о признании недействительным отчета испытательной лаборатории по результатам мероприятий, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящих Правил, принимается руководителем (уполномоченным лицом) национального органа по аккредитации на основании обоснования, представляемого должностным лицом национального органа по аккредитации в течение 3 рабочих дней после выявления случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.
При выявлении случаев, предусмотренных подпунктами «в» и «е» пункта 4 настоящих Правил, признанию недействительными подлежат все отчеты испытательной лаборатории, выданные за период со дня прохождения предыдущей процедуры аккредитации, подтверждения компетентности или контрольного (надзорного) мероприятия (в зависимости от того, что наступило позднее), по результатам которых не было выявлено соответствующих случаев.
10. Отчет испытательной лаборатории признается недействительным с даты его выдачи испытательной лабораторией.
11. В течение одного рабочего дня со дня внесения в информационную систему сведений о принятии национальным органом по аккредитации решения о признании отчета испытательной лаборатории недействительным информируются в автоматическом режиме о принятом решении:
Обзор документа
Отчеты испытательной лаборатории (протоколы испытаний, результатов экспертиз) признаются недействительными по решению руководителя Росаккредитации, если они не соответствуют обязательным требованиям, выданы в период приостановления действия аккредитации или без выполнения исследований, испытаний, измерений и т. п. Закреплен ряд иных случаев. Указано, в результате каких мероприятий они выявляются.
Решение о признании недействительными отчетов вносится во ФГИС Росаккредитации в течение 3 рабочих дней со дня принятия. Отчеты считаются недействительными с даты их выдачи испытательной лабораторией.
Постановление вступает в силу с 21 июня 2021 г. и действует до 21 июня 2027 г. Ряд положений начнет действовать с 21 июля 2021 г.
Росаккредитация разъясняет, как быстро убедиться в безопасности товара
Росаккредитация открыла удобную цифровую платформу в формате лендинг-страницы (safety.fsa.gov.ru), на которой в любое время суток легко проверить, соответствует ли приобретаемый товар стандартам безопасности. Этот инструмент позволяет гражданам быстро зайти в реестры «Сертификатов соответствия» и «Деклараций о соответствии», в том числе непосредственно перед покупкой понравившегося товара.
На лендинг-странице вы можете найти информацию о порядке сертификации и декларирования продукции в России, узнать о том, какие самые популярные у россиян сертифицируемые и декларируемые товары, ознакомиться с пошаговой инструкцией проверки сертификата или декларации с помощью реестров Росаккредитации.
«Цифровые технологии открыли гражданам прямой доступ к информации, содержащейся в открытых реестрах государственных органов. В один клик можно получить сведения и в реестрах Росаккредитации, содержащих большой объем полезных для граждан данных. Ежедневно в стране проводятся тысячи испытаний продукции на безопасность, и сведения о них вносятся в реестры сертификатов и деклараций. Одна из главных задач проекта – дать гражданам понятный инструмент для получения информации из реестров и рассказать, как эту информацию правильно использовать», – отметил руководитель Росаккредитации Назарий Скрыпник.
В реестры Росаккредитации ежедневно поступают более 3 тыс. деклараций и около 150 новых сертификатов. Испытательные лаборатории ежедневно отчитываются более чем о 40 тыс. проведенных испытаний, и эти сведения тоже вносятся в реестры.
Чтобы убедиться в безопасности товара, Росаккредитация рекомендует перед покупкой запросить у продавца сертификат или декларацию и проверить информацию об этих документах на сайте ведомства. Проверить сертификат или декларацию можно двумя способами. Первый – самый простой: как правило, на документы нанесен QR-код, при наведении на него камеры мобильного устройства происходит моментальный переход в реестр Росаккредитации. Если возможность воспользоваться QR-кодом отсутствует, существует второй способ проверки сертификатов и деклараций – ввести в поисковую строку в реестрах Росаккредитации номер документа или даже его часть и нажать кнопку поиска. На лендинг-странице даны прямые ссылки на реестры Росаккредитации. В дальнейшем для получения информации о сертифицированных и декларируемых товарах можно будет использовать единый сервис поиска документов в реестрах Росаккредитации.
«Все больше потребителей понимают, что сертификат является не просто бумагой, разрешающей продажу товара, а, в первую очередь, документом, гарантирующим безопасность продукции после прохождения обязательной проверки, включая необходимые испытания. Предоставление возможности простого и понятного доступа потребителей к базе данных сертификатов и деклараций на сайте Росаккредитации способствует повышению качества продукции, обеспечению защиты прав и безопасности граждан», – отметил руководитель рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств Общественного совета при Росаккредитации, президент Ассоциации автомобильных инженеров Денис Загарин.
Ответственный секретарь рабочей группы по взаимодействию с розничной торговлей при Росаккредитации, заместитель председателя Комитета по качеству Ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ» Всеволод Мильруд отметил, что розничные предприятия активно используют в своей работе реестры сертификатов и деклараций. «Благодаря реестрам Росаккредитации торговые сети получают возможность оперативной проверки данных от поставщиков, например, при приемке и вводе новой продукции в ассортиментную матрицу. Посетители магазинов в реестрах могут оперативного ознакомиться с сертификатами и декларациями на продукцию, что становится все более важным в условиях многообразия товаров. Это укрепляет доверие покупателя к продавцу и к производителю товара, без которого современная торговля как услуга просто не может существовать», – считает представитель Общественного совета при Росаккредитации.
Цифровизация контрольной и разрешительной деятельности Росаккредитации
Как упростить процессы и повысить эффективность
Направления цифровой трансформации
Этапы цифровой трансформации ФСА можно разделить на дополняющие друг друга блоки:
В первую очередь, оцифровка данных, так как на их актуальности, доступности и достоверности строится доверие пользователей;
Цифровизация процессов, от которой напрямую зависит рост производительности. Например, уже внедренные форматы удаленной оценки и прочее;
Применение ИИ для аналитики;
Сервисы, имеющие положительный эффект для рынка и потребителей на основе накопленных знаний и опыта. Так, например, на сайте ФСА действует удобный сервис в виде лендинг-страницы safety.fsa.gov.ru, с помощью которого можно проверить, действует декларация или нет.
Далее расскажем о конкретных примерах цифровизации деятельности Федеральной службы по аккредитации.
Проект по проверке деклараций
Ежегодно во ФГИС Росаккредитации регистрируется порядка 60 тыс. деклараций о соответствии, примерно 700 тыс. протоколов лабораторных испытаний. В этом процессе крайне важно исключить ошибки и установить соответствие декларации тем протоколам, на основании которых она регистрируется. Например, необходимо удостовериться, что совпадает вид продукта, название лаборатории и прочее.
Все протоколы поступают в отсканированном виде, и данные из них крайне важно перевести в цифровой формат для последующей аналитики.
Опираясь в дальнейшем на эту информацию, можно будет понять, насколько объем проведенных испытаний соответствует требованиям того или иного техрегламента.
«Если бы мы проводили такую работу вручную, это заняло бы огромное количество ресурсов, здесь просто не обойтись без использования искусственного интеллекта».
Александр Соловьев,
заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации
Как проходил пилотный проект
Примерно из 20 тыс. протоколов испытаний сделали выборку по разным лабораториям, разметили документы и обучили нейронную сеть. ИИ за считанные часы обработал весь объем протоколов, отсортировав их по номерам и названиям лабораторий и проанализировав по совпадению полей с соответствующими данными в декларациях.
В результате были выявлены самые распространенные ошибки.
Из 20 тыс. протоколов:
более 1,5 тыс. файлов оказались пустыми или были защищены паролем;
почти 140 файлов – плохого качества или не являлись протоколами.
Более 18 тыс. файлов были успешно переведены в машиночитаемый формат и проанализированы. При этом:
в 93% случаев номер протокола совпал с указанным в декларации;
в 85% случаев совпала дата;
наименования продукции и заявителя совпали в меньшем количестве случаев, но это методологическая задача, ведь эти данные могут незначительно отличаться в декларации и протоколе.
«Как итог мы хотим получить цифрового помощника, который при регистрации декларации будет анализировать данные и предупреждать заявителя о возможных ошибках, а разбор протокола на текст позволит автоматически заполнять некоторые поля в декларации».
Александр Соловьев,
заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации
Когда накопится большой объем машиночитаемых данных, можно будет применять их для анализа
Например, смотреть среднее значение исследуемого показателя, соотносить эти данные по субъектам с данными здравоохранения, выявлять закономерности.
Проект «Электронный архив»
Под созданием «Электронного архива» подразумевается перевод всех данных о деятельности аккредитованных лиц в электронный формат. Сейчас действует пилотный проект, в ходе которого информация поступает в орган по сертификации в отсканированном формате, но в дальнейшем планируется получать ее в машиночитаемом виде.
В результате должно уменьшиться количество внеплановых проверок, повыситься эффективность контрольных мероприятий, вырасти доверие потребителей
Проект «Электронная область аккредитации»
Область аккредитации некоторых организаций внушительна и может быть представлена огромным количеством документов. Поскольку эти документы нужно анализировать, было бы удобно иметь информацию об области аккредитации в машиночитаемом виде.
Это большой проект, реализовать который невозможно без участия аккредитованных лиц. Совместно с ними планируется актуализировать области аккредитации и создать команду, которая будет помогать переводить бумажные документы в электронный архив.
В результате все области аккредитации будут переведены в электронный вид и появится возможность получения государственной услуги по сокращению областей аккредитации онлайн, для этого нужно будет просто убрать часть области аккредитации в личном кабинете.
Это приведет к уменьшению срока предоставления услуги и ее упрощению
Сервисы для граждан
Поиск сертификата или декларации о соответствии по штрихкоду
Уже сейчас штрихкоды товаров, которые подлежат обязательной маркировке, загружаются в информационную систему – ФГИС Росаккредитации.
Непосредственно перед покупкой товара через мобильное приложение «Честный знак» можно проверить, проходила ли продукция испытания на соответствие требованиям безопасности. Уже сейчас на часть товаров при сканировании кода маркировки приложением можно увидеть, действует ли на товар сертификат или декларация.
Будет возможность увидеть и отклонения конкретного показателя по результатам лабораторных испытаний от среднего значения, что может быть актуально при госзакупках товаров, например, для школ или детских садов. Проект планируется завершить к концу 2021 года.
Проверка сертификата или декларации при создании карточки товара на маркетплейсе
01-01 Об аккредитации в национальной системе аккредитации
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 24.01.2011 № 86 «О единой национальной системе аккредитации» Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, экспертов и экспертных организаций, названных в пункте 2 Указа.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Федеральный закон № 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации и техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Для уточнения наличия норм, устанавливающих обязательность аккредитации в конкретной сфере деятельности, следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в предполагаемой области деятельности заявителя.
Федеральный закон № 412-ФЗ определяет правила и организацию аккредитации и регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными Федеральным законом № 412-ФЗ лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю;
3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также Федеральный закон № 412-ФЗ применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Правила и организация аккредитации определены Федеральным законом № 412-ФЗ. Общие сроки осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общие сроки проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общие сроки проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» утверждены критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо, при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации, в связи с проведением аккредитации в национальной системе аккредитации.
При подаче в Росаккредитацию необходимых для аккредитации документов заявитель подает, в том числе, заявление об аккредитации. Формы заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) Росаккредитации, ее территориальных органов, ее структурных подразделений и должностных лиц при взаимодействии с заявителями, экспертами по аккредитации и техническими экспертами, федеральными органами исполнительной власти в процессе предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации определены Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194.
01-02 Обязательно ли иметь аккредитацию в национальной системе аккредитации
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется Федеральной службой по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в том числе Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ).
Федеральный закон № 412-ФЗ определяет правила и организацию аккредитации и регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными Федеральным законом № 412-ФЗ лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации:
1) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации);
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю;
3) экспертов, экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в частности:
а) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений;
б) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Также Федеральный закон № 412-ФЗ применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитация осуществляется на основе принципа добровольности.
Федеральный закон № 412-ФЗ является законодательным актом, определяющим единый порядок аккредитации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, тогда как необходимость и обязательность аккредитации в конкретных областях деятельности устанавливается отраслевым законодательством Российской Федерации и техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Для уточнения наличия норм, устанавливающих обязательность аккредитации в конкретной сфере деятельности, следует обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в предполагаемой области деятельности заявителя.
01-03 Формирование области аккредитации заявителями, аккредитованными лицами
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Образцы области аккредитации всех типов аккредитованных лиц утверждены приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288).
Заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 288, с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
Обращаем внимание, что полная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может быть осуществлена только в рамках проведения соответствующих процедур в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ.
01-04 О заполнении столбца 2 области аккредитации испытательной лаборатории (центра)
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации. Под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (пункт 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Образец области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утвержден приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288).
28.02.2017 вступили в силу изменения в указанный приказ Минэкономразвития России № 288. В числе прочих в образце 2 (область аккредитации испытательной лаборатории (центра) приложений № 1, 2, 3 к приказу Минэкономразвития России № 288 внесены изменения в столбцы 4 – 7 таблицы, столбец 8 из таблицы исключен, а также уточнена информация по заполнению указанной области аккредитации в виде сносок и примечаний при подаче заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации.
Так, в соответствии с примечанием (сноска ) к образцу 2 (область аккредитации испытательной лаборатории (центра) приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России № 288 (в редакции приказа Минэкономразвития России № 764) в столбце 2 «Документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний), измерений» указываются документы, содержащие в себе совокупность конкретно указанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности. При заполнении указываются: реквизиты документа, устанавливающего правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе конкретные пункты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, заявленные на аккредитацию.
Обращаем внимание, что заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 288, с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
01-05 Какая дата считается датой аккредитации: дата принятия решения об аккредитации или дата внесения сведений в реестр
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 23.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) под аккредитацией в национальной системе аккредитации (далее также – аккредитация) понимается подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном Федеральном законом № 412-ФЗ (пункт 5 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ).
Статьей 26 Федерального закона № 412-ФЗ установлено, что реестр аккредитованных лиц должен содержать, в том числе, даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице, а также номер и дату принятия решения об аккредитации (пункты 2, 3 части 1 статьи 26 Федерального закона № 412-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения об аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц с присвоением аккредитованному лицу соответствующего уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, копия приказа об аккредитации вручается заявителю непосредственно либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Таким образом, законодательством об аккредитации предусмотрено, что дата принятия решения об аккредитации и дата внесения сведений об аккредитованном лице в реестр могут не совпадать.
Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 (далее – Административный регламент), предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, предоставление аккредитации (пункт 10 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 113 Административного регламента решение об аккредитации заявителя оформляется приказом Росаккредитации, подписываемым руководителем (уполномоченным должностным лицом) Росаккредитации.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из расширительного и систематического способов толкования норм права, а также из определения понятий «аккредитация» и «аккредитованное лицо», лицо считается аккредитованным с момента подтверждения Росаккредитацией соответствия заявителя критериям аккредитации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации», а именно: с момента принятия Росаккредитацией решения об аккредитации заявителя.
Таким образом, датой аккредитации должна считаться дата принятия Росаккредитацией решения об аккредитации (дата издания приказа об аккредитации).
С разъяснением об определении даты аккредитации аккредитованного лица в целях правильного исчисления периодичности прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности можно ознакомиться на сайте Росаккредитации.
01-06 Аккредитация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ под экспертными организациями понимаются юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
В целях Федерального закона № 294-ФЗ к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Федеральный закон № 412-ФЗ) распространяет свое действие на аккредитацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю.
При осуществлении аккредитации указанных лиц применяются критерии аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 (далее – критерии аккредитации), для аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия, а именно:
Лица, аккредитованные в порядке, установленном Федеральным законом № 412-ФЗ, являются экспертными организациями, которые привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.
При этом, исходя из норм Федерального закона № 294-ФЗ, выбор аккредитованной экспертной организации в целях привлечения к проведению мероприятий по контролю является исключительным полномочием соответствующего органа государственного контроля (надзора), ответственность за выбор указанной организации также несет орган государственного контроля (надзора).
Выбор типа аккредитации в соответствии с одним из разделов критериев аккредитации осуществляется заявителем самостоятельно, с учетом особенностей предполагаемой сферы деятельности и возможного наличия обязательных требований к типу аккредитации, установленных отраслевым законодательством Российской Федерации или техническими регламентами Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Обращаем внимание, что согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Федерального закона № 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность (в том числе привлекаться к проведению мероприятий по контролю) только в соответствующей области аккредитации.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона № 412-ФЗ под областью аккредитации понимается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована.
Заявитель самостоятельно определяет и формирует заявляемую область аккредитации по одному из образцов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288 «Об утверждении форм заявления об аккредитации, заявления о расширении области аккредитации, заявления о сокращении области аккредитации, заявления о проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, заявления о внесении изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, заявления о выдаче аттестата аккредитации на бумажном носителе, заявления о выдаче дубликата аттестата аккредитации, заявления о прекращении действия аккредитации» (далее – приказ Минэкономразвития России № 288), с обязательным учетом действующих нормативных документов, регулирующих сферу предполагаемой деятельности заявителя.
При этом Росаккредитация не наделена полномочиями осуществлять проверку и оценку заявленной области аккредитации на предмет ее полноты и соответствия требованиям отраслевого законодательства Российской Федерации и договорно-правовой базы Евразийского экономического союза, международных и национальных стандартов, установленным для конкретного вида деятельности, в связи с чем, в случае последующей недостаточности области аккредитации для выполнения работ в конкретной сфере деятельности ответственность несет заявитель.
Правила и организация аккредитации определены Федеральным законом № 412-ФЗ. Общие сроки осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общие сроки проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общие сроки проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроки отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519.
