декларация о государственном суверенитете казахской сср распад ссср и образование снг
ПЕРВЫЙ ШАГ К НЕЗАВИСИМОСТИ: 30-ЛЕТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ О СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ ССР
25 октября 1990 года постановлением Верховного Совета КазССР XII созыва был принят исторический документ – Декларация «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики». Она стала правовым началом движения Казахстана к подлинной независимости.
В связи с усиливающимися процессами дезинтеграции в СССР 24 апреля 1990 года на сессии Верховного Совета Казахской ССР с целью коренного изменения управления страной был принят Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в конституцию Казахской ССР». Введение института президентской власти стало первым серьезным шагом Казахстана как союзной республики в составе Советского Союза к реальному суверенитету. В этот же день Верховным Советом на безальтернативной основе на пост Президента Казахской ССР был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев, занимавший в тот момент должность Первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР.
Одним из первых действий Н.А. Назарбаева на посту Президента Казахской ССР стало создание Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР».
Разработка документа, ставшего предтечей оформления полной государственной независимости Казахстана, протекала в условиях царившего на пространстве советской империи экономического и политического хаоса. Как известно, руководство Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие Казахстаном Декларации о государственном суверенитете, поэтому, разработка этого судьбоносного для народа Казахстана политико-правового документа стала актом гражданского мужества.
16 октября 1990 года, за десять дней до оглашения Декларации, Президент Казахской ССР, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Н.А. Назарбаев принял участие в заседании Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва. В своем выступлении относительно проекта Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» он заявил: «… нельзя согласиться с теми, кто хочет убрать из Декларации не только вопрос о национальной государственности в республике, но и слова о казахском народе. Мы рискуем быть неправильно понятыми казахским народом, который в данном случае будет поставлен в неравное положение с другими нациями СССР. Возьмите любую из аналогичных деклараций союзных республик – везде присутствует положение о национальной государственности. Политически неверно изымать этот тезис из нашего документа только лишь на том основании, что численность казахского населения на территории республики не является преобладающей. Казахский народ, на протяжении всей своей истории доказавший приверженность идеям интернационализма, не заслужил подобного к себе отношения. Как, впрочем, и любой другой народ».
В тот же день на вечернем пленарном заседании II сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Н.А. Назарбаев принял активное участие в постатейном рассмотрении доработанного проекта Декларации.
В процессе поименного голосования за документ проголосовал 261 депутат, против – 18, воздержались – 2, один депутат не проголосовал. По результатам голосования Верховный Совет принял в целом Декларацию «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики».
Принятая Декларация состояла из 17 пунктов.
В Декларации впервые провозглашался статус Казахской ССР как суверенного государства, которое добровольно объединяется с другими суверенными республиками в союз и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Впервые в отечественной истории в качестве цели развития страны объявлялось создание демократического правового государства, тем самым были заложены основы для формирования гражданского общества. Впервые в нормативном законодательном акте социалистического государства отсутствовал классовый подход к определению основы государства и были исключены понятия «рабочие», «крестьяне» и «интеллигенция».
В Декларации единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР объявлялся народ Казахстана. В свою очередь, народ Казахстана составляли граждане республики всех национальностей.
В Декларации было отражено стремление к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, заложены принципы экологической безопасности, запрещающие деятельность и функционирование объектов, являющихся источниками экологической опасности.
Декларация закрепила одну из важнейших задач Казахской ССР – охрану, защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане.
Территория Казахской ССР объявлялась неделимой и неприкосновенной и не могла быть использована без ее согласия.
Впервые в Декларации было закреплено верховенство государственной власти, ее самостоятельность и полнота внутри республики, а также во внешних сношениях, право приостанавливать на своей территории действие актов высших органов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики.
Был провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Казахской ССР являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом Казахской ССР, а высшая судебная власть принадлежала Верховному суду Казахской ССР.
В Декларации также впервые были определены ключевые государственно-правовые нормы конституционного значения:
– принцип верховенства Конституции и законов Казахской ССР на территории Казахской ССР (статья 8);
– принцип исключительной собственности Казахской ССР на все национальное богатство, имеющееся на ее территории, и составляющее основу суверенитета республики (статья 9);
– право Казахской ССР выступать самостоятельным субъектом международных отношений и самостоятельно определять внешнюю политику в своих интересах (статья 14).
В Декларации были закреплены все атрибуты государственного суверенитета Казахстана: собственные территория и гражданство, гражданское и национальное равноправие, верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти внутри республики, верховенство национальной Конституции и законов, многообразие форм собственности, собственный государственный бюджет и финансово-кредитная система, право на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, право самостоятельного субъекта международных отношений, а также наличие символов государственного суверенитета – герба, флага и гимна.
Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» стала первым в новейшей отечественной истории актом конституционного значения, который определил Казахстан как самостоятельное, суверенное государство. Она положила начало процессу формирования суверенной казахской государственности и послужила основой для создания национального законодательства.
16 декабря 1991 года на основе принципов Декларации был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Дата принятия Конституционного закона в Казахстане отмечается как «День Независимости».
Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года наряду с Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года заложила конституционно-правовой фундамент нового независимого государства и явилась основополагающим законодательным актом на пути оформления государственной независимости Казахстана.
Основные государственно-правовые и социально-политические идеи, заложенные в них, отразились в Конституциях Республики Казахстан 1993 и 1995 годов и в законодательных актах, реализующих статус Республики как суверенного государства.
О Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики
Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 25 октябpя 1990 г. № 307-XII.
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Принять Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.
Председатель Верховного Совета Казахской ССР | Е.Асанбаев |
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,
выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,
считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,
признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,
осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,
провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.
Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.
7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.
Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.
Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.
8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.
Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.
В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.
Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.
10. Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.
Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.
11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организации охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.
Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военнопромышленного комплекса.
12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.
Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.
13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.
Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.
14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.
Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.
15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.
17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.
Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики (Алма-Ата, 25 октября 1990 года)
ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,
выражая волю народа Казахстана,
стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,
считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,
признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,
осознавая ответственность за судьбу казахской нации,
исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,
провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.
Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.
Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.
Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.
Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.
Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.
Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.
Декларация о государственном суверенитете казахской сср распад ссср и образование снг
Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.
Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.
Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.
М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.
Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.
Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного
Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. 1990г. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. 1990г.
55 Распад СССР и образованиеСодружестваНезависимыхГосударств (СНГ).Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.
Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.
М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.
21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного