декларация конфликт интересов кто обязан подавать
Декларация конфликт интересов кто обязан подавать
Декларация охватывает период времени
Необходимо внимательно ознакомиться с приведенными ниже вопросами и ответить «да» или «нет» на каждый из вопросов. Ответ «да» необязательно означает наличие конфликта интересов, но выявляет вопрос, заслуживающий дальнейшего обсуждения и рассмотрения непосредственным начальником. Необходимо дать разъяснения ко всем ответам «да» в месте, отведенном в конце первого раздела формы. При заполнении Декларации необходимо учесть, что все поставленные вопросы распространяются не только на Вас, но и на Ваших cупруга(у) (или партнера в гражданском браке), родителей (в том числе приемных), детей (в том числе приемных), родных и двоюродных братьев и сестер.
Раздел 1
Внешние интересы или активы
1.1. В активах организации?
1.2. В другой компании, находящейся в деловых отношениях с организацией (контрагенте, подрядчике, консультанте, клиенте и т.п.)?
1.3. В компании или организации, которая может быть заинтересована или ищет возможность построить деловые отношения с организацией или ведет с ней переговоры?
1.4. В деятельности компании-конкуренте или физическом лице-конкуренте организации?
1.5. В компании или организации, выступающей стороной в судебном или арбитражном разбирательстве с организацией?
3.1. В компании, находящейся в деловых отношениях с организацией?
3.2. В компании, которая ищет возможность построить деловые отношения с организации, или ведет с ней переговоры?
3.3. В компании-конкуренте организации?
3.4. В компании, выступающей или предполагающей выступить стороной в судебном или арбитражном разбирательстве с организацией?
Личные интересы и честное ведение бизнеса
Взаимоотношения с государственными служащими
Инсайдерская информация
Ресурсы организации
Равные права работников
Подарки и деловое гостеприимство
Другие вопросы
Если Вы ответили «ДА» на любой из вышеуказанных вопросов, просьба изложить ниже подробную информацию для всестороннего рассмотрения и оценки обстоятельств.
Раздел 2
Декларация о доходах
Заявление
Настоящим подтверждаю, что я прочитал и понял все вышеуказанные вопросы, а мои ответы и любая пояснительная информация являются полными, правдивыми и правильными.
Подпись: __________________ ФИО:_______________________
Раздел 3
Достоверность и полнота изложенной в Декларации информации мною проверена:
С участием (при необходимости):
Представитель руководителя организации _____________________________________________
Представитель Департамента внутреннего аудита __________________________________
Представитель службы безопасности _____________________________________________
Представитель юридической службы _____________________________________________
Представитель кадровой службы _________________________________________________
Решение непосредственного начальника по декларации
(подтвердить подписью):
Конфликт интересов не был обнаружен
Я не рассматриваю как конфликт интересов ситуацию, которая, по мнению декларировавшего их работника, создает или может создать конфликт с интересами организации
Я ограничил работнику доступ к информации организации, которая может иметь отношение к его личным частным интересам работника
[указать какой информации]
Я отстранил (постоянно или временно) работника от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов
[указать, от каких вопросов]
Я пересмотрел круг обязанностей и трудовых функций работника
[указать каких обязанностей]
Я временно отстранил работника от должности, которая приводит к возникновению конфликта интересов между его должностными обязанностями и личными интересами
Я перевел работника на должность, предусматривающую выполнение служебных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов
Я ходатайствовал перед вышестоящим руководством об увольнении работника по инициативе организации за дисциплинарные проступки согласно действующему законодательству
Я передал декларацию вышестоящему руководителю для проверки и определения наилучшего способа разрешения конфликтов интересов в связи с тем, что ………………
Время публикации: 30.07.2019 10:49
Последнее изменение: 31.07.2019 10:02
© 2009-2021, Версия 2.15.18
Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов МКОУ Галкинская СОШ
1.2. Целью и задачами Положения является работа по предупреждению коррупционных правонарушений в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Галкинская средняя общеобразовательная школа ((далее Школа), своевременное выявление, регулирование, предотвращение конфликта интересов в деятельности работников Школы, ограничение влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции.
