декларация о намерениях инвестирования в строительство морского порта
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Каков порядок обращения потенциальных инвесторов по вопросам реализации инвестиционных проектов по созданию морского портового терминала и возможного оказания проекту государственной поддержки?
Для принятия решения о возможности и целесообразности реализации упомянутых проектов необходимо подготовить и направить в Росморречфлот Ходатайство (Декларацию) о намерениях инвестирования, подготовленное в соответствии с Типовым положением по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденным письмом Минстроя России от 17.03.1997 No 9-4/29. В ходе разработки и согласования Ходатайства инвестор может совместно с ФГУП «Росморпорт» проработать вопросы реализации проекта на основе инвестиционных соглашений, а также обратиться в федеральные органы исполнительной власти по вопросам поддержки проекта, в том числе представив пакет документов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 No 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения».
Сведения, предоставляемые с упомянутым Ходатайством, используются для составления объективного заключения о потенциальном влиянии проекта на социально-экономическую, экологическую и транспортную среду региона, его актуальность для функционирующих предприятий и потенциальных грузополучателей.
Необходимо отметить, что Росморречфлот рассматривает представленные материалы также с учетом имеющейся пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам региона в рамках проработки вопросов синхронизации планов развития портовой и железнодорожной транспортной инфраструктур.
Декларация о намерениях инвестирования в строительство морского порта
от 16 февраля 2019 года N 157
Правила подготовки и принятия решения о создании морского порта
1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки и принятия решения о создании морского порта.
2. Создание морского порта осуществляется на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
3. Решение о создании морского порта должно содержать:
а) сведения о морском порте и планируемых к строительству и включению в его состав морских терминалах, их местоположении, соответствующие сведениям, определенным в текстовой части схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения;
б) поручение Министерству экономического развития Российской Федерации о представлении в 2-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта акта о присвоении наименования морскому порту в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов»;
в) поручение Министерству транспорта Российской Федерации о представлении в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекта акта об установлении границ морского порта в соответствии с Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Решение о создании морского порта также может содержать следующие сведения:
а) о мероприятиях, связанных с образованием земельных участков для размещения объектов инфраструктуры морского порта;
б) о мероприятиях, связанных с созданием искусственных земельных участков;
в) о мероприятиях, связанных со строительством объектов капитального строительства, относящихся к объектам инфраструктуры морского порта;
г) о других мероприятиях, связанных с созданием морского порта.
5. Создание морского порта осуществляется при наличии совокупности следующих условий:
а) планируемые к строительству объекты инфраструктуры морского порта в совокупности образуют как минимум 2 морских терминала;
б) удаленность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта от ближайшего морского порта составляет не менее 300 километров и транспортное сообщение с этими объектами от ближайшего морского порта для автотранспортных средств отсутствует или затруднено;
в) проектная мощность планируемых к строительству объектов инфраструктуры морского порта в совокупности составляет не менее 5 млн. тонн в год;
г) планируемая продолжительность функционирования объектов инфраструктуры морского порта составляет не менее 25 лет.
7. Инициаторами создания морского порта могут выступать федеральные органы исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, которые планируют реализовать проект по строительству объектов инфраструктуры морского порта в целях выполнения операций по обслуживанию судов, пассажиров, операций с грузами и оказания других услуг, обычно оказываемых в морском порту.
8. Предложение о создании морского порта направляется инициатором создания морского порта в Федеральное агентство морского и речного транспорта в электронном виде или на бумажном носителе с приложением следующих материалов:
а) сведения об инициаторе создания морского порта, в том числе:
б) копия свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя или юридического лица);
в) информация, подтверждающая соответствие сведений о морском порте и планируемых к строительству и включению в его состав морских терминалах и их местоположении сведениям, определенным в текстовой части схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (с указанием соответствующей структурной единицы этой текстовой части);
г) сведения о согласовании Федеральным агентством морского и речного транспорта ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта;
д) карта-схема, отображающая планируемое расположение морского порта на местности;
е) обоснование целесообразности создания морского порта с учетом соответствия условиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
9. Федеральное агентство морского и речного транспорта в срок не позднее 15 рабочих дней со дня поступления материалов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, проверяет их комплектность, а также соответствие содержащихся в представленных документах сведений законодательству Российской Федерации и условиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
При отсутствии замечаний к комплектности материалов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, а также соответствии содержащихся в представленных документах сведений законодательству Российской Федерации и условиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил (подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил для случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил), Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение о целесообразности создания морского порта и в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения осуществляет подготовку соответствующего заключения, которое направляет в электронном виде и на бумажном носителе в Министерство транспорта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.
При наличии замечаний к комплектности материалов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, и (или) при несоответствии содержащихся в представленных документах сведений законодательству Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение об отказе в рассмотрении предложения о создании морского порта, информацию о котором с обоснованием его принятия направляет в электронном виде или на бумажном носителе инициатору создания морского порта в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При несоответствии содержащихся в материалах, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, сведений условиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил (подпунктом «г» пункта 5 настоящих Правил для случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил), Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решение о нецелесообразности создания морского порта и осуществляет подготовку соответствующего заключения, информацию о котором с обоснованием его принятия направляет в электронном виде или на бумажном носителе инициатору создания морского порта в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
10. Министерство транспорта Российской Федерации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления материалов, указанных в абзаце втором пункта 9 настоящих Правил, осуществляет подготовку проекта акта Правительства Российской Федерации о создании морского порта и направляет его на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется создание морского порта.
11. После завершения процедур согласования, указанных в пункте 10 настоящих Правил, Министерство транспорта Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о создании морского порта.
Порядок взаимодействия с инвесторами
Порядок подготовки и заключения инвестиционных соглашений
с потенциальными инвесторами
Для реализации совместного инвестиционного проекта частного инвестора с ФГУП «Росморпорт» потенциальному инвестору необходимо представить в Росморречфлот и ФГУП «Росморпорт» декларацию (ходатайство) о намерениях инвестирования в строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры морского порта (далее – Декларация о намерениях), оформленную в соответствии со стандартом предприятия СтО 14649425-0002-2016 «Положение о порядке разработки и согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта», утвержденным приказом ФГУП «Росморпорт» от 24.06.2016 № 294.
В процессе рассмотрения Декларации о намерениях и принятия решения о возможности реализации инвестиционного проекта документы, представленные потенциальным инвестором, оцениваются по следующим основным критериям:
Накопленный ФГУП «Росморпорт» опыт успешной реализации различных по сложности инвестиционных проектов по развитию объектов прибрежно-портовой инфраструктуры характеризует предприятие как стабильного и надежного партнера – гаранта достижения поставленной цели как в интересах частных компаний, так и государства.
В качестве примеров практически реализованных инвестиционных проектов в форме с участием ФГУП «Росморпорт» можно выделить следующие:
• Строительство зернового терминала в морском порту Туапсе по перевалке зерновых грузов проектной мощностью 2 млн. тонн зерна в год.
Инвестор проекта – ОАО «Туапсинский морской торговый порт».
Объемы капитальных вложений: ОАО «Туапсинский морской торговый порт» – 1 800 млн руб., ФГУП «Росморпорт» – 119,5 млн руб.
Целью реализации проекта являлось увеличение перегрузочных мощностей ОАО «Туапсинский морской торговый порт», расширение номенклатуры перегружаемого груза и качества оказываемых услуг, повышение экологической безопасности перегрузочного комплекса в морском порту Туапсе.
• Строительство и эксплуатация глубоководного причала № 1А для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов в морском порту Туапсе проектной мощностью 7 млн тонн в год.
Инвестор проекта – ОАО «НК «Роснефть».
Объемы капитальных вложений: ОАО «НК «Роснефть» – почти 4 830 млн руб., ФГУП «Росморпорт» – свыше 959 млн руб.