Приказом Минэкономразвития России от 01.04.2015 № 194 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
Форма заявления об аккредитации установлена приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 288.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 проекта федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21.02.2018) под лицами, привлекаемыми органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля понимаются экспертные организации, их работники, эксперты, а также иные лица (в частности, представители общественности) в случае, если их участие в формах и мероприятиях по контролю предусмотрено федеральными законами. В свою очередь, в соответствии с пунктом 17 статьи 2 указанного законопроекта, под экспертными организациями понимаются юридические лица, которые были аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации до вступления в силу указанного законопроекта, и юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов инспекции, испытательных лабораторий (центров) либо в области обеспечения единства измерений и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий и действий по контролю.
01-07 Требуется ли расширение области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), планирующих осуществлять деятельность в целях регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии
Пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014) определено, что работы по оценке соответствия требованиям, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза (далее – Союз), осуществляют аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), включенные в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Включение органов по оценке соответствия в этот реестр, а также его формирование и ведение осуществляются в порядке, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе».
В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, а также его формирования и ведения, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 № 319 (далее – Положение), включение органа по сертификации в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее также – Единый реестр) осуществляется уполномоченным органом государства-члена Союза, в том числе, в соответствии с критерием по наличию в области аккредитации продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия требованиям единого(ых) для государств-членов Союза технического(их) регламента(ов) на этот вид продукции.
Аналогичный критерий для включения в Единый реестр установлен для испытательных лабораторий (центров) (подпункт 4.2.3 пункта 4 Положения).
Исходя из толкования приведенных норм, работы по оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) (далее также – ТР ТС (ЕАЭС), имеют право проводить аккредитованные органы по оценке соответствия, имеющие в области аккредитации продукцию, требования к которой установлены соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (Таможенного союза), и включенные в Единый реестр.
С учетом изложенного органам по сертификации, включенным в Единый реестр, планирующим осуществлять регистрацию деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), которыми предусмотрено подтверждение соответствия только в форме принятия декларации о соответствии, не обязательно проходить расширение области аккредитации.
В таком случае органам по сертификации необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее – национальная часть Единого реестра), используя форму заявления о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению № 1 к Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по рассмотрению заявлений о включении сведений, предоставлении сведений из национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 26.08.2015 № 595 (далее – Административный регламент).
В отношении деятельности испытательных лабораторий (центров) информируем о следующем.
Абзацем пятым пункта 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза предусмотрено, что в целях проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза Евразийская экономическая комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее – Перечень).
До разработки соответствующих межгосударственных стандартов в Перечень могут включаться методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные (валидированные) и утвержденные в соответствии с законодательством государства-члена Союза.
В связи с указанным для целей оформления деклараций о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) могут быть использованы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в соответствии с содержащимися в Перечне методами исследований (испытаний) и измерений испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр и имеющими в области аккредитации указанные методы.
В этом случае испытательным лабораториям (центрам), включенным в Единый реестр, необходимо направить в Росаккредитацию заявление об актуализации сведений в национальной части Единого реестра используя форму о включении сведений в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза согласно приложению № 2 к Административному регламенту. В заявлении необходимо указать ТР ТС (ЕАЭС), для применения и исполнения требований которых в области аккредитации присутствуют правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, включенные в соответствующие перечни, а также пункты области аккредитации, в которых указаны данные правила и методы.
При этом в случае отсутствия в области аккредитации указанных правил и методов испытательные лаборатории (центры) вправе обратиться в Росаккредитацию с заявлением о расширении области аккредитации, если только не была установлена эквивалентность национальных и межгосударственных стандартов, разработанных на основе (взамен) ранее действующих (применение стандартов, признанных эквивалентными, при подтверждении соответствия продукции может осуществляться без дополнительного оснащения испытательных лабораторий (центров) испытательным оборудованием и средствами измерений, без повышения квалификации работников, без внесения изменений в процедуры и без расширения области аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия [1]).
Обращаем внимание, что подача органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) указанных выше заявлений об актуализации сведений в национальной части Единого реестра является основанием для включения справочных сведений о соответствующем техническом регламенте Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в национальную часть Единого реестра. Направление указанного заявления не является основанием для предоставления Росаккредитацией государственной услуги по расширению области аккредитации.
[1] Внедрение в практику работы испытательной лаборатории (центра) таких стандартов, включая обеспечение компетентности персонала, проводящего исследования (испытания) и измерения, должно осуществляться в порядке, предусмотренном ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Соответствие реализации порядка проведения исследований (испытаний), измерений требованиям указанных выше стандартов оценивается при подтверждении компетентности испытательной лаборатории (центра) в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
01-08 Нужно ли указывать адрес арендованной лаборатории в уставных документах