II. Порядок заполнения Декларации о конфликте интересов (далее Декларация)
2.1. Декларация содержит три раздела. Первый и второй разделы заполняются работником. Третий раздел заполняется директором Школы.
2.2. Работник обязан раскрыть информацию о каждом реальном или потенциальном конфликте интересов. Эта информация подлежит последующей всесторонней проверке директором в установленном порядке.
2.3. Декларация носит строго конфиденциальный характер (по заполнению) и предназначена исключительно для внутреннего пользования Школы.
2.4. Содержание Декларации не подлежит раскрытию каким-либо третьим сторонам и не может быть использовано ими в каких-либо целях.
2.5. Срок хранения Декларации составляет один год.
2.6. Работники Школы ежегодно в декабре заполняют Декларацию конфликта интересов (Приложение №1).
2.7. Также информация о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов представляется в виде декларации о конфликте интересов в следующих случаях:
— при приеме на работу;
— при назначении на новую должность;
-при возникновении конфликта интересов.
II. Порядок рассмотрения Декларации и принятия решений
3.1. Рассмотрение представленных сведений проводится конфиденциально.
3.2. Поступившая информация тщательно проверяется с целью оценки серьезности возникающих для Школы рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. В итоге этой работы выясняется: имеет место конфликт интересов или нет.
3.3. При наличии конфликта интересов Школа вправе использовать различные способы разрешения данного конфликта:
— ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;
— добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;
— пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;
— временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;
— перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;
— отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;
— увольнение работника из организации по инициативе работника;
— увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
3.4. Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности Школы и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.
ДЕКЛАРАЦИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
муниципального казенного общеобразовательного учреждения
Галкинская средняя общеобразовательная школа.
Перед заполнением настоящей декларации я ознакомился с Кодексом этики и служебного поведения работников МКОУ Галкинская СОШ, Антикоррупционной политикой, Положением о конфликте интересов и Памяткой об ограничениях, запретах и обязанностях работников МКОУ Галкинская СОШ, установленных в целях противодействиях коррупции.
(указывается ФИО и должность непосредственного начальника)
Приложение 5. Типовая декларация конфликта интересов
Типовая декларация конфликта интересов
Настоящая Декларация содержит три раздела. Первый и второй разделы заполняются работником. Третий раздел заполняется его непосредственным начальником. Работник обязан раскрыть информацию о каждом реальном или потенциальном конфликте интересов. Эта информация подлежит последующей всесторонней проверке начальником в установленном порядке.
Настоящий документ носит строго конфиденциальный характер (по заполнению) и предназначен исключительно для внутреннего пользования организации. Содержание настоящего документа не подлежит раскрытию каким-либо третьим сторонам и не может быть использовано ими в каких-либо целях. Срок хранения данного документа составляет один год. Уничтожение документа происходит в соответствии с процедурой, установленной в организации.
Перед заполнением настоящей декларации я ознакомился с Кодексом этики и служебного поведения работников организации, Антикоррупционной политикой, Положением о конфликте интересов и Положением «Подарки и знаки делового гостеприимства».
(указывается ФИО и должность непосредственного начальника)
От кого (ФИО работника, заполнившего Декларацию)
Декларация охватывает период времени
Необходимо внимательно ознакомиться с приведенными ниже вопросами и ответить «да» или «нет» на каждый из вопросов. Ответ «да» необязательно означает наличие конфликта интересов, но выявляет вопрос, заслуживающий дальнейшего обсуждения и рассмотрения непосредственным начальником. Необходимо дать разъяснения ко всем ответам «да» в месте, отведенном в конце первого раздела формы. При заполнении Декларации необходимо учесть, что все поставленные вопросы распространяются не только на Вас, но и на Ваших cупруга(у) (или партнера в гражданском браке), родителей (в том числе приемных), детей (в том числе приемных), родных и двоюродных братьев и сестер.
Внешние интересы или активы
1. Владеете ли Вы или лица, действующие в Ваших интересах, прямо или как бенефициар, акциями (долями, паями) или любыми другими финансовыми интересами:
1.1. В активах организации?