Целью реализации проекта является увеличение объемов перевалки наливных грузов в морском порту Туапсе на 7 млн тонн в год.
• Строительство второй очереди комплекса по перевалке маслосодержащих культур в пос. Волочаевское Калининградской области мощностью 3 млн тонн.
Инвестор проекта – ЗАО «Содружество-Соя».
Объем капитальных вложений: ЗАО «Содружество-Соя» – почти 1,1 млрд руб., ФГУП «Росморпорт» – более 517 млн руб.
Целью реализации проекта стало увеличение объемов перевалки маслосодержащих культур в морском порту Калининград на 3 млн тонн в год.
ФГУП «Росморпорт» приглашает все заинтересованные российские и иностранные компании и организации, а также индивидуальных предпринимателей к перспективному взаимовыгодному сотрудничеству в сфере развития морских портов России.
Инвесторов заставят исполнять соглашения по модернизации портов
Как следует из документа, соглашение о реализации инвестиционного проекта должно включать «обязательства инвестора осуществить деятельность, предусмотренную соглашением, в установленные соглашением сроки; обязательства инвестора осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением».
Также в закон предполагается включить ответственность инвестора за неисполнение принятых обязательств по реализации инвестпроектов. Основаниями для наступления ответственности будут считаться невыполнения инвестором деятельности в сроки, предусмотренные соглашением и отсутствие предусмотренных инвестиций, в объеме и сроки, предусмотренные соглашением.
В частности, из-за отсутствия возможности финансирования инвесторами приостановлена реализация 4 проектов на Дальнем Востоке и 2 проектов в Азово-Черноморском бассейне. При этом законодательные механизмы урегулирования взаимоотношений с инвестором, не реализующим проект в установленный срок, отсутствуют, подчеркивают в Минтрансе.
Строительство или реконструкция объектов инфраструктуры морского порта выполняется на основании декларации, разработанной инвестором и согласованной Росморречфлотом. Документ разрабатывается в соответствии с Типовым положением по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений.
Как предполагается, законопроект вступит в силу через полгода после его официального опубликования.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»
Документ является поправкой к
Принят Государственной Думой 17 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557) следующие изменения:
1) дополнить статьей 6 2 следующего содержания:
2. Содержание, форма, порядок разработки, утверждения и согласования инвестиционной декларации, в том числе основания для отказа в согласовании указанной декларации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Инвестиционная декларация согласовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, а также при наличии условий, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 4 статьи 6 3 настоящего Федерального закона, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, на территории которых планируется реализация проекта создания объектов инфраструктуры морского порта (за исключением случаев, если указанные органы выступают в качестве инвесторов такого проекта).
5. В случае, если инвестиционная декларация предусматривает в том числе создание железнодорожных путей необщего пользования и (или) увеличение пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (их строительство, модернизацию и (или) реконструкцию), инвестиционная декларация согласовывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, с учетом заключения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, содержащего информацию о пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) о потребности в увеличении пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации.
6. Согласование инвестиционной декларации является основанием для включения мероприятий по созданию объектов инфраструктуры морского порта в инвестиционную программу организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта.»;
2) дополнить статьей 6 3 следующего содержания:
2. Соглашение не заключается в следующих случаях:
1) создание объектов инфраструктуры морского порта, указанных в инвестиционной декларации, не предусматривает расходование денежных средств бюджетной системы Российской Федерации, и (или) организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и (или) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и исполнение обязательств, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 4 настоящей статьи;
2) не предполагается создание объектов инфраструктуры морского порта, которые в соответствии с частью 1 статьи 29 настоящего Федерального закона могут находиться исключительно в федеральной собственности;
3) предполагается создание объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на побережье акватории Северного морского пути.