1.2. В другой компании, находящейся в деловых отношениях с организацией (контрагенте, подрядчике, консультанте, клиенте и т.п.)?
1.3. В компании или организации, которая может быть заинтересована или ищет возможность построить деловые отношения с организацией или ведет с ней переговоры?
1.4. В деятельности компании-конкуренте или физическом лице-конкуренте организации?
1.5. В компании или организации, выступающей стороной в судебном или арбитражном разбирательстве с организацией?
2. Если ответ на один из вопросов является «ДА», то имеется ли на это у Вас на это письменное разрешение от соответствующего органа организации, уполномоченного разрешать конфликты интересов, или менеджера, которому были делегированы соответствующие полномочия?
3. Являетесь ли Вы или лица, действующие в Ваших интересах, членами органов управления (Совета директоров, Правления) или исполнительными руководителями (директорами, заместителями директоров т.п.), а также работниками, советниками, консультантами, агентами или доверенными лицами:
3.1. В компании, находящейся в деловых отношениях с организацией?
3.2. В компании, которая ищет возможность построить деловые отношения с организации, или ведет с ней переговоры?
3.3. В компании-конкуренте организации?
3.4. В компании, выступающей или предполагающей выступить стороной в судебном или арбитражном разбирательстве с организацией?
4. Участвуете ли вы в настоящее время в какой-либо иной деятельности, кроме описанной выше, которая конкурирует с интересами организации в любой форме, включая, но не ограничиваясь, приобретением или отчуждением каких-либо активов (имущества) или возможностями развития бизнеса или бизнес проектами?
Личные интересы и честное ведение бизнеса
5. Участвовали ли Вы в какой-либо сделке от лица организации (как лицо принимающее решение, ответственное за выполнение контракта, утверждающее приемку выполненной работы, оформление, или утверждение платежных документов и т.п.), в которой Вы имели финансовый интерес в контрагенте?
6. Получали ли Вы когда-либо денежные средства или иные материальные ценности, которые могли бы быть истолкованы как влияющие незаконным или неэтичным образом на коммерческие операции между организацией и другим предприятием, например, плату от контрагента за содействие в заключении сделки с организацией?
7. Производили ли Вы когда-либо платежи или санкционировали платежи организации, которые могли бы быть истолкованы как влияющие незаконным или неэтичным образом на коммерческую сделку между организацией и другим предприятием, например, платеж контрагенту за услуги, оказанные организации, который в сложившихся рыночных условиях превышает размер вознаграждения, обоснованно причитающегося за услуги, фактически полученные организацией?
Взаимоотношения с государственными служащими
8. Производили ли Вы когда-либо платежи, предлагали осуществить какой-либо платеж, санкционировали выплату денежных средств или иных материальных ценностей, напрямую или через третье лицо государственному служащему, кандидату в органы власти или члену политической партии для получения необоснованных привилегий или оказания влияния на действия или решения, принимаемые государственным институтом, с целью сохранения бизнеса или приобретения новых возможностей для бизнеса организации?
9. Раскрывали ли Вы третьим лицам какую-либо информацию об организации: (1) которая могла бы оказать существенное влияние на стоимость ее ценных бумаг на фондовых биржах в случае, если такая информация стала бы широко известна; (2) с целью покупки или продажи третьими лицами ценных бумаг организации на фондовых биржах к Вашей личной выгоде или выгоде третьих лиц?
10. Раскрывали ли Вы в своих личных, в том числе финансовых, интересах какому-либо лицу или компании какую-либо конфиденциальную информацию (планы, программы, финансовые данные, формулы, технологии и т.п.), принадлежащие организации и ставшие Вам известными по работе или разработанные Вами для организации во время исполнении своих обязанностей?
11. Раскрывали ли Вы в своих личных, в том числе финансовых, интересах какому-либо третьему физическому или юридическому лицу какую-либо иную связанную с организацией информацию, ставшую Вам известной по работе?
12. Использовали ли Вы средства организации, время, оборудование (включая средства связи и доступ в Интернет) или информацию таким способом, что это могло бы повредить репутации организации или вызвать конфликт с интересами организации?
13. Участвуете ли Вы в какой-либо коммерческой и хозяйственной деятельности вне занятости в организации (например, работа по совместительству), которая противоречит требованиям организации к Вашему рабочему времени и ведет к использованию к выгоде третьей стороны активов, ресурсов и информации, являющимися собственностью организации?
Равные права работников
14. Работают ли члены Вашей семьи или близкие родственники в организации, в том числе под Вашим прямым руководством?
15. Работает ли в организации какой-либо член Вашей семьи или близкий родственник на должности, которая позволяет оказывать влияние на оценку эффективности Вашей работы?
16. Оказывали ли Вы протекцию членам Вашей семьи или близким родственникам при приеме их на работу в организацию; или давали оценку их работе, продвигали ли Вы их на вышестоящую должность, оценивали ли Вы их работу и определяли их размер заработной платы или освобождали от дисциплинарной ответственности?
Подарки и деловое гостеприимство
17. Нарушали ли Вы требования Положения «Подарки и знаки делового гостеприимства»?
18. Известно ли Вам о каких-либо иных обстоятельствах, не указанных выше, которые вызывают или могут вызвать конфликт интересов, или могут создать впечатление у Ваших коллег и руководителей, что Вы принимаете решения под воздействием конфликта интересов?
Если Вы ответили «ДА» на любой из вышеуказанных вопросов, просьба изложить ниже подробную информацию для всестороннего рассмотрения и оценки обстоятельств.
Декларация о доходах
19. Какие доходы получили Вы и члены Вашей семьи по месту основной работы за отчетный период?
20. Какие доходы получили Вы и члены Вашей семьи не по месту основной работы за отчетный период?
Настоящим подтверждаю, что я прочитал и понял все вышеуказанные вопросы, а мои ответы и любая пояснительная информация являются полными, правдивыми и правильными.
Достоверность и полнота изложенной в Декларации информации мною проверена:
С участием (при необходимости):
Решение непосредственного начальника по декларации (подтвердить подписью):
Конфликт интересов не был обнаружен
Я не рассматриваю как конфликт интересов ситуацию, которая, по мнению декларировавшего их работника, создает или может создать конфликт с интересами организации
Я ограничил работнику доступ к информации организации, которая может иметь отношение к его личным частным интересам работника
[указать какой информации]
Я отстранил (постоянно или временно) работника от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов
[указать, от каких вопросов]
Я пересмотрел круг обязанностей и трудовых функций работника
[указать каких обязанностей]
Я временно отстранил работника от должности, которая приводит к возникновению конфликта интересов между его должностными обязанностями и личными интересами
Я перевел работника на должность, предусматривающую выполнение служебных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов
Я ходатайствовал перед вышестоящим руководством об увольнении работника по инициативе организации за дисциплинарные проступки согласно действующему законодательству
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конфликт интересов в госзакупках – взгляд ВС РФ
В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием. Так, понятие «конфликт интересов» охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:
Разбору неоднозначных ситуаций, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, связанных с применением п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, посвящен Обзор от 28 сентября, утвержденный Президиумом ВС РФ (далее – Обзор).
Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с конфликтом интересов в закупках, – в материале.
Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки
По мнению судов, участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе. Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации (абз. 7 п. 1 Обзора).
При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона (абз. 7 п. 1 Обзора)
В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе.
Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?
О том, может ли заказчик отказать участнику в допуске к участию в аукционе, если первая часть заявки подана на фирменном бланке и содержит в том числе рекламную информацию, узнайте из «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный
доступ на 3 дня!
Это касается электронных способов определения поставщика.
Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.
По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе (п. 9 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 закона о контрактной системе, абз. 4-5 п. 2 Обзора).
Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица
Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.
Суды при этом отмечают, что положения закона о контрактной системе, касающиеся конфликта интересов, следует применять с учетом принципов гласности и прозрачности закупок, направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции (ст. 6, ст. 8 закона о контрактной системе). Более того, эти нормы корреспондируют п. 1-2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в которых закреплены аналогичные требования.
Таким образом, отмечают авторы Обзора, допуск к закупке ее участника при таких условиях может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика и нарушению порядка определения победителя закупки (абз. 9 п. 3 Обзора).
В то же время, если полномочия, к примеру, заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям ее руководителя и не позволяют влиять на ход закупочного процесса, то при таких условиях оснований для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика в аналогичной ситуации нет (абз. 11-13 п. 3 Обзора).
Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика
Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.
Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо (абз. 8 п. 4 Обзора).
ВС РФ подчеркнул, что не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.
Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя
Речь идет о ситуациях, когда основание, свидетельствующее о конфликте интересов, возникает уже в ходе процедур определения поставщика. Суды полагают, что такой предприниматель не может участвовать в закупке и ссылаются на недопущение нарушения конкуренции при осуществлении закупок (ст. 8 закона о контрактной системе). При этом доводы о том, что на момент подачи заявки условия для конфликта интересов отсутствовали, на решение судей об отмене результатов закупки не повлияют. «Обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок», – подчеркивают авторы документа (абз. 10 п. 5 Обзора).
В то же время обратная ситуация, когда участник закупки не соответствовал требованиям закона на момент подачи заявки, однако в момент определения победителя конфликт интересов между ним и заказчиком устранен – не имеет правового значения. Суды аналогичным образом исходят из того, что соблюдение требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо с момента подачи участниками закупки заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, и до момента выявления поставщика (абз. 5 п. 6 Обзора).
Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов
При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.
Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования. Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи (ч. 8-9 ст. 31 закона о контрактной системе, абз. 6-7 п. 7 Обзора).
Между тем, повторно рассматривать заявки участников закупки в случае обнаружения в отношении одного из них конфликта интересов нет необходимости. Более того, подобные действия комиссии по осуществлению закупок будут противоречить законодательству о контрактной системе. При этом суды исходят из того, что после составления протокола рассмотрения заявок заказчики уже не вправе ни заменить «скомпрометированного» члена комиссии, ни признать заявку участника закупки несоответствующей установленным документацией о закупке требованиям. Единственным правильным решением заказчика в такой ситуации будет отстранение участника от участия в определении поставщика (ч. 9 ст. 31, ч. 6 ст. 39, ч. 6 ст. 69 закона о контрактной системе, абз. 6 п. 8 Обзора).
Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным
ГК РФ называет оспоримой сделку, которая нарушает требования закона или иного правового акта (п. 1 ст. 168 ГК РФ). В то же время, если сделка не только является противозаконной, но и при этом посягает на публичные интересы либо права третьих лиц, то по общему правилу она является ничтожной (п. 2 ст. 168 ГК РФ). При этом ранее ВС РФ разъяснил, что посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Одновременно законодательство о контрактной системе запрещает заказчикам и участникам закупок совершать любые действия, которые противоречат требованиям закона о контрактной системе, в том числе если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе).
Следовательно, контракт, заключенный в условиях конфликта интересов, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, а значит, посягает на публичные интересы, заключили судьи (абз. 7 п. 9 Обзора).
Авторы Обзора также добавляют, что по смыслу ст. 167 ГК РФ, вследствие недействительности контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом отмечается, что применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки (абз. 8 п. 9 Обзора).
Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет
Суды допускают возможность выявления заказчиками нарушений, допущенных при заключении контракта, уже в процессе его исполнения. Между тем суды не только вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если стало известно о нарушениях, которые допустил участник закупки и которые позволили ему стать победителем, но и обязаны сделать это (ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
При этом отмечается, что несоблюдение требования об отсутствии конфликта интересов влечет ничтожность государственного контракта, а правило об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки (п. 1-2 ст 167, п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 15 ст. 95 закона о контрактной системе).
Кроме того, отмечают судьи, заказчики, проводя оценку добропорядочности потенциальных контрагентов, вправе выходить за рамки тех сведений, которые были предоставлены участниками закупки (абз. 7 п. 10 Обзора).