4. Существенными условиями соглашения являются:
1) обязательство инвестора осуществить проектирование и создание объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться в частной собственности, ввод указанных объектов в эксплуатацию в установленные соглашением сроки;
2) обязательство инвестора осуществить финансовое и организационное обеспечение перевалки грузов в объеме не менее указанного в соглашении объема с соблюдением требований по обеспечению защиты морской среды от загрязнения и экологических требований с момента введения объекта инфраструктуры морского порта в эксплуатацию. Объекты инфраструктуры морского порта, обязательство по проектированию, созданию и вводу в эксплуатацию которых является существенным условием соглашения, могут передаваться во владение и (или) в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при условии их обременения обязательством по исполнению условия соглашения, определенного настоящим пунктом;
3) обязательство инвестора осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением;
4) обязательство инвестора, возникающее после завершения проектных работ и получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, по предоставлению обеспечения исполнения соглашения на сумму средств, равную объему средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо средств организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, в том числе капитальных вложений, направляемых на создание объектов государственной собственности в целях реализации мероприятий инвестиционной декларации и определяемых в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Обеспечение исполнения соглашения может предоставляться инвестором в виде обеспечительного платежа, банковской гарантии или поручительства. Поручительство принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, при условии соответствия лица, имеющего намерение стать поручителем, критериям, определяемым Правительством Российской Федерации. Выбор способа обеспечения исполнения соглашения, предусмотренного настоящей статьей, осуществляется инвестором самостоятельно. Стороны вправе в соглашении предусмотреть условия поэтапного предоставления обеспечения соглашения. В ходе исполнения соглашения инвестор вправе изменить способ его обеспечения и предоставить взамен ранее предоставленного обеспечения соглашения новое обеспечение, уменьшенное на размер исполненных обязательств;
5) обязательство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, по передаче инвестору в аренду находящихся в федеральной собственности земельных участков, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
6) обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по передаче инвестору в аренду находящихся в его собственности земельных участков, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
7) обязательство исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по передаче инвестору в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на территории которых планируется создание объектов инфраструктуры морского порта федерального значения, либо земельных участков, право собственности на которые не разграничено, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;
8) перечень объектов инфраструктуры морского порта, финансирование создания которых будет осуществляться за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо за счет средств организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, либо за счет инвестиций в рамках реализации инвестиционной программы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» или программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги», внебюджетных источников финансирования;
9) срок действия соглашения;
10) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения соглашения;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению, в том числе ответственность инвестора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проектированию и созданию объектов инфраструктуры морского порта, за ввод объектов инфраструктуры морского порта в эксплуатацию с нарушением сроков, установленных соглашением, за неосуществление, неполное или несвоевременное осуществление инвестором инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением, за необеспечение перевалки грузов в объеме, указанном в соглашении. Виды и размер ответственности инвестора устанавливаются соглашением в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
12) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, которые стороны признали существенными.
5. Существенными нарушениями условий соглашения являются:
1) нарушение инвестором обязательства, предусмотренного пунктом 2 части 4 настоящей статьи, в случае, если инвестором в период действия соглашения два и более раза в течение пяти лет не обеспечивалось девяносто процентов величины годового объема перевалки грузов, установленного в соглашении, в случае, если инвестор не докажет, что надлежащее исполнение им обязательства оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по не зависящим от инвестора обстоятельствам, вследствие которых исполнение соглашения без изменения его условий невозможно;
3) иные действия сторон соглашения, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения.
6. В ходе исполнения соглашения стороны вправе внести в него изменения в следующих случаях:
1) после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, если по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации объектов инфраструктуры морского порта целевые результаты (показатели) инвестиционного проекта будут отличаться от указанных в инвестиционной декларации;
2) при изменении указанных в соглашении номенклатуры и объема грузов по не зависящим от инвестора обстоятельствам;
3) при изменении пропускной способности участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на десять и более процентов от показателей, предусмотренных соглашением;
4) при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, послуживших препятствием к исполнению или надлежащему исполнению обязательств, предусмотренных соглашением.
7. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 6 настоящей статьи, инвестор имеет право направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, заявление о внесении в соглашение изменений в части изменения объема перевалки грузов. Порядок и сроки согласования указанных изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
2. Действие положений статей 6 2 и 6 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин